Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И РИСКОВ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН'

ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И РИСКОВ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗРЫВ / ПОЛЮСА РОСТА / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ВЫРАВНИВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УРОВНЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фаизова Эльвира Фирзатовна, Ягудина Аэлита Радиковна, Саубанова Алсу Ильгизовна, Саубанов Айнур Газинурович

В статье рассматриваются особенности стратегического управления регионом в условиях неопределенности и рисков. На примере Республики Татарстан анализируется процесс стимулирования субъектов к наращиванию собственного экономического потенциала, а также инновационной активности. Рассмотрены возможности и ограничения существующей институциональной модели формирования и реализация стратегических целей инновационного развития региона. Анализируются меры, принимаемые руководством региона, для снижения рисков и повышения устойчивости экономики, в частности развитие внутреннего рынка как одно из основных направлений, что позволит снизить зависимость от внешних рынков и повысить устойчивость к мировым экономическим колебаниям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF STRATEGIC MANAGEMENT OF THE REGION IN CONDITIONS OF UNCERTAINTY AND RISKS ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN

The article discusses the features of the strategic management of the region under conditions of uncertainty and risks. On the example of the Republic of Tatarstan, the process of stimulating subjects to increase their own economic potential, as well as innovative activity, is analyzed. The possibilities and limitations of the existing institutional model for the formation and implementation of the strategic goals of the innovative development of the region are considered. The measures taken by the leadership of the region are analyzed to reduce risks and increase the stability of the economy, in particular, the development of the domestic market as one of the main directions, which will reduce dependence on foreign markets and increase resistance to global economic fluctuations.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И РИСКОВ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»

Научная статья УДК 330.341

doi: 10.47576/2949-1908_2023_1_61

ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И РИСКОВ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Фаизова Эльвира Фирзатовна

Стерлитамакский филиал Уфимского университета науки и технологий, Стерлитамак, Россия, efaizova@mail.ru

Ягудина Аэлита Радиковна

Стерлитамакский филиал Уфимского университета науки и технологий, Стерлитамак, Россия, a.r.yagudina@struust.ru

Саубанова Алсу Ильгизовна

Центр перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан, Казань, Россия

Саубанов Айнур Газинурович

Центр перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан, Казань, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются особенности стратегического управления регионом в условиях неопределенности и рисков. На примере Республики Татарстан анализируется процесс стимулирования субъектов к наращиванию собственного экономического потенциала, а также инновационной активности. Рассмотрены возможности и ограничения существующей институциональной модели формирования и реализация стратегических целей инновационного развития региона. Анализируются меры, принимаемые руководством региона, для снижения рисков и повышения устойчивости экономики, в частности развитие внутреннего рынка как одно из основных направлений, что позволит снизить зависимость от внешних рынков и повысить устойчивость к мировым экономическим колебаниям.

Ключевые слова: экономический разрыв; полюса роста; инновационное развитие; экономический рост; предпринимательская активность; выравнивание экономического уровня.

Для цитирования: Фаизова Э. Ф., Ягудина А. Р., Саубанова А. И., Саубанов А. Г Особенности стратегического управления регионом в условиях неопределенности и рисков на примере Республики Татарстан // Прикладные экономические исследования. 2023. № 1. С. 61-68. https://doi. огд/10.47576/2949-1908_2023_1_61.

Original article

FEATURES OF STRATEGIC MANAGEMENT OF THE REGION IN CONDITIONS OF UNCERTAINTY AND RISKS ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN

Faizova Elvira F.

Sterlitamak branch of the Ufa University of Science and Technology,

Sterlitamak, Russia, efaizova@mail.ru

Yagudina Aelita R.

Sterlitamak branch of the Ufa University of Science and Technology,

Sterlitamak, Russia, a.r.yagudina@struust.ru

Saubanova Alsu I.

Center for Advanced Economic Research of the Academy of Sciences of the

Republic of Tatarstan, Kazan, Russia

Saubanov Ainur G.

Center for Advanced Economic Research of the Academy of Sciences of the

Republic of Tatarstan, Kazan, Russia

Abstract. The article discusses the features of the strategic management of the region under conditions of uncertainty and risks. On the example of the Republic of Tatarstan, the process of stimulating subjects to increase their own economic potential, as well as innovative activity, is analyzed. The possibilities and limitations of the existing institutional model for the formation and implementation of the strategic goals of the innovative development of the region are considered. The measures taken by the leadership of the region are analyzed to reduce risks and increase the stability of the economy, in particular, the development of the domestic market as one of the main directions, which will reduce dependence on foreign markets and increase resistance to global economic fluctuations.

Keywords: economic gap; "growth poles"; innovative development; the economic growth; entrepreneurial activity; leveling the economic level.

For citation: Faizova E. F., Yagudina A. R., Saubanova A. I., Saubanov A. G. Features of strategic management of the region in conditions of uncertainty and risks on the example of the Republic of Tatarstan. Applied economic research, 2023, no. 1, pp. 61-68. https://doi.org/10.47576/2949-1908_2023_1_61.

В условиях глобальных рисков и неопределенности стратегическое управление экономикой региона становится одной из ключевых задач для обеспечения его стабильности и развития. Сегодня регионы сталкиваются с множеством вызовов, включая геополитические, экономические, социальные и экологические риски. Для успешного развития экономики региона необходимо принимать во

внимание все эти факторы и разрабатывать стратегии, которые позволят управлять ими.

Стратегическое управление экономикой региона - это процесс формирования и реализации стратегии развития экономики на макроуровне. Оно включает в себя разработку долгосрочных целей, выработку планов и программ, а также управление ресурсами региона для их достижения.

Стратегическое управление экономикой региона включает в себя несколько основных этапов:

1. Анализ текущего состояния экономики региона и определение проблем и вызовов, с которыми сталкивается регион.

2. Определение долгосрочных целей и стратегических направлений развития экономики региона на основе анализа текущего состояния и потенциала региона.

3. Разработка планов и программ, которые позволят достичь поставленных целей и реализовать стратегические направления развития.

4. Реализация планов и программ и оценка их результатов.

Стратегическое управление экономикой региона является сложным и многогранным процессом, на который оказывают влияние множество внешних и внутренних факторов, таких как политическая и экономическая не-

стабильность, изменения климата, технологические инновации, демографические изменения, санитарные и гигиенические ограничения и многие другие. Все эти факторы могут существенно повлиять на экономику региона, поэтому важно разработать стратегии управления, которые позволят адаптироваться к изменяющейся среде и минимизировать риски [1, с. 379].

Рейтинг социально-экономического положения регионов (рейтинг «РИА Рейтинг») рассчитывается на основе агрегирования групп показателей, характеризующих экономическую, социальную и бюджетную сферы регионов. Для подготовки рейтинга социально-экономического положения регионов по итогам 2021 г. Татарстан поднялся с пятого места на третье.

Экономика Республики Татарстан является одной из самых динамичных и развитых в России [5].

Таблица 1 - Рейтинг социально-экономического положения регионов по итогам 2021 г. [6]

Место по Регион Интегральный Интегральный Место

итогам рейтинг по итогам рейтинг по итогам по итогам

2021 г. 2021 г., баллы 2020 г., баллы 2020 г.

1 Москва 89,948 83,929 1

2 Санкт-Петербург 86,064 80,347 2

3 Республика Татарстан 77,616 69,263 5

4 Московская область 77,337 71,350 4

5 Ханты-Мансийский автономный округ 76,468 74,782 3

Таблица 2 - Конкурентные преимущества Республики Татарстан

1. Амбиции, опыт и активная экономическая политика - репутация передового региона - Развитый уровень предпринимательства; - конкурентная институциональная среда; - активная политика стимулирования развития агросектора и обрабатывающих отраслей промышленности; - масштабные инвестиции бюджета и региональных компаний; - привлечение глобальных инвесторов в отдельные отрасли; - высокий уровень амбиций и доверия внутри разных групп власти и бизнеса

2. Доступность рынков и инфраструктуры - Расположение на пересечении трех транспортных коридоров, в центре Волжско-Камского бассейна; - пересечение финансово-торгово-транспортно-логистических потоков; - активная политика инфраструктурного развития; - наличие обширных природных ресурсов и пространств для развития

3. Сбалансированная социально-экономическая система, обладающая высокой степенью экономической независимости - Экономическая независимость и органичность связей Республики Татарстан: ключевые предприятия находятся в региональной собственности; - развитый нефтегазохимический комплекс; - сбалансированный агропромышленный комплекс; - высокий потенциал социальной сферы как системы развития человеческого капитала; - предпосылки создания инновационной «умной» экономики

При этом исключительными преимуществами данного региона являются запасы углеводородов, центральное евразийское положение, репутация передового региона.

Однако, как и многие другие регионы, Татарстан сталкивается с глобальными рисками и неопределенностью, которые оказывают влияние на социально-экономическую ситуацию в регионе [2; 4].

Один из главных рисков, с которыми сталкивается экономика Республики Татарстан, является связанным с глобальным экономическим кризисом. В последние годы мировая

экономика испытывает нестабильность из-за различных факторов, включая высокий уровень государственного долга, торговые споры, неопределенность вокруг валютных операций и другие геополитические риски. Эти факторы могут оказать негативное влияние на экономику Татарстана, особенно на экспортно-ориентированные отрасли.

В Республике Татарстан присутствует ряд системных проблем, большинство которых характерны в целом для Российской Федерации.

Таблица 3 - Ключевые проблемы развития Республики Татарстан [5]

Предпосылки «голландской болезни» - Пониженные стимулы к инновациям и росту эффективности вследствие наличия высокоприбыльного углеводородного сектора; - высокая зависимость от федеральных решений и финансирования

Среднее качество и нехватка человеческого капитала - Относительно низкая производительность труда; - высокая дифференциация доходов; - дефицит квалифицированных кадров, в том числе рабочих и инженерных специальностей; - затрудненная вертикальная карьерная мобильность по мерито-кратическим критериям (компетентности, квалификации, деловым качествам), что приводит к утечке талантов и дефициту профессиональных кадров; - риски монопрофильности промышленных центров; - недостаточный уровень менеджмента

Системные проблемы конкурентоспособности - Недостаточная глобальная конкурентоспособность обрабатывающей промышленности; - недостаток сырья для нефтегазохимии; - экологические проблемы; - низкая эффективность инвестиций; - недостаточное качество финансовой инфраструктуры; - слабое взаимодействие с регионами-соседями и недостаточно активное продвижение продукции и услуг; - недоиспользование потенциальных агломерационных преимуществ, раскрываемых в случае развития современной инфраструктуры и городской среды Казанской, Камской и Альметьевской агломераций

В связи с этим правительство Республики Татарстан принимает меры для снижения рисков и повышения устойчивости экономики. В частности, развитие внутреннего рынка является одним из основных направлений. Это поможет снизить зависимость от внешних рынков и повысить устойчивость к мировым экономическим колебаниям. Кроме того, проводятся меры по упрощению процедур регистрации бизнеса, повышению доступности кредитования, развитию инфраструктуры и т. д.

Экономика Республики Татарстан является одной из самых развитых экономик в России. В 2021 г. республика заняла 7 место среди всех субъектов по объему ВВП [3]. С экономической точки зрения 2022 г. был од-

ним из самых сложных. Несмотря на ухудшение внешних условий и усиление санк-ционного давления, некоторые российские регионы продемонстрировали устойчивость.

Однако, как и многие другие экономики в мире, экономика Татарстана также подвержена глобальным рискам и неопределенности. Рассмотрим основные глобальные риски, которые могут повлиять на экономику Республики Татарстан, и возможные меры, которые можно принять для минимизации их влияния.

1. Рост инфляции и увеличение процентных ставок. В 2021 г. в России наблюдался рост инфляции, который привел к увеличению процентных ставок. Это может негативно повлиять на экономику Татарстана, так как

высокие процентные ставки могут привести к снижению инвестиций и сокращению потребительского спроса.

2. Ухудшение геополитической ситуации. Геополитические риски могут оказать существенное влияние на экономику Татарстана. Например, введение экономических санкций может привести к сокращению внешней торговли и инвестиций, а также к снижению потребительского спроса. Также возможно ухудшение отношений с ключевыми торговыми партнерами, что может привести к снижению экспорта.

3. Изменение мировых цен на нефть и газ. Так как Татарстан является одним из крупнейших производителей нефти и газа в России, изменение мировых цен на эти ресурсы может существенно повлиять на экономику республики. Например, снижение цен на нефть и газ может привести к уменьшению выручки компаний и снижению налоговых поступлений в бюджет.

4. Пандемия COVID-19 существенно повлияла на экономику многих стран, в том числе и на экономику Татарстана. Сокращение потребительского спроса, снижение внешней торговли и инвестиций может привести к экономическим потерям и затруднениям в различных секторах экономики. Например, туризм, гостиничный и ресторанный бизнес в регионе сильно пострадали от пандемии, так как большинство людей ограничили свои поездки и походы в общественные места. Кроме того, промышленность также оказалась подвержена негативному воздействию пандемии, так как некоторые предприятия были вынуждены остановить производство из-за снижения спроса на их продукцию.

Однако, несмотря на эти негативные последствия, пандемия также стимулировала развитие некоторых отраслей экономики. Например, сектор информационных технологий в Татарстане продолжил расти в условиях пандемии, так как многие компании и организации перешли на удаленную работу и нуждались в различных решениях в области 1Т.

Для развития полноценной инновационной системы поставлены следующие задачи:

- обеспечить привлечение, подготовку, совершенствование и удержание кадровых ресурсов для инновационной системы;

- обеспечить развитие инновационно-инвестиционной инфраструктуры;

- стимулировать формирование спроса на инновации через открытость инновационной экосистемы;

- развивать инновационную саморегулируемую и саморазвивающуюся систему через стимулирование развития формальных и неформальных внутренних институтов и создание Института инновационного развития Республики Татарстан;

- стимулировать систему финансирования инноваций;

- развивать рынок венчурных инвестиций;

- обеспечить развитие цифровой экономики в Республике Татарстан, где каждый экономически активный гражданин владеет цифровой грамотностью, а государство и бизнес имеют высокие цифровые компетенции и систематически применяют их в своей деятельности.

Республика Татарстан является одним из лидеров по развитию малого и среднего бизнеса в России. В этом регионе активно поддерживаются инновационные проекты, направленные на улучшение конкурентоспособности и эффективности бизнеса.

Одним из ключевых инструментов поддержки малого и среднего бизнеса в Татарстане является финансирование инновационных проектов. В регионе существует множество грантовых программ и конкурсов, направленных на поддержку новых идей и проектов. Например, существует грантовая программа «Инновационный Татарстан», которая предоставляет финансовую поддержку инновационным проектам.

Кроме того, в Татарстане существует множество инкубаторов и акселераторов, которые помогают молодым компаниям привлечь инвестиции, получить экспертную поддержку и наладить бизнес-связи. Например, «Инкубатор «ТехноПарк» является одним из наиболее известных инкубаторов в регионе, который помогает молодым компаниям привлекать инвестиции и развиваться.

Кроме того, в регионе существует ряд программ, направленных на развитие инновационных кластеров. Например, существует кластер «Информационные технологии и электроника», который объединяет малые и средние компании, работающие в области ИТ и электроники, и помогает им получать доступ к новым технологиям и рынкам.

Кроме того, в Татарстане активно развивается инфраструктура инновационного предпринимательства. В регионе функционируют технопарки, научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения и другие институты, которые создают благоприятную среду для развития инноваций в малом и среднем бизнесе.

Технопарк «Иннополис» является одним из наиболее известных инновационных центров в регионе. Он представляет собой многопрофильный центр, который объединяет в себе научные лаборатории, инкубаторы, акселераторы и другие институты. В «Ин-нополисе» создаются новые технологии и разрабатываются инновационные продукты, которые позже могут быть коммерциализированы.

Также в Татарстане активно развивается сотрудничество между бизнесом и наукой. В регионе существуют множество научных центров и университетов, которые занимаются научными исследованиями и разработками. Благодаря сотрудничеству между бизнесом и наукой, молодые предприниматели могут получить доступ к новым технологиям и идеям, которые помогут им развивать свой бизнес.

В целом развитие инноваций в малом и среднем бизнесе является одним из приоритетных направлений развития Республики Татарстан. Благодаря активной государственной поддержке, наличию разнообразных инструментов и инфраструктуры, предприниматели имеют возможность реализовать свои идеи и создать успешный бизнес в регионе. Исходя их рейтингов научно-технологического развития регионов за 2021 г., на Москву, Санкт-Петербург и Татарстан приходится почти 31 % общероссийского объема отгруженной инновационной продукции.

Однако риск неопределенности также является серьезной угрозой для экономики республики. Неопределенность в отношении политических, социальных и экономических событий может привести к снижению инвестиционной активности и доверия к экономике. Это может привести к снижению экономического роста и увеличению безработицы.

Для снижения риска неопределенности правительство Республики Татарстан проводит политику, направленную на улучше-

ние инвестиционного климата в регионе. В частности, проводятся меры по упрощению процедур регистрации бизнеса, повышению доступности кредитования, развитию инфраструктуры и т. д.

Для смягчения глобальных рисков и минимизации их влияния на экономику Татарстана можно принять следующие меры:

1. Развитие независимых отраслей экономики, таких как сельское хозяйство, производство продуктов питания и легкой промыш -ленности. Это позволит снизить зависимость от изменения мировых цен на нефть и газ, создать новые рабочие места и способствовать укреплению внутреннего потребительского рынка.

2. Развитие внутреннего туризма, позволит снизить зависимость туристической индустрии от внешнего спроса и помочь смягчить последствия пандемии. Республика Татарстан имеет богатую историю и культуру, а также многочисленные природные и культурные достопримечательности, которые могут привлечь туристов из других регионов России.

3. Развитие инфраструктуры для удаленной работы в условиях пандемии и глобальных рисков. В Татарстане уже были предприняты шаги в этом направлении, но дальнейшее развитие этой инфраструктуры может помочь компаниям стать более гибкими и адаптивными к изменяющимся условиям.

4. Развитие цифровых технологий может помочь снизить зависимость от внешней торговли и привлечь инвестиции в регион. В Татарстане уже есть множество успешных 1Т-компаний, но дальнейшее развитие этого сектора может привести к созданию еще большего количества рабочих мест и привлечению инвестиций.

5. Укрепление финансовой стабильности позволит снизить риски для экономики Татарстана и создать более благоприятную среду для инвестиций и развития бизнеса. В этом направлении можно продвигать меры по сокращению бюджетного дефицита, увеличению налоговой базы, улучшению инвестиционного климата и т. д.

6. Развитие международного сотрудничества согласно обновленной Концепции внешней политики (2023 г.) может помочь смягчить последствия глобальных рисков и укрепить

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

экономическую связь Татарстана с другими регионами мира. В этом направлении можно продвигать меры по развитию торговых и экономических связей с другими странами, участие в международных проектах и программ, а также улучшение имиджа региона в глазах международного сообщества. Республика участвует в евразийских интеграционных процессах, развивает стратегическое партнерство со странами СНГ, БРИКС, ШОС.

Таким образом, глобальные риски и не-

определенность являются неотъемлемой частью современной экономики и требуют соответствующего подхода со стороны правительства, бизнеса и общества в целом. Развитие независимых отраслей экономики, внутреннего туризма, инфраструктуры для удаленной работы, цифровых технологий, финансовой стабильности и международного сотрудничества должны стать главными принципами стратегического управления регионами.

Список источников

1. Гашигуллин А. А. Инновационное развитие и высокие технологии в республике Татарстан // ГИАБ. 2015. № 11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnoe-razvitie-i-vysokie-tehnologii-v-respublike-tatarstan (дата обращения: 01.02.2023).

2. Кашапова Л. Х. Стратегические направления выравнивания экономического уровня регионов (на примере Республики Татарстан) // Крымский научный вестник. 2017. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskie-napravleniya-vyravnivaniya-ekonomicheskogo-urovnya-regionov-na-primere-respubliki-tatarstan (дата обращения: 01.02.2023).

3. Основные тенденции социально-экономического развития Республики Татарстан в 2022 году. URL: https://mert.tatarstan.ru/file/ (дата обращения: 01.02.2023).

4. Панько Е. Ю., Ямкова С. П. Развитие инновационного предпринимательства как способ повышения конкурентоспособности на примере Республики Татарстан // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 5. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/razvitie-innovatsionnogo-predprinimatelstva-kak-sposob-povysheniya-konkurentosposobnosti-na-primere-respubliki-tatarstan (дата обращения: 01.02.2023).

5. Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года. URL: https://mpt.tatarstan.ru/file/File (дата обращения: 01.02.2023).

6. Рейтинг социально-экономического положения регионов по итогам 2021 г. Инфографи-ка. РИА Рейтинг. URL: riarating.ru (дата обращения: 01.02.2023).

References

1. Gashigullin A. A. Innovative development and high technologies in the Republic of Tatarstan. GIAB. 2015. No. 11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnoe-razvitie-i-vysokie-tehnologii-v-respublike-tatarstan (accessed: 01.02.2023).

2. Kashapova L. H. Strategic directions of leveling the economic level of regions (on the example of the Republic of Tatarstan). Crimean Scientific Bulletin. 2017. No. 1. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/strategicheskie-napravleniya-vyravnivaniya-ekonomicheskogo-urovnya-regionov-na-primere-respubliki-tatarstan (accessed: 01.02.2023).

3. The main trends of socio-economic development of the Republic of Tatarstan in 2022. URL: https://mert.tatarstan.ru/file / (date of address: 01.02.2023).

4. Panko E. Yu., Yamkova S. P. Development of innovative entrepreneurship as a way to increase competitiveness on the example of the Republic of Tatarstan. Humanities, socio-economic and social sciences. 2016. No. 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-innovatsionnogo-predprinimatelstva-kak-sposob-povysheniya-konkurentosposobnosti-na-primere-respubliki-tatarstan (accessed: 01.02.2023).

5. Strategy of socio-economic development of the Republic of Tatarstan until 2030. URL: https:// mpt.tatarstan.ru/file/File (accessed: 01.02.2023).

6. Rating of the socio-economic situation of the regions by the results of 2021. Infographics. RIA Rating. URL: riarating.ru (accessed: 01.02.2023).

Сведения об авторах

ФАИЗОВА ЭЛЬВИРА ФИРЗАТОВНА - кандидат экономических наук, доцент, Стерли-тамакский филиал Уфимского университета науки и технологий, Стерлитамак, Россия, efaizova@mail.ru

ЯГУДИНА АЭЛИТА РАДИКОВНА - кандидат социологических наук, доцент, Стерлита-макский филиал Уфимского университета науки и технологий, Стерлитамак, Россия, a.r.yagudina@struust.ru

САУБАНОВА АЛСУ ИЛЬГИЗОВНА - аспирант, Центр перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан, Казань, Россия САУБАНОВ АЙНУР ГАЗИНУРОВИЧ - аспирант, Центр перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан, Казань, Россия

Information about the authors

FAIZOVA ELVIRA F. - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Sterlitamak branch of the Ufa University of Science and Technology, Sterlitamak, Russia, efaizova@mail.ru YAGUDINA AELITA R. - Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Sterlitamak branch of the Ufa University of Science and Technology, Sterlitamak, Russia, a.r.yagudina@ struust.ru

SAUBANOVA ALSU I. - post-graduate student, Center for Advanced Economic Research of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, Kazan, Russia

SAUBANOV AINUR G. - post-graduate student, Center for Advanced Economic Research of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, Kazan, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.