Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТОВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ В ГОСУДАРСТВАХ ЗОРОАСТРИЙСКОГО ПЕРИОДА'

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТОВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ В ГОСУДАРСТВАХ ЗОРОАСТРИЙСКОГО ПЕРИОДА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
117
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ПРИЗНАКИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН / ЗОРОАСТРИЙСКОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / НАКАЗАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Азизов Убайдулло Абдуллоевич

Преступления как социальное явление во все периоды развития человеческой цивилизации сопутствовали ей и в каждый период имелисвоеи особенности. В данной статье автором с использованием богатой специальной литературы и учений ведущих мыслителей в области теории и истории права и уголовного права анализируются особенности становления и развития основных институтов уголовного права - преступления и наказания. Исследуются исторические тенденции развития института преступления и его признаки в государствах авестийского периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PECULIARITIES OF ESTABLISHMENT AND DEVELOPMENT OF INSTITUTIONS ON CRIME AND PUNISHMENT IN THE STATES OF ZOROASTRIC PERIODS

The present article deals with the crime as social phenomenon in all periods of mankind civilization. Basing upon the rich experience of the leading scholars in the field of theory and the history of law, the author analysis the peculiarities of establishment and development the principle institutions of criminal law - crime and punishment. Historical tendency of the development of destitution on crime is well as the states signs in the period of avesta is investigated in this article as well.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТОВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ В ГОСУДАРСТВАХ ЗОРОАСТРИЙСКОГО ПЕРИОДА»

мыслителей в области теории и истории права и уголовного права анализируются понятие и признаки преступления. Исследуются исторические тенденции развития института преступления и его признаки в зороастрийском, мусульманском, советском и постсоветском Таджикистане.

Ключевые слова: институт преступления, признаки преступления, уголовный закон, зороастрийское уголовное право, мусульманское уголовное право, предупреждение преступления, наказание.

THE CONCEPT AND SIGNS OF CRIME IN CRIMINAL LAW OF TAJIKISTAN

(HISTORYAND MODERNITY)

Azizov Ubaydullo Abdulloyevich

Crime as a social phenomenon in all periods of the evolution of mankind civilization has had its own signs and peculiarities. In the presents article the author using rich special literature and experience of the leading scholars in the field of theory and the history of law and criminal law analysis the concept and signs of crime. The historical tendency of the development of the institute on crime and its signs in the zoroastric period, in muslim, soviet and post soviet period of the Republic of Tajikistan is reviewed in the article as well.

Key words: institute on crime, crime signs, criminal cod, zoroastrik criminal law, mouslimcriminal law, punishment.

Сведения об авторе: Азизов Убайдулло Абдуллоевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Таджикского национального университета, тел.: (+992) 907-81-12-85, e-mail: azizov-u.a@mail.ru

Information about the author: Azizov Ubaydullo Abdulloyevich, Ph. D. in law, docent, Chair of Theory and History, State and Law, Faculty of Law, Tajik National University. Tel.: (+992) 907811285, e-mail: azizov-u.a@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТОВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ В ГОСУДАРСТВАХ ЗОРОАСТРИЙСКОГО ПЕРИОДА

Азизов Убайдулло Абдуллоевич

Таджикский национальный университет

Зороастрийский период был эпохой возникновения государственности таджиков и одновременно - возникновения норм и институтов права, регулирующих различные общественные отношения. На этой стадии не были еще до полного совершенства сформулированы институты права и нормы права по отраслям права. Поэтому в данный период понятия институтов преступления и наказания, как совокупностиправовых норм, регулирующих отдельные общественные отношения еще не существовало. А то, какие деяния признавали уголовно наказуемыми, исходило из миропонимания и мироосознания народов древних обществ. Преступлениями считались деяния, которые посягали каким-то образом на те ценности, которые в те времена обществом и государством считались важными для стабильного развития и существования.

Зороастрийская система права представляет собой одну из оригинальных систем древнего мира и таджикского народа (12, с. 8). Эта уникальная система действовала на территории исторического Таджикистана примерно с конца II тыс. до н.э. и до VII в. Формирование и становление древнетаджикского права и государства исторически протекало в рамках данной правовой системы и она достаточно долгий период являлась действующим правом предков таджиков (1, с. 35).

На протяжении всей истории таджикской государственности и развития права таджикского народа многие правовые институты и нормы зороастризма преемственно

переходили от одной системы к другой, и часть из них продолжают действовать в быту и традициях современных таджиков.

Для изучения зороастрийской системы права, действовавшей в древний период развития общества на территории современного Таджикистана, огромное значение имеет анализ правовой концепции Авесты - священной книги зороастрийцев (11, с. 13).

Само название «Авеста» происходит от среднеперсидского слова «apastak», позже «awastay» - основа, или по иным толкованиям - установление, предписание, конституция, восхваление и др. (6, с. 59). Сохранившаяся Авеста традиционно делится на 5 «книг» и несколько не входящих в них других частей и фрагментов (6, с. 143).

Авеста как священная книга представляет собой также книгу древнейшей религии народов Центральной Азии и Ирана. Она состоит из собрания религиозных текстов древних индоевропейцев, населявших изначально Бактрию, Согд, Хорезм, Фергану, Памир, Хорасан, часть Закавказья и территорию Западного Ирана. Она содержит религиозные гимны, стихотворения, проповеди Заратустры и легенды о борьбе Ахура Мазды - Творца Добра со Злым духом Ахриманом (8, с. 8).

Исходя из вышесказанного, зороастризм ведет начало и продолжение жизни в двух постоянно борющихся силах: доброй - в лице Ахура Мазды, и злой - в лице Ахримана. В этой борьбе зороастризм, поддерживая добрую силу выстраивает концепцию мироустройства по следующей формуле: благомыслие, благословие и благодеяние (12, с. 31).

Проблемы борьбы с преступностью и другими деяниями нарушающими нормальное развитие общества и свободное функционирование отношений между людьми рассматривались и регулировались многочисленными нормами и источниками права авестийского периода. Правовые источники авестийского периода ученые разделяют на следующие виды:чисто божественное происхождение основного источника права - Авесты со всеми ее составными частями;полубожественные источники права:«Динкард» («Деяния веры»), «Бундахишн» («Сотворение основы»), «Ардавирофнома»;правотворчество мудрецов-(«Дадестан-и меног-и храд») («Суждения Духа разума»)", «Шайаст-на-шайаст» («Дозволенное и недозволенное») и др.;правотворчество правителей («Дод») - закон, «фармон» -приказ и декларация правителей; решения и приговоры судей - «Книга тысячи судебных решений» Сасанидской империи.

Проблемы преступления как опасногосоциального явления и наказания за него рассматриваются во всех вышеназванных источниках;особенно в Авесте, как основнымдревнейшем источникесистемы права, в том числе и уголовного права, значительное внимание уделяется определению деяния как преступления, назначению и применению наказаний, разрешению споров, имеющих уголовно - правовой характер, осуществлению правосудия и социальной справедливости.

Первая государственность и правовая система на территории исторического Таджикистана, которая распространилась и применялась по всей его территории,принадлежит династии Эламидов. В зависимости от уровня развития государственности и верования народов этого государства институты преступления и наказания имели свои особенности. Уголовное законодательство и нормы об установлении и применении наказаний периода Эламидов отличались по мере своей строгости и по осуществлению правосудия по уголовным делам.

Особенность также заключалась в том, что как способ доказательств виновности человека использовалась сила божеств природы. Одним из древнейших способов судебного доказательства, опиравшегося на предоставление возможности призвать божество к участию в разрешении возникавших между людьми споров, который широко применялся в первобытном обществе, назывался ордалией (5, с. 336).

Ордалия как способ и метод расследования противоправного поведения и один из видов наказания имела место во всех древних обществах. Законы Ману, Хаммурапи, Русская правда и другие культурно-правовые памятники достаточно богаты положениями, где регламентируются разные варианты осуществления ордалии в древнем мире (13, с. 34). Судя по свидетельствам памятников зороастрийской культуры,

арийские племена, т.е. древние этнические предки таджикского народа, в основном в ордалиях использовали железо, огонь и воду (12, с. 94).

Другим особенностями правовой системы государстваЭламидов, было то, что в доказывании и осуществлении правосудияучаствовала общественность, в том числе в судебном разбирательстве участвовали присяжные. Это способствовало исправлению лица, совершившего преступление, а также предупреждению совершения преступления другими лицами в обществе.

За совершение преступлений уголовное законодательство периода Эламидов предусматривало очень строгие наказания имеющие телесный характер. Например, если человек обвинил кого - то в совершении преступления и не смог доказать его вину, то его самого ожидало наказание. По эламским законам, если человек поднял руку на отца и ударил его, то ему отрубали руку. Свидетелю, давшему ложные показания, отрезали язык. Если кто либо присваивал раба другого владельца или отказывался вернуть беглого раба хозяину, его ожидала смертная казнь. Также особо распространенным видом наказания и чаще всего используемым наказанием был штраф (3, с. 32).

Эламское государство, цивилизация, культура и правовая система, принадлежавшие этому государству, являются одним из основных достижений культуры иранского народа. Оно сосуществовало рядом с такими государственными образованиями и таких народов, как вавилоняне, шумеры, аккадцы и ассирийцы. Особенно значительным периодом в развитии институтов преступления и наказания считается вавилонский период, т.е. время присоединения Эламского государства кВавилонии и распространениявавилонских законов, в частности и знаменитого Кодекса (Свода законов) Хаммурапи на его территорию.Кодекс Хаммурапи состоит из 282 статей, и две трети норм данного закона посвящены проблемам преступления и наказания.

Самых высоких вершин и мировой славы арийские традиции государственности и цивилизация достигают в эпоху Ахеменидов. Около 540-530 гг. до н.э. историко-культурные области Средней Азии вошли в состав этой империи (10, с. 101).

Как и другие цари государств зороастрийского периода,Ахемениды тоже считали свое государство и власть даром со стороны самого Ахура Мазды. Они были уверены в божественном и небесном происхождении своей власти. И это обстоятельство с древнейших времен служило причиной для поддержки власти Ахеменидов, поскольку они былиприверженцами религии Ахура Мазды.

В борьбе добра со злом зороастризм, в конечном счете, предпочтение отдает справедливости, и в ней видит гарантию обеспечения счастья людей. Авеста и зороастризм считали священным делом соблюдение и выполнение предписания законов, обеспечение правопорядка и совершение правомерных поступков. Соблюдение законности считалось основанием правопорядка в обществе и блага людей. На основе вышеизложенного надо сказать, что Авеста всегда отдает предпочтение истине, называя её наилучшим благом (2, с. 147).

Надо сказать, что в период государственности Ахеменидов до определенной степени на территории этогогосударства были распространены основные авестийские предписания и принципы (9, с. 401). На основе авестийских принципов Ахеменидские цари создали свое государство и управляли им, и они считали, что справедливая защита интересов всего народа дает возможности для укрепления государственных устоев.

Как показывают исследования, в период Ахеменидского государства практиковались и другие, не известные прежним уголовным законам, жестокие виды наказания. Одним из таких наказаний является клеймение раскаленным железом лиц, которое применялось к лицам, попавшим в опалу, рабам, военнопленным и провинившимся. Способы применения этих наказаний были очень жестокие. Человека, приговоренного к такому виду наказания, со связанными руками и ногами сажали на копье таким образом, чтобы в его тело копье проникал медленно, и смерть наступала медленно и мучительно. Подтверждением существования таких жестоких наказаний являются приведенные Бехсутунские надписи слова царя Дариуша о судьбе некоего Фравартиша (Фраорта): «Я велел, чтобы в Экбатанах посадили его на копье» (7, с. 537).

Применение таких жестких уголовно-правовых мер имело целью устрашение, что и было необходимо для эффективного управления такими обширными территориями, какие имели древние империи.

Таким образом, особенности институтов преступления и наказания в период Ахеменидской государственности заключались в том, что они были расположены в разнообразных источниках, которые наблюдаются и в последующих государственных образованных появляющихся на территории исторического Таджикистана. В Ахеменидском государстве другим народам, которые были в подчинении у этой империи, позволялось при рассмотрении преступлений и назначения наказании поступать согласно традициям своего народа и использовать те правовые источники, которые близки этому народу. Но были некоторые законы и правовые предписания, такие как царские указания и предписания Ахеменидских шахов, которые распространялись на всей территориигосударства, и все должны были их выполнять. Таким высоким признаниемобладали и некоторые уголовно-правовые нормы, которые вытекали из норм обычаев и религии.

Как было отмечено, основным источником права государства Ахеменидов была священная книга Авеста. Онасодержит нормы, имеющие религиозный, этический, моральный и правовой характер. Как отмечает А.Г. Халиков: «С точки зрения права, этот источник заслуживает внимания и потому, что в нем в «Вендидаде» («Вандидод»), специальной части, приведены правовые нормы. «Дата» или «дод» - закон, «даев» или «девов» - злые силы, в общем обозначающие правонарушителей и вредителей, и «ви»-против. Таким образом, «Видаевдата» или «Видевдад» (пехлевийский), а по -новоперсидский - «Вандидод», обозначает «Закон против девов-правонарушителей» (12, с. 33-34).

Уголовное право государстваАхеменидовосновывалось на зороастрийской системе права и институтыпреступления и наказания как социальное явление имели свои особенности. Например, как отмечает И.Б. Буриев: «В зороастрийском праве преступлением называются некоторые действия, которые до них и после них другими не признаются таковыми» (4, с. 30). В особенности такой характер имели преступления против сил природы и некоторых видов животных.

Признавался преступлением также переход из одной религии в другую. Уголовно-правовое регулирование охватывало не только светские проблемы взаимоотношений людей, также они объединялись с нормами морали для укрепления господствующей религии общества.

Обычаи и религия имели большое влияние на зороастрийскую систему права, и это, естественно,оставило свой отпечатокна формировании норм и институтов уголовного права. Зороастрийскому уголовному праву были знакомы такие нормы, как институт рецидива преступления, который предусматривал назначение более строгого наказания,обстоятельства, облегчающие или отягчающие вину. Например, как указывается в литературе, «преступник, не достигший 15 лет, наказывался относительно легкими видами наказания» (4, с. 31).

Ахемениды при развитии уголовного права и формировании институтов преступления и наказания следовали сформированным уже тенденциям действующего уголовного закона и особенно - Своду законов Хаммурапи. Они на этом поприще, также как и в области политики и культуры, относились к побежденным народам толерантно, предоставляя им свободу при выборе традиций, норм поведения и даже законов (4, с. 30).

Одним из основных методов и способов регулирования общественных отношений во все периоды развития государства и права являлось наказание, которое в зороастрийский период имело свои особенности. В самые древние времена к нарушителям и лицам,нарушавшим нормальное человеческое спокойствие, применялись суровые меры наказания, начиная от общественного порицания и до материальных видов наказания, вплоть до лишения жизни.

Надо отметить, что научного определения наказания в зороастрийском праве не было дано. Но следует отметить, что как и преступление наказание имело множество разновидностей, и назывались они по - разному. Например, И.Б. Буриевприводит следующие разновидности наказания: штраф, физическое наказание, испытания, искупление, смертная казнь (4, с. 31).

Наказание в уголовном праве авестийского периода зависело от объекта и ценностей, которые находятся под защитой права. Например, Мухаммад Рашшод выделяет три вида наказания: религиозное, политическое и гражданское. Особенностями использования наказания в древний период истории Ирана следует считать признание облегчающих и отягчающих обстоятельств вины, различия между свободным и рабом, суровость наказания за преступления против животных. Кроме того, использовалось и множество видов испытаний (4, с. 32).

Другой особенностью института наказания было то, что его содержание связано с понятием справедливости и соблюдение его предусматривалось во всех законодательствах, в том числе в приказах и указаниях древних царей.

В связи с этим следует отметить, что уголовно - правовые ответственность и наказание в древних государствах таджиков основывались на принципах добрых мыслей, добрых дел и добрых слов, которые в основном регулировались моральными, религиозными, этическими и правовыми нормами, к которым древние люди относились очень почтительно. Названные принципы были противостоянием злым намерениям, злым деяниям и злым словам.

Одним из основных источников уголовного права авестийского периода, как и других законодательств древнего мира, считались предписания и указания царей. Эти источники считались важнымипотому, чтов древних государствах вся власть принадлежала шахам, и они как основные обладатели власти считались главными и святыми силами. Предписания и приказы шахов стояли выше всех законов, действовали на всей территории государства, и шахи имели полное право по своему усмотрению наказать любого человека.

То обстоятельство, что Ахеменидское и другие древне государства располагались на обширных территориях, населенных разними народами, имевшими неодинаковую культуру, различные религии, традиции, обычаи, стало причиной разнообразного развития их уголовного законодательства и уголовно-правовых норм. Несоблюдение местных традиций могло считаться преступлением и строго наказываться.

На основе вышесказанного надо отметить, что религиозные нормы считались важным источником права этого периода. На территории древних государств до периода правления Ахеменидов существовали многочисленные божества, которые олицетворяли силы природы. Религиозные нормы, которые регулировали общественные отношения, связанные с преступлением и наказанием, были многочисленны, и играли особую роль в деле борьбы с преступностью.

За период начиная с падения династии Ахеменидов после завоевания Средней Азии Александром Македонским и до воцарения династии Сасанидов, как отмечают многие учение, в расследовании преступлений и назначении наказания системных изменений не произошло.

С развитием государства и общества появились деяния, которые считались преступными, или же наказание за них ужесточилось.

Например, строго карались преступления против природы, супружеская измена (в основном со стороны жены). Если жена изменяла мужу, то за это ей грозила смертная казнь. Даже сам муж мог убит свою жену за совершение такого преступления.

Из этого следует, что преступления, совершенные только членами одной семьи, не выходящие за ее пределы, могли расследоваться и наказываться членами этой семьи. Уголовное право в отдельных случаях предусматривало коллективную ответственность, которая применялись к членам семьи и заключались в основном в штрафных санкциях. Телесное наказание применялось только к человеку, совершившему преступление.

Природопользование считалось особо охраняемым объектом уголовного права. Особенность преступлений против природы заключалась в том, что если последствия этих преступлений были значительными, то лицо, совершившее подобное деяние, должно было покончит жизнь самоубийством. Надо отметит, что такое наказание встречается только в уголовном законодательстве государств Ахеменидов и Ашканидов.

Следует заметить, что период правления Сасанидов совпадает с наивысшим расцветом таджикско-персидской государственности. Основными правовыми источниками Сасанидского права, как и прежних государств таджикского народа,в этот период оставались возникшие в разное время и применявшиеся до VIII в.н.э. на территории исторического Таджикистана Авеста, правотворчество правителей и решения судей зороастрийской эпохи и др.

Сасанидский судебник ("Книга тысячи судебных решений" Мatakdan i hazardatastan) считалсяодним из основных источников уголовного праваэтого государства. Весь материал Судебника - кроме преамбулы автора, или, точнее, компилятора, - изложен в форме "статей", содержащих правовые казусы и их решения.

В преамбуле к тексту Судебника автор его сообщает свое имя -Фаррахвмарт, сын Вахрама (Parraxvmart I Vahraman), а также название своего труда - "Книга тысячи судебных решений" (Matakdan I hazardatastan). Сасанидский судебник не считался кодексом, однако он не был также и не юридическим трактатом. Он служил в качестве руководства для судебной практики.

При составлении Судебника было использовано много царских указов. Также в Судебнике нашли свое отражение и многочисленные судебные документы. Как источник уголовного права Судебник содержит массу юридических норм в области преступления и наказания, т. е. деликтного права, а также организации судопроизводства и детали, касающиеся судебной процедуры и оформления юридических документов.

Литература:

1. Абдулхонов Ф.М. Процессуально-правовые институты в историческом развитии Таджикистана (историко-правовой анализ): дис. ... канд. юрид. наук. - Душанбе, 2010. - С.193 с.

2. Авеста. Избранные гимны/пер. с авестийского и коммент. И.М. Стеблин -Каменского. - Душанбе, 1990. - 171 с.

3. Ахмади, Ашраф. Канун вададгостари дар шаханшахийиИрани Бостон(«Закон и правосудие в древнеиранском царстве»).Тегеран: 1348х.

4. Буриев И.Б. История государства и права Таджикистана. Том 1. Ч.1-2. (от древнейших времен до начала ХХ века). - Душанбе: Ирфон, 2007. -244с.

5. Всемирная история государства и права. Энциклопедический словарь.- М.,2001.

6. Гафуров Б.Г. Таджики: древнейшая, древняя и средневековая история.Кн.1. -2-е изд.-Душанбе: Ирфон, 1989.-384с.

7. Дьяконов, И. М. Та'рих-и Мад(«История Мидии»)/пер. на фарси КаримаКешаварза. Тегеран, 1345 х.

8. Зороастризм и его значение в развитии цивилизации народов Ближнего и Среднего Востока: Мат-лымеждунар.науч.конф.-Душанбе,2003.

9. Ильин Г.Ф., Дьяконов И.М. Индия, Средняя Азия и Иран в первой половине 1 тысячелетия до новой эры. Изд.3. исп. и дополненное. - М., 1989.

10. Насурдинов Э.С., Сафаров Д.С. История государства и права Таджикистана. Ч. 1. От древнейших времен до X в. - Душанбе, 2013. - 357с.

11. Рахмонов Э.Ш. Родина Заратуштра и явление пророка//Зороастризм и его значение в развитии цивилизации народов Ближнего и Среднего Востока.-Душанбе, 2003.

12. Халиков А.Г. Правовая система зороастризма (древнее право). - Душанбе: Маорифвафар^анг, 2005. - 488с.

13. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. - М., 1983.

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТОВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ В ГОСУДАРСТВАХ ЗОРОАСТРИЙСКОГО ПЕРИОДА

Азизов Убайдулло Абдуллоевич

Преступления как социальное явление во все периоды развития человеческой цивилизации сопутствовали ей и в каждый период имелисвоеи особенности. В данной статье автором с использованием богатой специальной литературы и учений ведущих мыслителей в области теории и истории права и уголовного права анализируются особенности становления и развития основных институтов уголовного права -преступления и наказания. Исследуются исторические тенденции развития института преступления и его признаки в государствах авестийского периода.

Ключевые слова: институт преступления, признаки преступления, уголовный закон, зороастрийское уголовное право, предупреждение преступления, наказание.

THE PECULIARITIES OF ESTABLISHMENT AND DEVELOPMENT OF INSTITUTIONS ON CRIME AND PUNISHMENT IN THE STATES OF ZOROASTRIC PERIODS

Azizov Ubaydullo Abdulloyevich

The present article deals with the crime as social phenomenon in all periods of mankind civilization. Basing upon the rich experience of the leading scholars in the field of theory and the history of law, the author analysis the peculiarities of establishment and development the principle institutions of criminal law - crime and punishment. Historical tendency of the development of destitution on crime is well as the states signs in the period of avesta is investigated in this article as well.

Key words: institute of crime, signs and peculiarities of crime, criminal law, zoroastric criminal law, crime prevention, punishment.

Сведения об авторе: Азизов Убайдулло Абдуллоевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Таджикского национального университета, тел.: (+992) 907-81-12-85, e-mail: azizov-u.a@mail.ru

Information about the author: Azizov Ubaydullo Abdulloyevich, Ph. D. in law, docent, Chair of Theory and History, State and Law, Faculty of Law, Tajik National University. Tel.: (+992) 907811285, e-mail: azizov-u.a@mail.ru

ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА (УПК) РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Рахмонов Сайдали Сабзалиевич

Институт государства и права Академии наук Республики Таджикистан

Принятие в 1994 г. Конституции РТ, признание принципов и норм международного права, в том числе Конвенции о защите прав человека составной частью уголовно-процессуального права нашей страны предопределили необходимость совершенствования нормативного регулирования общественных отношений в сфере уголовного судопроизводства. В ходе судебно-правовой реформы в 2009 г. был принят УПК, который был введен в действие с 1 апреля 2010 г.

Многообразие и разнообразие уголовно-процессуальных правоотношений, возникающих в процессе судопроизводства, изначально объективно предопределяют и тот достаточно широкий спектр проблем, которые встают перед судами. Применение право само по себе не застраховано от ошибок, но в условиях коллизий и пробелов в законодательстве, вероятность ошибки возрастает многократно. Все это не может не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.