Научная статья на тему 'Исторический аспект проблемы формирования познавательной компетентности учащихся подросткового возраста в учебном процессе'

Исторический аспект проблемы формирования познавательной компетентности учащихся подросткового возраста в учебном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
594
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ / ПРЕДПОСЫЛКИ / ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рослякова Светлана Васильевна

В статье на основе процессного подхода и выделенных общественно-экономических, социально-педагогических, теоретико-методологических и опытно-практических предпосылок раскрывается историография проблемы формирования познавательной компетентности учащихся подросткового возраста в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рослякова Светлана Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL ASPEKT OF THE PROBLEM OF FORMING COGNITIVE COMPETENCE OF STUDENT ADOLESCENT EDUCATION PROCESS

In this paper, based on process approach and dedicated socio-economic, socio-pedagogical, theoretical, methodological, and experimental and practical prerequisites historiography of the problem revealed the formation of cognitive competence of students of adolescence in the learning process.

Текст научной работы на тему «Исторический аспект проблемы формирования познавательной компетентности учащихся подросткового возраста в учебном процессе»

УДК 371.01:371(09)

Рослякова С.В.

Челябинский государственный педагогический университет E-mail: svetlana.roslyackova@yandex.ru

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

В статье на основе процессного подхода и выделенных общественно-экономических, социально-педагогических, теоретико-методологических и опытно-практических предпосылок раскрывается историография проблемы формирования познавательной компетентности учащихся подросткового возраста в учебном процессе.

Ключевые слова: историография проблемы, предпосылки, этапы становления проблемы, познавательная компетентность, формирование познавательной компетентности у учащихся в учебном процессе.

Рассмотрение исторического аспекта научной проблемы является одним из наиболее значимых моментов в исследовании, поскольку позволяет увидеть траекторию развития проблемы, оценить степень ее разработанности и определить перспективные направления для собственного поиска. Поэтому в качестве одной из первостепенных задач в исследовании проблемы формирования познавательной компетентности учащихся подросткового возраста в учебном процессе явилась задача построения ее историографии - составления хронологически полной и систематизированной совокупности сведений о развитии научной проблемы.

Современный подход к изучению истории становления научной проблемы предполагает выделении социально-педагогических предпосылок, предопределяющих ее дальнейшее развитие. Под предпосылками, вслед за Е.В. Яковлевым, мы понимаем объективно существовавшие (или существующие) обстоятельства, отражающие эволюцию научных представлений о ее сущности, связях с наукой, культурой, производством и социальными институтами в историческом контексте [11].

В исследовании мы выделили четыре группы предпосылок: общественно-экономические, отражающие основные характеристики ситуации в обществе; социально-педагогические, позволяющие охарактеризовать социальный заказ на решение исследуемой проблемы; теоретико-методологические, отражающие результаты теоретического изучения проблемы, и опытно-практические, характеризующие способы решения проблемы в образовательной практике.

При определении траектории развития проблемы формирования познавательной компетентности учащихся подросткового возраста в учебном процессе нами использовался процессный подход, предполагающий выделение этапов ее становления. При этом в качестве единицы процесса был выбран ключевой феномен нашего исследования «познавательная компетентность», так как именно с его появления в обществе возникают объективные условия для становления проблемы формирования познавательной компетентности учащихся подросткового возраста в учебном процессе.

Относительно качественного изменения ключевого феномена нашего исследования мы сочли наиболее верным выделение двух этапов в становлении проблемы: подготовительного и этапа полноценной ее разработки.

Подготовительный этап становления проблемы формирования познавательной компетентности учащихся подросткового возраста в учебном процессе определяется временными рамками - с античности до 90-х гг. ХХ века.

При характеристике данного этапа мы столкнулись с задачей определения той области педагогической теории и практики, которая легла в основу разработки сущности, содержания ключевого понятия нашего исследования «познавательная компетентность». При ее решении пришли к выводу, что истоки проблемы формирования познавательной компетентности учащихся подросткового возраста в учебном процессе следует искать в теориях познания, деятельности, учебой деятельности, развития личности в различных видах деятельности, разрабатываемых в ХХ веке философами, психологами и пе-

дагогами: Ю.К. Бабанским, В.В. Давыдовым, В.А. Лекторским, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, В.Н. Сагатовским, Д.Б. Элькониным, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной и др.

В целом подготовительный этап характеризуется движением от разрозненных мыслей и идей педагогов и теоретиков о формировании познавательной деятельности учащихся, их активности и самостоятельности в ней к систематическому изучению отдельных аспектов исследуемого феномена, возникновению научных концепций и теорий, которые в дальнейшем легли в основу разработки проблемы формирования познавательной компетентности учащихся подросткового возраста в учебном процессе.

В зависимости от появления целостных теорий, повлиявших на решение исследуемой проблемы, в рамках подготовительного этапа ее становления мы выделили два периода: первый период - античность - 50-е гг. ХХ века, второй период - 50-90-е гг. ХХ века.

Первый период (с античности до 50-х гг. ХХ в.) характеризуется тем, что исследуемый феномен не является объектом целенаправленного целостного изучения, обращение к нему носит стихийный и несистематичный характер, знания о нем чрезвычайно скудны и противоречивы.

Этот период представлен идеями педагогов, мыслителей, известных людей данного временного отрезка о значимости деятельностной позиции обучающихся в учении, развития их активности и самостоятельности в этом процессе (Сократ, Платон, Ф. Рабле, Я.А. Коменский, Дж. Локк, А. Дистервег, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, С.Т. Шацкий и другие).

Проведенный нами историко-педагогичес-кий анализ позволил выявить некоторые теоретико-педагогические предпосылки, созданные для развития исследуемой проблемы в будущем: а) обозначена необходимость формирования самостоятельности в процессе учения и активного познания; б) предложены пути формирования самостоятельности в познавательной деятельности: возбуждение познавательного интереса обучающихся, изменение в отношениях учителя и учеников с назидательных на доброжелательные, на сотрудничество и др.

Несмотря на то, что в данный период познавательная компетентность не является объектом

изучения исследователей, а в научно-педагогическом лексиконе отсутствует соответствующая исследуемой проблеме терминология, он в определенной степени значим для ее дальнейшего развития, так как была подготовлена основа для появления во второй половине ХХ века теорий и концепций, раскрывающих роль и значение в процессе обучения самостоятельной познавательной деятельности ученика.

Второй период подготовительного этапа (50-е - начало 90-х гг. ХХ века) отличается систематическим изучением отдельных аспектов исследуемой проблемы, появлением теорий и концепций, которые в будущем создадут основу представлений о компетентности в познавательной деятельности, помогут определить пути ее формирования у школьников, обучающихся начальных, средних учебных заведений и студентов вузов.

Социально-экономическая ситуация второй половины ХХ века в России характеризуется переходом от динамичного развития советской экономики к упадку и кризису. Усложнение производства и необходимость более высокой профессиональной квалификации, научно-техническая революция и быстрота изменений во всех областях жизни страны предъявила каждому человеку и обществу в целом новые требования - необходимо иметь обязательное общее среднее образование, быть активным и самостоятельным в учении и жизни, стать квалифицированным и компетентным работником.

Данные требования обусловили социальный заказ системе образования на подготовку выпускников - будущих членов социалистического общества - способных самостоятельно, ответственно учиться и трудиться.

На создание теоретико-методологических предпосылок становления проблемы формирования познавательной компетентности учащихся подросткового возраста в учебном процессе, с нашей точки зрения, оказали влияние два направления: во-первых, это разработки в области личностного и деятельностного подходов в философии, педагогике и психологии; во-вторых, идеи компетентностного подхода, зарождающегося в различных областях науки.

Относительно первого направления отметим, что в основу педагогических исследований этого периода легли идеи разрабатываемых отечественными психологами деятельностного и лич-

ностного подходов (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эль-конин и др.). Психологи утверждали, что личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной, поэтому «необходимо научить школьников осмысленно организовывать эту деятельность» [3, с. 136].

В процессе теоретического анализа, были выделены следующие направления, повлиявшие на становление исследуемой проблемы:

- раскрытие сущности и содержания познавательной деятельности (Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др.), познавательной активности (Ш.И. Ганелин, Э.А. Красновский, Н.А. По-ловникова, Т.И. Шамова и др.); познавательного интереса (Ю.С. Шаров, Г.И. Щукина и др.);

- определение роли самостоятельности и самостоятельной работы в познавательной деятельности учащихся (М.А. Данилов, В.П. Еси-пов, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, П.И. Пидка-систый, А.В. Усова и др.);

- изучение вопросов активизации и стимулирования познавательной деятельности (Л.Ю. Гордин, Г.М. Муртазин, З.И. Равкин, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др.).

Как показал анализ публикаций данного периода, теоретические разработки активно внедрялись в практику работы школ с целью совершенствования учебно-воспитательного процесса, развития активности и самостоятельности учащихся.

Важную роль для становления исследуемой проблемы сыграла зародившаяся в этот период идея учить школьников учиться. Ее решение многие исследователи (Ю.К. Бабанский, Н.А. Лошкарева, А.В. Усова и др.) связывали с формированием общеучебных умений и навыков, под которыми рассматривались умения и навыки самоуправляемого процесса познавательной деятельности. В разработанной в 1980 г. Н.А. Лошкаревой по заказу Министерства СССР «Программе развития общих учебных умений и навыков» они классифицировались как учебно-информационные, учебно-организационные, учебно-интеллектуальные и учебно-коммуникативные.

Кроме того, в этом периоде следует отметить временной отрезок, явившийся переходным относительно тех изменений в жизни общества и его идеологии, которые начинаются с

начала 1990-х гг. ХХ века. В конце 80-х гг. нарастает неудовлетворенность общества результатами школьного образования, их неадекватностью современным требованиям и ожиданиям, направленностью на узкопредметные показатели и репродуктивный характер педагогического процесса. В то время как на Западе приоритетной является ориентация на личность обучаемого, его самоактуализацию, на формирование условий для ее самореализации в учебном процессе, а не на простое выучивании учебного материала и накопление багажа знаний, который невозможно применить в жизни, на практике (К. Роджерс, А. Маслоу и др.).

В отечественном образовании также зарождаются новаторские идеи, связанные с реализацией в обучении принципов гуманизма и сотрудничества учеников и учителей, которые воплощались их авторами в деятельность отдельных школ (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин). Хотя их новаторский поиск не был одобрен официальной педагогической наукой и чиновниками в министерствах и отделах образования, они всколыхнули учительство и вызвали у педагогов стремление к творчеству и поиску новых подходов в образовании, в том числе, это касалось и вопросов совершенствования учебно-познавательной деятельности школьников. Все это обусловило переход, явилось «мостиком» к следующему этапу становления исследуемой нами проблемы.

Итак, к числу наиболее важных для нас выводов, полученных в результате теоретического анализа исследований данного направления, мы отнесли следующие утверждения: а) в процессе учения школьник не может выступать только как объект, ученик всецело зависит от его деятельной, активной позиции и развивается как активный субъект, преобразующий мир и свою собственную природу; б) ведущей идеей осуществления познавательной деятельности является становление самостоятельности, которая позволит быть успешным в учении, достичь высоких познавательных результатов; в) учебно-познавательная деятельность зависит от сформирован-ности общеучебных умений и навыков, которые позволяют эффективно осуществлять самоуправляемую деятельность по решению реальных учебно-познавательных проблем; г) жизнь и прогрессивное человечество требуют новых подходов в работе с учащимися, направленных на со-

трудничество с ними и создающих условия для самореализации школьников.

Развитие второго направления подготовительного этапа становления проблемы связанно с зарождением в мире компетентностного подхода. Во второй половине ХХ века, как утверждает И.А. Зимняя [3], основываясь на анализе работ, осуществленных в этом направлении, Н. Хомского, Р. Уайта, Дж. Равена, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, В.Н. Кунициной, Г.Э. Белиц-кой, Л.И. Берестовой, В.И. Байденко, А.В. Хуторского, Н.А. Гришановой и др., к достижениям в разработке компетентностного подхода можно отнести: а) введение в научный аппарат категории «компетенция» и создание предпосылок для разграничения понятий компетенция/компетентность; б) исследование разных видов языковой компетенции, введением понятия «коммуникативная компетентность»; в) использование категории компетенция/компетентность в теории и практике обучения языку (особенно неродному), профессионализма в управлении, руководстве, менеджменте, в обучении общению; г) разработка содержания понятия «социальные компетенции/компетентности»; д) формулировка понятия через «готовность», «способность», «отношение», «самоконтроль», е) появление классификаций компетентностей и компетенций.

Несмотря на то, что компетентностный подход в данный период в большей степени распространялся на сферу профессиональной деятельности, ключевые понятия в своем значении отождествлялись, для нашего исследования развитие данного направления ценно тем, что появились теоретические предпосылки появления ключевого понятия «познавательная компетентность».

Итак, к концу подготовительного периода сложились следующие предпосылки: а) научно-техническая революция порождает все больший поток научной информации, которую необходимо усвоить, чтобы полноценно функционировать в обществе; внимание к личности и ее готовности качественно осуществлять жизнедеятельность; б) выраженная в социальном заказе потребность учить школьников самостоятельности, умению учиться; в) разработка теорий деятельности и личности, педагогических аспектов формирования основ учебно-познавательной деятельности, развития самостоятельности в ней школьников, а также идей компетентностного подхода в различ-

ных отраслях науки; г) реализация представленных в теоретических исследованиях теорий формирования учебно-познавательной деятельности на практике, а также зарождение в практике работы школ новых идей, которые явятся способами решения исследуемой проблемы.

В целом обозначенный этап создал серьезную теоретико-методологическую базу для разработки идей компетентностного подхода в отечественном школьном образовании и в частности для решения проблемы формирования познавательной компетентности учащихся подросткового возраста в учебном процессе.

Второй этап развития проблемы (с начала 90-х гг. ХХ века до настоящего времени) характеризуется полноценным научным изучением понятия «познавательная компетентность», проектированием путей и средств ее развития и формирования у учащихся школ, учреждений профессионального образования, а также студентов вузов.

Социально-экономическая ситуация в стране и в мире в это время характеризуется переходом к постиндустриальному (информационному) этапу развития. Усложнение производства и необходимость более высокой профессиональной квалификации, научно-техническая революция и быстрота изменений во всех областях жизни предъявила к обществу новые требования - необходимость учета «человеческого фактора» в рамках технического прогресса, важность разностороннего развития личности, готовой адекватно реагировать на быстро меняющийся мир. Обществу необходим человек, умеющий ориентироваться в стандартных и нестандартных ситуациях, способный самостоятельно мыслить и действовать.

Социально-экономическая ситуация отразилась в социальном заказе к системе образования, отраженном в нормативных документах («Стратегии модернизации содержания общего образования», «Концепции модернизации образования до 2010 года» и др.), - подготовить человека, способного не просто жить в новых условиях, но и быть успешным в своей жизнедеятельности. При этом одной из ключевых способностей человека обозначена способность (умение) учиться на протяжении всей жизни непрерывно (ЮНЕСКО, Совет Европы).

Таким образом, общественно-экономическая ситуация и социальный заказ свидетель-

ствуют об актуальности формирования у современного человека компетентности в познавательной деятельности.

Как отклик на изменившиеся образовательные потребности общества в педагогической науке и практике стали активно разрабатываться идеи компетентностного подхода. С начала XXI века стали появляться исследования, посвященные поиску ответа на вопрос: «Как формировать познавательную компетентность в школе, вузе, учреждениях начального и среднего профессионального образования?»

Начиная с 2003 года, появилось не менее 14 диссертационных исследований, посвященных изучению различных аспектов проблемы формирования компетентности в познавательной деятельности в учебном процессе. Это работы Е.Р. Антоненко, Н.А. Булановой, С.Г. Воровщи-кова, А.А. Краснобородовой, М.Н. Комиссаровой, С.И. Константиновой, С.Ю. Пестовой, О.В. Харитоновой, В.В. Шаламова, Т.В. Шамардиной и других авторов. При этом к числу фундаментальных исследований относятся только две работы: С.Г. Воровщикова «Внутри-школьное управление развитием учебно-познавательной компетентности старшеклассников» (2007 г.) [2] и А.М. Митяевой «Компетентност-ная модель многоуровневого высшего образования (на материале формирования учебно-исследовательской компетентности бакалавров и магистров». Кроме того, мы отметили наличие огромного количества публикаций учителей-практиков в сети Интернет, в которых описывается опыт деятельности по формированию познавательной компетентности на уроках по разным учебным предметам.

Обзор диссертационных исследований данного периода позволил сделать некоторые выводы:

- наиболее активно осуществляется разработка проблемы в 2006-2007 гг., когда идеи Стратегии и Концепции модернизации образования стали понятны и начали реализовывать-ся в образовании, а также - с 2009 г. и по настоящее время, что связано с внедрением новых образовательных стандартов, основанных на компетентностном (для высшего образования) и системно-деятельностном (для школьного образования) подходах;

- большинство исследований ориентировано на старший школьный возраст (старшек-

лассников), а также студентов и учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования;

- практически отсутствуют исследования, направленные на формирование познавательной компетентности у учащихся начальной и основной школы.

В процессе теоретического анализа диссертационных исследований данного этапа мы отметили следующие значимые для становления исследуемой проблемы моменты:

- понятия «компетенция» и «компетентность» признаются авторами взаимозависимыми, но не тождественными; они соотносятся как потенциальное и актуальное, как частное и общее и т. п.;

- компетентность в познавательной деятельности формулируется как познавательная, учебно-познавательная, когнитивная, интеллектуально-познавательная, учебно-исследовательская; предпочтение отдается формулировке «учебно-познавательная компетентность», особенно если освещаются проблемы учебного процесса в школе, причем наиболее широкими по смыслу признаются познавательная, когнитивная и интеллектуально-познавательная компетентности;

- формулировка понятия отражает либо его содержание (интегративное качество личности [1], [8], [10], характеристика личности [6], уровень учебно-познавательной деятельности [10], личностно-осмысленный опыт учебной деятельности [2], готовность осуществлять учебно-познавательную деятельность [7], способность личности к познавательной деятельности [4]); либо структуру (личностные, предметные и инструментальные особенности и компоненты [10]; потребностно-мотивационный, содержательно-операциональный, эмоционально-волевой и рефлексивный компоненты [1]; совокупность компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности [9];

- в качестве базовой составляющей компетентности в познавательной деятельности исследователи чаще всего выделяют общеучебные умения и навыки, которые представляют ее де-ятельностный (операциональный) компонент [2], [10] или фундаментальную грамотность как уровень образованности человека [10];

- выделенные критерии (мотивационно-когнитивный, деятельностный, рефлексивный),

показатели (знания в области организации самостоятельной познавательной деятельности, общеучебные умения по ее организации, степень самостоятельности и др.) и уровни (оптимальный, допустимый, критический и т. п.) позволяют оценить эффективность процессов развития и формирования данного вида компетентности.

К способам решения проблемы на практике учителя школ и ученые относят:

а) соблюдение организационно-педагогических требований к процессу формирования познавательной компетентности у учащихся: целостное включение учащегося в деятельность, открытость и свобода выбора школьником своих действий, установка на творческое саморазвитие и самореализацию, формирование рефлексивной позиции к себе как субъекту деятельности;

б) выбор путей формирования познавательной компетентности, которые связаны с «выращиванием» мотивации школьников на познание, конструированием когнитивной образовательной среды, включением учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, обязательным участием в этом процессе большинства педагогов школы, необходимостью координацию деятельности учителей, работающих в одном классе (особенно в старших классах) и преемственностью на различных ступенях образования;

в) соблюдение условий успешного осуществления процесса формирования познавательной компетентности учащихся, которые обеспечивают проектное обучение, педагогические ситуации, инициирующие самостоятельность школьников в определении цели, планировании и осознании своих действий; проблемные, продуктивные методы и методы самоконтроля; активизация учебного процесса посредством применения интерактивных форм обучения (ролевые и дидактические игры) и др.

В результате научно-теоретического анализа мы пришли к определенным выводам, касающимся достижений современного этапа в развитии проблемы. К настоящему времени: а) определена сущность и структура компетентности в познавательной деятельности; б) представлены различные способы ее формирования; в) выделены критерии, показатели оценки и уровни развития данной компетентности у учащихся и студентов.

Данные выводы позволили нам составить представление о степени теоретической разра-

ботанности проблемы. Вместе с тем нами были выявлены проблемные зоны в изучении проблемы: а) отсутствие теоретических разработок по построению стройной концепции формирования познавательной компетентности на разных ступенях школьного образования; б) слабая разработанность процесса формирования познавательной компетентности учащихся подросткового возраста; в) отсутствие описания процесса формирования познавательной компетентности с позиций новых школьных стандартов, соотношения познавательной компетентности и универсальных учебных действий.

Отмеченные нами «проблемные зоны» в теоретическом изучении процесса формирования познавательной компетентности учащихся подросткового возраста позволяют сориентироваться в направлениях собственного поиска.

Итак, для современного этапа становления проблемы характерны следующие предпосылки: а) изменившиеся образовательные потребности общества в личности, готовой адекватно реагировать на быстро меняющийся мир, б) выраженная в социальном заказе необходимость в формировании человека, желающего и способного самостоятельно осуществлять познавательную деятельность на протяжении всей жизни; в) обособление проблематики изучаемой проблемы, оперирование основной терминологией и ее проработка в научных исследованиях; г) создание методик и технологий формирования и развития познавательной компетентности в практике работы школ и вузов в основном ориентированных на уже известные способы и подходы.

Осуществленный в исследовании научно-исторический анализ показал, что социально-экономическое развитие общества, становления идей компетентностного подхода в отечественном образовании и достижения в области изучения проблемы не только обусловили актуальность обозначенной нами проблемы, но и создали необходимые предпосылки для ее успешного решения. Принципиальный вывод, полученный нами, заключается в том, что целью современного этапа ее развития является создание теории формирования познавательной компетентности учащихся подросткового возраста в учебном процессе, включающей накопленный теоретический и практический материал и идеи, предложенные в новых школьных стандартах.

16. 04. 2012

Список литературы:

1. Антоненко, Е. Р. Формирование интеллектуально-познавательной компетентности как фактора развития культуры самостоятельной учебной деятельности обучающихся : дис. ...канд. пед. наук / Е. Р. Антоненко. - Владикавказ, 2010. - 176 с.

2. Воровщиков, С. Г. Внутришкольное управление развитием учебно-познавательной компетентности старшеклассников : дис. ... д-ра пед. наук / С. Г. Воровщиков. - М., 2007. - 416 с.

3. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения : опыт теорет. и эмпирич. психол. исслед. : учеб. пособие для студ. вузов, обуч-ся по направ. и спец. психологи / В. В. Давыдов. - М. : Академия, 2004. - 282 с.

4. Забалуева, А. И. Формирование учебно-познавательной компетентности студентов вуза : дис. ... канд. пед. наук / А. И. Заба-луева. - Таганрог, 2010. - 201 с.

5. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 40 с.

6. Комиссарова, М. Н. Развитие познавательной компетентности старшеклассников в учебном процессе : дис. ... канд. пед. наук / М. Н. Комиссарова. - Магнитогорск, 2006. - 209 с.

7. Константинова, С. И. Формирование учебно-познавательной компетентности у учащихся старшей профильной школы : автореф. дис. ...канд. пед. наук / С. И. Константинова. - СПб, 2006. - 22 с.

8. Харитонова, О. В. Развитие учебно-познавательной компетентности старшеклассников на уроках геометрии : автореф. дис. . канд. пед. наук / О. В. Харитонова. - СПб, 2006. - 22 с.

9. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-65.

10. Шамардина, Т. В. Формирование учебно-познавательной компетентности старшеклассника в образовательном процессе гимназии : дис. ... канд. пед. наук / Т. В. Шамардина. - Оренбург, 2003. - 256 с.

11. Яковлев, Е. В. Педагогическое исследование : содержание и представление результатов / Е. В. Яковлев, Н. О. Яковлева. - Челябинск : Изд-во РБИУ, 2010. - 316 с.

Сведения об авторе:

Рослякова Светлана Васильевна, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии Челябинского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук 454080, г.Челябинск, пр. им. В. И. Ленина, 69, ауд. 221, тел. 2393711, e-mail: svetlana.roslyackova@yandex.ru

UDC 371.01:371(09) Roslyakova S.V.

Chelyabinsk state pedagogical university, e-mail: svetlana.roslyackova@yandex.ru

HISTORICAL ASPEKT OF THE PROBLEM OF FORMING COGNITIVE COMPETENCE OF STUDENT ADOLESCENT EDUCATION PROCESS

In this paper, based on process approach and dedicated socio-economic, socio-pedagogical, theoretical, methodological, and experimental and practical prerequisites historiography of the problem revealed the formation of cognitive competence of students of adolescence in the learning process.

Key words: the historiography of the problem, conditions, stages of becoming problems, cognitive competence, the formation of cognitive competence of students in the learning process

Bibliography:

1. Antonenko, E. R. The formation of intellectual and cognitive competence as a factor in the development of cultural self-learning activities of students : diss. ... candidat ped. science / E. R. Antonenko. - Vladikavkaz, 2010. - 176 p.

2. Vorovscikov, S. G. Interschool management development training and cognitive competence of high school students : diss. ... dr. ped. science / S. G. Vorovscikov. - M., 2007. - 416 p.

3. Davydov, V. V. Problems of developmental teaching : the experience of empirical and theory psychology studies : manual for stud. schools, learning in the direction and spec. psychologists / V. V. Davydov. - M. : The Academy, 2004. - 282 p.

4. Zabalueva, A. I. The formation of learning and cognitive competence of university students : diss. ... candidat ped. science / A. I. Zabalueva. - Taganrog, 2010. - 201 p.

5. Zimnya, I. A. Key competencies as effectively-targeted basis of the competence approach in education / I. A. Zimnya. -M., Research Centre of the quality of training, 2004. - 40 p.

6. Komissarova, M. N. The development of cognitive competence in teaching high school students : diss. ... candidat ped. science / M. N. Komissarova. - Magnitogorsk, 2006. - 209 p.

7. Konstantinova, S. I. The formation of learning and cognitive competence of students in high school profile : synopsis of diss. ... candidat ped. science / S. I. Konstantinova. - St. Petersburg, 2006. - 22 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Kharitonova, O. V. The development of learning and cognitive competence in high school geometry lessons : synopsis of diss. ... candidat ped. science / O. V. Kharitonova. - St. Petersburg, 2006. - 22 p.

9. Khutorskoi, A. V. Key competencies as a component of personality-oriented paradigm of education / A. V. Khutorskoi // Education. - 2003. - № 2. - P. 58-65.

10. Shamardina, T. V. The formation of learning and cognitive competence of senior high school student in the educational process of school : diss. ... candidat ped. science / T. V. Shamardina. - Orenburg, 2003. - 256 p.

11. Yakovlev, E. V. Educational research : content and presentation of results / E. V. Yakovlev, N. O.Yakovleva. - Chelyabinsk : RBIU, 2010. - 316 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.