Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ И ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ПОДРОСТКОВ'

ОСОБЕННОСТИ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ И ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
34
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Discusses the problems in the search for the simplest and most effective methods for improving the performance capacity of adolescents. This parameter is determined by biological and social factors, and, hence, rational organization of freetime activity can appreciably improve the energy potential of the organism.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ И ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ПОДРОСТКОВ»

(О л. Г. СУХАНОВ, И. В. СЕРГЕТЛ. 1995 УДК 613.72/.73-053.67-07

А. Г. Сухарев, И. В. Сергета

ОСОБЕННОСТИ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ И ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

ПОДРОСТКОВ

Российская медицинская академия последипломного образования, Москва

Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков наряду с определением соответствия процессом роста и развития биологическим законам и социальным потребностям общества, степени сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям, наличия хронических заболеваний и физических дефектов предусматривает и исследование физической работоспособности (ФР) организма школьников, которая представляет собой готовность организма осуществлять максимальную мышечную деятельность и отражает в связи с этим энергетический потенциал механизмов адаптации |4].

По своей сути ФР является интегративным выражением функциональных возможностей человека, важнейшей медико-социальной характеристикой соматического благополучия организма, своеобразным количественным показателем здоровья и определяется рядом объективных факторов [1, 4]. К их числу относят морфофунк-циональное состояние, двигательную активность, характер вегетативного обеспечения ней-роэндокринной регуляции, показатели аэробной и анаэробной энергопродукции, нервно-эмоциональное и психическое состояние и, наконец, образ жизни |3].

Углубленный анализ приведенных факторов позволяет выделить определенные физиологические корреляты ФР, прежде всего максимальную аэробную и анаэробную производительность, максимальную мышечную силу и выносливость, нервно-мышечную координацию, функциональное состояние кардиореспиратор-ной системы [2].

Целью настоящего исследования являлось гигиеническое обоснование наиболее простых, эффективных и целесообразных подходов к решению проблемы повышения физической работоспособности учащихся.

В ходе работы изучали состояние здоровья и потенциальные возможности организма учащихся адаптироваться к физическим нагрузкам, со-

ответствующим верхней границе физиологических резервов в зависимости от особенностей учебной и внеучебной деятельности.

Главной отличительной чертой суточной деятельности учащихся группы контроля (50 девушек и 29 юношей) был традиционный режим обучения в школе и неупорядоченный характер внеучебной деятельности. К 1-й экспериментальной группе (32 девушки и 20 юношей) были отнесены учащиеся, занимавшиеся в лицейных и гимназических классах. Таким образом, изучали влияние интенсивного и углубленного обучения на способность подростков проявлять максимум физических усилий в статической и динамической деятельности. Неотъемлемым компонентом режима учащихся 2-й экспериментальной группы (47 девушек и 32 юноши) была произвольная оптимизация свободного времени за счет организационных занятий во внешкольных заведениях. И, наконец, в 3-й экспериментальной группе (38 девушек и 32 юноши) была внедрена специально разработанная программа рациональной организации свободного времени, основными элементами которой являлись повышение уровня двигательной активности, широкое использование как традиционных, так и нетрадиционных форм физического воспитания, упражнений психофизической подготовки и психотехнических игр.

Для определения физической работоспособности использовали методику степ-энергометрии (ФР170) с предъявлением одной нагрузки. Состояние здоровья оценивали на основании анализа данных о заболеваемости с временной утратой трудоспособности, хронической заболеваемости, данных о распределении школьников по группам здоровья.

Совокупный анализ исходных показателей ФР в сопоставлении со стандартизованными величинами показал, что полученные результаты либо не достигали нижней границы возрастных нормативов, либо находились на ее уровне (табл. 1).

Таблица 1

Показатели ФР подростков 15—17 лет в динамике обучения (в Вт)

Период наблюдения Контроль 1-я группа 2-я группа 3-я группа

п М±т п М±т п М ± т и М±т

Девушки

Начало 50 81,68 ± 1,94 32 83,87 ± 2,87 47 87,42 ± 2,33 38 83,24 ± 3,33

Р >0,05 >0,05 <0,01 <0,001

Конец 48 81,93 ± 2,16 32 86,14 ± 2,61 47 97,41 ± 2,54 32 102,92 + 3,43

Юноши

Начало 29 94,99 ± 3,21 20 95,97 ± 4,34 32 105,42 ± 3,69 32 95,00 ± 3,36

Р >0,05 >0,05 >0,05 <0,001

Конец 28 100,99 ± 3,75 18 101,09 ± 5,32 32 112,83 + 3,51 32 121.41 ± 3,22

Таблица 2

Структура распределения школьников в зависимости от степени здоровья (в %) в динамике обучения

Группа Период наблюдений я Подгруппа здоровья

1Л 1Б 1В

Контроль Начало Конец 22 17 63,7 35,3 13,6 41,2 22,7 23,5

1-я Начало 16 50,0 6,3 43,7

Конец 16 43,8 25.0 31,2

2-я Начало 33 42.4 15,2 42,4

Конец 33 50,0 5,0 45,0

3-я Начало 20 50.0 5,0 45,0

Конец 21 23,8 23,8 52,4

Таким образом, уровень ФР подростков 15 лет был низким и, безусловно, оказывал выраженное неблагоприятное воздействие на характеристики адаптационных процессов их организма.

В дальнейшем у подростков контрольной группы наблюдались тенденции к увеличению ФР, выраженные в большей степени среди юношей. Однако, несмотря на то что темпы прироста изучаемых показателей в среднем составляли 3,3%, данные, полученные в конце периода исследований, так и не достигали нормативных значений.

Динамические изменения показателей ФР гимназистов и лицеистов были практически идентичными предшествующим. Обращал на себя внимание лишь более высокий уровень конечных результатов среди девушек.

Процессы изменений показателей в условиях произвольной оптимизации свободного времени за счет занятий во внешкольных заведениях были довольно противоречивыми, причем, как показал углубленный индивидуальный анализ, существенное значение имел профиль внеучебной деятельности. Так, наиболее высокие результаты были зарегистрированы среди подростков, занимавшихся в спортивных секциях, наиболее низкие — среди учащихся, посещавшие гуманитарные и технические кружки, промежуточное положение занимали школьники, которые занимались в кружках технического профиля. В то же время необходимо отметить и тот факт, что достигнутый в динамике обучения уровень ФР значительно превышал исходный, а его количественные характеристики соответствовали нижней границе стандартизованных возрастно-поло-вых величин.

В то же время наиболее существенное благоприятное влияние на состояние ФР оказывало внедрение экспериментальной программы целенаправленной оптимизации свободного времени. Ее величина у девушек возрастала с 83,24 ± 3,33 до 102,92 ± 3,43 Вт (23,6; р < 0,001), у юношей - с 95,00 ± 3,36 до 121,41 ± 3,22 Вт (27,8%; р < 0,001). Таким образом, окончательные результаты исследований в отличие от исходных находились в диапазоне нормативных величин и свидетельствовали о высоком уровне функциональных и физических возможностей подростков.

Проведенные исследования позволили установить тесные корреляционные связи (г = 0,76—

0,91) между показателями функциональных возможностей организма, его энергетическими ресурсами и ФР. Следовательно, учитывая тот факт, что взаимосвязь центральной нервной системы (ЦНС) с кардиореспираторной системой и характером регулирования физиологических функций в процессе мышечной деятельности является важнейшим критерием оценки состояния здоровья, уровень ФР действительно может быть использован в качестве своеобразного количественного показателя здоровья.

В соответствии с концепцией о прямой зависимости между ФР и здоровьем среди учащихся, относящихся к 1-й группе здоровья были выделены 3 подгруппы школьников, фактически имеющих различную степень здоровья [4].

В подгруппу 1А были включены подростки с низким уровнем ФР и соответственно низким уровнем функциональных возможностей ЦНС и " физиологических резервов кардиореспираторной системы. В подгруппу 1Б вошли учащиеся, у которых ФР, функциональные возможности ЦНС и кардиореспираторной системы находились в пределах средних величин, в подгруппе 1В были подростки с высокой ФР и стабильным уровнем регулирования физиологических процессов.

В начале периода наблюдений в группах сравнения регистрировались приблизительно одинаковые результаты распределения различных степеней здоровья. Так, наиболее весомыми, практически равнозначными были количественные характеристики подгрупп 1А (от 30,3 до 63,7%) и 1В (от 22,7 до 66,7%), в то же время удельный вес учащихся подгруппы 1Б (от 3,0 до 13,6%) был довольно незначительным (табл. 2).

В дальнейшем среди учащихся происходило определенное перераспределение показателей, в основном затрагивающее школьников с низким и средним уровнем ФР, причем наиболее характерной тенденцией изменений результатов было уменьшение удельного веса подростков с низким уровнем работоспособности за счет увеличения доли учащихся со средними показателями. Численность подгруппы 1В в контрольной группе практически не изменялась, в 1-й и 2-й группах существенно снижалась и только в 3-й группе, внедряющих в режим суточной деятельности экспериментальную программу организации свободного времени, возрастала.

Итак, результаты проведенных исследований свидетельствуют, что ФР действительно является обобщенным количественным показателем как способности организма мобилизовать свои энергетические ресурсы, так и соответственно состояния здоровья и адаптационных ресурсов организма. Учитывая, что ФР жестко детерминирована рядом биологических и социальных факторов, к числу наиболее существенных факторов ее повышения следует отнести и рациональную организацию режима суточной деятельности школьников и прежде всего такой простой, эффективный и целесообразный способ увеличения социальной дееспособности учащихся, как оптимальное гигиенически обоснованное использование свободного времени.

Выводы. 1. Традиционный режим обучения в школе и неупорядоченная внеучебная деятель-

— зо —

ность нс позволяют создать предпосылки для увеличения готовности организма подростков к осуществлению максимальной мышечной деятельности, увеличению энергетического потенциала механизмов адаптации.

2. Уровень физической работоспособности жестко детерминирован как биологическими, так и социальными факторами и в связи с этим рациональная организация суточной деятельности учащихся является важнейшим средством повышения адаптационных ресурсов кардиореспи-раторной системы и функциональных возможностей систем аэробной и анаэробной энергопродукции.

3. Рациональное, обоснованное с гигиенических позиций использование свободного времени является наиболее доступным, простым, целесообразным и эффективным методом оптимизации суточной деятельности подростков.

Литература

1. Абросимова Л. И., Карасик В. Е. // Медицинские проблемы физической культуры. — М.. 1978. — Вып. 6. — С. 38-41.

2. Аулик И. А. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. — М., 1990.

3. Пирогова Е. А., Иващенко JI. Я., Страпко Н. П. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека. — Киев, 1986.

4. Сухарев А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. — М.. 1991.

Поступила 30.01.95

Summary. Discusses the problems in the search for the simplest and most effective methods for improving the performance capacity of adolescents. This parameter is determined by biological and social factors, and, hence, rational organization of free-time activity can appreciably improve the energy potential of the organism.

Общие вопросы гигиены

© Л. И. РАХМАНОВ, 1995 УДК 616.9-022.391-084

А. И. Рахманов

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ АНТРОПОЗООНОЗОВ В ГОРОДЕ МОСКВЕ И НА

МОСКОВСКОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ УЗЛЕ

ВНИИ железнодорожной гигиены МПС РФ, Москва

Известно, что в бытовых условиях собаки и кошки могут быть носителями и переносчиками токсоплазмоза, бешенства, зудневой чесотки и ряда других болезней, опасных и для человека |1, 3, 5, 7, 11]. Этими болезнями они заражаются при поедании трупов или живых грызунов и других мелких млекопитающих, причем некоторые антропозоонозы могут передаваться человеку не только от больной собаки и кошки, но и через зараженную ими почву, овощи, ягоды, предметы домашнего обихода, постельные принадлежности и личные вещи, обсемененные возбудителями этих болезней.

В последнее время отмечается ежегодное увеличение поголовья собак и кошек в городе и на станциях Московского железнодорожного узла, что, безусловно, повышает роль этих животных в передаче возбудителей ряда опасных заболеваний человеку и, наоборот, от человека к домашним животным (например, туберкулез). При этом в сложившейся экологической обстановке некоторые болезни могут иметь инфекционный характер, так как в патологический процесс вовлекается потенциально патогенная .микрофлора, постоянно обитающая в организме. Накапливаясь в большом количестве, эти бактерии выполняют роль микробного стресса и таким образом обусловливают появление новых болезней, ранее не встречающихся у людей. Так, в последние годы в городе отмечается тенденция к росту заболеваемости людей токсокарозом и оспой мле-

копитающих, которые обычно диагностируются у домашних животных.

Токсокароз — инфазия человека, вызываемая миграцией личинок аскарид собак в его организм. Их яйца попадаю^ в организм человека аральным путем из загрязненной больными животными почвы или песка, находящегося в песочнице, где играют дети. Как известно, этот субстрат пользуется особым расположением не только детей, но и собак и кошек, которые во время прогулки используют его в своих целях. Проникнув в организм человека, паразиты вызывают тяжелое заболевание желудочно-кишечного тракта и легких, а при попадании личинки в глаз могут привести к частичной или полной потере зрения. По данным Московского городского центра Госсанэпиднадзора, при исследовании 513 проб почвы в 8,6% проб обнаружены яйца токсокар; интенсивность загрязнения составила 10—20 яиц на 1 кг почвы.

Эти показатели все же не отражают истинного характера загрязнения почвы возле жилых домов, так как собаки чаше оставляют свои испражнения возле подъездов и реже используют песочницы для своих нужд, так как они расположены обычно на значительном расстоянии от домов. Заражение почвы яйцами гельминтов зависит от многих причин: от места взятия и качества отбора проб, численности собак в данном доме, зараженности животных паразитами и т. д. Однако даже этот небольшой объем ис-

Ч

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.