Для определения уровня интеллектуальных способностей, эмоциональной устойчивости, развития самоконтроля, тревожности, а также особенностей темперамента и характера мы провели с испытуемыми диагностику по 16-факторному опроснику Кетелла. В нашем исследовании мы проверяем психофизиологический, информационный, интеллектуальный и волевой компоненты стрессоустойчивости.
По результатам обследования можно выделить для последующего анализа следующие первичные факторы (на основании наибольшего отклонения от стандартных величин): абстрактно-логические способности, эмоциональная устойчивость, беспринципность - добросовестность, подчиненность - независимость, робость - смелость, толстокожесть - чувствительность, наивность -проницательность, спокойная адекватность - чувство вины, самоконтроль, напряженность основных потребностей. Во вторичных факторах можно выделить тревожность, экстраверсию.
Наиболее ярко выраженными особенностями испытуемых обеих групп являются эмоциональная дезорганизация мышления, которая характеризуется низкими общими мыслительными способностями, узким спектром интеллектуальных интересов, медленной обучаемостью и низкой сообразительностью.
Проведенные нами диагностики показали наличие значимых различий между подростками и юношами.
Таким образом, нами было выявлено, что у подростков низкий уровень ответственности, обязательности и добросовестности. Их отличает более низкий самоконтроль по сравнению с группами юношей. Это свидетельствуют об организованности, умении хорошо контролировать свои эмоции и поведение в более старшем (юношеском возрасте). Такие личности способны эффективно управлять своей энергией и умеют хорошо планировать свою жизнь.
По результатам исследования можно сделать вывод об общем низком личностном адаптивном потенциале обеих групп испытуемых. Об этом свидетельствует низкий уровень поведенческой регуляции, определенная склонность к нервно-психическим срывам, отсутствие адекватности самооценки и реального восприятия действительности, низкий уровень развития коммуникативных способностей. Подростки отличались низким уровнем развития мотивации достижения, в деятельности преобладал мотив избегания неудачи. У юношей присутствует мотив достижения. В целом для подростков были характерны эмоциональная неустойчивость с преобладанием пониженного настроения, раздражительность, проблемы со сном, негативное отношение к критике, достаточно высокий уровень тревожности и низкий самоконтроль поведения, снижен уровень волевой саморегуляции (что не характерно для юношей, т.к. они более сдержаны и более позитивы
в отношении к критике. При этом было выявлено недостаточное развитие всех компонентов стрессоустойчивости, которую необходимо развивать.
Список литературы
1 Аверченко Л. К. Психологические этюды о стрессе. Москва : Наука, 2015. 180 с.
2 Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. Москва: ПЕР-СЭ, 2016.
3 Изард К. Психология эмоций. Санкт-Петербург : Питер, 2017. 220 с.
4 Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. В кн.: Эмоциональный стресс. Ленинград : Медицина, 2016.
5 Левис Ш. Ребенок и стресс. Санкт-Петербург : Лана, 2015. 208 с.
References
1 Averchenko L.K. Psychological etudes about a stress. - М: Science, 2015. 180 pages.
2 Bodrov V. A. Psikhologichesky stress: development and overcoming. M.: PER-SE, 2016.
3 Izard K. Psikhologiya of emotions. SPb.: St. Petersburg, 2017. 220s.
4 Lazarus R. Theory of a stress and psychophysiological researches. In book: Emotional stress. L.: Medicine, 2016.
5 Levis Sh. Rebenok and stress. SPb.:lana, 2015. 208 s.
УДК 316.6
И.А. Николаева, Р.В. Овчарова
Курганский государственный университет,
Курган
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ РОДИТЕЛЬСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ
Аннотация. В статье представлены некоторые направления изучения родительской толерантности: факторы родительского стресса и компоненты родительской толерантности, психофизиологические и личностные особенностей родителей как предпосылки толерант-ного/интолерантного поведения, соотношение родительского стресса, родительской толерантности и родительской стойкости.
Ключевые слова: родительская толерантность, родительский стресс.
I.A. Nikolaeva, R.V. Ovcharova Kurgan State University, Kurgan
MAIN RESEARCH AREAS OF PARENTAL TOLERANCE
Abstract. The article presents some directions of the study of parental tolerance: factors of parental stress and components of parental tolerance, psychophysiological and personal characteristics of parents as a background of tolerant/intolerant behavior, the ratio of а parental stress, parental tolerance and parental resilience.
Keywords: parent tolerance, parental stress, parental resilience.
Актуальность исследования. Актуальность изучения родительской толерантности связана с тем, что она рассматривается как ресурс предотвращения жестокого обращения с детьми, повышающий качество воспитания детей и уровень благополучия семьи в целом.
Сущность толерантности как системного свойства состоит в устойчивости биологической, психологической или социальной системы к каким-либо неблагоприятным воздействиям, вызывающим стресс. Поэтому наиболее используемыми терминами в литературе являются stress tolerance (буквально «устойчивость к стрессу», «стрессоустойчивость»), distress tolerance («устойчивость к дистрессу»). Второй вариант подчеркивает деструктивный характер стрессовых условий. Предикторами стресса могут быть неопределенность, двусмысленность, фрустрация, негативные эмоции, физический дискомфорт. Для родителей эти негативные аспекты обусловлены специфическими ситуациями, возникающими в воспитании детей. Поэтому родительская толерантность может трактоваться как толерантность к дистрессу, связанному с выполнением специфических родительских функций, и к специфическим ситуациям, связанным с родительством.
Поэтому в изучении родительской толерантности взаимосвязанным предметом исследования является родительский стресс.
Можно выделить несколько основных направлений исследований родительской толерантности:
- изучение аспектов толерантности в связи с различными стрессовыми факторами воспитания, в том числе на разных этапах развития детей и с разными особенностями детского развития;
- изучение психофизиологических и личностных особенностей родителей, которые могут способствовать толерантному/интолерантному поведению в ситуациях, которые воспринимаются как стрессовые. Анализ когнитивных, эмоциональных, поведенческих родительских ресурсов;
- последствия толерантного/интолерантного поведения родителей для развития детей;
- конструирование методов оценки родительской толерантности;
- теоретический анализ понятия «родительская толерантность».
Далее остановимся на некоторых из них.
Факторы родительского стресса и компоненты родительской толерантности.
Наиболее авторитетной и первой концепцией родительского стресса является концепция R.R. Abidin [2], который начал разрабатывать проблему родительского стресса с 80-х годов. Его методики «Индекс родительского стресса» (Parenting Stress Index, PSI) для родителей детей от 1 месяца до 12 лет и «Индекс стресса для родителей подростков (Stress Index for Parents of Adolescents, SIPA) используются в клинической, школьной практике и социальной работе [21]. Наряду с названными методами имеется шкала родительско-38
го стресса (Parental Stress Scale, PSS) Дж. Берри и У. Джонс [3], апробированная в 2005 г. на российской выборке.
Согласно Richard Abidin [2], если родительский стресс ощущается в пределах границ, не приводя к негативным последствиям, то он может быть источником стимуляции и возможностью для роста. Автор исходит из того, что общий стресс, который испытывает родитель, является следствием специфических характеристик ребенка, родительских характеристик и ситуаций, которые непосредственно связаны с ролью родителя [15]. R.R. Abidin обозначает эти три компонента как «Родительская дисфункция» (PD), «Дисфункция взаимодействия родитель - ребенок» (P-CDI) и «Трудный ребенок» (DC). Подшкала PD определяет дистресс, который родитель испытывает, оценивая себя как воспитателя. Подшкала P-CDI фокусируется на восприятии родителями того, что его или ее ребенок не отвечает ожиданиям родителей, а взаимодействие с его ребенком не усиливает его или ее как родителя. Подшкала DC фокусируется на некоторых основных поведенческих характеристиках детей, которые делают их легкими или трудными в управлении.
Важным является то, какие характеристики в этих трех компонентах являются существенными для возникновения родительского стресса. В концепции R.Abidin характеристики ребенка измеряются в шести подшкалах: Отвлекаемость / Гиперактивность (Distractibility/Hyperactivity, DI), Адаптивность (Adaptability,AD), Усиление Родителя (Reinforces Parent, RP), Требовательность (Demandingness, DE), Настроение (Mood, MO) и Приемлемость (Acceptability, AC). Компонент родительской личности и ситуационных переменных состоит из семи подшкал: компетенция (Competence, CO), изоляция (Isolation, IS), привязанность (Attachment, AT), здоровье (Health, HE), ролевое ограничение (Role Restriction, RO), депрессия (Depression, DE) и супружество (Spouse, SP).
Родительская толерантность/интолерант-ность отражается в позитивном/негативном восприятии родительства и в воспитательной деятельности родителя. С этой точки зрения представляют интерес структуры родительского опыта, которые выделены эмпирически и составляют структуру опросников для родителей. Так, опросник восприятия родительства (Perceptions of Parenting Inventory (POPI; Lawson). разработан для оценки восприятия родительского воспитания, основанного на ожиданиях или опыте. Опросник измеряет общее восприятие воспитания ребенка. Более высокие баллы указывают на более позитивное восприятие воспитания. Общая шкала включает шесть субшкал: Обогащение (Enrichment), Изоляция (Isolation), Обязательство (Commitment), Инструментальные затраты (Instrumental Costs), Непрерывность (Continuity) и Воспринимаемая поддержка (Perceived Support).
Оценка причин успеха и неудачи родителя
может служить для изучения когнитивного аспекта толерантного/интолерантного родительского поведения. Данную оценку может выполнить исследовательский Тест родительского атрибутирования Parent Attribution Test (Bugental, Blue, & Cruzcosa). Он представляет собой гипотетическую ситуацию ухода за ребенком, в которой родители оценивают важность различных потенциальных причин успеха или неудачи. Авторы группируют ответы родителей в категории высокого или низкого воспринимаемого контроля: контроль за неудачей (PCF), контроль над самообслуживанием (ACF), контроль над отказом по уходу за ребенком (ACF).
Родительский стресс и семейный стресс. Родительский стресс является частью семейного стресса. Изучение родительской толерантности как части семейной системы, с нашей точки зрения, представляет особый интерес.
В качестве примера можно привести работу М. Huhtala, в которой сравнивался родительский стресс у отцов и матерей в семьях с недоношенными детьми на протяжении двух лет жизни детей (с 2 до 4 лет). Учитывались два фактора родительского стресса: стресс, связанный с развитием ребенка, и стресс, связанный с самооценкой себя как родителя и с восприятием супружеских отношений. Показано, что матери и отцы у 2-летних детей различались источниками родительского стресса. Отцы имели более высокие показатели стресса, чем матери, в связи с адаптивностью (adaptability) детей. Но для отцов еще более высоким фактором стресса является привязанность к ребенку (attachment to the child), хотя по этому параметру материнский стресс превышает отцовский. К 4 годам развития ребенка родительский «стресс ребенка» несколько снижается как у отцов (с 95% до 88%), так и у матерей (с 93% до 86%). Параллельно у отцов и матерей значительно возрастает стресс восприятия супружеских отношений. В итоге общий показатель стресса у отцов возрастает от 95,2% до 96,8%, а у матерей -от 83,1% к 89,85%) [18].
Комплексное исследование взаимодействия супружеских и детско-родительских отношений проведено А. Кристенсен с колегами. Участвовало тридцать шесть семей с детьми, имеющими проблемы поведения. Родители оценивались по показателям супружеской розни, родительской психопатологии и трех родительских когнитивных факторов: знания поведенческих принципов, терпимости к девиантности ребенка и ожиданий относительно поведения их ребенка. Авторы делают вывод, что никакая другая мера, кроме супружеской розни, не была связана с родительским восприятием проблем поведения ребенка. Авторами были получены интересные данные о значимой взаимосвязи между родительским восприятием проблем поведения ребенка и родительским негативным поведением в отношении ребенка, но не были обнаружены значимые связи между воспри-
ятием поведения ребенка и поведением ребенка, даже когда поведение ребенка взвешивается по реакции родителей на это поведение [7] .
В исследовании О. Карабановой и А. Висловой [1] анализируется проблема формирования толерантности личности в условиях семьи. Представлены результаты исследования выраженности феномена в родительских установках и супружеской коммуникации. Выделены типы родительских установок и определены параметры их толерантности/интолерантности, а также влияние на толерантность детей. Доминантный тип родительских установок с преобладанием настойчивости обеспечивает развитие толерантности у детей. Партнерский тип родительских установок, связанный с взаимопониманием, мотивирует толерантные отношения. Зависимый тип родительских установок, обогащенный чувственным содержанием, формирует толерантность у детей. Авторы показали, что степень выраженности и структура коммуникативной толерантности/интолерантности супругов связаны с типом родительских установок.
Психофизиологические и личностные особенностей родителей как предпосылки толерантного/интолерантного поведения. Психофизический аспект толерантности родителей изучался коллективом [17]. В их исследовании поставлен вопрос о том, различаются ли родители с различной степенью риска физического насилия над детьми (child physical abuse CPA) по толерантности к боли, болевой чувствительности и доступности схем, связанных с агрессией. Совокупность полученных данных свидетельствует о том, что родители с высокой степенью риска сталкиваются с сочетанием связанных с агрессией факторов риска (т. е. факторов негативного воздействия, интолерантности к боли и информационных схем агрессии), которые могут предрасполагать их к агрессивному поведению. Физиологические процессы могут опосредовать связь родительского стресса и настроения родителей. Например, нарушения сна могут усугублять связь между стрессом и настроением в контексте хронического родительского стресса [10]. Также были найдены доказательства связи между уровнем толерантности к дистрессу и оценками периферической физиологии в исследовании [32].
Эмоциональная регуляция родителей и толерантность к фрустрации изучались как факторы риска агрессивного поведения родителей в условиях стресса [31]. Эти авторы показали, что нарушения эмоциональной регуляции и фрустраци-онная интолерантность являются предикторами родительской агрессии с учетом социодемографи-ческих показателей, причем между матерями и отцами нет значимых различий. Также эмоциональная регуляция частично опосредует связь между стрессом и родительской агрессией [16; 17]. Для изучения эмоционального родительского реагирования разработана 1-факторная Шкала родительского гнева (Parent Anger Scale) [14]. Родительский
39
гнев имеет поведенческие последствия, которые проявляются в дисфункциональных стратегиях дисциплины, в жестоком обращении с детьми.
Когнитивные аспекты родительской толерантности отражены в исследованиях восприятия родительства и родительской атрибуции, в восприятии детского поведения. Примером изучения взаимосвязи эмоционально-когнитивных и поведенческих аспектов РТ являются работы Бена Голдберга [15] и Елены Резерфорд с соавторами [32]. Матери, сообщающие о больших трудностях в распознавании и понимании психических состояний своего ребенка, продемонстрировали снижение толерантности к дистрессу в поведенческих пробах и самоотчете [32]. Предметом исследования стала также материнская проницательность (maternal insightfulness) [26]. Авторы показали, что она защищает от пагубного воздействия послеродового стресса и влияет на позитивное взаимодействие матери и младенца. Родительская компетентность является предметом изучения и формирования в социальных программах, направленных на снижение родительского стресса (например, (Jackson and Moreland)). Важным когнитивным фактором является родительская рефлексия, опосредующая связь родительского стресса и привязанности [27]. Родительская рефлексия, регуляция эмоций и толерантность зависят друг от друга [15].
В изучении поведенческих аспектов РТ значительный интерес представляет стандартизованное наблюдение (например, инвентаризация родительских стратегий). Интересна Пятиминутная процедура выборки речи (Five Minute Speech Sample procedure (FMSS)); Magana et al., результаты которой в контент-анализе кодировались как позитивные компоненты и как критицизм матерей во взаимодействии с детьми [35].
Родительский стресс и родительская толерантность в связи с дефицитом здоровья и развития детей
Родительский стресс и родительская толерантность в связи с особенностями детского развития - широко разветвленное направление исследований. Многочисленными являются работы по родительскому стрессу в семьях с аутичными детьми [10; 11; 19; 22; 34; 37; 38].
Взаимосвязь родительского стресса и веса ребенка являются предметом изучения в ряде работ. Исследования описывают родительский стресс в выхаживании и воспитании недоношенных детей и детей с малым весом при рождении [18; 24; 28]. Также родительский стресс изучается как фактор нарушения веса ребенка. В исследовании 120 детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет, страдающих ожирением, авторы приходят к выводу, что родительский стресс предсказывает ожирение детей школьного возраста [16].
Изучается стресс родителей, воспитывающих детей с интеллектуальными дисфункциями [6; 8; 29], в частности, с синдромом Дауна [23]. В обзоре 40
работ, посвященных родительскому стрессу в семьях с детьми, имеющими ограниченные возможности, выделены типы, причины и последствия этих стрессов, и обсуждаются возможности для помощи семье [9].
Разработан опросник родительского стресса для родителей детей с хроническими и неизлечимыми заболеваниями, прежде всего, с детской онкологией [36]. В нем автор представляет родительский стресс как следствие четырех факторов. Первый - это разговоры с членами семьи, доктором и ребенком о болезни. Второй - это эмоции, связанные с ожиданием печальных новостей, это внутреннее оцепенение, усилия не думать о семейных трудностях. Третий - это участие в ежедневных медицинских процедурах, трудность решений об их необходимости. Четвертый - это ролевое функционирование, возможное сужение семейных и профессиональных функций.
Важные и обширные направления в изучении родительской толерантности - это толерантность к нарушениям поведения ребенка, последствия интолерантности в поведении детей, а также формирование родительской толерантности. В данной статье эти направления не будут представлены.
Родительская толерантность и близкие понятия
На наш взгляд, существует потребность более четкого концептуального определения феномена «родительская толерантность», поскольку имеются близкие понятия. Выше была показана непосредственная связь родительского стресса и родительской толерантности. Эта связь неоднозначна. С одной стороны, родительский стресс выступает как причина (как совокупность стрессовых факторов), а толерантность является следствием (реакцией на них). С другой стороны, толерантность к стрессу отражает сам уровень стресса, который переживает человек в ответ на комплекс специфических факторов. С этой точки зрения то-лерантность/интолерантность - это и есть субъективная оценка стресса, отражающая индивидуальные различия стрессовых реакций в ответ на один и тот же комплекс неблагоприятных факторов. То есть толерантность/интолерантность - это аспект индивидуальных различий переживаемого стресса.
Перевод «толерантности» как «стрессоустой-чивости» заставляет нас сравнить данное понятие с еще одним термином англоязычной литературы. Это «resilience» (буквально «упругость»), который переводится как «устойчивость», «стойкость», «сопротивляемость», «гибкость». «Родительская стойкость» («Parental resilience») также является широко исследуемым предметом, особенно в клинической, педиатрической психологии и социальной работе. S. Gavidia-Payne определяет родительскую стойкость как «способность родителей обеспечивать компетентный и качественный уровень воспитания детей, несмотря на наличие факторов риска» [13].
Родительская толерантность и родительская стойкость обусловлены сходными факторами. Например, Schofield с коллегами выделяют три основных ресурса родительской стойкости: позитивное родительство, убеждение в родительской эффективности и активный копинг [33]. Факторами стойкости являются копинг-стиль, оптимизм и социальная поддержка согласно [30]. Родительская устойчивость изучается как один из благоприятных ресурсов совместно с оптимизмом и надеждой [8].
Martin и Juan C. [25] описывают «рагеп1а1 resilience» вместе с личностным развитием родителя через 14 элементов, включая в них и феноменологию толерантного отношения (например: «способность реагировать на разнообразные задачи и проблемы», «гибкость перед трудностями», «способность решать межличностные конфликты», «владение стратегиями выживания в условиях стресса», «оптимистичное и позитивное восприятие жизни и проблем», «регуляция отрицательных эмоций»и др.).
В некоторых контекстах уместно понятие стойкости как общее свойство системы к неблагоприятным воздействиям. Например, можно говорить о «стойкости» родителей в ситуации потери своего ребенка; но вряд ли можно говорить о толерантности к смерти своего ребенка, что означало бы «терпимость», снижение значимости потери.
Уточняя границы между этими понятиями, можно предположить, что толерантность указывает на отношение к чему-либо как к приемлемому, допустимому, находящемуся в границах нормы, на нечувствительность к этим факторам и возможность адаптации к ним, т.е. толерантность - это аспект социального восприятия. «Сопротивляемость» (resilience) подчеркивает общее свойство «стойкости» и самосохранения в неблагоприятных условиях.
Список литературы
1 Карабанова О. А., Вислова А. Д. Взаимосвязь то-лерантных/интолерантных родительских установок и особенностей супружеской коммуникации // Вестник Московского Государственного Областного Университета. Серия: Психологические Науки. 2012 . №2. С. 31-37.
2 Abidin, Richard. 1992. The Determinants of Parenting Behavior. Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology -J CLIN CHILD ADOLESC PSYCHOL. Vol. 21. doi:10.1207/ s15374424jccp2104_12.
3 Berry, Judy O, and Warren H. Jones. 1995. "The Parental Stress Scale: Initial Psychometric Evidence." Journal of Social and Personal Relationships 12 (3): 463-72. doi:10.1177/0265407595123009.
4 Bloom, Erika Litvin, Rena R Wing, Christopher W Kahler, J Kevin Thompson, Sari Meltzer, Jacki Hecht, Haruka Minami, Lawrence H Price, and Richard A Brown. 2017. "Distress Tolerance Treatment for Weight Concern in Smoking Cessation Among Women: The WE QUIT Pilot Study." Behavior Modification 41 (4). United States: 468-98. doi:10.1177/0145445516683500.
5 Brestan, Elizabeth V., Sheila M. Eyberg, James Algina, Suzanne Bennett Johnson, and Stephen R. Boggs. 2003.
"How Annoying Is It? Defining Parental Tolerance for Child Misbehavior." Child & Family Behavior Therapy 25 (2): 37-41. doi:10.1300/J019v25n02.
6 Chan, Tim Oi, and Shui-Fong Lam. 2017. "Mediator or
Moderator? The Role of Mindfulness in the Association between Child Behavior Problems and Parental Stress." Research in Developmental Disabilities 70 (November). United States: 1-10. doi: 10.1016/j. ridd. 2017.08.007.
7 Christensen, Andrew, Susan Phillips, Russell E. Glasgow, and Steven M. Johnson. 1983. "Parental Characteristics and Interactional Dysfunction in Families with Child Behavior Problems: A Preliminary Investigation." Journal of Abnormal Child Psychology 11 (1): 153-66. doi:10.1007/BF00912185.
8 Cooke, Josephine Estelle. 2010. "Hope, Optimism, Stress, and Social Support in Parents of Children with Intellectual Disabilities." http://search.proquest.com/docview/756364895?acc ountid=14169.
9 Dervishaliaj, Erjona. 2013. "Parental Stress in Families of Children with Disabilities: A Literature Review." Journal of Educational and Social Research 3 (7): 579-84. doi:10.5901/ jesr. 2013. v3n7p579.
10 Estrela, Chelsea da, Erin T Barker, Sarah Lantagne, and Jean-Philippe Gouin. 2018. "Chronic Parenting Stress and Mood Reactivity: The Role of Sleep Quality." Stress and Health : Journal of the International Society for the Investigation of Stress 34 (2). England: 296-305. doi:10.1002/smi.2790.
11 Factor, Reina S, Deanna M Swain, and Angela Scarpa. 2018. "Child Autism Spectrum Disorder Traits and Parenting Stress: The Utility of Using a Physiological Measure of Parental Stress." Journal of Autism and Developmental Disorders 48 (4). United States: 1081-91. doi:10.1007/s10803-017-3397-5.
12 Fido, Abdullahi, and Samira Al Saad. 2013. "Psychological Effects of Parenting Children with Autism Prospective Study in Kuwait." Open Journal of Psychiatry 03 (02): 5-10. doi:10.4236/ ojpsych. 2013.32A002.
13 Gavidia□ Payne, Susana, Denny Bianca, Kate Davis, Francis Andrew, and Jackson Merv. 2015. "Parental Resilience: A Neglected Construct in Resilience Research." Clinical Psychologist 19 (3). Wiley/Blackwell (10.1111): 111-21.
doi: 10.1111/cp.12053.
14 Gavita, Oana Alexandra, Daniel David, Raymond DiGiuseppe, and Tamara DelVecchio. 2011. "The Development and Initial Validation of the Parent Anger Scale." Procedia -Social and Behavioral Sciences 30 (January). Elsevier: 505-11. doi: 10.1016/J. SB SPRO.2011.10.099.
15 Goldberg, Ben. 2012. "Parental Reflective Functioning, Emotion Regulation, and Stress Tolerance: A Preliminary Investigation." Dissertation Abstracts International: Section B: The Sciences and Engineering 73 (2-B): 1248. https://liverpool. idm. oclc. org/login?url=http://search. ebscohost. com/login. aspx?direct=true&db=psyh&AN=2012-99160-043&site=ehost-live&scope=site%5Cnhttp://search.proquest.com/docview/90441 7113?accountid=12117%5Cnhttp://linksource.ebsco.com/linking. aspx?si.
16 Guilfoyle, Shanna M, Meg H Zeller, andAvani C Modi. 2010. "Parenting Stress Impacts Obesity-Specific Health-Related Quality of Life in a Pediatric Obesity Treatment-Seeking Sample." Journal of Developmental and Behavioral Pediatrics : JDBP 31 (1): 17. doi:10.1097/DBP. 0b013e3181c73641.
17 Hiraoka, Regina, Julie L. Crouch, Gim Reo, Michael Wagner, Joel S. Milner, and John J. Skowronski. 2014. "Pain Tolerance, Pain Sensitivity, and Accessibility of Aggression-Related Schemata in Parents at-Risk for Child Physical Abuse." Child Abuse & Neglect 38 (11). Pergamon: 1840-47. doi: 10.1016/J. CHIAB U.2014.07.004.
18 Huhtala, Mira. 2015. Psychological Well-Being of the Parents and Child Development, Behavior, and Quality of Life in Very Low Birth Weight Infants.
19 Ilias, Kartini, Kim Cornish, Auretta S Kummar, Miriam Sang-Ah Park, and Karen J Golden. 2018. "Parenting Stress and Resilience in Parents of Children With Autism Spectrum Disorder (ASD) in Southeast Asia: A Systematic Review." Frontiers in Psychology 9: 280. doi:10.3389/fpsyg.2018.00280.
20 Jackson, Carrie B, and Angela D Moreland. 2018. "Parental Competency as a Mediator in the PACE Parenting Program's Short and Long-Term Effects on Parenting Stress." Journal of Child and Family Studies 27 (1): 211-17. doi:10.1007/ s10826-017-0859-5.
21 Johnson, Alyce O. 2015. "Test Review." Journal of Psychoeducational Assessment 33 (7): 698-702.
doi:10.1177/0734282914556069.
22 Kasari, Connie, and Marian Sigman. 1997. "Linking Parental Perceptions to Interactions in Young Children with Autism." Journal of Autism and Developmental Disorders 27 (1): 39-58. doi:10.1023/A:1025869105208.
23 Kózka, Anna, and Hanna Przybyia-Basista. 2017. "Ego-Resiliency and Parental Satisfaction among Parents of Children with down Syndrome." New Educational Review 48 (2): 239-49. doi:10.15804/tner.2017.48.2.19.
24 MacKinnon, Nathalie, Mila Kingsbury, Liam Mahedy, Jonathan Evans, and Ian Colman. 2018. "The Association Between Prenatal Stress and Externalizing Symptoms in Childhood: Evidence From the Avon Longitudinal Study of Parents and Children." Biological Psychiatry 83 (2). United States: 100-108. doi: 10.1016/j.biopsych.2017.07.010.
25 Martín, Juan C, Eduardo Cabrera, Jaime León, and María J. Rodrigo. 2013. "La Escala de Competencia y Resiliencia Parental Para Madres y Padres En Contextos de Riesgo Psicosocial." Anales de Psicología 29 (3): 886-96. doi:10.6018/ analesps.29.3.150981.
26 Martinez-Torteya, Cecilia, Katherine L Rosenblum, Marjorie Beeghly, David Oppenheim, Nina Koren-Karie, and Maria Muzik. 2018. "Maternal Insightfulness Protects against the Detrimental Effects of Postpartum Stress on Positive Parenting among At-Risk Mother-Infant Dyads." Attachment & Human Development 20 (3). England: 272-86. doi:10.1080/14616734.20 18.1446735.
27 Nijssens, Liesbet, Dries Bleys, Sara Casalin, Nicole Vliegen, and Patrick Luyten. 2018. "Parental Attachment Dimensions and Parenting Stress: The Mediating Role of Parental Reflective Functioning." Journal of Child and Family Studies 27 (6): 2025-36. doi:10.1007/s10826-018-1029-0.
28 Nordheim, Trond, Tone Rustoen, Anne Lee Solevag, Milada Cvancarova Smastuen, and Britt Nakstad. 2018. "Hope in Parents of Very-Low Birth Weight Infants and Its Association with Parenting Stress and Quality of Life." Journal of Pediatric Nursing 38 (January). United States: e53-58. doi:10.1016/j. pedn.2017.10.006.
29 Patton, Kiri A., Robert Ware, Lyn McPherson, Eric Emerson, and Nicholas Lennox. 2016. "ParentnRelated Stress of Male and Female Carers of Adolescents with Intellectual Disabilities and Carers of Children within the General Population: A Cross □ Sectional Comparison." Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities 31 (1). Wiley/Blackwell (10.1111): 51-61. doi:10.1111/jar.12292.
30 Peer, J W, and S B Hillman. 2014. "Stress and Resilience for Parents of Children With Intellectual and Developmental Disabilities: A Review of Key Factors and Recommendations
for Practitioners." Journal of Policy and Practice in Intellectual Disabilities 11 (2): 92-98. doi:10.1111/jppi.12072.
31 Rodriguez, Christina, Paul Silvia, and Regan E. Gaskin. 2017. Predicting Maternal and Paternal Parent-Child Aggression Risk: Longitudinal Multimethod Investigation Using Social Information Processing Theory. Psychology of Violence. doi:10.1037/vio0000115.
32 Rutherford, Helena J. V,, Cortney R. Booth, Patrick Luyten, David J. Bridgett, and Linda C. Mayes. 2015. "Investigating the Association between Parental Reflective Functioning and Distress Tolerance in Motherhood." Infant Behavior and Development 40: 54-63. doi:10.1016/j.infbeh.2015.04.005.
33 Schofield, Thomas J, Rand D Conger, and Tricia K Neppl. 2014. "Positive Parenting, Beliefs about Parental Efficacy, and Active Coping: Three Sources of Intergenerational Resilience." Journal of Family Psychology: JFP: Journal of the Division of Family Psychology of the American Psychological Association (Division 43) 28 (6): 973-78. doi:10.1037/fam0000024.
34 Shepherd, Daniel, Jason Landon, Steve Taylor, and Sonja Goedeke. 2018. "Coping and Care-Related Stress in Parents
of a Child with Autism Spectrum Disorder." Anxiety, Stress, and Coping 31 (3). England: 277-90. doi:10.1080/10615806.2018.14 42614.
35 Sher-Censor, Efrat, Cory Shulman, and Esther Cohen. 2018. "Associations among Mothers' Representations of Their Relationship with Their Toddlers, Maternal Parenting Stress, and Toddlers' Internalizing and Externalizing Behaviors." Infant Behavior & Development 50 (February). United States: 132-39.
doi:10.1016/j.infbeh.2017.12.005.
36 Streisand, Randi. 2001. "Childhood Illness-Related Parenting Stress: The Pediatric Inventory for Parents." Journal of Pediatric Psychology 26 (3): 155-62. doi:10.1093/ jpepsy/26.3.155.
37 Takahashi, Michio, Masaki Adachi, Nobuya Takayanagi, Sayura Yasuda, Masanori Tanaka, Ayako Osato-Kaneda, Takahito Masuda, et al. 2017. "Coordination Difficulties in Preschool-Aged Children Are Associated with Maternal Parenting Stress: A Community-Based Cross-Sectional Study." Research in Developmental Disabilities 70 (November). United States: 11-21. doi: 10.1016/j. ridd. 2017.08.002.
38 Yun-Ju, Hsiao. n.d. "Autism Spectrum Disorders: Family Demographics, Parental Stress, and Family Quality of Life." Journal of Policy and Practice in Intellectual Disabilities 15 (1): 70-79. doi:10.1111/jppi.12232.
УДК 159.9.072 ББК 88.9
Р.В. Овчарова
Курганский государственный университет, Курган
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КАНДИДАТОВ НА ДОЛЖНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Аннотация. Рассмотрено понятие психологического отбора кадров, его процедура и критерии. Представлены результаты исследования кандидатов и действующих сотрудников органов внутренних дел. Описаны достоверные различия между двумя группами, которые доказывают предположение о том, что профессиональная деятельность оказывает формирующее влияние на личность сотрудника, в первую очередь, на его профессионально важные качества.
Ключевые слова: профессиональный отбор, сотрудники органов внутренних дел, психологические особенности личности.
R.V. Ovcharova Kurgan State University, Kurgan
PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF CANDIDATES FOR THE POSITIONS OF STAFF OF BODIES OF INTERNAL AFFAIRS
Abstract. The concept of psychological selection of personnel, its procedure and criteria are studied. The results of the study of candidates and current employees of the internal Affairs bodies are presented. Credible differences are described between the two groups, proving the assumption that professional activity has a formative effect on the personality of the employee, first of all, his professionally important qualities.
Keywords: professional selection, employees of