С. Н. Медведев
Особенности становления государственности в Аргентине_
ИРШЧЕШЕ ИНУКП
ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В АРГЕНТИНЕ
С. Н. Медведев
SPECIFICS OF STATEHOOD DEVELOPMENT IN ARGENTINA
Medvedev S. N.
The article views the foundation specifics of the Argentina Republic, its constitutional development over a period of200years.
Key words: the Republic of Argentina, constitutional law, the Tucuman Congress legislative assembly.
Статья рассматривает особенности образования Аргентинской Республики, ее конституционное развитие на протяжении 200 лет.
Ключевые слова: Республика Аргентина, конституционное право, Тукуманский конгресс, законодательное собрание.
УДК 340/155.4/.5
25 мая 2010 г. исполнилось 200 лет со дня существования независимого государства Республика Аргентина. За двести лет Аргентина превратилась в крупное и развитое государство Латиноамериканского континента.
Провинции Ла-Платы (современная Аргентина) входили в состав Испании и составляли вице-королевство. Когда Наполеоном Бонапартом был свергнут король Испании Фердинанд VII, кабильдо (совет) Буэнос-Айреса 25 мая 1810 г. создал правительственную хунту, которая должна была управлять страной до возвращения испанского короля на трон.
Между провинциями Ла-Платы не было единства: власти Буэнос-Айреса стремились к объединению, а внутренние провинции - к обособлению. Это задержало принятие декларации о независимости. Наконец, 9 июля 1816 года Конгресс представителей объединенных провинций Ла-Платы провозгласил независимость Аргентины.
После освобождения от власти Испании в развитии Ла-Платы обозначились две тенденции: централистская и федералистская. Борьба между ними шла по вопросу формы государственного устройства, о полномочиях национального правительства. Унитарии выражали стремления молодой буржуазии, заинтересованной в создании единого рынка, что способствовало бы развитию капиталистических отношений. Федералистов поддерживали крупные помещики, стремив-
70/2010
Вестник Ставропольского государственного университета
шиеся сохранить свои привилегии в стране со слабым центральным правительством.
На Конгрессе в Тукумане перевес оказался на стороне централистов, которые добились принятия 3 декабря 1817 г. «Временного регламента для руководства и управления государством». Высшим органом власти объявлялся Конгресс, избираемый выборщиками на основе двухстепенных выборов. Исполнительная власть вручалась Верховному правителю. Основная идея этого документа - уничтожение бесконтрольного господства помещиков в лице каудильо. Регламент закрепил основные права и обязанности граждан, провозгласил католицизм государственной религией, предусмотрел создание национальной и гражданской милиции, армии и флота. Но в силу экономической разобщенности и политической нестабильности Регламент практически не применялся. Но его значение состояло в том, что он затем лег в основу Конституции, принятой на Тукуманском конгрессе в апреле 1819 г. Эта Конституция была направлена на объединение страны под властью национального правительства. Высшая власть в стране принадлежала Законодательному собранию, состоящему из Сената и Палаты представителей. Во главе исполнительной власти стоял Верховный правитель. Конституция не определяла форму правления. В 1818-1820 гг. в Конгрессе широко обсуждался вопрос о принятии монархической формы правления. Сторонники монархии считали, что она объединит Аргентину. Борьба между централистами и федералистами в 1820 г. приняла широкий размах.
1 февраля 1820 г. вооруженные силы каудильо Лопеса ( провинции Санта-Фе)и Рамиреса (провинция Энтре-Риос) разгромили войска национального правительства, которое прекратило свое существование. 23 февраля 1820 г. был подписан мирный договор между враждующими лагерями. Они договорились сохранять мир, оказывать помощь в случае нападения на территорию Аргентины.
В декабре 1824 г. в Буэнос-Айресе открылся конгресс, на котором был утвержден Основной закон, провозгласивший союз
провинций Ла-Платы. В Основном законе просматривается стремление федералистов сохранить автономию провинций, но тем не менее принятие указанного закона было шагом по пути создания единого аргентинского государства.
В декабре 1825 г. Бразилия объявила Объединенным провинциям войну, которая потребовала больших усилий и способствовала созданию единого правительства в феврале 1826 г. 7 февраля 1826 г. президентом Объединенных провинций Ла-Платы стал Ривадавия. Уже на следующий день он предложил создать столицу государства в городе Буэнос-Айресе. Таким образом, самая сильная провинция Буэнос-Айрес утрачивала свою автономию. Ривадавия предпринял ряд активных действий по развитию и укреплению капиталистических отношений. В сложной политической обстановке федералистам Бустосу и Кироги удалось нанести ряд серьезных ударов по сторонникам централистов. В этих условиях Конгресс обсуждал проект новой Конституции, которая была утверждена 24 декабря 1826 г. Законодательная власть принадлежала Палате депутатов и Сенату. Палата депутатов избиралась прямым голосованием по норме : один депутат от 15 тысяч жителей. Сенат избирался коллегиями, куда входили два представителя от столицы и по два представителя от каждой провинции. Исполнительная власть находилась в руках правительства, формируемого президентом, который обладал правом вето и всеми необходимыми полномочиями главы государства. Конституция 1826 г. лишала избирательных прав беглых гаучо, солдат и поденщиков (1). Высшая судебная власть вручалась Верховному суду, назначавшемуся президентом на три года без права переизбрания.
Проект Конституции 1853 года был подготовлен Гутеэрресом и Горостиагой (2).
Конституция Аргентины была принята 1 мая 1853 года Конгрессом в городе Санта-Фе и являлась третьей по счету в этом государстве, она действовала с некоторыми поправками и изменениями, которые были
С. Н. Медведев Особенности становления
внесены в 1860, 1866, 1898, 1919 гг. до 1949 года (3).1
Важным этапом в истории Аргентины был приход к власти Хуана Перрона в 1946 г. и принятие Конституции 1949 г. Конституция 1853 г. была отменена. Конституционная реформа была проведена, по свидетельству К. С. Виамонте, с целью дать возможность «занять президентский пост Хуану Перрону во второй раз, преодолев латиноамериканскую традицию не переизбирать президента» (4).
М. С. Арди, оценивая конституционную реформу 1949 г., пишет: «Реформа 1949 г. рассматривается официально как реакция против буржуазных либеральных идей, против Французской революции и против яда якобинских идей» (5).
Конституция 1949 г. провозглашала формальное равенство всех перед законом, предоставляла иностранцам все гражданские права, а политическими правами наделяла их после пяти лет проживания на территории Аргентины,
Ст. 26 гласила: «Все жители Республики пользуются следующими правами в соответствии с законами, которые регламентируют их осуществление, а именно: ... пользоваться и распоряжаться своей собственностью».
Наибольшее значение имела ст. 38 Конституции 1949 года: «Частная собственность имеет социальную функцию, и она, следовательно, призвана служить долгу, который устанавливается законом с целью общего блага» (6).
В второй половине ХХ столетия Аргентина существенным образом изменила свою экономику, она превратилась из страны аграрной в страну индустриально-аграрную. Аргентина глубоко втянута в интеграционные процессы Латинской Америки. В 1991 году Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай создали общий рынок юга Америки, к которому присоединились Чили и Боливия. В 1994 году в Майями была создана зона
1 При президенте Онганиа ставился вопрос о реформе Конституции 1853 г. Министр внутренних дел Аргентины Мартинес Пас 20 октября 1966 г. Заявил, что «одной из целей революции» (т. е. военный переворот. - С. М.) является реформа Конституции».
в Аргентине
свободной торговли американских государств.
Аргентина присоединилась к Американской конвенции о правах человека, к Конвенции о запрещении всех форм дискриминации женщин, к Конвенции о правах детей.
Аргентина участвует в международном разделении труда и в международной торговле. Она присоединилась к Венской конвенции о международной торговле (1980), является членом ГАТТ (Всеобщее соглашение о тарифах и торговле), куда входят 135 государств и куда стремится вступить Российская Федерация.
Все эти тенденции развития и предопределили необходимость изменения Конституции Аргентины и других законов.
Ныне действующая Конституция Аргентины 1994 г. во многом своеобразна.
Заслуживает внимания ее полное название: «CONSTITUCION DE LA NACION ARGENTINA» («Конституция аргентинской нации»). Ранее действовавшая Конституция 1853 года называлась «CONSTITUCION DE LA REPUBLICA ARGENTINA» («Конституция республики Аргентина»). Новый подход к названию Конституции не случаен. В теории конституционного права многих зарубежных стран отдается приоритет гражданскому обществу, и государство рассматривается как один из элементов политической системы такого общества.
В преамбуле излагаются основные цели ныне действующей Конституции:
«Мы, представители народа аргентинской нации, объединенные в Конституционном генеральном конгрессе, избранном и созванном по воле провинций, входящих в состав страны, исполняя достигнутые договоренности и с целью укрепления национального единства, упрочения законности и внутреннего мира, обеспечения обороны страны, заботы о всеобщем благосостоянии и обеспечения свободы для ныне живущих поколений и наших потомков, а также для представителей народов всего мира, изъявивших желание жить на аргентинской земле, призывая в защиту Бога - источник всего разумного и справедливого, постановляем,
70/2010
Вестник Ставропольского государственного университета
повелеваем и вводим в действие эту Конституцию для Аргентинской нации» (7).
Конституция состоит из преамбулы и двух частей. I часть: Первая глава «Декларации, права и гарантии» (ст. 1-35); Вторая глава « Новые права и гарантии» (ст. 36-43).
II часть «Власть нации» состоит из двух титулов: «Федеральное правительство» и «Правительство провинций».
Первый титул подразделяется на три секции: «Законодательная власть» (ст. 4486), «Исполнительная власть» (ст. 87-107), «Судебная власть» (ст. 108-119), «Публичное министерство» (ст. 120).
Второй титул «Правительство провинций» (ст. 121-129).
Кроме того, имеются переходные положения (ст.1-17).
Демократические права и свободы закреплены в ст. 14-43. Обычно гражданские права и свободы делятся на права и свободы первого поколения (т. е. равенство всех перед законом, свобода передвижения, свобода слова и союзов). Они утверждались после буржуазных революций в США и Франции в XVIII веке. Эти права объявлялись абсолютными и провозглашались единственными подлинными правами человека (8).
В 1948 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, которая является первым универсальным документом, провозгласившим перечень прав и свобод. Хотя она имеет рекомендательный характер, Декларация получила всеобщее признание и одобрение и служит вектором регулирования демократических прав в национальном праве.
Следующим шагом в закреплении прав человека был Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских правах и свободах, которые вступили в силу в 1976 году (9).
Все права, изложенные в указанных выше актах, получили закрепление в Конституции Аргентины 1994 г. (ст. 14-43).
Ст. 14 устанавливает: «Все жители нации пользуются следующими правами в соответствии с законами, которые регулируют их осуществление; а именно: право на труд,
осуществление всякой разрешенной деятельности; плавать и торговать, подавать петиции властям; въезжать, оставаться, проезжать и покидать территорию Аргентины; публиковать свои идеи в печати без предварительной цензуры; пользоваться и распоряжаться своей собственностью; объединяться с полезной целью; исповедовать свой религиозный культ; учиться и обучать».
Определяя в ст. 14 социально-экономические права, Конституция развивает их в ст. 15-бис: «Труд в различных формах пользуется защитой закона, которые обеспечивают работнику достойные условия и равноценную работу; ограниченный рабочий день; выходной день и оплату отпусков; справедливое вознаграждение; минимальную зарплату, равную оплату за равный труд; участие в доходах предприятия, контроль за производством и участие в управлении; защита против произвольных увольнений... организация свободных и демократических профсоюзов ... Гарантируются профсоюзам заключение коллективных договоров; обращение в суд и арбитраж; право на забастовку».
Профсоюзные представители пользуются необходимыми гарантиями для выполнения своих профсоюзных обязанностей.
Государство обеспечивает социальную безопасность, которая имеет всеобщий и необратимый характер. В особенности, закон устанавливает обязательное социальное страхование, которое будет находится в ведении нации и провинциальных властей.
Гарантируется право на пенсию и подвижную выплату пенсий;
Провозглашается всесторонняя защита семьи, защита семейного имущества; семейные выплаты и доступ к достойному жилью.
Обращают на себя внимание три положения, которые не известны нашему российскому законодательству, - это участие в доходах предприятия, в управлении производством и контроле над производством. Наша Конституция РФ не знает аналогичных положений. Новый Трудовой кодекс Российской Федерации имеет ст. 52 и 53, которые посвящены участию работников в управлении организациями, но это участие
С. Н. Медведев Особенности становления
не идет дальше консультаций и учета мнений работников (10).
Выполнение всех положений, о которых речь шла выше, вряд ли возможно в современных кризисных условиях Аргентины.
В ст. 15-43 речь идет о политических правах и свободах. Прежде всего, запрещается рабство. Конституция признает существование элементов рабства в Аргентине: «En la Nacion Argentina no hay esclavos : pocos que hay existen quedan libres desde la jura de esta Constitucion - У аргентинской нации нет рабов: те немногие, что существуют, становятся свободными с момента вступления в действие этой Конституции» (11).
Провозглашается равенство всех перед законом, в том числе мужчин и женщин; неотчуждаемость права собственности; запрещается конфискация имущества как мера уголовного наказания (La confiscation de bienes queda borrada para siempre del Codigo Penal argentino. Art.17 ).
Наш отечественный законодатель также пошел по пути отмены этого вида наказания (12). Но это не значит, что право Аргентины бессильно перед лицами, незаконно нажившими имущество. Для этого имеется Гражданский кодекс Аргентины и положения о неосновательном обогащении.
Ст. 18 посвящена судебным гарантиям: никто не может быть наказан в уголовном порядке без суда, основанного на законе, изданном до совершения преступления, никто не должен давать показания против самого себя. Жилище является неприкосновенным, а также почтовая корреспонденция, частные бумаги. Законодательство Аргентины идет по пути дальнейшего обеспечения тайны частной жизни. Недавно Секретариат по коммуникациям Аргентины представил в Конгресс два законопроекта, касающиеся Интернета. Один из них предоставил электронной почте тот же статус неприкосновенности, каким обладает обычная почта по Конституции Аргентины.
Отменяется смертная казнь по политическим преступлениям, но остается по другим преступлениям, запрещаются все формы пыток и телесных наказаний. Тюрьмы должны быть здоровыми и чистыми (Las
в Аргентине
carceles de la Nacion seran sanas y limpias, art.18). Такого положения явно не хватает в российском законодательстве.
В Конституции подчеркивается, что «принципы, гарантии и права, признанные в вышеуказанных статьях, не могут быть изменены законами, которые регулируют их осуществление» (ст. 28).
Во второй главе первой части Конституции помещены статьи, которых не встретишь в других современных конституциях. Во-первых, постановляется, что настоящая Конституция сохраняет свою силу даже в том случае, если она устраняется силой. Все акты, направленные против Конституции, объявляются ничтожными. Все граждане имеют право на сопротивление против тех, кто совершает насильственные действия в отношении Конституции («Todos los ciudadanos tienen el derecho de resistencia contra quienes ejecutaren los actos de fuerza enunciados en este articulo» (Art. 36).
Гарантируется полное осуществление политических прав. Избирательное право является всеобщим, равным, тайным и обязательным (obligatorio, Art. 37). Последнего положения так недостает нашей избирательной системе. На мой взгляд, демократическая система не может нормально функционировать без обязательного участия избирателей в выборном процессе. Нельзя считать нормальным низкую явку наших избирателей и признавать выборы состоявшимися при участии 25% избирателей. По всей вероятности, надо было бы установить определенный штраф за неявку избирателя.
Важно также подчеркнуть, что граждане имеют право законодательной инициативы для представления проектов законов в Палату депутатов. Конгресс должен дать ясный ответ на эту инициативу в срок 12 месяцев.
Утверждается принцип плюралистической демократии. «Политические партии являются фундаментальными институтами демократической системы» (ст. 38).
Конституция поощряет европейскую иммиграцию. Ст. 25 гласит: «El gobierno federal fomentara la inmigracion europea - Федеральное Правительство поощряет европей-
1O/2O1O
Вестник Ставропольского государственного университета
скую иммиграцию» (13). В связи с этим возникает вопрос, не нарушается ли здесь принцип равноправия наций? Например, европейцев и африканцев. Это противоречит ст. 2 Всеобщей декларации прав человека (14). В последнее время правительство Аргентины разработало программу привлечения в страну иммигрантов из Европы, рассчитывая принимать до 100.000 иммигрантов в год.
Аргентина - федеративное государство, состоящее из провинций: Буэнос-Айрес, Кордоба, Катамарка, Корриентес, Энтре Ри-ос, Жужуй, Мендоса, Риоха, Сальта, Сантьяго, Сан Хуан, Санта Фе, Сан Луис и Туку-ман (ст. 46).
Каждая провинция имеет свою конституцию. Но эти конституции должны закреплять «представительную республиканскую систему» (15). Только в этом случае Федеральное правительство может гарантировать каждой провинции функционирование ее институтов.
Федеральное правительство может вмешиваться в дела провинции, чтобы гаранти-
ровать республиканскую форму правления или отразить внешнее нападение и т. д. (ст. 6).
Конституция Аргентины исходит из принципа разделения властей. Законодательная власть принадлежит Конгрессу, состоящему из Палаты депутатов и Сената. Исполнительная власть вручается Президенту. Судебная власть осуществляется независимо от законодательной и исполнительной властей и принадлежит Верховному суду и другим нижестоящим судам. Судьи назначаются пожизненно, «пока ведут себя хорошо» ("mientras dure su buena conducta", art. 116).
Ст. 86 Конституции устанавливает должность уполномоченного по правам человека (defensor del pueblo).
Таким образом, Конституция Аргентины во многом оригинальна, учитывает международный прогрессивный опыт государственного строительства и, будем надеяться, послужит многие годы на благо аргентинского народа.
ЛИТЕРАТУРА
1. Paso L. Rivadavia y la linea de Mayo. - Buenos Aires, 1960. - P. 190.
2. Lopez A. Historia de las instituciones Argentinas. - Buenos Aires, 1962. - P. 305.
3. См. : Dana Montano S. M. La anunciada reforma constitucional argentina. Revista de Estudios Politicos. - Madrid, 1966. - P. 109 s. 1953. - P. 25.
4. Korn Villafante A. Derecho constitucional Argentino. - Ed. Nuevo Destino, 1952. - P. 8184.
5. Amadeo S. P. Argentine constitucional law. -Buenos Aires, 1953. - P. 33.
6. Hardi M. A. Esquema del estado justicialista. -Buenos Aires, 1955. - P. 35-36.
7. Цит. по: Lux-Wurm P. Peronism. - Paris, 1965. - P. 183-184.
8. Constiticion de la Nacion Argentina, 22 de agosto de 1994.
9. Международное право / под ред. проф. Ю. М. Колосова, проф. Э. С. Кривчикова. -М, 2000. - С. 471.
10. Права человека. Основные международные документы. - М., 1989.
11. См.: Конституция Российской Федерации. -М., 1998; Трудовой кодекс Российской Федерации. -М., 2002. - С. 19.
12. Art. 15 de la Constitucion de la Nacion Argentina.
13. Уголовный кодекс РФ. - М., 2004. - Ст. 52 (Утратила силу).
14. Art. 25 de la Constitucion de la Nacion Argentina.
15. Права человека. Основные международные документы. -М., 1989. - С. 135.
16. ^m'tHudon de la Provincia de Buenos Aires. Portal de Abogados. Articulo 1.
Об авторе
Медведев Станислав Николаевич, ГОУ ВПО
«Ставропольский государственный университет», доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой гражданского права и процесса. Сфера научных интересов - история государства и права зарубежных стран, римское право, гражданское право. [email protected]