Научная статья на тему 'Стратегические направления выравнивания экономического уровня регионов (на примере Республики Татарстан)'

Стратегические направления выравнивания экономического уровня регионов (на примере Республики Татарстан) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
571
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗРЫВ / МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / "ПОЛЮСА РОСТА" / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ВЫРАВНИВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УРОВНЯ / ECONOMIC GAP / REGIONAL DIFFERENTIATION / "GROWTH POLES" / INNOVATION DEVELOPMENT / ECONOMIC GROWTH / ENTREPRENEURIAL ACTIVITY / ECONOMIC ALIGNMENT LEVEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кашапова Лейсан Хамзевна

В статье в рамках анализа основных положений Указа Президента Российской Федерации от 16 января 2017г. №13 «Об утверждении основ государственной политики регионального развития РФ на период до 2025 года» рассматриваются стратегические направления выравнивания экономического уровня регионов через призму «полюсов роста», стимулирования субъектов к наращиванию собственного экономического потенциала, а также инновационной активности на примере Республики Татарстан. В работе рассмотрены возможности и ограничения существующей институциональной модели формирования и реализация стратегических целей инновационного развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегические направления выравнивания экономического уровня регионов (на примере Республики Татарстан)»

УДК: 332.145

Кашапова Лейсан Хамзевна

Первый заместитель руководителя Исполнительного комитета Чистопольского муниципального района

по экономическим вопросам, г. Чистополь

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЫРАВНИВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УРОВНЯ РЕГИОНОВ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)

В статье в рамках анализа основных положений Указа Президента Российской Федерации от 16 января 2017г. №13 «Об утверждении основ государственной политики регионального развития РФ на период до 2025 года» рассматриваются стратегические направления выравнивания экономического уровня регионов через призму «полюсов роста», стимулирования субъектов к наращиванию собственного экономического потенциала, а также инновационной активности на примере Республики Татарстан. В работе рассмотрены возможности и ограничения существующей институциональной модели формирования и реализация стратегических целей инновационного развития региона.

Ключевые слова: экономический разрыв, межрегиональная дифференциация, «полюса роста», инновационное развитие, экономический рост, предпринимательская активность, выравнивание экономического уровня.

JEL classification codes: O 018, O 220

Для цитирования:

Кашапова Л. Х. Стратегические направления выравнивания экономического уровня регионов (на примере Республики Татарстан)// Крымский научный вестник. 2017. № 1(13). С. 55-64.

Leysan Kashapova

First Deputy head of the Executive Committee of Chistopol municipal districton economic issues,

Chistopol

STRATEGIC DIRECTIONS OF ALIGNMENTECONOMIC LEVEL

OF REGIONS (ON THE EXAMPLE REPUBLIC OF TATARSTAN)

In the article the analysis of the main provisions of the decree of the President of the Russian Federation of 16 January 2017. No. 13 On approving the fundamentals of state policy of regional development of the Russian Federation for the period till 2025 discusses the strategic direction of equalizing the economic level of regions through the lens of growth poles, encouraging the regions to increase their own economic potential and innovative activity in the Republic of Tatarstan. The paper discusses the capabilities and limitations of existing institutional models for the formation and implementation of strategic goals of innovative development of the region.

Key words: economic gap, regional differentiation, «growth poles», innovation development, economic growth, entrepreneurial activity, economic alignment level.

JEL classification codes: O 018, O 220

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г №13 «Об утверждении основ государственной политики регионального развития РФ на период до 2025 года» предполагается выравнивание экономического уровня регионов.

К основным направлениям государственной политики регионального развития относятся снижение различий в уровне жизни населения регионов страны, развитие федеративных отношений и местного самоуправления, повышение эффективности деятельности органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления, совершенствование системы стратегического и территориального планирования, оптимизация системы расселения и размещения производительных сил, создание условий для

гармонизации межнациональных отношений и этнокультурного развития народов [2].

За ближайшие семь лет предполагается максимально обеспечить инфраструктурой все населённые пункты страны. Среди приоритетов, указанных в документе, — подъём уровня жизни граждан с одновременным выравниванием экономического разрыва между регионами, городом и деревней, а также повышение уровня доходов в бюджете субъектов, уменьшение их зависимости от федерального Центра. Для этого вводится система мониторинга расходов, устранение неэффективных из них, уточняются полномочия Центра и власти на местах, перераспределяются льготы и часть налоговых поступлений [2].

Ещё один важный момент — стимулирование субъектов к наращиванию собственного экономического потенциала. Здесь предстоит преодолеть закредитованность, а затем искать пути к скорому развитию. Среди целей называются и повышение конкурентоспособности экономики России на мировых рынках на основе сбалансированного развития регионов и муниципальных образований, а также максимальное привлечение населения к решению региональных и местных задач.

Вместе с тем, объективным является процесс выделения регионов — «полюсов роста» — на основе сбалансированного социально-экономического потенциала, генерирующих основное социально-экономическое воздействие на экономику по принципу поляризованного (или «сфокусированного») развития. Принцип поляризованного развития предполагает специальную фокусировку социально-экономических ресурсов в «полюсах», а также последующее распространение инновационной активности в другие регионы [3].

Это ключевые регионы с более высоким потенциалом развития, оказывающие ключевое влияние на социально-экономическое развитие страны. «Полюсы роста» характеризуются высокой результативностью и эффективностью основных экономических показателей, высоким уровнем урбанизации, высокой плотностью населения, расположением одной или

нескольких городских агломераций с населением более 1 млн. чел., фокусировкой в них финансовых, административно- управленческих, человеческих и других ресурсах, большим объемом производства товаров и услуг, интенсивным экономическим ростом, предпринимательской активностью, ускоренными темпами инновационного развития, значительным объемом инвестиций в основной капитал, в т.ч. иностранных инвестиций [3].

Одним из таких «полюсов роста» является Республика Татарстан. В Республике Татарстан сконцентрирован высокий интеллектуальный, образовательный, научно-промышленный и производственный потенциал, который дает возможность с высокой эффективностью реализовывать проекты развития, в том числе имеющих существенное влияние не только на развитие региональной экономики, но и экономику Российской Федерации в целом.

ОЭЗ «Иннополис» призвана стать российским центром информационно -коммуникационных технологий, где разрабатываются и коммерциализируются лучшие инновационные решения, сформировав экосистему для успешного ведения бизнеса и эффективного развития проектов компаний-резидентов. В настоящее время АО «ОЭЗ «Иннополис» ведет работу по созданию условий для формирования данной экосистемы, включая создание объектов инфраструктуры ОЭЗ «Иннополис», а также работу по привлечению высокотехнологичных компаний в качестве резидентов особой экономической зоны.

Также одной из точек реализации новой модели роста Российской Федерации, предполагающей интенсивное использование новых технологий в промышленности, является Камский инновационный территориально-производственный кластер (Иннокам). Целью разработки Концепции развития Иннокама является создание лучшего в России инновационно-производственного центра (г. Набережные Челны, Республика Татарстан), развитие высокотехнологичных кластеров в целях отработки перспективной модели развития, позволяющей эффективно трансформировать промышленный и технологический потенциал в высокое качество жизни населения. в результате реализации концепции в 2016-2020 годах в границах Камской агломерации

будет создан ведущий в России инновационно-производственный центр, в рамках которого будет отработана перспективная модель промышленного развития. По словам Президента Республики Татарстан Рустама Минниханова, созданный в Закамье кластер «ИнноКам» определен точкой роста Татарстана на ближайшие 10 лет. Свою очевидную эффективность доказали такие площадки, как ОЭЗ «Алабуга», КИП «Мастер», две площадки ИТ-парка (в Казани и Набережных Челнах).

Вступление в силу Федерального закона № 172-ФЗ от 28 июня 2014 г. «О стратегическом планировании в Российской Федерации» фактически становится основанием для перехода государственного управления в русло классического представления о стратегическом управлении, что предполагает системное вовлечение всех его уровней в процесс достижения системы чётко согласованных стратегических целей [1].

В рамках перехода к стратегическому управлению на уровне региона необходимым инструментом является формирование системы документов, способствующей пониманию всеми участниками процесса стратегического управления логики реализуемых мер, их ресурсного сопровождения и собственного значения в общей деятельности [8].

Решение задач региональной политики занятости в рамках реализации Стратегии-2030 предполагает разработку и реализацию также и соответствующих инструментов регулирования и прогнозирования. Исследование показывает, что методические материалы, используемые для составления прогнозов на федеральном уровне, требуют адаптации к особенностям региональной и муниципальной социально-экономической систем[8].

Особое значение в этом плане имеет разработка и практическая реализация подходов к решению проблем стратегического планирования социально -экономического развития муниципальных образований. Если в Российской Федерации накоплен большой опыт стратегического планирования развития крупных городов и регионов и имеется множество примеров успешной

реализации соответствующих стратегических планов, то муниципальный уровень находится в начальной стадии исследований и практики стратегического планирования [8]. В Республике Татарстан разработано 45 стратегий социально-экономического развития муниципальных образований, синхронизированных со Стратегией-2030 Республики Татарстан.

Анализ перспектив развития центров муниципальных образований Республики Татарстан, а также приоритетов и направлений реализации стратегических планов на муниципальном уровне, проведенный по итогам разработки муниципальных стратегий, показал, что основной целью реализации стратегий является повышение уровня и качества жизни населения, рост и повышение ценности человеческого капитала при развитии способностей населения создавать и увеличивать объем накапливаемых в районе социально -экономических и духовных благ.

Достижение главной цели предусматривается путем реализации комплекса мероприятий по приоритетным направлениям развития муниципалитетов: устойчивое развитие экономического потенциала, формирование качественной социальной сферы, повышение эффективности муниципального управления.

Действия будут направлены на формирование комфортной среды, отвечающей современным требованиям, повышение уровня благоустройства и жизнеобеспечения населённых пунктов, создание необходимых условий для осуществления экономической деятельности и увеличения объёмов инвестиций в жилищное строительство, строительство дорог, газификацию, модернизацию объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы.

Решение сформулированных выше цели и задач требует глубокого анализа и учета важнейших внутренних и внешних институциональных факторов, что является основой институциональной экономики. Это обусловлено существенным влиянием институциональной среды на формирование экономических моделей и социально экономического развития республики в целом. В Стратегии-2030 в качестве цели определено становление Республики Татарстан к 2030 году как глобального конкурентоспособного региона. В этом

контексте данный нормативный документ рассматривает реализацию Стратегии-2030 как стратегию государственного и экономического управления, от эффективности которых в полной мере зависит достижение сформулированной выше цели.

На современном этапе развития республики в качестве наиболее важных институциональных факторов выбраны следующие:

- технологии государственного и муниципального управления;

- «серый» сектора экономики;

- коррупция;

- имущественные отношения.

Очевидно, что перечисленные институциональные факторы могут изменяться в зависимости от складывающейся социально-экономической ситуации. Сегодня система регионального управления в стране находится в состоянии постоянного изменения ее основных характеристик, определяемых институциональной средой. Именно высокая динамика изменений требует целенаправленности и постоянства управляющих воздействий. Необходимо отметить отсутствие взаимодействия институциональных факторов, что и является основным препятствием развития региональных систем. Основная задача заключается в осуществлении комплексного управленческого воздействия на региональную систему и обязательности требований достижения планируемых показателей (обоснованных их значений). При этом, как правило, используется в том числе методы моделирования институциональных факторов.

Изменение важности институциональных факторов должно сопровождаться их трансформацией в другие факторы или их агрегаты, что должно быть предусмотрено в системах государственного, муниципального и корпоративного управления. По сути, речь идет о разработке и реализации комплекса мер в сфере стратегического управления в этих сферах как новой или усовершенствованной технологии управления.

Основными внешними угрозами и рисками в решении поставленных задач является нерешение перечисленных проблем на федеральном уровне. Однако и

на региональном уровне накопился значительный объем проблем, которые могут и должны быть решены в рамках имеющихся у регионов полномочий. В Республике Татарстан координация деятельности в рамках перечисленных институциональных факторов осуществляется на основе государственных, муниципальных и целевых программ. Сегодня для повышения эффективности этой работы в соответствии с поручением Президента Республики Татарстан разработаны и утверждены представительными органами программы социально-экономического развития муниципальных образований и разработаны ведомственные программы развития отраслей экономики и социальной сферы. Вместе с тем, процесс их разработки и обсуждения показал необходимость регламентации и методического и аналитического сопровождения их реализации и внесения изменений. Кроме того, требуется также формализация экономических и организационных взаимоотношений государственных (республиканских и территориальных федеральных) и муниципальных органов власти в условиях агломерационного развития республики, предусмотренного Стратегией -2030.

Литература

1. Федеральный Закон № 172-ФЗ от 28 июня 2014 г. «О стратегическом планировании в Российской Федерации»

2. Указ Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г №13 «Об утверждении основ государственной политики регионального развития РФ на период до 2025 года»

3. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Общегосударственная система стратегического планирования территориального развития/Труды Института системного анализа РАН.Т.22. — М, 2006. С. 192-212.

4. Кожиева Ф.А. Региональное развитие в контексте теории полюсов роста // Фундаментальные исследования. — 2015. — № 11-3. — С. 574-578

5. Лимонов Л.Э. Крупный город: регулирование территориального развития и инвестиционные стратегии/. — СПб.: Наука, 2004. — 270 с.

6. Маковкина С.А. Методические подходы к оценке городского стратегического планирования // Муниципалитет: экономика и управление. — 2012. — №2 (3). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://municipal.uapa.ru/ru-ru/issue/2017/02/27/

7. Программа «Развитие и размещение производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года» // ГБУ «Центр экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан» [Электронный ресурс] // URL: http://cesi.tatarstan.ru/rus/regionalnaya-politika.htm (Дата обращения: 27.02.2017);

8. Стратегические направления социально-экономического развития муниципальных образований: опыт Республики Татарстан / Н.Г. Багаутдинова, И.С. Глебова, М.В. Панасюк, И.В. Юсупова. — Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. — с.115-119;

9. Региональное измерение государственной экономической политики России / Под общей редакцией А.С. Малчинова. Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. — М.: Научный эксперт,2007. — 200 с.;

10. Тургель И.Д. Нормативно-правовые и финансово-экономические основы развития современного города как элемента системы местного самоуправления // Муниципалитет: экономика и управление. — 2011. — №2 1. — С. 5-17.

References

1. Federal'nyj Zakon № 172-FZ ot 28 ijunja 2014 g. «O strategicheskom planirovanii v Rossijskoj Federacii» (in Russian)

2. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 16 janvarja 2017 g №13 «Ob utverzhdenii osnov gosudarstvennoj politiki regional'nogo razvitija RF na period do 2025 goda» (in Russian)

3. Leksin V.N., Shvecov A.N. Obshhegosudarstvennaja sistema strategicheskogo planirovanija territorial'nogo razvitija/Trudy Instituta sistemnogo analiza RAN.T.22. — M, 2006. p. 192-212. (in Russian)

4. Kozhieva F.A. Regional'noe razvitie v kontekste teorii poljusov rosta // Fundamental'nye issledovanija. — 2015. — № 11-3. — p. 574-578 (in Russian)

5. Limonov L.Je. Krupnyj gorod: regulirovanie territorial'nogo razvitija i investicionnye strategii/. — SPb.: Nauka, 2004. — 270 p. (in Russian)

6. Makovkina S.A. Metodicheskie podhody k ocenke gorodskogo strategicheskogo planirovanija // Municipalitet: jekonomika i upravlenie. — 2012. — №2 (3). [Jelektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: http://municipal.uapa.ru/ru-ru/issue/2017/02/27/ (in Russian)

7. Programma «Razvitie i razmeshhenie proizvoditel'nyh sil Respubliki Tatarstan na osnove klasternogo podhoda do 2020 goda i na period do 2030 goda» // GBU «Centr jekonomicheskih i social'nyh issledovanij Respubliki Tatarstan pri Kabinete Ministrov Respubliki Tatarstan» [Jelektronnyj resurs] // URL: http://cesi.tatarstan.ru/rus/regionalnaya-politika.htm (Data obrashhenija: 27.02.2017) (in Russian)

8. Strategicheskie napravlenija social'no-jekonomicheskogo razvitija municipal'nyh obrazovanij: opyt Respubliki Tatarstan / N.G. Bagautdinova, I.S. Glebova, M.V. Panasjuk, I.V. Jusupova. — Kazan': Izd-vo Kazan. un-ta, 2016. — p.115-119 (in Russian)

9. Regional'noe izmerenie gosudarstvennoj jekonomicheskoj politiki Rossii / Pod obshhej redakciej A.S. Malchinova. Centr problemnogo analiza i gosudarstvenno-upravlencheskogo proektirovanija. — M.: Nauchnyj jekspert,2007. — 200 p. (in Russian)

10. Turgel' I.D. Normativno-pravovye i finansovo-jekonomicheskie osnovy razvitija sovremennogo goroda kak jelementa sistemy mestnogo samoupravlenija // Municipalitet: jekonomika i upravlenie. — 2011. — № 1. — p. 5-17. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.