УДК 37.04-053
Лоренц Вероника Викторовна
кандидат педагогических наук, доцент. Омский государственный педагогический университет [email protected]
Возрастосообразная
ШКОЛА В ЛОГИКЕ
КОМПЕТЕНТНОСТНОГО
ПОДХОДА
Weronika W. Lorenz
candidate of pedagogical sciences, associate professor Omsk state pedagogical university v.lorents @yandex.ru
The age-learning school in the context of the competence
APPROACH
Аннотация. В статье рассматриваются возможности возрастосообразного обучения в контексте компетентностного подхода и личностно-ориентированного образования. Проектирование индивидуально-
образовательного маршрута, интерактивные технологии обучения позволяют сформировать у школьников инициативность, творчество, готовность обучаться в течение всей жизни. Возрастосообразная школа, основанная на идее природосообразности, предполагает содействие образованию школьника с учетом его индивидуальнопсихологических характеристик, уровня учебных возможностей, целей получения образования. При этом компетентностный подход создает условия для практикоориентированного педагогического процесса, формирует умения активной, исследовательской познавательной деятельности.
Ключевые слова: возрастосообразная
школа, личностно-ориентированное обучение, индивидуально-образовательный маршрут, компетентностный подход, непрерывное образование, принцип природосообразности.
Annotation. The article discusses the possibility according to age learning in the context of the competence approach and learner-centered education. Designing an individual educational route, interactive learning technologies allow to generating the students initiative, creativity, willingness to learn throughout the life. The age-learning school, based on the idea of nature-conformity that involves the promotion of education student taking into account his individual psychological characteristics, level of educational opportunity, goals of education. This competence-based approach creates the conditions for a practice-oriented pedagogical process, to form the active skills, research of cognitive activity.
Keywords: according to age learning, learner-centered education, individual educational route, competence approach, continuing education, the principle of nature-conformity.
В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной приказом президента РФ 04.02.2010 г. сказано: « Важнейшими качествами личности, формируемыми в современной школе, становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Отсюда главные задачи современной школы-раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» [3, с. 1].
Очевидно, что традиционно построенный образовательный процесс не может полностью удовлетворить потребности общества в воспитании образованного человека, поскольку новые ценности информационного общества требуют и
нового понимания, в каких условиях должен воспитываться образованный человек.
По мнению ряда Санкт-Петербургских ученых (О.В. Акулова, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова, А.П. Тряпицына), изменения в образовательном процессе современной школы существенно меняют деятельность учителя [2 с. 17]. Ведущей функцией педагога является содействие образованию школьника, которое состоит в создании условий для проявления самостоятельности, творчества, ответственности учащегося в образовательном процессе и формирования у него мотивации непрерывного образования. Функция содействия образованию школьника проявляется в следующем:
- в отборе учителем содержания образования по предмету на основе пересечений информационных потоков учителя и учащихся, опоры на
57
скрытый опыт учащихся, а также межпредметной интеграции знаний в учебных и социальных проектах;
- в выборе учителем образовательных технологий (проектного, исследовательского, рефлексивного обучения, развития критического мышления, информационно-коммуникативных технологий), не только решающих задачи освоения содержания предмета, но и способствующих становлению компетентностей учащихся;
- в формировании учителем открытой образовательной среды, рассматриваемой как вид социокультурной среды, представляющей собой совокупность образовательных ресурсов;
- в выборе разнообразных способов оценки и учета достижений учащихся, разнообразных оценочных шкал и оценочных материалов, способов учета достижений, основанных на рефлексивных процессах (портфолио, дневник достижений, профиль умений и пр.).
В этом случае возрастообразный подход в современном образовании позволяет осуществлять педагогический процесс не только личностно-ориентированно, но и в соответствии с особенностями возрастного развития ребёнка. В истории педагогической мысли давно сформировалось понимание необходимости учёта возрастных особенностей учащихся, воспитанников. Так, Я.А. Коменский обосновал принцип природосообразности - следования природе человека, его возрастным особенностям. Учитывать возрастные особенности детей призывали Дж. Локк, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт и другие выдающиеся педагоги прошлого. Возрастные особенности-это комплекс физических и психологических свойств, характерных для большинства людей одного возраста. Особенности возраста проявляются в совокупности многих условий, среди которых мы выделяем:
- требования к ребенку, предъявляемые на данном этапе его жизни;
- его отношения с окружающими;
- характер знаний и деятельности, которые он усваивает;
- преобладающие способы усвоения знаний и опыта действий;
- особенности различных сторон физического развития ребенка (например, особые условия, обусловленные перестройкой организма в подростковом возрасте).
Каждый период возрастного развития - это качественно особый этап, который характеризуется совокупностью изменений, определяющих своеобразие структуры личности ребенка на данном этапе его развития. Мы считаем, что сегодня понятие «возраста» стало размытым. Не случайно дети индиго, одаренные дети, дети «поколения NEXT» стали нормой для современной школы. Индивидуальные качества, творческие способности, высокий уровень учебных возмож-
ностей, информационная компетентность современных школьников приводит к необходимости индивидуализировать учебный процесс, проектировать индивидуальные маршруты обучения, с целью создания оптимальной образовательной среды для каждого. Возраст в этом смысле становится относительным, мы можем лишь ориентироваться на биологические характеристики, определяя детей в тот или иной класс. Далее, качество образования будет зависеть от возможностей личностно-ориентированного обучения.
К стратегическим задачам обновления школы, определяемым в Концепции модернизации образования, относится построение развивающего возрастосообразного образования. В основу возрастосообразной школы положен принцип природосообразности, который современные ученые дополняют идеей социосообразности, таким образом, смысл возрастосообразной школы заключается в следующем: ребенка необходимо обучать и воспитывать в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, а также в соответствии с социальным запросом.
В современной школе становится все более распространенным компетентностный подход, в основе которого лежит выделение ключевых компетентностей. Сколько и каких компетентностей должно быть у выпускника школы, определяется социальным заказом общества, зависит от запросов работодателей, от требований, предъявляемых к конкурентоспособности выпускников на рынке труда, от социокультурной ситуации в обществе. В этой связи новые задачи образования, решаемые в образовательном процессе школы, формулируются в соответствии с традиционными ценностями российского образования, ориентацией на понимание научной картины мира, на духовность, на социальную активность. К ним относят:
- научить получать знания (учить учиться);
- научить работать и зарабатывать (учение для труда);
- научить жить (учение для бытия);
- научить жить вместе (учение для совместной жизни).
В условиях компетентностного подхода образовательный процесс ориентирован на создание максимально благоприятных условий для саморазвития, самоопределения учащихся [2, с.19]. Не случайно именно компетентностный подход заменил «знаниевую» парадигму образования, главной задачей становится не только научить добывать, перерабатывать, анализировать информацию, но и научиться с ней работать, применять на практике, в том числе и при решении нестандартных, проблемных ситуаций. В соответствии с этими условиями, компетентностный подход и возрастосообразность обучения решают общие стратегические задачи:
- построение развивающего возрастосообразного образования, которое, будучи индивидуально
58
ориентированным, направлено на развитие каждого ребёнка, его реальное продвижение вперёд;
- обучение школьников решению социально и личностно значимых проблем и жизненно важных задач путём освоения новых видов деятельности и новых способов решения проблем в различных видах деятельности;
- поддержка саморазвития личности, которая базируется на следующих положениях: 1) осознание самоценности каждой личности, её уникальности; 2) творческое саморазвитие; 3) увеличение возможности выбора и сформирован-ность обобщённых способов выбора.
Главным в образовательном процессе становится не передача знаний, а сам обучаемый. Школы при таком подходе должны превратиться в своеобразный «набор конструктора», где школьник сам выбирает детали (учитель, предмет, школа) и составляет свою собственную программу обучения - индивидуальный образовательный маршрут.
Разработка индивидуальных образовательных программ позволяет претворить в жизнь идею о том, что стандарт может быть достигнут различ-
Литература:
1. Адамский А.И. Инновационное содержание образовани / А.И. Адамский, М.В. Богуславский. М., 2003.
2. Акулова О.В. Современная школа: опыт модернизации / О.В. Акулова, С.А. Писарева, А.П. Тряпи-цына и др. СПб., Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. 290 с.
3. Лоренц В.В. Проектирование индивидуальнообразовательного маршрута как условие подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности : дисс. на соискание уч. степ. канд. пед. н.- Омск, изд-во ОмГПУ, 2001.
4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утв. приказом президента РФ от 04.02.2010 г.
ными путями. Выбор пути зависит от особенностей ребенка, а образовательная программа, обозначая индивидуальный маршрут продвижения школьника в образовании, ориентирует учителя на поиск наиболее благоприятных условий, способствующих достижению учеником образовательного стандарта, на разработку и реализацию педагогической помощи ученику.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении учителем педагогической поддержки его самоопределения и самореализации [3]. Это один из способов осуществления индивидуализации в условиях новой образовательной парадигмы. Таким образом, становится необходимой ориентация профессионально-педагогической деятельности на содействие образованию школьника, т.е. создание средствами педагогической деятельности условий для проявления самостоятельности, творчества, ответственности ученика в образовательном процессе и формирования мотивации непрерывного образования
Literature:
1. Adamski A.I. Innovative educational content / A.I. Adamski, M.V. Boguslavsky. M., 2003.
2. Akulov O.V. The Modern school: the experience of modernization / O.V. Akulov, S.A. Pisareva, A.P. Trapezina, and others St. Petersburg, Publishing house RGPU. A. I. Herzen, 2005. 290 p.
3. Lorenz V.V. Designing an individual educational route as a condition of preparation of future teachers to the profession. Diss. on competition of the academic step. Cand. PED. n. - Omsk, ed-state pedagogical University press, 2001.
4 National educational initiative «Our new school», approved. by order of the President of the Russian Federation dated 04.02.2010.
59