Особенности взаимосвязи карьерных ориентаций и представлений об успехе у студентов обучающихся на инженерных специальностях
И.А. Панкратова, О.В. Аникина Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону
Аннотация: в статье актуализируется проблема исследования представлений об успехе в отечественной психологии. Отмечается, что реализация успешной профессиональной деятельности в современных условиях возможно только при формировании целостного образа карьеры. Описываются выявленные взаимосвязи карьерных ориентаций и представлений об успехе у студентов обучающихся на инженерных специальностях. Ключевые слова: карьера, карьерная ориентация, успех, представления об успехе, представления о карьере, карьерный путь, студент.
В настоящее время у каждого человека есть масса возможностей для самореализации. В тоже время, сложилась парадоксальная ситуация -возрастает процент людей неудовлетворенных, недовольных своей работой, хотя их материальный и статусный уровень может быть достаточно высоким. Причина этого зачастую кроется в несовпадении формальных признаков успешной карьеры и внутренних установок человека [1]. Представления об успешной карьере зачастую не советуют с реальным «карьерным путям» и формируются на основе рекламы или «медийных историй»[2]. Поэтому психологи традиционно выделяют два критерия оценки успешности карьеры: объективный (социальный успех) и субъективный критерии успешной карьеры (удовлетворенность жизненной ситуацией).
Для студентов ВУЗов вопрос выстраивания будущей карьеры достаточно сложен. С одной стороны, это обусловлено тем, что перед выпускником остро встает вопрос выбора своего уникального пути. С другой стороны, к молодым специалистам в современных рыночных условиях работодателями предъявляется целый ряд несколько завышенных требований, например, обладание высоким уровнем теоретической и практической подготовки, сохранение высокой эффективности в ситуации
неопределенности, быстрая адаптация к постоянно меняющимся условиям рабочей среды и т.д. [3]. Однако, данным запросам работодателя соответствует не каждый выпускник [4]. Поэтому, на сегодняшний день формирование в осознании студента - выпускника того, что для него является успешной карьерой и то каким образом он собирается строить свой карьерный путь, заинтересованы обе стороны: и работодатели, и студенты
[5].
Успех и феномен успешности в отечественной и зарубежной науке изучен довольно широко. На Западе сформировались и существуют целые школы по изучению и развитию «успеха». Начиная с З. Фрейда феномену «успеха» и успешности» уделялось большое внимание. Хотя, в психоанализе нет четкого определения внутренних или внешних детерминант успеха, в то же время, в рамках психоаналитической школы проанализированы личности, чья творческая биография традиционно ассоциируется с успехом [6], что дает возможность увидеть работу неосознаваемых механизмов психики личностей, непосредственно причисленных к «успешным» [7].
Э. Фромм определяет некий рыночный тип личности, для которой принцип частной инициативы является главенствующим, чем более развита данная черта, тем более успешным является человек [8]. А. Бандура, в соответствии со своей теорией социального научения, считает, что у студентов можно сформировать успешное поведение путем имитации им поведения, ведущего к успеху [9].
Зарубежные специалисты ориентировались на изучение феномена успешности личности в целом, которая рассматривалась в контексте решения вопроса адаптированности личности и личностного развития [10].
В отечественной науке и культуре успех рассматривался, прежде всего, в социальном плане [11]. Например, К.Абульхановой-Славской в
смысложизненной концепции, представляет успех как проявление активной жизненной позиции в обществе [12].
Успеха как профессиональные достижения в теоретическом и прикладном аспектах рассматривается достаточно широко. Существует два подхода в изучении профессионального успеха. С одной стороны - это достижение уровня определённого профессионального мастерства (Климов Е.А., Рогова Е.Е., Теплом Б.М. и др.), с другой стороны - профессиональный успех понимается как достижение определенной должности или успешная карьера (Головнева И.В., Лотова И.П., Молл Е.Г., Панкратова И.А. и др.). Однако исследований посвященных изучению успешной карьере, а также взаимосвязи между карьерными ориентациями и представлениями об успехе, крайне мало.
Нами было проведено исследование особенностей взаимосвязи карьерных ориентаций и представлений об успехе у студентов, обучающихся на инженерных специальностях. В исследовании приняло участие 187 студентов четвертых курсов обучающихся на инженерных специальностях Донского государственного технического университета и Ростовского государственного строительного университета.
Карьерные ориентации нами были изучены с помощью опросника Э. Шейна «Якоря карьеры», а представления об успехе методикой О.Ю. Клочковой «Исследование представлений об успешной профессиональной деятельности».
Проведя корреляционный анализ Спирмена [13] и проанализировав полученные данные, мы выявили взаимосвязи между карьерной ориентацией и представлениями об успехе у студентов, обучающихся на инженерных специальностях. Рассмотрим полученные данные. Следует отметить, что выявлены сильные положительные и отрицательные корреляционные связи
между карьерными ориентациями и представлениями об успехе, они представлены на рис. 1.
Рис. 1. - Взаимосвязь карьерных ориентаций и моделей успешности Корреляционный анализ американской модели представлений об успешности выявил взаимосвязь с карьерной ориентацией «интеграция стилей жизни». Между этим параметрами выявлена отрицательная корреляционная взаимосвязь, где г = - 0,656 при р = 0,05. В американской модели успеха в качестве рациональной цели выступает материальный (осязаемый) успех, а главным средством его достижения упорный труд. Этот успех, который достигнут в соответствии с нормами общества, и соответственно рассматривается как необходимый вклад в социум. Студенты с такой моделью успешности и карьерной ориентаций будут пытаться совместить и семью, и карьеру и собственное саморазвитие. Однако, в связи с тем, что для достижения весомого материального успеха, такое совмещение будет мешать, можно предположить, что в дальнейшем, связь американской модели с данной карьерной ориентаций у студентов снизится, и увеличится
связь американской модели успешности с карьерной ориентаций «предпринимательство».
Обнаружена корреляционная связь карьерной ориентации «профессиональная компетентность» и компромиссной модели. Коэффициент корреляции г = 0,557 при р = 0,05. Данную связь можно охарактеризовать как положительную и значимую. Такая взаимосвязь может быть объяснена тем, что для компромиссной модели в качестве одного из главных критериев успеха выступает ценность образования. Таким образом, можно говорить о том, что студенты, для которых характерна данная модель, хотят реализовать свои способности и таланты в определенной области.
Корреляционный анализ гедонистической модели успешности выявил несколько коррекционных взаимосвязей с карьерными ориентациями «вызов», «профессиональная компетентность» и «предпринимательство». Между гедонистической моделью успешности и карьерными ориентациями «вызов» и профессиональная компетентность» выявлена отрицательная корреляционная взаимосвязь, где г = - 0,631 и г = - 0,579 при р = 0,05, а между гедонистической модели успешности и карьерной ориентацией «предпринимательство» выявлена положительная корреляционная взаимосвязь, где г = 0,513 при р = 0,05.
Гедонистическая модель успешности ориентирована на получение различных жизненных наслаждений, условием доступа к которым является материальная обеспеченность.
Получить материальные блага, с точки зрения студента, можно, в том числе и реализацией своих способностей и талантов в определенной области. При этом достижение материального блага невозможно без конкуренции, преодоление препятствий, решение трудных задач, что объясняет взаимосвязь гедонистической модели успешности с карьерной ориентацией «вызов».
Студенты, которым присуща данная модель успешности и карьерная ориентация «предпринимательство» будут стремиться создавать что-то новое, преодолевать препятствия, рисковать, лишь бы достичь финансового богатства. Можно предположить, что в дальнейшем они либо перестанут, либо не будут работать вообще по специальности, а откроют собственное дело с множеством наемных рабочих, которые будут работать на них для достижения ими материального благосостояния.
Корреляционный анализ советской модели успешности выявил взаимосвязь с карьерной ориентацией «автономия (независимость)». Коэффициент корреляции г=0,512 при р=0,05. Данную связь можно охарактеризовать как положительную. Достижение успеха при такой модели идет по пути «через образование в интеллигенцию». При этом желание «заработать много денег» занимает в иерархии жизненных целей одно из последних мест. Взаимосвязь с карьерной ориентацией «автономия» можно объяснить тем, индивидам, которым присуща советская модель успешности присуще освобождение от организационных правил, предписаний и ограничений. Они не хотят подчиняться правилам, готовы отказаться от продвижения по службе или от других возможностей ради сохранения своей независимости. При этом им все равно на то, что большинство людей в социуме стремятся заработать денег, они независимы от мнения таких людей, у них другие ценности и принципы, которыми они руководствуются в своей жизни.
Таким образом, проведенный корреляционный анализ между карьерными ориентациями и моделями успешности у студентов экономического ВУЗа показал, что существуют положительные и отрицательные корреляционные связи с высоким уровнем значимости.
В результате эмпирического изучения взаимосвязи между карьерными ориентациями и представлениями об успехе у студентов, обучающихся на
инженерных специальностях, мы выяснили, что существуют сильные положительные и отрицательные корреляционные связи с высоким уровнем значимости между этими параметрами.
Результаты исследования и его эмпирический инструментарий могут быть использованы практическими психологами, преподавателями высшей школы и кадровыми работниками для выявления особенностей построения карьеры личностью и возможных личностных затруднений во время ее построения и прохождения. Позволят определить направление ближайшего развития будущего специалиста и отразить ее в содержании учебных курсов. Выявить возможные трудности, возникающие перед выпускниками при окончании профессионального обучения, и дальнейшем построении и прохождении карьеры, для использования в практике психологического консультирования по вопросам карьерного развития.
Литература
1. Головнева И.В. Ваша карьера: путь вверх или...? // freeref.ru/ URL: freeref.ru/wievjob.php?id=419575 (дата обращения: 14.10.2015).
2. Панкратова И. А., Рогова Е.Е. Особенности связи профессиональной направленности и представлений об успешной профессиональной деятельности студентов // Науковедение. 2012. №3. naukovedenie.ru/sbornik12/12-62.pdf (дата обращения: 14.10.2015).
3. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М.: НПО «Модэк», 2002. 400 с.
4. Побегайлов О.А., Воронин А.А. Ключевая составляющая системы управления персоналом // Инженерный вестник Дона, 2013, №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2013/1778.
5. Крищенко Е.П. Профессиональное самоопределение студентов-первокурсников с различными стратегиями самоутверждения // Инженерный
вестник
Дона,
2015,
№2,
ч.2
URL:
ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2p2y2015/3051/.
6. Нейфельд И. Достоевский. Психоаналитический очерк под редакцией проф. 3. Фрейда // Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. М.. 1994. С. 52-88.
7. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М.: Психотерапия, 2008. 672с.
8. Фромм Э. Психоанализ и религия. Искусство любить. Иметь или быть? Киев: Ника-Центр, 1998. 400с.
9. Benight C.C. & Bandura A. Social cognitive theory of post-traumatic recovery:The role of perceived self-efficacy // Behaviour Research and Therapy. 2004. №42 (10). pp. 1129-1148.
10. Weng Q., McElroy J. Vocational self-concept crystallization as a mediator of the relationship between career self-management and job decisions effectiveness // Journal of Vocational Behavior. 2010. №76. pp.123-135.
11. Рогова Е.Е., Панкратова И.А., Комиссарова А.В. Особенности представлений об успешной профессиональной деятельности у студентов-экономистов с разной профессиональной направленностью // Сборник научный трудов «Профессиональные представления», 2015, №7. С.109-120.
12. Нефедова Н.И. Социальные представления об успехе: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05. Ярославль, 2004. 186 с.
13. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб.: Речь, 2006. 396 с.
1. Golovneva I.V. freeref.ru/wievjob.php?id=419575 (data obrashhenija: 14.10.2015).
2. Pankratova I.A., Rogova E.E. Naukovedenie. 2012.№3. naukovedenie.ru/sbornik12/12-62.pdf (data obrashhenija: 14.10.2015).
3. Prjazhnikov N.S. Metody aktivizacii professional'nogo i lichnostnogo
References
samoopredelenija. [Methods of enhancing professional and personal identity]. M.: NPO «Modjek», 2002. 400 p.
4. Pobegajlov O.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2013, №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2013/1778.
5. Krishhenko E.P. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2015, №2, ch.2 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2p2y2015/3051/.
6. Nejfel'd I. Zigmund Frejd, psihoanaliz i russkaja mysl'. M.. 1994. P. 5288.
7. Holl K., Lindsej G. Teorii lichnosti. [Personality theory]. M.: Psihoterapija, 2008. 672p.
8. Fromm Je. Psihoanaliz i religija. Iskusstvo ljubit'. Imet' ili byt'? [Psychoanalysis and religion. The Art of Loving. To have or to be?]. Kiev: Nika-Centr, 1998. 400p.
9. Benight C.C. & Bandura A. Social cognitive theory of post-traumatic recovery:The role of perceived self-efficacy. Behaviour Research and Therapy. 2004. №42 (10). pp. 1129-1148.
10. Weng Q., McElroy J. Vocational self-concept crystallization as a mediator of the relationship between career self-management and job decisions effectiveness. Journal of Vocational Behavior. 2010. №76. pp.123-135.
a. Rogova E.E., Pankratova I.A., Komissarova A.V. Sbornik nauchnyj trudov «Professional'nye predstavlenija», 2015, №7. P.109-120.
11. 12. Nefedova N.I. Social'nye predstavlenija ob uspehe [Social representations about success]: dis. ... kand. psihol. nauk: 19.00.05. Jaroslavl', 2004. 186 p.
12. Nasledov A.D. Matematicheskie metody psihologicheskogo issledovanija. Analiz i interpretacija dannyh. [Mathematical methods of psychological research. Analysis and interpretation of data]. SPb: Rech', 2006. 396 p.