Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ'

ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
305
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / ИСТОРИЯ ПРАВА / ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА / ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ / ПРЕДМЕТ НАУКИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Буриев И.Б.

В статье определяется предмет истории государства и права Таджикистана. Обращается внимание на такие методологические проблемы как периодизация истории государства и права, учёт новой ситуации в мире, особенности изучения историко-правовых проблем в новых условиях, рассматриваются проблемы изучения истории государства и права Таджикистана в условиях глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF STUDYING THE HISTORY OF STATE AND LAW IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION

Article determined the subject of history of state and law of Tajikistan and deals with the problems of its study in the context of globalization. Attention applies on such methodological problems as a division into periods of history of the state and right, account of new situation in the world, features of study of law problems in new terms, the problems of study of history of the state and law of Tajikistan are examined in the conditions of globalization.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ»

анализируются цели наказания, особенности назначения и исполнения наказания в уголовном праве Таджикистана в период зороастризма.

Ключевые слова: институт наказания, исполнение наказания, система наказания, цели наказания, признаки преступления, уголовный закон, зороастрийское уголовное право, предупреждение преступления.

THE PURPOSES PUNISHMENT SPECIAL OF APPOINTMENT AND EXECUTION OF THE PUNISHMENT IN ZOROASTRIZM CRIMINAL LAW

The most important altitude of the civilized mankind to the crime was impose for responding kind of punishment. During the whole period of the development of criminal law the system of punishment was changed and improved in order to make it more effective. In the present article based upon rich experience of special literature and thinking's of famous scholars in the field of theory and history of law and criminal law analysis peculiarities of foundation and establishment of the institution of punishment in criminal law of Tajikistan in the zoroastrizm period.

Key words: the institute of punishment, execution of a punishment, the system of punishment, rovers of punishment, the sign of crime, criminal law the zoroastrizm, warning of crime.

Сведения об авторе: Азизов Убайдулло Абдуллоевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Таджикского национального университета, e-mail: azizov-u.a@mail.ru

Information about the author: Azizov Ubaydullo Abdulloyevich, candidate of sciences (law), docent of the department of the Theory and history of state and law of the faculty of law of Tajik National University

ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Буриев И. Б.

Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни

Актуальность изучения проблем изучения истории государства и права в условиях глобализации не вызывает сомнений, и она конечно актуальна, так как традиционное понимание роли и места государства и права, установившаяся традиционная система международных отношений претерпевают значительные изменения, а мир стоит на грани региональной, если не сказать мировой войны, хотя и "холодной". Определение задач государства в таких условиях и исходя из реалий сегодняшнего дня трудная но, необходимая задача исследователей.

Современные тенденции развития во всех сферах жизни, экономикт, политики, культуры, законодательства характеризуется глобализацией или унификацией. Глобализация является всемирным движением к унификации во всем от правовых норм до одежды и поведения. На наш взгляд, глобализация началась ни сегодня и не вчера, она имеет более древнюю историю. Можно сказать, что ее история это история развития человечества, помните арийцев, я где-то читал то ли научную статью или шутку о том, что китайцы создали свою великую стену против арийцев. Создание империй Ахеменидов, Сасанидов, Римской империи, Арабский Халифат, монгольская, тимуридская, Российская, Советская всех их объединяет глобальное мышление, движение к захвату и объединения всех, а греческую и советскую власть ещё задача формирования единой народности эллинов или советский народ.

Сегодня в отношении глобализации народы разделены на три группы, первая группа приветствует её, вторая индифферентна по отношению к ней, а третья считает, что глобализация является негативным, противоправным, противонародным явлением, служит малой кучке богачей и богатых стран. Действительно глобализация нивелирует различия, вводит всеобщую конкуренцию, стирает грани, существующие между народами, нациями, экономикой и культурой. Все это свидетельства формирования

глобализационных движений и глобализма в целом. В ней мало места особенностям, различным языкам, традициям. В связи с этим, резонно возникает вопрос: какое место отведено науке истории государства и права в условиях глобализации? Исходя из вышеизложенного на наш взгляд для него приготовлено особое - почетное место. Дело в том, что историю изучают те, кто устремляется в будущее, так как, не зная историю, нельзя быть успешным сегодня и установить свое будущее завтра.

История государства и права выполняет ряд важнейших функций в обществе, в том числе функцию выявления закономерностей развития государственности и правовой системы, передачи знаний, правовоспитательную функцию юриста. В новых условиях она способствует развитию новой идеологии (в том числе глобализации) и становлению правового сознания современного общества. Немаловажное значение имеет прогностическая функция данной науки. Она позволяет на основании опыта прошлых лет проанализировать допущенные ошибки, тем самым не допуская их повторения.

Реализация данных функций в новых условиях становится более актуальной в связи с местом и рангом каждой из стран. Что касается Таджикистана, страну имеющим срединное местоположение, являющийся опорным пунктом в геополитике, с ещё неразвитой экономикой, здесь также возникает вопрос, как обстоит дело с наукой истории государства и права в Таджикистане, да и в других постсоветских национальных государствах.

Мне бы хотелось вкратце отметить некоторые проблемы науки истории государства и права, теории и методологии его изучения, а также мировоззренческие, цивилизационные аспекты в его освещении на примере Республики Таджикистан. Очевидно, что процессы глобализации в силу всеобщности пронизывают и проблемы государства и права, дают ориентиры в их переосмыслении и формированию новых подходах. Изучение истории государства и права в этом контексте также будет развиваться под воздействием юридико-научной глобализации.

Завершается важнейший этап формирования новой государственности, которая остро нуждалась в легитимации и признания права нации (в том числе таджиков) на самоопределение и самостоятельное развитие. В республике сделан огромный шаг как в постановке историко-правовых проблем, так и в их решении. Подготовлены высококвалифицированные кадры, действует докторский совет, который планомерно занимается подготовкой новых специалистов с ученой степенью. Но, видно, что интерес к развитию этой науки ослабевает, хотя ежегодные международные научные мероприятия проводимые Правительством на высоком уровне организуется и проводится в основном представителями данной науки. Этому способствует также понимание важности развития точных наук и наук связанные с производством. Интуитивное и сознательное понимание того, что экономика и будущее страны возможно построить только путем развития производительных мощностей, формирования инфраструктуры, предложение конкурентоспособных товаров и услуг, также определили тенденции развития современного образования, когда больше внимание обращается точным и техническим наукам, наряду с этим в преподавании, отведенные часы на гуманитарные и общественные науки сокращаются. С утилитарной точки зрения это правильно, потому что развитие общества основывается на производстве, а общественные науки не являются таковыми. Но, нельзя забывать, что науки изучающие общество, являются фундаментом, основой формирования зрелого общества, общества понимающий целы и предстоящие задачи, готовой к реформам, с высокой правовой культурой, поддерживающий государственную политику направленную на поднятие благосостояния народа, противостоящую чужому влиянию, защищающую общественные, национальные и государственные интересы. Кроме того, реальность такова, что в данном этапе развития Таджикистана постановка цели подготовить больше технических специалистов не сказать не перспективу, безосновательна. Во-первых, существующая кадровая база точных и технических наук

не имеет место постоянной работы, кроме как преподавание. Во-вторых, в республике производств требующих специалистов высшего технического образования мало и в обозримом будущем не видится прорыва в этой сфере. Опять - таки выпускники технического, аграрного вузов не могут работать по специальности. То есть в реальности, сегодня государство не может обеспечить работой существующих инженеров, прорабов, выпускников технических вузов, которые трудятся на благо других наций и государств, многие по другим специальностям. Один из причин низкой подготовки кадров этих специальностей также кроется в том, что нет места прохождения практики, главное студент не видит свое будущее в этой специальности. Данное состояние должно выводит нас на мысль о том, что поддерживая точные науки, мы должны помнить, что нельзя отпустить на дно общественные науки, уже существующие школы и направления в этих отраслях науки.

Другая проблема, состоит в том, что так как по существу, история государства и права Республики Таджикистана стало преподаваться как основная дисциплина только после 1992 года, я думаю такая же ситуация была и в соседних государствах, то сразу же возникли проблемы связанные с содержанием предмета изучения.

Как и в случае с историей политических и правовых наук, была высказана идея о том, что история государства и права должна охватывать всеобщие для всех или большинства юридических наук проблемы. То есть содержание предмета истории государства и права должны стать те идеи и теории, которые касаются или изучаются во всех или большинстве юридических наук. Сторонники данной идеи определяли предмет науки как изучение закономерности становления и развития государства и права на примере таджикского народа.

Вторая точка зрения состояла в том, чтобы история государства и права должна изучать все относящиеся к государству и праву идеи, источники, нормы, практику и на основе всего изученного составить объективную историю развития государственности права на территории Республики Таджикистан.

В российской науке, например, имеется как узкие, так и широкие определения предмета истории государства и права. Предмет и основная задача истории государства и права, по мнению С. Г. Горяйнова, заключается в изучении тенденций развития государства и общества и степени их влияния на другие народности [4, с. 5]. В. Г. Графский главной задачей изучения данной науки называет исследование процесса выработки в сознании народа понятия правового государства и идеи гражданского общества [3, с. 7]. Данные определения предлагают узкий подход к понятию задач науки истории государства и права, ограничиваясь исключительно историческим аспектом или формированием определенных навыков. Оба определения не охватывают такие задачи истории государства и права, как обнаружение взаимосвязи государственного развития с разработкой и предназначением законодательства на определённом историческом этапе, а также выяснение социально-экономических условий этих событий. Есть целый ряд государственно-правовых проблем и дискуссионных моментов, которые могли бы быть успешно решены, если история государства и права ответила бы на эти вопросы. Трудности при выполнении этих задач заключаются в незначительном теоретическом развитии истории государства и права в настоящее время. При более детальном анализе существующих исследований по истории государства и права Таджикистана выяснилось, что не очень много страниц истории государства и права изучены. Более того даже существующие рукописи и исторические источники не переведены на таджикский язык. Нет монографических работ и юридической литературы по многим вопросам, институтам, целые эпохи государственности или время правления целых династий или представителей отдельных династий с точки зрения государственно-правового развития не изучены. Все это на наш взгляд, стало основой преобладания точки зрения о том, что предмет данной науки охватывает круг вопросов, касающихся как историю всеобщих проблем, так и историю норм, институтов и отдельных юридических отраслевых наук, особенно

закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, связанные с ними общественные институты.

Другая проблема состояла в выборе критериев и методологии изучения истории государства и права. Конечно, по инерции, до сих пор, хотя при определении предмета и используемых методов заявлена в большинстве случаев об использовании одних методов, подходов и критериев, но в дальнейшем используются те же критерии и методы, которые использовались и в советское время, такие как марксистское учение и формационный подход. Проведенный нами анализ, например, критериев периодизации истории развития таджикской государственности в науках истории таджикского народа и истории государства и права Республики Таджикистан подтверждает это [1, 2]. На основе анализа критериев периодизации и основных характеристик и правовой действительности истории развития таджикской государственности нами было обосновано тезис о том, что в нашей ситуации, всесторонний анализ истории государства и права Таджикистана показывает, что подходящим критерием периодизации существующего научного материала является цивилизационный подход. Почему? Потому, что арийская цивилизация основанная на религии, прежде всего на зороастризме определял многие характеристики общества, государства, права и взаимоотношений личности и государства. Исламский период также влияние культурного компонента исламской цивилизации на становление и развитие государственности и права являлся определяющим. Период начавшиеся с 70- годы 19 века по 1929 года, нами определен как переходный период. Советский период, имеющий целью построения коммунизма также основывал теорию государства и права на марксистской идеологии, в сущности новой религии только без Бога. Остается новейшее время, когда в первой статье Конституции заявлено о демократическом, правовом, светском, и социальном государственности.

Цивилизационный подход, на наш взгляд, больше чем формационный подходит к периодизации истории государственности и права таджиков, но и здесь возникают некоторые проблемы связанные с несколькими этапами развития государства и права внутри одного периода. Как же изучить или разграничить Саманидский, Сельджукский период, монгольский или Тимуридский эпохи, показать их неповторимость, развитие, вклад или негативное воздействие каждого из этих государств в истории народа. Видимо проблему можно разрешить путем признания цивилизационного подхода как подхода для наиболее широкого охвата целого периода не исключая проведения более детальной периодизации внутри данного подхода. То есть и здесь возникают проблемы методологического характера, связанные с характеристиками с одной стороны, соответствующими цивилизационному подходу, но не дающее возможность разделения их внутри данной цивилизации.

Акцент на существовавшие явления, преемственно принятые на новом этапе развития, явления исторической преемственности или преемственность институтов государственности и права в их развитии должна быть главной методологической предпосылкой курса. Эту идею хорошо можно проиллюстрировать на примере институтов государственности. Например, институт везира - то есть институт общего управления учрежденное ещё в Каянидском государстве (государство, просуществовавшее в ХХ до 6 века до новой эры) обнаружено не только в Ахеменидском или Сасанидском, но и Арабском Халифате, так и монгольском Золотой Орде. То же можно сказать об отраслевых органах управления диванах, которых мы обнаруживаем с древнейших государств в виде диван бож или хазина (министерство налогов и казна) так в государстве Саманидов Караханидов, Сельджуков и других.

Согласно идее преемственности -"все государственные и правовые явления вырастают из предшествующих и трансформируются в будущие формы. "Связь времен" позволяет рассматривать все явления в единой исторической перспективе. Развитие может осуществляться плавно (что охватывается словом эволюция) или скачками (революция). При этом возможен возврат к утраченным институтам (полный или

частичный), что также говорит о преемственности, а также разрыв или прекращение дальнейшего развития. Изучение исторической преемственности показывает разные этапы в совершенствовании и развитии государственных и правовых институтов, убеждает нас, в постепенности и эволюционности развития явлений, в понимании исторического прогресса.

История государства и права, наряду с изучением фактов, должна выявить также условия, причины и закономерности, приводящие к изменениям в сущности и содержании государственных и правовых явлений. Государство и право - это явления исторические, то есть развитие общества, также предполагает развитие и государства и одновременно права. Развитие означает изменение функций, содержания и формы существования, деятельности, реализации поставленных перед государством и правом задач. Не удивительно, что начав с крайне жестоких форм наказания людей, наша цивилизация подошла к тому порогу, когда полностью будет запрещена казнь как вид уголовного наказания. Таким образом, сочетание преемственности и новизны характеризуют момент развития государственности и права.

Является актуальной и другая проблема, вопрос с какой точки зрения изучать предмет, какая теория или критерий должна стать основой изложения материала. В условиях все большей унификации правовых систем, сближения народов, экономик, наверное, имеет смысл учитывать данную тенденцию. Конечно, речь не идет о том, чтобы умалчивать, например зверства завоевателей - соседей, с которыми сегодня мы живем бок о бок, при установлении своей власти на территории Центральной Азии. Но, стоит показать движение народов в плане общемировых тенденций, то есть если сегодня мы признаем, что мы живем в эпохе глобализации, то показать, также что конечная цель данных завоеваний, в том числе их соответствие глобализационным процессам. Думается и Ахемениды создавшие первую империю в мире и Александр Македонский разбивший эту империю, создавший новую, могут претендовать на роль первых глобализаторов во всемирной истории.

Конечно, подходы должны быть научными, объективными, но не ущемлять чувства народов, нации. Может быть, не пришло время ещё распространятся по поводу некоторых проблем, особенно ближайшие страницы истории, что может вызвать неоднозначную реакцию в обществе. Мы является свидетелями бурной реакции Китая, при каждом новом выпуске книг для средних школ Японии, где умалчиваются о зверствах японцев в Китае. Данная проблема имеет и другую сторону или дно. Дело в том, что, важнейшей задачей истории государства и права наряду с передачей знаний, сформированием определенных навыков является формирование и развитие самосознания и национального самосознания студента, поэтому наука история государства и права должна выявлять национальные особенности, показать неповторимость и место каждого народа и нации в единой истории цивилизации. Нахождение правильного соотношения между единством мировой цивилизации и неповторимостью каждого народа и отражение этого в книгах по истории государства и права является насущной проблемой современного развития. При этом следует, наверное, отказаться об идеях исключительности и исключительных заслугах, если есть сомнение других в этом, так и от принижении роли наций в формировании и развитии государственности, права, науки, идеологии, экономики, культуры других народов и других народов в нашей истории. Следует сообща осваивать то, что оставили нам наши предки, уяснить для себя, что достижения ученых не должны ограничиться пределами границ одной нации. В то же время подготовить почву для признания заслуг представителей каждого народа, в отдельности и сообща, чтобы оно было всеобщим, что имеет громадное значение на формирование подрастающего поколения, на установлении взаимовыгодных, доверительных отношений между народами и нациями, государствами, укрепляет дружбу и совместную работу стран региона и мира в целом.

Здесь проблема кроется, наверное, в политических условиях и проводимой политике каждого государства к истории. История государства и прав в том или ином

отношении соприкасается с политикой. Поэтому в ней возможны искажения, ненаучные подходы, однобокие утверждения, для обслуживания политических задач. В этом есть и вина научной интеллигенции, историков, в том числе исследователей истории государства и права. На наш взгляд этой тенденции способствуют, во-первых, крайнее возвышение роли отдельного народа в истории, во-вторых, неизученность многих аспектов государственно-правового развития, в-третьих незнание истории государственности и права других народов. Только объективное изучение истории станет залогом справедливых, научных и основанных на правовых принципах взаимодействия народов и стран. Наверное, сегодня как никогда актуально новое осмысление исторического развития государственности и нации, пришло время провести ревизию всего багажа знаний об истории, о чем умалчивали раньше, потому что все постсоветские государства уже признаны и не нуждаются в дополнительной легитимации с точки зрения исторического развития. Спокойное, научное, беспристрастное и объективное изучение и раскрытие, оценка белых пятен исторического развития нации может дать правильный ориентир для его будущего, для налаживания взаимоприемлемых отношений во всех сферах жизни. Понимать исторические события, помнить и оценить позитивное и негативное в своей истории. Только в этом случае взаимоотношения могут приобретать устойчивый характер. Только в этом случае можно выработать новые правила игры, в котором обе или все стороны сознательно вступают во взаимоотношения с друг с другом.

Современный мир стал более неустойчивым, кажущиеся идиллия во взаимоотношениях Запада и Востока, теллурократов и талассократов вот-вот начинается рушиться. Мы, наверное, становимся свидетелями начала нового периода. Это начало многополярного мира, в случае если устоит Россия, или на консервации на долгий период лидерства талассократов во главе США.

Следует отметить, что сегодня чаще говорят о вызовах современному миру. Каждый новый вызов государству - возвращает и актуализирует проблему изучения истории государства и права. Вызовы современности можно сравнить с болезнями тела, которые когда-то мы болели и поэтому хорошо действующей прививкой от них служить история государства и права каждого народа. Так как собственная история развития дает нам примеры, очень много примеров. Задача состоит в том, что мы выбираем от него - из истории. Историю свойственно повторы, хотя бы, поэтому его надо изучать во всех аспектах. Вообще историю изучают народы и нации, которые устремлены на будущее, так как вдохновение, новую силу и правильный путь они находят именно здесь.

Думаю в свете вышесказанного необходимо сотрудничество представителей историко - правовых наук и теоретиков права. Сотрудничество должно быть нацелено на осмыслении теории и закономерностей государства и права, научную интерпретацию истории формирования и развития государства и права, отдельных периодов и событий совместной истории, проведение совместных конференций по тем вопросам которые касаются истории всех народов региона, выработка приемлемых позиций по наиболее важным вопросам истории региона, подготовка и ведение совместных научных работ, сотрудничество в подготовке специалистов. Изучение истории государства и права это залог устойчивого будущего. И это должно быть понятно каждому, кому дорог будущее его страны и его народа.

Литература:

1. Буриев И. Б. История государства и права Таджикистана. Т. 1., ч. 1-2. - Душанбе, 2007.

2. Буриев И. Б. Становление и развитие институтов государственности Таджикистана (досоветский период). - Душанбе, 2008; Буриев И.Б. Таърихи давлат ва хукуки Точикистон. - Душанбе, 2014.

3. Всеобщая история права и государства / под ред. В.Г. Графского. - М., 2000.

4. Горяйнов С. Г. Обыкновенный гений // Вступительная статья к изданию В.О.Ключевский. Русская история. Полный курс лекций. В 3-х томах. Т.1. - Ростов-на-Дону, 2000.

ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В УСЛОВИЯХ

ГЛОБАЛИЗАЦИИ

В статье определяется предмет истории государства и права Таджикистана. Обращается внимание на такие методологические проблемы как периодизация истории государства и права, учёт новой ситуации в мире, особенности изучения историко-правовых проблем в новых условиях, рассматриваются проблемы изучения истории государства и права Таджикистана в условиях глобализации.

Ключевые слова: право, история права, история государства и права, проблемы изучения, предмет науки.

PROBLEMS OF STUDYING THE HISTORY OF STATE AND LAW IN THE CONTEXT OF

GLOBALIZATION

Article determined the subject of history of state and law of Tajikistan and deals with the problems of its study in the context of globalization. Attention applies on such methodological problems as a division into periods of history of the state and right, account of new situation in the world, features of study of law problems in new terms, the problems of study of history of the state and law of Tajikistan are examined in the conditions of globalization.

Key words: law, history of law, history of state and law, problems of study, the subject of science.

Сведения об авторе: Буриев И. Б., профессор кафедры права Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айни, е-mail: buriev-68@mail.ru

Information about the author: Buriev I. B., professor of the chair of law, Tajik State Pedagogical University named after S. Aini

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО ДОГОВОРУ ОКАЗАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ

Исроилова Н. Д.

Институт философии, политологии и права имени А. М. Баховаддинова Академии наук Республики Таджикистан

Анализ норм гл. 37 ГК Республики Таджикистан, показывает, что юридическая услуга является объектом обязательственного правоотношения, при этом само понятие данной дефиниции в гражданском законодательстве РТ отсутствует. Мы предлагаем рассматривать юридической услугу как совокупность действий исполнителя, имеющего юридическое образование, по заданию и в пользу услугополучателя, с целью удовлетворения его индивидуальных потребностей, связанных с юриспруденцией и правом, в процессе ее осуществления, направленная на получение результата.

Специфика договора оказания юридических услуг выражается прежде всего в том, что в нем соединяются элементы таких договоров как договор подряда и возмездного оказания услуг. В соответствии с этим правовое регулирование юридических услуг и в частности возмещение убытков за нарушение условий договора на оказание юридических услуг, должно включать те положения из институтов подряда и возмездного оказания услуг, применению которых не препятствует специфика юридических-услуг.

Как известно, в договоре оказания юридических услуг должны быть указаны ответственность сторон и порядок разрешения споров. П. 1 ст. 801 ГК РТ содержит основное положение о том, что в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения договора возмездного оказания услуг исполнитель обязан возместить заказчику причиненные убытки в полном объеме, но не свыше двукратного размера предусмотренной договором цены услуг. П. 2 данной статьи указывает, что в случаях, когда исполнитель не исполнил или ненадлежащим образом исполнил обязательство

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.