Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОДХОДА'

ВОПРОСЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
244
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ДРАЙВЕРЫ РОСТА / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пелевин О.В.

Текущие реалии экономического развития выводят на первый план инструменты, способные обеспечить не столько количественный рост, сколько качественные изменения в экономических системах разного уровня. Конкурентных преимуществ позволяют достигнуть инновационные инструменты, освоению которых может препятствовать ряд факторов: недостаток финансирования, квалифицированных кадров, высокие налоги, недобросовестная конкуренция и т. д. На фоне данных проблем очевидны преимущества особых экономических зон, индустриальных парков, кластеров, территорий опережающего социально-экономического развития, раскрытые в данной статье. Целью исследования стало обоснование необходимости активного внедрения инновационных инструментов территориального развития в муниципальных образованиях Республики Татарстан, а также в других субъектах Российской Федерации для активизации в них инновационно-инвестиционной деятельности. Задачами статьи являются следующие: описать инновационную инфраструктуру, определяющую территориальное развитие в Республике Татарстан; исследовать основные итоги деятельности инструментов инновационного территориального развития в Республике Татарстан; разработать рекомендации по внедрению инструментов инновационного развития территорий в муниципалитетах Республики Татарстан. Достижение поставленной цели реализовано посредством применения таких методов исследования, как описание, сравнение, анализ и др. Эмпирической базой исследования выступили данные, опубликованные на сайтах Министерства экономики Республики Татарстан и Министерства экономического развития Российской Федерации, НИУ «Высшая школа экономики», Ассоциации кластеров и технопарков России и другие материалы. В результате исследования авторы сформулировали основные задачи обеспечения положительной поступательной динамики развития Республики Татарстан с использованием инновационных инструментов территориального развития: ОЭЗ, промышленные площадки, промышленные парки, территории опережающего социально-экономического развития и другие. Пристальное внимание в статье уделено обоснованию необходимости использования муниципалитетами Республики Татарстан указанных инновационных инструментов, доказавших свою эффективность в качестве драйверов роста по развитию территорий. Новизна исследования обусловлена тем, что предложена кибернетическая модель обеспечения эффективного территориального развития Республики Татарстан, основанная на поддержке трансферта технологий, способствующего коллаборации образования, науки и бизнеса в целях реализации инновационного подхода к территориальному развитию и повышению качества жизни населения, отличающаяся учетом актуальных для мировой экономики тенденций цифровизации в интересах потребителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF TERRITORIAL DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN BASED ON AN INNOVATIVE APPROACH

The current realities of economic development bring to the fore tools that can provide not so much quantitative growth as qualitative changes in economic systems at different levels. Competitive advantages can be achieved by innovative tools, the development of which can be hindered by a number of factors: lack of funding, qualified personnel, high taxes, unfair competition, etc. Against the background of these problems, the advantages of special economic zones, industrial parks, clusters, territories of advanced socio-economic development, disclosed in this article, are obvious. The purpose of the study is to substantiate the need for active implementation of innovative tools for territorial development in municipalities of the Republic of Tatarstan, as well as in other regions of the Russian Federation, in order to activate innovative and investment activities in them. In terms of objectives, tasks of the article are: to describe an innovative infrastructure that defines territorial development in the Republic of Tatarstan; to investigate the basic results of activity of innovative tools for territorial development in the Republic of Tatarstan; to develop recommendations for implementation of innovative development of territories in the municipalities of the Republic of Tatarstan. Achieving this goal is realized through the use of research methods such as description, comparison, analysis, etc. The empirical basis of the study was data published on the websites of the Ministry of Economy of the Republic of Tatarstan and the Ministry of Economic Development of the Russian Federation, the Higher School of Economics, The Association of Clusters and Technoparks of Russia, and other materials. As a result of the research, the main tasks of ensuring positive progressive dynamics of the Republic of Tatarstan with the use of innovative tools for territorial development are formulated: SEZs, industrial sites, industrial parks, territories of advanced socio-economic development and others. The article pays close attention to the justification of the need for municipalities of the Republic of Tatarstan to use these innovative tools, which have proven their effectiveness as growth drivers for the development of territories.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОДХОДА»

DOI: 10.18287/2542-0461-2020-11-4-20-29 Дата: поступления статьи / Submitted: 18.09.2020

УДК 332.1 после рецензирования / Revised: 29.10.2020

Научная статья / Scientific article принятия статьи / Accepted: 27.11.2020

О.В. Пелевин

Казанский национальный исследовательский технологический университет,

г. Казань, Российская Федерация E-mail: i.yusupova@tatar.ru. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2350-2268

Вопросы территориального развития Республики Татарстан на основе инновационного подхода

Аннотация: Текущие реалии экономического развития выводят на первый план инструменты, способные обеспечить не столько количественный рост, сколько качественные изменения в экономических системах разного уровня. Конкурентных преимуществ позволяют достигнуть инновационные инструменты, освоению которых может препятствовать ряд факторов: недостаток финансирования, квалифицированных кадров, высокие налоги, недобросовестная конкуренция и т. д. На фоне данных проблем очевидны преимущества особых экономических зон, индустриальных парков, кластеров, территорий опережающего социально-экономического развития, раскрытые в данной статье. Целью исследования стало обоснование необходимости активного внедрения инновационных инструментов территориального развития в муниципальных образованиях Республики Татарстан, а также в других субъектах Российской Федерации для активизации в них инновационно-инвестиционной деятельности. Задачами статьи являются следующие: описать инновационную инфраструктуру, определяющую территориальное развитие в Республике Татарстан; исследовать основные итоги деятельности инструментов инновационного территориального развития в Республике Татарстан; разработать рекомендации по внедрению инструментов инновационного развития территорий в муниципалитетах Республики Татарстан. Достижение поставленной цели реализовано посредством применения таких методов исследования, как описание, сравнение, анализ и др. Эмпирической базой исследования выступили данные, опубликованные на сайтах Министерства экономики Республики Татарстан и Министерства экономического развития Российской Федерации, НИУ «Высшая школа экономики», Ассоциации кластеров и технопарков России и другие материалы. В результате исследования авторы сформулировали основные задачи обеспечения положительной поступательной динамики развития Республики Татарстан с использованием инновационных инструментов территориального развития: ОЭЗ, промышленные площадки, промышленные парки, территории опережающего социально-экономического развития и другие. Пристальное внимание в статье уделено обоснованию необходимости использования муниципалитетами Республики Татарстан указанных инновационных инструментов, доказавших свою эффективность в качестве драйверов роста по развитию территорий. Новизна исследования обусловлена тем, что предложена кибернетическая модель обеспечения эффективного территориального развития Республики Татарстан, основанная на поддержке трансферта технологий, способствующего коллаборации образования, науки и бизнеса в целях реализации инновационного подхода к территориальному развитию и повышению качества жизни населения, отличающаяся учетом актуальных для мировой экономики тенденций цифровизации в интересах потребителя.

Ключевые слова: инновационная экономика, конкурентные преимущества, экономический рост, драйверы роста, территориальное развитие, территории опережающего социально-экономического развития, Республика Татарстан.

Цитирование. Пелевин О.В. Вопросы территориального развития Республики Татарстан на основе инновационного подхода // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2020. Т. 11, № 4. С. 20-29. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0461-2020-11-4-20-29.

Информация о конфликте интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

O.V. Pelevin

Kazan National Research Technological University, Kazan, Russian Federation E-mail: i.yusupova@tatar.ru. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2350-2268

Issues of territorial development of the Republic of Tatarstan based

on an innovative approach

Abstract: The current realities of economic development bring to the fore tools that can provide not so much quantitative growth as qualitative changes in economic systems at different levels. Competitive advantages can be achieved by innovative tools, the development of which can be hindered by a number of factors: lack of funding, qualified personnel, high taxes, unfair competition, etc. Against the background of these problems, the advantages of special economic zones, industrial parks, clusters, territories of advanced socio-economic development, disclosed in this article, are obvious. The purpose of the study is to substantiate the need for active implementation of innovative tools for territorial development in municipalities of the Republic of Tatarstan, as well as in other regions of the Russian Federation, in order to activate innovative and investment activities in them. In terms of objectives, tasks of the article are: to describe an innovative infrastructure that defines territorial development in the Republic of Tatarstan; to investigate the basic results of activity of innovative tools for territorial development in the Republic of Tatarstan; to develop recommendations for implementation of innovative development of territories in the municipalities of the Republic of Tatarstan. Achieving this goal is realized through the use of research methods such as description, comparison, analysis, etc. The empirical basis of the study was data published on the websites of the Ministry of Economy of the Republic of Tatarstan and the Ministry of Economic Development of the Russian Federation, the Higher School of Economics, The Association of Clusters and Technoparks of Russia, and other materials. As a result of the research, the main tasks of ensuring positive progressive dynamics of the Republic of Tatarstan with the use of innovative tools for territorial development are formulated: SEZs, industrial sites, industrial parks, territories of advanced socio-economic development and others. The article pays close attention to the justification of the need for municipalities of the Republic of Tatarstan to use these innovative tools, which have proven their effectiveness as growth drivers for the development of territories.

Key words: innovative economy, competitive advantages, economic growth, growth drivers, territorial development, territories of advanced socio-economic development, Republic of Tatarstan.

Citation. Pelevin O.V. Issues of territorial development of the Republic of Tatarstan based on an innovative approach. Vestnik Samarskogo universiteta. Ekonomika i upravlenie = Vestnik of Samara University. Economics and Management, 2020, vol. 11, no. 4, pp. 20-29. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0461-2020-11-4-20-29. (In Russ.)

Information on the conflict of interest: author declares no conflict of interest.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

© Олег Владимирович Пелевин — соискатель кафедры логистики и управления, Казанский национальный исследовательский технологический университет, 420015, Российская Федерация, г. Казань, ул. К. Маркса, 68. © Oleg V. Pelevin - Candidate of the Department of Logistics and Management, Kazan National Research Technological University, 68, K. Marx Street, Kazan, 420015, Russian Federation.

Введение

Обеспечение положительной динамики экономического развития регионов Российской Федерации в настоящее время в значительной степени обусловлено использованием инновационных драйверов роста, или, иначе говоря, инновационных инструментов территориального развития, таких как особые экономические зоны, промышленные площадки, промышленные парки, ТОСЭР и другие.

В рамках настоящей статьи рассмотрим данную тенденцию на примере изменения состояния и перспектив развития Республики Татарстан, одного из наиболее значимых регионов-доноров, развитие которого реализуется в соответствии с принятой инновационной территориальной экономической политикой на основе использования инструментов территориального развития: ОЭЗ, ТОСЭР, промышленные площадки, индустриальные парки и др.

Исследование инновационного развития мезоэкономических систем широко представлено в научной литературе. Региональная специфика инновационного развития отражена в трудах С.В. Киселева [1], А.И. Шинкевича [2], А.Н. Дырдоновой [3], которые исследуют опыт, уровень инновационной активности Республики Татарстан; В.Н. Круглова, раскрывающего успешный опыт инновационного развития калужского предприятия и констатирующего возможность реализации данного опыта в других регионах России [4], и др. Проблематика инновационного развития территорий раскрыта в рабо-

тах В.С. Васильцова, где на примере сырьевого сектора освещена идея федерального интерфейса рынка инноваций, учитывающего «неоднородность инновационного развития территорий» [5, с. 9]; И.А. Трониной, раскрывающей фундаментальный подход к инновационному развитию территорий на основе принципов «умной специализации» [6], и др. Изучению особенностей формирования и функционирования территорий опережающего развития уделено внимание Н.Т. Аврамчиковой, которая исследует преимущества проектного управления инновационной деятельностью в ТОСЭР и в рамках этого - необходимость рационализации государственного регулирования [7]; Э.А. Гасанова, в исследовании которого сформулированы приоритетные условия формирования ТОСЭР Дальневосточного региона [8]; Е.В. Суминой, предлагающей оценивать уровень развития инновационных процессов на территориях опережающего развития на основе интегрированного показателя - уровня формирования инновационных преимуществ региона [9, с. 110. Авторами отмечается высокий потенциал кластеров, технопарков, территорий опережающего развития в обеспечении инновационного роста. Однако в научных работах недостаточно отражен системный подход к исследованию комплекса инструментов инновационного территориального развития. Кроме того, в настоящее время экономические системы подвергаются разрушительному влиянию внешних факторов, что обусловливает необходимость развития представленных в литературе научных и практических положений с учетом высоких рисков для российской экономики, требуется разработка новых подходов к управлению территориальным развитием Республики Татарстан. В связи с этим актуальными являются исследование современного состояния и перспектив территориального развития Республики Татарстан на основе инновационного подхода и разработка предложений по развитию региональной инновационной инфраструктуры.

Ход исследования

Ключевой задачей территориальной политики экономического развития Республики Татарстан является создание равноценных возможностей в удовлетворении потребностей граждан Республики Татарстан и реализации их социальных и экономических прав вне зависимости от места их проживания. Реализация этой задачи, во-первых, требует обеспечения баланса между обеспечением положительной динамики экономического потенциала и постепенным повышением качества жизни и, во-вторых, предполагает необходимость снижения поляризации социально-экономического развития городских округов и муниципальных районов на основе внедрения инструментов инновационного территориального развития.

Таким образом, применение инструментов региональной экономической политики должно фокусироваться на обеспечении согласованности действий федеральных и региональных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления, ориентированных на создание максимально благоприятных условий развития муниципальных образований. Основным инструментом такого развития должно стать привлечение частных инвестиций и создание новых рабочих мест, рост налоговых поступлений, создание инновационной продукции, повышение качества жизни территорий, что позволит сформировать устойчивую основу взаимодействия государства и бизнеса при поступательном снижении уровня пространственной поляризации.

Достижение описанной цели с применением данного инструментария предполагает необходимость реализации следующих воздействий:

- стимулирования развития региональной экономики на основе формирования точек роста с использованием ключевых конкурентных преимуществ территорий для целей внедрения инструментов их инновационного развития;

- координации инвестиций государства в инфраструктуру и реализуемых хозяйствующими субъектами стратегий инвестирования на основе приоритетов территориального развития и существующих ресурсных ограничений, включая демографические;

- снижения дифференциации качества жизни населения в муниципальных образованиях посредством реализации рациональной социальной и экономической политики, ориентированной на инновационный путь развития.

Для реализации инновационного сценария развития муниципалитетов Республики Татарстан, его экономического потенциала, формирование которого обеспечивается в том числе созданием и развитием агломерационных точек роста, необходимо обеспечить решение следующих задач [10; 11]:

- повысить уровень связанности территорий посредством развития транспортной, производственной, энергетической и социальной инфраструктуры;

- в рамках решения данной задачи ключевым фактором обеспечения эффективности государственных инвестиций является транспарентность капитальных вложений в объекты инфраструктуры при соблюдении условия снижения пространственной поляризации в развитии муниципалитетов. В связи с этим в рамках разработки и реализации социально-экономической политики необходимо учитывать особенности пространственной несбалансированности развития республики;

- аграрные районы республики нуждаются в реализации комплекса мер развития, ориентированных не только на равномерное обеспечение государственным финансированием, но и на поддержку локальных программ развития. Кроме того, органам местного самоуправления в данных муниципальных районах следует активизировать деятельность по реализации инвестиционных проектов, финансируемых Инвестиционным фондом Российской Федерации;

- активное внедрение инструментов инновационного территориального развития;

- повышение внутрирегиональной мобильности трудовых ресурсов.

Достижение данной цели предполагает создание экономических условий, благоприятствующих миграции рабочей силы из трудоизбыточных районов в районы с дефицитом трудовых ресурсов, помимо реализуемой программы содействия переселению соотечественников и зарубежных работников для исключения ситуации дефицита трудовых ресурсов на территории республики.

Экономическое развитие Республики Татарстан характеризуется относительно высокими показателями, о чем свидетельствуют статистические данные в разрезе субъектов РФ. На рисунке 1 представлены регионы с наиболее высокими показателями доли инновационных товаров и инновационной активности. Выбор показателей обусловлен стремлением оценить отклонение «выхода» (результат инновационной деятельности) от «входа» (доля организаций, осуществлявших инновационную деятельность). Баланс показателей характерен для Татарстана, высокий разрыв наблюдается в инновационном развитии Чувашской Республики, Пензенской и Липецкой областей. Республика Мордовия, Хабаровский край, Пермский край, наоборот, демонстрируют высокую концентрацию инновационной деятельности.

В основе инновационного развития лежит поиск форм взаимодействия, методов и инструментов, способных обеспечить экономической системе новые конкурентные преимущества за счет рационализации ресурсопотребления и повышения качества товаров и услуг [13].

В Республике Татарстан две особые экономические зоны - Алабуга и Иннополис, которые, используя преференции особого налогового статуса для резидентов, продолжают свое активное развитие. Всего за несколько лет работы удалось создать идеальные условия для запуска крупных инвестиционных проектов и достичь внушительных результатов в развитии инфраструктуры особых экономических зон [14].

В ОЭЗ «Алабуга» зарегистрировано 57 резидентов, из них 30 предприятий ведут промышленно-производственную деятельность по выпуску инновационной конкурентоспособной продукции, создано более 6,9 тысячи рабочих мест, объем выручки составил нарастающим итогом 500,1 млрд руб. [15]. В прогнозном периоде планируется дальнейшее развитие зоны как в части развития инфраструктуры, так и в части привлечения потенциальных резидентов. Кроме того, выявлено, что необходима более тесная кооперация ОЭЗ «Алабуга» с органами государственной власти в части транслирования проектов, реализуемых особой экономической зоной, в программах развития разного уровня [16].

В стадии интенсивного развития находятся уникальный проект нового города и особая экономическая зона технико-внедренческого типа «Иннополис». На сегодняшний день резидентами ОЭЗ «Иннополис» являются 89 компаний, осуществляют свою деятельность 14 компаний-партнеров.

35

Доля инновационных товаров, работ, услуг, % » Совокупный уровень инновационной активности организаций, %

Рисунок 1 - Показатели инновационной деятельности субъектов РФ, 2018 г. (построено по данным НИУ ВШЭ [12])

Figure 1 - Indicators of innovation activity in Russian regions, 2018 (based on HSE data [12])

При этом новой точкой роста Республики стали территории опережающего развития (в Набережных Челнах, Нижнекамске, Чистополе, Зеленодольске и Менделеевске), создание которых не было предусмотрено Стратегией-2030 Республики Татарстан.

За 10 лет функционирование ТОСЭР позволит реализовать 130 новых инвестиционных проектов, создать свыше 17 тысяч новых рабочих мест и привлечь около 67 млрд рублей инвестиций в экономику республики. По состоянию на 1 июня 2020 года на ТОСЭР Республики Татарстан зарегистрировано 79 резидентов, которыми с момента присвоения статуса резидентов ТОСЭР произведено свыше 12,1 млрд рублей капитальных вложений (без НДС) и создано 6074 новых рабочих мест (по итогам отчетности за первый квартал 2020 года) (см. таблицу).

Таблица - Основные показатели деятельности Территорий опережающего социально-экономического развития Республики Татарстан

Table - Key performance indicators of the Territories of advanced socio-economic development of the Republic of Tatarstan

Число зарегистриро- Объем капиталовложе- Количество

ТОСЭР ванных резидентов ний, млрд руб. (без НДС) созданных рабочих мест

«Набережные Челны» 40 около 9,4 более 5100

«Чистополь» 13 более 0,470 411

«Нижнекамск» 12 более 1,1 360

«Зеленодольск» 11 более 1,0 133

«Менделеевск» 3 более 0,140 27

В части кластерной активации важным направлением является реализация Концепции «Инно-Кам», принятой после утверждения Стратегии-2030.

На сегодняшний день «ИнноКам» - крупнейший в России динамично развивающийся инновационный кластер: с 2013 года совокупный объем выручки предприятий - участников кластера вырос с 390 млрд до 815 млрд рублей, а объем инвестиций - с 66 млрд до 110 млрд рублей. В кластере производятся половина полимеров стирола и синтетических каучуков России, каждый третий грузовой российский автомобиль и каждая вторая грузовая шина [17; 18].

Участники кластера активно взаимодействуют между собой, осуществляя совместные проекты. Успешно реализовано уже более 20 инновационных проектов, направленных на выпуск инновационной продукции, выход на новые экспортные рынки и создание импортозамещающих производств. Наиболее известный инновационный кластерный проект, поддержанный Минэкономразвития России, - «Электробус» (инициатор проекта - ПАО «КАМАЗ»). По результатам реализации проекта был разработан новый тип автобуса на электрическом ходу. Сегодня в нескольких городах, в том числе в Москве, Казани, Набережных Челнах, проходят серийные испытания данного электробуса.

Одним из приоритетных направлений развития кластера является международное сотрудничество [19]. Многие международные компании выбирают территорию кластера для развития своих производств, среди которых Ford, Mercedes, Mitsubishi Fuso, Magna, CNH, 3M, BASF и другие.

Экономический рост республики также обеспечен дальнейшим эффективным развитием индустриальных парков, технопарков, промышленных площадок. Согласно прогнозу Министерства экономики Республики Татарстан, в 2020 году выручка компаний - резидентов Технополиса «Химград» увеличится до 48 млрд рублей, количество резидентов вырастет до 310. Количество резидентов Камского индустриального парка «Мастер», согласно прогнозу, в 2020 году увеличится до 300. В целом в республике действует 100 объектов инфраструктуры (80 промышленных площадок и 20 промышленных парков), на которых осуществляют деятельность более 1,48 тыс. резидентов, создано около 30 тыс. рабочих мест (рис. 2).

Нанотехнологический центр "ТехноСпарк" (г. Москва)

Технопарк в сфере высоких технологий в Республике Мордовия

Инновационно-производственный технопарк | 0Д97 "Идея" (Татарстан) -

Технопарк "Исток" (Московская обл.)

1

0,823

1(

1

0,252

I Группа (А+)

Нанотехнологический центр "СИГМА. Новосибирск"

Технопарк в сфере высоких технологий "ИТ-парк" (Татарстан)

II Группа (А)

1

-1 0,448

1

—1 0,274

1

(Пензенская обл.)

0 1 2 3 4 5

□ Субиндекс Б1 "Инновационная активность резидентов технопарка" □ Итоговый балл

Рисунок 2 - Место Татарстана в рейтинге технопарков России, 2019 г. (построено по данным [20]) Figure 2 - Tatarstan's place in the rating of technoparks in Russia, 2019 (based on data [20])

Что касается технопарков, то в соответствии с Ежегодным обзором «Технопарки России - 2019» 3 технопарка республики из четырех входят в число эффективных: Инновационно-производственный технопарк «Идея» (группа с наивысшим уровнем эффективности функционирования технопарка -А+), Технопарк в сфере высоких технологий «ИТ-парк» (высокий уровень эффективности - группа А) и Промышленный технопарк «Идея-Юго -Восток» (достаточный уровень эффективности - группа С) [20]. Рейтинг учитывает не только экономические показатели деятельности, но и вклад технопарков в инновационное развитие (рис. 2).

Решение этих проблем требует комплексного развития региональной инновационной инфраструктуры, в том числе обеспечения трансферта технологий, предполагающей обучение, реализацию мер по защите интеллектуальной собственности, формирование пула необходимых маркетинговых исследований, на основе чего предложена кибернетическая модель территориального развития Республики Татарстан, фундаментом которой является сбалансированная поддержка и стимулирование предприятий республики, формирование платформы информационного обмена (цифровизация данных и процессов) как между предприятиями Татарстана разных муниципальных образований, так и между институтами науки и бизнеса, что в результате направлено на совершенствование инновационной инфраструктуры региона в целях удовлетворения требований рынка (рис. 3).

1. Сбалансированное финансирование инновационной инфраструктуры МО РТ

Примечание: МО - муниципальные образования; РТ - Республика Татарстан

Источник: составлено автором.

Рисунок 3 - Кибернетическая модель обеспечения эффективного территориального развития Республики Татарстан

Figure 2 - Cybernetic model for ensuring effective territorial development of the Republic of Tatarstan

Это позволит решить ключевую задачу инновационного развития (содействия технологическому сотрудничеству организаций научно-образовательной сферы и предприятий реального сектора [23]) при одновременном обеспечении положительной динамики качества жизни населения в муниципалитетах Республики Татарстан.

Заключение

Представленное исследование отражает прежде всего высокий инновационный потенциал Республики Татарстан, которая входит в число лидеров среди субъектов РФ как по результатам инновационной деятельности, так и по активности в целом.

Исследованы различные форматы реализации инновационной деятельности, их социально-экономическая роль в развитии Татарстана, обоснованы целесообразность и эффективность дальнейшего развития кластерных образований, индустриальных парков, технопарков, промышленных площадок, территорий опережающего социально-экономического развития в целом.

Предложена кибернетическая модель обеспечения эффективного территориального развития Республики Татарстан, основанная на поддержке трансферта технологий, способствующего коллабора-ции образования, науки и бизнеса в целях реализации инновационного подхода к территориальному развитию и повышению качества жизни населения. Отличительной особенностью модели является учет актуальных для мировой экономики тенденций цифровизации в интересах потребителя.

Библиографический список

1. Киселев С.В., Стрекалова Г.Р., Нугаева Г.Р. Инновационный тип развития региональной экономики: монография. Казань: Казан. гос. технол. ун-т. 2010. 196 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19961415.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Шинкевич А.И., Лубнина А.А., Галимулина Ф.Ф. О моделировании видов экономической деятельности в контексте устойчивого инновационного развития высокотехнологичных мезоэкономических систем // Вестник Казанского технологического университета. 2013. Т. 16, № 13. С. 249-254. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19541178.

3. Дырдонова А.Н. Формирование и развитие элементов инновационной инфраструктуры региона // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. № 12 (60). С. 40. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21438921.

4. Круглов В. Н. Особенности инновационного развития территорий // Вестник образовательного консорциума «Среднерусский университет». Серия: Экономика и управление. 2018. № 11. С. 54-55. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35435325.

5. Васильцов В.С., Васильцова В.М., Кутепова М.В. Территориальные проблемы инновационного развития сырьевой экономики // Вопросы территориального развития. 2016. № 3 (33). С. 4. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26240280.

6. Тронина И.А., Татенко Г.И., Бахтина С.С. Открытые инновации как форма реализации концепции инновационного развития территории на принципах «умной специализации» // International Journal of Professional Science. 2019. № 12. С. 51-58. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42393957.

7. Аврамчикова Н.Т., Данильченко Ю.В., Пучкин М.Б. Проектное управление инновационной деятельностью в территориях опережающего социально-экономического развития // Сибирский журнал науки и технологий. 2017. Т. 18, № 3. С. 664-672. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32303879.

8. Гасанов Э.А. Доминирующие условия становления территорий опережающего социально-экономического развития и формирования инновационной региональной экономики // Региональная Россия: история и современность. 2018. № 1. С. 59-65. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=37109453.

9. Сумина Е.В. Методологические основы оценки инновационной деятельности региона в условиях создания территорий опережающего развития // Инновационное развитие экономики. 2019. № 5-1 (53). С. 98-114. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41466828.

10. Министерство экономики Республики Татарстан. URL: https://mert.tatarstan.ru.

11. Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: https://www.economy.gov.ru.

12. Индикаторы инновационной деятельности: 2020: статистический сборник / Л.М. Гохберг, К.А. Дитковский, Е.И. Евневич [и др.]; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». Москва: НИУ ВШЭ, 2020. URL: https://www.hse.ru/primarydata/ii2020.

13. Innovative strategy for improving the efficiency of industrial enterprises management / A.A. Lubnina [et al.] // Espacios. 2018. Vol. 39, № 9. P. 25. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35536078.

14. Особые экономические зоны России: бизнес-навигатор. URL: http://www.rustrade.fr/ru/ news/anonsy/rejting-investitsionnoj-privlekatelnosti-oez-i-obzor-tekhnoparkov-rossii.

15. ОЭЗ «Алабуга». URL: https://alabuga.ru/ru/investors/brownfield/?utm_source=yandex&utm_medium= cpc_poisk&utm_campaign=50753248_temat_dc&utm_content=8846688144&utm_term=оэз&yclid=3071155803 565883232#start.

16. Пелевин О.В., Шинкевич А.И. ОЭЗ «Алабуга» как инструмент инновационного территориального развития // Экономический вестник Республики Татарстан. 2020. № 2. С. 14-18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43032972.

17. Камский инновационный территориально-производственный кластер «ИнноКам». URL: http://www.innokam.ru.

18. Абдулганиев Ф.С. ТОСЭР как институт стратегического развития моногородов (на примере Республики Татарстан) // Региональная экономика. Юг России. 2020. Т. 8, № 1. С. 117-124. DOI: https://doi.org/10.15688/re.volsu.2020.L10.

19. Шинкевич М.В. Подходы к оценке экономической эффективности инновационных кластеров в промышленности // Вестник Казанского технологического университета. 2005. № 1. С. 85-89. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9273868.

20. Пятый ежегодный обзор «Технопарки России - 2019» / Л.В. Данилов, Е.А. Кашинова, Е.И. Кравченко, М.М. Бухарова, М.А. Лабудин; Ассоциация развития кластеров и технопарков России. Москва: АКИТ РФ, 2019. 110 с. URL: https://akitrf.ru/upload/V_0bzor_Technoparki_Rossii-2019.pdf.

21. Пелевин О.В. Управление региональной инновационной инфраструктурой Республики Татарстан как ключевой фактор инновационного развития региона // Приборостроение и автоматизированный электропривод в топливно-энергетическом комплексе и жилищно-коммунальном хозяйстве: c6. материалов V Национальной научно-практ. конф. Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2019. Т. 1. URL: https://kgeu.ru/Document/GetDocument/b0406a7e-c930-4455-8a5f-11bdb8f9c5dd.

22. Сафиуллин М.Р., Ельшин Л.А., Шакирова А.И. Оценка деловой и экономической активности как инструмент краткосрочного прогнозирования // Вестник Российской академии наук. 2012. № 7. С. 623. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17845789.

23. Шинкевич А.И., Кудрявцева С.С. Управление открытыми национальными инновационными системами в экономике знаний: монография. Казань: Изд-во Казан. гос. нац. технол. ун-та, 2014. 207 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29978665.

References

1. Kiselev S.V., Strekalova G.R., Nugaeva G.R. Innovative type of regional economy development: monograph. Kazan: Kazan. gos. tekhnol. un-t, 2010, 196 p. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=19961415. (In Russ.)

2. Shinkevich A.I., Lubnina A.A., Galimulina F.F. Modeling of economic activities in the context of sustainable innovative development of high-tech meso-economic systems. Bulletin of the Technological University, 2013, vol. 16, no. 13, pp. 249-254. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=19541178. (In Russ.)

3. Dyrdonova A.N. Formation and development of elements of innovative infrastructure of the region. Management of Economic Systems: scientific electronic journal, 2013, no. 12 (60), p. 40. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=21438921. (In Russ.)

4. Kruglov V.N. Features of innovative development of territories. Vestnik obrazovatel'nogo konsortsiuma «Srednerusskii universitet». Seriia: Ekonomika i upravlenie, 2018, no. 11, pp. 54-55. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=35435325. (In Russ.)

5. Vasil'tsov V.S., Vasil'tsova V.M., Kutepova M.V. Territorial problems of innovative development of commodity economy. Territorial Development Issues, 2016, no. 3 (33), p. 4. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=26240280. (In Russ.)

6. Tronina I.A., Tatenko G.I., Bakhtina S.S. Open innovations as a form of implementation of the concept of innovative development of the territory on the principles of «smart specialization». International Journal of Professional Science, 2019, no. 12, pp. 51-58. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=42393957. (In Russ.)

7. Avramchikova N.T., Danilchenko Yu.V., Poochkin M.B. Project management of innovative activity in TOSER. Siberian Journal of Science and Technology, 2017, vol. 18, no. 3, pp. 664-672. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=32303879. (In Russ.)

8. Gasanov E.A. Dominating conditions of formation of territories of advanced socio-economic development and formation of innovative regional economy. Regional'naia Rossiia: istoriia i sovremennost', 2018, no. 1, pp. 5965. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=37109453. (In Russ.)

9. Sumina E.V. Methodological basis for assessing the innovative activity of the region in the conditions of creating territories of advanced development. Innovative Development of Economy, 2019, no. 5-1 (53), pp. 98114. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=41466828. (In Russ.)

10. Ministry of Economy of the Republic of Tatarstan. Available at: https://mert.tatarstan.ru. (In Russ.)

11. Ministry of Economic Development of the Russian Federation. Available at: https://www.economy.gov.ru. (In Russ.)

12. Gokhberg L.M., Ditkovskij K.A., Evnevich E.I. et al. Indicators of innovative activity: 2020: statistical collection. Moscow: NIU VShE, 2020. Available at: https://www.hse.ru/primarydata/ii2020. (In Russ.)

13. Lubnina A. A. et al. Innovative strategy for improving the efficiency of industrial enterprises management. Espacios, 2018, vol. 39, no. 9, p. 25. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=35536078.

14. Special economic zones of Russia: business navigator. Available at: http://www. rustrade.fr/ru/news/anonsy/rejting-investitsionnoj-privlekatelnosti-oez-i-obzor-tekhnoparkov-rossii. (In Russ.)

15. SEZ «Alabuga». Available at: https://alabuga.ru/ru/investors/brownfield/?utm_source=yandex&utm_ medium=cpc_poisk&utm_campaign=50753248_temat_dc&utm_content=8846688144&utm_term=oez&yclid=30 71155803565883232#start. (In Russ.)

16. Pelevin O.V., Shinkevich A.I. Special economic zone «Alabuga» as a tool for innovative territorial development. Economic bulletin of the Republic of Tatarstan, 2020, no. 2, pp. 14-18. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=43032972. (In Russ.)

17. Kama innovative territorial-production cluster «Innokam». Available at: http://www.innokam.ru. (In Russ.)

18. Abdulganiev F.S. Territories of Priority Social and Economic Development as an Institute of Strategic Development of Single-Industry Towns (Based on the Republic of Tatarstan). Regional Economy. South of Russia, 2020, vol. 8, no. 1, pp. 117-124. DOI: https://doi.org/10.15688/re.volsu.2020.L10. (In Russ.)

19. Shinkevich M.V. Approaches to assessing the economic efficiency of innovative clusters in industry. Bulletin of the Technological University, 2005, no. 1, pp. 85-89. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=9273868. (In Russ.)

20. Danilov L.V., Kashinova E.A., Kravchenko E.I., Bukharova M.M., Labudin M.A. Fifth annual review of «Technoparks of Russia - 2019». Moscow: AKIT RF, 2019, 110 p. Available at: https://akitrf.ru/upload/V_0bzor_Technoparki_Rossii-2019.pdf. (In Russ.)

21. Pelevin O.V. Management of regional innovation infrastructure of the Republic of Tatarstan as a key factor of innovative development of the region. In: Instrument Engineering and Automated Electric Drive in the Fuel and Energy Complex and Housing and Communal Services: collection of materials of the V National Research and Practical Conference. Kazan: Kazan. gos. energ. un-t, 2019, vol. 1. Available at: https://kgeu.ru/Document/GetDocument/b0406a7e-c930-4455-8a5f-11bdb8f9c5dd. (In Russ.)

22. Safiullin M.R., El'shin L.A., Shakirova A.I. Evaluation of business and economic activity as a short-term forecasting tool. Herald of the Russian Academy of Sciences, 2012, vol. 82, no. 4, pp. 290-294. DOI: https://doi.org/10.1134/S1019331612040053. (In Russ.)

23. Shinkevich A.I., Kudryavtseva S.S. Management of open national innovation systems in the knowledge economy: monograph. Kazan: Izd-vo Kazan. gos. nats. tekhnol. un-ta, 2014, 207 p. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=29978665. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.