УДК 371.01:371(09)
Рослякова С.В.
Челябинский государственный педагогический университет E-mail: [email protected]
ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
В статье на основе процессного подхода и выделенных общественно-экономических, социально-педагогических, теоретико-методологических и опытно-практических предпосылок раскрывается историография проблемы формирования познавательной компетентности учащихся подросткового возраста в учебном процессе.
Ключевые слова: историография проблемы, предпосылки, этапы становления проблемы, познавательная компетентность, формирование познавательной компетентности у учащихся в учебном процессе.
Рассмотрение исторического аспекта научной проблемы является одним из наиболее значимых моментов в исследовании, поскольку позволяет увидеть траекторию развития проблемы, оценить степень ее разработанности и определить перспективные направления для собственного поиска. Поэтому в качестве одной из первостепенных задач в исследовании проблемы формирования познавательной компетентности учащихся подросткового возраста в учебном процессе явилась задача построения ее историографии - составления хронологически полной и систематизированной совокупности сведений о развитии научной проблемы.
Современный подход к изучению истории становления научной проблемы предполагает выделении социально-педагогических предпосылок, предопределяющих ее дальнейшее развитие. Под предпосылками, вслед за Е.В. Яковлевым, мы понимаем объективно существовавшие (или существующие) обстоятельства, отражающие эволюцию научных представлений о ее сущности, связях с наукой, культурой, производством и социальными институтами в историческом контексте [11].
В исследовании мы выделили четыре группы предпосылок: общественно-экономические, отражающие основные характеристики ситуации в обществе; социально-педагогические, позволяющие охарактеризовать социальный заказ на решение исследуемой проблемы; теоретико-методологические, отражающие результаты теоретического изучения проблемы, и опытно-практические, характеризующие способы решения проблемы в образовательной практике.
При определении траектории развития проблемы формирования познавательной компетентности учащихся подросткового возраста в учебном процессе нами использовался процессный подход, предполагающий выделение этапов ее становления. При этом в качестве единицы процесса был выбран ключевой феномен нашего исследования «познавательная компетентность», так как именно с его появления в обществе возникают объективные условия для становления проблемы формирования познавательной компетентности учащихся подросткового возраста в учебном процессе.
Относительно качественного изменения ключевого феномена нашего исследования мы сочли наиболее верным выделение двух этапов в становлении проблемы: подготовительного и этапа полноценной ее разработки.
Подготовительный этап становления проблемы формирования познавательной компетентности учащихся подросткового возраста в учебном процессе определяется временными рамками - с античности до 90-х гг. ХХ века.
При характеристике данного этапа мы столкнулись с задачей определения той области педагогической теории и практики, которая легла в основу разработки сущности, содержания ключевого понятия нашего исследования «познавательная компетентность». При ее решении пришли к выводу, что истоки проблемы формирования познавательной компетентности учащихся подросткового возраста в учебном процессе следует искать в теориях познания, деятельности, учебой деятельности, развития личности в различных видах деятельности, разрабатываемых в ХХ веке философами, психологами и пе-
дагогами: Ю.К. Бабанским, В.В. Давыдовым, В.А. Лекторским, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, В.Н. Сагатовским, Д.Б. Элькониным, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной и др.
В целом подготовительный этап характеризуется движением от разрозненных мыслей и идей педагогов и теоретиков о формировании познавательной деятельности учащихся, их активности и самостоятельности в ней к систематическому изучению отдельных аспектов исследуемого феномена, возникновению научных концепций и теорий, которые в дальнейшем легли в основу разработки проблемы формирования познавательной компетентности учащихся подросткового возраста в учебном процессе.
В зависимости от появления целостных теорий, повлиявших на решение исследуемой проблемы, в рамках подготовительного этапа ее становления мы выделили два периода: первый период - античность - 50-е гг. ХХ века, второй период - 50-90-е гг. ХХ века.
Первый период (с античности до 50-х гг. ХХ в.) характеризуется тем, что исследуемый феномен не является объектом целенаправленного целостного изучения, обращение к нему носит стихийный и несистематичный характер, знания о нем чрезвычайно скудны и противоречивы.
Этот период представлен идеями педагогов, мыслителей, известных людей данного временного отрезка о значимости деятельностной позиции обучающихся в учении, развития их активности и самостоятельности в этом процессе (Сократ, Платон, Ф. Рабле, Я.А. Коменский, Дж. Локк, А. Дистервег, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, С.Т. Шацкий и другие).
Проведенный нами историко-педагогичес-кий анализ позволил выявить некоторые теоретико-педагогические предпосылки, созданные для развития исследуемой проблемы в будущем: а) обозначена необходимость формирования самостоятельности в процессе учения и активного познания; б) предложены пути формирования самостоятельности в познавательной деятельности: возбуждение познавательного интереса обучающихся, изменение в отношениях учителя и учеников с назидательных на доброжелательные, на сотрудничество и др.
Несмотря на то, что в данный период познавательная компетентность не является объектом
изучения исследователей, а в научно-педагогическом лексиконе отсутствует соответствующая исследуемой проблеме терминология, он в определенной степени значим для ее дальнейшего развития, так как была подготовлена основа для появления во второй половине ХХ века теорий и концепций, раскрывающих роль и значение в процессе обучения самостоятельной познавательной деятельности ученика.
Второй период подготовительного этапа (50-е - начало 90-х гг. ХХ века) отличается систематическим изучением отдельных аспектов исследуемой проблемы, появлением теорий и концепций, которые в будущем создадут основу представлений о компетентности в познавательной деятельности, помогут определить пути ее формирования у школьников, обучающихся начальных, средних учебных заведений и студентов вузов.
Социально-экономическая ситуация второй половины ХХ века в России характеризуется переходом от динамичного развития советской экономики к упадку и кризису. Усложнение производства и необходимость более высокой профессиональной квалификации, научно-техническая революция и быстрота изменений во всех областях жизни страны предъявила каждому человеку и обществу в целом новые требования - необходимо иметь обязательное общее среднее образование, быть активным и самостоятельным в учении и жизни, стать квалифицированным и компетентным работником.
Данные требования обусловили социальный заказ системе образования на подготовку выпускников - будущих членов социалистического общества - способных самостоятельно, ответственно учиться и трудиться.
На создание теоретико-методологических предпосылок становления проблемы формирования познавательной компетентности учащихся подросткового возраста в учебном процессе, с нашей точки зрения, оказали влияние два направления: во-первых, это разработки в области личностного и деятельностного подходов в философии, педагогике и психологии; во-вторых, идеи компетентностного подхода, зарождающегося в различных областях науки.
Относительно первого направления отметим, что в основу педагогических исследований этого периода легли идеи разрабатываемых отечественными психологами деятельностного и лич-
ностного подходов (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эль-конин и др.). Психологи утверждали, что личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной, поэтому «необходимо научить школьников осмысленно организовывать эту деятельность» [3, с. 136].
В процессе теоретического анализа, были выделены следующие направления, повлиявшие на становление исследуемой проблемы:
- раскрытие сущности и содержания познавательной деятельности (Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др.), познавательной активности (Ш.И. Ганелин, Э.А. Красновский, Н.А. По-ловникова, Т.И. Шамова и др.); познавательного интереса (Ю.С. Шаров, Г.И. Щукина и др.);
- определение роли самостоятельности и самостоятельной работы в познавательной деятельности учащихся (М.А. Данилов, В.П. Еси-пов, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, П.И. Пидка-систый, А.В. Усова и др.);
- изучение вопросов активизации и стимулирования познавательной деятельности (Л.Ю. Гордин, Г.М. Муртазин, З.И. Равкин, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др.).
Как показал анализ публикаций данного периода, теоретические разработки активно внедрялись в практику работы школ с целью совершенствования учебно-воспитательного процесса, развития активности и самостоятельности учащихся.
Важную роль для становления исследуемой проблемы сыграла зародившаяся в этот период идея учить школьников учиться. Ее решение многие исследователи (Ю.К. Бабанский, Н.А. Лошкарева, А.В. Усова и др.) связывали с формированием общеучебных умений и навыков, под которыми рассматривались умения и навыки самоуправляемого процесса познавательной деятельности. В разработанной в 1980 г. Н.А. Лошкаревой по заказу Министерства СССР «Программе развития общих учебных умений и навыков» они классифицировались как учебно-информационные, учебно-организационные, учебно-интеллектуальные и учебно-коммуникативные.
Кроме того, в этом периоде следует отметить временной отрезок, явившийся переходным относительно тех изменений в жизни общества и его идеологии, которые начинаются с
начала 1990-х гг. ХХ века. В конце 80-х гг. нарастает неудовлетворенность общества результатами школьного образования, их неадекватностью современным требованиям и ожиданиям, направленностью на узкопредметные показатели и репродуктивный характер педагогического процесса. В то время как на Западе приоритетной является ориентация на личность обучаемого, его самоактуализацию, на формирование условий для ее самореализации в учебном процессе, а не на простое выучивании учебного материала и накопление багажа знаний, который невозможно применить в жизни, на практике (К. Роджерс, А. Маслоу и др.).
В отечественном образовании также зарождаются новаторские идеи, связанные с реализацией в обучении принципов гуманизма и сотрудничества учеников и учителей, которые воплощались их авторами в деятельность отдельных школ (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин). Хотя их новаторский поиск не был одобрен официальной педагогической наукой и чиновниками в министерствах и отделах образования, они всколыхнули учительство и вызвали у педагогов стремление к творчеству и поиску новых подходов в образовании, в том числе, это касалось и вопросов совершенствования учебно-познавательной деятельности школьников. Все это обусловило переход, явилось «мостиком» к следующему этапу становления исследуемой нами проблемы.
Итак, к числу наиболее важных для нас выводов, полученных в результате теоретического анализа исследований данного направления, мы отнесли следующие утверждения: а) в процессе учения школьник не может выступать только как объект, ученик всецело зависит от его деятельной, активной позиции и развивается как активный субъект, преобразующий мир и свою собственную природу; б) ведущей идеей осуществления познавательной деятельности является становление самостоятельности, которая позволит быть успешным в учении, достичь высоких познавательных результатов; в) учебно-познавательная деятельность зависит от сформирован-ности общеучебных умений и навыков, которые позволяют эффективно осуществлять самоуправляемую деятельность по решению реальных учебно-познавательных проблем; г) жизнь и прогрессивное человечество требуют новых подходов в работе с учащимися, направленных на со-
трудничество с ними и создающих условия для самореализации школьников.
Развитие второго направления подготовительного этапа становления проблемы связанно с зарождением в мире компетентностного подхода. Во второй половине ХХ века, как утверждает И.А. Зимняя [3], основываясь на анализе работ, осуществленных в этом направлении, Н. Хомского, Р. Уайта, Дж. Равена, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, В.Н. Кунициной, Г.Э. Белиц-кой, Л.И. Берестовой, В.И. Байденко, А.В. Хуторского, Н.А. Гришановой и др., к достижениям в разработке компетентностного подхода можно отнести: а) введение в научный аппарат категории «компетенция» и создание предпосылок для разграничения понятий компетенция/компетентность; б) исследование разных видов языковой компетенции, введением понятия «коммуникативная компетентность»; в) использование категории компетенция/компетентность в теории и практике обучения языку (особенно неродному), профессионализма в управлении, руководстве, менеджменте, в обучении общению; г) разработка содержания понятия «социальные компетенции/компетентности»; д) формулировка понятия через «готовность», «способность», «отношение», «самоконтроль», е) появление классификаций компетентностей и компетенций.
Несмотря на то, что компетентностный подход в данный период в большей степени распространялся на сферу профессиональной деятельности, ключевые понятия в своем значении отождествлялись, для нашего исследования развитие данного направления ценно тем, что появились теоретические предпосылки появления ключевого понятия «познавательная компетентность».
Итак, к концу подготовительного периода сложились следующие предпосылки: а) научно-техническая революция порождает все больший поток научной информации, которую необходимо усвоить, чтобы полноценно функционировать в обществе; внимание к личности и ее готовности качественно осуществлять жизнедеятельность; б) выраженная в социальном заказе потребность учить школьников самостоятельности, умению учиться; в) разработка теорий деятельности и личности, педагогических аспектов формирования основ учебно-познавательной деятельности, развития самостоятельности в ней школьников, а также идей компетентностного подхода в различ-
ных отраслях науки; г) реализация представленных в теоретических исследованиях теорий формирования учебно-познавательной деятельности на практике, а также зарождение в практике работы школ новых идей, которые явятся способами решения исследуемой проблемы.
В целом обозначенный этап создал серьезную теоретико-методологическую базу для разработки идей компетентностного подхода в отечественном школьном образовании и в частности для решения проблемы формирования познавательной компетентности учащихся подросткового возраста в учебном процессе.
Второй этап развития проблемы (с начала 90-х гг. ХХ века до настоящего времени) характеризуется полноценным научным изучением понятия «познавательная компетентность», проектированием путей и средств ее развития и формирования у учащихся школ, учреждений профессионального образования, а также студентов вузов.
Социально-экономическая ситуация в стране и в мире в это время характеризуется переходом к постиндустриальному (информационному) этапу развития. Усложнение производства и необходимость более высокой профессиональной квалификации, научно-техническая революция и быстрота изменений во всех областях жизни предъявила к обществу новые требования - необходимость учета «человеческого фактора» в рамках технического прогресса, важность разностороннего развития личности, готовой адекватно реагировать на быстро меняющийся мир. Обществу необходим человек, умеющий ориентироваться в стандартных и нестандартных ситуациях, способный самостоятельно мыслить и действовать.
Социально-экономическая ситуация отразилась в социальном заказе к системе образования, отраженном в нормативных документах («Стратегии модернизации содержания общего образования», «Концепции модернизации образования до 2010 года» и др.), - подготовить человека, способного не просто жить в новых условиях, но и быть успешным в своей жизнедеятельности. При этом одной из ключевых способностей человека обозначена способность (умение) учиться на протяжении всей жизни непрерывно (ЮНЕСКО, Совет Европы).
Таким образом, общественно-экономическая ситуация и социальный заказ свидетель-
ствуют об актуальности формирования у современного человека компетентности в познавательной деятельности.
Как отклик на изменившиеся образовательные потребности общества в педагогической науке и практике стали активно разрабатываться идеи компетентностного подхода. С начала XXI века стали появляться исследования, посвященные поиску ответа на вопрос: «Как формировать познавательную компетентность в школе, вузе, учреждениях начального и среднего профессионального образования?»
Начиная с 2003 года, появилось не менее 14 диссертационных исследований, посвященных изучению различных аспектов проблемы формирования компетентности в познавательной деятельности в учебном процессе. Это работы Е.Р. Антоненко, Н.А. Булановой, С.Г. Воровщи-кова, А.А. Краснобородовой, М.Н. Комиссаровой, С.И. Константиновой, С.Ю. Пестовой, О.В. Харитоновой, В.В. Шаламова, Т.В. Шамардиной и других авторов. При этом к числу фундаментальных исследований относятся только две работы: С.Г. Воровщикова «Внутри-школьное управление развитием учебно-познавательной компетентности старшеклассников» (2007 г.) [2] и А.М. Митяевой «Компетентност-ная модель многоуровневого высшего образования (на материале формирования учебно-исследовательской компетентности бакалавров и магистров». Кроме того, мы отметили наличие огромного количества публикаций учителей-практиков в сети Интернет, в которых описывается опыт деятельности по формированию познавательной компетентности на уроках по разным учебным предметам.
Обзор диссертационных исследований данного периода позволил сделать некоторые выводы:
- наиболее активно осуществляется разработка проблемы в 2006-2007 гг., когда идеи Стратегии и Концепции модернизации образования стали понятны и начали реализовывать-ся в образовании, а также - с 2009 г. и по настоящее время, что связано с внедрением новых образовательных стандартов, основанных на компетентностном (для высшего образования) и системно-деятельностном (для школьного образования) подходах;
- большинство исследований ориентировано на старший школьный возраст (старшек-
лассников), а также студентов и учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования;
- практически отсутствуют исследования, направленные на формирование познавательной компетентности у учащихся начальной и основной школы.
В процессе теоретического анализа диссертационных исследований данного этапа мы отметили следующие значимые для становления исследуемой проблемы моменты:
- понятия «компетенция» и «компетентность» признаются авторами взаимозависимыми, но не тождественными; они соотносятся как потенциальное и актуальное, как частное и общее и т. п.;
- компетентность в познавательной деятельности формулируется как познавательная, учебно-познавательная, когнитивная, интеллектуально-познавательная, учебно-исследовательская; предпочтение отдается формулировке «учебно-познавательная компетентность», особенно если освещаются проблемы учебного процесса в школе, причем наиболее широкими по смыслу признаются познавательная, когнитивная и интеллектуально-познавательная компетентности;
- формулировка понятия отражает либо его содержание (интегративное качество личности [1], [8], [10], характеристика личности [6], уровень учебно-познавательной деятельности [10], личностно-осмысленный опыт учебной деятельности [2], готовность осуществлять учебно-познавательную деятельность [7], способность личности к познавательной деятельности [4]); либо структуру (личностные, предметные и инструментальные особенности и компоненты [10]; потребностно-мотивационный, содержательно-операциональный, эмоционально-волевой и рефлексивный компоненты [1]; совокупность компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности [9];
- в качестве базовой составляющей компетентности в познавательной деятельности исследователи чаще всего выделяют общеучебные умения и навыки, которые представляют ее де-ятельностный (операциональный) компонент [2], [10] или фундаментальную грамотность как уровень образованности человека [10];
- выделенные критерии (мотивационно-когнитивный, деятельностный, рефлексивный),
показатели (знания в области организации самостоятельной познавательной деятельности, общеучебные умения по ее организации, степень самостоятельности и др.) и уровни (оптимальный, допустимый, критический и т. п.) позволяют оценить эффективность процессов развития и формирования данного вида компетентности.
К способам решения проблемы на практике учителя школ и ученые относят:
а) соблюдение организационно-педагогических требований к процессу формирования познавательной компетентности у учащихся: целостное включение учащегося в деятельность, открытость и свобода выбора школьником своих действий, установка на творческое саморазвитие и самореализацию, формирование рефлексивной позиции к себе как субъекту деятельности;
б) выбор путей формирования познавательной компетентности, которые связаны с «выращиванием» мотивации школьников на познание, конструированием когнитивной образовательной среды, включением учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, обязательным участием в этом процессе большинства педагогов школы, необходимостью координацию деятельности учителей, работающих в одном классе (особенно в старших классах) и преемственностью на различных ступенях образования;
в) соблюдение условий успешного осуществления процесса формирования познавательной компетентности учащихся, которые обеспечивают проектное обучение, педагогические ситуации, инициирующие самостоятельность школьников в определении цели, планировании и осознании своих действий; проблемные, продуктивные методы и методы самоконтроля; активизация учебного процесса посредством применения интерактивных форм обучения (ролевые и дидактические игры) и др.
В результате научно-теоретического анализа мы пришли к определенным выводам, касающимся достижений современного этапа в развитии проблемы. К настоящему времени: а) определена сущность и структура компетентности в познавательной деятельности; б) представлены различные способы ее формирования; в) выделены критерии, показатели оценки и уровни развития данной компетентности у учащихся и студентов.
Данные выводы позволили нам составить представление о степени теоретической разра-
ботанности проблемы. Вместе с тем нами были выявлены проблемные зоны в изучении проблемы: а) отсутствие теоретических разработок по построению стройной концепции формирования познавательной компетентности на разных ступенях школьного образования; б) слабая разработанность процесса формирования познавательной компетентности учащихся подросткового возраста; в) отсутствие описания процесса формирования познавательной компетентности с позиций новых школьных стандартов, соотношения познавательной компетентности и универсальных учебных действий.
Отмеченные нами «проблемные зоны» в теоретическом изучении процесса формирования познавательной компетентности учащихся подросткового возраста позволяют сориентироваться в направлениях собственного поиска.
Итак, для современного этапа становления проблемы характерны следующие предпосылки: а) изменившиеся образовательные потребности общества в личности, готовой адекватно реагировать на быстро меняющийся мир, б) выраженная в социальном заказе необходимость в формировании человека, желающего и способного самостоятельно осуществлять познавательную деятельность на протяжении всей жизни; в) обособление проблематики изучаемой проблемы, оперирование основной терминологией и ее проработка в научных исследованиях; г) создание методик и технологий формирования и развития познавательной компетентности в практике работы школ и вузов в основном ориентированных на уже известные способы и подходы.
Осуществленный в исследовании научно-исторический анализ показал, что социально-экономическое развитие общества, становления идей компетентностного подхода в отечественном образовании и достижения в области изучения проблемы не только обусловили актуальность обозначенной нами проблемы, но и создали необходимые предпосылки для ее успешного решения. Принципиальный вывод, полученный нами, заключается в том, что целью современного этапа ее развития является создание теории формирования познавательной компетентности учащихся подросткового возраста в учебном процессе, включающей накопленный теоретический и практический материал и идеи, предложенные в новых школьных стандартах.
16. 04. 2012
Список литературы:
1. Антоненко, Е. Р. Формирование интеллектуально-познавательной компетентности как фактора развития культуры самостоятельной учебной деятельности обучающихся : дис. ...канд. пед. наук / Е. Р. Антоненко. - Владикавказ, 2010. - 176 с.
2. Воровщиков, С. Г. Внутришкольное управление развитием учебно-познавательной компетентности старшеклассников : дис. ... д-ра пед. наук / С. Г. Воровщиков. - М., 2007. - 416 с.
3. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения : опыт теорет. и эмпирич. психол. исслед. : учеб. пособие для студ. вузов, обуч-ся по направ. и спец. психологи / В. В. Давыдов. - М. : Академия, 2004. - 282 с.
4. Забалуева, А. И. Формирование учебно-познавательной компетентности студентов вуза : дис. ... канд. пед. наук / А. И. Заба-луева. - Таганрог, 2010. - 201 с.
5. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 40 с.
6. Комиссарова, М. Н. Развитие познавательной компетентности старшеклассников в учебном процессе : дис. ... канд. пед. наук / М. Н. Комиссарова. - Магнитогорск, 2006. - 209 с.
7. Константинова, С. И. Формирование учебно-познавательной компетентности у учащихся старшей профильной школы : автореф. дис. ...канд. пед. наук / С. И. Константинова. - СПб, 2006. - 22 с.
8. Харитонова, О. В. Развитие учебно-познавательной компетентности старшеклассников на уроках геометрии : автореф. дис. . канд. пед. наук / О. В. Харитонова. - СПб, 2006. - 22 с.
9. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-65.
10. Шамардина, Т. В. Формирование учебно-познавательной компетентности старшеклассника в образовательном процессе гимназии : дис. ... канд. пед. наук / Т. В. Шамардина. - Оренбург, 2003. - 256 с.
11. Яковлев, Е. В. Педагогическое исследование : содержание и представление результатов / Е. В. Яковлев, Н. О. Яковлева. - Челябинск : Изд-во РБИУ, 2010. - 316 с.
Сведения об авторе:
Рослякова Светлана Васильевна, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии Челябинского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук 454080, г.Челябинск, пр. им. В. И. Ленина, 69, ауд. 221, тел. 2393711, e-mail: [email protected]
UDC 371.01:371(09) Roslyakova S.V.
Chelyabinsk state pedagogical university, e-mail: [email protected]
HISTORICAL ASPEKT OF THE PROBLEM OF FORMING COGNITIVE COMPETENCE OF STUDENT ADOLESCENT EDUCATION PROCESS
In this paper, based on process approach and dedicated socio-economic, socio-pedagogical, theoretical, methodological, and experimental and practical prerequisites historiography of the problem revealed the formation of cognitive competence of students of adolescence in the learning process.
Key words: the historiography of the problem, conditions, stages of becoming problems, cognitive competence, the formation of cognitive competence of students in the learning process
Bibliography:
1. Antonenko, E. R. The formation of intellectual and cognitive competence as a factor in the development of cultural self-learning activities of students : diss. ... candidat ped. science / E. R. Antonenko. - Vladikavkaz, 2010. - 176 p.
2. Vorovscikov, S. G. Interschool management development training and cognitive competence of high school students : diss. ... dr. ped. science / S. G. Vorovscikov. - M., 2007. - 416 p.
3. Davydov, V. V. Problems of developmental teaching : the experience of empirical and theory psychology studies : manual for stud. schools, learning in the direction and spec. psychologists / V. V. Davydov. - M. : The Academy, 2004. - 282 p.
4. Zabalueva, A. I. The formation of learning and cognitive competence of university students : diss. ... candidat ped. science / A. I. Zabalueva. - Taganrog, 2010. - 201 p.
5. Zimnya, I. A. Key competencies as effectively-targeted basis of the competence approach in education / I. A. Zimnya. -M., Research Centre of the quality of training, 2004. - 40 p.
6. Komissarova, M. N. The development of cognitive competence in teaching high school students : diss. ... candidat ped. science / M. N. Komissarova. - Magnitogorsk, 2006. - 209 p.
7. Konstantinova, S. I. The formation of learning and cognitive competence of students in high school profile : synopsis of diss. ... candidat ped. science / S. I. Konstantinova. - St. Petersburg, 2006. - 22 p.
8. Kharitonova, O. V. The development of learning and cognitive competence in high school geometry lessons : synopsis of diss. ... candidat ped. science / O. V. Kharitonova. - St. Petersburg, 2006. - 22 p.
9. Khutorskoi, A. V. Key competencies as a component of personality-oriented paradigm of education / A. V. Khutorskoi // Education. - 2003. - № 2. - P. 58-65.
10. Shamardina, T. V. The formation of learning and cognitive competence of senior high school student in the educational process of school : diss. ... candidat ped. science / T. V. Shamardina. - Orenburg, 2003. - 256 p.
11. Yakovlev, E. V. Educational research : content and presentation of results / E. V. Yakovlev, N. O.Yakovleva. - Chelyabinsk : RBIU, 2010. - 316 p.