Андреева Екатерина Александровна, Соловьева Светлана Анатольевна ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРЕССА У СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ ..
УДК 159.9:378
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРЕССА У СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ СДАЧИ
ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ СЕССИИ
© 2016
Андреева Екатерина Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры
«Педагогика и психология» Чувашский государственный университет им.И.Я. Яковлева, Чебоксары (Россия) Соловьева Светлана Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Социально-гуманитарные дисциплины», Волжский Филиал Московского автомобильно-дорожного государственного технического
университета, Чебоксары (Россия)
Аннотация. Статья посвящена изучению проявлений стресса у студентов во время экзаменационной сессии. Под экзаменационным стрессом мы рассматриваем состояние психического напряжения, возникающее у студентов в процессе учебной деятельности, непосредственно перед экзаменом, т.е. когда учащиеся находятся в наиболее сложных, трудных условиях и обстоятельствах. Экзаменационный стресс представляет собой форму психического стресса, которая зачастую обуславливает экзаменационный невроз и выступает несомненным психотравмирую-щим фактором. Учебный процесс характеризуется неравномерностью распределения нагрузок и их увеличением во время экзаменационной сессии и это является испытанием для всех студентов. Молодые люди, сталкиваясь с новыми методами обучения в вузе, которые значительно отличаются от школьных, и требуют больше самостоятельной работы в учебе, не всегда справляются с такой нагрузкой. При этом студентам необходимо самостоятельно планировать свое учебное и свободное время, самостоятельно рассчитывать бюджет и.т.д. Особенно трудно студентам первокурсникам. С одной стороны, они должны сразу включиться в напряженную работу, требующую применения всех сил и способностей, с другой - само по себе преодоление новизны учебной работы требует больших затрат сил организма. Трудности у студентов в преодолении новой системы обучения, проблемы с материальным положением зачастую сопровождаются нервным напряжением, излишней раздражительностью, вялостью, снижением волевой активности, беспокойством. При этом надо учитывать, что научно-технический прогресс приводит к значительному снижению двигательной активности, что также ведет к высокой утомляемости, возникновению ряда хронических заболеваний. На сегодняшний день существует множество подтверждений тому, что хронический стресс является спутником студенческой жизни, этому способствует ежедневное напряжение из-за нехватки времени и усилий в попытке справиться с рабочими и домашними проблемами. Стресс, который испытывают студенты, может сказываться на качестве обучения, усвоении и анализе знаний, препятствуя успеваемости. В свою очередь, трудности с успеваемостью также создают дискомфорт, в результате чего общий стресс усиливается, что приводит к повышению уровня заболеваемости в данной возрастной категории.
Ключевые слова: экзаменационный стресс, стрессоустойчивость, экзаменационная сессия; факторы, вызывающие стресс у студентов, показатели психо-эмоционального напряжения.
FEATURES OF STRESS IN STUDENTS DURING DELIVERY EXAMINATION
© 2016
Andreeva Ekaterina Aleksandrovna, candidate of psychological sciences, associate professor of «Pedagogy and Psychology»
Chuvash State University im.I.Ya. Yakovlev, Cheboksary (Russia) Solovieva Svetlana Anatolievna, candidate of psychological sciences, associate Professor
of social and humanitarian disciplines
Volga Branch FGBOU VPO «Moscow state automobile and road technical University (MADI)»,
Cheboksary (Russia)
Abstract. The paper studies the manifestations of stress in students during the examination session. Under the exam stress, we consider the state of mental stress arising from the students in the learning activity, directly before the exam, ie when students are in the most complex, difficult conditions and circumstances. Exam stress is a form of mental stress, which often leads to the examination neurosis and acts undoubtedly stressful factor. The educational process is characterized by uneven distribution of loads and their increase during the examination session, and it is a test for all students. Students facing new training methods in high school, which differ significantly from the school, and require more independent work in school is not always cope with the load. At the same time, students need to plan their education and free time, self-assessing the budget, etc. It is especially difficult to freshmen students. On the one hand, they should immediately engage in the hard work that requires the use of all the powers and abilities, on the other - in itself to overcome the novelty of study is costly body's defenses. The difficulties of the students to overcome the new training system, with financial situation problems are often accompanied by nervous tension, excessive irritability, lethargy, loss of volitional activity, anxiety. It should be borne in mind that technological progress leads to a significant reduction of physical activity, which also leads to high fatigue, the appearance of a number of chronic diseases.Today, there are a lot of evidence that chronic stress is the companion of a student's life, this contributes to daily stress due to lack of time and effort in trying to cope with work and family problems. Stress that students experience, can affect the quality of training, assimilation and analysis of knowledge, hindering progress. In turn, the academic performance difficulties also create discomfort, resulting in a total stress increases, which leads to increased morbidity in this age group.
Keywords: examination stress, stress resistance, session; factors causing stress among students, the indicators of emotional stress.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
В современной жизни стрессы играют значительную роль в жизни каждого человека, так как оказывают влияние на его поведение, здоровье работоспособность, а также взаимоотношения с окружающими.
Сдача экзаменационной сессии сопряжена с огром-
ными умственными и эмоциональными нагрузками, большой психической напряженностью и ответственностью. Во время сдачи экзаменов студенты сталкиваются с различными стрессовыми ситуациями, поскольку за короткий промежуток времени необходимо повторить большой объем материала, сдать несколько предметов, общаться с различными экзаменаторами. Если человек
Андреева Екатерина Александровна, Соловьева Светлана Анатольевна ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРЕССА У СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ ...
оказывается в сильном стрессовом состоянии, которое длится продолжительное время, то происходит перегруз его адаптационных возможностей.
Изменить предэкзаменационную и экзаменационную ситуацию, уменьшить интенсивность подготовки, процедуру проведения экзамена невозможно, однако возможно помочь созданию позитивного эмоционального настроя студентов на экзамен, снизить экзаменационные страхи, тревоги, обучить эмоциональной саморегуляции при сдаче экзаменов, тем самым способствовать сохранению психологического здоровья учащихся.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
Изучением проблемы стресса и стрессоустойчивости занимались как отечественные, так зарубежные исследователи, такие как Ф. Б. Березин [1], Дж. Гринберг [2], Л. А. Китаев-Смык [3], Р. Лазарус [4], Ч. Рикрофт [5], Г. Селье [6], Ю. Л. Ханин [7] и другие.
Несмотря на довольно широкий круг исследований, ведущихся в русле данной проблемы, она требует к себе пристального внимания в силу недостаточной её экспериментальной разработанности.
Проведенный анализ литературных источников показал, что в научный обиход термин «стресс» был введен Г. Селье [6] в 1936 году для обозначения реакции организма на внешние факторы. По мнению данного ученого, стресс представляет собой совокупность адаптационно - защитных реакций организма человека на воздействия, инициирующие физическую или психическую травму.
Исследования Г. Селье показали, что стресс в небольшом количестве является полезным для человека, так как содействует его приспособлению к окружающей реальности. Тем не менее, если человек оказывается в сильном стрессовом состоянии, которое длится продолжительное время, то происходит перегруз адаптационных возможностей человека, что приводит к различным «поломкам» в организме человека.
На современном этапе развития психологии стресс трактуется как состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях и обстоятельствах [8]. Стресс как нервно-психическое перенапряжение вызывается сверхсильным воздействием, на которое адекватная реакция ранее не была сформирована. Стресс выступает как тотальная, всеобщая мобилизация сил организма на поиск выхода из очень трудных обстоятельств жизни [9].
Р. Лазарус [4] утверждает, что стресс представляет собой неспецифическое психофизиологическое проявление адаптации организма при воздействии значимых для него факторов, которые называются стрессорами. Они вызывают вегетативные изменения в организме, такие как повышение сахара в крови, учащение пульса, увеличение артериального давления и т.д., подготавливая его к интенсивным действиям.
Кроме того, как в быту, так и в научной литературе существует такое понятие как стрессоустойчивость, характеризующее не состояние стресса, а подверженность человека стрессу.
Ф.Б. Березин [1] отмечает, что стрессоустойчивость является интегративным свойством личности, включающим в себя взаимодействие эмоционального, волевого, интеллектуального и мотивационного компонентов психической деятельности человека, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмоциональной обстановке.
Стрессоустойчивость определяет успешность социального взаимодействия индивида, характеризуется эмоциональной стабильностью, высоким уровнем саморегуляции, низким уровнем тревожности, и высоким уровнем психологической готовности к стрессу.
Проведенный анализ литературных источников [9; 10; 11; 12; 13] показал, что в период экзаменационной сессии у студентов наблюдаются выраженные нарушения вегетативной регуляции сердечнососудистой. Продолжительное и очень сильное эмоциональное напряжение может приводить к активации симпатического или парасимпатического отделов вегетативной нервной системы, а также к развитию переходных процессов, сопровождающихся нарушением вегетативного гомеоста-за и повышенной лабильностью реакций сердечнососудистой системы на эмоциональный стресс.
Ю. В. Щербатых [14] к неблагоприятным факторам периода подготовки к экзаменам относит: усиленную умственную деятельность; увеличенную статическую нагрузку; весьма ограниченную двигательную активность; нарушение режима сна; сильные эмоциональные переживания, связанные с возможным неуспехом или провалом на экзамене, изменением социального статуса студентов.
Все это приводит к тому, что во время экзамена существенно увеличивается частота сердечных сокращений, повышается артериальное давление, увеличивается уровень мышечного и психоэмоционального напряжения [16; 17; 18]. Однако даже после сдачи экзамена физиологические показатели не сразу возвращаются к исходной норме, для этого может потребоваться несколько дней [19; 20]. Таким образом, экзаменационный стресс, имеющий массовый характер, представляет собой серьезную угрозу для здоровья студентов.
Формирование целей статьи (постановка задания).
Всего в исследовании приняли участие 40 студентов ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», из них 20 человек обучаются на 1 курсе и 20 человек - на 4 курсе. Целью настоящего исследования стало изучение особенностей развития учебного стресса у студентов. Для этого мы использовали методики «Шкала психологического стресса PSM-25», «Тест на учебный стресс», разработанный Ю.В. Щербатых.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
На первом этапе данного исследования нам важно было выявить особенности стрессоустойчивости студентов во время сдачи экзаменационной сессии. Для этого мы исследовали уровень психологического стресса у студентов 1 и 4 курсов в течение учебного года и во время сдачи экзаменационной сессии с помощью методики «Шкала психологического стресса PSM-25». Полученные данные представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Результаты исследования уровня психологического стресса у студентов до и вовремя экзаменационной сессии, ср.зн.
Этап обучения б вузе До экзаменационной сессии Во время экзаменационной сессии Т-критерий Стьюдента
1 курс 72,95 113,25 -16,840***
4 курс 70,8 99,74 -8,546***
Примечание: уровень значимости различий обозна-***при р<0,001; **при р<0,01; *при р<0,05
чается:
Сравнительный анализ полученных результатов, представленных в таблице 1, показал, что до экзаменационной сессии как студенты первого, так и четвертого курсов характеризуются низким уровнем психологического стресса (72,97 баллов и 70,8 баллов соответственно), что свидетельствует о состоянии психологической адаптированности к учебным нагрузкам в течение года. Учеба в вузе не является для данных респондентов сильной стрессовой ситуацией и не демобилизует их организм.
Тогда как во время экзаменационной сессии студенты, как первого, так и четвертого курсов характеризуются средним уровнем психологического стресса (113,22 баллов и 90,74 баллов соответственно). Полученные
Андреева Екатерина Александровна, Соловьева Светлана Анатольевна псих°логичесше
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРЕССА У СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ ... науки
данные подтверждает статистический анализ, проведенный с помощью Т-критерия Стьюдента (Т). Таким образом, уровень психологического стресса во время сессии увеличивается как у студентов первого курса (Т=-16,840, при р<0,001), так и у курсантов четвертого курса обучения (Т=-8,546, при р<0,001).
Далее сравнительный анализ уровня психологического стресса студентов 1 и 4 курсов показал, что студенты разных курсов до экзаменационной сессии не отличаются по данному критерию, однако во время экзаменационной сессии у студентов 1 курса данный показатель более выражен (Т=3,628, при р<0,01).
Таким образом, можно заключить, что во время сдачи экзаменационной сессии у студентов независимо от курса обучения в вузе увеличивается уровень стресса. До сдачи экзаменов у испытуемых преобладает низкий уровень психологического стресса, что свидетельствует о состоянии психологической адаптированности к учебным нагрузкам в течение года. Во время сдачи сессии преобладающим становится средний уровень стресса, выражающийся в сложности контроля эмоций, ощущении физического недомогания, отсутствии сосредоточенности в момент выполнения важного задания, в сниженных адаптационных способностях и т.д.
Далее для выявления специфики проявления и детерминант стресса в процессе учебной деятельности мы применили методику «Тест на учебный стресс», разработанный Ю.В. Щербатых. Полученные данные представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Результаты исследования факторов, вызывающих стресс у студентов
№ Проблемы.вызывающие стресс Ср.зн. Т-критерий Стьюдента
1 курс 4 курс
1 Строгиепреподаватели 4,8 4,2 1,139
2 Большая учебная нагрузка 1Л 8,3 -2,820
3 Отсутствие учебников 1,05 2,1 -5,655
4 Непонятные, скучные учебники 1,51 1,5 0,001
5 Жизнь вдали от родителей (для иногородних студентов) 3,9 1,05 11,130***
6 Неумение правильно распорядиться ограниченными 3,6 1,05 11,689***
. Неумение правильно организовать свои режим дня 5,9 5,5 0,812
3 Нерегулярное пт ание 4,2 3,8 1,322
9 Проблемы совместного проживания с другими студентами 4,3 3,9 1,280
1и Конфли^МЕУ™6 3:<5 2,9 2,208
11 Излишне серьезное отношение к учеое 3,7 4 Л -1,602
и Нежелание учиться или разочарование впрофессии 2,5 1,96 1,764
13 Стеснительность, застенчивость 4,2 3,85 0,960
14 Страх перед будущим 3,1 5,5 -7,931***
1: Пр обл емы в личной жизни 6,8 6,2 1,716
Примечание: уровень значимости различий обозначается: ***при р<0,001; **при р<0,01; *при р<0,05
Анализ результатов исследования факторов, вызывающих стресс у студентов показал, что у студентов 1 и 4 курсов есть как общие, так и специфические стрессовые факторы. Для испытуемых как 1-го, так и 4-го курса наиболее значимыми факторами являются: большая учебная нагрузка (7,2 и 8,3 балла соответственно), проблемы в личной жизни (6,8 и 6,2 балла соответственно), а также неумение правильно организовать свой режим дня (5,9 и 5,5 баллов). Вероятно, полученные данные связаны как со спецификой юношеского возраста, так и с совмещением учебы с работой. Так как работа, являясь основным источником дохода у многих студентов, занимает большое количество времени, в связи с чем, студенты испытывают повышенную ответственность как к работе, так и к учебе.
Однако по некоторым шкалам студенты имеют статистически значимые различия. Так, студенты 1-го курса по сравнению с старшекурсниками больше переживают по поводу жизни в дали от родителей (Т=2,113, при р<0,05). Кроме того, первокурсники осознают свое неумение правильно распорядиться ограниченными финансами (Т=2,157, при р<0,05). Тогда как студенты 4-го курса в большей степени по сравнению с первокурсниками испытывают страх перед будущем (Т=2,318, при р<0,05).
Кроме того, сравнительный анализ результатов показателей проявлений учебного стресса показал, что сту-142
денты независимо от курса обучения в вузе отмечают у себя следующие психологические особенности проявления стресса: повышенная отвлекаемость, плохая концентрация внимания, раздражительность, обидчивость, плохое настроение, ощущение постоянной нехватки времени, как следствие низкая работоспособность и повышенная утомляемость.
Кроме того было установлено, что студенты независимо от курса обучения в вузе используют для снятия стресса одинаковые приемы. На первое место в рейтинге мер борьбы со стрессом студенты и 1, и 4 курсов ставят общение с друзьями (8,9 и 8,6 баллов соответственно). На втором месте, по мнению студентов, находится вкусная еда (7,6 и 8,1 балла). На третье место студенты одинаково ставят сон (7,5 и 7,9 баллов).
Обращает на себя внимание тот факт, что такие показатели, как «алкоголь» (4,1 балла) и «сигареты» (4,3 балла) имеют у студентов 1-го курса более высокие ранги. Возможно, данный факт можно объяснить желанием первокурсников быстрее приобщится к «взрослой жизни», стремлением привлечь к себе внимание противоположного пола. Тогда как в процессе взросления у молодых людей меняются ценностные ориентации и значимость курения (Т=8,643, при р<0,о01) и употребления спиртных напитков (Т=6,990, при р<0,001) снижается.
Кроме того, студенты разных курсов отмечают у себя и несколько биологических проявлений экзаменационного стресса: плохой сон (1 курс - 45%, 4 курс - 35%), головные боли (1 курс - 20%, 4 курс - 15%), проблемы с желудочно-кишечным трактом (1 курс - 25%, 4 курс
- 20%), учащенное сердцебиение (1 курс - 85%, 4 курс
- 75%), скованность, дрожащие мышцы (1 курс - 45%, 4 курс - 40%).
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
Таким образом, подводя итог по данному исследованию, можно заключить:
1. Установлено, что во время сдачи экзаменационной сессии у студентов независимо от курса обучения в вузе увеличивается уровень стресса. До сдачи экзаменов у испытуемых преобладает низкий уровень психологического стресса, что свидетельствует о состоянии психологической адаптированности к учебным нагрузкам в течение года. Во время сдачи сессии преобладающим становится средний уровень стресса, выражающийся в сложности контроля эмоций, ощущении физического недомогания, отсутствии сосредоточенности в момент выполнения важного задания, в сниженных адаптационных способностях и т.д.
2. Показано, что у студентов независимо от курса обучения в вузе основными причинами возникновения стресса являются большие учебные нагрузки, проблемы в личной жизни, неумение правильно организовать режим дня. Однако студенты 1-го курса по сравнению со старшекурсниками больше переживают по поводу жизни вдали от родителей, осознают свое неумение правильно распорядиться ограниченными финансами, тогда как студенты 4-го курса в большей степени по сравнению с первокурсниками испытывают страх перед будущим.
3. Студенты как 1-го, так и 4-го курсов отмечают у себя следующие психологические особенности проявления стресса: повышенная отвлекаемость, плохая концентрация внимания, раздражительность, обидчивость, плохое настроение, ощущение постоянной нехватки времени, как следствие низкая работоспособность и повышенная утомляемость.
4. Испытуемые независимо от курса обучения в вузе используют для снятия стресса одинаковые приемы: общение с друзьями, вкусная еда, сон.
5. У студентов 1-го курса отмечаются более высокие ранги по таким показателям снятия стресса, как «алкоголь» (Т=6,990, при р<0,001) и «сигареты» (Т=8,643, при р<0,001) по сравнению с испытуемыми старшего
Андреева Екатерина Александровна, Соловьева Светлана Анатольевна ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРЕССА У СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ ...
курса. Возможно, данный факт объясняется желанием первокурсников быстрее приобщится к «взрослой жизни», стремлением привлечь к себе внимание противоположного пола.
Таким образом, рассуждая на тему вышеописанных факторов, отметим необходимость целенаправленной психокоррекционной работы по развитию стрессоустой-чивости студентов, а выявленные особенности развития учебного стресса у студентов во время экзаменационной сессии необходимо учитывать при ее проведении.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. 322 с.
2. Гринберг Дж. Управление стрессом. СПб.: Питер,
2002. 496 с.
3. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Наука, 2003. 370 с.
4. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования / под ред. Мясищева В.Н. Л.: Лениздат, 1970. 409 с.
5. Рикрофт Ч. Тревога, страх и ожидание. Тревога и тревожность. СПб.: Питер, 2001. 350 с.
6. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М., 2010. 437 с.
7. Ханин Ю.Л. Исследование тревоги в спорте // Вопросы психологии. 2010. №6. С. 94-107.
8. Прихожан М.А. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010. 304 с.
9. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса // Психологический журнал. 2006. № 2. С. 113-123.
10. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. 336 с.
11. Мэй Р. Краткое изложение и синтез теории тревожности. Тревога и тревожность. СПб.: Питер, 2011. 256 с.
12. Серебрякова Т.А. Психология стресса. Н.Новгород: ВГИПУ, 2007. 143 с.
13. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. СПб.: Питер, 2011. 256 с.
14. Щербатых Ю.В. Использование методов саморегуляции и нейролингвистического программирования для снижения уровня стресса у студентов // Профилактика правонарушений в студенческой среде. Воронеж: МОДЭК, 2010. 350 с.
15. Сидоров К.Р., Крохина И.Г. Исследование причин тревожности учащихся // Новое образование. 2013. № 1. С. 3-5
16. Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте: Международный сб. научных статей /Сост. Ю. Л.Ханин. М.: Физкультура и спорт, 2009. С. 9-17.
17. Геворкян Э.С. Влияние экзаменационного стресса на психофизиологические показатели и ритм сердца студентов // Журнал высшей нервной деятельности.
2003. Т. 53. № 1. С. 46-47
18. Фаустов А.С., Щербатых Ю.В. Коррекция уровня экзаменационного стресса у студентов как фактор улучшения их здоровья // Здравоохранение Российской Федерации. 2001г, №4 С 38-39
19. Курыгин А.Г., Урываев В.А. Психический дистресс в дебюте и развитии соматического заболевания // Экология человека. 2006. № 7. С. 42-46.
20. Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента. М.: Инфра-М, 2006. 352 с.