УДК 159.942.5
в в. Одинцова ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ
Е.А. Палт КАРЬЕРНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ
Аннотация. В статье обсуждаются существующие определения понятия карьеры и карьерных ориентации.. Подробно рассматриваются индивидуально-личностные факторы успешности карьерных ориентации.. Представлены результаты исследования связи некоторых личностных черт и карьерных предпочтений.
Ключевые слова: карьера, карьерные ориентации, внешние и внутренние факторы профессионального успеха, профессиональная компетентность, якоря карьеры.
Vaierya Odintsova INDIVIDUAL AND PERSONAL FACTORS OF CAREER
Ekaterina Palt PREFERENCES
Annotation. This article discusses the existing definition of career and career orientations. Considered individual and personal factors of success of career orientations. The results of study of the relationship of certain personality traits and career preferences.
Keywords: career, career orientation, external and internal determinates of professional success, professional competence, career anchors.
Проблема эволюции понятия карьеры профессионала берет свои истоки с момента зарождения самой науки менеджмента как таковой и так или иначе является одной из актуальнейших проблем психологии. В отечественной психологии выделяют широкое понимание карьеры как последовательности профессиональных ролей, статусов и видов деятельности в жизни человека. Профессиональная карьера обычно характеризуется тем, что конкретный сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности повышает квалификацию в рамках одной профессии, специальности, даже специализации, не привязываясь к одной организации [6]. Исторически представление о карьере связано с продвижением сотрудника вверх по служебной лестнице в профессии, избранной в начале трудовой жизни. Так, по мнению В.А. Чикер, Л.Г. Почебут, карьера - это «успешное продвижение в области общественной, служебной, научной и прочей деятельности, род занятий, профессия» [4, с. 196]. Многие авторы связывают успешность карьеры и успешность жизненного пути [1; 2; 3; 7]. В психолого-акмеологическом подходе сущностная характеристика карьеры определяется не столько продвижением по карьерным ступенькам, а как процесс реализации человеком себя, своих возможностей в условиях профессиональной деятельности [2, с. 17].
Современные авторы подчеркивают внутренний аспект карьеры как субъективное осознание профессионального пути, ориентацию на внутренние критерии успешности [2; 3; 5; 7]. Карьера определяется как «индивидуально осознанные позиция и поведение, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека» [1, с. 17]. Исследователи обращаются к понятию «дауншифтинга» как к возможной модели «обратной стороны медали» личностно-значимого успеха. A.M. Рикель определяет данный феномен «как личностную стратегию отказа от стремления к внешнему жизненному успеху» (Рикель, 2012). Объединяя внешние и внутренние факторы успешности карьеры O.A. Тихомадрицкая [5] дает следующее определение карьеры: «процесс и (или) результат накопления объективных показателей и субъективно удовлетворяющих личность достижений в профессиональном и (или) должностном развитии». Различные аспекты понятия подчеркивают сложность, многообразность и субъективность определения; авторы [2; 5; 7] отмечают необходимость пересмотра традиционного понятия.
В настоящее время получили большое распространение работы, описывающие определенные
© Одинцова В .В., Палт Е.А., 2014
Вестник Университета № 9, 2014
стороны карьеры - мотивации к карьерному развитию, карьерному успеху, специализации в карьере. В психологической практике разрабатываются различные технологии карьерного сопровождения (например, кадровый резерв, коучинг или тьюторинг и т.п.), во многих работах подчеркивается необходимость формирования у будущих специалистов карьерной компетентности [2]. Е.А. Могилевкин предлагает следующее определение карьерной компетентности: это «метаумение специалиста виртуозно оперировать знаниями и инструментами, дающими возможность решать, помимо основных, нетипичные и нестандартные карьерные задачи, а также эффективно выстраивать собственный карьерный путь» [2, с. 118]. Большой интерес к управлению карьерой связан во многом с появлением дополнительного свойства профессии и профессионального становления: как отмечает В.А. Толочек [6], с каждым годом возрастает конкуренция внутри профессии и, возможно, карьерная компетентность и навыки самопрезентации станут решающим фактором при становлении профессионального развития и карьерного успеха. Наряду с конкуренцией можно назвать и другие факторы, такие как увеличивающаяся профессиональная мобильность специалистов и динамичность рынка профессий и возрастающая роль личной ответственности за профессиональный выбор и дальнейшее развитие.
Наиболее используемым понятием, отражающим потребностную и смысловую сторону карьерной траектории человека, стало понятие карьерной ориентации как «представления о своих способностях, ценностных ориентациях, мотивах, смыслах и потребностях, относящихся к продвижению в профессиональной деятельности» [4, с. 122]. Возникая в начале развития карьеры, ориентации отражают наличие осознаваемых приоритетных профессиональных потребностей в личностной структуре. Одной из самых распространенных теорий карьерных ориентаций можно назвать комплексную теорию «Якорей карьеры» Э. Шейна, выделившего первоначально восемь карьерных «якорей»: профессиональная компетентность, менеджмент, автономия, стабильность, служение, вызов, интеграция стилей жизни и предпринимательство. Карьерные ориентации зависят от семейного воспитания, личностных особенностей сотрудника, от типа профессиональной деятельности, в которую вовлекается человек, а также от культурных и социальных различий.
В рамках пилотного проекта мы остановились на рассмотрении отдельных личностных черт и комплексных личностных факторах, связанных с карьерой. Для достижения целей исследования мы использовали методику «Большая пятерка» для диагностики основных личностных факторов (экстраверсия - интроверсия; нейротизм - эмоциональная устойчивость; открытость - закрытость к новому опыту; сознательность - несобранность; доброжелательность - враждебность) и методику «Якоря карьеры» Э. Шейна для диагностики карьерных ориентаций.
Таблица
Результаты корреляционного анализа
Профессиональная компетентность Менеджмент Автономия Стабильность работы Стабильность места жительства Служение Вызов Интеграция Пред-прини-матель-ство
Экстр аверсия-интроверсия -0,20315 0,117968 -0,03377 -0,0941 -0,04862 -0,38851 0,185826 0,018163 -0,16516
Нейротизм 0,241079 0,174518 0,344877 -0,11978 -0,13408 0,003808 0,15698 -0,03511 0,21185
Открытость новому -0,04843 -0,01327 0,128986 0,091337 -0,24885 0,117778 0,346641 -0,10996 0,069658
Сознательность 0,058174 0,110948 0,203436 0,053968 0,021875 -0,10051 0,431159 0,165367 -0,02619
Дружелюбие 0,414181 -0,22508 0,215989 -0,08637 -0,09483 0,126867 0,02744 0,127045 -0,19355
В обследовании приняли участие 80 человек: специалисты различных профессий от 25 до 60 лет (53 женщины, 27 мужчин).
Статистический анализ (см. табл.) полученных результатов осуществлялся с помощью корреляционного анализа Пирсона (значимость коэффициента корреляции г при уровне достоверности р <
0.05.равна 0,22, при р < 0,01 равна 0,286, при р < 0,001 - 0,361). Таким образом, обнаружены статистически значимые зависимости между дружелюбием и профессиональной компетентностью, интро-версией и служением, сознательностью и вызовом (р < 0,001), нейротизмом и автономией, открытостью новому и вызову (р < 0,01), нейротизмом и профессиональной компетенцией (р < 0,05). То есть специалисты с высоким уровнем дружелюбия и нейротизма ценят профессиональную компетентность: они хотят быть мастерами своего дела, они бывают особенно счастливы, когда достигают успеха в профессиональной сфере, но быстро теряют интерес к работе, которая не позволяет развивать их способности. Они ищут признания своих талантов, что должно выражаться в статусе, соответствующем их мастерству.
Интроверты ориентированы больше на ценности, чем на требующиеся в данном виде работы способности. Они стремятся приносить пользу людям, обществу, для них очень важно видеть конкретные плоды своей работы, даже если они и не выражены в материальном эквиваленте. Основной тезис построения их карьеры - получить возможность максимально эффективно использовать их таланты и опыт для реализации общественно важной цели.
Специалисты с высокой сознательностью и открытостью новому ориентированы на вызов: решение заведомо сложных задач, преодоление препятствий ради победы в конкурентной борьбе. Карьера для них - это постоянный вызов их профессионализму, и они всегда готовы его принять.
Специалисты с высоким нейротизмом также ценят профессиональную компетентность и автономию: они испытывают трудности, связанные с установленными правилами, процедурами, рабочим днем, дисциплиной, формой одежды и т.д.
Изучение влияния личностных особенностей на различные сферы ее деятельности подтверждает положение о том, что общие и специфические условия деятельности, преломляясь в сознании, по-разному проявляются в реальном поведении.
Постепенно главенствующие в психологии карьеры теории отдельных личностных черт дополнились исследованиями, посвященными типологии соответствия карьеры и личности. В рамках рассмотрения индивидуально-личностных факторов карьерных процессов мы остановились на отдельных личностных чертах. В качестве важных карьерных переменных использовались карьерные ориентации. Результаты нашего исследования подтвердили гипотезу о том, что те или иные карьерные ориентации, в той или иной степени, соответствуют определенным, присущим сотруднику, личностным характеристикам.
Библиографический список
1. Кибанов А.Я. Управление деловой карьерой персонала // Управление персоналом организации. - М.: ИНФРА-М ,1997.
2. Могилевкин Е.А. Карьерный рост: диагностика, технологии, тренинг / Е.А. Могилевкин. - СПб: Речь, 2007.
3. Палт Е.А. Психолого-организационные принципы прогноза успешности профессионала на основе компе-тентностного подхода // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. - 2014. - № 1.
4. Почебут Л.Г. Организационная социальная психология / Л.Г. Почебут [и др.]. - СПб.: Питер, 2000. - 298 с.
5. Тихомандрицкая O.A., Рикель А.М. Социально-психологические факторы успешности карьеры // Психологические исследования: - 2010. - № 2(10).
6. Толочек В.А.Современная психология труда / В.А. Толочек. - Питер, 2010.
7. Толочек В.А. Профессиональная успешность: от способностей к ресурсам (дополняющие парадигмы) // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2009. - № 3. - С. 27-61.