Научная статья на тему 'Особенности стресса студентов разных специальностей'

Особенности стресса студентов разных специальностей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
652
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / СТРЕСС-ФАКТОРЫ / СТРЕСС-МЕНЕДЖМЕНТ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ / ТРЕВОЖНОСТЬ / STRESS / STRESS FACTORS / STRESS MANAGEMENT / EMOTIONAL TENSION / ANXIETY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Апарина Екатерина Николаевна

Рассматриваются результаты исследования уровня стресса у студентов первого курса НОУВПО РБИУ, обосновывается необходимость использования современной дисциплины «Стресс-менеджмент» для формирования у них базовых управленческих компетенций, обучению студентов способам самокоррекции стресса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stress Peculiarities of Students from Different Programmes

Results of stress studies for RBIM first year students are discussed. The necessity of Stress Management course in basic management competencies and ways of stress self correction are proved.

Текст научной работы на тему «Особенности стресса студентов разных специальностей»

УДК 378.17 ББК 74.58

Е.Н. Апарина

ОСОБЕННОСТИ СТРЕССА СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Рассматриваются результаты исследования уровня стресса у студентов первого курса НОУВПО РБИУ, обосновывается необходимость использования современной дисциплины « Стресс-менеджмент » для формирования у них базовых управленческих компетенций, обучению студентов способам самокоррекции стресса.

Ключевые слова: стресс, стресс-факторы, стресс-менеджмент, эмоциональная напряженность, тревожность.

После изучения трудов Г. Селье (1956, 1960, 1979) стресс стало «модно» исследовать. В современных условиях жизни и обучения стресс стал более значимым, чем раньше. Следует отметить, что в современной литературе понятие стресс имеет физиологическое и психологическое значение.

Под стрессом понимают состояние организма, возникающее при воздействии необычных раздражителей и приводящее к напряжению неспецифических адаптационных механизмов организма. Стресс также понимают как функциональное состояние организма, возникающее в результате внешнего отрицательного воздействия на его психические функции, нервные процессы или деятельность периферических органов.

С точки зрения психологии, стресс -феномен осознания, возникающий при сравнивании между требованием, предъявляемым к личности, и ее способностью справиться с этим требованием. Отсутствие баланса в этом механизме вызывает возникновение стресса и ответную реакцию на него [1].

Учебная деятельность студентов связана с эмоциональными переживаниями, достижением поставленной цели и преодолением трудных ситуаций, особенно в период экзаменов. Эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию приводит к состоянию тревожности или эмоциональной напряженности [5].

Учебные стресс-факторы вызывают эмоциональные реакции, вредно действующие на организм и мешающие эффективной учебной деятельности. Такими учебными стресс-факторами у студентов являются: плохие отметки, конфликтные ситуации с преподавателями, недостаточная подготовка к учебным занятиям, к экзамену, контрольной работе, дефицит времени, совмещение работы и учебы, необходимость подготовки большого объема учебного материала, и т.п.

Под влиянием хронического воздействия учебных эмоциональных факторов у студентов значительно повышается напряженность различных функций организма. Сила эмоций может достигать такой степени, что становится причиной стресса. При этом перенапряжение не-

рвнои системы может принимать застойный характер и тем самым провоцировать возникновение неврозов и состояние фрустрации [2].

Эмоциональный стресс - состояние ярко выраженного психоэмоционального переживания человеком конфликтных жизненных ситуаций, которые остро или длительно ограничивают удовлетворение его социальных или биологических потребностей.

Проявления эмоционального стресса в процессе обучения часто вызывает субъективные переживания, сопровождающиеся повышенной возбудимостью, тревожностью, которая впоследствии является источником помех и неудач на экзаменах. Такие эмоции мешают осуществлять учебные задачи.

В данной публикации мы приводим результаты исследования стресса, проводимого в ходе учебных занятий по дисциплине «Стресс-менеджмент» у студентов первого курса всех специальностей.

Впервые такое исследование было проведено в 2008/2009 учебном году. Для изучения уровня стресса нами была использована методика Ю.В. Щербатых «Комплексная оценка проявлений стресса» [7].

Методика позволяет выявить симптомы стресса по четырем основным группам проявлений этого состояния: интеллектуальным признакам, поведенческим признакам, эмоциональным симптомам и физиологическим симптомам. Исследование проводилось в форме самообследования.

В 2008/2009 учебном году самообследование по методике прошли 120 студентов первого курса разных специальностей. Оценка индивидуальных результатов обследования проводилась студентами самостоятельно. Нами были проанализированы количественные показатели уровня стресса в комплексной оценке состояния. Результаты исследования представлены на рис. 1.

Рис 1. Уровень стресса у студентов 1 курса в 2008/2009 учебном году

Рисунок показывает, что у 5% студентов стресс отсутствовал, 19,1% имели умеренный стресс, у 40% был выраженный стресс, 26,6% имели сильный стресс и 9,1% студентов находились в фазе истощения.

В 2009/2010 учебном году в процессе занятий по дисциплине «Стресс-менеджмент» в первом семестре самообследование по оценке уровня стресса прошли 69 студентов. Данные исследования представлены на рис. 2.

Рис 2. Уровень стресса у студентов 1 курса в 1 семестре 2009/2010 учебного года

Как показал анализ, только у 7% студентов стресс отсутствует, умеренный стресс у 13%, выраженный стресс у 43% студентов, сильный стресс у 30% и в фазе истощения находились 6% студентов. Последний результат говорит о неблагоприятных тенденциях в здоровье и о риске развития у студентов болезней адаптации, или психосоматических болезней. На психологическом уровне на-

иболее частое проявление стресса - это тревога, беспокойство. Причем, как писал З. Фрейд, все психосоматические заболевания - это телесные последствия именно «невроза тревоги» [6].

Во втором семестре 2009/2010 учебного года самообследование по оценке уровня стресса прошли 14 студентов специальности «Дизайн». Данные исследования представлены на рис. 3.

Рис 3. Уровень стресса у студентов специальности «Дизайн» 1 курса во 2 семестре 2009/2010 учебного года

Анализ показывает, что стресс отсутствует у 21,42% студентов, умеренный стресс у 21,42%, выраженный стресс у 28,57% студентов, сильный стресс у 7,14% и студентов в фазе истощения не выявлено.

Во втором семестре 2009/2010 учебного года самообследование по оценке уровня стресса прошли восемь студентов направления подготовки «Менеджмент (в туристическом бизнесе)». Данные исследования представлены на рис. 4.

Рис 4. Уровень стресса у студентов направления подготовки «Менеджмент (в туристическом бизнесе)» 1 курса во 2 семестре 2009/2010 учебного года

Анализ данных показывает, что стресс отсутствует у 12,5% студентов, умеренный стресс у 37,5%, выраженный стресс

у 25%, сильный стресс также у 25% студентов, студенты в фазе истощения не выявлены.

Рис 5. Сравнительный анализ уровня стресса у студентов 1 курса разных специальностей в 2009/2010 учебном году в 1 и 2 семестрах

Таким образом, сравнительный анализ данных обследования студентов в первом и втором семестрах 2009/2010 учебного года по методике Ю.В. Щербатых «Комплексная оценка проявлений стресса» свидетельствует о том, что подавляющее большинство первокурсников в период их адаптации к новым условиям учебы переживают стресс разной степени вы-

раженности, особенно в начале учебного года. Так, в первом семестре стресс отмечается у 79,5% студентов, тогда как во втором семестре - у 54,53%.

Качественный анализ данных показывает, что у студентов, которые переживают стресс, наблюдаются такие интеллектуальные признаки стресса, как трудность сосредоточения, ухудшение

показателей памяти, повышенная от-влекаемость. Среди поведенческих признаков отмечаются: возрастание ошибок при выполнении привычных действий, низкая продуктивность деятельности, более интенсивное курение. Наиболее характерными эмоциональными проявлениями стресса являются беспокойство и повышенная тревожность. На физиологическом уровне стресс проявляется головными болями, нарушениями процессов пищеварения, снижением иммунитета и частыми недомоганиями, следствием которых являются и частые пропуски учебных занятий.

Анализируя результаты исследования уровня стресса у первокурсников 2008/2009 и 2009/2010 учебном году с ис -пользованием методики Ю.В. Щербатых «Комплексная оценка проявлений стресса», следует отметить, что большинство первокурсников испытывают стрессовые состояния разной степени выраженности (в 2008/2009 году таких студентов 75,75%, в 2009/2010 году их 73,6%).

Хотя различные стрессовые факторы в ряде случаев дезорганизуют поведение человека, некоторый уровень стресса все же необходим для его жизнедеятельности, так как определенные стрессовые факторы могут приводить к устойчивости организма. В данном случае исходом стресса может быть включение новых адаптационно- компенсаторных механизмов.

Полностью освободить студента от психоэмоционального напряжения невозможно, но можно повысить устойчивость адаптационных механизмов к эмоциональным стрессам с помощью следующих рекомендаций:

1) систематическое изучение учебных предметов студентами в семестре: хорошее знание предмета прибавляет силу и уверенность, создает оптимальные условия преодоления стресса;

2) умеренная и постоянная учебная нагрузка: тогда посильный и упорядоченный труд будет поддерживать жизнен-

ный тонус и положительные эмоции, препятствуя возникновению стресса;

3) постоянно поддерживать эмоции интереса. Снижение интереса способствует накоплению неусвоенного учебного материала, которое в свою очередь вызывает у студентов эмоции страха и неуверенности. Развитие интереса у студентов необходимо не только для поддержания здоровья и адаптации, но и для развития учебно-познавательной деятельности [2];

4) любые мероприятия по управлению стрессом необходимо начинать с аудита стресса. Это можно сделать при помощи специальных опросников и тестов [4];

5)обучить студентов методам самоконтроля, так как при возникновении стрессовых ситуаций важно уметь справляться с учебным беспокойством и тревожностью;

6) использование телесных приемов саморегуляции устраняет пагубное влияние стресса не только на телесном уровне, но и на эмоциональном, психологическом [6].

Таким образом, результаты проведенного нами исследования свидетельствуют о необходимости включения в учебные планы дисциплину «Стресс-менеджмент» для формирования базовых управленческих компетенций. Одной из таких компетенций является осведомленность будущих менеджеров о негативном влиянии профессионального стресса на управленческую деятельность и способах самокоррекции стресса в условиях труда.

По данным исследований доктора психологических наук А.Б. Леоновой, автора методики «Интегральная диагностика и коррекция профессионального стресса» [3], для менеджеров высшего звена характерны признаки психофизиологического истощения - эмоциональная и когнитивная напряженность, снижение общего самочувствия, аккумуляция ко-

торых ведет к нарастанию чувства тревоги, появлению признаков депрессии и нарушений сна.

Для линейных менеджеров характере-но следующее: общий дискомфорт, когнитивная напряженность, чувство тревоги, возрастающая агрессия и соматизация состояния [3].

По мере того, как во всем мире растет количество стрессовых расстройств, других человеческих проблем, связанных со стрессами, и объем вызванных ими экономических потерь, все более востребованным оказывается и стресс-менеджмент, или управление стрессом.

Поэтому в ходе учебных занятий студенты получают обратную связь о результатах тестирования и доступных средствах самопомощи при стрессе.

Мы считаем, что продуктивным решением задач современного стресс-менеджмента на этапе профессиональной подготовки, является интеграция собственно диагностики и процедур подбора оптимизационных средств с учетом специфики подлежащего коррекции синдрома.

Поскольку возникновение и развитие стресса является сугубо индивидуализированным процессом, на протекание которого существенное влияние оказывают

индивидуально психологические особенности студента и специфика конкретной ситуации (экзамен, контрольная работа, период адаптации), необходимо в рамках психогигиенического направления деятельности Психологической службы вуза применять средства индивидуальной диагностики неблагоприятных тенденций в состоянии студента, вызванных психоэмоциональными перегрузками.

Библиографический список

1. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс. СПб.: Речь, 2005.

2. Киколов А.И. Обучение и здоровье. М.: Высшая школа, 1985.

3. Леонова А.Б. Методика интегральной диагностики и коррекции профессионального стресса (ИДИКС): метод. руководство / А.Б. Леонова. СПб: ИМА-ТОН, 2006.

4. Монина Г.Б., Раннала, Н.В. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости». СПб.: Речь, 2009.

5. Прикладная психология в высшей школе / Под ред. Н.М. Пейсахова. Казань: Изд-во КГУ, 1972.

6. Сандомирский М.Е. Защита от стресса. СПб.: Питер, 2008.

7. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. СПб., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.