Научная статья на тему 'Конституционные основы регулирования экономических отношений в Республике Аргентина'

Конституционные основы регулирования экономических отношений в Республике Аргентина Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
159
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / CONSTITUTION / ОСНОВЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ECONOMIC RELATIONS / РЕСПУБЛИКА АРГЕНТИНА / ARGENTINE REPUBLIC / FUNDAMENTALS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Саудаханов Марат Вильданович, Громов Карен Эдуардович

Рассмотрены конституционные основы регулирования экономических отношений в Республике Аргентина; проведен анализ и сделаны выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional fundamentals of regulation of economic relations in the Argentine Republic

Explored constitutional fundamentals of regulation of economic relations in the Argentine Republic. The author makes the analysis and gives the conclusions.

Текст научной работы на тему «Конституционные основы регулирования экономических отношений в Республике Аргентина»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ АРГЕНТИНА

МАРАТ ВИЛЬДАНОВИЧ САУДАХАНОВ,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин КФ

Российской правовой академии Минюста России;

КАРЕН ЭДУАРДОВИЧ ГРОМОВ, адъюнкт Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: office@unity-dana.ru

Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассмотрены конституционные основы регулирования экономических отношений в Республике Аргентина; проведен анализ и сделаны выводы.

Ключевые слова: Конституция, основы, экономические отношения, Республика Аргентина.

Annotation. Explored constitutional fundamentals of regulation of economic relations in the Argentine Republic. The author makes the analysis and gives the conclusions.

Keywords: Constitution, fundamentals, economic relations, Argentine Republic.

Принято считать, что годом принятия Конституции Аргентины является 1853 г. Однако, существуют и иные мнения относительно вступления основного закона этой латиноамериканской страны в законную силу. Например, аргентинский ученый-юрист Герман Бидарт Кампос, выражая позицию целой группы ученых, предлагает употреблять в данном контексте следующее словосочетание: «Конституция Аргентины 1853—1860 гг.».

«Оригинальный текст нашей Конституции возносится к 1853 г. Одна (Буэнос Айрес) из 14 провинций, существовавших до учреждения Федерального государства Аргентина, была создана как раз в этом году. Однако, Буэнос Айрес в последний момент не присоединился к новой Федерации, несмотря на то, что Закон предусматривал такую интеграцию и продолжал свое действие в неизменном виде вплоть до присоединения Буэнос Айреса в 1860 г. Таким образом, можно предположить, что реализация нормы, предусматривающей объединение первых 14 провинций, происходила в течение семилетнего периода, что позволяет говорить о корректном использовании словосочетания «Конституция Аргентины 1853—1860 гг.», хотя официально все же считается, что основной закон действует с 1 мая 1853 г.»1.

Необходимо отметить, что действующая Конституция Аргентины (ред. от 22 августа 1994 г.) не содержит глав, специально посвященных регулированию экономических отношений. Бидарт Кампос пишет: «Подобное «молчание» Конституции не должно пониматься как нейтралитет или безразличие по отношению ко всем возможным экономическим системам, но также оно не должно пониматься и как принятие или «поддержка» какой-либо одной»2.

Глава 1 разд. 1 Конституции Аргентины «Декларации, права и гарантии» содержит ряд статей, имеющих отношение к внешней и внутренней торговле.

Так, ст. 9 гласит: «На территории государства не будет иных таможен, кроме национальных, которые применяют тарифы, утвержденные Конгрессом»3.

Статья 10: «Внутри территории Республики не облагаются пошлинами оборот продуктов национального производства, а также торговля товарами любого рода, поступившими из-за границы через таможни»4.

1 Bidart Campos, Germán: «El sistema constitucional argentino» en: Los sistemas constitucionales iberoamericanos. Editorial Dy-kinson. Madrid 1995, P. 38.

2 Там же. P. 54.

3 URL://http://www.senado.gov.ar/Constitucion/capitulo1

4 Там же.

92

Вестник Московского университета МВД России

№ 12 I 2014

^¡К ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Статья 11 продолжает: «Товары национального или иностранного производства, а также скот любых пород, который следует из одной провинции в другую, свободны от пошлин за транзит; также свободны от них повозки, суда или животные, которые используются для транспортировки; впредь не могут быть установлены никакие другие транзитные пошлины, каким бы ни было их наименование»5.

В дополнение к этому ст. 12 гласит: «Суда, следующие из одной провинции в другую, не могут быть принуждены зайти в порт, бросить якорь и уплатить пошлину за транзит; законами или торговыми регламентами не могут устанавливаться преференции для одного порта перед другим»6.

Кроме того, ст. 14 Конституции Аргентины среди прочих закрепляет право граждан трудиться и создавать на законных условиях промышленное производство, а также осуществлять судоходство и торговлю.

Другой очень важной нормой, затрагивающей отношения частной собственности, является ст. 17: «Собственность неприкосновенна. Ни один житель Республики не может быть лишен ее иначе как по решению суда, принятому в соответствии с законом. Экспроприация для общественных нужд должна быть санкционирована законом с предварительной компенсацией. Только Конгресс вправе устанавливать налоги, которые указаны в ст. 4. Никакая личная услуга не может требоваться иначе как в силу закона или основанного на законе судебного решения. Всякий автор или изобретатель обладает исключительными правами на свое произведение, изобретение или открытие на срок, который устанавливает закон. Конфискация имущества навсегда исключается из аргентинского Уголовного Кодекса. Ни одно воинское подразделение не может производить реквизиции либо требовать оказания помощи какого-либо рода»7.

Отдельного упоминания заслуживает ст. 41, посвященная окружающей среде: «Все жители страны имеют право на благоприятную и сбалансированную окружающую среду, необходимую для развития человека и для того, чтобы продуктивная деятельность обеспечивала его потребности без ущерба для будущих поколений. Граждане обязаны охранять окружающую среду. Вред, нанесенный окружающей среде, должен быть незамедлительно устранен в порядке, установленном законом.

Органы власти обеспечивают защиту указанного права, рациональное использование природных ре-

сурсов, охрану природного и культурного наследия, биологического многообразия, развитие экологического образования и распространение информации об окружающей среде.

К ведению Республики относится принятие норм, устанавливающих минимальные экологические бюджеты, а к ведению провинций — принятие к ним необходимых дополнений, чтобы при этом не нарушалась местная юрисдикция.

Запрещается ввоз на национальную территорию отходов, которые представляют или потенциально могут представлять опасность, а также радиоактивных отходов»8.

Кроме того, проблеме защиты прав потребителя посвящена ст. 42: «Потребители товаров и услуг имеют право на защиту своего здоровья, экономических интересов, на обеспечение своей безопасности, на адекватную и правдивую информацию, свободу выбора, равноправные и достойные условия торговли.

Органы власти обеспечивают защиту этих прав, просвещение в сфере потребления, защиту конкуренции от любых форм монополизации рынков, контроль за естественными и установленными законом монополиями, за качеством и эффективностью услуг коммунального хозяйства, а также создание ассоциаций потребителей.

Законодательство устанавливает действенные процедуры предупреждения и разрешения споров, правовые основы деятельности предприятий коммунального хозяйства, находящихся в ведении федерации, предусмотрев обязательное участие ассоциаций потребителей и заинтересованных провинций в деятельности соответствующих контрольных органов»9.

Таким образом, на основе вышесказанного можно сделать вывод о том, что Конституция Аргентины не ограничивает полностью или чрезмерно свободу и частную инициативу субъектов в экономической сфере. Однако в то же время неверным было бы и утверждение о том, что Республика учреждает «гостеприимный» режим для всех участников рынка, где последние могли бы беспрепятственно, свободно и без участия государства как регулятора осуществлять свою деятельность.

5 URL://http://www.senado.gov.ar/Constitucion/capitulo1

6 Там же.

7 Там же.

8 Там же.

9 Там же.

№ 12 / 2014

Вестник Московского университета МВД России

93

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.