Научная статья на тему 'Характеристика учебного стресса студентов младших и старших курсов высшего учебного заведения*'

Характеристика учебного стресса студентов младших и старших курсов высшего учебного заведения* Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3452
434
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / СТРЕСС / УЧЕБНЫЙ СТРЕСС / ПРЕДЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ СТРЕСС / СТРЕСС-ФАКТОР / ТРЕВОЖНОСТЬ / ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карякина С. Н.

В статье рассматривается роль учебного стресса в нарушении психического здоровья студентов вуза. Представлены результаты эмпирического исследования учебного стресса студентов факультета педагогики и психологии Орловского госуниверситета. Показано, что по всем изученным показателям старшекурсники оказались менее благополучными, следовательно, в большей мере, чем студенты младших курсов, нуждающимися в помощи в профилактике стрессовых состояний и преодолении их неблагоприятных последствий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF STRESS IN THE PROCESS OF STUDY OF JUNIOR AND SENIOR COURSES STUDENTS OF HIGHER EDUCATION ESTABLISHMENTS

This article is devoted to the role of stress in the process of study in disfunction of mental health of Higher Education Establishments students. The results of empirical investigations of peculiarities of Pedagogy and psychology faculty students of Oryol State University are given there. It is shown that according to all studied indexes senior courses students turned to be less fortunate than junior courses students, that is why senior courses students need help in prevention of stress conditions and overcoming of unfavourable consequences.

Текст научной работы на тему «Характеристика учебного стресса студентов младших и старших курсов высшего учебного заведения*»

УЧЕНЫЕ

ЗАПИСКИ

С.Н. КАРЯКИНА, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии и акмеологии Орловского государственного университета Тел.: 43-45-73 (раб.), 75-25-03 (дом.); [email protected]

ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО СТРЕССА СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ И СТАРШИХ КУРСОВ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ*

В статье рассматривается роль учебного стресса в нарушении психического здоровья студентов вуза. Представлены результаты эмпирического исследования учебного стресса студентов факультета педагогики и психологии Орловского госуниверситета. Показано, что по всем изученным показателям старшекурсники оказались менее благополучными, следовательно, в большей мере, чем студенты младших курсов, нуждающимися в помощи в профилактике стрессовых состояний и преодолении их неблагоприятных последствий.

Ключевые слова: психическое здоровье, стресс, учебный стресс, предэкзаменационный стресс, стресс-фактор, тревожность, психическое состояние.

Процессы преобразования современной общественной жизни тесно сопряжены с процессами модернизации системы образования. Происходящие в ней изменения затрагивают как структуру и содержание высшего образования, так его субъектов -преподавателей и студентов. Сегодня предъявляются особые требования к их социально-психологической и личностной состоятельности, во многом определяемой сохранностью психического здоровья. Современная трактовка понятия психического здоровья гораздо шире традиционной, фиксирующей наличие или отсутствие проявлений клинической патологии, пограничных расстройств. Оно рассматривается как многомерное динамическое образование, включающее показатели сохранного уровня жизнеспособности, личностного благополучия, оптимальной работоспособности и социальной активности в долговременной перспективе.

Учебная деятельность студентов высших учебных заведений является одним из наиболее интеллектуально и эмоционально напряженных видов деятельности. Повышенная мобилизация внутренних ресурсов, их перенапряжение могут приводить к сбоям в процессах психологической адаптации и, как следствие, нарушениям психического и соматического здоровья. Результаты массовых исследований указывают на довольно высокую частоту заболевания «стрессовой этиологии» у студентов [1, 3, 5].

Выявлен целый спектр факторов возникновения учебного стресса студентов вуза: большая учебная нагрузка, жизнь вдали от родителей, неумение правильно организовать свой режим дня, нерегулярное питание, нежелание учиться, разочарование в профессии, строгие преподаватели и др. Важными являются факторы личного характера: болезнь члена семьи, конфликты с одногруппниками и близкими людьми, материальные трудности, проблемы в личной жизни, страх перед будущим [4].

Наиболее резко выраженной формой учебного стресса является экзаменационный стресс. В последние годы получены убедительные доказательства того, что он оказывает негативное влияние на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системы студентов. К неблагоприятным факторам периода подготовки к экзаменам можно отнести: интенсивную умственную деятельность, повышенную статическую нагрузку, крайнее ограничение двигательной активности, нарушение режима сна, сильные эмоциональные переживания [1, 2, 4, 5].

Опираясь на стадии, описанные в концепции развития стресса Г. Селье, Ю.В. Щербатых выделил три «классические» стадии, отражающие процесс психологического

© С.Н. Карякина * по гранту

напряжения, связанного со сдачей экзаменов.

Первая стадия (стадия мобилизации или тревоги) связана с ситуацией неопределенности, в которой находится студент перед началом экзамена. Психологическое напряжение в этот период сопровождается избыточной мобилизацией всех ресурсов организма, учащением частоты сердечных сокращений, общей перестройкой метаболизма. На второй стадии (адаптации), которая наступает после получения билета и начала подготовки к ответу, организму удается за счет предшествующей мобилизации успешно справляться с вредными воздействиями. Такой уровень его функционирования является энергетически избыточным и сопровождается интенсивной тратой жизненных ресурсов. Если организму в течение некоторого времени не удается приспособиться к экстремальному фактору, а ресурсы истощились (например, билет попался очень трудный), то наступает третья стадия - истощения.

Эти три фазы развития стресса можно проследить и на большем временном отрезке - на протяжении всей сессии, где фаза тревоги развивается в течение зачетной недели, предшествующей экзаменам, вторая фаза обычно наступает между вторым и третьим экзаменом, а фаза истощения может развиться к концу сессии [4].

Важно отметить, что интенсивность развивающейся адаптационной реакции у человека зависит не столько от характеристик стрессора, сколько от личностной значимости воздействующего фактора. Поэтому одна и та же ситуация, возникающая в процессе обучения, приводит у разных студентов к разнообразным проявлениям и последствиям. На некоторых из них процедура экзаменов может оказывать значительное психотравмирующее воздействие. Продолжительность учебной сессии достаточна для возникновения синдрома экзаменационного стресса, включающего в себя нарушения сна, повышенную тревожность, стойкое увеличение артериального давления и другие показатели.

Кроме того, для каждого человека есть свой оптимальный уровень волнения и страха, при котором он показывает наилучшие результаты. Поэтому для одних студентов оказывается важным снизить уровень экзаменационного стресса, для других, наоборот, нужно «как следует разозлиться» или испугаться, чтобы в полной мере мобилизовать свои силы и успешно сдать зачет или экзамен. В силу сказанного разработка, организация и реализация психопрофилактических и психокоррекционных воздействий антистрессовой направленности должны быть строго дифференцированными и максимально адресными.

Выявление и сопоставление особенностей учебного стресса студентов младших и старших курсов факультета педагогики и психологии ГОУ ВПО «Орловский государственный университет» производились нами в 2009 году. В исследовании приняли участие 166 студентов, которые были объединены в 2 группы: 1 группа - студенты младших (1-2) курсов - 94 человека; 2 группа - студенты старших (4-5) курсов - 72 человека.

С помощью теста «Учебный стресс» Щербатых Ю.В. [5] нами были получены данные, позволяющие судить об уровне стрессогенности проблем, возникающих в процессе обучения у студентов; выявить динамику учебного стресса испытуемых за последние три месяца учебы; определить выраженность различных его проявлений; выявить приемы, чаще всего используемые для снятия стресса; произвести оценку экзаменационного стресса, а также выделить его признаки у испытуемых младших и старших курсов факультета педагогики и психологии.

Прежде всего испытуемым было предложено оценить по 10-балльной шкале степень стрессогенности проблем, возникающих в процессе их обучения. Это позволило охарактеризовать вклад отдельных проблем в общую картину учебного стресса студентов младших и старших курсов (табл. 1).

Таблица 1 - Уровень стрессогенности проблем, возникающих в процессе обучения у студентов (ср. балл)

Где: 1. Строгие преподаватели. 2. Большая учебная нагрузка. 3. Отсутствие учебников. 4. Непонятные, скучные учебники. 5. Жизнь вдали от родителей (для иногородних студентов). 6. Неумение правильно распорядиться ограниченными финансами. 7. Неумение правильно организовать свой режим дня. 8. Нерегулярное питание. 9. Проблемы совместного проживания с другими студентами. 10. Конфликт в группе. 11. Излишне серьезное отношение к учебе. 12. Нежелание учиться или разочарование в профессии. 13. Стеснительность, застенчивость. 14. Страх перед будущим. 15. Проблемы в личной жизни.

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

Для студентов младших курсов неактуальны проблемы нежелания учиться и разочарования в профессии (1,6 б.). Низкий уровень стрессоген-ности имеют проблемы, связанные с жизнью вдали от родителей, неумением правильно распорядиться ограниченными финансами, необходимостью проживания с другими студентами, наличием конфликтных отношений в учебной группе (ср. зн. в диапазоне 2,9-3,9 б.).

Остальные проблемы были оценены этими студентами как обладающие средним уровнем стрес-согенности (4,9-7,0 б.). Проблем, которые выступали бы в качестве стресс-факторов, сильно осложняющих процесс обучения студентов 1 группы, выявлено не было.

В целом средние значения субъективной оценки студентами младших курсов уровня стрессоген-ности большинства проблем, встречающихся в процессе обучения, находятся в диапазоне умеренных.

Довольно скромное место в общей картине своего учебного стресса студенты 2 группы отводят проблемам совместного проживания с другими студентами, неумения правильно распорядиться деньгами, излишне серьезного отношения к учебе и необходимости справляться с собственной стеснительностью и застенчивостью, необходимости жить вдали от родителей и работать со скучными и (или) непонятными учебниками.

Довольно сильное негативное воздействие на данных студентов оказывает большая учебная нагрузка (8,1 б.) и страх перед будущим (7,4 б.).

Остальные проблемы, предлагаемые для оценки, были отнесены этими испытуемыми к обладающим средним уровнем стрессогенности (от 4,2 до 6,1 б.).

Динамика стресса студентов. Рассмотрим результаты оценки студентами младших и старших курсов уровня своего постоянного стресса за последние три месяца (табл. 2).

Таблица 2 - Динамика уровня стресса студентов (%)

Уровень стресса группы Значительно уменьшился Незначительно уменьшился Не изменился Незначительно увеличился Значительно увеличился

1 9,0 14,6 32,6 30,3 13,5

2 5,1 10,2 13,6 37,3 33,9

Постоянный стресс за последние три месяца значительно уменьшился у 9% студентов 1 группы, в то время как только 5,1% старшекурсников полагают, что он уменьшился значительно. Незначительное снижение уровня стресса ощутили 14,6% младшекурсников и 10,2% старшекурсников. Интересно, что не отметили никаких изменений в своем состоянии 32,6 % студентов 1 группы и 13,6% студентов 2 группы.

Считают, что уровень их постоянного стресса несколько возрос, 30,3% студентов младших курсов и 37,3% - старших. В то же время значитель-

Таблица 3 - Интенсивность проявлений

ное увеличение уровня своего стресса в последнее время отмечают 13,5 % студентов 1 группы и 33,9% студентов 2 группы.

Таким образом, большая часть старшекурсников (71,2%) отмечают незначительное и значительное нарастание интенсивности своего постоянного стресса, в то время как подобная динамика выявлена у 43,8% студентов младших курсов.

Студенты производили оценку степени выраженности у себя ряда негативных проявлений учебного стресса по 10-балльной шкале (табл. 3).

учебного стресса у студентов (ср. балл)

Проявления учебного стресса группы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

1 6,2 7,5 6,4 5,8 6,2 4,7 3,9 8,0 5,6 4,7 3,1 2,4 4,3 2,8 4,6 5,7

2 4,7 6,3 4,4 4,5 8,2 6,2 6,0 8,1 6,4 4,9 4,6 2,7 4,5 2,1 4,2 5,8

Где: 1. Ощущение беспомощности, невозможности справиться с проблемами. 2. Невозможность избавиться от посторонних мыслей. 3. Повышенная отвлекаемость, плохая концентрация внимания. 4. Раздражительность, обидчивость. 5. Плохое настроение, депрессия. 6. Страх, тревога. 7. Потеря уверенности, снижение самооценки. 8. Спешка, ощущение постоянной нехватки времени. 9. Плохой сон. 10. Нарушение социальных контактов, проблемы в общении. 11. Учащенное сердцебиение, боли в сердце. 12. Затрудненное дыхание. 13. Проблемы с желудочно-кишечным трактом. 14. Напряжение или дрожание мышц. 15. Головные боли. 16. Низкая работоспособность, повышенная утомляемость.

У студентов 1 группы характерными проявлениями стресса, связанного с учением, выступают невозможность избавиться от посторонних мыслей (7,5 б.) и постоянное ощущение нехватки времени (8,0 б.). Последнее является фоном, на котором стрессом может стать любое дополнительное раздражение.

В незначительной мере учебный стресс проявляется в потере уверенности в себе и снижении самооценки, учащенном сердцебиении, болях в сердце, затрудненном дыхании, напряжении или дрожании мышц.

Оценки уровня выраженности остальных признаков стресса у студентов 1 группы находятся в диапазоне средних (4,3-6,4 б.).

Характерными проявлениями учебного стресса у студентов старших курсов являются плохое настроение и депрессия (8,2 б.), ощущение постоянной нехватки времени и спешка (8,1 б.).

В меньшей степени, переживая стрессовое состояние, они ощущают физиологические симптомы: затруднение дыхания и напряжение или дрожание мышц (2, 7 б. и 2,1 б. соотв.).

Остальные признаки учебного стресса оценены данными испытуемыми как имеющие умеренную степень представленности (4,2-6,4 б.).

Охарактеризуем приемы, к которым обычно обращаются студенты, с тем чтобы снять стрессовое напряжение (табл. 4).

Таблица 4 - Приемы, применяемые для снятия стресса студентами (%)

Где: 1. Алкоголь. 2. Сигареты. 3. Телевизор. 4.Ввкусная еда. 5. Перерыв в работе или учебе. 6. Сон. 7. Общение с друзьями или любимым человеком. 8. Поддержка или совет родителей. 9. Секс. 10. Прогулки на свежем воздухе. 11. Хобби. 12. Физическая активность.

Для студентов 1 группы типичными приемами, применяемыми для оптимизации психологического состояния, являются следующие: сон, общение с друзьями и любимыми людьми, прогулки на свежем воздухе. Их используют 57,3%, 75,3% и 51,7% младшекурсников соответственно.

Значительная часть студентов младших курсов с этой целью прибегают к просмотру телевизионных передач, еде, поддержке или советам родителей, хобби, делает перерыв в учебе. Причем просмотр телепередач и еда являются непродуктивными способами снятия напряжения.

К сожалению, ряд студентов прибегают к употреблению алкогольных напитков и курению как приемам борьбы со стрессом (по 5,6%) и только 14,6% - к физической активности.

Близка к рассмотренной ситуация, обнаруженная у студентов 2 группы. Так же, как и для студентов 1 группы, характерными для этих испытуемых приемами борьбы со стрессами являются общение с друзьями и любимыми людьми, сон, вкусная

еда. Их используют 76,3%, 67,8% и 54,2% старшекурсников соответственно.

Значительное число испытуемых данной группы прибегает к просмотру телепередач, перерывам в учебе, поддержке или советам родителей, интимным отношениям, прогулкам на свежем воздухе как средствам оптимизации уровня стресса. Целый ряд старшекурсников с этой целью принимают алкоголь (10,2%) и курят (17,0%).

В целом студенты 2 группы в несколько большей мере, чем студенты 1 группы, в качестве приемов нейтрализации стресса практикуют деструктивные (курение, употребление алкогольных напитков, просмотр телевизионных передач, «заедание» проблем). В то же время общение с друзьями и любимыми, интимные отношения, перерывы в работе они используют чаще.

Уровень предэкзаменационного стресса студентов. То, насколько сильно студенты волнуются перед экзаменами, было оценено ими по 10балльной шкале (табл. 5).

Таблица 5 - Уровень предэкзаменационного стресса студентов (%)

Уровень предэкзаменационного стресса (в баллах) группы -—— 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 2,2 3,4 1,1 1,1 6,7 6,7 7,9 11,2 16,9 42,7

2 0 0 3,4 0 6,8 1,7 10,2 20,3 18,6 37,3

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

Значительная часть студентов 1 группы (42,7%) полагают, что испытывают максимальный уровень предэкзаменационного стресса, оцениваемый ими в 10 баллов. Ряд испытуемых этой группы полагают, что подвергаются сильному (8-9 баллов) воздействию стресса перед экзаменом: 11,2% и 16,9% соответственно. В то же время считающих, что предэкзаменационному стрессу они подвержены в малой мере (1-4 балла), немного.

Во 2 группе ряд испытуемых (37,3%) полагают, что переживаемый ими предэкзаменационный стресс максимален (10 баллов). Многие старшекурсники (38,9 %) считают, что стресс такого рода

они переживают сильно (8-9 баллов). Интересно отметить, что низкий уровень предэкзаменационного стресса, оцениваемый в 1, 2, 4 балла, не обнаружил у себя ни один студент 2 группы.

В целом оценки предэкзаменационного стресса, полученные у студентов 1 и 2 групп, оказались отчетливо смещены в сторону высоких значений.

Признаки экзаменационного стресса испытуемых (табл. 6).

Большая часть студентов 1 группы перед экзаменом обнаруживает у себя учащенное сердцебиение (64,0%) и дрожание мышц (47,2%). Многие отмечают сухость во рту, головную или иные боли.

Таблица 6 - Признаки экзаменационного стресса у студентов (%)

Признаки стресса группы Учащенное сердцебиение Сухость во рту Затрудненное дыхание Скованность, дрожание мышц Головные или иные боли

1 64,0 21,3 14,6 47,2 29,2

2 84,7 23,7 15,3 42,4 27,1

Учащенное сердцебиение ощущают 84,7% сту- С помощью методики «Самооценка психи-

дентов 2 группы, а дрожание мышц - 42,2%. Ряд ческого состояния: самочувствия, общейак-

старшекурсников страдают от ощущения сухости тивности и настроения» (САН) были получены рево рту и головных болей. зультаты, представленные в таблице 7.

Таблица 7 - Самооценка психического состояния (самочувствия, общей активности и настроения)

студентов (ср. зн.)

Показатели психического состояния группы Самочувствие С Общая активность А Настроение Н САН

1 5,2 5,0 5,1 5,1

2 4,6 4,5 4,4 4,5

Среднегрупповые значения у студентов этих двух подвыборок по шкале «Самочувствие» позволяют говорить о том, что них преобладает хорошее самочувствие. Однако у студентов 1 группы этот показатель выше (ср. зн. - 5,2), чем у студентов 2 группы (ср. зн. - 4,6). Различия оказались значимыми на уровне р < 0,05 (статистическая обработка результатов производилась с помощью и-критерия Манна-Уитни).

У студентов младших курсов среднее значение по шкале «Общая активность» составляет 5,0, что говорит о преобладании у них довольно высокого уровня общей активности. В то же время студенты старших курсов (ср. зн. - 4,5) или не могут четко определить уровень своей общей активности, или она динамична. Различия показателей по шкале «Общая активность» испытуемых 1 и 2 группы значимы (р < 0,05).

У студентов 1 группы на момент проведения исследования преобладало хорошее настроение (ср. зн. - 5,1), у студентов 2 группы оно было изменчивым или они не смогли четко определить его (ср. зн. - 4,4).

В целом, значение общего показателя САН испытуемых 1 группы находится в диапазоне благополучных (ср. зн. - 5,1). Очевидно, эти студенты хорошо себя чувствуют, активны и пребывают в хорошем настроении, причем такое психическое состояние является доминирующим для них. Психическое состояние студентов 2 группы дифференцировано нечетко или оно динамично, в силу чего эти испытуемые затрудняются его оценить (ср. зн. - 4,5).

Ситуативная и личностная тревожность студентов изучалась нами с помощью методики Спилбергера Ч.Д. (табл. 8).

Усредненные результаты испытуемых двух под-выборок свидетельствуют о том, что как низкие, так и высокие уровни личностной тревожности студентам не свойственны. Показатели находятся в диапазоне среднего уровня (46,9 и 46,8).

Уровень ситуативной тревожности испытуемых двух подвыборок средний, однако у студентов 2 группы он выше. Различия уровня ситуативной тревожности студентов 1 и 2 групп достоверны (р < 0,01).

Таким образом, учебный стресс студентов 1 и 2 групп обладает специфическими особенностями. Практически по всем изученным показателям старшекурсники оказались менее благополучными, следовательно, в большей мере, чем студенты младших курсов, нуждающимися в помощи со стороны преподавателей и администрации факультета, психологов, медиков в профилактике стрессовых состояний и преодолении их неблагоприятных последствий.

Следует отметить, что учебный стресс не все-

гда носит вредоносный характер, приобретая свойства «дистресса». В определенных ситуациях психологическое напряжение может иметь стимулирующее значение, помогая студенту мобилизовать свои знания и личностные резервы для решения поставленных перед ним учебных задач (например, на зачете, экзамене). Поэтому речь идет об оптимизации (коррекции) уровня учебного стресса, т. е. снижении его у сверхтревожных студентов с чрезмерно лабильной психикой и, возможно, некотором повышении его у инертных, маломотивированных студентов.

Коррекция уровня учебного и в том числе экзаменационного стресса может достигаться разными средствами (методами психической саморегуляции, оптимизацией режима труда и отдыха, при помощи системы биологической обратной связи и т. д.). В этом случае встает проблема прогноза стрессовых реакций того или иного студента, например, на процедуру экзамена.

Полученные в исследовании данные используются для разработки стратегий и методов работы по оптимизации учебной деятельности студентов факультета педагогики и психологии, а также оказания адресной психологической помощи в профилактике и купировании учебных и в том числе экзаменационных стрессов, смягчении и преодолении их негативного влияния на студентов, обучающихся на разных курсах.

Таблица 8 - Личностная и ситуативная тревожность студентов (ср. зн.)

Вид тревожности группы Личностная Ситуативная

1 46,9 39,1

2 46,8 42,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Здоровье студентов: Монография /Кол. авторов. Под ред. Н.А. Агаджаняна. - М.: Изд-во РУДН, 1997.

2. Плотников В.В. Оценка психовегетативных показателей у студентов в условиях экзаменационного стресса // Гигиена труда. - 1983. - № 5. - С. 48-50.

3. Фаустов А.С., Щербатых Ю.В. Обучение и здоровье. - Воронеж, 2000.

4. Щербатых Ю.В. Экзаменационный стресс. - Воронеж, 2000.

5. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - М., 2004.

S.N. KARYAKINA

CHARACTERISTICS OF STRESS IN THE PROCESS OF STUDY OF JUNIOR AND SENIOR COURSES STUDENTS OF HIGHER EDUCATION ESTABLISHMENTS.

This article is devoted to the role of stress in the process of study in disfunction of mental health of Higher Education Establishments students. The results of empirical investigations of peculiarities of Pedagogy and psychology faculty students of Oryol State University are given there. It is shown that according to all studied indexes senior courses students turned to be less fortunate than junior courses students, that is why senior courses students need help in prevention of stress conditions and overcoming of unfavourable consequences.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.