Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТРУДОВОГО ПРАВА В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ (ФЕВРАЛЬ 1917 Г. - 1922 Г.)'

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТРУДОВОГО ПРАВА В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ (ФЕВРАЛЬ 1917 Г. - 1922 Г.) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
702
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ТРУДОВОЕ ПРАВО / ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД / СИСТЕМНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ / ИМПЕРАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТРУДОВОЙ ДОГОВОР / КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР / РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ / НАНИМАТЕЛЬ / НАНИМАЮЩИЙСЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СОЮЗЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дерябина Е. С.

Рассматривается становление и развитие основных институтов трудового права в сложный переходный период отечественной истории XX в., когда поэтапно происходила смена общественно-экономической и политической систем. В связи с этим цель данного исследования - выявление особенностей правового регулирования трудовых отношений и нормативного содержания основных трудо-правовых институтов, их генезиса в рассматриваемый исторический период. Анализируя генезис правового регулирования трудовых отношений, автор приходит к выводу о том, что не только переходная историческая ситуация, но, прежде всего, форма советской правовой идеологии способствовала установлению в данной отрасли публично-правовой доминанты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF LABOR LAW IN THE TRANSITIONAL PERIOD OF RUSSIAN HISTORY (FEBRUARY 1917-1922)

The article examines the formation and development of the main institutions of labour law in the difficult transition period of the national history of the XX century, when the socio-economic and political systems were gradually changing. In this regard, the purpose of this study was to identify the features of legal regulation of labour relations and the normative content of the main labour-legal institutions, their genesis in the historical period under review. Analyzing the genesis of legal regulation of labour relations, the author comes to the conclusion that not only the transitional historical situation, but, above all, the form of Soviet legal ideology will contribute to the establishment of a public-legal dominant in this branch.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТРУДОВОГО ПРАВА В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ (ФЕВРАЛЬ 1917 Г. - 1922 Г.)»

УДК 349.2(340:340.5:340.115.6)

DOI https://doi.Org/10.17308/vsu.proc.law.2021.1/3289

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТРУДОВОГО ПРАВА В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ (февраль 1917 г. - 1922 г.)

Е . С. Дерябина

Пермский филиал Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Поступила в редакцию 1 августа 2020 г.

Аннотация: рассматривается становление и развитие основных институтов трудового права в сложный переходный период отечественной истории XX в., когда поэтапно происходила смена общественно-экономической и политической систем. В связи с этим цель данного исследования - выявление особенностей правового регулирования трудовых отношений и нормативного содержания основных трудо-правовых институтов, их генезиса в рассматриваемый исторический период. Анализируя генезис правового регулирования трудовых отношений, автор приходит к выводу о том, что не только переходная историческая ситуация, но, прежде всего, форма советской правовой идеологии способствовала установлению в данной отрасли публично-правовой доминанты.

Ключевые слова: трудовое .законодательство, трудовое право, переходный период, системная методология, императивное правовое регулирование, трудовой договор, коллективный договор, рабочее время, наниматель, нанимающийся, профессиональные союзы.

Abstract: the article examines the formation and development of the main institutions of labour law in the difficult transition period of the national history of the XX century, when the socio-economic and political systems were gradually ~Z_ changing. In this regard, the purpose of this study was to identify the features

of legal regulation of labour relations and the normative content of the main la-cn bour-legal institutions, their genesis in the historical period under review. Ana-

lyzing the genesis of legal regulation of labour relations, the author comes to the conclusion that not only the transitional historical situation, but, above all, the form of Soviet legal ideology will contribute to the establishment of a public-legal 90 dominant in this branch.

Key words: labour legislation, labour law, transition period, system methodology, imperative legal regulation, employment contract, collective agreement, working time, employer, employed, trade unions.

Актуальность изучения правовой надстройки в переломные периоды отечественной истории обусловлена необходимостью осмысления причинно-следственных связей между переходными процессами и их последствиями в генезисе отраслевых правовых институтов. В этом смысле не является исключением и область трудового права, история которого начинается в период формирования Советского государства.

© Дерябина Е. С., 2021

Существуют разные точки зрения по поводу генезиса отечественного трудового права. Большинство исследователей связывают его возникновение с появлением фабричного законодательства во второй половине

XIX в. и завершением данного процесса созданием КЗоТ РСФСР 1918 г. Г"

и КЗоТ РСФСР 1922 г.1 .

Сторонники раннего генезиса трудового права аргументируют свои д

позиции анализом правовых источников XVII—XVIII вв.2 Безусловно, р

я

имеет смысл рассматривать процесс становления многих правовых ин- и

ститутов даже со времен Русской Правды. Однако, если говорить о тру- а

довом праве как самостоятельной отрасли, то необходимо обратиться к Г

начальному периоду формирования советского права, так как именно на С

данном этапе появляются первые кодифицированные акты, регламенти- б

CD

рующие трудовые отношения. н Проблема становления и развития советского трудового права доста- ° точно активно рассматривается отечественными учеными. Преимуще- Г ственно уделяется внимание причинам и содержанию систематизации трудового законодательства в процессе формирования советского трудового права3. Помимо этого, авторы акцентированно затрагивают вопросы регламентации института трудового договора и разрешения индивидуальных трудовых споров, анализируя первые кодифицированные акты о я труде и советскую судебную практику4. При этом необходимо отметить, что г причинно-следственным связям переходных процессов с нормативным со- а держанием трудового законодательства и формируемыми правовыми ин- в ститутами трудового права практически не уделяется должного внимания. ^ В рамках данного исследования нас интересует переходная ситуация Т

в истории России Новейшего времени (февраль-октябрь 1917 г. — 1922 г.), у

д

__о

го

Q X О го л

CD X

1 См.: Актуальные проблемы трудового права : учеб. для магистров / отв. ред. Г Н. Л. Лютов. М., 2017. С. 9. °

2 См.: Там же. р

3 См.: Баранова Н. С. История трудового законодательства в России в 1917— § 1920 гг. // Вестник АГУ. 2016. Вып. 1 (174). С. 31-34 ; Демидов Н. В. Причины воз- . никновения российского законодательства о труде // Трудовое право. 2018. № 5.

С. 71-80 ; Его же. Правосознание как фактор возникновения фабрично-заводско-_

го законодательства Российской империи // Вестник Томского гос. ун-та. Серия: 91

Право. 2018. № 3. С. 119-126 ; Рощин Б. Е. Идеологические и юридические ос--

нования систематизации российского трудового законодательства в период с октября 1917-1918 гг. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 6 (12). С. 161-165 ; Яхонтов Р. И. Генезис трудового права в России : проблемы и перспективы развития // Царско-сельские чтения. 2010. № 14. С. 150-157.

4 См.: Скачкова Г. С. Трудовой договор в России : от Кодекса законов о труде 1918 г. до Трудового кодекса 2001 г. // Труды Института государства и права РАН. 2017. Т. 12, № 2. С. 145-173 ; Соболев С. А. Проблемы современного понимания истории трудового договора в России // Вестник Удмуртского ун-та. 2017. Т. 27, вып. 6. С. 113-118 ; Виноградова О. А. Из истории становления института разрешения индивидуальных трудовых споров в России // Управленческое консультирование. 2013. № 3. С. 95-105.

характеризующаяся радикальной сменой социально-экономической и политической общественных систем. Теоретико-методологические аспекты переходной исторической ситуации, ее воздействия на функционирование государственных институтов и содержание правовых поднимались автором в предыдущих работах5. Ранее выработанный методологический инструментарий будет применен и в процессе анализа становления советского трудового права.

В связи с этим целью данного исследования является выявление особенностей правового регулирования трудовых отношений и нормативного содержания основных трудо-правовых институтов, их генезиса в рассматриваемый переходный период отечественной истории.

Методологической основой исследования являются исторический и системный общенаучные методы, а также сравнительно-правовой, позволяющие комплексно рассмотреть поднимаемую проблему генезиса трудового права и, соответственно, законодательства в указанный переходный период.

Поскольку в данной статье рассмотрение особенностей становления и развития трудового права как самостоятельной отрасли осуществляется через призму анализа фабрично-трудового законодательства, необходимо отметить наличие спорного вопроса о соотношении системы права и системы законодательства. Трудно не согласиться с мнением ряда ученых, которые не склонны противопоставлять систему права и систему законодательства, так как это может привести к «негативным последствиям»6. В связи с этим В. П. Реутов отмечал, что не всегда «предмет правового регулирования непосредственно определяет структуру отрасли права»7. Как правило, подобные изменения связаны с новыми задачами, меняющимися функциями отрасли права8, которые во многом предопределяются изменениями в экономическом базисе и политической 2 надстройке государства. При этом субъективный фактор может лежать ,_: не только в основе изменений системы законодательства, но и системы § права. В переходных исторических ситуациях векторы развития отрасле-041 вого законодательства и права носят многоплановый характер и подвер-

_жены данным факторам. Более того, формирование отрасли советского

92 трудового права происходило на фоне меняющейся законодательной политики государства.

5 См.: Дерябина Е. С. Государство и право в условиях смены общественных систем : теория и история // Вестник Воронеж. гос. ун-та. Серия: Право. 2018. № 4. С. 84-98.

6 Васильева Ю. В. Система права и система законодательства о социальном обеспечении (к вопросу о кодификации отраслей законодательства) // Вестник Пермского ун-та. Юридические науки. 2009. Вып. 3 (5). С. 173.

7 Реутов В. П. Факторы, определяющие структуру отраслей права и законодательства // Актуальные проблемы юридической науки и практики : тез. докл. науч. конф. (Пермь, 16-17 октября 2003 г.). Пермь, 2004. Ч. 1. С. 12.

8 См.: Там же. С. 9.

Особенности трудового законодательства в феврале-октябре 1917 г.

Содержание переходной исторической ситуации в данный период носит многоплановый характер. Многоукладность общественной системы в условиях самодержавия увеличивала вариативность ее развития ° в период существования двоевластия после Февральской революции. е Стоит согласиться с оценкой Временного правительства и Петроград- я ского совета как «центров притяжения и отталкивания различных слоев и населения....»9. Г. А. Герасименко справедливо отмечает, что в «услови- . ях революции власть на местах находилась в подвижном, неопределен- ° но-переходном (многовариативном. - Д. Е.) состоянии. За нее боролись о самые различные организации и учреждения: общественные исполни- е тельные комитеты, комиссары Временного правительства, советы, город- Н ские думы, земские управы и т. д. В одних местах было полное безвластие, с в других - двоевластие, в третьих - троевластие, а в четвертых - претен- ° дентов на власть было столько, сколько более или менее активно действо- н вало организаций и учреждений»10. В этих условиях создавать единый о правовой регулятор не представлялось возможным. л Поскольку Временное правительство связывало дальнейшее госу- Н дарственно-политическое и правовое развитие России с необходимостью ° созыва Учредительного собрания, оно не предпринимало серьезных дей- ° ствий в области правовой политики. Такой же позиции придерживался а и Временный комитет Государственной Думы,

созыва Учредительного собрания невозможны никакие законодательные и

акты, вносящие коренную ломку в государственный и социальный строй °

и приводящие к еще большей смуте в правовом сознании населения»11. у

Таким образом, наиболее приоритетные задачи для новых органов го- ■§

сударственного управления в условиях двоевластия были поставлены в о

политической сфере, а не в правовой. °

Тем не менее Временное правительство было вынуждено решать со- р

циально-трудовые вопросы. Трудовые отношения в данный период ре- §

гламентировались частично Уставом о промышленном труде 1913 г., . частично - постановлениями и распоряжениями Временного правительства и Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов.

10 марта 1917 г. было достигнуто соглашение между Петроградским 93 Советом и Петроградским обществом фабрикантов и заводчиков «О введении восьмичасового рабочего дня, организации фабрично-заводских комитетов и примирительных камер»12. Фабрично-заводские комитеты

9 Герасименко Г. А. Исторический выбор // Политические партии в российских революциях в начале XX века / под ред. Г. Н. Севастьянова. М., 2005. С. 9.

10 Там же. С. 14.

11 Воззвание Временного комитета Государственной думы с призывом к установлению «твердой» власти от 19 июля 1917 г. // Революционное движение в России в июле 1917 г. Июльский кризис / под ред. Л. С. Гапоненко. М., 1957. С. 319.

12 Хрестоматия по истории государства и права России : учеб. пособие / сост. Ю. П. Титов. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2010. С. 279.

представляли интересы рабочих в государственных и общественных учреждениях, принимали участие в разрешении спорных вопросов, возникающих между самими рабочими на предприятиях, а также между рабочими и администрацией предприятий и их владельцами13. Для урегулирования трудовых конфликтов на заводах и фабриках создавались примирительные камеры, в состав которых входили представители от рабочих и предпринимателей. В случае отсутствия соглашения спорный вопрос переносился в Центральную примирительную камеру14.

Описывая историю становления института разрешения индивидуальных трудовых споров в России, О. А. Виноградова отмечает, что утвержденное Временным правительством в августе 1917 г. Положение «О примирительных камерах и третейских судах» было направлено на разрешение трудовых конфликтов. Третейские суды, «так же как и примирительные камеры, создавались на паритетных началах и были второй инстанцией при разрешении трудовых споров»15.

После создания при министерстве торговли и промышленности «отдела рабочих, предпринимателей и общественных организаций», была продекларирована необходимость пересмотра рабочего законодательства «на принципах права и свободы», а также отмены уголовной ответственности за стачки и забастовки16. Для решения новых задач в процессе реформирования Временного правительства 5 (18) мая 1917 г. было образовано министерство труда во главе с М. И. Скобелевым17.

В условиях кризисной социально-экономической ситуации Временное правительство и вновь образованное Министерство труда были вынуждены обращать внимание на решение вопроса безработицы. Закон «О биржах труда» от 19 августа 1917 г. предписывал всем муниципальным образованиям, насчитывающим не менее 50 тысяч жителей, образовывать биржи труда. В их компетенцию входила регистрация спроса и предложения труда, оказание посреднических услуг по найму. Анализируя дан-^ ный закон, Н. С. Баранова отмечает, что муниципальные биржи труда не ^ обладали «правом монополии в области трудового посредничества», так о как «правительством предусматривалось создание ...корреспондентских пунктов, которые должны были взаимодействовать не только между с со-бой, но и с другими учреждениями, действующими в данной сфере»18.

94 Необходимо отметить, что «половинчатые» шаги Временного правительства в области реформирования трудового законодательства не могли вызывать одобрения со стороны Петроградского совета, декларирующего необходимость защиты интересов трудящихся. Уже в марте 1917 г. Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов призывал «устра-

13 См.: Хрестоматия по истории государства и права России...

14 См.: Там же. С. 280.

15 Виноградова О. А. Указ. соч. С. 96.

16 См.: Вестник Временного правительства. 1917. № 2 (47). С. 1.

17 См.: Там же. № 49. С. 1.

18 Баранова Н. С. История трудового законодательства в России в 19171920 гг. // Вестник АГУ. 2016. Вып. 1 (174). С. 32.

нить это Временное правительство либеральной буржуазии и объявить себя Временным революционным правительством»19.

В целом, неупорядоченность в государственно-политической сфере в

какой-то степени компенсировалась сохранением многих законодатель- °°

ных актов императорской России, в том числе в области трудовых отно- р

шений, отмена которых должна была произойти постепенно после созы- д

ва Учредительного собрания. р

я

и

Особенности становления трудового права Н

с октября 1917-1918 гг. °

Несколько иная правовая ситуация складывалась после октября С

1917 г. События, связанные с гражданской войной и политикой НЭПа, б

тт ^

указывают на продолжение переходных процессов. Но содержание этих н

процессов было качественно другим, так как советская власть стратеги- с

чески отказалась от буржуазного общественного развития, сделав ставку °

на создание нового социалистического общественного строя. Классовый Н

подход, лежавший в основе установления диктатуры пролетариата, про- н

являлся и в правовом регулировании, в том числе в области трудовых л

отношений. Большинство первых декретов советской власти было на- Н

правлено на защиту интересов трудящихся. Для организации новых я

трудовых отношений в структуре СНК РСФСР был создан Народный °

комиссариат труда во главе с А. Г. Шляпниковым20. Одним из первых а нормативных актов в области трудовых отношений стал Декрет «О вось-в

мичасовом рабочем дне» от 29 октября 1917 г., закрепивший институт и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рабочего времени21. °н

Социальная направленность молодого Советского государства прояв- у

лялась в том, что нормы, регламентирующие систему социального стра- о

хования и пенсионного обеспечения, стали частью создаваемой отрасли о

трудового права. Данный вывод подтверждается Декретом от 10 ноября °

1917 г. «Об увеличении пенсии рабочим, пострадавшим от несчастных р

случаев»22. Вопрос о размере такой пенсии решался посредством ссылки ва

на ст. 453 и 454 Устава о промышленном труде 1913 г., которые предусма- • тривали «100 % компенсацию за счет средств пенсионного фонда всем ра-

19 Резолюция Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов от 3 марта 1917 г. // Революционное движение в России после свержения самодержавия / под ред. Л. С. Гапоненко. М., 1957. С. 548.

20 Декрет об учреждении Совета народных комиссаров // Законодательство СССР. Библиотека нормативно-правовых актов СССР. URL: www.libussr.ru (дата обращения: 03.07.2019).

21 О восьмичасовом рабочем дне : декрет СНК РСФСР от 29 октября 1917 г. // Законодательство СССР. Библиотека нормативно-правовых актов СССР. URL: www.libussr.ru (дата обращения: 03.07.2019).

22 Законодательство СССР. Библиотека нормативно-правовых актов СССР. URL: www.libussr.ru (дата обращения: 03.07.2019).

бочим, пострадавшим от несчастных случае по 1917 г. включительно»23. Таким образом, из-за отсутствия собственного закона о страховании рабочих от несчастных случаев советская власть первоначально была вынуждена использовать, так же как и Временное правительство, некоторые нормы фабричного законодательства периода самодержавия.

То же самое можно сказать и о Положении от 11 декабря 2017 г. «О страховании на случай безработицы», нормы которого не только привносили новое в регламентацию социального страхования, но и отражали заимствование некоторых правовых институтов Устава о промышленном труде (например, институт локаута). Положение четко определяло категории безработных и лиц, не относящихся к таковым. Ответственность за обеспечение безработных страховыми пособиями накладывалась на «нанимателей». Положение предусматривало создание губернских комиссий страхования безработицы и Центральной комиссии с правом издания подзаконных нормативно-правовых актов24.

Особыми субъектами трудовых правоотношений стали профессиональные союзы и экономические советы на предприятиях. Вместе с биржами труда они осуществляли контроль по учету и распределению безработных лиц. Об этом, в частности, говорит постановление Народного комиссариата труда от 20 декабря 1917 г. «О приостановлении работ, условиях и расчета рабочих»25. Декрет СНК РСФСР от 31 января 1918 г. устанавливал создание местных бирж труда по инициативе объединений профессиональных союзов в поселениях с числом жителей не менее 20 тысяч человек26. До формирования Совета бирж труда центральным органом управления продолжал быть Народный комиссариат труда (п. 3), управление местными биржами возлагалось на местные биржевые комитеты, в состав которых входили представители от профсоюзов, ,_ по два представителя от местного Совета рабочих депутатов, городского и земского самоуправления27. В компетенцию бирж труда входила регистрация безработных, осуществление текущей статистики спроса и ¡^ предложений на труд, оказание посреднических услуг по найму, издание сч бюллетеней о состоянии рынка труда, открытие столовых, общежитий и даже библиотек28.

Принятая на III Всероссийском Съезде Советов Декларация «О пра-96 вах трудящегося и эксплуатируемого народа» провозгласила всеобщую

23 Пункт 1 Декрета СНК РСФСР от 10 ноября 1917 г. «Об увеличении пенсии рабочим, пострадавшим от несчастных случаев».

24 О страховании на случай безработицы : положении от 11 декабря 2017 г. (п. 24—25) // Законодательство СССР. Библиотека нормативно-правовых актов СССР. URL: www.libussr.ru (дата обращения: 03.07.2019).

25 URL: www.libussr.ru (дата обращения: 10.07.2019).

26 О биржах труда : декрет СНК РСФСР от 31 января 1918 г. (п. 2) // Законодательство СССР. Библиотека нормативно-правовых актов СССР. URL: www. libussr.ru (дата обращения: 10.07.2019).

27 Там же. П. 5.

28 Там же. П. 4.

трудовую повинность с «целью уничтожения паразитических слоев общества и организации хозяйства»29. В основе такого подхода изначально лежал публично-правовой интерес, надолго определивший императивный подход к мерам уголовной и административно-правовой юридиче- Г° ской ответственности за нарушение норм советского трудового законода- р тельства. В то же время с «целью охраны здоровья, жизни, труда» всех д категорий рабочих и служащих предусматривалось создание Инспекций

я

труда, находящихся в ведении Народного комиссариата труда и Отделов и

труда при местных Советах30. Данным декретом упразднялись фабрич ные и горные инспекции, которые были предусмотрены Уставом «О про мышленном труде» 1913 г. С

Следующий шаг в области регламентации трудовых отношений был б

Q

сделан постановлением СНК РСФСР «Об отпусках» от 14 июня 1918 г. предусматривавшим предоставление ежегодного оплачиваемого отпу ска в течение двух недель всем категориям рабочих и служащих, про работавших непрерывно на данном предприятии не менее шести меся

цев31. 5

Таким образом, на данном этапе становления отрасли трудового пра- л

ва наблюдалась двойственная правовая политика органов советской н

власти: с одной стороны, из-за отсутствия необходимой нормативной базы я

(общественные отношения опережали процесс нормотворчества) прихо- °

дилось использовать нормы предыдущего фабричного законодательства, а

а с другой — советский законодатель принял важные нормативные пра- ш

вовые акты, которые заложили основы отрасли трудового права под воз- и действием революционного правосознания.

у

Первая систематизация трудового законодательства. о

КЗоТ РСФСР 1918 года §

о

Необходимость систематизации накопившегося правового материа- ° ла способствовала подготовке и введению в действие 10 декабря 1918 г. -о Кодекса законов о труде РСФСР (далее - КЗоТ РСФСР). Кодекс подтвер- | дил сохранение трудовой повинности для всех трудоспособных граждан ррр от 16 до 50 лет. Большая роль в КЗоТе отводилась профессиональным союзам. В частности, им предоставлялось право вырабатывать тарифные положения о предоставляемых личных услугах или отдельных видах работ, которые утверждались Наркоматом труда (ст. 9). Все трудоспособные граждане имели право на применение своего труда по специальности за

97

29 О правах трудящегося и эксплуатируемого народа : декларация от 13 января 1918 г. (п. 4 ст. 2) // Законодательство СССР. Библиотека нормативно-правовых актов СССР. URL: www.libussr.ru (дата обращения: 10.07.2019).

30 Об Инспекции труда : декрет СНК РСФСР от 18 мая 1918 г. (п. 1-2) // Законодательство СССР. Библиотека нормативно-правовых актов СССР. URL: www. libussr.ru (дата обращения: 10.07.2019).

31 Об отпусках : постановление СНК РСФСР от 14 июня 1918 г. (п. 1-2) // Законодательство СССР. Библиотека нормативно-правовых актов СССР. URL: www. libussr.ru (дата обращения: 10.07.2019).

соответствующее вознаграждение. В случае отсутствия работы по специальности КЗоТ предусматривал решение вопроса о трудоустройстве граждан РСФСР местным Отделом распределения рабочей силы по согласованию с соответствующей профсоюзной организацией (ст. 10). Регистрация безработных осуществлялась указанными местными отделами распределения рабочей силы. Иные формы трудоустройства (по приглашению, на основе выбора) допускались только в отношении лиц, вызывающих «политическое доверие» или имеющих «специальные знания» (ст. 18). Для осуществления срочных «общественно необходимых работ», областные отделы распределения рабочей силы по согласованию с профсоюзами и после утверждения Наркоматом труда наделялись правом переводить целые «группы трудящихся» с одного предприятия на другое (ст. 45). Закон закреплял институт расценочных комиссий, занимающихся совместно с профсоюзами распределением трудящихся по отраслям производства (ст. 61). Порядок деятельности расценочных комиссий определялся Наркоматом труда.

Таким образом, отделы распределения рабочей силы и расценочные комиссии выполняли не только функцию по содействию реализации права на труд гражданами РСФСР, но и функцию по реализации права на применение труда. В связи с этим хотелось бы отметить, что в КЗоТе 1918 г. вместо института трудового договора закреплялись различные формы применения труда (ст. 6). Поэтому стоит согласиться с мнением А. М. Лушникова о том, что в КЗоТе РСФСР 1918 г. «имела место преимущественно публично-правовая составляющая советского трудового права, исключающая ... договорные начала»32. Подобный вывод делает и Г. С. Скачкова, отмечая доминирование императивного регулирования трудовых отношений по КЗоТ 1918 г.33

Высокая степень императивности присутствует и в регламентации института заработной платы, что подтверждается нормой о вознаграждении за труд только по одному (основному) месту работы (ст. 66). За на-^ рушение данной нормы в форме обмана предусматривалась уголовная о ответственность (ст. 67). Соответственно использование труда за вознаграждение во время отпуска также запрещалось (ст. 110).

Таким образом, несмотря на то что КЗоТ РСФСР 1918 г. стал первым 98 кодифицированным нормативным актом в сфере трудовых отношений, мы не можем говорить о завершенности оформления трудового права как отрасли, так как сохранялись нормы декларативного характера (не всегда реализуемые в условиях политики военного коммунизма) и продолжали действовать ссылки на некоторые нормы фабричного законодательства периода царского самодержавия.

32 Лушников А. М. Разработка и принятие КЗоТ РСФСР 1918 г. Структура и период действия КЗоТ РСФСР 1918 г. // Памятники российского права / под общ. ред. Р. Л. Хачатурова, А. М. Лушникова : в 35 т. М., 2016. Т. 26. С. 38.

33 См.: Скачкова Г. С. Трудовой договор в России : от Кодекса законов о труде 1918 г. до Трудового кодекса 2001 г. // Труды Института государства и права РАН. 2017. Т. 12, № 2. С. 150.

Эволюция в регламентации трудовых правоотношений в условиях новой экономической политики. КЗоТ РСФСР 1922 года

Существенные изменения произошли после введения в действие °° 15 ноября 1922 г. нового КЗоТ РСФСР (принят 30 октября 1922 г.)34. ° Прежде всего, закон изменил порядок привлечения граждан к трудовой е повинности — только в исключительных случаях на основе постановле- я ния СНК РСФСР или уполномоченных органов (ст. 11). Новый кодекс и повысил нижний возрастной порог и понизил верхний для привлечения р граждан к трудовой повинности — от 18 до 45 лет для мужчин и от 18 до ° 40 лет для женщин (ст. 12). Расширился круг лиц, освобождающихся от § трудовой повинности: инвалиды труда и войны; женщины, имеющие де- е тей до 8-летнего возраста, при отсутствии лица, ухаживающего за ними х (ст. 13). § В то же время в Уголовном кодексе РСФСР 1922 г. закреплялась ° норма о трудовом дезертирстве («уклонение от учета или регистрации, а установленных органами, объявляющими либо проводящими трудовые § мобилизации, или от явки на работу, а равно самовольное оставление л работы, выполняемой в порядке трудовой мобилизации»), которое нака- и зывалось принудительными работами на срок «не ниже одной недели» (ст. 126 УК). о В отличие от КЗоТ 1918 г. новый кодекс закрепил институты трудового о договора и коллективного договора. Закрепляемому в КЗоТе 1922 г. ин- и ституту коллективного договора предшествовал Декрет СНК РСФСР «О я коллективных договорах» от 23 августа 1922 г.35 Базовые нормы данного § декрета мы обнаружим и в КЗоТе 1922 г. Под коллективным договором д понималось «соглашение, заключаемое профессиональным союзом как § представителем рабочих и служащих, с одной стороны, и нанимателем — § с другой, которое устанавливает условия труда и найма для отдельных ^ предприятий, учреждений и хозяйств или группы таковых и определяет содержание будущих личных (трудовых) договоров найма (ст. 15). КЗоТ р предусматривал наличие генеральных и локальных коллективных до- : говоров (ст. 17), возможность признания недействительными статьи коллективных договоров, ухудшающих условия труда (ст. 19). Коллективные 99

договоры оформлялись в письменной форме и подлежали обязательной-

регистрации в Наркомате труда (ст. 21). Низовым органом надзора за исполнением коллективных договоров были расценочно-конфликтные комиссии (ст. 26).

Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. предусматривал уголовную ответственность нанимателя, нарушающего заключенный им коллективный договор с профсоюзной организацией, в виде лишения свободы на срок не ниже шести месяцев (ст. 133 УК). Поскольку в коллективном догово-

34 Собр. узаконений РСФСР. 1922. № 70. Ст. 903.

35 Законодательство СССР. Библиотека нормативно-правовых актов СССР. URL: www.libussr.ru (дата обращения: 10.07.2019).

ре особая роль отводилась профсоюзам, советский законодатель всячески защищал их интересы, в том числе через уголовное законодательство. Поэтому незаконное воспрепятствование со стороны руководителя организации, учреждения «деятельности фабзавкомов (месткомов), профсоюзов и их уполномоченных или препятствование использованию ими их прав» относилось к категории хозяйственных преступлений и каралось «лишением свободы на срок не ниже шести месяцев и штрафом или конфискацией имущества» (ст. 134 УК).

Сторонами трудового договора являлись наниматель и нанимающийся (одно лицо или группа лиц) за вознаграждение (ст. 27). Трудовой договор мог заключаться как при наличии коллективного договора, так и при его отсутствии. Условия трудового договора определялись соглашением сторон (ст. 28). Трудовые договоры могли заключаться на определенный срок (не свыше одного года), на неопределенный срок и на время выполнения какой-либо работы (ст. 34). КЗоТ предусматривал испытательный срок на шесть дней для рабочих, две недели для служащих и один месяц для «ответственных работ» (ст. 38). В отличие от предыдущего кодекса КЗоТ 1922 г. четко прописывал основания для расторжения трудового договора по инициативе обеих сторон, а также по инициативе профессионального союза (ст. 47-49). Размер вознаграждения определялся коллективным и трудовым договором (ст. 58). За «бесхозяйственное использование рабочей силы» наниматель мог понести уголовную ответственность в виде лишения свободы на срок не ниже шести месяцев (ст. 127 УК).

Институт рабочего времени остался практически без изменений. Положительной новеллой были перечисляемые основания для привлечения граждан «в исключительных случаях» к сверхурочным работам (ст. 104), а также нормирование этих работ - не более 120 часов в течение одного календарного года (ст. 106). Некоторые изменения произошли в 2 регламентации времени отдыха: сокращался срок непрерывной работы до пяти с половиной месяцев как основание для получения ежегодного § оплачиваемого отпуска (ст. 114). Для лиц, работавших на вредных про-041 изводствах, предусматривался дополнительный отпуск до двух недель

_(ст. 115). Прием на работу малолетних (с 14 лет) допускался только в «ис-

100 ключительных случаях» на основании разрешения инспекторов труда _ (ст. 135). Время работы для таких подростков не должно было превышать четырех часов (ст. 136). Нарушение нанимателем установленных общих правил трудового законодательства, регулирующих «продолжительность рабочего дня, сверхурочные часы, ночную работу, работу женщин и подростков, оплату труда, прием и увольнение, а также нарушение специальных норм об охране труда» каралось уголовным законом в виде «штрафа не ниже 100 рублей золотом или принудительными работами на срок не ниже трех месяцев, или лишением свободы на срок до одного года» (ст. 132 УК).

Новая экономическая ситуация, возникшая после гражданской войны, повлияла на переход от системы социального обеспечения к системе

социального страхования, по которой страховые взносы вносились самими «предприятиями, учреждениями, хозяйствами или лицами, пользующимися наемным трудом, без права обложения страхуемого и без вычета их из заработной платы» (ст. 178). В то же время размер всех страховых Н взносов устанавливался императивно на основе постановлений СНК . РСФСР (ст. 177). Центральным органам социального страхования «при д недостатке средств» предоставлялось право «временно понижать норму р пособия по временной утрате трудоспособности, но не ... ниже двух третей и тарифной ставки данной квалификации» (ст. 182). Более того, за наруше- а ние правил о социальном страховании виновным вновь грозила уголовная ответственность (ст. 192). С Раздел 16 КЗоТа 1922 г. содержал нормы, закреплявшие способы раз- е решения трудовых конфликтов: через особые сессии народных судов в н рамках уголовного судопроизводства (в случае нарушения трудового за- ° конодательства и коллективных договоров - ст. 169) либо «в порядке при- Н мирительного разбирательства - в расценочно-конфликтных комиссиях, Т примирительных камерах и третейских судах, организуемых на началах н паритетного представительства сторон» (споры по заключению, выполне- л нию, толкованию и изменению коллективных договоров или тарифных н соглашений, а также, возникающие между сторонами по трудовому до- я говору - ст. 170). н Анализ норм формируемого трудового права после февраля 1917 г. а до периода новой экономической политики включительно позволяет сде- ш лать ряд обобщающих выводов. и Во-первых, переходная историческая ситуация, сложившаяся после * февраля 1917 г., характеризовалась дальнейшей эволюцией буржуазной у общественно-экономической системы с многоукладной экономикой и ре- о формированием некоторых государственных институтов самодержавия. о Поскольку Февральская революция рассматривалась представителями буржуазных политических партий, вошедших в состав Временного пра- р вительства, лишь как способ изменения устаревших политических ин- в ститутов без радикальной смены общественно-экономической системы, ; постольку в условиях двоевластия, а нередко и многовластия на местах, на первое место выдвигались политические задачи (сохранение управляемости политической ситуацией, подготовка созыва Учредительного 0 собрания и др.), а не правовые. Поэтому Временное правительство в области регламентации трудовых отношений во многом пользовалось нормами предыдущего фабричного законодательства, не ставя перед собой задачу его кодификации. Анализируемые в данной статье трудовые и социальные аспекты правовой политики Временного правительства преимущественно были осуществлены под нажимом второго субъекта власти в этот период - Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов. Отсутствие единого кодифицированного или хотя бы инкорпорированного нормативного акта в области трудовых правоотношений в феврале-октябре 1917 г. не позволяет говорить о существовании в этот период трудового права как самостоятельной отрасли.

Во-вторых, после Октябрьской революции 1917 г. начался процесс радикальной смены общественно-экономической системы и производных от нее политических и правовых институтов. В отличие от Временного правительства вновь созданные советские органы государственной власти принимали декреты и декларации, которые стали качественно менять правовые институты, закладывая основы новой правовой системы (с новой правовой идеологией, новой внешней формой законодательства, новой судебной системой и правоприменительной практикой). КЗоТ РСФСР 1918 г. стал первым кодифицированным нормативным актом, регламентирующим трудовые отношения. Поэтому помимо заимствований норм предыдущего фабричного законодательства, в нем закреплялись новые институты, заложившие отраслевые основы трудового права: институт обязательной трудовой повинности; институт рабочего времени (в том числе для женщин и подростков); институт отдыха, включая оплачиваемые отпуска; институт социального обеспечения. Однако отсутствие таких важных правовых институтов, как коллективный и трудовой договор, говорит о незавершенности процесса создания отрасли трудового права. Основным методом правового регулирования трудовых отношений в условиях военного коммунизма и гражданской войны был императивный, что стало следствием доминирования политического, публичного интереса в праве. Поэтому как системообразующий нормативный акт КЗоТ 1918 г. заложил основы советского трудового права, но он не стал окончательным системным его источником, так как трудовое законодательство продолжало подвергаться дальнейшему социально-экономическому и политическому воздействию в первые годы установления советской власти.

В-третьих, несмотря на временный характер нэпа, системообразу-,_ ющим нормативным актом в области трудовых отношений стал КЗоТ о: РСФСР 1922 г. Поскольку КЗоТ 1922 г. создавался в противоречивых ус-р ловиях новой экономической политики, это повлияло на закреплении в ¡^ нем как императивных норм (директивная роль Наркомата труда, закре-сч пление уголовно-правовой ответственности за нарушение трудового законодательства и коллективных договоров), так и диспозитивных (право сторон определять условия трудового договора). Допущение диспозитивного 1 метода правового регулирования трудовых отношений, к сожалению, носило временный характер. Изменившаяся политическая ситуация в 30— 40-е гг. XX в. вновь привела к возвращению публично-правового доминанта в регулировании трудовых отношений. Проявлением этой тенденции явился переход от договорного к государственно-властному (через акты органов государственного управления) механизму установления трудовых отношений. Кроме того, государство, используя публично-правовую ответственность (уголовную и административную) обеспечивало реализацию своих властных решений в области трудовых отношений.

Важно отметить, что общесоюзного нормативного акта в области трудовых отношений не будет до 1970 г., поэтому КЗоТ РСФСР 1922 г. выполнял эту роль. Вносимые изменения в трудовые отношения в пе-

риод индустриализации, а потом Великой Отечественной войны будут осуществляться посредством принятия подзаконных нормативных актов.

В целом для описываемой переходной исторической ситуации было свойственно заимствование лишь тех норм фабричного законодательства периода царского самодержавия, которые не противоречили социально-экономическому и политическому духу времени. Сохранение публично-правовой традиции в трудовом праве в последующие годы его развития стало носить системный характер под воздействием совокупности социально-экономических и политических условий. Такая идеология и практика регулирования трудовых отношений объясняет обоснованность постановки вопроса в советском правоведении об отнесении советского трудового права к публичному праву.

Переходный период в отечественной истории повторится в конце 80-х - начале 90-х гг. XX в. В систему трудового права через трудовое законодательство будут вноситься качественные изменения с сохранением некоторой правопреемственности от предыдущего советского периода. Выделение общего и особенного в трудовом законодательстве и праве в этот переходный период является предметом дальнейшего самостоятельного научного исследования.

Пермский филиал Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Дерябина Е. С., кандидат исторических наук, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права E-mail: esderyabina@mail.ru

Perm Branch National Research University «Higher School of Economics»

Deryabina E. S., Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Civil and Business Law Department E-mail: esderyabina@mail.ru

103

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.