ШРПЛПЧЕСКПЕ ИНУКП
КОНСТИТУЦИЯ АРГЕНТИНЫ 1994 Г. И РАЗВИТИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ В ПРОЕКТЕ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА АРГЕНТИНЫ 1998 Г.
С. Н. Медведев
THE ARGENTINA CONSTITUTION OF 1994 AND THE DEVELOPMENT OF PROPERTY RIGHT IN THE PROJECT OF THE ARGENTINA CIVIL CODE OF 1998
Medvedev S. N.
Social and economic development of Argentina for 140 years, property right evolution in a new wording Constitutions of 1994 and in the Project Civil соde of 1998г is considered in the article.
Key words: Argentina, Constitutions of 1994, h Project of the Civil code 1998, the property law.
В статье рассматривается социальное и экономическое развитие Аргентины за 140 лет, эволюция права собственности в новой редакции Конституции 1994 г. и в Проекте Гражданского кодекса Аргентины/1998 г.
Ключевые слова: Аргентина, Конституция 1994 г., Проект Гражданского кодекса 1998, право собственности.
УДК 340/155.4/.5
В последние 140 лет Аргентина существенным образом изменила свою экономику, она превратилась из страны аграрной в страну индустриально-аграрную, оказалась вовлеченной в интеграционные процессы в Латинской Америке. Продолжает существовать Ассоциация латиноамериканской интеграции, которая в 1980 году была преобразована в Латиноамериканскую ассоциацию свободной торговли. В 1991 году Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай создали общий рынок юга Америки, к которому присоединились Чили и Боливия (1).
В 1994 году в Майями была создана зона свободной торговли американских государств. Кроме того, Аргентина присоединилась к Американской конвенции о правах человека, Конвенции о запрещении всех форм дискриминации женщин, Конвенции о правах детей.
Аргентина участвует в международном разделении труда и в международной торговле. Она присоединилась к Венской конвенции о международной торговле (1980), является членом ГАТТ (Всеобщее соглашение о тарифах и торговле), куда входят 135 государств и куда стремится вступить Российская Федерация.
В 1994 году в Аргентине была принята новая редакция Конституции 1853 г., которая закрепила широкие демократические права и свободы своих граждан на уровне мировых стандартов ХХ века. Основополагающие социально-экономические права, к которым относится и право собственности,
закреплены в ст. 14, 15, 15-бис., 17. Особо следует выделить ст. 17, которая в целом посвящена закреплению института частной собственности. Ее следует воспроизвести: «Собственность неприкосновенна и никто из жителей Нации не может быть ее лишен иначе, как в силу решения, основанного на законе. Экспроприация по причине общественной пользы должна быть установлена законом и предварительно возмещена. Только Конгресс может устанавливать налоги, о которых идет речь в ст. 4. Никакая личная служба не может быть запрещена без закона и судебного решения, основанного на законе. Каждый автор или изобретатель являются исключительным собственником своего произведения, изобретения или открытия на срок, установленный законом. Конфискация имущества отменяется навсегда Уголовным кодексом Аргентины. Ни одно вооруженное формирование не имеет права требовать реквизиций или какой-либо иной помощи» (2).
Анализируя ст. 17, следует подчеркнуть, что Конституция Аргентины указывает на самую важную сторону правового регулирования права собственности - его защиту. Провозглашается принцип неприкосновенности собственности (la propiedad es inviolable). В этой же статье защищается авторское право.
Ныне действующий Гражданский кодекс Аргентины 1871 года создавался в тот период, когда были сильны пережитки феодальных отношений, в сельском хозяйстве господствовала крупная земельная собственность полуфеодального типа, капиталистические отношения были слабо развиты. В политическом отношении это было время компромисса полуфеодальной земельной аристократии и слабой в экономическом отношении буржуазии. Теоретической базой кодекса 1871 года были юридические доктрины преимущественно немецкого ученого К. фон Савиньи, жившего в условиях полуфеодальной Германии, бразильского юриста Фрейтаса и французских цивилистов Обри и Ро, произведения которых появились в первой половине XIX века. Кроме того, использовались и более ранние сочинения Дома (XVII век) и Потье (XVIII век) (4).
Архаичность ГК Аргентины 1871 г. можно показать на примере семейного права. Замужняя женщина была ограничена в дееспособности, она не могла заключать договоры и брать на себя обязательства (ст. 990 ГК). В семье родительская власть принадлежала только мужу. Луис А. Подеста Коста, аргентинский цивилист, писал, что «отец осуществляет родительскую власть лично сам без какого-либо контроля. Жена не может противиться тому, что желает муж» (5).
В договоре купли-продажи, наиболее важном из всех договоров гражданского права, существовали многочисленные специальные оговорки, которые вели к неустойчивости имущественного оборота.
В области вещного права закреплялись интересы крупных земельных собственников. В ст. 2510 ГК Аргентины устанавливалось, что «право собственности вечно и осуществляется независимо от пользования, которое может осуществляться. Собственник не перестает быть им, если даже не совершает никакого акта собственности, хотя бы и имел возможность совершить его...». Отделение права собственности от пользования приводит к тому, что земли использовались нерационально, это наносило вред экономическому развитию Аргентины. Правда, эти архаичные положения в процессе частичных реформ Гражданского кодекса отменялись, но в целом он оставался явно устаревшим.
В XX веке в Аргентине несколько раз пытались провести реформу Гражданского кодекса, но все попытки потерпели неудачу, за исключением частичной реформы 1968 года. Принятый закон 17.711 изменил многие нормы Гражданского кодекса, осовременив его.
В 1998 году был опубликован третий проект Гражданского кодекса Аргентины, два других были отвергнуты (1986 г. и 1992 г.).
Кодификация гражданского законодательства пошла по пути объединения Гражданского и Торгового кодексов. Существование в XIX веке дуализма частного права зарубежные цивилисты объясняют различием между сельским хозяйством и промыш-
ленностью. Теперь эти различия во многом стерлись. Уже нет существенных различий в организационных формах, осуществляющих товарообмен между городом и деревней. III Национальный конгресс гражданского права (Кордоба, 1961) рекомендовал «унифицировать режим гражданских и торговых обязательств, разработав обязательства и договоры как дополнение к Гражданскому кодексу» (7).
Авторы проекта Гражданского кодекса на основе новой Конституции Аргентины 1994 года руководствовались следующими принципами:
— признание, что человеческая жизнь должна охраняться гражданским правом с момента зачатия;
— уважение и защита неотъемлемых прав человека на жизнь, честь, достоинство и также на достойную смерть;
— проведение строго равенства мужчины и женщины;
— защита прав молодежи, стариков и малолетних;
— забота о семье, поддержка солидарности в семье и детское благочестие;
— запрещение злоупотреблением правом и преимущественным положением;
— увеличение свободной части наследства;
— расширение объективной ответственности;
— приведение договоров в соответствие с мировой практикой;
— совершенствование системы вещных прав и др. (8).
Авторы Гражданского кодекса 1998 года много внимания уделили юридической технике. Нормы сформулированы просто и четко. В пояснительной записке к проекту его составители это особо подчеркнули, сославшись на Моцода, который говорил, что «слова закона должны блистать, как бриллианты» (las palabras de la ley deben ser pesadas como diamantes) (9).
Например, ст. 1882.: «Defmicion. El dominio es el derecho real que otorga todas las facultades de usar, gozar у disponer de una cosa, dentro de los limites previstos por la ley» (её перевод будет дан ниже) (10). Эта норма напоминает нам по краткости и лаконично-
сти определение права собственности, содержащееся в Гражданском кодексе Франции (см. ст. 544).
Проект нового кодекса уже принят Палатой депутатов Конгресса Аргентины, но не получил окончательного утверждения, потому что, как прозвучало в юридической литературе, его надо будет согласовать с общим развитием гражданского права стран Латинской Америки, создавшим общий рынок.
Проект Гражданского кодекса Аргентины 1998 г. идет по пути сокращения норм, регулирующих права собственности. Несмотря на сокращения, основные положения сохранены, улучшена техника изложения правового материала.
Право собственности (dominium) регулируется в книге 5 Гражданского кодекса Аргентины 1998 г. Ему посвящены титулы 3-О собственности (ст. 1882-1922); 4-О со-собственности (ст. 1923-1971); 5-De la propiedad horisontal (сособственность в многоквартирных домах на земельный участок, общую лестницу, различные площадки) (ст. 1972-2017); 6-О суперфиции (ст. 20182028); 7-О специальных формах собственности (ст. 2029-2030) (11).
Ст. 1882 Проекта дает следующее определение: «Право собственности есть вещное право, которое предоставляет все полномочия по пользованию, потреблению и распоряжению вещью в пределах, установленных законом». Право собственности может быть полным или неполным. Оно является неполным, когда подчиняется условиям, отмени-тельному сроку или вещь обременена вещными правами. Право собственности предполагается полным, пока не доказано противоположное. Право собственности не может иметь более одного титула. Оно является вечным. Право собственности сохраняется независимо от его пользования, не прекращается, если собственник не осуществляет свои полномочия или их осуществляет другой, за исключением того случая, когда право собственности приобретается в силу дав-ностного владения.
Право собственности включает объекты, которые с ним связаны, или его принадлежности. Собственность на недвижимость рас-
пространяется на недра, воздушное пространство в той степени, в которое его использование возможно с учетом специальных правил. Все строения, посевы и насаждения, составляющие недвижимость, принадлежат их собственнику, за исключением случаев относительно прав горизонтальной собственности и суперфиция. Подразумевается, что все строения, посевы и насаждения сделал их собственник недвижимости, если не доказано обратное. Собственник может устранить посторонних лиц от пользования, потребления или распоряжения по собственному усмотрению. Таковы общие положения о праве собственности Проекта Гражданского кодекса Аргентины 1998 г.
Если мы сравним действующий Гражданский кодекс с Проектом, то придем к следующим выводам. Во-первых, по-иному звучит определение права собственности. В кодексе 1871 г. дается следующее определение: «Право собственности на вещь есть реальное право, в силу которого вещь подчинена воле и действию лица» (12). В проекте авторы пошли по другому пути, определив его через раскрытие правомочий собственника. И это правильно, потому что право собственности может расчленяться и отдельные правомочия или право собственности на вещи в целом могут передаваться третьим лицам, что составляет основу жизни современного общества. В Проекте 1998 г. сохранены понятия ныне действующего Гражданского кодекса о полной и неполной собственности, о вечном характере права собственности, об устранении вмешательства третьих лиц в чужую собственность.
Доктрины гражданского права Х1Х века провозглашали абсолютный характер права собственности, но в современном праве от
них отказались. В начале ХХ в. французский цивилист Леон Дюги в 1911 г. выступил с докладом в университете Буэнос-Айреса (Аргентина) «Об общей трансформации частного права после Кодекса Наполеона». Это выступление потом превратилось в монографию, которая была опубликована в 1920 г. В ней он, в частности, писал, что «собственность более не является субъективным правом собственника; она является социальной функцией обладателя богатств» (13). Эта идея получила воплощение в законодательстве Аргентины. Вторая часть ст. 1 Закона 12634 провозглашала: «Собственность на землю должна быть подчинена ограничениям, которые определяются в настоящем законе в соответствии с коллективным интересом» (14).
В ст. 39 Конституции Аргентины 1949 г., принятой во времена правления Хуана Перона, провозглашалось: «Частная собственность есть социальная функция, и она, следовательно, призвана служить долгу, который устанавливается законом с целью общего блага. Государство контролирует распределение и использование земли и вмешивается в поземельные отношения, чтобы развивать и стимулировать производительность земли в интересах общества так, чтобы доставить каждому крестьянину или крестьянской семье возможность быть собственником земли, которую он обрабатывает» (15). Даже Римская католическая церковь провозгласила: «Право частной собственности имеет также по своей природе социальную функцию» (16). В последующем ни в Конституция 1994 г., ни в Проекте Гражданского кодекса 1998 г. эти идеи не получили законодательного подтверждения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Alterini F. F. Proyecto de codigo civil de 1998. Perspectiva у prospective. Internet //altermi. org /to-aaal.htm. P. 2.
2. Constitucion de la Nacion Argntina. Цит. по раб.: Медведев С. Н. Конституционное развитие Аргентины (Х1Х—ХХ) / авторский перевод. - Ставрополь, 2007. - С. 25-26.
3. Proyecto codigo civil 1998. Fundamentos del proyecto de codigo civil.
4. Медведев С. Н. Гражданский кодекс Аргентины 1871 г. - Ставрополь, 1993. - С. 8.
5. Podesta Costa L. A. Derecho de familia. Buenos Aires, 1949. P. 207.
6. Codigo civil de la República Argentina 1871. Buenos Aires, 2006. Art. 2510.
7. Alterini А. A. op. cit. 2.
8. Alterini A. A. op. cit. 12.
9. Цит. по раб.: Proyecto codigo civil de 1198. Nota elevacion. P. 6 Internet: http://alterini. org/fnota. htm:http//alte
10. Proyecto de codigo civil de 1998. Internet rini.org./lib6tl htm. P. 9.
11. Proyecto codigo civil 1998.Fundamentos del proyecto de codigo civil.
12. Codigo civil de la República Argentina 1871. Buenos Aires, 2006. Art. 2506.
13. Duguit L. Les transformacions generales du droit prive depuis le Code Napoleon. Paris, 1920. P. 158.
14. 14.Цит. по раб.: Molinari A. M. El drama de la tierra en la Argentina. Buenos Aires, 1944. Apendice. P. 154.
15. Цит. по раб.: Lux-Wurm R. Le peronism. Paris, 1965. Pp. 183-184.
16. Цит. по раб.: Gastón Varquez J. M. La propiedad privada y la propiedad publica, segun la doctrina del Consilio //Revista de Estudios Politicos, №1 50. Madrid, 1967. P. 19.
Об авторе
Медведев Станислав Николаевич, ГОУ ВПО
«Ставропольский государственный университет», доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой гражданского права и процесса. Сфера научных интересов - история государства и права зарубежных стран, римское право, гражданское право. [email protected]