СОЦИОЛОГИЯ
ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОГО УСПЕХА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
© 2008 г. Кирюшина М.В.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Поступила в редакцию
АННОТАЦИЯ: Анализ гендерной составляющей проблемы успеха в системе социологических исследований и медийных измерений. Рассмотрение понятий «успех» и «успешный» в современных условиях российского общества. Составляющие успеха в среде российских граждан. Особенности представлений о мужском и женском успехе в периодической печати. Приоритеты в выборе профессиональной деятельности для достижения успеха. Категории атрибутов успешной личности. Различия в восприятии и демонстрации атрибутов успеха мужчинами и женщинами. Тенденция рассмотрения доминант социального успеха в современных условиях отечественной социологической науки.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Успех, гендерная составляющая успеха, доминанты и
атрибуты успеха.
Слова «успех», «успешный», «успешность» и синонимы к ним, такие как «победа», «счастье», «удача», встречаются сегодня практически в любом СМИ неограниченное количество раз. Развитие информационных технологий способствует тому, что успех отдельной личности коллеги в профессиональной сфере или наблюдатели со стороны склонны воспринимать через призму массмедиа. Таким образом, если о каком-то представителе шоу-бизнеса (к нему можно отнести не только все, что связано со сценой, творчеством, но и политику, и в какой-то степени спорт) не упоминают на страницах газет или не показывают сюжетов по телевидению, это приравнивается к неудаче, провалу, т.е. отсутствию успеха как такового. При этом СМИ, как известно, склонны навешивать ярлыки, прививать стереотипы восприятия и шаблоны поведения.
Обратимся к словарям. В новом словаре русского языка «успех» определяется как:
1. Удача в каком-либо деле, удачное достижение поставленной цели.
2. Признание такой удачи со стороны окружающих, общественное одобрение чего-либо, чьих-либо достижений.
3. Внимание общества к кому-либо, признание чьих-либо заслуг[1].
Словарь русского языка С.И. Ожегова содержит следующие определения:
Успех
1. Удача в достижении чего-нибудь.
2. Общественное признание.
3. мн. Хорошие результаты в работе, учебе.
Пользоваться успехом - быть популярным, вызывать к себе интерес.
Успешный - заключающий в себе успех, удачный[2].
В философской литературе мало работ, освещающих проблему. Чаще всего понятие «успеха», «успешности» связано с пониманием человеческой активности; рассматривается как особое личностное свойство, связанное с жизненным путем личности, самоосуществлением Юнг К.Г., Рубинштейн С.Л., Кон И.С. и другие. Некоторые исследователи вводят в теорию деятельности понятие удовлетворенности-неудовлетворенности (деятельностью, достижениями, жизненным путем). При этом стремление к достижениям связывают с понятием воли (сознательный аспект) [3].
В психологической литературе тема успеха присутствует в разработках, касающихся личности, прежде всего, связана с культом личностного успеха как достижениями в деловой и социальной сфере, как техника успешной деятельности, а не как жизненная философия личности. Успех отождествляется с моделью удачи, часто ограничивается феноменом предпринимательской деятельности, карьеры, психологии бизнеса, деловой культуры (Карнеги Д., Швальбе Б. и другие).
Социологическая литература представляет наибольший интерес при рассмотрении проблемы успеха, поскольку содержит исследования данного вопроса с позиции общественного признания успеха личности, касается этической проблематики достижений личности, их социальной значимости, позволяет вычленить ориентиры в факторах и атрибутах успеха через анализ массмедийных измерений.
Любое общество, тем более общество потребительское, создает собственный образ (или модель) социального успеха, который мы встречаем на страницах газет и журналов, наблюдаем в телеэфире. Несомненным лидером в этом плане является США и так называемый образец «американской мечты», который характеризуется оптимистическим мировидением, ориентацией на личный успех, поддерживается определенной системой ценностей. В этом случае успех отождествляется с достижением личностью богатства, как в его денежной форме, так и в соответствующих эквивалентах (обретение власти, престижа, славы и прочее).
Многие журналы, особенно западные, ежегодно составляют рейтинги успешных личностей. Массмедиа, руководствуясь исключительно им ведомыми критериями, присваивают ярлык успешного человека или неудачника. При этом понятие «успех» чаще выражается через качественные, а не количественные характеристики. В тоже время качественные характеристики успеха и успешности являются величинами условными и относительными, они могут лежать в широком диапазоне субъективных оценок и
варьироваться как по содержанию, так и по социальному контексту. Это позволяет казаться и быть успешным практически каждому. Позитивным фактом следует считать и отсутствие в массовом сознании универсальных количественных критериев успеха, потому что позволяет претендовать на успех огромному числу людей [4].
При этом ориентация на успех может выступать критерием активности при восприятии человеком окружающей действительности, который, наряду с такими критериями как ориентация на собственные силы, независимость, социальный оптимизм и другие, выявляет носителей социальной активности, что наиболее важно в постоянно меняющихся условиях российского общества. Подобные критерии позволяют увидеть степень адаптации представителей разных социальных групп к изменившимся условиям жизни и деятельности, их возможности ощущать гармонию желаемого и действительного, что, в конечном итоге, определяет жизненную стратегию личности, ее жизненный путь.
Некоторые данные социологических опросов позволяют делать выводы, касаемые составляющих социального успеха в среде российских граждан. Существенный разрыв между ожидаемым положением вещей после десятилетий реформ и реальной действительностью, к сожалению, определяет главным критерием успеха все еще материальную составляющую, материальное благополучие. Подавляющее число опрашиваемых (более 70%) заявляют, что для полноценной жизнедеятельности людям не хватает материального достатка. Значимость же других факторов (воспитание, личная культура, уверенность в себе, трудолюбие и т.д.) как минимум в 3 раза ниже. Одновременно неправильным было бы считать, что для россиян жизнь сводится к добыванию хлеба насущного. Это видно из ответов на вопрос, что такое жизненный успех и что нужно, чтобы его добиться. При выборе позиций, характеризующих ориентацию на различные жизненные стратегии, все, что связано с атрибутами успеха как такового (престижная собственность, обладание властью, достижение популярности) не являлось приоритетным. Богатство как критерий жизненного успеха воспринимает каждый десятый респондент. Самую высокую позицию в иерархии критериев успеха заняли критерии, отражающие благополучие семьи, детей, друзей, достойный социальный и профессиональный статус, высокую самооценку [5].
Если абстрагироваться от конкретных жизненных ценностей, можно сделать вывод, что в среде российских граждан существует разное понимание успеха и ориентации на различные модели его достижения, особенно в отношении таких значимых критериев успеха, как богатство, творчество, независимость, жизнь как у всех и другие.
Возможно, более объективное представление об успехе и его важнейших составляющих можно получить при гендерном анализе проблемы социального успеха.
Данные анализа СМИ [4] позволяют выделить несколько особенностей гендерной составляющей успеха:
1. Если успех мужчины является обычным делом, то успех женщины преподносится как нечто из ряда вон выходящее, не укладывающееся в обычные рамки.
2. Успех мужчины всегда привязан к сфере его деятельности, в то время как понятие «успешная женщина» делает акцент на ее половой принадлежности, часто без указания сферы, в которой достигнут успех.
3. Образ женщины может выступать дополнением к образу успешного мужчины или переходить в категорию непременного атрибута успеха мужчины.1
4. Понятие «успешная женщина» часто в подтексте имеет противопоставление успешности мужчин и даже «мужскому миру» как таковому.
5. Успешные мужчины склонны отзываться о женских успехах не всегда
лестно.
6. Женщины, добившиеся успеха, особенно в сфере бизнеса и политики, активно противопоставляют себя мужскому сообществу.2
7. В дополнение к ежегодным рейтингам успешных людей выходят женские рейтинги: рейтинги женщин-миллиардеров, рейтинги женщин-управленцев и т.д.3
Исходя из этих особенностей в представлениях о мужском и женском успехе, а так же используя данные других социологических исследований, постараемся проанализировать гендерные аспекты социального успеха в современных условиях российского общества.
Прежде всего, следует расставить приоритеты в понимании успеха мужчинами и женщинами. Главное различие состоит в выборе сфер приложения своих сил и способностей, в ориентации на определенные достижения: для мужчин это, несомненно, -
профессиональная деятельность, чаще всего сферы бизнеса, политики, государственного управления, науки, спорта; для женщин - семья, т.е. достижение благополучия в личной жизни, обустройство быта, или профессии, связанные с творчеством, где успех связан с популярностью и славой, или возможностью самореализации, не изменяя любимым занятиям, хобби, имея возможность совместить профессию с воспитанием детей, ведением домашнего хозяйства, занятиями по самосовершенствованию. Нельзя не отметить все нарастающую тенденцию выбора женщинами профессий и видов деятельности, которые связаны с особой долей риска, физическими и психическими перегрузками, большой долей ответственности за принимаемые решения, т.е. те, которые традиционно принято считать «мужскими». Но существуют процессы, указывающие на неготовность традиционного общества видеть женщину в подобных ролях, а, следовательно, признать ее успешной на данном поприще. Примером может являться существующий во многих коммерческих (и не
только) компаниях так называемый «стеклянный потолок» - это невидимый барьер, устанавливаемый руководством компании в карьере женщины, своеобразный элемент корпоративной политики, утверждающей, что ведущие позиции должен занимать только
4
мужчина .
Существенным различием следует считать и мотивы выбора профессиональной деятельности, в которой личность стремится добиться успеха. Для мужчин до сих пор на первом месте остается мотив материального достатка, способности обеспечить себе и своей семье достойный образ жизни. Женщины чаще ориентируются на состояние внутреннего комфорта, удовольствия, которое можно получать от работы. Естественно, подобная ситуация объяснима разными социальными ролями и определенными стереотипами общественного сознания, но нельзя исключать и значение субъективных факторов успеха прежде всего именно для женщин.
В целом, как исследования, так и многочисленные примеры из жизни свидетельствуют, что независимо от пола, у успешных людей совпадают профессиональные качества: ответственность, мобильность, готовность к изменениям, умение решать
конфликты, способность противостоять давлению. И все чаще начинают звучать высказывания о том, что в бизнесе нет мужчин или женщин, а есть дилетанты или профессионалы.
Следующая задача - определить атрибуты успеха в мужском и женском представлении. Общего представления в этом вопросе быть не может, т.к. для разных социальных групп и для отдельных успешных личностей атрибуты успеха разные. Попробуем определить основные направления «атрибутики», признающейся как показатель успешности. Стоит отметить, что данные представления являются чисто российскими и не могут рассматриваться как эталон, поскольку социальная разница российского среднего класса и его аналога за рубежом еще слишком сильна.
Наиболее часто встречающимися в публикациях об успехе или интервью с успешными личностями атрибутами этих понятий являются следующие категории [4]:
1. Имидж (т.е. соответствующие определенным стандартам внешний вид, одежда, аксессуары, этикет и т.д.).
2. Социальный статус (занимаемая должность, звания, награды, общественное признание, известность и т.д.).
3. Материальные блага (уровень дохода, личный капитал, квартира, дача, автомобиль, наличие прислуги и т. д.).
4. Образ жизни (досуг и отдых, времяпрепровождение, путешествия, спорт, привычки, хобби и т.д.).
5. Личная жизнь (стереотипы в отношении семьи, семейные ценности, дети, представления о браке и т.д.).
6. Образование (определенные знания, умения, навыки).
7. Социальные связи (знакомства, полезные связи, вхождение в определенный круг, близость к влиятельным персонам и т.д.).
Традиционно считалось, что именно женщины уделяют особое внимание имиджу, внешнему виду, уходу за собой для того, чтобы добиться успеха в личной и деловой жизни. Российские мужчины редко уделяли внимание таким вещам, временами выглядя не просто непрезентабельно, но даже неряшливо. Совсем иную картину мы можем наблюдать в настоящее время. Современные мужчины не просто стремятся выглядеть стильно, следят за модными тенденциями, но считают, что внешний вид - это атрибут, который выражает их успех, своего рода «знак качества»5, говорящий о принадлежности к определенной социальной группе, профессиональной среде. Социологические опросы подтверждают, что симпатичному, уверенному в себе мужчине гораздо проще добиваться цели. Но в данном вопросе мужчины стараются избегать фанатизма, не всегда открыто готовы признаться, что пользуются услугами профессионалов для создания и поддержания своего имиджа. Женщины более свободно говорят о секретах своей привлекательности, это своего рода «шик» - поделиться с другими средствами достижения уверенности в собственных силах путем создания своего образа на страницах популярных журналов или собственной книги. К имиджевым атрибутам успеха можно отнести и некие стандарты потребления, т.е. товары, услуги, которые являются показателями материального благополучия, влияния, популярности. Для мужчин наиболее привлекательными в этом отношении считаются высокие технологии, кредитная система оплаты (разновидности кредитных карт - их наличие и количество)6. Для женщин, несомненно, - это бренды известных домов моды, косметические и парфюмерные марки, возможность пользоваться услугами салонов и стилистов.
Атрибуты успешной жизни, такие как автомобили, квартиры, дачи, аксессуары и прочее, а также соответствующий образ жизни, включающий посещение клубов, занятие спортом, страсть к путешествиям, увлечение необычным хобби являются одинаково привлекательными и для мужчин и для женщин . Представители «верхнего среднего класса», ориентированные на специфические товары и услуги, являются образцом для подражания для среднего класса в целом, что выражается в готовности потребителей платить за столь популярные в «успешной» среде товары больше, чем за обычные товары той же категории.
Похожие выводы можно сделать и по поводу таких атрибутов, как образование и социальные связи. Независимо от пола, практически все респонденты утверждают
необходимость получения образования и не только ради овладения знаниями и умениями, но в большей мере для завязывания полезных связей, в дальнейшем помогающих осуществлять продвижение по служебной лестнице и развивать собственное дело8. Вращение в определенных кругах, близость к влиятельным персонам, «вхожесть в высокие кабинеты» -несомненный атрибут успеха, о котором стараются упоминать как можно чаще.
Более явные гендерные различия в представлениях об успехе можно наблюдать в вопросах семьи и личной жизни как непременных атрибутах успешной личности. Кроме уже упоминавшейся выше особенности в представлении о том, что успешный мужчина должен обладать непременно прекрасной спутницей жизни, «благополучной» семьей, домом -«полной чашей» как показателями его стабильности, благополучия, надежности для окружающих, существует другая тенденция - это стремление сохранить личную свободу и независимость как можно дольше или, по крайней мере, до тех пор пока мужчина не достигнет той ступени карьерной лестницы и материального благополучия, которые являются на его взгляд необходимыми для того, чтобы считать себя успешным. При этом мужчина не желает отказываться от идеи семейного счастья, и даже, наоборот, последние публикации все явственнее указывают на стремление мужчин выделить семью и детей как необходимые и важные показатели состоявшейся личности, многого добившейся в жизни9.
Женское представление о совместимости успеха и личного счастья также претерпели изменения в современных условиях. Все больше появляется женщин, которые утверждают, что семья и есть их несомненный жизненный успех, уверенны, что совместить карьеру и личное счастье более чем возможно, им удается превратить семью и воспитание своих детей в свою профессию, добиться в этом общественного признания10. Интересен факт, что не всегда современная российская женщина связывает свой успех в личной жизни с институтом брака. Отстаивая свою независимость и личную свободу, женщины готовы взять на себя ответственность за воспитание детей, их образование и обеспечение им благополучия без какого-либо участия со стороны мужчины. Часто успешная в социальном и профессиональном плане женщина не считает себя обязанной вступать в брак или поддерживать отношения с отцом ребенка, поскольку сама в состоянии обеспечить его будущее. Другим атрибутом успешной женщины в среде ее общения считается встречаться с бойфрендом лет на десять моложе ее. Какими будут последствия подобной «независимости» покажет время.
Несомненно, возможно продолжить ряд атрибутов, критериев и факторов успеха и их анализ в плане понимания мужчинами и женщинами современного российского общества. Интерес, в том числе научный, к данной проблеме возрастает, т.к. социальный успех личности - это не просто термин, введенный в употребление для упоминания о людях,
достигших популярности, известности, поражающих рядовых российских граждан неординарностью поступков, феерическими тратами или очередными скандалами вокруг своей персоны. Для подобной информации СМИ активно культивирует такие обозначения как «гламур» или «глянец». Социальный успех как научный термин позволит не только определить приоритеты и ценностные установки современного российского общества, но может оказаться незаменимым в процессе создание новых направлений профессионального образования, учитывая данные социологических исследований и возможности и желания личности при выборе жизненной стратегии для самореализации. Гендерная составляющая проблемы социального успеха позволит более четко определить его внешние и внутренние критерии, выделить типологию успеха, дать объективную характеристику доминантам успеха как жизненной стратегии личности с высоким потенциалом и активной социальной позицией.
Примечания
1. Красивая женщина - такой же знак успешности мужчины, как престижная работа, хорошая машина, дорогие часы. «Россия», 23.10.2003.
2. Есть ассоциации предпринимателей, а есть ассоциации женщин - предпринимателей; существуют общественные организации, и непременно - женские общественные организации.
3. Многим известен альманах «Известные женщины России», в котором 120 страниц из 400 посвящены женскому успеху.
4. По данным опроса, проведенного компанией Accenture, в котором приняли участие 1200 топ - менеджеров в восьми странах Северной Америки, Европы и Азии, существование «стеклянного потолка» подтвердили 70% опрошенных женщин и 57% мужчин. В большинстве стран среди руководителей число женщин колеблется от 20 до 40%. В нашей стране доля женщин - руководителей составляет сегодня около 54%. Исследование 60 крупных российских компаний показывает, что количество женщин, занимающих должности генеральных директоров, членов совета директоров и правления, составляет от 3 до 16%. В среднем вероятность получить руководящую должность у мужчин в 1,5 раза больше, чем у женщин.
5. Голливудская улыбка не долго была приоритетом артистов и манекенщиц. Сегодня белые красивые зубы - непременный атрибут успешного человека. «Карьера», 12.07.2000.
6. Альтернативой традиционным механизмам [денежного] перевода служат кредитные карты. И VISA, и Master-Card, и их прочие разновидности давно прижились в России, а в развитом зарубежье являются непременным атрибутом успешного бизнесмена. «Московский комсомолец», 18.11.2004.
7. «Он окружен атрибутами успешной жизни(недавно купленная «респектабельная четырехкомнатная квартира» и т.д.), ездит на работу и уикенд на «немаленьком джипе», в карманах его - мобильник последней модели, кредитка и пачка сигарет за семьдесят рублей». Такой портрет нового лидера был обрисован в одной из частных газет.
8. «Помогают ли в профессиональном плане деловые связи?» - «Да. Сначала люди видят мои работы, потом мы знакомимся и понимаем, что перед нами открывается масса возможностей». (Из интервью известного модельера, создателя собственного бренда Юлии Калманович журналу «Самая», 07.07.2008.
9. «Семья и дети - самые важные вещи в жизни мужчины. Поэтому рано или поздно он должен создать семью, а потом воспитать детей так, чтобы ими можно было гордиться»
(Евгений Кудряшов, директор по развитию инвестиционной компании, кандидат юридических наук, 27 лет).
10. «Моя семья и была основной причиной такого карьерного роста - дети сделали меня директором и хозяйкой частной школы, получился такой фирменный коктейль из работы и дома: взболтать, не перемешивая» (Из интервью директора частной школы в Нижнем Новгороде Галины Клочковой журналу «Самая», .0.03.2008).
Список литературы
1. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково - словообразовательный. - М., 2000.
2. Ожегов С.И. словарь русского языка. - М., 1986.
3. Абульханова - Славская К.А. Стратегия жизни. - М., 1991.
4. Медийное измерение успеха.// Апология. Гуманитарный журнал. - № 1 - 03. 2005.
5. Беляева Л.А. Стратегии выживания, адаптации, преуспевания. - СОЦИС. - № 6. - 2001.
Gender aspect of social success in a modern society
Kirjushina Marina Vladimirovna The Nizhniy Novgorod state university of N.I.Lobachevsky
The summary: the Analysis of a gender making problem of success in system of sociological researches and media measurements. Consideration of concepts "success" and "successful" in modern conditions of the Russian society. Components of success among the Russian citizens. Features of representations about man's and female success in periodicals. Priorities in a choice of professional work for success achievement. Categories of attributes of the successful person. Distinctions in perception and demonstration of attributes of success by men and women. The tendency of consideration of dominants of social success in modern conditions of a domestic sociological science.
Keywords and word: Success, а gender component of success, dominants and attributes of success.
Literatura
1. Efremova T.F.New Russian dictionary. It is sensible - word-formation. - М, 2000.
2. Ozhegov S.I. Russian dictionary. - М, 1986.
3. Abulhanova - Slavsky K.A.Strategy of a life. - М, 1991.
4. Media measurement успеха.//Apologia. Humanitarian magazine. - № 1 - 03. 2005.
5. Belyeva L.A.Strategy of a survival, adaptations, prosperity. - SOCIS. - № 6. - 2001.
Сведения об авторе
Кирюшина Марина Владимировна, аспирант кафедры прикладной социологии Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобачевского.
Адрес: 603137, Нижний Новгород, ул. Лебедева, д. 4, кв. 22.
Тел.: (831)4661446; 89601888742.
Data on the author
Kirjushina Marina Vladimirovna, the post-graduate student of chair of applied sociology of the Nizhniy Novgorod state university of N.I.Lobachevskogo.
The address: 603137, Nizhni Novgorod, Lebedev's street, 4, sq. 22.
Ph.: (831 4661446; 89601888742.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10