Научная статья на тему 'Профессиональный риск как педагогическая категория'

Профессиональный риск как педагогическая категория Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
350
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСК / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РИСК / СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОНЦЕПЦИЯ РИСКА / ПРИЕМЛЕМАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL RISK / STAKEHOLDER / THE CONCEPT OF RISK / ACCEPTABLE SECURITY / PROFESSIONAL IDENTITY / PROFESSIONAL MOBILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Половнева Елена Юрьевна

Рассматриваются подходы к пониманию профессиональных рисков. Обосновывается структура профессиональных рисков. Раскрывается содержание и возможности оценки степени профессионального риска

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional Risk as the Pedagogical Category

The article examines the approaches to the understanding of professional risks. The structure of professional risks is observed. The content and possibility to assess the ex-tent of occupational risk are described

Текст научной работы на тему «Профессиональный риск как педагогическая категория»

УДК 378

Половнева Елена Юрьевна Elena Polovneva

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РИСК КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

PROFESSIONAL RISK AS THE PEDAGOGICAL CATEGORY

Рассматриваются подходы к пониманию профессиональных рисков. Обосновывается структура профессиональных рисков. Раскрывается содержание и возможности оценки степени профессионального риска

Елючевые слова: риск, профессиональный риск, субъект деятельности, концепция риска, приемлемая безопасность, профессиональная идентичность, профессиональная мобильность

The article examines the approaches to the understanding of professional risks. The structure of professional risks is observed. The content and possibility to assess the ex-tent of occupational risk are described

Key words: risk, professional risk, stakeholder, the concept of risk, acceptable security, professional identity, professional mobility

Становление человека как самоценного субъекта бытия является основной целью, необходимым условием и ресурсом цивилизационного развития. Однако по мере развития культуры, техники, технологий, что сопряжено со стохастичностью экономических, политических и социальных процессов, с ростом влияния случайности, неопределенности, вариативности отношений в социуме, возрастают профессиональные риски. Риск становится существенной чертой современного общества, проявляющейся в различных областях общественной жизни: в экономике, политике, науке, творчестве, медицине, предпринимательстве, спорте. Развитие и реализация человеческого потенциала в настоящее время рассматриваются как ориентир и показатель развития государства, поэтому изучение рисков становится насущной потребностью. Исходя из этого, в условиях глобализации стратегия образования направлена на поиск новых мировоззренческих ориентаций, обоснование разумной модели человеческой жизнедеятельности, в которой обозначены целенаправленные действия по

ограничению или минимизации рисков в системе субъект-субъектных отношений.

Поэтому цель исследования состоит в анализе и систематизация имеющихся наработок в сфере риска, что обеспечит в дальнейшем формирование теоретического и практического базиса в виде системы профессиональных компетенций работников социальной сферы по профилактике рисков. Это позволит повысить эффективность и надежность профессиональной деятельности в России, что в свою очередь окажет позитивное влияние на устойчивое развитие государства.

Слово «риск» испано-португальского происхождения и означает «подводная скала», т.е. опасность.

Согласно словарю В.И. Даля, слово «рисковать» (фр.) объясняется как «1) пускаться наудачу, на неверное дело, наудалую, отважиться, идти на авось, делать что-то без верного расчета, подвергаться случайности, действовать смело, предприимчиво, надеясь на счастье, ставить на кон (от игры); 2) (что или о чем) подвергаться чему, известной опасности, превратности,

неудаче; 3) рискованье, риск-отвага, смелость, решительность, предприимчивость, действие наудачу; 4) рисковое дело — неверное, отважное; рискователь — рискующий, отважный человек».

Итак, риск рассматривается как активное действие отважного, смелого, решительного субъекта в условиях неопределенности.

В психологическом словаре В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова риск (от англ. risk) определяется как действие, направленное на привлекательную цель, достижение которой сопряжено с элементом опасности, угрозой потери, неуспеха. Ситуация риска предполагает возможность выбора из двух альтернативных вариантов поведения — рискованного и надежного, т.е. гарантирующего сохранение достигнутого.

В.И. Зубков многообразие трактовок риска в отечественных и зарубежных работах объединяет в следующие три группы. В первой риск понимается как специфический процесс выбора вариантов действия: выбор альтернатив в ситуации неопределенности; выбор действия, исход которого определяется случаем; единство обстоятельств и индивидуально-групповых предпочтений (критериев оценки ситуации), на основе которых принимается оперативное решение. Во второй группе риск раскрывается через непосредственное действие субъекта: действие наудачу в надежде на счастливый исход; образ действий в неясной, неопределенной обстановке; поведение при наличии опасности, угрозы. В третьей акцентируется внимание на вероятности отрицательного характера последствий: вероятность ошибки или неуспеха в ситуации с несколькими альтернативами; ущерб, связанный с реализацией решения или вызванный неблагоприятными факторами среды; возможность наступления нежелательных последствий (их мера) в результате действия случайных факторов; событие, наступление которого содержит возможность каких-либо потерь.

Под субъектами риска, вслед за В.И. Зубковым, мы будем понимать всех акторов социальной жизни: индивиды, малые и большие группы, организации и соци-

альные институты, общество в целом. В этом случае активность субъекта риска проявляется через категорию «поведение». Поскольку поведение человека всегда общественно обусловлено и обретает характеристики сознательной, коллективной, целеполагающей, произвольной и созидательной деятельности, то риск появляется в осознанном поведении субъекта, включающем не только креативность в выборе цели, условий, средств и способов ее достижения, но и ответстсвенность.

Итак, риск связан с процессом принятия решения субъектом и его действиях в ситуации неопределенности. Н. Луман предупреждает, что риск одних может стать опасностью для других.

Интегративная наука о социальных рисках — рискология начинает развиваться в России во второй половине XX в.

О.Н. Яницкий подчеркивает, что в России исследованием рисков в науке стали заниматься значительно позднее, чем в странах Западной Европы, США, поскольку в планово-централизированном обществе, сконструированном в соответствии с некоторой идеологической доктриной и достигавшем своих целей «путем насильственных и добровольных мобилизаций», рациональная оценка последствий таких побед не предполагалась.

В. Роик считает, что сложность оценки профессионального риска обусловлена доминированием доктрины «абсолютной безопасности» труда при условии достижения нормативных значений факторов производственной среды. Длительное время термин «риск» применительно к производственным условиям был под запретом.

Отечественной архаичной доктрине «нулевого риска» для работающих противостоит доктрина «приемлемого риска», получившая признание на Западе в конце 60-х гг.

Традиционно степень профессионального риска оценивается с позиции медицины и экономики, в связи с чем разрабатываются управленческие мероприятия, включающие шестиступенчатую процедуру принятия и реализации решений: определение альтернативных путей минимизации

риска; выбор оптимального варианта решения с учетом экономических и социальных критериев эффективности предлагаемых мер; разработка правовых и экономических механизмов регулирующих воздействий; осуществление текущего контроля при проведении согласованных и упорядоченных во времени мероприятий; уточнение и совершенствование управленческих воздействий с помощью оценки эффективности мероприятий (обратная связь и самонастройка). Согласно экономическим реалиям, работники творческого труда и занятые на высокотехнологичных производствах в десятки и даже сотни раз менее подвержены рискам профессиональных заболеваний, чем те, кто трудится на предприятиях добывающей промышленности и в отраслях по первичной переработке сырья, включая производство химических, биологических и радиоактивных веществ. В связи с чем В. Роик предлагает перейти к комплексному исследованию рисков в рамках оценки условий труда на основе анализа факторов производственной среды (гигиенические и психофизиологические критерии факторов риска); установления медико-статистических критериев повреждения здоровья из-за производственно обусловленнной заболеваемости и степени утраты трудоспособности.

Однако в настоящее время концепции риска, как сложнейшего социального феномена, разработанные в философии (А.П. Альгин), психологии (В.А. Петровский,

Ю. Козелецкий, М.А. Котик), социологии (У. Бек, Н. Луман, О.Н. Яницкий), свидетельствуют о потенциале угроз здоровью и жизни значительных контингентов населения, в том числе занятого интеллектуальным трудом.

Думается, что комплексное исследование также предполагает учет не только факторов среды деятельности и факторов решаемых задач, но и факторов особенностей субъекта (стаж, возраст, гендерные особенности, должность), в том числе параметров межличностных коммуникаций, механизмов готовности к риску в профессиональной деятельности (профессиональная идентичность, локус контроля, профессиональная мобильность). К субъективным факторам относятся индивидуальные особенности субъектов деятельности, выражающиеся в уровне его профессионального сознания, в профессиональном опыте и иных личностных качествах, в частности, интеллектуально-волевой стороне профессиональной деятельности.

Профессиональный риск понимается как более узкое понятие по сравнению с термином «риск», «социальный риск». На основе анализа свойств социального риска профессиональный риск понимается как возможность выполнения функциональных задач субъектом деятельности в опасных условиях среды в сети межличностных коммуникаций (на макро- и микроуровнях).

Литература

1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. — М.: Гос. Изд-во иностр. и нац. словарей, 1955. —http://www.slova.ru/.

2. Зубков В.И. Риск как предмет социологического анализа // Журнал «Социологические исследования». — 1999. — №4, — С. 3-9.

3.ЛуманН.Понятиериска//ТНЕ818, 1994. — Вып.5. — С. 135-160.

4. Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия / Сост. В.А. Бодров. - М.: ПЭР СЭ; Логос, 2007. - 855 с. - С. 277-282.

5. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. — 2-е изд., пере-раб. и доп. — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Транзиткнига», 2004. — 479 с.

6. Роик В. Профессиональный риск: проблемы анализа и управления // Человек и труд. — 2003. — №3. — С. 17-20.

7. Яницкий О.Н. Russian Greens in a Risk Society. A Structural Analysis // Helsinki: Kikimora Publications, 2000. — 143c.

8. Эрдынеева К.Г., Макарова Т.Б. Человек как самоценный субъект коммуникативно-информационных процессов // Журнал «Современные наукоемкие технологии». — № 1. — 2008. -С. 82.

9. Assessing Risks — How Much is Accetable? // Academy Update (New-York Academy of Sciences Newsletter). Winter/spring, 1998. — p. 6.

10. Luhmann N. Soziologie des Risikos. Berlin; N.Y.: Walterde Gruyter, 1991.

Коротко об авторе ____________________________________________________ Briefly about the author

Половнева Е.Ю., ассистентка кафедры граждан- Е. Polovneva, post-graduate student, civil law and

ского права и гражданского процесса, юридический procedure department, Chita State University

институт, Читинский государственный университет (ЧитГУ)

Служ. тел.: (3022) 41-67-34

Научные интересы: профессиональные риски Scientific interests: professional risks as subject of

как объект управления control

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.