УДК 373.51
КУНАш Марина Анатольевна, доцент кафедры преподавания общеобразовательных предметов Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного образования Мурманской области «Институт развития образования», аспирант кафедры педагогики Мурманского государственного гуманитарного университета. Автор 33 научных публикаций
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ фОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРЫИХ ПОДРОСТКОВ
В статье представлен взгляд на проблему препятствий личностного развития старших подростков и рассмотрены возможные пути их преодоления через построение индивидуальных образовательных маршрутов. Автор обозначает свою позицию относительно роли старшего подросткового периода в становлении личности, способной и стремящейся к самореализации. Поднимаются проблемы формирования познавательной компетентности в условиях предпрофильной подготовки, обосновывается понятие индивидуального образовательного маршрута как средства формирования познавательной компетентности с учетом психологических особенностей старших подростков, приводятся психолого-педагогические требования к построению модели индивидуальных образовательных маршрутов. Системообразующим фактором новой модели индивидуальных образовательных маршрутов выступает фреймовая форма представления информации. В статье рассматриваются результаты исследования эффективности реализации традиционного подхода к индивидуальным образовательным маршрутам старших подростков в условиях предпрофильной подготовки.
Ключевые слова: познавательная компетентность, индивидуальный образовательный маршрут, старшие подростки.
Профилизация третьей ступени обучения в школе есть институциональная форма реализации целей обеспечения осознанности и обоснованности профессионального выбора выпускника, реализации его способностей, личностных предпочтений1. Успешность достижения этих це-
лей определяется предшествующим этапом предпрофильной подготовки (8-9 классы). Данный период, с педагогической точки зрения являющийся подготовительным для первичного профессионального выбора, с психологической точки зрения приходится на старший подрост-
© Кунаш М.А., 2014
1 Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Школьные технологии. 2002. № 4. С. 79-85.
ковый возраст, определяющийся широким объемом деятельности, ее качественно меняющимся характером, закладыванием основ формирования самосознания [9, с. 158]. Учитывая, что структуры самосознания находятся в неразрывном единстве когнитивной, эмоциональной и регулятивной сторон, интегральным показателем которых выступает образ Я [2, с. 197], очевидна необходимость достаточного уровня сформированности познавательной компетентности. Становление компетентностной парадигмы в образовании выдвигает на первый план комплекс методологических (классификация, единство формулировок) и технологических проблем (технология формирования, мониторинг результативности формирования). При разнообразии основ классификации компетентностей выделение ключевых принято большинством исследователей (И.А. Зимняя, В.В. Краевский, А.В. Хуторской и др.). В число ключевых входит познавательная компетентность, уникальность которой в том, что, с одной стороны, она является условием реализации личностных смыслов ученика в обучении, средством преодоления его отчуждения от образования [7, с. 114], с другой стороны - целью обучения [1, с. 6]. В рамках нашего исследования познавательная компетентность объединяет учебно-познавательную деятельность, сферу личностного и межличностного познания и самосовершенствования. Познавательная компетентность - это личностная характеристика ученика, проявляющаяся в осознании ценности познания, владении определенными путями осуществления самоуправляемой деятельности приобретения, накопления, переработки и использования информации для решения познавательных проблем, в наличии опыта саморефлек-сии познавательной деятельности (логической, методологической, аксиологической).
Компетентность может быть сформирована только на основе развитых способностей [4, с. 3], поэтому познавательная компетентность в контексте образовательного процесса выступает как особый материал, на котором реализуется познавательная способность.
На технологическом уровне формирование познавательной компетентности предполагает индивидуализацию обучения, целеполагание и самоорганизацию близких (знания, умения, навыки), средних (универсальные учебные действия) и перспективных (развитие познавательной компетентности) целей, изменение роли педагога как консультанта (С.Р Антоненко, С.Г. Воровщиков, А.В. Хуторской и др.). Средством реализации модели формирования познавательной компетентности выступает индивидуальный образовательный маршрут. Данный вывод получен при анализе результатов констатирующего этапа экспериментального исследования (2005-2009 годы), проведенного на базе образовательных учреждений г. Снеж-ногорска Мурманской области среди учащихся 8-9-х классов с целью выявления степени успешности реализации традиционной модели индивидуальных образовательных маршрутов старших подростков как программы, обеспечивающей учащимся позицию субъектов образовательного процесса [8, с. 175]. Технологически процесс разработки индивидуального образовательного маршрута включал:
1) педагогический блок: организация набора курсов по выбору - предметного и межпредметного; организация участия школьников в проектной и исследовательской деятельности;
2) информационный блок: участники образовательного процесса (родители, обучающиеся, педагоги) своевременно получали необходимую информацию о содержании, особенностях профессиональной самореализации; взаимодействие осуществлялось в т. ч. в рамках психолого-педагогического консилиума;
3) психологический блок: диагностико-ана-литическая составляющая (входная, выходная и промежуточная диагностика); коррекционноразвивающая составляющая (элективный курс «Я выбираю профессию», индивидуальное профконсультирование).
По результатам ежегодно проводимой выходной диагностики среди учащихся 9-х классов подтверждено достижение ближних целей реализации модели индивидуальных образова-
KунaШlМ:А..££ЦX2Л2£2-П£gaГ2£2Ч£^K2£.a£2£KTЫ.І2EM2P2БaH2Я^232aБaГ£ЛЬH2Й.KM2£T£HTH2£I2i
тельньгс мapшpyтoв. Бoльшинcтвo yчaщиxcя (89-92 %) пoceщaли элeктивныe Rypcbi, из нж 9-15 % нє oпpeдeлилиcь c вoзмoжным пpoфec-cиoнaльным нaпpaвлeниeм нa cлeдyющeй ciy-пєни oбyчeния. Cpaвнeниe peзyльтaтoв вxoднoй и выxoднoй диaгнocтики c иcпoльзoвaниeм методики «Пpoфeccиoнaльнaя roтовнocть» (го-пoльзoвaн кpитepий cдвигa Bилкoкcoнa) [10, c. 92] го вceм шкaлaм (инфopмиpoвaннocть, aвтoнoмнocть, пpинятиe peшeния, эмoциoнaль-нoe oтнoшeниe) пoдтвepждaлo эффeктивнocть тpeнингoвoй пpoгpaммы.
Рeзyльтaты диaгнo cтики oбyчaющиxcя, ^o-дoлжившиx oбyчeниe в 10 клacce, пoкaзaли, чтo тoлькo 18 % pecпoндeнтoв opиeнтиpoвaны нa oпpeдeлeнный вуз. Для 3 % oбyчaющиxcя пpичинoй пpoфильнoгo выбopa явилocь взa-имoпoнимaниe c пeдaгoгoм пpoфилиpyющe-гo пpeдмeтa. В cpeднeм 1 % пpи выбope ^o-филя иcпoльзoвaл пoлyчeннyю инфopмaцию o peзyльтaтax пcиxoлoгo-пeдaгoгичecкoй дта-г^стики, coпocтaвляя ee c coбcтвeнными ин-тepecaми и пoтpeбнocтями. 42 % pecпoндeн-тoв выбpaли пpoфиль oбyчeния, ocнoвывaяcь нa тeppитopиaльнoй близocти yчeбнoгo зa-вєдєния. Moтивoм выбopa пpoфиля oбyчeния и cпocoбa eгo голучения для 32 % pecпoндeн-тов явилocь мнєниє дpyзeй, для 24 % - мнєниє poдитeлeй. 10 % в выбope pyкoвoдcтвoвaлиcь opиeнтaциeй нa cyбъeктивнo бoлee пpocтыe пpoфилиpyющиe учебные пpeдмeты, 11 % нє cмoгли apгyмєнтиpoвaть cвoй выбop. Ta^H oбpaзoм, oпpoвєpгнyтa гипoтєзa, coглacнo ш-тopoй, єcли индивидyaльный oбpaзoвaтєльный мapшpyт cтapшиx пoдpocткoв paccмaтpивaть кaк пpoгpaммy, oбєcпєчивaющyю yчaщe-мycя пoзицию cyбъeктa выбopa, paзpaбoтки и pєaлизaции oбpaзoвaтeльнoй пpoгpaммы пpи ocyщєcтвлєнии пєдaгoгичєcкoй пoддepжки ca-мooпpєдєлєния и caмopєaлизaции co cтopoны пєдaгoгoв, тo выпycкники ocнoвнoй шкoлы пpиoбpєтyт cпocoбнocть к caмocтoятєльнoмy oбocнoвaннoмy пpoфєccиoнaльнoмy выбopy, пoвыcят ypoвeнь pєфлєкcивныx cпocoбнocтєй, y ниx cфopмиpyeтcя цєннocтнoє oтнoшєниє к пpoцєccy пoзнaния.
Обoзнaчим пpичины мaлoй эффєктивнocти тpaдициoннoй мoдєли индивидyaльнoгo oбpa-зoвaтєльнoгo мapшpyтa:
1) opиєнтиpoвaннocть нa нaличиє cфop-миpoвaннoй мoтивaциoннoй cфєpы: тpaди-циoннaя мoдєль ocнoвывaєтcя нa нaличии y oбyчaющєгocя пoтpєбнocти coвєpшить opo-фeccиoнaльный выбop;
2) cлaбaя opиєнтиpoвaннocть та фopмиpo-вaниє пoзнaвaтєльнoй кoмпєтєнтнocти - ocho-вы для paзвития втopичныx кaчєcтв (инфopми-poвaннocть, cитyaтивнoє ^инятее pєшєний, эмoциoнaльнoє oтнoшєниє к выбopy, aвтo-нoмнocть и т. д.): пcиxoлoгичecкaя paбoтa, не oбєcпєчєннaя пoддєpжкoй пєдaгoгичєcкoгo пpoцєcca, coздaєт ycлoвия для фopмиpoвaния oтдєльныx xapaктєpиcтик, нo не иx cиcтємы кaк пcиxoлoгичєcкoгo нoвooбpaзoвaния;
3) тpaдициoнный учебный пpoцєcc инди-видyaлизиpoвaн дєклapaтивнo: пєдaгoги не готовы пepeдaть oтвєтcтвєннocть учєнику зa его выбop; пєдaгoг yчитывaєт нєкoтopыє ин-дивидyaльныє ocoбєннocти oбyчaющєгocя, выбиpaя в зaвиcимocти oт ниx цели, методы, coдepжaниe дєятєльнocти [5, с. 97], pacпoзнa-ет, диaгнocтиpyєт cпocoбнocти, ученик же ^и-oбpєтaєт cвoбoдy выбopa в yзкo oгpaничєнныx мacштaбax, зaдaвaeмыx извне.
C yчєтoм пoлyчєнныx pєзyльтaтoв мы pac-cмaтpивaєм индивидyaльный oбpaзoвaтeльный мapшpyт кaк интєгpиpoвaннyю мoдєль oбpaзo-вaтєльнoгo пpocтpaнcтвa, coздaвaємoгo шшль-ными cпєциaлиcтaми и oбyчaющимиcя c целью aктивизaции caмopacкpытия и caмopaзвития л^тост^^ вoзмoжнocтєй, фopмиpoвaния го-знaвaтєльнoй кoмпeтeнтнocти oбyчaющєгocя. Бaзoвыми идеями paзpaбoтки мoдeли явилиcь:
- пpoцєcc выявления, pєaлизaции и paзви-тия cпocoбнocтєй yчaщиxcя пpoиcxoдит в xoдє движения yчaщиxcя пo индивидyaльным мapш-pyтaм, являющимcя cтpyктypнoй cocтaвляю-щей yчeбнoгo ^o^cca, в кoтopыx кoнeчный peзyльтaт oпpeдeляeтcя caмим oбyчaющимcя;
- учитель не мoжeт и не дoлжeн пытaтьcя индивидyaлизиpoвaть oбyчeниe кaждoгo, нo or мoжeт и дoлжeн coздaвaть ycлoвия, в кoтopыx
каждый обучающийся самостоятельно обосновывает и совершает выбор, исходя из индивидуальных особенностей.
На технологическом уровне определены основы разработки модели индивидуального образовательного маршрута для старших подростков. Выбор фреймовых форм представления знаний как унифицированных конструкций знаний о мире и о себе позволит подростку систематически самостоятельно корректировать шаги в соответствии с достигаемыми результатами. Проектирование учебного процесса в рамках фреймовых форм должно основываться на разработке образовательных учебных ситуаций - единиц учебного процесса, в которых обучающиеся с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия [6, с. 105]. Педагоги нуждаются в специализированной подготовке, направленной на выработку навыков проектирования учебных ситуаций, обнаружение личностного смысла в передаче ответственности ученику за выбор, совершаемый последним. Началом разработки индивидуального образовательного маршрута для ученика является ознакомление с технологией разработки и информационного
заполнения фрейма, формами осуществления рефлексии, формулировки целей, планируемых результатов.
Таким образом, понимание индивидуального образовательного маршрута как способа формирования познавательной компетентности влечет за собой необходимость реализации в рамках предпрофильной подготовки следующих психолого-педагогических условий:
- направленность всего учебного процесса на формирование познавательной компетентности, что требует психологической перестройки подходов педагогов к организации учебного процесса;
- организация учебного процесса на основе учебных ситуаций, позволяющих формировать не отдельные умения, а целостную структуру личностного и познавательного выбора;
- смещение акцента в понимании индивидуального образовательного маршрута старшего подростка с программы прохождения курсов по выбору на фреймовое представление само-продвижения и саморазвития в ходе образовательного процесса, ведущее к возникновению нового качества ученика - способности к осознанному совершению выбора в отношении реальных учебных ситуаций.
Список литературы
1. Антоненко Е.Р. Формирование интеллектуально-познавательной компетентности как фактора развития культуры самостоятельной учебной деятельности обучающихся: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Владикавказ, 2010. 24 с.
2. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.; Воронеж, 1996. С. 197.
3. Воровщиков С.Г. Внутришкольное управление развитием учебно-познавательной компетентности старшеклассников: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2007. 416 с.
4. Глазунова О.И. Мыследеятельностный подход к выделению компетентностей в образовании и международное мониторинговое исследование ПИЗА // Диагностика образовательной успешности / под науч. ред.
О.И. Глазуновой, Е.Ю. Ивановой. М., 2007. 136 с.
5. Гриценко Л. И. Теория и практика обучения: интегративный подход. М., 2008. 240 с.
6. Гурина Р.В., Соколова Е.Е. Фреймовое представление знаний: моногр. М., 2005. 176 с.
7. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: дидактика и методика. М., 2008. 352 с.
8. Пудовкина Ю.Н., Родионов М.А. Особенности организации предпрофильной подготовки школьников на основе рационального сочетания базовых и элективных математических курсов // Вестн. Помор. ун-та. Сер.: Гум. и соц. науки. 2011. № 1. С. 175-182.
9. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1995. 368 с.
10. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М., 2001. 96 с.
References
1. Antonenko E.R. Formirovanie intellektual’no-poznavatel’noy kompetentnosti kak faktora razvitiya kul’tury samostoyatel’noyuchebnoydeyatel’nostiobuchayushchikhsya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Formation of Intellectual and Cognitive Competence as a Factor in the Development of Students’ Culture of Independent Learning: Cand. Ped. Sci. Diss. Abs.]. Vladikavkaz, 2010. 24 p.
2. Asmolov A.G. Kul ’turno-istoricheskayapsikhologiya i konstruirovanie mirov [Cultural-Historical Psychology and Designing the Worlds]. Moscow, Voronezh, 1996, p. 197.
3. Vorovshchikov S.G. Vnutrishkol’noe upravlenie razvitiem uchebno-poznavatel’noy kompetentnosti starsheklassnikov: dis. ... d-ra ped. nauk [Managing the Development of Training and Cognitive Competence of Senior Pupils Within a School: Dr. Ped. Sci. Diss.]. Moscow, 2007. 416 p.
4. Glazunova O.I. Mysledeyatel’nostnyy podkhod k vydeleniyu kompetentnostey v obrazovanii i mezhdunarodnoe monitoringovoe issledovanie PIZA [Thought-Activity Approach to Distinguishing Competences in Education and the Programme for International Student Assessment PISA]. Diagnostika obrazovatel’noy uspeshnosti [Diagnosing the Learning Achievements]. Moscow, 2007. 136 p.
5. Gritsenko L.I. Teoriya i praktika obucheniya: integrativnyy podkhod [Theory and Practice of Education: An Integrative Approach]. Moscow, 2008. 240 p.
6. Gurina R.V., Sokolova E.E. Freymovoepredstavlenieznaniy [Frame-Based Knowledge Representation]. Moscow, 2005. 176 p.
7. Kraevskiy V.V., Khutorskoy A.V. Osnovy obucheniya: didaktika i metodika [Fundamentals of Education: Didactics and Methodology]. Moscow, 2008. 352 p.
8. Pudovkina Yu.N., Rodionov M.A. Osobennosti organizatsii predprofil’noy podgotovki shkol’nikov na osnove ratsional’nogo sochetaniya bazovykh i elektivnykh matematicheskikh kursov [Organization Peculiarities of the Preprofile Training of Pupils on the Basis of a Rational Combination of Basic and Elective Mathematical Courses]. VestnikPomorskogo universiteta. Ser.: Gumanitarnye i sotsial’nye nauki, 2011. no. 1, pp. 175-182.
9. Fel’dshteyn D.I. Problemy vozrastnoy i pedagogicheskoy psikhologii [Issues of Developmental and Educational Psychology]. Moscow, 1995. 368 p.
10. Chernyavskaya A.P. Psikhologicheskoe konsul’tirovanie po professional’noy orientatsii [Psychological Counselling on Vocational Guidance]. Moscow, 2001. 96 p.
Kunash Marina Anatolyevna
Murmansk Regional In-Service Training Institute for Education and Culture;Postgraduate Student,
Murmansk State Humanities University (Murmansk, Russia)
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF FORMING COGNITIVE COMPETENCE IN OLDER TEENAGERS
The article focuses on the obstacles for personality development of older teenagers and possible ways of their overcoming by setting up individual learning routes. The author presents her view on the role of the late teens in developing one’s personality that is capable of and striving for self-fulfilment. The paper brings forward the issues of cognitive competence formation prior to specialized training. The author substantiates the term “individual learning route” as a means of forming cognitive competence, taking into account psychological make-up of older teenagers. Psychological and pedagogical requirements for the model of individual learning routes are indicated. The core factor of this new model
is the frame-based representation of knowledge. In addition, the paper looks at the efficiency of the traditional approach to individual learning routes of older teenagers prior to specialized training.
Keywords: cognitive competence, individual learning route, older teenagers.
Контактная информация: адрес: 183010, г. Мурманск, ул. Советская, д. 9, корп. 1;
e-mail: [email protected]
Рецензент - Флотская Н.Ю., доктор психологических наук, профессор кафедры специальной педагогики и психологии института педагогики и психологии Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова