УДК 378.17 ББК 74.58
Е.Н. Апарина
ОСОБЕННОСТИ СТРЕССА СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Рассматриваются результаты исследования уровня стресса у студентов первого курса НОУВПО РБИУ, обосновывается необходимость использования современной дисциплины « Стресс-менеджмент » для формирования у них базовых управленческих компетенций, обучению студентов способам самокоррекции стресса.
Ключевые слова: стресс, стресс-факторы, стресс-менеджмент, эмоциональная напряженность, тревожность.
После изучения трудов Г. Селье (1956, 1960, 1979) стресс стало «модно» исследовать. В современных условиях жизни и обучения стресс стал более значимым, чем раньше. Следует отметить, что в современной литературе понятие стресс имеет физиологическое и психологическое значение.
Под стрессом понимают состояние организма, возникающее при воздействии необычных раздражителей и приводящее к напряжению неспецифических адаптационных механизмов организма. Стресс также понимают как функциональное состояние организма, возникающее в результате внешнего отрицательного воздействия на его психические функции, нервные процессы или деятельность периферических органов.
С точки зрения психологии, стресс -феномен осознания, возникающий при сравнивании между требованием, предъявляемым к личности, и ее способностью справиться с этим требованием. Отсутствие баланса в этом механизме вызывает возникновение стресса и ответную реакцию на него [1].
Учебная деятельность студентов связана с эмоциональными переживаниями, достижением поставленной цели и преодолением трудных ситуаций, особенно в период экзаменов. Эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию приводит к состоянию тревожности или эмоциональной напряженности [5].
Учебные стресс-факторы вызывают эмоциональные реакции, вредно действующие на организм и мешающие эффективной учебной деятельности. Такими учебными стресс-факторами у студентов являются: плохие отметки, конфликтные ситуации с преподавателями, недостаточная подготовка к учебным занятиям, к экзамену, контрольной работе, дефицит времени, совмещение работы и учебы, необходимость подготовки большого объема учебного материала, и т.п.
Под влиянием хронического воздействия учебных эмоциональных факторов у студентов значительно повышается напряженность различных функций организма. Сила эмоций может достигать такой степени, что становится причиной стресса. При этом перенапряжение не-
рвнои системы может принимать застойный характер и тем самым провоцировать возникновение неврозов и состояние фрустрации [2].
Эмоциональный стресс - состояние ярко выраженного психоэмоционального переживания человеком конфликтных жизненных ситуаций, которые остро или длительно ограничивают удовлетворение его социальных или биологических потребностей.
Проявления эмоционального стресса в процессе обучения часто вызывает субъективные переживания, сопровождающиеся повышенной возбудимостью, тревожностью, которая впоследствии является источником помех и неудач на экзаменах. Такие эмоции мешают осуществлять учебные задачи.
В данной публикации мы приводим результаты исследования стресса, проводимого в ходе учебных занятий по дисциплине «Стресс-менеджмент» у студентов первого курса всех специальностей.
Впервые такое исследование было проведено в 2008/2009 учебном году. Для изучения уровня стресса нами была использована методика Ю.В. Щербатых «Комплексная оценка проявлений стресса» [7].
Методика позволяет выявить симптомы стресса по четырем основным группам проявлений этого состояния: интеллектуальным признакам, поведенческим признакам, эмоциональным симптомам и физиологическим симптомам. Исследование проводилось в форме самообследования.
В 2008/2009 учебном году самообследование по методике прошли 120 студентов первого курса разных специальностей. Оценка индивидуальных результатов обследования проводилась студентами самостоятельно. Нами были проанализированы количественные показатели уровня стресса в комплексной оценке состояния. Результаты исследования представлены на рис. 1.
Рис 1. Уровень стресса у студентов 1 курса в 2008/2009 учебном году
Рисунок показывает, что у 5% студентов стресс отсутствовал, 19,1% имели умеренный стресс, у 40% был выраженный стресс, 26,6% имели сильный стресс и 9,1% студентов находились в фазе истощения.
В 2009/2010 учебном году в процессе занятий по дисциплине «Стресс-менеджмент» в первом семестре самообследование по оценке уровня стресса прошли 69 студентов. Данные исследования представлены на рис. 2.
Рис 2. Уровень стресса у студентов 1 курса в 1 семестре 2009/2010 учебного года
Как показал анализ, только у 7% студентов стресс отсутствует, умеренный стресс у 13%, выраженный стресс у 43% студентов, сильный стресс у 30% и в фазе истощения находились 6% студентов. Последний результат говорит о неблагоприятных тенденциях в здоровье и о риске развития у студентов болезней адаптации, или психосоматических болезней. На психологическом уровне на-
иболее частое проявление стресса - это тревога, беспокойство. Причем, как писал З. Фрейд, все психосоматические заболевания - это телесные последствия именно «невроза тревоги» [6].
Во втором семестре 2009/2010 учебного года самообследование по оценке уровня стресса прошли 14 студентов специальности «Дизайн». Данные исследования представлены на рис. 3.
Рис 3. Уровень стресса у студентов специальности «Дизайн» 1 курса во 2 семестре 2009/2010 учебного года
Анализ показывает, что стресс отсутствует у 21,42% студентов, умеренный стресс у 21,42%, выраженный стресс у 28,57% студентов, сильный стресс у 7,14% и студентов в фазе истощения не выявлено.
Во втором семестре 2009/2010 учебного года самообследование по оценке уровня стресса прошли восемь студентов направления подготовки «Менеджмент (в туристическом бизнесе)». Данные исследования представлены на рис. 4.
Рис 4. Уровень стресса у студентов направления подготовки «Менеджмент (в туристическом бизнесе)» 1 курса во 2 семестре 2009/2010 учебного года
Анализ данных показывает, что стресс отсутствует у 12,5% студентов, умеренный стресс у 37,5%, выраженный стресс
у 25%, сильный стресс также у 25% студентов, студенты в фазе истощения не выявлены.
Рис 5. Сравнительный анализ уровня стресса у студентов 1 курса разных специальностей в 2009/2010 учебном году в 1 и 2 семестрах
Таким образом, сравнительный анализ данных обследования студентов в первом и втором семестрах 2009/2010 учебного года по методике Ю.В. Щербатых «Комплексная оценка проявлений стресса» свидетельствует о том, что подавляющее большинство первокурсников в период их адаптации к новым условиям учебы переживают стресс разной степени вы-
раженности, особенно в начале учебного года. Так, в первом семестре стресс отмечается у 79,5% студентов, тогда как во втором семестре - у 54,53%.
Качественный анализ данных показывает, что у студентов, которые переживают стресс, наблюдаются такие интеллектуальные признаки стресса, как трудность сосредоточения, ухудшение
показателей памяти, повышенная от-влекаемость. Среди поведенческих признаков отмечаются: возрастание ошибок при выполнении привычных действий, низкая продуктивность деятельности, более интенсивное курение. Наиболее характерными эмоциональными проявлениями стресса являются беспокойство и повышенная тревожность. На физиологическом уровне стресс проявляется головными болями, нарушениями процессов пищеварения, снижением иммунитета и частыми недомоганиями, следствием которых являются и частые пропуски учебных занятий.
Анализируя результаты исследования уровня стресса у первокурсников 2008/2009 и 2009/2010 учебном году с ис -пользованием методики Ю.В. Щербатых «Комплексная оценка проявлений стресса», следует отметить, что большинство первокурсников испытывают стрессовые состояния разной степени выраженности (в 2008/2009 году таких студентов 75,75%, в 2009/2010 году их 73,6%).
Хотя различные стрессовые факторы в ряде случаев дезорганизуют поведение человека, некоторый уровень стресса все же необходим для его жизнедеятельности, так как определенные стрессовые факторы могут приводить к устойчивости организма. В данном случае исходом стресса может быть включение новых адаптационно- компенсаторных механизмов.
Полностью освободить студента от психоэмоционального напряжения невозможно, но можно повысить устойчивость адаптационных механизмов к эмоциональным стрессам с помощью следующих рекомендаций:
1) систематическое изучение учебных предметов студентами в семестре: хорошее знание предмета прибавляет силу и уверенность, создает оптимальные условия преодоления стресса;
2) умеренная и постоянная учебная нагрузка: тогда посильный и упорядоченный труд будет поддерживать жизнен-
ный тонус и положительные эмоции, препятствуя возникновению стресса;
3) постоянно поддерживать эмоции интереса. Снижение интереса способствует накоплению неусвоенного учебного материала, которое в свою очередь вызывает у студентов эмоции страха и неуверенности. Развитие интереса у студентов необходимо не только для поддержания здоровья и адаптации, но и для развития учебно-познавательной деятельности [2];
4) любые мероприятия по управлению стрессом необходимо начинать с аудита стресса. Это можно сделать при помощи специальных опросников и тестов [4];
5)обучить студентов методам самоконтроля, так как при возникновении стрессовых ситуаций важно уметь справляться с учебным беспокойством и тревожностью;
6) использование телесных приемов саморегуляции устраняет пагубное влияние стресса не только на телесном уровне, но и на эмоциональном, психологическом [6].
Таким образом, результаты проведенного нами исследования свидетельствуют о необходимости включения в учебные планы дисциплину «Стресс-менеджмент» для формирования базовых управленческих компетенций. Одной из таких компетенций является осведомленность будущих менеджеров о негативном влиянии профессионального стресса на управленческую деятельность и способах самокоррекции стресса в условиях труда.
По данным исследований доктора психологических наук А.Б. Леоновой, автора методики «Интегральная диагностика и коррекция профессионального стресса» [3], для менеджеров высшего звена характерны признаки психофизиологического истощения - эмоциональная и когнитивная напряженность, снижение общего самочувствия, аккумуляция ко-
торых ведет к нарастанию чувства тревоги, появлению признаков депрессии и нарушений сна.
Для линейных менеджеров характере-но следующее: общий дискомфорт, когнитивная напряженность, чувство тревоги, возрастающая агрессия и соматизация состояния [3].
По мере того, как во всем мире растет количество стрессовых расстройств, других человеческих проблем, связанных со стрессами, и объем вызванных ими экономических потерь, все более востребованным оказывается и стресс-менеджмент, или управление стрессом.
Поэтому в ходе учебных занятий студенты получают обратную связь о результатах тестирования и доступных средствах самопомощи при стрессе.
Мы считаем, что продуктивным решением задач современного стресс-менеджмента на этапе профессиональной подготовки, является интеграция собственно диагностики и процедур подбора оптимизационных средств с учетом специфики подлежащего коррекции синдрома.
Поскольку возникновение и развитие стресса является сугубо индивидуализированным процессом, на протекание которого существенное влияние оказывают
индивидуально психологические особенности студента и специфика конкретной ситуации (экзамен, контрольная работа, период адаптации), необходимо в рамках психогигиенического направления деятельности Психологической службы вуза применять средства индивидуальной диагностики неблагоприятных тенденций в состоянии студента, вызванных психоэмоциональными перегрузками.
Библиографический список
1. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс. СПб.: Речь, 2005.
2. Киколов А.И. Обучение и здоровье. М.: Высшая школа, 1985.
3. Леонова А.Б. Методика интегральной диагностики и коррекции профессионального стресса (ИДИКС): метод. руководство / А.Б. Леонова. СПб: ИМА-ТОН, 2006.
4. Монина Г.Б., Раннала, Н.В. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости». СПб.: Речь, 2009.
5. Прикладная психология в высшей школе / Под ред. Н.М. Пейсахова. Казань: Изд-во КГУ, 1972.
6. Сандомирский М.Е. Защита от стресса. СПб.: Питер, 2008.
7. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. СПб., 2006.