Научная статья на тему 'Морфофункциональные особенности адаптации организма подростков к различным двигательным режимам'

Морфофункциональные особенности адаптации организма подростков к различным двигательным режимам Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1320
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Коиносов А. П.

Представлены данные по морфофункциональным особенностям адаптации организма подростков, занимающихся по различным дифференцированным программам физического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Коиносов А. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Морфофункциональные особенности адаптации организма подростков к различным двигательным режимам»

МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ОРГАНИЗМА ПОДРОСТКОВ К РАЗЛИЧНЫМ ДВИГАТЕЛЬНЫМ РЕЖИМАМ

А.П. Койносов

Ханты-Мансийский государственный медицинский институт

Представлены данные по морфофункциональным особенностям адаптации организма подростков, занимающихся по различным дифференцированным программам физического воспитания.

Одной из важнейших задач медицины и педагогики в настоящее время является изучение морфофункциональных особенностей онтогенетического развития человека и на основе этих знаний совершенствование как системы охраны здоровья человека, так и методов обучения и воспитания, с целью наилучшего физического и духовного развития каждой личности [1].

Морфофункциональная изменчивость организма имеет значительный диапазон внутригрупповых различий, которые взаимосвязаны между собой и определяют тот или иной конституциональный тип человека. К настоящему времени не изучены теоретические и методологические аспекты внутригрупповой изменчивости в отдельных системах формирующегося организма человека. Знание морфофункциональных особенностей организма необходимы для объективной оценки уровня его биологической зрелости, при решении вопросов профессиональной и спортивной ориентации, при проведении диспансеризации и оценке уровня здоровья рассматриваемой группы населения.

Современные инновационные модели обучения требуют от учащихся значительного умственного и нервно-эмоционального напряжения. Интенсивная умственная деятельность сопровождается снижением количества времени на свободный досуг и занятия физическими упражнениями. Ограничение двигательной активности сопровождается отрицательным воздействием на функциональное состояние организма и приводит к появлению целого ряда заболеваний [2]. Возникает необходимость создания дифференцированных программ, направленных на укрепление здоровья и совершенствование физической дееспособности. В решении поставленных вопросов необходимо использовать индивидуальный подход, который касается формирования отдельных сторон физического развития и мышечной деятельности каждой личности. В связи с нерешенностью данной проблемы и проведено наше исследование.

Материалы и методы исследования. Для решения поставленной задачи было обследовано 600 учащихся в возрасте 16-18 лет, в том числе 300 юношей и 300 девушек. Исследование физического развития, функционального состояния и физической подготовленности учащихся проводилось

на базе средних общеобразовательных учреждений и ДЮСШ Ханты-Мансийского автономного округа. Все исследования проводились в октябре и апреле, с учетом периодов адаптации учащихся к учебным нагрузкам. Обследовались практически здоровые подростки (1 и 2 группы здоровья), которые родились и выросли в условиях ХМАО.

Весь контингент детей распределили по возрастно-половым группам, конституциональной принадлежности и объему выполняемого двигательного режима. К подросткам с низким двигательным режимом относили лиц, которые посещали 2 урока физической культуры (4 часа в неделю). Учащиеся, которые кроме занятий физической культурой посещали спортивно-оздоровительные секции, относились к группе со средним двигательным режимом (до 8 часов в неделю). Третью группу обследованных с высоким двигательным режимом представляли спортсмены, которые активно занимались спортом в ДЮСШ (16 часов и более в неделю).

Антропометрическая программа включала выявление продольных, поперечных и обхватных размеров тела, а также исследования кожножировых складок. По антропометрическим данным рассчитывали массо-ростовые соотношения, площадь поверхности тела, индексы пропорциональности, компонентный состав тела, тип телосложения. Показатели физического развития сопоставляли с региональными стандартами и выделяли 3 группы: с гармоничным, опережающим и отстающим физическим развитием. Расчеты количественных величин компонентов (жирового, мышечного, костного) массы тела производили по рекомендациям Б.А. Никитюка [3]. Среди обследуемых подростков выявляли следующие конституциональные типы: астеноидный, торакальный, мышечный, дигестивный и неопределенный.

О функциональном состоянии организма обследуемых судили по физиометрическим показателям: частоте сердечных сокращений, величине систолического и диастолического артериального давления, жизненной емкости легкий, мышечной силе кисти и спины. Для определения соответствия величин антропометрическим показателям обследуемых производили расчеты относительных величин. На основании регистрируемых величин

Актуальные проблемы современной реабилитологии

функционального состояния сердечно-сосудистой системы рассчитывали показатели центральной гемодинамики: пульсовое давление, среднее артериальное давление, систолический объем, минутный объем крови, сердечный индекс и индекс кровообращения. Оценку влияния вегетативной нервной системы на функциональное состояние сер-дечно-сосудистой системы проводили по индексу Кердо, показателям вегетативного тонуса, вегетативной реактивности и вегетативного обеспечения. Исследование мышечной работоспособности и расчеты коэффициента выносливости позволяли устанавливать тип мышечной работоспособности. Диапазон функциональных возможностей организма подростков определяли по результатам проведенных функциональных проб: Мартинэ-

Кушелевского, Руффье, степ-теста Р\УС170. По динамике пульса и артериального давления устанавливали тип восстановительных реакций на воздействие дозированной физической нагрузки.

Исследование образа жизни и физической подготовленности подростков проводили методом анкетирования, позволяющего изучить двигательный режим и состояние здоровья обследуемых. Тестирование физической подготовленности учащихся включало проведение следующих испытаний: подъем туловища, челночный бег, прыжки в длину, наклоны вперед и бег 1000 м. Результаты тестирования физических качеств позволили сформировать интегрированную оценку по физической и функциональной подготовленности обследуемых подростков. Полученные данные обработаны на компьютере с общепринятыми математическими исследованиями. Количественные данные легли в основу для построения диаграмм и оценочных таблиц.

Обсуждение результатов исследования. Нами установлено, что при индивидуальном нормировании двигательного режима надежным и объективным методом оценки функционального состояния организма подростков может служить конституциональная принадлежность, позволяющая решить задачи по укреплению здоровья и повышения уровня физической подготовленности в возрасте 16-18 лет. Показано, что физиологический уровень адаптивных реакций организма детей существенно зависит от морфофункциональных показателей, определяющих конституциональный тип. Юноши мышечной конституции и девушки диге-стивного конституционального типа имеют самый высокий уровень функциональных резервов и показателей физической работоспособности, тогда как представители астеноидной конституции характеризуются низкими функциональными возможностями и высокой напряженностью вегетативных реакций.

Низкий уровень двигательного режима не обеспечивает нормальный уровень показателей физического развития, функционального состояния и физической подготовленности, что проявля-

ется в неудовлетворительных адаптационных реакциях организма и приводит к развитию функциональных отклонений в деятельности сердечнососудистой системы. Индивидуальный сомато-физиологический профиль данных обследуемых определяется низкими значениями, особенно в группе лиц астеноидной конституции.

Средний уровень двигательного режима вызывает прогрессивное развитие функциональных и структурных показателей организма подростков, оказывает оздоровительный эффект и сбалансированное вегетативное регулирование. Во всех возрастно-половых группах детей со средним уровнем двигательного режима нами установлено увеличение морфофункциональных профилей каждой исследуемой конституции.

Высокий уровень двигательного режима определяет экономичность функционирования кардио-респираторной системы и определяется наилучшими физиометрическими показателями, высоким уровнем адаптационных способностей и устанавливает оптимальный уровень развития физических качеств. В данной группе наиболее эффективно осуществляется развитие морфофункциональных показателей среди представителей мышечного и торакального конституциональных типов.

Следует отметить, что у многих подростков не сформированы потребности по выполнению естественных норм двигательной активности, по самостоятельным занятиям физическими упражнениями и самоконтролю за функциональным состоянием организма при занятиях физкультурой и спортом. Проявляется низкая мотивация к формированию здорового стиля жизни.

Полученные нами региональные конституциональные нормы морфофункциональных показателей организма подростков 16-18 лет должны учитываться медицинскими работниками при оценке состояния здоровья, а также при массовых профилактических осмотрах и диспансеризации учащихся учебных заведений Югры. При разработке двигательных режимов на занятиях по физической культуре и большим спортом следует учитывать индивидуально-типологические особенности организма подростков. Когда проводится коррекция слабых звеньев в физической подготовленности учащихся следует учитывать не только возрастно-половые, но и индивидуальные нормы двигательной активности, с целью достижения гармоничности в физическом развитии о оптимальной функциональной готовности организма подростков. Необходимо проведение мониторинга в формировании у подростков потребностей в выполнении естественных норм двигательной активности и включения в учебные программы общеобразовательных школ Югры медико-валеологических знаний по здоровому образу жизни.

Таким образом, нами впервые проведено комплексное морфофункциональное исследование организма подростков отдельных конституцио-

200

Вестник ЮУрГУ, № 3, 2006

Кой носов А.П.

Морфофункциональные особенности адаптации организма _________подростков к различным двигательным режимам

нальных типов с различными двигательными режимами. Нами установлено, что уровень физического развития, функционального состояния и адаптационных возможностей организма подростков определяются конституциональной принадлежностью и величиной выполняемого двигательного режима. У юношей мышечной и девушек дигестивной конституций наблюдается самый высокий уровень соматического развития и функциональных резервов, тогда как у представителей астеноидного конституционального типа выявляется низкий уровень физического развития, адаптивных реакций и высокая напряженность в функционировании кардиореспираторной системы. Нами показано, что объем выполняемой физической нагрузки влияет на величину функциональных резервов и показатели физической работоспособности, которые имеют определенный диапазон возрастно-половой и соматотипологической изменчивости. Нами выявлена взаимосвязь между показателями морфофункционального состояния, внешними факторами образа жизни и уровнем физической подготовленности организма детей, в рамках исследуемых конституциональных типов.

Установленные возрастно-половые и конституциональные особенности организма подростков во взаимосвязи с уровнем двигательного режима расширяют представления по закономерностям морфофункционального развития юношей и девушек, указывают на необходимость индивидуального подхода в проведении учебно-тренировоч-ного процесса по физической культуре и спорту. Полученные сведения по конституциональной изменчивости организма подростков 16-18 лет

позволяют прогнозировать этапы окончательного становления функциональных показателей организма, способствуют более объективной оценке уровня адаптивных реакций и функционального состояния жизненно важных систем организма.

Результаты исследования могут быть использованы в работе преподавателей физической культуры, при планировании и проведении коррекционно-оздоровительных программ врачами-педиат-рами. Полученные данные полезны специалистам-валеологам при индивидуальной оценке роста и развития организма детей в условиях ХМАО, его функционального состояния и физической подготовленности, а также врачам-гигиенистам при разработке рациональных двигательных режимов в общеобразовательных учреждениях Югры. Материалы работы следует учитывать при формировании региональных медико-биологических программ по охране и укреплению здоровья учащихся, при внедрении инновационных методов обучения в образовательный процесс учебных заведений ХМАО.

Литература

1. Щедрина А.Г. Понятие индивидуального здоровья - центральная проблема валеологии. — Новосибирск: Наука, 1966. - 50 с.

2. Быков Е.В., Исаев А.П., Сашенков С.Л. Спорт и кровообращение: возрастные аспекты. -Челябинск, 1998. - 64 с.

3. Никитюк Б.А. Конституция человека// Итоги науки и техники. ВИНИТИ, серия «Антропология». -1991. —№4. - 149 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.