УДК 371.01
Roslyakova S.V. FEATURES OF THE FORMATION OF THE PROBLEM AND THEORETICALSTUDY OF FORMATION OF COGNITIVE COMPETENCE OF STUDENT ADOLESCENT TRAINING COURSE AT THE PRESENT STAGE OF ITS DEVELOPMENT. In this paper, based on the process approach features disclosed in the formation and theoretical study of the problem under investigation at the present stage of its development is determined by the specificity of conditioning and social-economic situation in the country and the degree of elaboration of the problem.
Key words: the historiography of the problem, current stage in the development of problem, the peculiarities of the problem, especially the theoretical study of the problem, cog n itive competence, the formation of cognitive competence of students in the learning process.
С.В. Рослякова, канд. пед. наук, доц. каф. социальной работы, педагогики и психологии Челябинского гос. педагогического университета, г. Челябинск, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЕЕ РАЗВИТИЯ
В статье с опорой на процессный подход раскрываются особенности в становлении и теоретическом изучении исследуемой проблемы на современном этапе ее развития, определяется их обусловленность спецификой социально-экономической ситуации в стране и степенью разработанности проблемы.
Ключевые слова: историография проблемы, современный этап становления проблемы, особенности становления проблемы, особенности теоретического изучения проблемы, познавательная компетентность, формирование познавательной компетентности у учащихся подросткового возраста.
Одними из значимых результатов научного поиска являются выводы, полученные в процессе изучения истории развития исследуемой проблемы, поскольку они позволяют создать адекватное представление об особенностях ее становления, степени теоретической и практической разработанности к моменту исследования, а главное - сделать выбор направления собственного поиска в ее решении. Признавая важность построения историографии проблемы, под которой мы, вслед за Е.В. Яковлевым, понимаем «хронологически полную и систематизированную совокупность сведений о ее развитии» [1, с. 16], в этой статье нам бы хотелось сделать акцент не столько на изложении историографических фактов, создающих представление о развитии проблемы, сколько на выделенных в ее становлении и теоретическом изучении особенностей, характерных современному этапу развития.
В целом современный этап становления проблемы формирования познавательной компетентности учащихся подросткового возраста в учебном процессе можно охарактеризовать как этап ее интенсивной и полноценной разработки. Однако, предваряя разговор об особенностях этого этапа, считаем правильным остановиться на изложении принципиальных выводов, которые позволили обозначить его границы и оценить значимость в общем процессе становления проблемы:
- построение историографии необходимо осуществлять на основе процессного подхода, позволяющего представить любой исторический процесс, в том числе и генезис педагогической проблемы, как поступательный и целенаправленный; методами исследования, наиболее адекватными данной задаче, являются - историко-педагогический, теоретико-методологический и контент-анализ;
- «исходной точкой» в развитии проблемы является момент внедрения в практику российского образования идей компетен-тностного подхода;
- в качестве «единицы процесса», относительно которой определялось наступление нового этапа в эволюции исследуемой проблемы, следует выделить ее ключевой феномен «познавательная компетентность»;
- история становления проблемы включает два этапа: подготовительный (античность - 90-е гг. ХХ в.) и этап полноценной разработки - современный этап (90-е гг. Хх в. - до настоящего времени);
- для полноценного описания содержания каждого из этапов необходимо выделение комплекса предпосылок, характеризующих достижения в изучении проблемы на каждом из них, а именно: общественно-экономических, социально-педагогических, теоретико-методологических и опытно-практических.
На подготовительном этапе, где познавательная компетентность не является еще объектом изучения, создается серьез-
ная теоретико-методологическая база для разработки идей ком-петентностного подхода в отечественном школьном образовании и, в частности, для решения проблемы формирования познавательной компетентности учащихся подросткового возраста в учебном процессе. К концу этапа складываются следующие предпосылки: а) научно-техническая революция порождает все больший поток научной информации, которую необходимо усвоить, чтобы полноценно функционировать в обществе; внимание к личности и ее готовности качественно осуществлять жизнедеятельность; б) в социальном заказе выражается потребность учить школьников самостоятельности, умению учиться; в) разработка теорий познания, деятельности и развития личности; теории учебно-познавательной деятельности и развития самостоятельности школьников в ней, а также идей компетентностного подхода в различных отраслях науки; г) реализация на практике идей формирования учебно-познавательной деятельности.
Наиболее плодотворным этапом в развитии проблемы формирования познавательной компетентности учащихся подросткового возраста в учебном процессе является так называемый современный этап, на котором с опорой на достижения предшествующего периода осуществляется полноценная разработка ключевого феномена проблемы - «познавательная компетентность», предлагаются способы ее формирования у обучающихся.
В процессе историко-педагогического и теоретико-методологического анализа мы отметили, что развитие проблемы формирования познавательной компетентности учащихся подросткового возраста в учебном процессе на современном этапе обладает рядом особенностей, которые, с нашей точки зрения, проявились, во-первых, в становлении проблемы и, во-вторых, в характере ее теоретического осмысления.
Особенность в становлении проблемы на современном этапе ее развития заключается в том, что общественно-экономическая ситуация и обусловленный ею социальный заказ системе образования требуют формирования у современного школьника познавательной компетентности как одного из важных качеств личности, что, предопределяет актуальность проблемы формирования данного вида компетентности на социально-педагогическом уровне, а также активизирует научный поиск и способствуют ее полноценной разработке на научно-теоретическом и научно-методическом уровнях.
Эта особенность связана с изменениями в социально-экономической ситуации в мире и России, которые начались во второй половине Хх века и привели в XXI веке к формированию нового типа общества - информационного (постиндустриального), в котором на передний план социального и экономического развития выдвигаются информация и знание, все чаще выступающие в качестве источника прибыли. Новый тип экономичес-
кого развития, утверждающийся в информационном обществе, вызывает необходимость для работников несколько раз в течение жизни менять профессию, постоянно повышать свою квалификацию. Поэтому способности приобретать новые знания, информацию, умения и навыки, а также ориентироваться на их обновление и развитие становятся фундаментальными характеристиками членов информационного общества, работников в постиндустриальной экономике. Следовательно, главным умением личности определяется умение адекватно реагировать на изменения в жизни.
Умение жить в быстро меняющемся мире связано со способностью к самостоятельному поиску информации, самоорганизации своей деятельности в этом поиске; готовностью продолжать обучение в течение всей жизни, чтобы успешно учиться, быть востребованным квалифицированным работником. То есть, современный человек должен быть способен и готов к самостоятельной познавательной деятельности, чтобы отвечать всем этим требованиям. Итак, особенность в становлении проблемы, обусловленная социально-экономической ситуацией, связана с актуальностью проблемы формирования познавательной компетентности у современного человека. При этом быть способным к познанию признается ценным прежде всего для личности, ее успешной жизнедеятельности, для самореализации в жизни, учебной и трудовой деятельности.
Обусловленный социально-экономическими изменениями социальный заказ на подготовку нового типа личности выразился в нормативных документах как международного (материалы ЮНЕСКО, Совета Европы и др.), так и российского уровней («Стратегия модернизации содержания общего образования», «Концепция модернизации российского образования до 2010 года», «Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы», национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования»).
Контент-анализ нормативных документов в области образования позволил отметить, что старт для разработки теоретических и практических основ процесса формирования познавательной компетентности в школе дали два документа «Стратегия модернизации содержания общего образования» и «Концепции модернизации российского образования до 2010 года», в которых обозначается новая ориентация для школьного образования - на подготовку личности, компетентной в различных сферах деятельности (на компетентностный подход). Так, в Стратегии определяются ключевые компетентности, в числе которых в первую очередь называется компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности [2].
В документах последних лет также указано на актуальность формирования познавательной компетентности у учащихся. Например, в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечено: «Школьники должны освоить не только знания, но и умения их применять, <...> компетентности, связанные с идеей опережающего развития; все то, что понадобиться школьникам в дальнейшем образовании и в будущей взрослой жизни» [3, с. 7-8].
Следовательно, одной из особенностей в становлении исследуемой проблемы на современном этапе является обусловленность ее разработки социальным заказом, который, в свою очередь, соответствует жизненным и образовательным потребностям общества и личности.
В то же время контент-анализ нормативно-правовых документов позволил нам отметить такую особенность: несмотря на то, что, начиная с 2001 года со «Стратегии модернизации содержания общего образования» определяется ориентация на компетентностный подход в образовании, указывается на необходимость формирования у школьников ключевых компетентностей, в качестве методологической основы новых школьных стандартов основного общего образования (2010 г.) становится не компетентностный, как в профессиональном образовании, а системно-деятельностный подход, которому, по мнению разработчиков Стандарта, компетентностный подход «не противостоит, а снимается им» [4, с. 21].
Учитывая, что эти подходы разного уровня методологии педагогики, в исследовании их можно использовать следующим образом: общенаучной основной исследования выбрать законодательно установленный системно-деятельностный подход, а компетентностный подход использовать как практико-ориен-тированную основу.
Обобщая вышесказанное отметим, что общественно-экономическая ситуация и социальный заказ свидетельствуют об актуальности формирования у современного человека компетентности в познавательной деятельности, особенно это актуаль-
но в школьные годы, когда закладываются основы учебно-познавательной деятельности, формируется мотивация и личностное отношение к процессу познания как одному из важных процессов жизнедеятельности человека.
Кроме особенности в становлении проблемы, связанной с социально-экономической ситуацией и социальным заказом, мы отметили и другие специфические факты в ее развитии в рамках современного этапа:
1) стартовыми для изучения компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности стали исследования в области компетентностного подхода В.А. Хуторского (2003 г.), который выделяет в своей классификации ключевых компетенций учебно-познавательную [5], и И.А. Зимней (2004 г.), отметившей в числе деятельностных компетентностей компетентность в познавательной деятельности [6];
2) исследования, посвященные изучению сущности компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, стали появляться с 2003 года (Т.В. Шамардина [7]) и наиболее активно осуществлялись в 2006-2007 гг., когда идеи Стратегии и Концепции стали понятны и реализуемы в системе образования, а также с 2009 г. и по настоящее время, что связано с внедрением в образовании новых стандартов, основанных на компетентностном (для высшего образования) и системно-деятельностном (для школьного образования) подходах;
3) значительное количество работ, посвященных изучению процесса формирования познавательной компетентности - это прикладные исследования (Е.Р Антоненко [8], С.Г. Воровщиков [9],А.И. Забалуева [10], М.Н. Комиссарова [11], С.И. Константинова [12], О.В. Харитонова [13], В.В. Шаламов [14], Т.В. Шамардина [7] и др.) и разработки учителей-практиков, завучей школ и работников других учебных заведений, лишь два исследования - С.Г. Воровщикова [9], А.М. Митяевой [15] - имеют фундаментальный характер;
4) теоретические исследования, посвященные вопросам формирования и развития познавательной компетентности, носят обособленный характер: современные авторы недостаточно часто ссылаются на своих предшественников и, как следствие, не учитывают их достижения в изучении проблемы, хотя при этом учителя-практики, делящиеся своим опытом работы в сети Интернет, более осведомлены в теоретических исследованиях последних лет и активно их используют в качестве ссылок в представленных материалах при описании результатов своей деятельности.
Итак, к особенностям становления проблемы на современном этапе ее развития мы отнесли: во-первых, обусловленность интенсивного развития проблемы и ее актуальности значимостью для информационного общества и современной экономики, нуждающихся в личности, способной активно самостоятельно познавать на протяжении всей жизни, что нужно и самой личности, чтобы успешно учиться и трудиться; во-вторых, потребности личности и общества полностью совпадают с социальным заказом на формирование в школе способности и готовности к самостоятельной познавательной деятельности; в-третьих, учитывая преимущество существующих прикладных исследований и методических разработок над исследованиями фундаментального характера, а также непродолжительность периода разработки проблемы (чуть меньше десяти лет), на современном этапе своего развития она находится в фазе накопления знания о познавательной компетентности и способах ее решения, что также подтверждается разрозненностью исследований и методических разработок.
Обратимся к особенностям теоретического изучения проблемы формирования познавательной компетентности учащихся подросткового возраста в учебном процессе на современном этапе ее развития. С нашей точки зрения, главная особенность в теоретическом изучении заключается в накоплении материала относительно ключевого феномена исследования и предложении способов формирования познавательной компетентности у обучающихся, разработанных еще в ХХ веке для формирования основ учебно-познавательной деятельности. При этом, отмечая особенности в теоретическом изучении проблемы, считаем, что их необходимо раскрыть через существующие достижения в области теоретической разработки различных аспектов проблемы и выделить слабо разработанные и неразработанные моменты.
В процессе теоретического анализа диссертационных исследований последних десяти лет [7-14] мы выявили, что в отношении ключевого понятия «познавательная компетентность», были сделать следующие выводы:
1) определен статус познавательной компетентности:
а) ключевая, поскольку ей должен обладать каждый человек;
б) деятельностная, так как соотносится с определенным видом деятельности; в) социальная - необходимая для полноценного функционирования в обществе; г) интегративная, поскольку включает мотивационно-волевой, деятельностный и ценностноличностный компоненты;
2) существует несколько названий компетентности в познавательной деятельности, отличающихся объемом содержания
- познавательная, учебно-познавательная, когнитивная, интеллектуально-познавательная, учебно-исследовательская; предпочтение отдается понятию «учебно-познавательная», при этом более емким по содержанию признаются, понятия «познавательная», «когнитивная» и «интеллектуально-познавательная»;
3) представлено множество определений, которые отражают либо ее сущность -интегративное качество личности (Е.Р. -Антоненко [8], О.В. Харитонова [13], Т.В. Шамардина [7]), характеристика личности (М.Н. Комиссарова) [11], уровень учебнопознавательной деятельности (Т.В. Шамардина) [7] личностноосмысленный опыт учебной деятельности (С.Г. Воровщиков) [9], готовность осуществлять учебно-познавательную деятельность (С.И. Константинова) [11], способность личности к познавательной деятельности (А.И. Забалуева) [10], умение, способность и готовность к осуществлению познавательной деятельности (В.В. Шамаев) [14]; либо структуру - личностные, предметные и инструментальные особенности и компоненты (Т.В. Шамардина) [7]; потребностно-мотивационный, содержательно-операциональный, эмоционально-волевой и рефлексивный компоненты (Е.Р Антоненко) [8]; совокупность компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности (А.В. Хуторской) [5];
4) разработана модель содержания компетентности: С.Г. Воровщиков представил ее в виде трехъярусной пирамиды, венцом которой является ценностно-ориентирующий уровень: убеждения, эмоционально-ценностные установки, знание высших образцов познавательной деятельности; «плотью» -теоретико-информационный уровень: знание о законах, теориях, способах и приемах познания, учения; основанием - технико-технологический уровень: общеучебные умения, готовность применить различные техники и технологии познания в стандартных и нестандартных ситуациях [9]; Т.В. Шамардина в ее содержании выделила когнитивный, операционально-деятельностный, ценностно-смысловой компоненты [7];
5) в качестве базовой составляющей исследователями чаще всего выделяются общеучебные умения и навыки, которые представляют ее деятельностный (операциональный) компонент (С.Г. Воровщиков [9] и др.), или фундаментальная грамотность как уровень образованности человека (Т.В. Шамардина [7] и др.).
Несмотря на названные выше достижения в изучении ключевого феномена, мы отметили и слабо разработанные моменты:
- не отражена интегративная сущность данной компетентности в системе критериев и показателей, по которым необходимо оценивать степень ее сформированности,
- не обозначен перечень компетенций ее составляющих;
- не определено место познавательной компетентности среди других видов компетентностей, формируемых у учащихся в общеобразовательном учреждении, и их соотношение.
Следует отметить, что больший интерес для нас представляли теоретические изыскания исследователей в области изучения процессуального аспекта проблемы - реализации процесса формирования познавательной компетентности. Анализ работ [7-12 и др.] показал, что данный аспект раскрыт недостаточно. В основном исследователи акцентируют внимание на критериях и показателях, при помощи которых можно оценить степень сформированности познавательной компетентности. Выделенные критерии (мотивационно-когнитивный, деятельностный, рефлексивный), показатели (знания в области организации самостоятельной познавательной деятельности, общеучебные умения по ее организации, степень самостоятельности и др.) и уровни (оптимальный, допустимый, критический и т.п.), безусловно, позволяют оценить эффективность процессов развития и формирования данного вида компетентности, но не раскрывают последовательность процесса ее формирования у школьников.
В представленных работах [7; 12] мы встретили попытки смоделировать процесс формирования познавательной компетентности у учащихся, но отметили, что в основном раскрывается содержание деятельности школьников, целью которой обозначается переход от репродуктивных действий к самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Однако соответствующая ей деятельность учителя не моделируется, не раскрываются моменты согласования действий педагога и обучающегося. В результате мы заключили, что технологические аспекты исследуемой проблемы представлены в науке слабо.
Кроме того, не считая исследований методической направленности Е.В. Вязовой (математика) и Т.В. Осенчуговой (физика), в работах современного этапа становления проблемы не раскрыты особенности осуществления процесса формирования познавательной компетентности у подростков, на основной ступени школьного образования. Нами отмечено, что большинство исследований ориентировано на старший школьный возраст (Е.Р Антоненко [8], С.Г. Воровщиков [9], М.Н. Комиссарова [11], С.И. Константинова [12], О.В. Харитонова [13], Т.В. Шамардина [7]), а также студентов и учащихся учреждений начального и среднего профессиональных образования (А.И. Забалуева [10], А.М. Митяева [15], В.В. Шаламов [14]).
В диссертационных исследованиях представлено множество способов формирования познавательной компетентности у обучающихся. Исследователи связывают успешность решения проблемы с:
а) соблюдением организационно-педагогических требований к процессу формирования познавательной компетентности у учащихся в учебном процессе: целостное включение учащегося в деятельность, открытость и свобода выбора школьником своих действий, установка на творческое саморазвитие и самореализацию, формирование рефлексивной позиции к себе как субъекту деятельности;
б) «выращиванием» мотивации школьников на познание, конструирование когнитивной образовательной среды, включением учащихся в самостоятельную познавательную деятельность (Т.В. Шамардина [7]); обязательным участием в этом процессе большинства педагогов школы; необходимостью координации деятельности учителей, работающих в одном классе (особенно в старших классах) и преемственностью на различных ступенях образования (С.Г. Воровщиков [9]);
в) созданием специальных условий для успешного осуществления процесса формирования познавательной компетентности учащихся: реализация проектного обучения, создание педагогических ситуаций, инициирующих самостоятельность школьников в определении цели, планировании и осознании своих действий; использование проблемных, продуктивных методов и методов самоконтроля; активизация учебного процесса посредством применения интерактивных форм обучения (ролевые и дидактические игры) (Е.Р. Антоненко [8], С.Г. Воровщиков [9], А.И. Забалуева [10], М.Н. Комиссарова [11], В.В. Шаламов [14], Т.В. Шамардина [7]).
Представленные выше результаты теоретического изучения различных аспектов проблемы свидетельствуют о степени ее разработанности и в то же время указывают на слабо разработанные моменты, а именно: а) не до конца выявлена и описана интегративная природа познавательной компетентности, что связано с разработкой в основном ее деятельностного компонента; б) не представлены технологии, реализация которых отвечала бы интегративной природе компетентности; в) не разработаны технологии формирования познавательной компетентности на основной ступени школьного образования; г) не представлен процесс формирования познавательной компетентности с позиции системно-деятельностного подхода; д) слабо учитываются личностные (воспитание ценности познания, образования, учения; нравственных и волевых качеств - целеустремленности, ответственности, трудолюбия в познании) и оценочные (обучение школьников адекватному пониманию своих достижений, умению их оценивать и сравнивать со своими прежними достижениями) аспекты познавательной компетентности; е) отсутствует стройная концепции формирования познавательной компетентности учащихся подросткового возраста в учебном процессе школы.
Таким образом, особенность в теоретическом изучении проблемы на современном этапе ее развития заключается в активном изучении исследователей сущности и структуры познавательной компетентности, предложению путей и способов решения проблемы, однако, с нашей точки зрения, решение проблемы тормозиться по причине слабого учета интегративной природы познавательной компетентности и отсутствия соответствующих этой природе педагогических технологий ее формирования, а также из-за отсутствия целостной концепции формирования познавательной компетентности у учащихся подросткового возраста, учитывающей процессуальные и технологические аспекты становления данного вида компетентности.
В заключение отметим, что выявление особенностей в становлении и теоретическом изучении исследуемой проблемы помогло нам оценить степень ее актуальности, теоретической разработанности, а также выявить слабо учтенные аспекты проблемы и сориентироваться в направлении собственного поиска в ее решении.
Библиографический список
1. Яковлев, Е.В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов I Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. - Челябинск, 2010.
2. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М., 2001.
3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» II Профессиональное образование. Столица. - 2010. - № 3.
4. Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения II Педагогика. - 2009. - № 4.
5. Xуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования II Народное образование. - 2003. - № 2.
6. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М., 2004.
7. Шамардина, Т.В. Формирование учебно-познавательной компетентности старшеклассника в образовательном процессе гимназии: дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2003.
8. Антоненко, Е.Р Формирование интеллектуально-познавательной компетентности как фактора развития культуры самостоятельной учебной деятельности обучающихся: дис. ...канд. пед. наук. - Владикавказ, 2010.
9. Воровщиков, С.Г. Внутришкольное управление развитием учебно-познавательной компетентности старшеклассников: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2007.
10. Забалуева, А.И. Формирование учебно-познавательной компетентности студентов вуза: дис. ... канд. пед. наук. - Таганрог, 2010.
11. Комиссарова, М.Н. Развитие познавательной компетентности старшеклассников в учебном процессе: дис. ... канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2006.
12. Константинова, С.И. Формирование учебно-познавательной компетентности у учащихся старшей профильной школы: автореф. дис. ...канд. пед. наук. - СПб., 2006.
13. Xаритонова, О.В. Развитие учебно-познавательной компетентности старшеклассников на уроках геометрии: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2006.
14. Шаламов, В.В. Развитие познавательной компетентности учащихся профессиональных образовательных заведений деонтического типа в процессе самостоятельной работы по истории: дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2007.
15. Митяева, А.М. Компетентностная модель многоуровневого высшего образования (на материале формирования учебно-исследовательской компетентности бакалавров и магистров): дис. .д-ра пед наук. - Волгоград, 2007.
Bibliography
1. Yakovlev, E.V. Pedagogicheskoe issledovanie: soderzhanie i predstavlenie rezuljtatov I E.V. Yakovlev, N.O. Yakovleva. - Chelyabinsk, 2010.
2. Strategiya modernizacii soderzhaniya obthego obrazovaniya. Materialih dlya razrabotki dokumentov po obnovleniyu obthego obrazovaniya. -M., 2001.
3. Nacionaljnaya obrazovateljnaya iniciativa «Nasha novaya shkola» II Professionaljnoe obrazovanie. Stolica. - 2010. - № 3.
4. Asmolov, A.G. Sistemno-deyateljnostnihyj podkhod k razrabotke standartov novogo pokoleniya II Pedagogika. - 2009. - № 4.
5. Khutorskoyj, A.V. Klyuchevihe kompetencii kak komponent lichnostno orientirovannoyj paradigmih obrazovaniya II Narodnoe obrazovanie. -2003. - № 2.
6. Zimnyaya, I.A. Klyuchevihe kompetentnosti kak rezuljtativno-celevaya osnova kompetentnostnogo podkhoda v obrazovanii. - M., 2004.
7. Shamardina, T.V. Formirovanie uchebno-poznavateljnoyj kompetentnosti starsheklassnika v obrazovateljnom processe gimnazii: dis. ... kand. ped. nauk. - Orenburg, 2003.
8. Antonenko, E.R. Formirovanie intellektualjno-poznavateljnoyj kompetentnosti kak faktora razvitiya kuljturih samostoyateljnoyj uchebnoyj deyateljnosti obuchayuthikhsya: dis. .kand. ped. nauk. - Vladikavkaz, 2010.
9. Vorovthikov, S.G. Vnutrishkoljnoe upravlenie razvitiem uchebno-poznavateljnoyj kompetentnosti starsheklassnikov: dis. ... d-ra ped. nauk. -M., 2007.
10. Zabalueva, A.I. Formirovanie uchebno-poznavateljnoyj kompetentnosti studentov vuza: dis. ... kand. ped. nauk. - Taganrog, 2010.
11. Komissarova, M.N. Razvitie poznavateljnoyj kompetentnosti starsheklassnikov v uchebnom processe: dis. ... kand. ped. nauk. - Magnitogorsk, 2006.
12. Konstantinova, S.I. Formirovanie uchebno-poznavateljnoyj kompetentnosti u uchathikhsya starsheyj profiljnoyj shkolih: avtoref. dis. .kand. ped. nauk. - SPb., 2006.
13. Kharitonova, O.V. Razvitie uchebno-poznavateljnoyj kompetentnosti starsheklassnikov na urokakh geometrii: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - SPb., 2006.
14. Shalamov, V.V. Razvitie poznavateljnoyj kompetentnosti uchathikhsya professionaljnihkh obrazovateljnihkh zavedeniyj deonticheskogo tipa v processe samostoyateljnoyj rabotih po istorii: dis. ... kand. ped. nauk. - Ekaterinburg, 2007.
15. Mityaeva, A.M. Kompetentnostnaya modelj mnogourovnevogo vihsshego obrazovaniya (na materiale formirovaniya uchebno-issledovateljskoyj kompetentnosti bakalavrov i magistrov): dis. .d-ra ped nauk. - Volgograd, 2007.
Статья поступила в редакцию 10.05.12
УДК: 37.026.7
Wakjira Mergia Balcha THE ORGANIZATION SCIENTIFICALLY - RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS. In article one of the directions of educational activity of students - research is presented. The purpose and the main objectives of research activity is allocated. Classification of research and its place in research activity is presented. One of interesting the direction, as research society is opened.
Key words: research activity, creativity, independent work, research society.
Вакджира Мергия Балча, аспирант Российского университета дружбы народов, факультет физико-математических и естественных наук, кафедра высшей математики, г. Москва,
E-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
В статье представлено одно из направлений учебной деятельности студентов - научно-исследовательская. Выделена цель и основные задачи исследовательской деятельности. Представлена классификация исследования и ее место в научно-исследовательской деятельности. Раскрыто одно из интересных направлений, такое как исследовательское общество.
Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, творчество, самостоятельная работа, исследовательское общество.