Научная статья на тему 'Особенности стратегического инновационного развития малых предприятий медиаиндустрии'

Особенности стратегического инновационного развития малых предприятий медиаиндустрии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
302
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / STRATEGIC MANAGEMENT / ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / INNOVATION MANAGEMENT / СМИ / MASS-MEDIA / МЕДИАИНДУСТРИЯ / МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / MEGA-INDUSTRY / SMALL-SCALE ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тихомиров Н. Н., Шамина О. А.

В статье представлен анализ особенностей стратегического инновационного развития малых предприятий медиаиндустрии. Катализатором инновационного развития в медиаиндустрии является, глобализация, возникшая вследствие существующего прогресса ИКТ. Технический прогресс непрерывно влияет на экономику и менеджмент СМИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specificities of strategic innovative development of small-scale enterprises of a mega-industry (Russia, St. Petersburg)

The article analyzes specific features of strategic innovative development of small-scale enterprises of a mega-industry. Globalization, accelerated by the progress of in the sphere of information and communication technologies, is a catalyst for innovative development. Technical progress produces a constant impact upon economics and mass media management

Текст научной работы на тему «Особенности стратегического инновационного развития малых предприятий медиаиндустрии»

ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ МЕДИАИНДУСТРИИ

H.H. Тихомиров,

доцент кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами Санкт- Петербургского государственного экономического университета,

кандидат экономических наук [email protected]

O.A. Шамина,

ассистент кафедры международных отношений, медиалогии, политологии и истории Санкт- Петербургского государственного экономического университета,

[email protected]

В статье представлен анализ особенностей стратегического инновационного развития малых предприятий меди-аиндустрии. Катализатором инновационного развития в медиаиндустрии является, глобализация, возникшая вследствие существующего прогресса ИКТ. Технический прогресс непрерывно влияет на экономику и менеджмент СМИ.

Ключевые слова: стратегический менеджмент, инновационный менеджмент, СМИ, медиаиндустрия, малое предприятие

УДК 338.984 ББК 65.49

Лидерство на международном рынке большими компаниями обеспечивается за счет внедрения инноваций, а долгосрочный эффект достигается через применение стратегического менеджмента. Практика интеграции различных методик является тенденцией последних лет. Как отмечает Киселев С.А., «происходит тесное смыкание (и даже переплетение) задач и подходов стратегического и инновационного менеджмента фирмы. Можно говорить о необходимости разработки теории и практики единого стратегического инновационного менеджмента» [8]. Однако, в результате анализа литературы, автором была выявлена недостаточная степень изученности особенностей стратегического инновационного развития предприятий медиаиндустрии, в частности, малых предприятий.

Инновационное развитие — «многомерный процесс направленного, необратимого изменения технологически прогрессивных показателей производства в определенный момент времени, имеющих качественный характер и происходящих на основе систематической инновационной деятельности»[9,с.30]

Катализатором инновационного развития в медиаиндуст-рии является, как ни странно, глобализация, возникшая вследствие существующего прогресса ИКТ, а также воздействия рыночной экономики, в частности, активно развивающегося рекламного рынка. За период 2015- 2016 гг. рост рекламных расходов вырос в азиатском регионе (Китай, Корея и т.д.) на 9,7%, в Северной Америке на 4,3%, Западной и Центральной Европе на 3,6% [21]. Крупные медиакорпорации стремятся занять наиболее выгодные для сбыта медиапродукции рынки, что также обуславливает развитие глобализации.

Глобализация, согласно мнению Ф. Уэбстера, есть процесс, означающий рост взаимозависимости и взаимопроникновения человеческих отношений наряду с ростом интеграции социо-экономической жизни [19]. Глобализация, основанная на логике рыночных отношений и реализующаяся через новейшие разработки в сфере ИКТ, задает общие стандарты моделей меди-аиндустрий, в том числе принципы отбора новостных событий. Например, согласно логике рыночных отношений, в новостную ленту попадают в первую очередь те события, которые хорошо продаются, а именно интригующие, вызывающие вопросы и возмущение. А также, например, продажа американскими компаниями рейтинговых телеформатов, аудиовизуальных продуктов развлекательного характера.

Малые предприятия медиаиндустрии стараются быть в мейнстриме, в контексте мирового глобального медиаразви-тия, при этом стремясь занять свою нишу, в том числе, через разработку и внедрение инноваций, обеспечивающие стратегические конкурентные преимущества.

Как отмечает Киселев С.А., «Глобальный стратегический инновационный менеджмент возник как естественная интег-

рация двух объективно существующих взаимодополняющих видов человеческой деятельности:

-глобализация экономики на основе неценовой (по качеству продуктов/услуг) конкуренции;

— взрывное развитие научно-технического прогресса, опережающий рост наукоемких секторов мировой экономики» [8].

Медиаиндустрия в значительной степени изменилась под влиянием технического прогресса, который воздействует на весь технологический процесс, а именно: увеличилась скорость сбора и обработки информации; появились новые платформы потребления и новые каналы доставки контента, основанные на цифровых мобильных технологиях. Потребитель контента одновременно может быть его производителем, то есть любой компьютерный пользователь имеет возможность производить собственный контент и размещать его в интернете, что является, в том числе формой досуга, хобби. «Аудитория как аморфное, пассивное, нерефлексирующее и неопределенное по размерам сообщество уходит в прошлое, превращаясь в более явные и четко определенные группы людей, связанных не только общими интересами, но и общими подходами к медиатворчес-тву» [2,с.37]. В результате новые технологические платформы стали частью нового образа жизни, в котором потребление и производство цифровых СМИ становится ключевой формой досуга [3, с.15].

На текущем этапе развития технологий, как отмечают специалисты [4], для самих потребителей отсутствует значительное разделение между цифровыми и традиционными СМИ. Главными критериями выбора вида СМИ являются: удобство использования; интерактивность; качество контента. При этом предпочтение в значительной степени отдается цифровым носителям, что подтверждается данными об объемах рекламы в средствах ее распространения в России (табл.1). Положительная динамика наблюдается только в сегменте «Интернет». Объективно, в структуре СМИ роль интернета возрастает. По мнению Вартановой Е.Л., одной из особенностей российской медиасистемы является то, что довольно большое число средств массовой информации существуют только онлайн, то есть в интернете [5].

Технический прогресс непрерывно влияет на экономику и менеджмент СМИ. Внедрение новых технологий провоцирует изменение процессов производства медийной продукции и её распространения. Внедрение новых технологий также непрерывно изменяет внешнюю среду медиапредприятия, в том числе, ускоряя скорость передачи информации, в результате чего информационные поводы быстро теряют свою новизну. Вследствие вышеперечисленных факторов СМИ вынуждены функционировать в условиях большой степени неопределенности, следовательно для предприятий медиаиндустрии должен быть сокращен горизонт стратегического планирования.

Таблица 1

Объемы рекламы в средствах ее распространения в январе-сентябре 2015 года в России [12]

Сегменты январь-сентябрь 2015 года, млрд руб. Динамика, %

Телевидение 90.3-90.8 -19

в т.ч. эфирное 88.8-89.3 -19

кабельно-спутниковое 1.51 -46

Радио 9.4-9.6 -19

Печатные СМИ 16.1-16.3 -32

в т.ч. газеты 4.1-4.3 -25

журналы 7.9-8.1 -32

рекламные издания 3.9-4.1 -40

Наружная реклама 24.1-24.3 -25

Интернет 64.7-66.6 +12

в т.ч. медийная реклама 12.0-12.3 -6

контекстная реклама 52.7-54.3 +17

Прочие 2.6 -15

ИТОГО 208.5-209.0 -14

В целом, отечественные предприятия медиаиндустрии плохо адаптированы к условиям рынка, поскольку в недостаточной степени учитывают высокую эластичность спроса на СМИ, ввиду чего ориентированы в основном на большие прибыли, достигаемые в кратко- и среднесрочной перспективе за счет создания однотипного продукта, то есть имеет место «парадокс разнообразия». Подобное пренебрежение стратегическим планированием в перспективе может привести, во-первых, к появлению спирали снижения доходности, поскольку рынок будет перенасыщен большим количеством (но не качеством) однотипной продукции. Во-вторых, к появлению нежелательных не только экономических, но и социальных последствий для России в целом, так как СМИ все больше и больше становятся ориентированы на развлекательный контент, пренебрегая культурно-просветительским и образовательным, являющимся базисом воспроизводства инновационной экономики.

К последствиям влияния рынка на медиаиндустрию также относят: «реструктуризацию системы СМИ, количественный рост, увеличение разнообразия медиаканалов и содержания СМИ, регионализацию рынков СМИ, активное внедрение ИКТ в инфраструктуру и саму систему СМИ» [16, с.94], появление «парадокса разнообразия» [6] (то есть появление похожих контент-стратегий конкурирующих на рынке СМИ, что проявляется в копировании стратегии и жанров / форматов коммерчески успешных конкурентов). Однако, главным последствием явилось то, что СМИ стали функционировать одновременно на двух рынках: рынке товаров и рынке услуг, что также называют «Сдвоенным рынком товаров и услуг» или «Рынком двойного продукта СМИ».[7]

Предприятия СМИ производят товар, а именно информацию различного рода: новости, мнения, развлечения, то есть «контент» или «содержание», распространяемые в виде газет, журналов, радио- телепередач. Следовательно, рынок товаров медиаиндустрии — это рынок содержания, то есть первый рынок, на котором конкурируют предприятия СМИ. Вторым является рынок услуг: СМИ организуют для рекламодателей доступ к аудиториям, а именно продают площадь или время под рекламу, являющуюся важнейшим источником финансирования предприятий медиаиндустрии, в отличие от продажи содержания или спонсорского финансирования.

Таким образом, функционируя одновременно на двух рынках, предприятия медиаиндустрии, с одной стороны, вовлечены «в механизмы распространения потребительских товаров и стимулирования потребления,... с другой, — в социально-политическую жизнь общества, процессы формирования общественного мнения, национальной идентичности, сохранения единой культуры и языка» [6], то есть выполняют противоположные функции.

В стратегическом управлении инновационной деятельностью крайне сложным является не только лавирование между

вышеописанными крайностями, но и прогнозирование развития медиаиндустрии с учетом изложенных факторов. Широкое распространение в управлении инновационной деятельностью получили методы, основанные на сборе, систематизации, анализе различного рода экспертных оценок.[11] Как отмечает Филатов В.В., «для решения стратегических задач следует преимущественно использовать метод комиссий и метод «Дельфи». Они позволяют определить долгосрочные приоритеты и согласовать внутренние задачи управления развитием рынка инноваций отраслевой экономической системы.... Данные методы позволяют скорректировать тенденции развития рынка инноваций отраслевой экономической системы с учетом технических параметров его развития и факторов средового влияния» [20]. В ситуации отсутствия статистической и иной количественной информации данный метод является единственно возможным. Экспертные методы оценки позволяют также выявлять тенденции инновационного развития, выявлять проблемы инновационной деятельности объекта управления и пути их решения, сроки и затраты, необходимые для этого и др., что необходимо для решения стратегических задач.

Когда мы говорим о стратегическом инновационном развитии малых предприятий медиаиндустрии, одной из важнейших задач является определение их инновационного потенциала, то есть «возможности и глубину [стратегических] инновационных преобразований и в зависимости от его величины и качественного состояния определяется охват тех или иных стадий инновационного цикла».[1] Инновационный потенциал есть, во-первых, совокупность различных видов ресурсов организации и, во- вторых, скрытые возможности, то есть возможность использовать с различной степенью эффективности (чем эффективность выше, тем выше потенциал) имеющиеся ресурсы в соответствии с целью. Автор под скрытыми возможностями понимает, в первую очередь, творчество как одну из составляющих интеллектуальных ресурсов.

Ученые к интеллектуальным ресурсам относят [18; 22]: интеллектуальную собственность (патенты, авторские права) и другие ресурсы научно-технического характера (ноу-хау); уникальные знания и компетенции организационного характера (они тесно связаны с организационными инновациями); коммуникационные ресурсы (отношения с контрагентами: поставщиками, потребителями, государством и общественными организациями, опыт такого взаимодействия); процессные ресурсы (культура производства, опыт и знания бизнес-процессов, опыт взаимодействия сотрудников внутри предприятия), к которым мы также причисляем и творчество.

Автор выявил, что существует два полярных подхода к трактовке понятия «Интеллектуальные ресурсы»:

- Интеллектуальные ресурсы как процесс (способности к осуществлению инновационной деятельности),

- Интеллектуальные ресурсы как результат (результаты инновационной деятельности, воплощенные в патентах, лицензиях, ноу-хау, а также овеществленные в опытных и рабочих образцах новой техники и т.п.)

По нашему мнению оба подхода имеют право на существование, однако крайне важно учитывать те процессы, в результате которых и появляются новшества, к таким процессам мы, в первую очередь относим творческий процесс.

Тема творчества выходит далеко за рамки проблем стратегического инновационного развития, она является более фундаментальной. Субетто А.И. в своей работе пишет: «Законы творческого самовоспроизводства Мира и его эволюционного восхождения ко все более сложной организации раскрывает системогенетика в авторской разработке (1979-2014 гг.), в частности Законы дуальности управления и организации систем (ЗДУО) и Закон спиральной фрактальности системного времени (ЗСФСВ) (поднявший обобщение «принципа Геккеля» на высоту эволюционно-космогонического закона).

Закон дуальности управления и организации систем определяет циклически-волновой процесс движения единства инвариантности (накопления прошлого времени в системе — эволюционной памяти в соответствии с ЗСФСВ) и изменчивости (накопления будущего времени в системе). Интересно, что

в рамках системной иерархии мира с надсистемных уровней («надмира» системы) на уровень системы «спускаются» границы «коридора» («экологической ниши»), в которых разрешается генерация изменчивости и приспособление системы к своей надсистеме, т.е. разрешено онтологическое творчество.

Этот же закон действует и применительно к Творчеству Человека, трансформируясь в законы Творческого Долгожительства человека — Закон Креативно-Стереотипной волны (ЗКСВ) и Закон Лево-Правополушарной волны (ЗЛПВ).

И именно по этому основанию, люди делятся по режиму работы интеллекта — на людей, у которых интеллект работает в режиме «статического интеллектного гомеостаза» (СИГ), и на людей, у которых интеллект работает в режиме «динамического интеллектного гомеостаза» (ДИГ). Творческие долгожители работают в режиме ДИГ, сохраняя на протяжении своей жизни не затухающую динамику креативно-стереотипной волны. Чем характеризуются такие творческие долгожители? — Самоиронией, сохранением «детского ожидания чуда», умением удивляться. [17]

Творчество — важнейшее условие осуществления инновационной деятельности. Возможности человека не до конца раскрыты учеными и творческая сила намерения способна на невероятные открытия, «рождение» идеи новшества, внедрение которого не потребует значительных финансовых и материально-технических ресурсов, однако, принесет значительную прибыль. Среди собственников малых предприятий СМИ есть особо мотивированные энтузиасты, люди идеи, именно они способны на эффективную реализацию вышеописанных скрытых возможностей как части инновационного потенциала.

Необходимо отметить, что раскрытие инновационного потенциала будет наиболее результативным в организации, обладающей сильной корпоративной культурой и эффективной системой мотивации.

Культура организации — свод наиболее важных положений деятельности организации, определяемых ее миссией и стратегией развития и находящих выражение в совокупности социальных норм и ценностей, разделяемых большинством работников. Компонентами культуры организации являются:

— принятая система лидерства;

— стили разрешения конфликтов;

— действующая система коммуникации;

— положение индивида в организации;

— принятая символика: лозунги, организационные табу, ритуалы.

Корпоративная культура состоит из идей, взглядов, основополагающих ценностей, которые разделяются членами организации.[15]

Мотивация есть совокупность внешних и внутренних условий, побуждающих субъекта к активности, а также объект, на который эта активность направлена, являясь осознаваемой или не осознаваемой.[13] Классическая классификация методов

является одной из наиболее распространенных [10,с.41-45], основывается на мотивационной ориентации [14] и предусматривает: организационно-административные, экономические и социально-психологические методы стимулирования персонала. В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их комбинации. Для эффективного управления мотивацией необходимо использовать все три группы методов. Так, использование только властных и материальных мотиваций не позволяет мобилизовать творческую активность персонала (важнейший фактор развития инновационной деятельности) на достижение целей организации. Для достижения максимальной эффективности необходимо применение нематериального стимулирования.

Таким образом, основными особенностями стратегических инноваций в медиасфере являются:

1. Стратегические инновации в медиасфере провоцируют изменения, в том числе, и инновационные в других сферах деятельности.

СМИ формируют потребительский спрос, являясь коммуникативным посредником между потребителем и производителем (рекламодателем). Развитие медиасферы сопряжено с развитием информационно-коммуникационных технологий, влияющих на все сферы общественной и экономической жизни.

2. Стратегические инновации в медиасфере во многом зависимы от уровня развития информационно- коммуникационной сферы.

Медиасфера постепенно отходит от традиционных печатных форматов, уходя в информационное пространство, где постоянно появляются новые площадки генерации и передачи информации, где потребитель контента становится в то же время и его производителем, происходят процессы конвергенции СМИ.

3. Стратегические инновации в медиасфере отражаются в изменениях сразу на двух рынках: на рынке продуктов (продажа содержания) и на рынке услуг (продажа доступа к аудитории рекламодателям).

4. Стратегические инновации в медиасфере ограничены значительно меньшим горизонтом планирования.

Для малых предприятий медиаиндустрии добавляется еще пара особенностей стратегических инноваций:

1. Большая вероятность максимально эффективно использовать «скрытые возможности» как часть инновационного потенциала организации. Это касается именно малых предприятий, так как острый недостаток финансовых и иных ресурсов побуждает энтузиастов к срочному поиску решения проблем с помощью разработки и внедрения стратегических новшеств/инноваций.

2. Ввиду недостатка финансовых и иных ресурсов, разработка и внедрение инноваций на малых предприятиях медиаиндустрии во многом зависит от уровня развития на предприятии корпоративной культуры и системы мотивации к творчеству.

Литература

1. Баженов Г.Е., Кислицына O.A. Инновационный потенциал предприятия: экономический аспект. — Электронный ресурс. Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/innovatsionnyy-potentsial-predpriyatiya-ekonomicheskiy-aspekt

2. Вартанова Е.Л. O современных медиа и журналистике. Заметки исследователя. — М.: МедиаМир, 2015. — 136 с., С.37.

3. Вартанова ЕЛ. СМИ и журналистика в пространстве постиндустриального общества // Медиаскоп. — 2009. — № 2. — С. 15.

4. Всемирный обзор индустрии развлечений и СМИ: прогноз на 2015-2019 гг. — Электронный ресурс. Режим доступа: http:// www.pwc.ru

5. Вартанова Е.Л. Новые медиа как фактор модернизации СМИ // Информационное общество. — М.: Автономная некоммерческая организация «Институт развития информационного общества», 2008. — № 5-6. — С. 37-39.

6. Вартанова Е.Л. Факторы модернизации российских СМИ и проблема социальной ответственности // Медиаскоп. — 2009. — №1. — С. 15.

7. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика в системе современных исследований СМИ // Медиаскоп. — 2004. — №1.- Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/?q=node/185

8. Киселев С.А. Стратегический инновационный менеджмент: тенденции, технологии, практика: Монография. — М.: Буки Веди, 2016. — 144 с.

9. Кунгурцева В.С. Повышение уровня инновационного развития корпорации на основе совершенствования механизма управления ее инновационным потенциалом. Диссертация [...] к.э.н. — Самара, 2014. — С.145, С. 30.

10. Мерсер Д. IBM: управление в самой преуспевающей корпорации. — М, 1999. — 231 с., с. 41-45.

11. Милованов С.Н. Методы прогнозирования, используемые в инновационном менеджменте.- Электронный ресурс. Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/metody-prognozirovaniya-ispolzuemye-v-innovatsionnom-menedzhmente

12. Объемы рекламы в средствах ее распространения в январе-сентября 2015 года — Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id6210

13. Психология. Словарь / Под общ.ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1990. — С. 219.

14. Радугин A.A. Основы менеджмента. — М.: «ЦЕНТР», 1998. — С.40.

15. Роль корпоративной культуры в системе управления персоналом.- Электронный ресурс. Режим доступа: https://studfiles. net/preview/5955795/page:45/

16. СМИ в меняющейся России: Коллективная монография / Под ред. Е.Л. Вартановой; науч. ред. И.Д.Фомичева. — М.: Аспект Пресс, 2010. — 336 с., С 94

17. Субетто А.И. Творческое долгожительство в пространстве креативной онтологии здоровья и спорта. — Электронный ресурс. Режим доступа:http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001d/00162427.htm

18. Управление интеллектуальными ресурсами инновационно- активных предприятий / А.Е. Карлик, В.В. Платонов, Н.Н. Тихомиров, В.П. Воробъев, А.С. Ковалева. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2013. — 167 с., С.19.

19. Уэбстер Ф. Теории информационного общества / Под ред. Е.Л. Вартановой. — М.: Аспект Пресс, 2004. — С.93.

20. Филатов В.В. Методы прогнозирования развития рынка инноваций отраслевой экономической системы в условиях неопределенности внешней среды // Научный журнал НИУ ИТМО. Сер. Экономика и экологический менеджмент. — 2014. — № 3. — С. 576-584.

21. Advertising Expenditure Forecasts September 2016 — Электронный ресурс. Режим доступа: http://zenithmedia.se/wp-content/ uploads/2016/10/Advertising-Expenditure-Forecasts-September-2016.pdf

22. Edvinsson, L., Malone, M. S. Intellectual Capital: Realizing Your Company's True Value By Finding Its Hidden Brainpower (1st Ed.). — New York: Harper-Business, 1997.

ОСОБЕННОСТИ CLICK-WRAP СОГЛАШЕНИЙ В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ РОССИИ И США

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К.Р. Ситдиков,

магистрант Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (г.Москва)

[email protected]

В статье определяются экономическая основа и правовая квалификация договоров, заключаемых посредством click-wrap соглашений, в американской и российской юрисдикции, приводятся решения судов, подтверждающие применение исследованных концепций в правоприменительной практике электронной коммерции

Ключевые слова: электронная коммерция, договор, Интернет-коммерция, дистанционная торговля

УДК 347.44 ББК 67.404.2

Развитие технологий теле- медиа-коммуникаций способствовало оптимизации, ускорению, примитивизации принятия потребителем предложенных ему условий. Такой акцепт происходит путем щелчка мышью по клавише «Я согласен» или ее вариаций, подтверждающих согласие с условиями оферты. Описанная выше форма получила название click-wrap1.

Наиболее красноречиво распространенность click-wrap соглашений иллюстрирует статистика денежного оборота в сфере электронной коммерции.

Так, согласно исследованиям компании eMarketer, специализирующейся на анализе рынка электронной коммерции по всему миру, общий объем продаж в сети Интернет достиг отметки в 1 триллион долларов США в 2012 году2. За последующие 4 года, то есть к концу 2016 года, денежное выражение проданных посредством сети Интернет товаров и услуг достигло 1,915 трлн долл. США, что означает практически двукратный рост. И сокращения темпов роста не предвидится: по данным аналитиков, к 2020 году объем продаж в электронной коммерции достигнет отметки в 4 трлн долл. США3.

Итак, под click-wrap соглашениями понимается форма заключения договора, при которой принятие пользователем условий договора происходит путем нажатия на кнопку «Я согласен», «lAccept» и их вариаций, либо иным способом, использующим аналогичную механику4.

Click-wrap в равной степени применяется к любым видам договоров, поскольку опосредует собой не конкретные виды прав и обязанностей, а именно механизм их приобретения5.

A. Gatt выделяет следующие особенности click-wrap соглашений:

Во-первых, click-wrap механизм совершения сделки полностью лишает сторону, акцептующую условия, возможности вести переговоры или вносить правки в предлагаемые условия договора. Такой принцип получил название «take-it-or-leave-it», что можно перевести как «принимаешь или уходишь»

Во-вторых, для заключения click-wrap соглашения не требуется бумажных документов, собственноручных подписей или физического общения сторон договора.

В-третьих, click-wrap соглашения позволяют оференту с минимальными экономическими издержками заключать максимальное количество контрактов. Click-wrap соглашения обеспечивают массовость и высокую степень автоматизации при сокращении транзакционных издержек, а значит позволяют снизить цены для потребителей, повысив при этом объемы продаж и совокупную выручку продавца или поставщика6.

Click-wrap соглашения в Соединенных Штатах Америки

Главным актом, регулирующим коммерческие отношения, является UCC - Uniform Commercial Code, в той или иной степени принятый всеми американскими штатами, и который указывает, что «контракт купли-продажи товаров может быть совершен в любой форме, в достаточной степени позволяющей установить согласие сторон, в том числе такое поведение обеих сторон, которое позволяет определить факт существования такого контракта».

Актом, более детально регулирующим транзакции, совершаемые в электронной форме, является UETA -Uniform Electronic Transactions Act. Так, Секция 2 UETA определяет под электронной подписью электронный звук, символ, процесс или последовательность действий, связанных или логически ассоциируемых с электронной записью и совершенная или принятая лицом, намеревающимся подписать электронную запись7.

Click-wrap механизм, представляющий собой ни что иное, как последовательность действий пользователя, то есть определенный процесс, в полной мере подпадает под определение электронной подписи.

Еще один нормативный акт, применимый к click-wrap механизму - Uniform Computer Information Transaction Act (UCITA).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.