целях выявления группы риска для профилактики и помощи в преодолении кризиса, диагностики риска совершения суицидальных действий, работы с людьми с ограниченными возможностями, выявления компенсаторных возможностей для реабилитации больных, профилактики и коррекции возможных профессиональных деформаций и деструкций, разработки программ, направленных на развитие и поддержание здоровья, а также в научно-исследовательских целях. В качестве требований к специалисту, использующему данную методику, выступают следующие: должен иметь образование не ниже бакалавра, а желательно - магистра психологии либо быть сертифицированным практическим психологом, также должен прослушать специализированные курсы по психологии кризисов, их психологической диагностике.
Список литературы
1 Амбрумова А. Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика // Психологический журнал. 1985. №6. С. 107-115.
2 Ананьев В. А. Введение в потрясающую психотерапию // Журнал практического психолога. 1999. №7-8. С. 15-31.
3 Ананьев В. А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. Санкт-Петербург : Речь, 2006. 384 с.
4 Батурин Н. А. и др. Российский стандарт тестирования персонала // Организационная психология. 2015. Т.5.
№ 2. С. 67-138.
5 Духновский С. В. Кризис и его переживание личностью: результаты эмпирического исследования // Вестник Костромского государственного университета
им. Н.А. Некрасова. Серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». 2015. Т.21. № 2. С. 30-35.
6 Духновский С. В. Программное средство «Тест-ППК» -психологическая диагностика переживания кризиса личностью. Москва : ФГНУ ИНИПИ РАО, ОФЭРНиО № 21313 от 02.11.2015.
7 Духновский С. В., Журавлева Ю. А. Соотношение «кризисного профиля» личности с типом психосоматической патологии // Бюллетень науки и практики. Нижневартовск, 2016. Вып. 1. С.43-49.
8 Духновский С. В. Особенности кризисного профиля личности госслужащих с разным уровнем социальной нормативности // Бюллетень науки и практики. Нижневартовск, 2016. № 8(9). С.228-236.
9 Журавлева Ю. А., Духновский С. В. Особенности дистанции в межличностных отношениях воспитателей дошкольных учреждений переживающих и не переживающих кризис // Успехи современной науки и образования. 2017.
Т. 6. №2. С.51-57
10 Куликов Л. В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики : учебное пособие. Санкт-Петербург : Питер, 2004. 464 с.
11 Малыхина Я. В. Социально-психологические аспекты системной профилактики «общего девиантного синдрома» : дис. ... канд. психол. наук. Санкт-Петербург : РГПУ, 2004.
12 Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. Москва : Педагогика, 1986. 256 с.
13 Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик. Стандартные требования к психологическим тестам. Ярославль : НПЦ «Психодиагностика», 1998.
14 Психометрика: Введение. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. 445 с.
15 Смирнов А. В. Екатеринбургские лекции по экспериментальной диагностики побуждений Леопольда Зонди: учебное пособие. Екатеринбург : Университет, 2005. 256 с.
16 Сонди Л. Судьбоанализ. Москва : Три квадрата, 2007. 480 с.
17 Шалютин Б. С. Душа и тело. Курган : Изд-во Курганского университета, 1997. 230 с.
References
1 Ambrumova A. G. Analiz sostoyanij psihologicheskogo krizisa i ih dinamika //Psihologicheskij zhurnal. - 1985. - №6. -S. 107-115.
2 Anan'ev V.A. Vvedenie vpotryasayushchuyu psihoterapiyu // ZHurnal prakticheskogo psihologa. - 1999. - №7-8. - S. 15-31.
3 Anan'ev V.A. Osnovy psihologii zdorov'ya. Kniga 1. Konceptual'nye osnovy psihologii zdorov'ya. - SPb. : Rech', 2006. - 384 s.
4 Baturin N.A. i dr. Rossijskij standart testirovaniya personala // Organizacionnaya psihologiya. - 2015. - T. 5. - № 2. - S. 67-138.
5 Duhnovskij S. V. Krizis i ego perezhivanie lichnost'yu: rezul'taty ehmpiricheskogo issledovaniya // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Seriya «Pedagogika. Psihologiya. Social'naya rabota. YUvenologiya. Sociokinetika». - 2015. - T.21, - № 2. - S. 30-35.
6 Duhnovskij S.V. Programmnoe sredstvo «Test-PPK» -psihologicheskaya diagnostika perezhivaniya krizisa lichnost'yu. -Moskva: FGNUINIPI RAO, OFEHRNiO № 21313 ot 02.11.2015.
7 Duhnovskij S.V., ZHuravleva YU.A. Sootnoshenie «krizisnogo profilya» lichnosti s tipom psihosomaticheskoj patologii//Byulleten' nauki i praktiki. - Nizhnevartovsk, 2016. -Vyp. 1. - S.43-49.
8 Duhnovskij S. V. Osobennosti krizisnogo profilya lichnosti gossluzhashchih s raznym urovnem social'noj normativnosti// Byulleten' nauki i praktiki. - Nizhnevartovsk, 2016. - № 8(9).
- S. 228-236.
9 ZHuravleva YU.A., Duhnovskij S.V. Osobennosti distancii v mezhlichnostnyh otnosheniyah vospitatelej doshkol'nyh uchrezhdenij perezhivayushchih i ne perezhivayushchih krizis // Uspekhi sovremennoj nauki i obrazovaniya. - 2017. - Tom 6. -№2. - S.51-57
10 Kulikov L. V. Psihogigiena lichnosti. Voprosy psihologicheskoj ustojchivosti i psihoprofilaktiki : uchebnoe posobie. - SPb. : Piter, 2004. - 464 s.
11 Malyhina YA. V. Social'no-psihologicheskie aspekty sistemnojprofilaktiki «obshchego deviantnogo sindroma» : dis. ... kand. psihol. nauk. - SPb. : RGPU, 2004.
12 Merlin V.S. Ocherk integral'nogo issledovaniya individual'nosti. - M.: Pedagogika, 1986. - 256 s.
13 Normy professional'noj ehtiki dlya razrabotchikov i pol'zovatelej psihodiagnosticheskih metodik. Standartnye trebovaniya k psihologicheskim testam. - YAroslavl', NPC «Psihodiagnostika», 1998.
14 Psihometrika: Vvedenie. - CHelyabinsk: Izdatel'skij centr YUUrGU, 2010. - 445 s.
15 Smirnov A.V. Ekaterinburgskie lekcii po ehksperimental'noj diagnostiki pobuzhdenij Leopol'da Zondi : uchebnoe posobie. -Ekaterinburg : Universitet, 2005. - 256 s.
16 Sondi L. Sud'boanaliz. - M.: Tri kvadrata, 2007. - 480 s.
17 SHalyutin B.S. Dusha i telo. - Kurgan : Izd-vo Kurganskogo universiteta, 1997. - 230 s.
УДК 159.9 Ю.А. Малюшина
Курганский государственный университет, Курган
ОСОБЕННОСТИ СТРЕССОУСТОЙЧ ИВОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация. В данной статье приводятся результаты проведенного эмпирического исследования стрессоустойчивости в подростковом возрасте, проведен сравнительный ре-
зультатов стрессоустойчивости в юношеском возрасте.
Ключевые слова: адаптация, возраст, мотивация, подросток, страх, стресс, стрессо-устойчивость, тревожность.
Y.A. Malyushina
Kurgan State University, Kurgan
FEATURES OF RESISTANCE TO STRESS AT TEENAGE AGE
Abstract. In this article the results of the conducted empirical research of resistance to stress at a teenage age are given, comparative analysis of resistance to stress at a youthful age is carried out.
Keywords: adaptation, age, motivation, teenager, fear, stress, resistance to stress, uneasiness.
В условиях современного развития общества и совершенствования высоких технологий проблема стресса, стрессогенных факторов, стрессоустойчивости становится важной по той причине, что в динамике общественных процессов человек становится чрезвычайно податливым к стрессу.
Стресс - это естественная физиологическая реакция, которая сопровождает нервное напряжение с первых дней жизни человека. Симптомы стресса могут варьироваться в широком диапазоне, от раздражительности, повышенной утомляемости, до невротических и психосоматических расстройств [3].
Стресс может негативно отображать на деятельности человека, снижая его эффективность в исполнении функций. Но может и стимулировать деятельность [3].
Источниками подростковых стрессов становятся физиологические изменения тела, начавшиеся поиски индивидуальности, зачеты, экзамены, давление родителей, неуверенность в себе и пр.
В подростковом возрасте при испытываемых стрессах снижается продуктивность учебной деятельности и адаптация в школе. В настоящее время значительная часть подростков сталкивается с трудностями в обучении. Около 70% учащихся массовой школы нуждаются в психологической помощи и коррекции; 20% детей имеют различные морфофункциональные отклонения и около 20% -отклонения психоневрологического характера.
Кроме того, современное традиционное школьное образование во многом построено на актуализации и поддержании у учащихся определенного уровня стресса [4].
Негативные последствия переживаний сильных эмоциональных стрессов в детстве: тревожность, замкнутость, изоляция, проблемы концентрации внимания, вина, гнев, агрессивность и аутоагрессивность, неврозы, психотические и психосоматические расстройства и т.д. Поэтому особую актуальность приобретает изучение стресса, стратегий его преодоления и развития стрессоу-
стойчивости у детей подросткового возраста [2; 5].
Проблема стресса рассматривалась в работах многих исследователей (Г. Селье, Р Лазарус, РМ. Грановская А.А. Китаев-Смык, Ю.М. Орлов, Э.И. Киршбаум, И.М. Никольская, Р. Плутчик, Е.С. Романова, Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский и др.) [1].
Под нашим научным руководством студенткой О. Харлановой было проведено исследование в рамках выпускной квалификационной работы.
Цель исследования: изучить особенности стрессоустойчивости в подростковом возрасте и провести сравнительный анализ со стрессоустой-чивостью в юношеском возрасте.
Гипотеза исследования: проявление стрессоустойчивости в подростковом возрасте и юношеском возрасте имеет отличия.
База исследования: МБОУ города Кургана «СОШ № 24». В исследовании принимали участие две группы подростков в возрасте от 11 до 13 лет.
Для изучения уровня адаптивности подростков мы провели диагностику по методике А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина. В ходе обследования мы проверяли психофизиологический, мотивационный и эмоциональный компоненты стрессоустойчивости.
По результатам проведенной диагностики по опроснику МЛО-АМ А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина можно сделать вывод об общем низком личностном адаптивном потенциале испытуемых обеих групп. Полученные результаты проверялись методом математической статистики по критерию U - Манна-Уитни и показали отсутствие значимых различий между контрольной и экспериментальной группой, так как p > 0,05000.
Обе группы показали низкий уровень поведенческой регуляции, определенную склонность к нервно-психическим срывам, отсутствие адекватности самооценки и реального восприятия действительности, низкий уровень развития коммуникативных способностей, затруднение в построении контактов с окружающими, проявление агрессивности, повышенную конфликтность, неумение адекватно оценить свое место и роль в коллективе, отсутствие стремления соблюдать общепринятые нормы поведения. Психическое состояние подростков можно охарактеризовать как пограничное. Возможны нервно-психические срывы. Старшеклассники обладают низкой нервно-психической устойчивостью, конфликтны, могут допускать асоциальные поступки. Но в то же время у юношей наблюдаются различия.
Для определения стрессоустойчивости и социальной адаптации мы провели исследование по методике Холмса и Раге (адаптированный вариант для детей). В ходе обследования мы проверяли психофизиологический, мотивационный и эмоциональный компоненты стрессоустойчивости.
Полученные результаты проверялись методом математической статистики по критерию U - Манна-Уитни и показали значимые различия между 2 группами, так как p > 0,05000.
Для определения уровня интеллектуальных способностей, эмоциональной устойчивости, развития самоконтроля, тревожности, а также особенностей темперамента и характера мы провели с испытуемыми диагностику по 16-факторному опроснику Кетелла. В нашем исследовании мы проверяем психофизиологический, информационный, интеллектуальный и волевой компоненты стрессоустойчивости.
По результатам обследования можно выделить для последующего анализа следующие первичные факторы (на основании наибольшего отклонения от стандартных величин): абстрактно-логические способности, эмоциональная устойчивость, беспринципность - добросовестность, подчиненность - независимость, робость - смелость, толстокожесть - чувствительность, наивность -проницательность, спокойная адекватность - чувство вины, самоконтроль, напряженность основных потребностей. Во вторичных факторах можно выделить тревожность, экстраверсию.
Наиболее ярко выраженными особенностями испытуемых обеих групп являются эмоциональная дезорганизация мышления, которая характеризуется низкими общими мыслительными способностями, узким спектром интеллектуальных интересов, медленной обучаемостью и низкой сообразительностью.
Проведенные нами диагностики показали наличие значимых различий между подростками и юношами.
Таким образом, нами было выявлено, что у подростков низкий уровень ответственности, обязательности и добросовестности. Их отличает более низкий самоконтроль по сравнению с группами юношей. Это свидетельствуют об организованности, умении хорошо контролировать свои эмоции и поведение в более старшем (юношеском возрасте). Такие личности способны эффективно управлять своей энергией и умеют хорошо планировать свою жизнь.
По результатам исследования можно сделать вывод об общем низком личностном адаптивном потенциале обеих групп испытуемых. Об этом свидетельствует низкий уровень поведенческой регуляции, определенная склонность к нервно-психическим срывам, отсутствие адекватности самооценки и реального восприятия действительности, низкий уровень развития коммуникативных способностей. Подростки отличались низким уровнем развития мотивации достижения, в деятельности преобладал мотив избегания неудачи. У юношей присутствует мотив достижения. В целом для подростков были характерны эмоциональная неустойчивость с преобладанием пониженного настроения, раздражительность, проблемы со сном, негативное отношение к критике, достаточно высокий уровень тревожности и низкий самоконтроль поведения, снижен уровень волевой саморегуляции (что не характерно для юношей, т.к. они более сдержаны и более позитивы
в отношении к критике. При этом было выявлено недостаточное развитие всех компонентов стрессоустойчивости, которую необходимо развивать.
Список литературы
1 Аверченко Л. К. Психологические этюды о стрессе. Москва : Наука, 2015. 180 с.
2 Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. Москва : ПЕР-СЭ, 2016.
3 Изард К. Психология эмоций. Санкт-Петербург : Питер, 2017. 220 с.
4 Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. В кн.: Эмоциональный стресс. Ленинград : Медицина, 2016.
5 Левис Ш. Ребенок и стресс. Санкт-Петербург : Лана, 2015. 208 с.
References
1 Averchenko L.K. Psychological etudes about a stress. - М: Science, 2015. 180 pages.
2 Bodrov V. A. Psikhologichesky stress: development and overcoming. M.: PER-SE, 2016.
3 Izard K. Psikhologiya of emotions. SPb.: St. Petersburg, 2017. 220s.
4 Lazarus R. Theory of a stress and psychophysiological researches. In book: Emotional stress. L.: Medicine, 2016.
5 Levis Sh. Rebenok and stress. SPb.:lana, 2015. 208 s.
УДК 316.6
И.А. Николаева, Р.В. Овчарова
Курганский государственный университет,
Курган
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ РОДИТЕЛЬСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ
Аннотация. В статье представлены некоторые направления изучения родительской толерантности: факторы родительского стресса и компоненты родительской толерантности, психофизиологические и личностные особенностей родителей как предпосылки толерант-ного/интолерантного поведения, соотношение родительского стресса, родительской толерантности и родительской стойкости.
Ключевые слова: родительская толерантность, родительский стресс.
I.A. Nikolaeva, R.V. Ovcharova Kurgan State University, Kurgan
MAIN RESEARCH AREAS OF PARENTAL TOLERANCE
Abstract. The article presents some directions of the study of parental tolerance: factors of parental stress and components of parental tolerance, psychophysiological and personal characteristics of parents as a background of tolerant/intolerant behavior, the ratio of а parental stress, parental tolerance and parental resilience.
Keywords: parent tolerance, parental stress, parental resilience.