ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ УСПЕХЕ И КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЖЕНЩИН, ВЫПОЛНЯЮЩИХ ТРАДИЦИОННЫЕ И НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ РОЛИ
Ю.В. Артамошина
Представления об успехе выступают в качестве ориентира в постановке жизненных целей и оценки человеком успешности реализации своей жизненной стратегии. Они обозначаются как модели успеха. Чаще всего успех связывается с профессиональной деятельностью человека, построением карьеры. Карьерные ориентации определяют карьерные продвижения человека. В современном обществе существуют устойчивые представления о том, какие профессиональные занятия являются «мужскими», а какие «женскими». Существуют различия в представлениях об успехе и карьерных ориентациях женщин, выполняющих традиционно «мужские» и традиционно «женские» профессиональные роли.
Ключевые слова: представления об успехе, модели успеха, карьера, карьерные ориентации, профессиональная сегрегация, традиционно «мужские» профессиональные роли, традиционно женские профессиональные роли.
Успех представляет собой феномен, жизненный смысл которого на первый взгляд очевиден. Но успех - понятие многозначное, которое по-разному представлено в сознании людей. Значимость представлений об успехе заключается в том, что они выступают в качестве ориентира в постановке жизненных целей и оценке успешности реализации своей жизненной стратегии. Кроме того, установка на успех, чувство удовлетворенности от достижения поставленной цели, приобретение престижа и статуса непосредственно влияют на психологическое состояние человека, способствуют профессиональной самореализации, являются стимулами для совершенствования личности.
Успех в социальных науках (философии, социологии, педагогике) представляет собой сложный феномен, имеющий две трактовки. С одной стороны, успех - это особая оценка человеком результата собственных действий и усилий, с другой - показатель своеобразия его положения в обществе, что, следовательно, задает специфику его социальных связей и отношений.
В психологической науке до сих пор нет однозначных теорий, рассматривающих феномен успеха в качестве центрального или основного конструкта. Ряд психологических теорий лишь косвенно затрагивают проблему успеха, не давая четких определений.
Концепция мотивации достижения является центральной в трактовке феномена успеха. Мотив достижения впервые был выделен как устойчивая диспозиция в работах
Г. Мюррея. Он определял мотив достижения как устойчивую потребность в результативной работе, как стремление сделать что-то быстро и хорошо, достичь определенного уровня в каком-либо деле.
Д. Мак-Клелланд выделяет два вида мотива достижения - стремление к успеху и стремление избежать неудачи. Люди, мотивированные на успех, предпочитают расчетливый риск. Очень легкие задачи не приносят им удовлетворения и переживания успеха. Но при этом не ставятся и очень трудные задачи, т. к. слишком велика вероятность неуспеха. Для мотивированных на неудачу выбор легких задач гарантирует успех (т. е. позволяет избежать неудачи), а неудача при решении очень трудных задач не воспринимается как личный неуспех и объясняется высокой сложностью самой задачи [1].
Достаточно интересной в понимании успеха является ролевая теория К. Шибе, в которой успех рассматривается как обладание статусом и получение признания в виде высокой позитивной оценки со стороны окружающих. Автор утверждает, что такого рода идентификация всегда является функцией социальной позиции индивида [2]. Если индивид правильно осознает собственное положение среди жизненных событий и обстоятельств, это, несомненно, приведет его к успеху.
В рамках отечественной психологии также можно найти ряд работ, касающихся феномена успеха. Деятельностный подход рассматривает понятие «успешность» как
важнейшую характеристику любой деятельности. Разрабатывая критерии оценки успешности профессиональной деятельности, О.Н. Родина отмечает, что успешность деятельности является оценочной категорией, содержание которой зависит от субъекта, дающего оценку [3]. С точки зрения С. Л. Рубинштейна, вероятность достижений человека определяется его внутренними резервами, которые приводят его к успеху лишь в том случае, если они активно реализуются в процессе жизнедеятельности [4].
Согласно функционально-динамическому подходу К. А. Абульхановой-Славской, жизненные достижения, успех оцениваются лишь по социальным меркам и критериям (добился славы, постов, материальных благ и пр.). Однако эти критерии успеха зависят от жизненных ценностей и целей. Поэтому в оценке успешности следует исходить из удовлетворенности или неудовлетворенности жизнью [5].
Современными исследователями активно используется понятие «модель успеха», которое определяется как соотношение определенных целей и средств их достижения. В отечественной психологии существует ряд классификаций моделей успеха (Г.А. Туль-чинский, О.М. Здравомыслова, О.Ю. Клочкова). О.Ю. Клочкова выделила пять моделей успеха, опираясь на идею о культурных, цивилизационных детерминантах. Автор выделяет советскую, западную протестантскую или американскую, гедонистическую, аскетическую и компромиссную модели [6].
Общество характеризуется наличием определенной модели социального успеха. Человек усваивает эту модель в качестве данности. При этом он может стремиться к достижению социального успеха, может и не стремиться к нему, но он в любом случае определяет свою жизненную стратегию на основе принятых в обществе критериев социального успеха.
Традиционно феномен успеха связывается с профессиональной деятельностью человека, построением карьеры.
Л.Г. Почебут и В. А. Чикер рассматривают карьеру как «успешное продвижение в области общественной, служебной, научной и прочей деятельности, род занятий, профессию» [7].
Достаточно известной в зарубежной психологии является теория развития карьеры Э. Шейна. Он связывает стадии развития карьеры с реализацией человеком представлений о себе. При этом поиск ясного и адекватного представления о себе может продолжаться на протяжении всей жизни. Проведенное Э. Шейном и его соавторами исследование показало, что формирование представлений о себе - достаточно сложный процесс. Личностные характеристики человека, демонстрируемые во время профессионального обучения, не являются определяющими факторами его будущей карьеры. Это связано с тем, что в начале карьеры человек открывает для себя неожиданные соответствия и расхождения собственных потребностей, ценностей и способностей с требованиями организационной среды, в которой он работает. Более того, сам опыт работы имеет решающее значение в прояснении своих интересов, ценностей, талантов.
Постепенное прояснение образа «Я» вокруг потребностей и мотивов, талантов и ценностей было названо процессом нахождения «якоря карьеры», который, стабилизируясь, начинает действовать как ведущая сила в карьере. «Якорь» - это группа воспринимаемых потребностей, ценностей и талантов, связанных с карьерой, от реализации которых человек хотел бы в наименьшей степени отказаться при осуществлении тех или иных профессиональных выборов. Э. Шейн выделяет восемь типов «якорей карьеры»: профессиональная компетент-
ность, менеджмент, автономия, стабильность, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство [8].
Таким образом, с одной стороны, карьерные ориентации формируются в процессе осуществления человеком различных видов профессиональной деятельности, с другой -сами по себе выступают ведущим фактором карьерного развития.
В настоящее время в обществе все еще доминируют гендерные стереотипы, согласно которым решение бытовых вопросов являются традиционно женской сферой, а профессиональных - традиционно мужской. Исходя из этого, профессиональная деятельность и карьера считаются привилегиями в большей мере мужчин. Однако в современных социально-экономических условиях су-
щественно возросла потребность женщин в самореализации, в материальном самообеспечении, поэтому им приходится сочетать семейные и профессиональные роли. При этом карьера в жизни женщины приобретает особо важное значение.
Кроме того, существуют довольно устойчивые представления о том, какие профессиональные занятия являются «мужскими», а какие «женскими», т. е. в общественном сознании присутствуют унифицированные представления о гендерных ролях и «естественном» разделении труда по половому признаку. Более того, само наименование профессии зачастую отражает ее гендерную принадлежность [9].
Понятие «профессиональная сегрегация» связано с анализом неравноценной представленности мужчин и женщин в профессиональной структуре и вызванных этим неравенств в отношении оплаты труда мужчин и женщин и в отношении других профессиональных характеристик [10].
Табл. 1 (по данным И. Козиной [9]) отражает специфику гендерного аспекта профессиональной сегрегации.
Таким образом, в обществе существуют устойчивые социальные представления относительно гендерных профессиональных ролей. Эти представления задают специфику распределения мужчин и женщин в различных профессиональных сферах, а также разницу в их статусных положениях. Однако в
настоящее время женщины все чаще стали выбирать не «женские» виды профессиональной деятельности. Поэтому, вызывает особый интерес изучение представлений об успехе и карьерных ориентаций женщин, выполняющих традиционно «женские» и традиционно «мужские» профессиональные роли. С данной целью в 2005-2006 гг. нами было проведено эмпирическое исследование. В нем приняли участие 210 женщин, проживающих в г. Брянске и Брянской области в возрасте от 19 до 60 лет.
На основании эмпирического исследования И. Козиной, полученных в ходе собственного опроса результатов, а также статистических данных за 2006 г. о занятости мужчин и женщин в тех или иных профессиях все респонденты были разделены на две группы. Первая группа - женщины, выполняющие традиционные профессиональные роли (123 человека). В нее вошли респонденты со следующими профессиями: воспитатель детского сада, секретарь, медицинская сестра, бухгалтер-экономист, учитель, уборщица. Вторая группа - женщины, выполняющие нетрадиционные профессиональные роли (87 человек). В нее вошли респонденты следующих профессий: руководитель, оперативный работник УВД, дознаватель, инспектор УВД, сотрудник следственного изолятора, специалист вневедомственной охраны, военнослужащий, предприниматель.
Таблица 1
Специфика гендерного аспекта профессиональной сегрегации
Мужские профессии Женские п эофессии
Названы женщинами Названы мужчинами Названы женщинами Названы мужчинами
Начальник Начальник Учитель Учитель
Хирург Коммерсант Ученый Бухгалтер
Летчик Военнослужащий Бухгалтер Экономист
Бизнесмен Сварщик Терапевт Врач
Водитель Электрик Библиотекарь Воспитатель д/с
Милиционер Водитель Воспитатель д/с Медсестра
Водолаз Каменщик Швея Парикмахер
Слесарь Токарь Продавец Повар
Токарь Слесарь Диспетчер Косметолог
Шахтер Сантехник Секретарь Водитель трамвая
Рабочий Сталевар Делопроизводитель Кладовщица
Прессовщик Строитель газопровода Оператор ЭВМ Нянечка
Каменщик Грузчик Кондуктор Мойщица посуды
Резчик Чернорабочий Уборщица Уборщица
Такелажник
Экскаваторщик
Строитель
Для проведения исследования нами использовалась методика «Исследование представлений об успехе», разработанная
О.Ю. Клочковой, а также опросник «Якоря карьеры» Э. Шейна.
На основе проведенного исследования были получены следующие результаты.
Представления об успехе практически у половины респондентов (48 %), выполняющих традиционные профессиональные роли, основаны на советской модели, согласно которой успех достигается через овладение общественно полезной профессией. При этом желание «заработать много денег» занимает в иерархии жизненных целей одно из последних мест. Практически у такого же количества женщин (43 %), выполняющих нетрадиционные профессиональные роли, основу представлений об успехе составляет американская модель. В качестве рациональной цели респондентов данной группы выступает материальный («осязаемый») успех, а главным рациональным средством достижения этого успеха рассматривается упорный труд.
Компромиссная модель, которая является результатом трансформации советской модели в постсоветском обществе, практически у одинакового количества женщин обеих групп составляет основу представлений об успехе (у 40 % женщин с традиционными и у 38 % женщин с нетрадиционными профессиональными ролями). Успех понимается ими как признание и уважение близких, любимая работа. Материальные факторы учитываются, но не играют решающей роли. Достаточно высока ценность образования как средства достижения успеха.
Необходимо также отметить, что гедонистическая модель успеха незначима для женщин, выполняющих традиционные профессиональные роли. При этом у респондентов, выполняющих нетрадиционные профессиональные роли, данная модель, хотя не является преобладающей, но фигурирует в представлениях об успехе (11 %). Представления об успехе у 2 % женщин, выполняющих традиционные профессиональные роли, можно классифицировать как аскетическую модель, для которой характерна демонстрация более или менее полного отказа от каких-либо наслаждений, которые дает материальный мир. В качестве главного критерия
успеха рассматривается достижение некой идеальной духовной цели - мистического откровения, научного открытия (вне связи с широким социальным признанием) и т. п. Для представлений об успехе женщин с нетрадиционными профессиональными ролями подобная модель не свойственна.
Таким образом, подводя итог анализу моделей, лежащих в основе представлений об успехе, можно констатировать, что у женщин, выполняющих традиционные профессиональные роли, в представлениях об успехе доминирует советская модель, а у женщин, выполняющих нетрадиционные профессиональные роли, в представления об успехе доминирует американская модель.
Исследуя карьерные ориентации респондентов, мы выявили, что у 46 % женщин, выполняющих традиционные профессиональные роли, ведущей карьерной ориентацией является «стабильность работы». Данная карьерная ориентация подразумевает поиск работы в такой организации, которая обеспечивает определенный срок службы, имеет хорошую репутацию (не увольняет сотрудников), заботится о своих работниках после увольнения и платит большие пенсии, выглядит более надежной в своей отрасли. Ответственность за управление карьерой в данном случае перекладывается на работодателя. При этом лишь для 8 % женщин, выполняющих нетрадиционные профессиональные роли, данная карьерная ориентация является ведущей.
У 24 % респондентов, выполняющих традиционные профессиональные роли, ведущей карьерной ориентацией является «служение». Основными ценностями при данной ориентации являются «работа с людьми», «служение человечеству», «по-
мощь людям», «желание сделать мир лучше» и т. д. Респонденты готовы продолжать работать в этом направлении, даже если им придется сменить место работы. Они не будут работать в организации, которая враждебна их целям и ценностям, и откажутся от продвижения или перевода на другую работу, если это не позволит им реализовать главные ценности жизни.
У 10 % респондентов данной группы ведущей карьерной ориентацией является «стабильность места жительства». Они связывают себя с географическим регионом,
«пускают корни» в определенном месте, вкладывая сбережения в свой дом и меняя работу или организацию только тогда, когда это предотвращает их «срывание с места».
Для 43 % женщин, выполняющих нетрадиционные профессиональные роли, в качестве ведущей карьерной ориентации выступает «автономия» характерна. Важным в их профессиональной деятельности является освобождение от организационных правил, предписаний и ограничений. У них ярко выражена потребность все делать по-своему -самим решать когда, над чем и сколько работать. Они не хотят подчиняться правилам организации. Доминирование данной карьерной ориентации у женщин, выполняющих нетрадиционные профессиональные роли, подтверждает превалирование в их мышлении индивидуалистических принципов. Также у 26 % респондентов данной группы ведущей карьерной ориентацией является «интеграция стилей жизни». Эти женщины не хотят, чтобы в их жизни доминировала только семья или только карьера, или только саморазвитие. Они стремятся к тому, чтобы все это было сбалансировано, ценят свою жизнь в целом.
Таким образом, подводя итог анализу ведущих карьерных ориентаций респондентов, можно констатировать, что у женщин, выполняющих традиционные профессиональные роли, ведущими карьерными ориентациями являются «стабильность работы» и «служение». По мнению Шейна, люди, ориентированные на стабильность, ради сохранения постоянства в собственной жизни отказываются от продвижений по служебной лестнице, не используют имеющиеся у них возможности. У женщин, выполняющих нетрадиционные профессиональные роли, ведущими карьерными ориентациями являются «автономия» и «интеграция стилей жизни». Женщины данной группы стремятся самостоятельно принимать те или иные решения, а также гармонично сочетать профессиональную и семейную сферы.
Таким образом, обнаруживаются различия в специфике представлений об успехе, а
также в карьерных ориентациях женщин, выполняющих традиционно «женские» и традиционно «мужские» профессиональные роли.
1. Кубышкина М.Л. Психологические особенности мотивации социального успеха: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1997.
2. Schebe К.Е. The Psychology of Self and Identity. Preagen Westport, 199S.
3. Родина О.Н. О понятии «успешность трудовой деятельности» // Вестн. Москов. ун-та. Сер. 14. Психология. М., 199б. № 3. С. 55-б2.
4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2QQQ.
5. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.
6. Клочкова О.Ю. Модель успеха как фактор
профессионального выбора: дис. . канд.
психол. наук. М., 2003.
7. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. СПб., 2000. С. 19б.
S. Чикер В.А. Психологическая диагностика организаций и персонала. СПб., 200б.
9. Козина И.М. Профессиональная сегрегация: гендерные стереотипы на рынке труда // Социологический журнал. 2002. № 3. С. 12б-13б.
10. Клецина И.С. Гендерная социализация. СПб., 199S.
Поступила в редакцию 14.04.200S г.
Artamoshina Yu.V. Ideas of success and career orientations of women performing traditional and non-traditional professional roles. Ideas of success act as a guiding line in setting goals in life and as an evaluation of whether these goals have been achieved successfully. They are manifested as models of success. Success is connected with professional activity, with making a career. Career orientations define career development course. In present-day society there are ideas of what professional activities are traditionally “men’s” activities and what professional activities are traditionally “women’s” activities. There exist differences in ideas about success and career orientations of women performing traditionally “men’s” and traditionally “women’s” professional roles.
Key words: ideas of success, models of success, career, career orientations, professional segregation, traditionally “men’s” professional roles, traditionally “women’s” professional roles.