Научная статья на тему 'Конституционная реформа 1994 года в Аргентине'

Конституционная реформа 1994 года в Аргентине Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1156
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Примашев Н. М.

Статья посвящена конституционной реформе 1994 года в Аргентине, в результате которой, вместо Конституции 1853 года появилась новая конституция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTION REFORM OF 1994 YEAR IN ARGENTINE

This article is devoted to constitution reform of 1994 year in Argentine, as a result of that new constitution was issued instead of constitution of 1853 year. 107

Текст научной работы на тему «Конституционная реформа 1994 года в Аргентине»

КОНСТИТУЦИОННАЯ РЕФОРМА 1994 ГОДА В АРГЕНТИНЕ. Н.М. Примашев

Кафедра конституционного, административного и финансового права Российский Университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, 117138 Москва, Россия

Статья посвящена конституционной реформе 1994 года в Аргентине, в результате которой, вместо Конституции 1853 года появилась новая конституция.

Процесс перехода от авторитаризма к демократии, начавшиеся в 80-90 годах нашего столетия, типичный почти ддя всей Латинской Америке, сопровождался реформированием не только государства, но и других институтов общества, что привели в итоге, к изменению их политических систем. В первую очередь ряд государств реформировали свои конституции: одни приняли новые Конституций Бразилия в 1988 году, Колумбия в 1991, Парагвай в 1992, Перу в 1993), некоторые их существенно реформировали ( Мексика и Боливия в 1994 году, Никарагуа в 1995). Через путь реформ прошла и Аргентина. Объектами реформы стали государство и экономика. В своем выступлении по национальному радио и телевидению 1 апреля 1990 года президент Карлос Менем обозначил пути реформы государства, которые касались изменения роли государства, реорганизации правительства, пересмотра принципов федерализма, изменения роли муниципий и децентрализации власти1. Это выступление было по существу правительственной программой. Реформирование Конституции 1853 года являлась составной частью обновления государства. Эта конституция работала более или менее до 1930 года т.е до военного переворота, открывшего период политической нестабильности и смены военных и гражданских властей2. Такое обстоятельство приводило к кризису всей политической системы государства и требовала принятия защитных мер, прежде всего конституционных. Предыдущий президент Рауль Альфонсин также пытался реформировать конституцию, даже составил проект конституций и предполагал предложить для обсуждения в конгрессе в 1987 году3, но слабая экономическая политика его правительства и его партии не позволила реализовать эти планы. Но, все же именно Р. Альфонсин помог новому президенту Карлосу Менему реформировать основной закон страны. Он как лидер партий Гражданского радикального союза(иСЯ) подписал с Карлосом Менемом, лидером Хустисиалистской партий в ноябре 1993 года т.н. ’’Пакт Оливос”-соглашение о совместном реформировании основного закона4. Как известно, эти партий доминируют в многопартийной политической системе Аргентины. Согласно требованию времени и условии современной мировой экономики, Хустисиалистская партия и ее лидер К.Менем сохраняя прежний лозунг, проводят политику неолиберализма заключающейся в ограничении до минимума функции государства, “тотальной приватизаций”, что является полной противоположностью политики основателя партий Хуана Доминго Перона, проводившего политику патернализма и государственного регулирования экономики. Победив на президентских выборах в 1989 году, К. Менем к идее реформирования конституции приступил , когда экономическая программа его правительства начала приносить плоды, когда наметился экономический подъем страны.

Специальный Конституционный Конвент с 305 депутатами созванный на оснований 30 статьи конституций 1853 года, работал 3 месяца над реформированием основного закона в городе Санта-Фе на “родине” Конституций 1853 года. После обсуждения и принятия, новая конституция вступила в силу 24 августа 1994 года. Немаловажную роль при реформировании конституций сыграла то , что председателем Конституционного Конвента являлся родной брат Президента -сенатор Эдуардо Менем.

1 Менем Карлос Сауль. Реформа государства и преобразование страны // Латинская Америка. 1994. №6. С 6-

13.

2 Delia Ferreira Rubio., Matteo Goretti. La Reforma Constitucional Argentina: un presidente menos poderoso? // Contribuciones. Buenos-Aires. 1995. №1. P. 75.

1 Шокина И.Е. Становление правового государства // Латинская Америка. 1994. №6. С. 63.

■* Трушин А. Аргентина: реформа конституции меняет политическую карту страна // Компас, ИТАР-ТАСС.

1994. №153. 5 окт. С. 21.

Из 110 статей прежней конституций изменились 89 статей, было добавлено 19 новых статей, приведшие в итоге к радикальным изменениям. Структуры конституции 1853 и 1994 годов, для сопоставления приведены в приложений. На фоне таких изменений непонятным остается сохранение некоторых статей не имеющих значения в наши дни , такие как 15,18,25 прежней конституций касающихся рабства, запрещения наказания плетью, содействия европейской иммиграции и т.д.

Коренным изменениям подверглась исполнительная власть возглавляемая президентом Республики. Сог ласно статье 94 президент и вице-президент избирается населением путем прямых выборов. Таким образом исчезла, коллегия выборщиков предусмотренное статьей 81 прежней конституций. В случае, если ни один из кандидатов не наберет 45 процентов голосов, объявляется второй тур, который должен состоится через 30 дней после выбора. Самое главное изменение -это конечно, возможность переизбрания президента на второй срок. Согласно статье 90 новой Конституций президент и вице-президент могут переизбираться, но они потом не могут занять эти должности без пропуска одной легислатуры. Таким образом вице-президент занимавший два срока подряд эту должность не может баллотироваться сразу в президенты, как в США. Также сокращены с 6 лет на 4 года сроки полномочии президента и вице-президента(статья 90). По новой конституций срок деятельности президента считается первой, согласно пункту 9 переходных положений и поэтому Карлос Менем готовиться к третьим президентским выборам,(первый раз занял эту должность в 1989 году) которые состоятся в октябре 1999 года. В переходных положениях (пункт 10 ) определены сроки деятельности президента избранного на майских выборах 1995 года. Начавшиеся 8 июля того же года легислатура президента истекает 10 декабря текущего года.

Причины изъя тия положений статьи 76 конституций 1853 года о религиозной принадлежности к “католической апостолической римской церкви” наверное, кроются не только в изменившихся социальных отношениях в обществе, по и в победе на президентских выборах в соседних странах представителей не только иной религий, но и этнических групп (сам Карлос Менем, президенты Эквадора и Перу, причем президентами Эквадора 2 раза подряд стали граждане арабского происхождения). Таким образом на наш взгляд устранены присущие, почти всем конституциям ’’невидимые” противоречия. Согласно статьи 16 конституций 1853 года “нее жители равны перед законом и имеют доступ ко всякой должности”, но по уже отмеченной 76 статье президентом мог стать лицо исповедующий католическую веру.

Как и прежде президент глава государства и правительства и несет политическую ответственность за общее управление страной(ст.99 часть 1.) может издать инструкции и распоряжения.

В высшей структуре исполнительной власти появилась должность премьер-министра, теперь он осуществляет общее управление страной, что была прерогативой президента по статье 86 конституций 1853 года. Премьер-министр назначается и смещается президентом единолично(статья 100), не требует одобрений конгресса, но в некоторых случаях может быть смещен по решению конгрессменов. В Конституций эти случаи неконкретизированы. Полномочий премьер-министра перечислены в статье 100. Несмотря на эти “конституционные”полпомочия, премьер-министр не может проводить самостоятельную политику, так как всецело зависит от президента. Нам кажется, что этот чисто административный премьер-министр выполняет роль “буфера” между законодательным и исполнительным властями в случае возникновений каких-либо противоречий, например при парламентском меньшинстве сторонников президента в конгрессе и т.д. Состав кабинета министров и должностные обязанности министров регламентированы специальным законом.

Но новой конституций президент получил право издания законов “срочного порядка”(статья 99,часть 3 пункт 2) в областях избирательного права, регулирования деятельности политических партий, уголовного и налогового законодательства. Такого рода нормативные акты должны подписываться соответствующими министрами, и глава кабинета лично представляет их в Постоянную межпалатную комиесию(пункт 3 этой же части и статьи) для рассмотрения и ознакомления соответствующих палат. Только Конгресс посредством специального закона устанавливает законность представленных нормативных актов(3 пункт этой же части и статьи).

Реформированный основной закон расширил также полномочии законодательной власти. Легислатура депутатов конгресса осталась и как прежде 4 года. Сенаторам срок полномочий прекращается начиная с 2001 года с девяти до шести лет с заменой нынешней процедуры их

назначения провинциальными законодательными собраниями(ст.46 старой конституции) на всеобщие прямые голосования в провинциях и в городе Буэнос-Айресе. Теперь каждый субъект федераций будет представлен в сенате 3 сенаторами (ст.54)вместо 2 по старой конституций(ст.46). Увеличена время работы обычных сессий с 5 до 8 месяцев, теперь законодатели ежегодно заседают с 1 марта по 30 ноября(ст.бЗ). В случае необходимости Президент Республики может продлить время работы, а также созвать внеочередную сессию. Конгресс по инициативе палаты депутатов может вынести на всеобщий референдум проект важных законов(ст.40), в случае такой процедуры принятия закона президент не может наложить на него свое вето.

Изменений коснулась и судебная власть, в ее системе появился новый орган “Совет магистратуры” деятельность которого регулируется специальным конституционным законом. В Совет входят судьи всех инстанций, адвокаты включенные в федеральный реестр. Состав Совета зависит также от всеобщих выборов, представители победивших партий должны войти в совет. Специальный закон устанавливает порядок включения и необходимое количество членов из числа ведущих ученых и специалистов юриспруденции, работающих в академических институтах и учебных заведениях(ст. 114, часть 2).

Как и прежде президент назначает членов Верховного суда с согласия Сената, но новшество новой конституций заключается в количестве одобряющих их назначение. Теперь для назначения требуется согласие двух третей сената(часгь 4 ст.99). Судьи остальных федеральных судов подбираются Советом магистратуры, также назначается президентом с согласия сенаторов. За плохое исполнение своих обязанностей или за должностные преступления, а также за преступления общего характера ,членов Верховного суда и других судов может обвинять только Палата депутатов(ст. 45 старой и ст.53 новой конституций). Совет магистратуры может наложить дисциплинарные взыскания судьям(ст. 114), а в случае наступления условий ст.53 для смещения судей, Совет расширяется за счет включения в него законодателей и адвокатов федерального реестра (ст. 115,часть 1). В результате реформы впервые отвергнут основной принцип буржуазного судопроизводства о безупречной службе и несменяемости судей. Установлен возрастной ценз для судей всех рангов. Положение об уходе на пенсию при достижений 75 летнего возраста вступило в силу в этом году.

В результате реформ появились новые органы и институты власти. Кроме рассмотренного Совета магистратуры, появились Министерство народного конгроля(ст. 120), Национальная генеральная аудитория(ст. 85) и Народный защитник(ст. 86).

Новое министерство осуществляет налоговые функции, таким образом эта служба выделилась в отдельную, автономную отрасль. Контроль над администрацией на национальном уровне возложена Конгрессом на национальную генеральную аудиторию, так как этот орган считается его вспомогательным органом . Председателя этого органа обязательно выдвигает партия находящиеся в оппозиций парламентскому большинству(часть 2 ст.85). Несмотря на это обстоятельство этот орган обладает определенной автономией и вся деятельность регулируется специальным законом. Конституционная должность “народного защитника” призвана охранять права и интересы граждан перед лицом законов и деятельности государственных чиновников, а также осуществлять контроль над администрацией. Назначается конгрессом, для чего необходимо согласие двух третей каждой из палат. Одно и то же лицо может занять эту должность два срока подряд т.е. в течении 10 лег. Деятельность народного защитника регулируется специальным законом. По своему статусу соответствует аналогичным органам имеющимися в современном мире (омбудсман, ампаро, уполномоченный по правам человека и т.д.).

К имеющимся правам и гарантиям добавлено целая глава новых прав и гарантий (8 статей). По статье 39 граждане получили право законодательной инициативы и могут требовать от Конгресса принятия того или иного закона в случае поддержки 3 процентами имеющимися права голоса. Конгрессу отведено 12 месяцев для рассмотрения и ответа. Не могут объектами народной законодательной инициативы (часть 2 данной статьи) проекты относящиеся к конституционной реформе, уголовное и налоговое законодательство, национальный бюджет и международные договоры. Новая конституция охраняют прав граждан как потребителей различных товаров и услуг(ст.42) Для обеспечения нормальной жизнедеятельности граждан новая конституция требует принятия всевозможных мер для охраны окружающей среды и биологических ресурсов. В этих же целях запрещено ввоза на территорию Аргентины радиоактивных и токсичных отходов. Впервые конституционно закреплено положение аргентинских индейцев. Конгресс должен принимать меры по их покровительству и защите, обучению. Юридический признаются их организаций и

объединения. Защищается права индейского населения на землю, где они проживали традиционно. Эти полномочий отнесены к сфере конкурирующей компетенций федерации и провинций(17 пункт ст. 75)

Конституциоиализированы деятельности политических партий, в прежней конституций было закреплено только право граждан на объединение для полезных целей (ст. 14), отсутствовала понятие партий как таковой. Теперь политические партий признаются основными институтами демократической системы. Свобода объединения и организация партий не должна выходить за пределы конституционного поля. Согласно ст.38 государство содействует финансированию политических партий и оказывают различные помощи их руководителям, а партии в свою очередь должны быть открытыми и декларировать происхождения своих фондов и финансов.

Больших перемен претерпел статус столицы, нынешней столице республики предоставлена широкая автономия. Как и другие субъекты федераций Буэнос-Айрес теперь имеет свою конституцию, а прежде регулировался муниципальными законами. Глава городской администраций избирается населением города, раньше его назначал президент Республики. Все положений о столице Республики оговариваются о временном статусе Буэнос-Айреса (ст.45,75,129, седьмой пункт переходных положений),так как в Аргентине давно обсуждается вопрос переноса столицы, в один из городов Патагонии.

В новой конституций в первом пункте переходных положений закреплено право Аргентины на Мальвинские(Фольклендские), Южные Сандвичевы острова и на остров Южная Георгия, возврат этих островов считается целью аргентинского народа.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что несмотря на неизменность большинства статей Конституций 1853 года (из 110 статей не изменены 89 ), измененные 21 статья и добавленные 19 статей привели к большим изменениям всю структуру аргентинского государства. Поэтому большинство исследователей говорят о новой Конституции Аргентины, с которыми нельзя не согласиться.

Прошедшие пять лет показали важность и своевременность проведения реформ. Новая конституция, достигнутое согласие в обществе, успехи в экономике обеспечивают плавный переход Аргентины от автократии к демократии. Новая конституция все более сплачивает аргентинское общество, наметился определенный прогресс. Можно считать плодами реформы быстрый экономический рост. Первым экзаменатором реформ Аргентины стал по волею судьбы, международный финансовый кризис. Глубокие экономические чрезвычайные ситуации настигли Бразилию, Перу, Колумбию, Эквадор и Венесуэлу1, а Аргентине привел к спаду экономики.

Несмотря на всякие трудности новая конституция направлена на XXI век и работает на преобразование аргентинской нации, главной цели проводимых реформ.

Приложение

Структура Конституций 1853 года.

11РНАМБУ Л А Отдел первый

Глава единственная Декларация, права и гарантии (статьи 1-35)

Отдел второй

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВЛАСТИ

1 Сакс Д. В южной Америке усиливается финансовый шторм //Независимая газета. 1999. 6 марта.

Часть первая ФЕДЕРАЛЬНОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО

Раздел первый ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ (статья 36)

Глава I Палата Депутатов (статьи 37-45)

Г лава II Сенат (статьи 46-54)

Глава III Положения, общие для обеих Палат (статьи 55-66)

Глава IV Полномочия Конгресса (статья 67 , 28 пунктов)

Глава V Разработка и принятия законов (статьи 68-73)

Раздел второй ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Глава I Сущность и сроки деятельности (статьи 74-80)

Г лава II Порядок и время избрания Президента и Вице-президента Республики (статьи 81-85)

Г лава III Полномочия исполнительной власти (статья 86, 22 пункта)

Глава IV Министры исполнительной власти (статьи 87-93)

Раздел третий СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

Г лава I Сущность и срок полномочий (статьи 94-99)

Глава II Полномочия судебной власти (статьи 100-103)

Глава 111 Управление провинциями (статьи 104-110)

Структура Конституций 1994 года

ПРЕАМБУЛА Часть первая

Глава первая Декларация, права и гарантии (статьи 1-35)

Глава вторая Новые права и гарантии (статьи 36-43)

Часть вторая

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВЛАСТИ Раздел первый Федеральное правление

Отдел первый ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ (статья 44)

Глава первая Палата депутатов (статьи 45-53)

Глава вторая Сенат (статьи 54-62)

Глава третья Положения, общие для обеих Палат (статьи 63-74)

Глава четвертая Полномочия Конгресса (ст атья 75, 32 пункта) Глава пятая Разработка и принятие законов (статьи 77-84)

Г лава шестая Генеральная Национальная Аудитория (статья 85)

Г лава седьмая Народный защитник (стат ья 86)

Отдел второй ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ Глава первая Сущность и сроки сроки деятельности (статьи 87-93

Глава вторая Порядок и время избрания Президента и вице-

президента Республики (статьи 94-98)

Г лава третья Полномочия исполнительной власти (статья 90,

20 пунктов)

Глава четвертая Г лава кабинета и другие министры исполнительной власти (статьи 100-107)

Отдел третьи СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

Глава первая Сущность и сроки деятельности (108-115)

Г лава вторая Полномочия судебной власти (статьи 116-119)

Отдел четвертый МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО КОНТРОЛЯ (статья 120)

Раздел второй Управление провинциями (статьи 121-129)

Переходные положения (17 пунктов)

CONSTITUTION REFORM OF 1994 YEAR IN ARGENTINE N.M. Primashev

The Department of Constitutional, Administrative and Financial Law Russian University of Peoples ' Friendship Miklukho-Maklaya sir., 6, 117198, Moscow, Russia

This article is devoted to constitution reform of 1994 year in Argentine, as a result of that new constitution was issued instead of constitution of 1853 year.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.