Научная статья на тему 'Особенности click-wrap соглашений в сфере электронной коммерции: сравнительно-правовой анализ России и США'

Особенности click-wrap соглашений в сфере электронной коммерции: сравнительно-правовой анализ России и США Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1428
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / ELECTRONIC COMMERCE / ДОГОВОР / AGREEMENT / ИНТЕРНЕТ-КОММЕРЦИЯ / INTERNET-COMMERCE / ДИСТАНЦИОННАЯ ТОРГОВЛЯ / DISTANCE TRADE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ситдиков К.Р.

В статье определяются экономическая основа и правовая квалификация договоров, заключаемых посредством click-wrap соглашений, в американской и российской юрисдикции, приводятся решения судов, подтверждающие применение исследованных концепций в правоприменительной практике электронной коммерции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specific features of Click-Wrap agreements in the sphere of electronic commerce: comparative and legal analysis in Russian and the United States (Russia, Moscow)

The article discusses the economic foundation and the legal classification of Click-Wrap agreements in American and Russian codes. The author cites court decisions that support the use of research concepts in the practice of law enforcement in the sphere of electronic commerce

Текст научной работы на тему «Особенности click-wrap соглашений в сфере электронной коммерции: сравнительно-правовой анализ России и США»

12. Объемы рекламы в средствах ее распространения в январе-сентября 2015 года — Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id6210

13. Психология. Словарь / Под общ.ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1990. — С. 219.

14. Радугин A.A. Основы менеджмента. — М.: «ЦЕНТР», 1998. — С.40.

15. Роль корпоративной культуры в системе управления персоналом.- Электронный ресурс. Режим доступа: https://studfiles. net/preview/5955795/page:45/

16. СМИ в меняющейся России: Коллективная монография / Под ред. Е.Л. Вартановой; науч. ред. И.Д.Фомичева. — М.: Аспект Пресс, 2010. — 336 с., С 94

17. Субетто А.И. Творческое долгожительство в пространстве креативной онтологии здоровья и спорта. — Электронный ресурс. Режим доступа:http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001d/00162427.htm

18. Управление интеллектуальными ресурсами инновационно- активных предприятий / А.Е. Карлик, В.В. Платонов, Н.Н. Тихомиров, В.П. Воробъев, А.С. Ковалева. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2013. — 167 с., С.19.

19. Уэбстер Ф. Теории информационного общества / Под ред. Е.Л. Вартановой. — М.: Аспект Пресс, 2004. — С.93.

20. Филатов В.В. Методы прогнозирования развития рынка инноваций отраслевой экономической системы в условиях неопределенности внешней среды // Научный журнал НИУ ИТМО. Сер. Экономика и экологический менеджмент. — 2014. — № 3. — С. 576-584.

21. Advertising Expenditure Forecasts September 2016 — Электронный ресурс. Режим доступа: http://zenithmedia.se/wp-content/ uploads/2016/10/Advertising-Expenditure-Forecasts-September-2016.pdf

22. Edvinsson, L., Malone, M. S. Intellectual Capital: Realizing Your Company's True Value By Finding Its Hidden Brainpower (1st Ed.). — New York: Harper-Business, 1997.

ОСОБЕННОСТИ CLICK-WRAP СОГЛАШЕНИЙ В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ РОССИИ И США

К.Р. Ситдиков,

магистрант Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (г.Москва)

kamil.sitdikov@gmail.com

В статье определяются экономическая основа и правовая квалификация договоров, заключаемых посредством click-wrap соглашений, в американской и российской юрисдикции, приводятся решения судов, подтверждающие применение исследованных концепций в правоприменительной практике электронной коммерции

Ключевые слова: электронная коммерция, договор, Интернет-коммерция, дистанционная торговля

УДК 347.44 ББК 67.404.2

Развитие технологий теле- медиа-коммуникаций способствовало оптимизации, ускорению, примитивизации принятия потребителем предложенных ему условий. Такой акцепт происходит путем щелчка мышью по клавише «Я согласен» или ее вариаций, подтверждающих согласие с условиями оферты. Описанная выше форма получила название click-wrap1.

Наиболее красноречиво распространенность click-wrap соглашений иллюстрирует статистика денежного оборота в сфере электронной коммерции.

Так, согласно исследованиям компании eMarketer, специализирующейся на анализе рынка электронной коммерции по всему миру, общий объем продаж в сети Интернет достиг отметки в 1 триллион долларов США в 2012 году2. За последующие 4 года, то есть к концу 2016 года, денежное выражение проданных посредством сети Интернет товаров и услуг достигло 1,915 трлн долл. США, что означает практически двукратный рост. И сокращения темпов роста не предвидится: по данным аналитиков, к 2020 году объем продаж в электронной коммерции достигнет отметки в 4 трлн долл. США3.

Итак, под click-wrap соглашениями понимается форма заключения договора, при которой принятие пользователем условий договора происходит путем нажатия на кнопку «Я согласен», «lAccept» и их вариаций, либо иным способом, использующим аналогичную механику4.

Click-wrap в равной степени применяется к любым видам договоров, поскольку опосредует собой не конкретные виды прав и обязанностей, а именно механизм их приобретения5.

A. Gatt выделяет следующие особенности click-wrap соглашений:

Во-первых, click-wrap механизм совершения сделки полностью лишает сторону, акцептующую условия, возможности вести переговоры или вносить правки в предлагаемые условия договора. Такой принцип получил название «take-it-or-leave-it», что можно перевести как «принимаешь или уходишь»

Во-вторых, для заключения click-wrap соглашения не требуется бумажных документов, собственноручных подписей или физического общения сторон договора.

В-третьих, click-wrap соглашения позволяют оференту с минимальными экономическими издержками заключать максимальное количество контрактов. Click-wrap соглашения обеспечивают массовость и высокую степень автоматизации при сокращении транзакционных издержек, а значит позволяют снизить цены для потребителей, повысив при этом объемы продаж и совокупную выручку продавца или поставщика6.

Click-wrap соглашения в Соединенных Штатах Америки

Главным актом, регулирующим коммерческие отношения, является UCC - Uniform Commercial Code, в той или иной степени принятый всеми американскими штатами, и который указывает, что «контракт купли-продажи товаров может быть совершен в любой форме, в достаточной степени позволяющей установить согласие сторон, в том числе такое поведение обеих сторон, которое позволяет определить факт существования такого контракта».

Актом, более детально регулирующим транзакции, совершаемые в электронной форме, является UETA -Uniform Electronic Transactions Act. Так, Секция 2 UETA определяет под электронной подписью электронный звук, символ, процесс или последовательность действий, связанных или логически ассоциируемых с электронной записью и совершенная или принятая лицом, намеревающимся подписать электронную запись7.

Click-wrap механизм, представляющий собой ни что иное, как последовательность действий пользователя, то есть определенный процесс, в полной мере подпадает под определение электронной подписи.

Еще один нормативный акт, применимый к click-wrap механизму - Uniform Computer Information Transaction Act (UCITA).

Сфера его действия определена отношениями, возникающими в сфере «транзакций компьютерной информации»8. Ключевым положением является Секция 211 «Лицензии масс-маркета». В соответствии с пунктом (a) указанной Секции, под лицензией масс-маркета понимается такая лицензия, акцепт предложения использовать которую выражается согласием стороны, акцептующей оферту.

Соответственно, использование click-wrap механизма как способа совершения согласия допускается UCITA, хотя и не содержит прямого его упоминания.

Подводя итог анализу нормативных правовых актов, принятых в Соединенных Штатах Америки, можно утверждать следующее. Во-первых, термин click-wrap не используется в текстах нормативных правовых актов. Во-вторых, общая концепция click-wrap соглашений в полной мере удовлетворяет требованиям нормативных правовых актов, поскольку последние предусматривают допустимость любой формы выражения согласия пользователя на совершение сделки.

Click-wrap соглашения в решениях американских судов

В сфере электронной коммерции судебные прецеденты позволяют оценить правомерность тех или иных конструкций соглашений, архитектуру сайтов и иные вопросы, которые не могут быть и не должны быть урегулированы нормативными актами9.

Ниже будут рассмотрены значимые судебные решения американских судов, затрагивающие click-wrap соглашения.

Specht v. Netscape Communications Corp. (2002)

Суд указал на необходимость добросовестности со стороны субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность, при заключении click-wrap соглашений. Как было установлено в ходе разбирательства, при скачивании установочного файла программного обеспечения единственной кнопкой на экране была кнопка «Download» («Скачать»), кнопки «I Accept» и ей аналогичной пользователю не предлагалось. Текст лицензионного соглашения был размещен под кнопкой «Download», а не до нее, а значит пользователь скачивал файл, не зная о существовании какого-либо соглашения и о том, что, нажимая кнопку «Скачать», он соглашается с ним. Исходя из совокупности этих обстоятельств, суд отказал распространителю программного обеспечения в защите10.

Moore v. MicrosoftCorp. (2002)

Суд прямо указал на то, что лицензионное соглашение с конечным пользователем имеет силу и создает права и обязанности для сторон в том случае, если текст такого документа высвечивается пользователю перед началом установки, и пользователь должен нажать кнопку «I agree» для того, чтобы скачать с веб-сайта и установить программное обеспечение11.

Click-wrap соглашения в Российской Федерации

Не вызывает сомнения, что на территории Российской Федерации click-wrap соглашения получили достаточно широкое распространение при заключении лицензионных соглашений, договоров купли-продажи, договоров оказания услуг и многих других, в том числе и непоименованных12.

Российское законодательство не регулирует click-wrap механизм, что дает возможность применять различные подходы к квалификации click-wrap соглашений в зависимости от того, под каким углом мы их рассматриваем и какой конкретно вид договора заключается исследуемым механизмом13.

В соответствии с пунктом 1 статьи 158 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ), сделки совершаются устно или в письменной форме. Письменная форма при этом может быть простой или нотариальной14.

В соответствии с п.1 ст.160 ГК РФ, сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего содержание сделки и подписанного уполномоченным лицом.

В соответствии с п.2. ст.434 ГК РФ, договор (то есть двусторонняя или многосторонняя сделка) может быть заключен путем:

1. Составления одного документа, подписанного сторонами;

2. Путем обмена письмами, телеграммами, телексами, телефаксами и иными документами, в том числе электронными документами.

В соответствии с п.3 ст.434 ГК РФ и п.3 ст.438 ГК РФ, совершение лицом, получившем оферту, действий по выполнению указанных в ней условий договора считается акцептом, если иное не предусмотрено нормативным правовым актом или самой офертой.

Итак, рассмотрим, как элементы механизма click-wrap соотносятся с нормами российского права.

Представляется очевидным, что, когда на веб-сайте в сети Интернет размещается информации о товаре (ассортименте), цене, сроках доставки, иная информация, необходимая для заключения договора, такое предложение можно расценивать как оферту15. Отметим, что такая информация не обязательно будет представлена на одной странице сайта в сети Интернет, но будет так или иначе инкорпорирована и доступна для ознакомления пользователем.

Очевидно, что форма такой сделки не может быть устной в силу противоречия самой сущности устной сделки как заключаемой вербальным путем.

Для того, чтобы конклюдентные действия признавались надлежащими способу акцепта сделки, заключаемой в письменной форме, оферта должна быть сделана в письменном виде. Предложение заключить договор, размещенный на веб-сайте, можно считать письменным, поскольку оно изложено при помощи графического изображения букв алфавита, их наборов, цифр и любых иных символов, используемых для письма16.

По общему правилу акцепта письменных сделок, контрагент должен был бы направить оференту акцепт в форме письменного документа (в том числе и электронного документа). Однако, в случае с click-wrap соглашением, речь не может идти о направлении документа, поскольку само по себе нажатие на кнопку «Я согласен» или ее аналог не является направлением индивидуально-определенного документа с необходимыми реквизитами.

Вспомним положения п.3 ст.438 ГК РФ: акцептом считается совершение действий по выполнению указанных в оферте условий. Таким образом, не вызывает сомнения, что при наличии в оферте, размещенной на сайте, текста, по смыслу означающего «Нажимая на кнопку «Я согласен», потребитель акцептует и принимает условия настоящей оферты», нажатие на такую кнопку будет является конклюдентным действием, в полной мере приравненным к акцепту.

В подтверждение позиции действительности click-wrap соглашений в Российской Федерации обратимся к судебной практике:

Апелляционное определение от 18.07.2014 г. по делу №33-4491/14.

Гражданка Российской Федерации К.О.М. обратилась с иском к ООО «Цифровые Финансовые системы» с требованием о признании договора займа, заключенного в сети Интернет, недействительным, как противоречащему требованиям Закона «О защите прав потребителей» и ГК РФ.

Помимо прочего, истец указала на то, что информация об условиях заключаемого договора не была доведена до нее надлежащим образом.

Однако и Невинномысский городской суд Ставропольского края, выступая в качестве суда первой инстанции, и Ставропольский краевой суд в качестве суда апелляционной инстанции, признали действительным click-wrap соглашение, выступавшее формой заключения договора займа.

Суды указали, что факт доведения ответчиком до К.О.М. достоверной и полной информации еще до заключения Договора займа подтверждается действиями К.О.В. в «Личном кабинете» в сети Интернет. В частности, К.О.В. в «Личном кабинете» нажала кнопку «Принять», находящуюся под размещенными в «Личном кабинете» условиями ее Заявки, и под положением «Нажатием кнопки «Принять» подтвердила, что с офертой ООО «Цифровые Финансовые системы» о предоставлении

микрозайма и Правилами предоставления микрозаймов ООО «Цифровые Финансовые системы» ознакомлена, понимает их и полностью с ними согласна17.

Таким образом, суд подтвердил, что конклюдентные действия лица путем нажатия кнопки «Принять» (тем более при наличии в оферте положения о таком нажатии как о действии по акцепту оферты) имеют юридическую силу, сделка, совершенная таким образом, не противоречит требованиям закона.

Апелляционное определение Московского городского суда от 12.07.2016 по делу №33-27140/2016

Гражданин Российской Федерации Ж. обратился в суд с иском к ответчику ООО «Мэйл.Ру» с требованием о признании электронных сообщений, полученных от ответчика, рекламой, и компенсации морального вреда.

Истец ссылался на положения Федерального закона «О рекламе» и указывал, что не предоставлял согласия на получение рекламных сообщений от ответчика.

Однако Савеловский районный суд города Москвы и Московский городской суд встали на сторону ответчика - компании ООО «Мэйл.Ру». Как установили суды, перед тем, как зарегистрировать электронный почтовый ящик и начать использовать сервис пользователь обязан заполнить регистрационную форму и принять условия Пользовательского соглашения путем нажатия на кнопку «Зарегистрироваться». Суды квалифицировали такие действия как принятие (акцепт) оферты в соответствии с ст.435 и ст.438 ГК РФ.

Одним из пунктов Пользовательского соглашения является согласие на получение сообщений рекламного и информационного характера о сервисах Ответчика. Таким образом, нажатие кнопки «Зарегистрироваться» признано судом надлежащей формой принятия оферты и согласия с условиями Пользовательского соглашения18.

Подведем следующий итог: совершение сделки путем click-wrap механизма имеет право на существование в российской юрисдикции. По своей правовой природе с точки зрения российского права click-wrap соглашение есть конклюдент-ное действие пользователя, признаваемое акцептом оферты, сделанной в письменном электронном виде. В целом такая

схема будет приравнена к письменной форме сделки путем создания соответствующей фикции. Click-wrap соглашения неоднократно признавались действительными в решениях российских судов.

Подводя итог проведенному исследованию, можно сделать следующие выводы:

Во-первых, click-wrap соглашения - принципиально новый способ совершения сделок, появившийся в результате непрерывного развития технологий, распространения сети Интернет и росту электронной коммерции. Под click-wrap соглашениями понимается такая форма заключения договора, при которой принятие пользователем условий договора происходит путем нажатия клавишей мыши на кнопку «Я согласен», «I Accept» и их вариаций, либо иным способом, использующим аналогичную механику.

Во-вторых, click-wrap соглашения признаются и защищаются в обеих исследованных юрисдикциях - в Соединенных Штатах Америки и в Российской Федерации.

В-третьих, американский и российский регулятор имеют разные подходы к квалификации click-wrap соглашений, однако эти подходы имеют зону соприкосновения, которая видит в click-wrap механизме конклюдентный способ акцепта оферты.

В-четвертых, по спорам, возникающим в связи с click-wrap соглашениями, имеется обширная практика американских судов, сопровождаемая значительным количеством научных и практических комментариев. Российская судебная практика намного более скромная и не имеет в своей сути фундаментальный анализ природы click-wrap соглашений.

Представляется, тем не менее, что некоторые выводы ratio decidendi, озвученные американскими судами, могут послужить как минимум ориентиром при возникновении подобных споров в российской юрисдикции. Это связано с тем, что ключевым в американских решениях является не столько правовая квалификация и использование американских правовых норм, сколько оценка некоторых аспектов click-wrap соглашений (например, возможности ознакомления пользователя с условиями соглашения) исходя из общеправовых понятий, таких как, например, добросовестность.

1 Савельев А.И. Электронная коммерция в России и за рубежом: правовое регулирование. — М.: Статут, 2014. — С. 179-180.

2 Ecommerce Sales Topped $ 1 Trillion for First Time in 2012. [Electronic resource] // eMarketer [Official website]. URL: https://www.emarketer. com/Article/Ecommerce-Sales-Topped-1-Trillion-First-Time-2012/1009649. (access date: 06.06.2017).

3 Worldwide Retail Ecommerce Sales Will Reach $1.915 Trillion This Year [Electronic resource] // eMarketer [Official website]. URL: https://www. emarketer.com/Article/Worldwide-Retail-Ecommerce-Sales-Will-Reach-1915-Trillion-This-Year/1014369. (access date: 06.06.2017).

4 Stein L.D. Click to accept // Web Techniques. 2001. №6(4). P. 14.

5 Gillies L.E. Electronic Commerce and International Private Law: A Study of Electronic Contracts. Ashgate Publishing Company. 2008. P. 28.

6 Gatt A. Electronic Commerce — Click-Wrap Agreements // Computer Law & Security Report. 2002. Vol.18 №6. P. 405-406.

7 Uniform Electronic Transactions Act. [Electronic resource] // Uniform Law Commission. [Official website]. URL: http://www.uniformlaws.org/ shared/docs/electronic%20transactions/ueta_final_99.pdf. (access date: 06.06.2017).

8 Uniform Computer Information Transactions Act. [Electronic resource] // Uniform Law Commission. [Official website]. URL: http://www.uniform-laws.org/shared/docs/computer_information_transactions/citaam99.pdf (access date: 06.06.2017).

9 Korenblatt J. US Case Law: The Rulings That Count // International Tax Review. Vol.10. №4. 1999. P. 13-17.

10 Specht v. Netscape Communications Corporation. [Electronic resource] // Casebriefs. [Official website]. URL: http://www.casebriefs.com/blog/ law/contracts/contracts-keyed-to-murphy/the-bargain-relationship/specht-v-netscape-communications-corporation/. (access date: 06.06.2017).

11 Moore v. Microsoft Corp. [Electronic resource] // Leagle database. [Official website]. URL: http://www.leagle.com/decision/2002880293AD2d587_ 1437.xml/MOORE%20v.%20MICROSOFT%20CORPORATION. (accessdate: 06.06.2017).

12 Пахомова Е.П. Договор оказания интернет-услуг связи // Современное право. — 2016. — №7. — С. 90-93.

13 Нагаева А. О квалификации договорных обязательств, исполнение которых осуществляется в режиме электронного взаимодействия // Юрист. — 2005. — №12. — С. 21-24.

14 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 07.02.2017) // Российская газета. 08.12.1994. №238-239.

15 Савельев А.И. Указ. соч. — С.179-191.

16 Дмитрик Н.А. Способы осуществления субъективных гражданских прав и исполнения обязанностей с использованием сети Интернет: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2007. — С. 18.

17 Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 18.07.2014 по делу №33-4491/2014 [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс. (дата обращения: 06.06.2017).

18 Апелляционное определение Московского городского суда от 12.07.2016 по делу №33-27140/2016 [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс. (дата обращения: 06.06.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.