Научная статья на тему 'Использование модели Мюллера Корниенко для выявления особенностей энергообеспечения мышечной работы школьников, различающихся значениями индекса Рорера'

Использование модели Мюллера Корниенко для выявления особенностей энергообеспечения мышечной работы школьников, различающихся значениями индекса Рорера Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
298
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Воробьев В. Ф., Тамбовцева Р. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование модели Мюллера Корниенко для выявления особенностей энергообеспечения мышечной работы школьников, различающихся значениями индекса Рорера»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИ МЮЛЛЕРА - КОРНИЕНКО ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭНЕРГООБЕСПЕЧЕНИЯ МЫШЕЧНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ, РАЗЛИЧАЮЩИХСЯ ЗНАЧЕНИЯМИ ИНДЕКСА РОРЕРА

Воробьев В.Ф., Тамбовцева Р.В.1

Институт возрастной физиологии РАО, Москва

Существуют различные подходы в описании функциональной связи времени выполнения нагрузки с её мощностью. В лаборатории физиологии мышечной деятельности ИВФ РАО под руководством профессора И.А. Корниенко на протяжении 80 - 90 г.г. прошлого века проведен широкий цикл исследований, в результате которых показана адекватность использования степенной зависимости Мюллера Ь = еь/^ для описания особенностей энергообеспечения детей и взрослых. В дальнейшем было показано, что на месте переменной «интенсивность нагрузки» может стоять любой интенсивный показатель: скорость, мощность, импульс силы и т.п. [1]. Применимо к скорости бега модель Мюллера - Корниенко может быть выражена в форме следующего уравнения Ь = еа/Ус. В работах И.А. Корниенко, В.Д. Сонькина, В.В. Зайцевой, Р.В. Тамбовцевой, С.П. Левушки-на, их учеников и последователей показана необходимость учета типологических особенностей школьников в процессе физического воспитания. Типологизация осуществлялась преимущественно на основе различных антропометрических показателей. Причем при использовании различных схем телосложения установлено, что дети крайних групп характеризуются спецификой морфофункционального развития и не равномерным моторным развитием [2, 3, 4, 5]. Однако разработанные рекомендации учителя физической культуры не реализуют в практической деятельности из-за трудностей отнесения учащихся к определенным соматическим группам.

Нами была показана возможность разделения школьников по типам телосложения на основе индекса Рорера [5, 6]. Этот индекс используют для выявления избыточной массы у детей [1, 7]. Данный метод является достаточно информативным, не требует специальной подготовки преподавателей и может быть реализован в практической работе любой общеобразовательной школы.

Целью настоящего исследования явилась оценка особенностей энергообеспечения мышечной работы мальчиков и девочек различных типов телосложения на основе индекса Рорера в возрастном интервале от 8 до 16 лет.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В эксперименте принимали участие мальчики и девочки общеобразовательных школ г.Москвы и г.Череповца, которые были практически здоровы и регулярно посещали школьные уроки физкультуры. Измерение длины, массы тела и

1 Тамбовцева Р.В.

-26-

окружности грудной клетки (ОКГ) проводились общепринятыми антропометрическими методами [8]. По предложенной нами методике, разделяли детей определенной возрастно-половой группы на три подгруппы и в качестве точек отсечения использовали значения 25 и 75 центиля индекса Рорера. При этом в крайние подгруппы попадают дети, имеющие значения индекса меньше значения 25 центиля (нижняя, 1 кварта) и выше значения 75 центиля (верхняя, 4 кварта). Для определения физической работоспособности и энергетики мышечной деятельности использовали модель Мюллера - Корниенко [9].

Обработка результатов осуществлялась средствами Ехе1 и $ЬаЬ1зйса 6.0.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Проведенные исследования выявили различия между девочками нижних и верхних квартилей по характеру взаимосвязей между массой тела и ОГК при исключении влияния третьей переменной - длины тела. Результаты подсчета парных и частных коэффициентов корреляции коэффициенты корреляции между массой тела и ОГК в паузе у девочек 8 - 16 лет представлены в табл 1. Взаимозависимость между массой тела и ОГК в паузе у девочек первых кварт практически полностью определена влиянием длины тела на массу тела и ОГК в паузе, так как частный коэффициента корреляции Гшогк^ не значим. Поэтому оказывается, что взаимозависимость между массой тела и ОГК у девочек 1 кварт кажущаяся (за исключением возраста 16 лет). Напротив, взаимозависимость между этими соматометрическими показателями у девочек 4 кварт средней силы (за исключением возрастных периодов - 10 и 15 лет).

-Ф- ^ -&

Таблица 1

Парные коэффициенты корреляции (гтОГК) и частные коэффициенты корреляции (гтогк-ь) между массой тела и ОГК в паузе у девочек 8-16 лет

Возраст 1 кварта 4 кварта

ГтОГК р- уровень ГтОГК'Ь р- уровень ГтОГК р- уровень ГтОГК'Ь р - уровень

8 лет 0,289 0,042 0,068 0,640 0,586 0,067 0,443 0,001

9 лет 0,390 0,010 0,250 0,094 0,816 <0,001 0,377 0,009

10 лет 0,589 <0,001 0,169 0,260 0,317 0,030 -0,178 0,237

11 лет 0,562 <0,001 0,268 0,104 0,726 <0,001 0,428 0,007

12 лет 0,373 <0,001 0,199 0,054 0,669 <0,001 0,390 <0,001

13 лет 0,148 0,281 0,017 0,902 0,483 <0,001 0,411 0,002

14 лет 0,639 <0,001 0,218 0,223 0,512 0,002 0,339 0,054

15 лет 0,496 <0,001 0,048 0,737 0,161 0,259 -0,176 0,221

16 лет 0,370 0,005 0,042 0,060 0,617 <0,001 0,407 0,002

Ранее отмечено [10], что возрастание массы тела ведет к увеличению нагрузки на тоническую позную мускулатуру и ее антигравитационные функции. Как известно, для решения таких задач используются медленные, красные мышечные волокна, для которых характерна аэробная энергетика. Увеличение массы тела за счет жирового и костного компонентов неминуемо ведет к возрастанию нагрузки на мускулатуру туловища и нижних конечностей, обуславливает ее усиленное развитие. Большая доля кислородного ресурса оказывается задействованной на поддержание должного уровня базального метаболизма. Поэтому увеличение массы тела ведет к тому, что развитие обычной двигательной (фазической) мускулатуры конечностей проходит в основном за счет быстрых белых мышечных волокон с анаэробной энергетикой, не нуждающейся в значительном притоке кислорода. Учитывая, что поддержание основного обмена у школьниц верхних кварт происходит при более высокой степени активизации митохондриального пула организма в покое, объяснима большая зависимость основного обмена от параметров внешнего дыхания.

У мальчиков по сравнению с девочками выявлена большая взаимосвязь между массой тела и ОГК (табл.2). Тем не менее, корреляция между массой тела и окружностью грудной клетки заметно искажаются под влиянием третьей переменной — длины тела у мальчиков первых кварт в возрасте 8, 10, 11 и 13 лет. У мальчиков четвертых кварт выявлена достоверная частная корреляции между массой тела и ОГК средней и умеренной силы. Поэтому корреляции между этими соматометрическими показателями не достоверны. Любопытно отметить, что именно в этом возрасте отмечено развитие анаэробных источников.

Ф" , -Ф-

Таблица 2

Парные коэффициенты корреляции (гтОГК) и частные коэффициенты корреляции (гтОГК-ь) между массой тела и ОГК в паузе у мальчиков 8-16 лет

Возраст 1 кварта 4 кварта

ГтОГК р - уровень ГтОГКІ р- уровень ГтОГК р- уровень ГтОГК'Ь р - уровень

8 лет 0,551 <0,001 0,219 0,135 0,261 0,067 0,568 <0,001

9 лет 0,455 <0,001 0,443 <0,001 0,614 <0,001 0,515 <0,001

10 лет 0,353 0,09 0,097 0,489 0,682 <0,001 0,605 <0,001

11 лет 0,633 <0,001 0,157 0,345 0,717 <0,001 0,547 <0,001

12 лет 0,505 <0,001 0,302 0,002 0,606 <0,001 0,489 <0,001

13 лет 0,401 0,001 0,215 0,09 0,809 <0,001 0,671 <0,001

14 лет 0,432 0,04 0,335 0,032 0,794 <0,001 0,749 <0,001

15 лет 0,687 <0,001 0,291 0,031 0,623 <0,001 0,466 <0,001

16 лет 0,625 <0,001 0,403 0,006 0,650 <0,001 0,679 <0,001

При сопоставлении данных по двум беговым нагрузкам (на 30 и 1000 м) школьников г.Череповца с результатами эргометрии школьников г.Москвы было выявлено, что у московских школьников величина показателя «а» с возрастом практически не меняется, удерживаясь на уровне 3,5 - 3,6. Тем не менее, у маль-чиков-москвичей большая величина константы «а» отмечена в возрасте 8 лет. При обследовании мальчиков г. Череповца 8 - 16 лет получено, что большее значение этой константы в период второго детства отмечено так же у мальчиков 8 лет (табл.3). У подростков г.Череповца большие значения этих показателей отмечено в возрасте 14 и 16 лет. Преобладание аэробной энергопродукции в эти возрастные периоды отмечены в более ранних исследованиях [1, 4]. Следовательно, при использовании модели Мюллера - Корниенко установлены этапы возрастного развития с относительным преобладанием аэробной энергопродукции в 8, 14 и 16 лет у школьников г. Череповца. Эти результаты согласуются с выводами, полученными при обследовании школьников г. Москвы.

Таблица 3

Константы уравнений Мюллера-Корниенко, полученные по результатам эргометрического тестирования и беговых тестов

Возраст, лет п Константы мощностных тестов N Константы беговых нагрузок

а Ь а Ь

7 16 3,83±0,02 8,57±0,02 - - -

8 18 4,32±0,07 9,86±0,02 160 9,54±0,06 14,13±0,09

9 23 3,01±0,01 8,23±0,03 134 8,89±0,04 15,62±0,06

10 19 3,84±0,02 9,66±0,03 197 8,86±0,04 15,98±0,06

11 26 3,49±0,09 9,22±0,02 149 8,55±0,05 15,96±0,09

12 25 3,54±0,04 10,3±0,06 3 ОО оо 7,84±0,01 14,97±0,02

13 16 3,45±0,07 10,4±0,05 254 8,90±0,05 17,25±0,08

14 16 3,42±0,04 10,7±0,03 165 9,71±0,03 18,74±0,05

15 16 3,42±0,04 10,8±0,07 220 9,43±0,02 18,53±0,03

16 14 3,51±0,02 11,1±0,04 182 9,90±0,03 19,83±0,05

При анализе динамики константы «Ь» было отмечено, что у мальчиков-мос-квичей от 7 до 17 лет она возрастает на 2,73 единицы, что соответствует увеличению числителя уравнения Мюллера в 14,8 раз. Общая тенденция изменения показателя «Ь» у мальчиков г.Череповца, рассчитанного по беговым нагрузкам, соответствует увеличению показателя «Ь» у юных москвичей, рассчитанного по 2 мощностным нагрузкам. Но в отличие от результатов полученных при обработке эргометрических тестов школьников г. Москвы, у юных череповчан отмечено снижение константы «Ь» в возрасте 12 лет и резкое увеличение к 13 годам.

-29-

Рассмотрим физиологическую интерпретацию константы «Ь». При выполнении работы на велоэргометре интенсивность задается в единицах мощности. При нагрузке равной 1 Вт эта константа позволяет оценить возможности устойчивого функционирования двигательного аппарата конкретного индивида. Было отмечено, что значения показателя еЬ по сути является отражением суммарной аэробной емкости. Установлено, что у мальчиков-москвичей от 7 до 17 лет происходит 30-кратное увеличение этого показателя, что вполне соответствует реальному возрастанию интегральной работоспособности [4]. Казалось бы, что при использовании беговых нагрузок величина показателя «Ь» позволяет оценить предельное время работы при скорости бега 1 м/с. Но для оценки аэробной емкости необходимо использовать оптимальную по экономичности скорость бега. Известно, что скорость бега зависит от высоты общего центра масс тела в основной стойке и поэтому будет изменяться по мере увеличения длины тела. У мальчиков 11-12 лет наиболее экономичная скорость около 2,8 м/с. Расчетное время бега со скоростью 2,8 м/с с использованием модели уравнения Мюллера-Корн иенко увеличивается у школьников г. Череповца с 8 до 16 лет в 28 раз. Как видим, это увеличение мощностных возможностей близко к результатам, полученным при использовании эргометрического тестирования.

Подобным образом рассчитаем предельное время бега у школьниц г. Череповца 8 - 16 лет. В отличие от мальчиков у девочек лучшие результаты отмечены в возрасте 13 лет. От 8 до 13 лет суммарная аэробная емкость увеличилась в 6,5 раз. Затем у девушек-подростков происходит снижение аэробной емкости. Как было отмечено ранее, у юношей после 15 лет происходит бурное нарастание рабочих возможностей. Этот вывод можно сделать и по результатам беговых нагрузок. При обследовании москвичек установлено, что после 15 девушки теряют свою работоспособность. Это снижение связывают с наступлением половой зрелости. В нашем исследовании, резкое снижение работоспособности наблюдается после 13 лет. Такая негативная динамика, вероятно, обусловлена малой двигательной активностью девушек из-за воздействия северного климата и антропогенного влияния крупного промышленного центра.

Рассмотрим кинетику кривых степенных показателей уравнения Мюллера -Корниенко у мальчиков и девочек г. Череповца (рис.1,2).

Характер динамики значений констант у мальчиков и девочек после 13 лет противоположен. У мальчиков происходит увеличение значений показателей «а» и «Ь» после 13 лет, а у девочек снижение. Выше отмечено, что использование модели Мюллера-Корниенко при обработке результатов беговых нагрузок позволяет получить результаты сходные с теми, что были получены при использовании мощностных критериев. Поэтому снижение показателя «Ь» указывает на некоторое снижение аэробных возможностей у девушек старше 13 лет. Снижение показателя «а» указывает на снижение возможностей аэробной энергопродукции по сравнению с анаэробными возможностями обследуемых. Этот результат подтверждает мнение Р.В. Тамбовцевой о кажущейся приспособленности женского организма на заключительных стадиях пубертата к аэробным нагрузкам [10].

-30 -

Рис. 1. Динамика суммарной аэробной емкости у школьников г. Череповца По оси абсцисс - суммарная аэробная емкость По оси ординат - возраст от 8 до 16 лет

Рис. 2. Погодовая динамика показателей «а» и «Ь» уравнения Мюллера-Корниенко у мальчиков (м) и девочек (д)

По оси абсцисс - показатели «а» и «Ь»

По оси ординат - возраст от 8 до 16 лет

Нами выявлены межгрупповые различия в динамике показателей W8, W40, W240, Wз60 у мальчиков и девочек 1-х и 4-х кварт. Тем не менее, не установлено преобладание анаэробной энергетики у представителей 4-х кварт. Это положение подтвердилось при анализе особенности энергетики школьников, набравших не менее 3,25 баллов индекса физической готовности. Отсутствие достоверных раз-

— 31 —

личий в энергообеспечении мышечной работы, частности у школьниц г. Череповца, может быть связано с низкими результатами в беговых тестах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенные наблюдения показали, что мальчики и девочки 1-х и 4-х кварт, относящиеся к крайним конституциональным вариантам, имеют достоверные различия в показателях физической работоспособности и энергообеспечения мышечной деятельности. Данное исследование подтверждает адекватность модели Мюллера-Корниенко для оценки возрастных и гендерных различий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Корниенко И.А, Сонькин В.Д., Тамбовцева Р.В. Возрастное развитие системных мышц и физической работоспособности // Физиология ребенка: теоретические и прикладные аспекты/ Под ред. М.М.Безруких, Д.А.Фарбер. М.: Образование от А до Я. 2000. С. 230.

2. Губа В.П. Возрастные основы формирования спортивных умений у детей в связи с начальной ориентацией в различные виды спорта: Автореф. дис. ... докт.пед.наук. М., 1997. 50 с.

3. Губа В.П. Основы распознавания раннего спортивного таланта. Учебное пособие для высших учебных заведений физической культуры. М.: Терра-Спорт. 2003. 208 с.

4. Изаак С.И., Панасюк Т.В., Тамбовцева Р.В. Физическое развитие и биоэнергетика мышечной деятельности школьников. М.-Орел: Орагс. 2005. 224 с.

5. Фарбер Д.А., Корниенко И.А., Сонькин В.Д. Физиология школьника. М.: Педагогика. 1990. 64 с.

6. Тамбовцева Р.В., Воробьев В.Ф. Весоростовой индекс как морфологический критерий выделения конституциональных групп девочек 7-9 лет// Мофо-логия. 2009. № 1. С.53.

7. Komiya H., Masubuchi Y., Mory Y. The validity of body mass index criteria in obese school-aged children// Tohoku J. Exp. Med. 2008. N 214. P.27.

8. Алешина Е.И., Балаклеец Н.Р., Венин Н.Н. Оценка основных антропометрических показателей и некоторых физиологических параметров у детей Северо-Запада. Череповец: СПб. 2000. 64 с.

9. Корниенко И.А., Сонькин В.Д., Тамбовцева Р.В. Возрастное развитие энергетики мышечной деятельности: итоги 30-летнего исследования. Сообщение IV. Особенности развития энергетики скелетных мышц в зависимости от соматоти-па// Физиология человека.2007. Т. 33. № 6. С.94.

10. Корниенко И.А., Сонькин В.Д., Тамбовцева Р.В. Возрастное развитие энергетики мышечной деятельности: итоги 30-летнего исследования. Сообщение II. «Зоны мощности» и их возрастные изменения// Физиология человека. 2006. Т. 32. № 3. С.46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.