Научная статья на тему 'Особенности профессиональных представлений и представлений об успехе у студентов технических специальностей'

Особенности профессиональных представлений и представлений об успехе у студентов технических специальностей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
644
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / УСПЕХ / УСПЕШНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СТУДЕНТЫ / PROFESSIONAL PRESENTATION / SUCCESS / SUCCESSFUL PROFESSIONAL ACTIVITY / OBJECT ACTIVITY / THE STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рогов Е. И., Жолудева С. В., Антонова А. О.

В статье представлены и проанализированы результаты эмпирического исследования представлений об успехе и профессиональных представлений студентов технических специальностей. Описаны особенности представлений об объекте деятельности и работе в зависимости от доминирующей модели успеха студентов. При помощи корреляционного анализа установлены взаимосвязи образа профессии и модели достижения профессионального успеха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Рогов Е. И., Жолудева С. В., Антонова А. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features professional performances and the views on success of students of technical specialties

The article presents and analyzes the results of an empirical study of professional perceptions and views on success of students of technical specialties. Describes the features of the concepts of object of activity and work, depending on the dominant model of success for students. With the help of correlation analysis established the relationship of the image of the profession and models of professional success.

Текст научной работы на тему «Особенности профессиональных представлений и представлений об успехе у студентов технических специальностей»

Особенности профессиональных представлений и представлений об успехе у студентов технических специальностей

Е.И. Рогов, С.В. Жолудева, А. О. Антонова Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону

Аннотация: в статье представлены и проанализированы результаты эмпирического исследования представлений об успехе и профессиональных представлений студентов технических специальностей. Описаны особенности представлений об объекте деятельности и работе в зависимости от доминирующей модели успеха студентов. При помощи корреляционного анализа установлены взаимосвязи образа профессии и модели достижения профессионального успеха.

Ключевые слова: профессиональные представления, успех, успешная профессиональная деятельность, объект деятельности, студенты.

В современных условиях рынка, к молодым специалистам предъявляют высокие требования: они должны иметь, как высокий уровень теоретической и практической подготовки, так и отличаться социальной зрелостью, сохраняя при этом высокую эффективность в ситуации неопределенности и быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям рабочей среды [1].

Очень важной характеристикой любой деятельности является понятие «успешность». Успех в профессиональной деятельности в отечественной психологии изучали Е.А. Климов, Б.М. Теплов, О.Н. Родина, Н.В. Самоукина, и др. Индивидуальный стиль деятельности, формирующийся у каждого человека, влияет на успех или не успех в профессиональной деятельности [2; 3].

Поэтому система профессиональных представлений является базисом успеха в профессиональном становлении каждого человека, и критерием творчества и качества реализации в профессиональной деятельности. Профессиональные представления как «совокупность образов, обладающих

отражающими, регулирующими, мотивирующими, оценивающими, прогностическими функциями и обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности» трактует Е.А. Семенова.

Проблема профессиональных представлений обрела особую актуальность, в связи со сложившейся сложной ситуацией на рынке труда, а также большим количеством людей, работающих не по своей специальности и частая смена места работы, особенно молодыми специалистами [4; 5].

В работах С.В. Жолудевой в соответствии с классификацией Е.А. Климова фаз развития профессионала рассматривались особенности формирования профессиональных представлений на разных этапах профессионального пути [6]. В работах Е.П. Крищенко было исследовано профессиональное самоопределение студентов-первокурсников, что соответствует фазе оптанта [7]. В исследованиях И.И. Дроздовой было установлено, что в процессе профессионального образования происходит как становление личности как субъекта профессии, так и как субъекта межличностных взаимоотношений [8]. Однако, студенчество, на наш взгляд, относится к фазе адепта и ранее авторами были предприняты попытки изучения представлений об успехе и об успешной профессиональной деятельности у студентов [9;10].

Целью же данной работы явилось углубленное изучение особенностей профессиональных представлений и представлений об успехе у студентов именно технических специальностей. В исследовании приняло участие 50 студентов 4 курса ДГТУ, специальностей инженерное дело в медико-биологической практике, машины и аппараты пищевых производств, автоматизированные системы обработки информации и управления.

Опросник Е.И.Рогова, направленный на изучение представлений об объекте деятельности был использован нами для исследования профессиональных представлений об объекте деятельности [11]. В соответствии

с используемым опросником оценка осуществляется по 4-ем факторам. В качестве исследуемых факторов выступают: фактор активности образа (диагностирует экстравертированности объекта), фактор четкости образа (свидетельствующий об адекватности, контрастности, точности, яркости в сознании студентов), фактор оценки образа (который позволяет сделать выводы об отношении к объекту деятельности) и фактор силы образа (показывает развитие волевых сторон объекта, как они оцениваются самим испытуемым).

При интерпретации полученных данных по опроснику Е.И. Рогова высокие результаты по фактору «Оценка» представлений об объекте профессиональной деятельности. Так студенты осознают объект своей профессии как носителя позитивных, социально желательных показателей, принимают свою профессию, а также в определенной степени удовлетворенность будущей профессией.

По фактору «Сила образа» были получены средние значения. Показатели у студентов технических специальностей по фактору «Активность образа» демонстрируют высокую активность, общительность и эмоциональную отзывчивость. А показатели по фактору «Четкость образа» -об адекватности, точности, и яркости объекта профессии в сознании студентов, принявших участие в исследовании.

Анализ представлений студентов технических специальностей об объекте будущей профессиональной деятельности показал, что они удовлетворены своим выбором, осознают всю ее сложность, с уважением относятся к будущей профессии, а также независимы, уверены в себе и способны сами найти выход из трудных ситуаций. Они отчетливо представляют свою будущую профессию, понимая всю ее сложность, и ориентированы больше на работу, принимая ее в своих представлениях.

Для диагностики представлений об успехе студентам предлагалось заполнить бланк методики О.Ю. Клочковой «Исследование представлений об

успехе». Качественный анализ полученных данных показал, что у большинства студентов технических специальностей преобладает компромиссная модель успеха. Но были диагностированы и различия в выраженности советской, аскетической и гедонистической моделей у студентов.

У 22,50% студентов преобладает советской модели успеха, в которой наблюдается преобладание ориентации на ценностно-рациональные действия. Всего 2% студентов выражена в большей степени гедонистическая модель успеха. Для нее условием доступа к получению различных жизненных наслаждений являются материальные блага. Аскетическая модель успеха, которая предполагает достижение некой идеальной и духовной цели и отказ от материальных наслаждений не была выявлена у студентов, принявших участие в исследовании.

Таким образом, студенты технических специальностей более ориентированы на путь достижение успеха, который связан с образованием, ценностно-рациональные действия, им неважно с какой ступени начинать, они все равно добьются материального благополучия.

Корреляционный анализ Спирмена, как метод статистической обработки, был использован нами для достижения выдвинутой цели. Он дал нам возможность описать значимые взаимосвязи между моделями успеха и профессиональными представлениями у студентов технических специальностей [12].

Значимые корреляционные связи (как отрицательные, так и положительные) между представлениями о будущей профессиональной деятельности и представлениями об успехе студентов технических специальностей отражены на рисунке 1. Между представлениями и гедонистической моделью успеха отрицательная корреляционная взаимосвязь была выявлена между будущей профессией как достаток (при

г=-0,346 и р=0,023), представлениями о будущей профессии и американской моделью успеха, такими как ответственность (при г=-0,304; при р=0,047), самосовершенствование (при г=-0,396 и р=0,009), разнообразие поля деятельности (при г=-0,331 и р=0,030) и карьерный рост (при г=-0,398 и р=0,008). Между представлениями о будущей профессии и компромиссной моделью успеха, таким как достаток (при г=-0,311 и р=0,042), а также между представлениями о будущей профессии и советской моделью успеха, например, достаток (при г=-0,352 и р=0,021). Качественный анализ корреляционных связей показал, что у студентов с доминированием советской, компромиссной и гедонистической моделями успеха, данные качества слабее будут выражены в будущей профессиональной деятельности. Полученные данные, мы интерпретируем, основываясь на описание моделей успеха О.Ю. Клочковой. Студенты с преобладанием представлений гедонистической модели успеха стремятся к получению различных жизненных наслаждений, основным условием которых является материальный достаток. У них будут менее выражены такие качества как карьерный рост и самосовершенствование, т.к. им не свойствен длительный упорный труд.

Стремление заработать много денег занимает в иерархии жизненных целей одно из последних мест в советской модели успеха, и, соответственно, у студентов с доминированием представлений советской модели успеха менее ярко выражен доход.

Аскетическая модель успеха и представления о будущей профессии связаны положительной корреляционной связью. Например, как разнообразие поля деятельности (при г=0,331 и р=0,030), а также между таким представлением будущей профессии и гедонистической моделью успеха как быть ответственным (при г=0,309 и р=0,044), сдержанным (при г=0,346 и р=0,023), и таким качеством как случайность (при г=0,307 и

р=0,045) и американская модель успеха.

Рис. 1. - Корреляционная плеяда представлений студентов технических специальностей о будущей профессии и представлений об успехе

Так, чем больше в представлениях студентов доминируют тенденции аскетической, гедонистической и американской модели успеха, тем данные качества сильнее будут выражены в будущей профессиональной деятельности. Полученную взаимосвязь мы объясняем тем, что будущая профессия для студентов с аскетической моделью успеха имеет

разнообразное поле деятельности, так как они стремятся с помощью отказа от материальных наслаждений прийти к достижению некой духовной, идеальной цели. Студентам с гедонистической моделью успеха, представляют себя в будущей профессии, как сдержанных и ответственных людей. А доминирование в представлениях студентов американской модели успеха, определяет выбор профессии случайно.

Рис. 2. - Корреляционная плеяда представлений студентов технических специальностей об объекте деятельности и представлений об успехе

Значимые корреляционные связи между представлениями об успехе и объектом деятельности у студентов технических специальностей, отражены на рисунке 2. Между фактором силы и гедонистической моделью (при г=0,327 и р=0,032) была выявлена положительная корреляционная связь, то есть, доминирование установок на успех гедонистической модели у студента формируют силу образа объекта деятельности. Данную взаимосвязь мы объясняем тем, что студенты, чьи представления соответствуют гедонистической модели успеха (с наименьшей растратой усилий к богатству получать разнообразные жизненные наслаждения), а об уверенности, независимости и склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях, свидетельствует фактор силы образа.

На рисунке 3, графически представлены значимые корреляционные связи между представлениями об успехе и работе у студентов технических специальностей. Так была выявлена положительная корреляционная связь между такой моделью успеха как гедонистическая и между фактором силы

г=0,327, при р= 0,032

(при г=0,307 и р=0,045), мы предполагаем, что чем больше у студента выражена гедонистическая модель успеха, тем более значимым будет для него сила образа объекта деятельности.

Рис.3. - Корреляционная плеяда представлений студентов технических специальностей о работе и об успехе

Таким образом, проведенный корреляционный анализ показал, что в представлениях студентов технических специальностей профессия должна соответствовать способностям и умениям, приносить людям пользу, давать возможности получать высокие доходы и занимать высокие посты, иметь высокий престиж в обществе.

1. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. - М.: НПО «Модэк», 2002. - 400с.

2. Рогов Е.И. Организационная психология: учебник для вузов / - Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2009. - 576 с.

3. Boyatzis. Richard E. The Competent Manager. A Model for Effective Performance, John Wiley & Sons. 1982. - 328 p.

4. Семенова Е.А. Представления о психологии как будущей профессии у студентов технического университета //Материалы Международного форума «Образ российской психологии в регионах страны и в мире». Сочи, 2006. 198с.

5. Moscovoci, S. On social representation. In: Forgas, J. P. (ed.) Social Cognition:

r=0,307,

при p= 0,045

Литература

Perspectives on everyday life. London: Academic Press, 1981. - 401 p.

6. Жолудева С.В. Особенности формирования профессиональных представлений на разных этапах профессионального пути // Современная парадигма исследования профессиональных представлений / Под редакцией Е.И. Рогова. - Ростов-на-Дону: Изд-во Фонд науки и образования, 2014. 252 с.

7. Крищенко Е.П. Профессиональное самоопределение студентов-первокурсников с различными стратегиями самоутверждения // Инженерный вестник Дона, 2015, №2, ч.2 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2p2y2015/3051/.

8. Дроздова И.И., Капитанова Е.В. Социально-психологические факторы статуса личности в студенческой группе // Инженерный вестник Дона, 2014, №4 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2014/2698/.

9. Жолудева С.В., Антонова А. О. Особенности представлений об успехе у студентов технических специальностей // Инновационный потенциал субъектов образовательного пространства в условиях модернизации образования. Часть 2: материалы IV Международной научно-практической конференции (21-22 ноября 2013 г., Россия, г. Ростов-на-Дону). - Ростов н/Д: Издательство СКНЦ ВШ ЮФУ, 2013. с. 169-172

10.Жолудева С.В., Антонова А.О. Представления об успешной профессиональной деятельности у студентов // Общество и экономика постсоветского пространства: Международный сборник научных статей. Выпуск VI. Часть II (Липецк, 17 января 2014 г.). / Отв. ред. А.В. Горбенко. - Липецк: Издательский центр «Гравис», 2014. с. 86-90

11. Рогов Е.И. Роль профессиональных представлений в становлении специалиста в ВУЗе // Роль представлений в профессиональном становлении личности. Ростов на Дону, 2012. 200с.

12.Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Речь, 2006. - 396 с.

References

1. Prjazhnikov N.S. Metody aktivizacii professional'nogo i lichnostnogo samoopredelenija. [Methods of enhancing professional and personal identity]. M.: NPO «Modjek», 2002. 400 p.

2. Rogov E.I. Organizacionnaja psihologija [Organizational psychology]: uchebnik dlja vuzov. Rostov n/D: IPO PI JuFU, 2009. 576 p.

3. Boyatzis. Richard E. The Competent Manager. A Model for Effective Performance, John Wiley & Sons. 1982. 328 p.

4. Semenova E.A. Materialy Mezhdunarodnogo foruma «Obraz rossijskoj psihologii v regionah strany i v mire». Sochi, 2006. 198 p.

5. Moscovoci, S. On social representation. In: Forgas, J. P. (ed.) Social Cognition: Perspectives on everyday life. London: Academic Press, 1981. 401 p.

6. Zholudeva S.V. Sovremennaja paradigma issledovanija professional'nyh predstavlenij [Modern paradigm research professional presentations]. Pod redakciej E.I. Rogova. Rostov-na-Donu: Izd-vo Fond nauki i obrazovanija, 2014. 252 p.

7. Krishhenko E.P. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2015, №2, part 2 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2p2y2015/3051/.

8. Drozdova I.I., Kapitanova E.V. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2014, №4 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2014/2698/.

9. Zholudeva S.V., Antonova A.O. Innovacionnyj potencial sub#ektov obrazovatel'nogo prostranstva v uslovijah modernizacii obrazovanija. Chast' 2: materialy IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (21-22

nojabrja 2013 g., Rossija, g. Rostov-na-Donu). Rostov n/D: Izdatel'stvo SKNC VSh JuFU, 2013. pp. 169-172

10.Zholudeva S.V., Antonova A.O. Obshhestvo i jekonomika postsovetskogo prostranstva: Mezhdunarodnyj sbornik nauchnyh statej. Vypusk VI. Chast' II (Lipeck, 17 janvarja 2014 g.). Otv. red. A.V. Gorbenko. Lipeck: Izdatel'skij centr «Gravis», 2014. pp. 86-90

11.Rogov E.I. Rol' predstavlenij v professional'nom stanovlenii lichnosti. Rostov na Donu, 2012. 200 p.

12.Nasledov A.D. Matematicheskie metody psihologicheskogo issledovanija. Analiz i interpretacija dannyh. [Mathematical methods of psychological research. Analysis and interpretation of data]. Uchebnoe posobie. 2-e izd., ispr. i dop. SPb.: Rech', 2006. 396 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.