Научная статья на тему 'Особенности взаимосвязи карьерных ориентаций и представлений об успехе у студентов обучающихся на инженерных специальностях'

Особенности взаимосвязи карьерных ориентаций и представлений об успехе у студентов обучающихся на инженерных специальностях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
315
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЬЕРА / КАРЬЕРНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / УСПЕХ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ УСПЕХЕ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О КАРЬЕРЕ / КАРЬЕРНЫЙ ПУТЬ / СТУДЕНТ / CAREER / CAREER ORIENTATION / SUCCESS / THE SUCCESS OF THE SUBMISSION / THE SUBMISSION OF A CAREER / CAREER PATH / STUDENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Панкратова И. А., Аникина О. В.

В статье актуализируется проблема исследования представлений об успехе в отечественной психологии. Отмечается, что реализация успешной профессиональной деятельности в современных условиях возможно только при формировании целостного образа карьеры. Описываются выявленные взаимосвязи карьерных ориентаций и представлений об успехе у студентов обучающихся на инженерных специальностях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the relationship career orientations and beliefs about the success of the students enrolled in engineering degrees

The article updated issue of the ideas about the success in the national psychology. It is noted that the implementation of a successful career in modern conditions is possible only if the formation of a holistic way of career. Describes how to identify the relationship of career orientations and beliefs about the success of the students enrolled in engineering degrees.

Текст научной работы на тему «Особенности взаимосвязи карьерных ориентаций и представлений об успехе у студентов обучающихся на инженерных специальностях»

Особенности взаимосвязи карьерных ориентаций и представлений об успехе у студентов обучающихся на инженерных специальностях

И.А. Панкратова, О.В. Аникина Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону

Аннотация: в статье актуализируется проблема исследования представлений об успехе в отечественной психологии. Отмечается, что реализация успешной профессиональной деятельности в современных условиях возможно только при формировании целостного образа карьеры. Описываются выявленные взаимосвязи карьерных ориентаций и представлений об успехе у студентов обучающихся на инженерных специальностях. Ключевые слова: карьера, карьерная ориентация, успех, представления об успехе, представления о карьере, карьерный путь, студент.

В настоящее время у каждого человека есть масса возможностей для самореализации. В тоже время, сложилась парадоксальная ситуация -возрастает процент людей неудовлетворенных, недовольных своей работой, хотя их материальный и статусный уровень может быть достаточно высоким. Причина этого зачастую кроется в несовпадении формальных признаков успешной карьеры и внутренних установок человека [1]. Представления об успешной карьере зачастую не советуют с реальным «карьерным путям» и формируются на основе рекламы или «медийных историй»[2]. Поэтому психологи традиционно выделяют два критерия оценки успешности карьеры: объективный (социальный успех) и субъективный критерии успешной карьеры (удовлетворенность жизненной ситуацией).

Для студентов ВУЗов вопрос выстраивания будущей карьеры достаточно сложен. С одной стороны, это обусловлено тем, что перед выпускником остро встает вопрос выбора своего уникального пути. С другой стороны, к молодым специалистам в современных рыночных условиях работодателями предъявляется целый ряд несколько завышенных требований, например, обладание высоким уровнем теоретической и практической подготовки, сохранение высокой эффективности в ситуации

неопределенности, быстрая адаптация к постоянно меняющимся условиям рабочей среды и т.д. [3]. Однако, данным запросам работодателя соответствует не каждый выпускник [4]. Поэтому, на сегодняшний день формирование в осознании студента - выпускника того, что для него является успешной карьерой и то каким образом он собирается строить свой карьерный путь, заинтересованы обе стороны: и работодатели, и студенты

[5].

Успех и феномен успешности в отечественной и зарубежной науке изучен довольно широко. На Западе сформировались и существуют целые школы по изучению и развитию «успеха». Начиная с З. Фрейда феномену «успеха» и успешности» уделялось большое внимание. Хотя, в психоанализе нет четкого определения внутренних или внешних детерминант успеха, в то же время, в рамках психоаналитической школы проанализированы личности, чья творческая биография традиционно ассоциируется с успехом [6], что дает возможность увидеть работу неосознаваемых механизмов психики личностей, непосредственно причисленных к «успешным» [7].

Э. Фромм определяет некий рыночный тип личности, для которой принцип частной инициативы является главенствующим, чем более развита данная черта, тем более успешным является человек [8]. А. Бандура, в соответствии со своей теорией социального научения, считает, что у студентов можно сформировать успешное поведение путем имитации им поведения, ведущего к успеху [9].

Зарубежные специалисты ориентировались на изучение феномена успешности личности в целом, которая рассматривалась в контексте решения вопроса адаптированности личности и личностного развития [10].

В отечественной науке и культуре успех рассматривался, прежде всего, в социальном плане [11]. Например, К.Абульхановой-Славской в

смысложизненной концепции, представляет успех как проявление активной жизненной позиции в обществе [12].

Успеха как профессиональные достижения в теоретическом и прикладном аспектах рассматривается достаточно широко. Существует два подхода в изучении профессионального успеха. С одной стороны - это достижение уровня определённого профессионального мастерства (Климов Е.А., Рогова Е.Е., Теплом Б.М. и др.), с другой стороны - профессиональный успех понимается как достижение определенной должности или успешная карьера (Головнева И.В., Лотова И.П., Молл Е.Г., Панкратова И.А. и др.). Однако исследований посвященных изучению успешной карьере, а также взаимосвязи между карьерными ориентациями и представлениями об успехе, крайне мало.

Нами было проведено исследование особенностей взаимосвязи карьерных ориентаций и представлений об успехе у студентов, обучающихся на инженерных специальностях. В исследовании приняло участие 187 студентов четвертых курсов обучающихся на инженерных специальностях Донского государственного технического университета и Ростовского государственного строительного университета.

Карьерные ориентации нами были изучены с помощью опросника Э. Шейна «Якоря карьеры», а представления об успехе методикой О.Ю. Клочковой «Исследование представлений об успешной профессиональной деятельности».

Проведя корреляционный анализ Спирмена [13] и проанализировав полученные данные, мы выявили взаимосвязи между карьерной ориентацией и представлениями об успехе у студентов, обучающихся на инженерных специальностях. Рассмотрим полученные данные. Следует отметить, что выявлены сильные положительные и отрицательные корреляционные связи

между карьерными ориентациями и представлениями об успехе, они представлены на рис. 1.

Рис. 1. - Взаимосвязь карьерных ориентаций и моделей успешности Корреляционный анализ американской модели представлений об успешности выявил взаимосвязь с карьерной ориентацией «интеграция стилей жизни». Между этим параметрами выявлена отрицательная корреляционная взаимосвязь, где г = - 0,656 при р = 0,05. В американской модели успеха в качестве рациональной цели выступает материальный (осязаемый) успех, а главным средством его достижения упорный труд. Этот успех, который достигнут в соответствии с нормами общества, и соответственно рассматривается как необходимый вклад в социум. Студенты с такой моделью успешности и карьерной ориентаций будут пытаться совместить и семью, и карьеру и собственное саморазвитие. Однако, в связи с тем, что для достижения весомого материального успеха, такое совмещение будет мешать, можно предположить, что в дальнейшем, связь американской модели с данной карьерной ориентаций у студентов снизится, и увеличится

связь американской модели успешности с карьерной ориентаций «предпринимательство».

Обнаружена корреляционная связь карьерной ориентации «профессиональная компетентность» и компромиссной модели. Коэффициент корреляции г = 0,557 при р = 0,05. Данную связь можно охарактеризовать как положительную и значимую. Такая взаимосвязь может быть объяснена тем, что для компромиссной модели в качестве одного из главных критериев успеха выступает ценность образования. Таким образом, можно говорить о том, что студенты, для которых характерна данная модель, хотят реализовать свои способности и таланты в определенной области.

Корреляционный анализ гедонистической модели успешности выявил несколько коррекционных взаимосвязей с карьерными ориентациями «вызов», «профессиональная компетентность» и «предпринимательство». Между гедонистической моделью успешности и карьерными ориентациями «вызов» и профессиональная компетентность» выявлена отрицательная корреляционная взаимосвязь, где г = - 0,631 и г = - 0,579 при р = 0,05, а между гедонистической модели успешности и карьерной ориентацией «предпринимательство» выявлена положительная корреляционная взаимосвязь, где г = 0,513 при р = 0,05.

Гедонистическая модель успешности ориентирована на получение различных жизненных наслаждений, условием доступа к которым является материальная обеспеченность.

Получить материальные блага, с точки зрения студента, можно, в том числе и реализацией своих способностей и талантов в определенной области. При этом достижение материального блага невозможно без конкуренции, преодоление препятствий, решение трудных задач, что объясняет взаимосвязь гедонистической модели успешности с карьерной ориентацией «вызов».

Студенты, которым присуща данная модель успешности и карьерная ориентация «предпринимательство» будут стремиться создавать что-то новое, преодолевать препятствия, рисковать, лишь бы достичь финансового богатства. Можно предположить, что в дальнейшем они либо перестанут, либо не будут работать вообще по специальности, а откроют собственное дело с множеством наемных рабочих, которые будут работать на них для достижения ими материального благосостояния.

Корреляционный анализ советской модели успешности выявил взаимосвязь с карьерной ориентацией «автономия (независимость)». Коэффициент корреляции г=0,512 при р=0,05. Данную связь можно охарактеризовать как положительную. Достижение успеха при такой модели идет по пути «через образование в интеллигенцию». При этом желание «заработать много денег» занимает в иерархии жизненных целей одно из последних мест. Взаимосвязь с карьерной ориентацией «автономия» можно объяснить тем, индивидам, которым присуща советская модель успешности присуще освобождение от организационных правил, предписаний и ограничений. Они не хотят подчиняться правилам, готовы отказаться от продвижения по службе или от других возможностей ради сохранения своей независимости. При этом им все равно на то, что большинство людей в социуме стремятся заработать денег, они независимы от мнения таких людей, у них другие ценности и принципы, которыми они руководствуются в своей жизни.

Таким образом, проведенный корреляционный анализ между карьерными ориентациями и моделями успешности у студентов экономического ВУЗа показал, что существуют положительные и отрицательные корреляционные связи с высоким уровнем значимости.

В результате эмпирического изучения взаимосвязи между карьерными ориентациями и представлениями об успехе у студентов, обучающихся на

инженерных специальностях, мы выяснили, что существуют сильные положительные и отрицательные корреляционные связи с высоким уровнем значимости между этими параметрами.

Результаты исследования и его эмпирический инструментарий могут быть использованы практическими психологами, преподавателями высшей школы и кадровыми работниками для выявления особенностей построения карьеры личностью и возможных личностных затруднений во время ее построения и прохождения. Позволят определить направление ближайшего развития будущего специалиста и отразить ее в содержании учебных курсов. Выявить возможные трудности, возникающие перед выпускниками при окончании профессионального обучения, и дальнейшем построении и прохождении карьеры, для использования в практике психологического консультирования по вопросам карьерного развития.

Литература

1. Головнева И.В. Ваша карьера: путь вверх или...? // freeref.ru/ URL: freeref.ru/wievjob.php?id=419575 (дата обращения: 14.10.2015).

2. Панкратова И. А., Рогова Е.Е. Особенности связи профессиональной направленности и представлений об успешной профессиональной деятельности студентов // Науковедение. 2012. №3. naukovedenie.ru/sbornik12/12-62.pdf (дата обращения: 14.10.2015).

3. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М.: НПО «Модэк», 2002. 400 с.

4. Побегайлов О.А., Воронин А.А. Ключевая составляющая системы управления персоналом // Инженерный вестник Дона, 2013, №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2013/1778.

5. Крищенко Е.П. Профессиональное самоопределение студентов-первокурсников с различными стратегиями самоутверждения // Инженерный

вестник

Дона,

2015,

№2,

ч.2

URL:

ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2p2y2015/3051/.

6. Нейфельд И. Достоевский. Психоаналитический очерк под редакцией проф. 3. Фрейда // Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. М.. 1994. С. 52-88.

7. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М.: Психотерапия, 2008. 672с.

8. Фромм Э. Психоанализ и религия. Искусство любить. Иметь или быть? Киев: Ника-Центр, 1998. 400с.

9. Benight C.C. & Bandura A. Social cognitive theory of post-traumatic recovery:The role of perceived self-efficacy // Behaviour Research and Therapy. 2004. №42 (10). pp. 1129-1148.

10. Weng Q., McElroy J. Vocational self-concept crystallization as a mediator of the relationship between career self-management and job decisions effectiveness // Journal of Vocational Behavior. 2010. №76. pp.123-135.

11. Рогова Е.Е., Панкратова И.А., Комиссарова А.В. Особенности представлений об успешной профессиональной деятельности у студентов-экономистов с разной профессиональной направленностью // Сборник научный трудов «Профессиональные представления», 2015, №7. С.109-120.

12. Нефедова Н.И. Социальные представления об успехе: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05. Ярославль, 2004. 186 с.

13. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб.: Речь, 2006. 396 с.

1. Golovneva I.V. freeref.ru/wievjob.php?id=419575 (data obrashhenija: 14.10.2015).

2. Pankratova I.A., Rogova E.E. Naukovedenie. 2012.№3. naukovedenie.ru/sbornik12/12-62.pdf (data obrashhenija: 14.10.2015).

3. Prjazhnikov N.S. Metody aktivizacii professional'nogo i lichnostnogo

References

samoopredelenija. [Methods of enhancing professional and personal identity]. M.: NPO «Modjek», 2002. 400 p.

4. Pobegajlov O.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2013, №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2013/1778.

5. Krishhenko E.P. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2015, №2, ch.2 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2p2y2015/3051/.

6. Nejfel'd I. Zigmund Frejd, psihoanaliz i russkaja mysl'. M.. 1994. P. 5288.

7. Holl K., Lindsej G. Teorii lichnosti. [Personality theory]. M.: Psihoterapija, 2008. 672p.

8. Fromm Je. Psihoanaliz i religija. Iskusstvo ljubit'. Imet' ili byt'? [Psychoanalysis and religion. The Art of Loving. To have or to be?]. Kiev: Nika-Centr, 1998. 400p.

9. Benight C.C. & Bandura A. Social cognitive theory of post-traumatic recovery:The role of perceived self-efficacy. Behaviour Research and Therapy. 2004. №42 (10). pp. 1129-1148.

10. Weng Q., McElroy J. Vocational self-concept crystallization as a mediator of the relationship between career self-management and job decisions effectiveness. Journal of Vocational Behavior. 2010. №76. pp.123-135.

a. Rogova E.E., Pankratova I.A., Komissarova A.V. Sbornik nauchnyj trudov «Professional'nye predstavlenija», 2015, №7. P.109-120.

11. 12. Nefedova N.I. Social'nye predstavlenija ob uspehe [Social representations about success]: dis. ... kand. psihol. nauk: 19.00.05. Jaroslavl', 2004. 186 p.

12. Nasledov A.D. Matematicheskie metody psihologicheskogo issledovanija. Analiz i interpretacija dannyh. [Mathematical methods of psychological research. Analysis and interpretation of data]. SPb: Rech', 2006. 396 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.