Научная статья на тему 'Практическая реализация интерактивных технологий в процессе предпрофильной подготовки'

Практическая реализация интерактивных технологий в процессе предпрофильной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА / НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / DESIGN AND RESEARCH TECHNOLOGY / TECHNOLOGY OF DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING PEDAGOGY OF COOPERATION / NON-STANDARD LESSONS / GAME TECHNOLOGIES / INFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федорова Любовь Дмитриевна

В статье дан краткий обзор интерактивных технологий, применяемых в общем образовании при проведении предпрофильной подготовки и профильного обучения; показана эффективность организации познавательной деятельности учащихся, построенной на компетентностном подходе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL IMPLEMENTATION OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF PRE-PROFILE TRAINING

The article gives a brief overview of interactive technologies used in general education in pre-profile and profile training. The effectiveness of cognitive activity organization of students built on a competence approach is showed in the article.

Текст научной работы на тему «Практическая реализация интерактивных технологий в процессе предпрофильной подготовки»

УДК 37.012

ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

© Федорова Любовь Дмитриевна

руководитель предпрофильной подготовки МАОУ СОШ № 35 Россия, 670031, г. Улан-Удэ, бульвар Карла Маркса, д. 15 E-mail: school-35-bkm@mail.ru

В статье дан краткий обзор интерактивных технологий, применяемых в общем образовании при проведении предпрофильной подготовки и профильного обучения; показана эффективность организации познавательной деятельности учащихся, построенной на компетентностном подходе.

Ключевые слова: проектно-исследовательская технология; технология развития критического мышления; педагогика сотрудничества; нестандартные уроки; игровые технологии; информационные технологии.

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования имеет глубоко социальную направленность, т. к. самоопределение само по себе является механизмом формирования социальной зрелости личности. Программа по предпрофильному образованию предусматривает широкий спектр целей: расширение представлений учащихся о современных профессиях и специальностях; планирование профессиональной карьеры, определение путей получения профессионального образования и трудоустройства и др.

В настоящее время перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Поэтому в условиях внедрения ФГОС нового поколения, построенного на компетентностном подходе, от учителя требуется поиск инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий.

Применение интерактивных технологий в предпрофильной подготовке и профильном обучении позволяет организовать познавательную деятельность учащихся с ярко выраженной социальной направленностью.

«Учить надо не мыслям, учить надо мыслить», — этому выражению Канта в полной мере соответствует проектно-исследовательская технология обучения. Для закрепления изученной темы, формирования интереса к предмету учащиеся во внеурочное время выполняют проектные работы в виде сообщений, рефератов или слайдовых презентаций в программе PowerPoint о специальностях своих родителей, профессиональных учебных заведениях, организациях Бурятии, об интересных людях в профессии. На основе проектных работ учащихся создаются электронные образовательные ресурсы, которые используются при проведении уроков. Развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности, происходит у учащихся при составлении формул профессий, профессиограмм.

ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ОБРАЗОВАНИЕ. ЛИЧНОСТЬ. ОБЩЕСТВО

2018. Вып. 2

Темы своих работ учащиеся выбирают самостоятельно, с лучшими проектами выступают на конференциях. Исследовательский метод обучения создает у них установку на самообучение и самоорганизацию, непрерывное расширение и углубление знаний и умений, что является ключевым для продолжения учебы в течение всей жизни.

Технология развития критического мышления и ее основные стратегии обеспечивают развитие мышления, формирование коммуникативных и творческих способностей. Данная технология вооружает ученика способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования. Информация, которую получает учащийся, является отправным пунктом критического мышления. Знание создает мотивацию, без которой человек не может мыслить критически. Его мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблемы самоопределения, которую надо решать. В соответствии с условиями поставленной проблемы учащийся стремится к убедительной аргументации при проектировании собственного образовательного маршрута.

Демократический, доброжелательный стиль учебных занятий позволяет создать педагогика сотрудничества. Творческая атмосфера на каждом уроке, отсутствие отрицательной оценки, поощрение инициативы и вопросов учащихся к педагогу и друг к другу побуждают учащихся к активной познавательной деятельности.

Успешной реализации профориентационного курса содействуют встречи с людьми разных профессий; специалисты раскрывают как положительные стороны, так и трудности профессиональной деятельности, показывают, какие интересы и склонности человека могут найти применение и развитие в данной деятельности. Одним из условий повышения активности и максимального проявления самостоятельности учащихся является проведение урока-встречи в форме пресс-конференции. Учащиеся выступают в роли корреспондентов, заранее вместе с учителем готовят вопросы. После таких уроков появляется возможность испытать свои силы в написании работ и оформлении материала в форме репортажа, интервью, очерка, фотоматериала, рассуждения (профессиональная проба), которые позволяют учащимся самостоятельно проанализировать профессию и примерить ее на себя.

Нестандартные уроки используются также при организации встреч с представителями профессиональных образовательных учреждений. Такая форма занятий решает одну из главных задач предпрофильной подготовки: расширение возможности социализации учащихся, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием. В соответствии с учебной программой «Выбор профессии» осуществляется организованное знакомство учащихся 9-х классов с профессиональными образовательными учреждениями г. Улан-Удэ, изучение предлагаемых профессий, специальностей, условий приема, особенностей организации образовательного процесса, образовательных программ. Такие практико-ориентированные уроки дают возможность школьникам осознанно спроектировать дальнейший образовательный маршрут и положительно влияют на формирование социальной зрелости личности.

Часто на уроках используются игровые технологии. Игры «Советчик», «Ассоциация», «Профконсультация» и др. имеют имитационный характер, в них моделируется профессиональная среда жизни человека, что порождает высокую ак-

тивность и эмоциональную окрашенность учебного процесса. Практические игровые упражнения «Профессия на букву», «Самая--самая... профессия», «Цепочка профессий» и т. д. позволяют учащимся сравнивать варианты своего выбора, ориентируясь в мире профессий, овладевать способами анализа профессий.

Невозможно в предпрофильной подготовке обойтись без обучения по алгоритму. Данный метод обучения применяется при составлении профессиограм-мы, написания резюме, составления бизнес-плана и др. Школьники соблюдают этапы выполнения работы и, как следствие, повышают культуру составления служебных документов.

Для повышения эффективности учебного процесса широко применяются информационные технологии, которые служат не только для преподнесения знаний, но и для их контроля и систематизации. Нами разработаны презентации практически для каждого урока, что позволяет создать обучающую среду с ярким и наглядным представлением информации, естественным образом увязать различные материалы, предоставив обучаемому возможность обращения к необходимой теоретической информации при выполнении практических заданий, и наоборот, иллюстрируя теоретический материал практическими примерами, что обеспечивает соблюдение принципа связи теории и практики.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что особенностью интерактивных методов обучения является то, что усвоение субъектом новой информации, нового опыта, новых качеств личности происходит в режиме индивидуальной и коллективной деятельности, основанной на самоорганизации и самоуправлении.

Литература

1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приложение к приказу Минобразования РФ от 18.07.2002 Москва № 2783). — 2002. — 20 сент. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0920.htm (дата обращения: 14.01.2001).

2. Об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования на 20032004 учебный год. (Письмо Минобразования РФ от 20.03.2003 № 03-51-157ин/13-03).

3. Инновационные технологии профессионального и профильно-ориентированного образования: сб. науч.-метод. материалов. — Казань: Школа, 2006. — 572 с.

4. Организация, формы и методы проведения учебных занятий и самостоятельной работы: требования, условия, механизмы: учеб.-метод. пособие / под ред. Н. Л. Волгина, Ю. Г. Одегова. — М.: Изд-во РАО, 2004. — 88 с.

5. Современные технологии обучения / под ред. Г. В. Борисовой, Т. Ю. Авеговой, Л. И. Косовой. — СПб., 2002. — 79 с.

6. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. — М.: НИИ школьных технологий, 2006. — Т. 1. — 816 с.

ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ОБРАЗОВАНИЕ. ЛИЧНОСТЬ. ОБЩЕСТВО

2018. Вып. 2

PRACTICAL IMPLEMENTATION OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF PRE-PROFILE TRAINING

Lubov Fedorova

head of pre-profile preparation MAGEI Secondary General School №35 Karl Marks avenue, 15, Ulan-Ude, 670031 Russia E-mail: school-35-bkm@mail.ru

The article gives a brief overview of interactive technologies used in general education in pre-profile and profile training. The effectiveness of cognitive activity organization of students built on a competence approach is showed in the article.

Keywords: design and research technology; technology of development of critical thinking pedagogy of cooperation; non-standard lessons; game technologies; information technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.