Научная статья на тему 'Теоретико-методологические проблемы изучения социальных рисков'

Теоретико-методологические проблемы изучения социальных рисков Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1162
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
РИСК / ИСТОЧНИКИ РИСКА / ОБЩЕСТВО РИСКА / ОЦЕНКА РИСКОВ / RISK / RISK SOURCES / RISK SOCIETY / RISK ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кох И. А., Комбарова Е. В.

В статье рассмотрены методологические основания исследования рисков, проблемы источников рисков, факторов их возникновения и оценки последствий. Отмечается, что изучение социальных рисков носит междисциплинарный характер. В социологии впервые изучением проблем риска стали заниматься зарубежные исследователи в начале ХХ века. Наиболее важными стали работы У. Бека и Э. Гидденса об «обществе риска».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The methodological basis of studies of risks, problems of sources of risks, factors of their occurrence and impact assessment. It is noted that the study of social risk management is interdisciplinary in nature. In sociology, the first study of problems of risk have become engaged in foreign researchers in the early twentieth century. The most important was the work of William Beck and Giddens on the «risk society».

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические проблемы изучения социальных рисков»

Кох И.А., д. с. н., профессор Комбарова Е.В., соискатель, Уральская академия государственной службы, г. Екатеринбург, Россия

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ

РИСКОВ

Проблемы источников рисков, факторов их возникновения и оценки последствий являются предметом многих дисциплин как естественных, так и общественных. Поэтому изучение социальных рисков носит междисциплинарный характер. Интерес к научному анализу рисков возник с увеличением числа различных катастроф, где первые исследования заключались лишь в определение вероятности убыли и ущерба для людей, для промышленных предприятий. Результаты таких исследований были направлены на определение норм и порядка, регулирующих практику страхования и биржевых сделок.

Количественное исчисление последствий различных рисков позволило перейти на новый уровень изучения — качественный. Первопроходцами качественного изучения рисков были ученые-психологи, которые пытались постичь многомерность человеческого поведения в рисковых ситуациях. Вскоре проблемами риска занялись и такие социальные науки, как политология, социальная антропология, антропология. Представители социальных наук отмечали, что оценка риска и его восприятие — это не только ментальная, но и, прежде всего, социальная

проблема. «Социальные науки лучше ощущают масштабы и проблемы риска, ибо видят здесь, прежде всего, технологические и экологические проблемы общества» [1].

В социологии риску уделяется много внимания. Впервые изучением проблем риска в социологии стали заниматься зарубежные исследователи в начале ХХ века. Среди проблем изучения определились риски информационной изоляции, неразвитой инфраструктуры и сферы услуг ряда сельскохозяйственных районов Америки. Но с конца 60-х годов риск стал рассматриваться с позиции отрицательных последствий технологического развития общества. Начинают появляться национальные рискологиче-ские журналы, в которых рассматривались социологические проблемы риска. Наиболее важным событием в изучении риска в социологии стал Всемирный социологический конгресс (1994 г., Германия), на пленарном заседании которого выступили У. Бек и Э. Гидденс с докладами о проблеме «общества риска» [2].

Предметом концепции «общества риска» немецкого социолога У. Бека являются социальные изменения как факторы риска в обществе эпохи позднего или высокого модернизма. В своем труде «Общество риска. На пути к другому модерну» У. Бек выделяет две ключевые теории: теория «общества риска» и теория «рефлексивной модернизации». Немецкий социолог утверждает, что в

процессе развития современного индустриального общества, характеризующегося распределением благ, оно постепенно вытесняется возникающим «общества риска», отличительной чертой которого является производство и потребление рисков. Производство, распространение и потребление рисков являются не единовременными актами, а процессом. По мнению У. Бека, «общество риска» начинается формироваться тогда, когда риски, производимые индустриальным обществом, начинают выходить из-под контроля социальных институтов, обеспечивающих безопасность индустриального общества, и доминировать в публичном и индивидуальном дискурсах. В теории «рефлексивной модернизации» У. Бек приводит различия между понятиями рефлексия и рефлективность. Под рефлексией социолог понимает социальное осознание и осмысление процессов, порождаемых обществом риска. Под рефлективностью — столкновение общества с последствиями своего функционирования, при этом У. Бек акцентирует в рефлективности не знание и не осмысление проблем, столкновений с результатами развития общества.

Концепция английского социолога Э. Гидденса схожа с концепцией «общества риска» У. Бека. По мнению Э. Гид-денса, риск является процессом модернизации и активизируется процессами глобализации. В частности Э. Гидденс отмечает, что «понятие риска связанно с активным анализом опасности с точки зрения будущих последствий. Оно широко используется лишь в обществе, ориентированном на будущее, для которого будущее — это территория, подлежащая завоеванию и колонизации. Концепция риска предполагает наличие общества,

активно пытающегося порвать с собственным прошлым, а это главная характеристика индустриальной цивилизации нового и новейшего времени» [3]. Э. Гид-денс считает, что происходит вторжение абстрактных систем, таких как информация, денежные системы, разделение труда, коммунальные услуги, средства метеорологического мониторинга и т. д. Вместе с динамичной природой знания это означает, что осознание риска проникает в деятельность практически каждого человека. Исследование риска и оценки риска — это один из способов «колонизации будущего», которая создает новые формы риска, чаще всего институционально организованные, воздействию которых подвергается каждый человек.

Наряду с концепциями риска в рамках развития общества существует и концепция изучения риска с позиции рациональной природы деятельности человека. Немецкий социолог Никлас Луман в своей работе «Понятие риска» приводит онтологические основания в изучении риска, отмечая, что риск является основной чертой социальной действительности, где выбор действия — выбор из множества альтернатив есть неопределенность будущего. Таким образом, по мнению Н. Лумана, нет поведения, свободного от риска. Для определения риска Н. Луман использует два различения: «риск/надежность» и «риск/опасность». В обоих различениях понятие риска обозначает «сложный комплекс обстоятельств, с которыми обычно приходится иметь дело, по меньше мере, в современном обществе» [4]. Различие «риск/надежность» раскрывает проблему измерения, различие «риск/опасность» подчеркивает, что применительно к риску определенную роль играет решение. Опасности же — это то, чему никто не под-

вергается. Н. Луман утверждает, что свободного от риска поведения не существует: для различения «риск/надежность» не существует абсолютной надежности, а различение «риск/опасность» означает, что если решение вообще принимается, то риска избежать нельзя.

Кроме того, существуют и концепции изучения риска с позиции его восприятия индивидами. К данной концепции относятся психометрическая и культурно-символическая теории. Принцип исследования риска представителями психометрической теории (П. Словик, С. Лихтенстайн, Б. Фишхофф) заключается в рамках интервью, анкетирования, ассоциативных, сценарных и статистических методах с целью количественной оценки респондентами опасностей, связанных с различными видами деятельности и имеющих различные характеристики. Здесь исследуется различия значения риска для разных людей, восприятие которого зависит от социокультурных, социально-демографических, психологических и ситуативных факторов. Представители культурно-символической теории (М. Дуглас, А. Вилдавски и К. Дейк) исследуют восприятие риска людей в силу их определенных мировоззренческих установок. Исследователи считают, что изучать риск необходимо с точки зрения коллективных культурных представлений и ожиданий: в обществе выделяется культурная среда риска, в которую вовлекаются индивиды, образующие группы риска. Представители этих групп воспринимаются другими членами общества как не похожие на них самих. Представители культурно-символической теории считают, что с помощью риска можно устанавливать и поддерживать социокультурные барьеры между членами общества, тем самым регулируя процессы социальной интеграции.

Теоретическое изучение рисков в российском обществе началось с работ В.И. Зубкова, Ю.А. Зубок,

С.А. Кравченко, С.А. Красикова, А.В. Мозговой и О.Н. Яницкого. Отечественные исследователи риска изучают его в рамках трансформации российского общества, но каждый из исследователей изучает риск в своем ракурсе.

О.Н. Яницкий в работе «Социология риска» попытался показать, как современное российское общество постепенно трансформируется в общество риска. В таком обществе опасность и рискозависимость становятся нормами повседневной жизни. «Обществом овладевает апатия (астенический синдром) — привыкание к жизни в экстремальных условиях и чрезвычайно высокий уровень социально-приемлемого риска» [5]. Новые риски и риски прошлого масштабны, структурно новы, и российское общество не успевает контролировать их функционирование. В связи с этим российский социолог, опираясь на теорию рефлективной модернизации У. Бека, предлагает провести «интенсификацию социокультурной рефлексии и рефлективности». По О.Н. Яницко-му, социокультурная рефлексия — это перманентное критическое осмысление меняющихся ситуаций и публичный диалог по поводу современного состояния общества. А под рефлексивностью О.Н. Яницкий понимает трансформацию старых и возникновение новых социальных акторов и институтов в ответ на вызовы общества риска. Одной из причин формирования общества риска О.Н. Яницкий видит в «неспособности правящей элиты к критическому и концептуальному мышлению» [6].

В.И. Зубков рассматривает понятие риска в поведенческом аспекте, в котором речь идет о процессе принятия решения субъектом и его действиях в ситуации

неопределенности. В.И. Зубков выделяет свою типологию рисков относительно российского общества: трудовые риски, риски в сфере быта, политические риски и культурные риски. Предметное поле социологической теории риска, по В.И. Зубкову, выглядит следующим образом: общий анализ риска как социального явления; классификация и типология рисков по различным основаниям; анализ современных глобальных рисков и определение путей их снижения; изучение роли рисков в социальных конфликтах и катаклизмах; изучение взаимосвязи риска и девиантного поведения; анализ коммуникаций по поводу риска; анализ рисков в различных обществах, культурах, в различных сферах и на различных уровнях социальной организации.

С.А. Кравченко и С.А. Красиков в работе «Социология риска: По-липарадигмальный подход» пишут о выборе подходов к изучению рисков. Они выделяют несколько подходов к изучению социального риска: первый подход основывается на том, что в определении риска используется теоретико-методологический инструментарий отдельно взятой парадигмы; второй — на основе использования методологического синтеза; третий — на использовании интегральных парадигм; четвертый основан на аккумуляции социологии и других социальных и естественных наук, пятый — полипарадигмальный подход основывается на том, что каждая парадигма должна внести свой смысл в определение и изучение рисков.

В современной российской социологической науке имеет место и исследование конкретных социальных рисков. А.В. Мозговая проводит исследования по экологическим проблемам современности, вызванным научно-техническим прогрессом. В ее работах технологический риск рассматривается как глобальный риск внедрения новых технологий

и техники, так и на уровне отдельных производств. Для успешного развития и эксплуатации механических систем, по мнению А.В. Мозговой, необходимо изучение моделей образа жизни социальных общностей, проживающих в непосредственной близости от предприятий, характеризующихся потенциальным технологическим риском.

Ю.А. Зубок, изучая особенности поведения молодежи в обществе риска, поддерживая О. Н. Яницкого, пишет, что особенностью современного российского общества является не распределение богатства, а следствие демодернизаци-онных тенденций, вызванных ошибками в проводимых реформах. «Длительный кризис и нестабильность проникли во многие сферы жизни общества и накопились на социетальном уровне в форме устойчивого состояния риска. Это отражается и на общественном воспроизводстве, и на социальном развитии молодежи» [7]. Ю.А. Зубок уделяет большое внимание изучению процесса развития молодежи в условиях социального риска.

Теоретико-методологические проблемы изучения социальных рисков, по нашему мнению, заключаются в следующем:

1. В различии изучения рисков в западных и отечественных концепциях, что не позволяет в полной мере применить западные концепции «общества риска» к российским реалиям. О.Н. Яниц-кий справедливо отметил, что Россия сейчас находится в совершенно другой ситуации, чем Запад: Запад озабочен радикализацией модернизации, а Россия — выживанием, а затем уж стабилизацией экономического и социального порядка. Специфика российского общества проявляется в нестабильности социальных явлений и характеризуется такой социальной структурой, где возникают новые формы социальной дифференциации. З.Т. Голенкова, характеризуя российское

общество, отмечает, что его основными чертами являются «социальное неравенство (по всем показателям) и маргинализация значительной части населения» [8].

2. В разнообразии теоретических подходов к изучению рисков. Все рассмотренные концепции можно отнести к различным парадигмам:

• концепции «общества риска» (У. Бек, Э. Гидденс, О.Н. Яниц-кий) ориентированны на исследования рисков в масштабе всего общества, в котором появляются новые социальные общности и взаимодействия;

• концепции, изучающие поведенческие аспекты риска (Н. Лу-ман, В.И. Зубков, П. Словик, М. Дуглас), ментальность и ценностные ориентации индивидов, социальных групп, их межличностные взаимодействия в условиях риска, а также восприятие риска;

• концепции, изучающие отдельные типы риска в различных социальных группах (Ю.А. Зубок, А.В. Мозговая и др.), которые представляют изучение рисков в отдельных отраслях социологии: социология экологии, социология молодежи, социология труда и т. п.

На наш взгляд, изучение рисков должно носить комплексный характер, в этом случае возможно применить объединительную парадигму. Такой подход позволит изучить взаимосвязь изменяющихся социальных структур, как основных факторов возникновения рисков и деятельность индивидов, социальных групп в этих условиях.

3. В отсутствие единого понимания социального риска. Анализируя встречающиеся в научной литературе определения социального риска, можно сделать ряд выводов:

• категория «социальный риск», как и категория «риск» используется во взаимосвязи с такими смежными понятиями, как «неопределенность», «опасность», «угроза», «ущерб» и «выигрыш»;

• социальный риск рассматривается с позиции вовлечения в него (как в качестве объекта, так и субъекта) различных групп населения: коллектив, отдельная социальная группа и т. д.;

• в качестве факторов, воспроизводящих социальный риск, понимаются дисфункции различных социальных явлений, институтов и процессов;

Необходимо конкретизировать категорию «социальный риск»: социальный риск ограничивается рамками социума, т. е. характерен для любой сферы жизнедеятельности общества. Социальный риск присутствует в деятельности каждого индивида, социальной группы и выступает как определенное условие этой деятельности. Условия деятельности становятся рисковыми в том случае, если существует перспектива угрозы или ущерба для индивида, социальной группы.

Таким образом, конкретизация понятия риска как социального явления и применение объединительной парадигмы позволит изучить социальный риск на макро- и микроуровнях. Кроме того, расширит рамки исследовательских работ, посвященных факторам социальных рисков и изучению типов социальных рисков в различных социальных группах.

В последние годы усиливается интерес к исследованию рисков, которым подвержено молодое поколение. Среди исследований социальных рисков такой социально-демографической группы, как молодежь, можно отметить российских социологов Ю.А. Зубок и В.И. Чу-пров. Прикладная идея исследователей

базируется на изучении социального развития молодежи в современных российских условиях. Современные условия обусловлены вхождением России в общество риска и, соответственно, множеством ситуацией с неопределенностью, которые расцениваются как жизненные старты молодого поколения. Большое внимание в данных исследованиях уделяется терминальным и инструментальным ценностям молодого поколения.

Прикладные исследования социального риска молодежи проводились в различных ракурсах: с позиции субъектных характеристик молодого поколения в контексте активизации молодежной инициативы как направления ювеналь-ной политики государства (Б.М. Арже-новский); с позиции изучения социального рискологического пространства, влияющего на социокультурный потенциал молодого поколения (Т.Т. Байцев).

Более узкого рода прикладное исследование социального риска молодежи проводилось в Уральском государственном техническом университете под руководством Ю.Р. Вишневского и Н.Г. Хорошкевич. Данное исследование раскрывало социальные риски молодежи в высшем профессиональном образовании, где выделялись риски на пороге вуза, риски вузовского обучения и риски профессиональной адаптации выпускников вуза.

Также проводились прикладные исследования социального риска молодежи, ориентированные, в основном, на категорию «особого внимания» или «повышенного риска», и исследования, в которых социальный риск определялся в контексте понятия «аномия» и в контексте острого внимания общественности к такому заболеванию, как СПИД и других заболеваний, передающихся половым путем среди молодого поколения (например, исследование Н.П. Гончаровой).

Этим ограничивается круг проведенных эмпирических исследований социальных рисков молодежи на фоне многочисленных исследований социального риска всех социально-демографических групп, в которые, несомненно, входит молодое поколение (В.И. Зубков, Н.А. Мешавкина, А.А. Кузьмина, А.В. Мозговая, О.Н. Яницкий).

В условиях такого многообразия теоретических и эмпирических подходов нами видится комплексный и всесторонний подход к изучению социальных рисков: совокупность характеристик социальной среды, ее влияние на жизнь молодого поколения, восприятие социального риска и социальное поведение в его условиях.

Описываемые ниже результаты эмпирического исследования были получены в конце 2008 года. В качестве объекта выступала учащаяся молодежь города Тюмени, распределенная по четырем типам образовательных учреждений: средняя школа, начально-профессиональные училища, средние специальные и высшие учебные заведения. Возрастные рамки эмпирического объекта исследования определялись нижней границей — 15 лет, верхней — 23 года.

Социальный риск есть возникновение ситуации с неопределенностью, основанной на дихотомии реальной действительности и возможности: как вероятность наступления объективно неблагоприятного последствия для социальных акторов (индивидуальных или коллективных), так и вероятность определенных благ, что субъективно

воспринимается акторами в контексте определенных ценностных координат, на основании чего осуществляется выбор альтернативы действия [9].

Следует уточнить понятие социального риска относительно подверженности им молодых людей. На наш взгляд, «вероятность наступления последствия» имеет то же смысловое содержание, как и понятие «неопределенность» или «ситуации с неопределенностью», которое также встречается и в определениях социального риска в частности и риска в целом. Неопределенность в широком смысле интерпретируется как неустановленные или неосознанные процессы в обществе. В более узком — как вынесение суждения или формирование мнения относительно будущего развития событий [10]. Неопределенность также может являться результатом недостаточного познания человеком окружающей действительности.

Неопределенность на уровне социальной среды выражается в нестабильности социальных условий: трансформации социальных институтов, появление новых форм социальной дифференциации и т. п. В таких условиях молодому поколению приходятся решать новые проблемы, которые так остро, как сейчас, не стояли перед ними раньше. Среди многообразия проблем можно выделить проблемы выбора образования и профессии, которые обусловливаются трансформацией института образования

(переход на многоуровневую систему бакалавриат — магистратура). Проблема заработка, заключающаяся в нестабильности рынка труда, вынужденной переквалификации трудовой части населения и т. п., проблемы нравственного и физического здоровья: рост асоциальных явлений, неправильный образ жизни, экологическое состояние окружающей среды на фоне технологического прогресса. А также многие другие проблемы.

Деятельность молодого поколения в условиях неопределенности обусловливается их ценностными установками. Ценности, находящиеся на вершине иерархии, являются идеалом, к которому она стремится. Соответственно, действуя в условиях неопределенности, молодое поколение рискует своими ценностями, идеалами или, другими словами, может получить ущерб. 4

1. Лумна Н. Понятие риска / Н. Луман // THESIS. — 1994. Вып. 5. - С. 135-160.

2. Зубков В. И. Проблемное поле социологической теории риска / В. И. Зубков / Социологические исследования. - 2001, №6. - С. 123-127.

3. Гидденс Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь. / Э. Гидденс — М.: Весь мир, — 2004. - 120с.

4. Лумна Н. Понятие риска / Н. Луман // THESIS. -1994. Вып. 5. - С. 151

5. Яницкий О. Н. Социология риска. / О. Н. Яницкий - М.: Издательство LVS, 2003. - 192с.

6. Там же С. 2

7. Зубок Ю. А. Риск в социальном развитии молодежи. / Ю. А. Зубок // Социально-гуманитарные знания. - 2000, № 2. - С. 148

8. Голенкова З. Т. Социальная структура общества: в поиске адекватных ответов / З. Т Голенкова, Е. Д. Игитхаян // Социологические исследования. -2008, № 7. - С. 83.

9. Кравченко С. А. Социология риска: полипарадиг-мальный подход: Учебное пособие. / С.А. Кравченко, С.А. Красиков. - М.: Анкил, 2004. С. 24

10. Найт Ф. Понятие риска и неопределенности / Ф. Найт // THESIS. - 1994, вып.5. - С. 12-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.