поведение работников местных органов самоуправления, присутствующих при осмотре места происшествия.
С учетом изложенного, осмотр документов при расследовании коррупционных преступлений, совершаемых в сфере деятельности органов местного самоуправления, занимает одно из главных мест среди других видов следственного осмотра, поскольку позволяет установить обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу. Изучение документов, полученных в ходе осмотра, определит целесообразность проведения обыска, выемки и других следственных действий.
Список литературы:
1. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 20.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018)
2. Власов В.И. Расследование преступлений. Проблемы качества. -Саратов, 1988. - 63 с.
3. Жук О.Д. Особенность производства следственных действий по уголовным делам об организации преступного сообщества (ст. 210 УК РФ) // Законодательство и экономика. 2003. № 11. С. 34.
4. Клим А.М. Криминалистическая методика расследования злоупотребления властью или служебными полномочиями. Минск, 2000. С. 25-26.
5. РосПравосудие [Электроный ресурс] https://rospravosudie.com/court-leninskij-rajonnyj -sud-g-murmanska-murmanskaya-oblast-s/act- 100661834/Режим доступа 15.11.2017
6. Сергеев А.Л. Криминалистические основы первоначального этапа расследования должностных преступлений, совершаемых в сфере деятельности органов местного самоуправления: диссертация...канд. юридических наук: 12.00.12, 2017.С. 182184.
УДК 343.985.4
DOI 10.1555/2409-3203-2018-0-13-30-40
ОСОБЕННОСТИ СПОСОБОВ СОВЕРШЕНИЯ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ
Сорокун Павел Владимирович
магистр 3 курса направления 40.04.01 Юриспруденция ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ Ачинский филиал Россия, г. Ачинск
Краткая аннотация: В статье раскрываются различные способы совершения коррупционных преступлений совершаемые различными представителями органов местного самоуправления. При рассмотрении особенностей способа совершения коррупционных преступлений в органах местного самоуправления важное значение автором отводится подготовке, совершению и сокрытию преступления каждое в отдельности имеет свою самостоятельную цель.
Ключевые слова: Преступление, расследование, коррупция, должностное лицо, местные органы власти, криминалистика.
FEATURES OF WAYS OF COMMISSION OF CORRUPTION CRIMES REPRESENTATIVES OF LOCAL GOVERNMENTS
Sorokun Pavel
Master of 3 course of direction 40.040.1 Jurisprudence Achinsk branch Krasnoyarsk State Agrarian University Russia, the city of Achinsk
Abstract: In article various ways of commission of corruption crimes made by various representatives of local governments reveal. By consideration of features of a way of commission of corruption crimes in local governments the importance by the author is allocated for preparation, commission and concealment of crime everyone has the independent purpose.
Keywords: Crime, investigation, corruption, official, local authorities, criminalistics.
Несмотря на большое количество понятий способа совершения преступления, все они, повторяют дефиниции системы действий по подготовке, совершению и сокрытию преступления, детерминированную условиями внешней среды и психофизическими качествами личности, связанными с избирательным использованием соответствующих средств и условий места и его времени [4].
Действия по подготовке, совершению и сокрытию преступления каждое в отдельности имеет свою самостоятельную цель. Образуя единый способ совершения преступлений, эти действия кроме своей частной цели направлены на достижение общей для них преступной цели. В связи с этим между элементами способа совершения преступления образуются взаимные связи, при которых каждый элемент не только оказывает влияние на другие, но и сам испытывает их влияние.
При рассмотрении особенностей способа совершения коррупционных преступлений в органах местного самоуправления важное значение отводится также сокрытию, которое понимается как действия, направленные на то, чтобы не обнаруживались, оставались в тайне подготовка или совершение преступления и другие связанные с ним обстоятельства и факты [8].
Подготовка к совершению любого преступления включает в себя разработку плана преступных действий, подыскание соучастников и орудий, средств, необходимых для осуществления преступных намерений, создание условий, благоприятных для достижения поставленных целей, выбор удобных для этого условий места и времени.
Как показал анализ уголовных дел, чаще всего подготовка заключалась в составлении определенного плана действий, подыскании удобных условий места и времени, в первую очередь для того, чтобы не было посторонних, которые могли бы помешать реализации преступного замысла, а затем, чтобы была возможность совершения действий, необходимых для выполнения служебных или должностных операций.
Особенности такого элемента обстановки коррупционных преступлений, как установленный порядок выполнения действий, требующий составления, визирования, прохождения документов, в некоторых ситуациях требует выполнения ряда специфических подготовительных операций. Они касаются различных действий по подготовке бланков, фальсификации документов, оформлению их проектов, выжидание удобного момента для их подписания, склонение или введение в заблуждение лиц, уполномоченных подписывать, утверждать необходимые документы с целью принятия ими необходимого решения.
Установленная многоступенчатая процедура оформления документов, связанная с изучением, проверкой и визированием их многими субъектами, стимулирует вовлечение
31
последних в коррупционную деятельность. Такого рода деятельность следует рассматривать как подготовительные операции, заключающиеся в подыскании соучастников. Эти действия в значительной степени обусловлены должностными, служебными полномочиями коррумпированных представителей органов местной власти. В тех случаях, когда они в состоянии сами решить вопрос и выполнить необходимые действия, им в большинстве случаев нет необходимости прибегать к чьей-то помощи.
В этой связи приведем следующий пример, Паклина Л.С., являясь Главой органа местного самоуправления, совершила злоупотребление должностными полномочиями, а также мошенничество при получении выплат группой лиц по предварительному сговору в крупном размере, при следующих обстоятельствах.
ДД.ММ.ГГГГ Паклина <Л.С.> решением избирательной комиссии муниципального образования <данные изъяты> сельсовет № № «О результатах выборов главы <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. 59 Закона Красноярского края № 8-1411 «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» от 02.10.2003 (с изменениями, внесенными Законом Красноярского края от 12.11.2009 № 9-3960) избрана на должность главы <данные изъяты> Енисейского района Красноярского края сроком на 5 лет и в соответствии с должностной инструкции, утвержденной главой <данные изъяты> сельсовета Паклиной Л.С. от ДД.ММ.ГГГГ, выполняла административно-хозяйственные и организационно-распорядительные функции в виде издания постановлений и распоряжений по вопросам, отнесенным законодательством к ее ведению; руководство кадровой политикой администрации сельсовета; взаимодействие с администрацией района, ее структурными подразделениями, а также с федеральными органами государственной власти на территории <данные изъяты> сельсовета; координацию деятельности предприятий, учреждений и координацию программ социально-экономического развития на территории <данные изъяты> сельсовета. В соответствии с ч. 1 ст. 81.1 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 срок полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления истекает после 31.12.2012, при этом следующие выборы проводятся во второе воскресенье сентября года, в котором истекает указанный срок, в связи с чем срок действия полномочий главы администрации <данные изъяты> сельсовета Паклиной Л.С. истек ДД.ММ.ГГГГ.
В течение ДД.ММ.ГГГГ <ФИО1>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выбирая способ улучшения своего материального положения и преследуя данную цель, самостоятельно изучила и проанализировала действовавшие на территории Красноярского края социальные программы, в том числе положения программы «Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае» на 2012-2015 годы, утвержденной постановлением правительства Красноярского края № 596-п от 13.10.2011 в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ № 1050 от 17.12.2010, согласно которым молодым семьям, возраст супругов в которых не должен превышать 35 лет и признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, оказываются меры государственной поддержки путем предоставления этим семьям социальных выплат из средств федерального, краевого и районного бюджетов.
Имея в собственности дом общей площадью 30 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, садовое некоммерческое товарищество <данные изъяты> д. № право собственности на который возникло ДД.ММ.ГГГГ, а прекращено ДД.ММ.ГГГГ, а ее супруг на праве собственности жилую квартиру общей площадью 45,4 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>, право собственности на которую возникло ДД.ММ.ГГГГ, а прекращено ДД.ММ.ГГГГ, Пугина Н.С. осознавала, что их молодая семья не нуждается в улучшении жилищных условий. В ДД.ММ.ГГГГ у Паклиной Л.С. и <ФИО1> возник
корыстный умысел на хищение денежных средств путем обмана при получении социальных выплат, связанных с реализацией указанных долгосрочных целевых программ по обеспечению жильем молодых семей [6].
Далее Паклина Л.С. и <ФИО1, заранее распределив роли, действуя группой лиц по предварительному сговору, заключающемуся в заранее спланированном хищении денежных средств при получении социальных выплат в рамках краевой целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае» на 2012-2015годы, стали совершать активные действия, направленные на неправомерное получение социальной выплаты для улучшения жилищных условий молодой семьи <ФИО 1 путем предоставления заведомо ложных и недостоверных сведений и умолчания о фактах, влекущих прекращение данных выплат[6].
Нередко руководители пытаются скрыть собственное участие в коррупционном деянии, специально подбирают среди своих подчиненных лиц для выполнения так называемых деликатных поручений, а, проще говоря, незаконных операций. В ряде случаев это люди, не являющиеся должностными лицами или те, в чьи полномочия не входит совершение поручаемых действий. К ним чаще всего относятся начальники служб и подразделений безопасности, руководители пресс-служб, подразделений по связи с общественностью, референты, советники и т.д. При выявлении совершаемых этими лицами действий руководитель всегда может возложить на них всю ответственность, в крайнем случае признав собственную халатность. Сами же субъекты чаще всего не могут привлекаться к ответственности, поскольку не являются должностными лицами и не имеют служебного положения, являющегося специальным признаком состава выявленного преступления[7].
Согласно судебному приговору можно привести следующий пример, у Помещенко Ю.А., являющейся должностным лицом, обладающей информацией о том, что Муниципальное бюджетное учреждение «<данные изъяты>, источниками формирования имущества и финансовых ресурсов которого, являются средства, выделяемые в виде субсидий на выполнение государственного задания, средства, выделяемые из муниципального бюджета, в ДД.ММ.ГГГГ, более точное время следствием не установлено, возник преступный умысел на использование своих служебных полномочий руководителя <данные изъяты> края вопреки интересам службы из корыстной заинтересованности, а именно на получение прибыли от занятия должности методиста МБУ «<данные изъяты>» на 0,5 ставки по совместительству без фактического выполнения обязанностей по профессии (должности) методист.
Реализуя свой преступный умысел, в ДД.ММ.ГГГГ Помещенко Ю.А., являясь должностным лицом, и, используя свои служебные полномочия, вопреки интересам службы, действуя умышленно, из корыстной заинтересованности, а именно, на получение прибыли от занятия должности методиста МБУ «<данные изъяты>» на 0,5 ставки по совместительству без фактического выполнения обязанностей по профессии (должности) методист, осознавая, что совершает действия, которые повлекут существенное нарушение прав и законных интересов организаций, охраняемых законом интересов общества и государства, в нарушение п. 2 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и ч.1 ст. 276 Трудового кодекса Российской Федерации, находясь в служебном кабинете руководителя <данные изъяты> края, расположенного по адресу: <адрес>, потребовала у директора Муниципального бюджетного учреждения «<данные изъяты>» К.И.П., являющейся ее непосредственной подчиненной, устроить ее на должность методиста Муниципального бюджетного учреждения «<данные изъяты>» по совместительству на 0,5 ставки с ежемесячной заработной платой в размере 10000 рублей, введя в заблуждение последнюю о наличии у нее соответствующего письменного разрешения на выполнение иной оплачиваемой
работы. К.И.П., состоящая в непосредственном подчинении у Помещенко Ю.А., введенная в заблуждение относительно правомерности действий Помещенко Ю.А. по вопросу трудоустройства последней в качестве методиста Муниципального бюджетного учреждения «<данные изъяты>» по совместительству на 0,5 ставки, находясь в зависимости от Помещенко Ю.А., дала согласие на трудоустройство последней в качестве методиста Муниципального бюджетного учреждения «<данные изъяты>» по совместительству на 0,5 ставки.
Продолжая реализовывать свой преступный умысел, Помещенко Ю.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, являясь должностным лицом, используя свои служебные полномочия вопреки интересам службы, действуя умышленно, из корыстной заинтересованности, а именно, на получение прибыли от занятия должности методиста МБУ «<данные изъяты>» на 0,5 ставки по совместительству без фактического выполнения обязанностей по профессии (должности) методист, осознавая, что совершает действия, которые повлекут существенное нарушение прав и законных интересов организации, охраняемых законом интересов общества и государства, в нарушение п. 2 ст. 11 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и ч. 1 ст. 276 Трудового кодекса Российской Федерации, в период с марта 2014 года по октябрь 2015 года, предоставила на заседания комиссии по распределению стимулирующего фонда доплат методистов, оценочные листы, куда, злоупотребляя своими властными полномочиями руководителя <данные изъяты> края, внесла не достоверные сведения в виде установления себе баллов, на основании которых, вопреки мнению членов комиссии по распределению стимулирующего фонда доплат методистов, ей были начислены и выплачены стимулирующие выплаты, а также заработная плата за указанный период времени без фактического выполнения обязанностей по профессии (должности) методист по совместительству^].
Некоторым своеобразием отличаются подобные подготовительные операции к различным видам должностных хищений. При их совершении, несомненно, учитываются полномочия субъекта по распоряжению имуществом, его отношению к операциям, которые проводятся с предметом посягательства, а также возможность оформления движения товарно-материальных ценностей. Как известно, любое движение товарно-материальных ценностей в бюджетных организациях должно отражаться в документах бухгалтерского учета. Поэтому к проведению незаконных операций с имуществом, находящимся на балансе органа местной власти или его подразделения, учреждения практически невозможно без участия бухгалтерских работников. Весьма затруднительно без их участия и незаконное получение денежных средств из кассы органа местной власти, подчиненных ему подразделений и предприятий.
Действия по непосредственному совершению коррупционного преступления включают в себя операции по выполнению служебных, должностных операций и получению незаконного вознаграждения или противоправному получению в свою собственность имущества, ценностей, принадлежащих другим субъектам.
Достаточно распространение получили и такие способы коррупционных преступлений как направление посетителей в негосударственные организации, специализирующиеся на подготовке и продвижении документов для решения тех или иных проблем в органах местной власти. Такие организации иногда специально создаются для обеспечения незаконного дополнительного дохода чиновников.
В малых населенных пунктах такие операции осуществляют частные лица, передающие часть собственного вознаграждения должностным лицам, с которыми взаимодействуют.
Нередко в способ коррупционного преступления входят незаконные действия должностных лиц из числа представителей местной власти. Они могут заключаться в
решении вопроса в пользу взяткодателя без наличия необходимых к тому фактических оснований или без надлежащей проверки права, о предоставлении, признании или реализации которого ходатайствует недобросовестный проситель.
Незаконными считаются и такого рода действия, произведенные без надлежащей проверки, а также без соблюдения обязательной процедуры согласования, обсуждения, утверждения и т.д., когда порядок принятия решения твердо определен в нормативных актах.
Традиционно незаконными остаются действия, связанные с изготовлением и использованием подложных документов. Представители органов местной власти могут принимать решения на основании представляемых субъектами документов, заведомо зная, что они подложные. Они также могут участвовать в изготовлении и приобретении документов, содержащих сведения, не соответствующие действительности. Такое участие может заключаться в оказании содействия в получении подобных документов, непосредственной их выдаче, внесении изменений в ранее составленные документы, содержащие достоверные сведения, и т.д.
Кроме того, субъекты рассматриваемого вида преступлений могут незаконно выдавать документы о решении в пользу просителей, не обладая при этом или превышая собственные полномочия.
При выполнении незаконных служебных, должностных действий субъекты иногда совершают самостоятельные общественно-опасные деяния, являющиеся одновременно элементом способа коррупционного преступления.
В некоторых случаях незаконные действия состоят в сообщении уполномоченному лицу устных сведений, не соответствующих действительности и способствующих принятию решения в пользу субъектов, обладавших или передавших незаконное вознаграждение. Нередко должностные лица, уполномоченные на принятие окончательного решения, лично не знакомятся с содержанием представляемых материалов, а ограничиваются заслушиванием доклада подчиненного или даже его заверениями о том, что все основания для утверждения представленных документов имеются.
Основным структурным элементом анализируемых преступлений являются действия по получению незаконного вознаграждения. По материалам уголовных дел было установлено, что в 75% случаев коррупционерам передавались деньги. Чаще всего приговором суда констатировалось, что должностным лицам прямо передавались деньги в упаковке, либо без таковой[7].
В этой связи приведем следующий пример, 10 ноября 2015 года около 12.00 часов, находясь в своем личном кабинете, расположенном в д. по пер. в г. М., должностное лицо М. передал денежные средства за то, чтобы А.Р. на предстоящих выборах проголосовал в его интересах, то есть против обоих кандидатов. Для этого было достаточно опустить бюллетень в урну для голосования чистым. Во время встречи М. спрашивал его по поводу других депутатов, в том числе и Е.В., возможно с тем же желанием договориться с ними таким же способом, как и с ним. Понимал, что М. попытался его купить, но свое согласие быть на его стороне не высказывал. До голосования, 17 ноября 2015 года встретился с М. в личном кабинете последнего и вернул ему данные денежные средства (т.5 л.д.212-229, 233241). То обстоятельство, что А.Р. получил взятку в размере пятьсот тысяч рублей, подтверждается и тем, что в этот же день (17.11.2015) он передал сотрудникам полиции целлофановый пакет-файл, в котором находилось 100 купюр достоинством 5 000 рублей каждая (т.1 л.д. 87-90). Также это подтверждается и протоколом осмотра предметов, указанных денежных средств, 100 денежных купюр достоинством по 5 тысяч рублей, всего на сумму пятьсот тысяч рублей 24.12.2010 года (т.3 л.д. 196-225)[5].
Аналогичным образом действовали субъекты и при передаче денег в других помещениях. Других вариантов передачи незаконного вознаграждения выявлено не было.
Однако это не означает, что в криминальной практике они не применяются. Диапазон таких действий достаточно широк. Некоторые из операций в отечественной следственной практике просто не принимаются во внимание, поскольку серьезно не оцениваются как подкуп. К подобным операциям относятся посещения должностными лицами ресторанов, казино, саун, с оплатой заинтересованными лицами иногда весьма значительных затрат.
В научной и учебно-методической литературе приводятся примеры выполнения полной или частичной оплаты субъектами, осуществляющими подкуп чиновника, работ по ремонту или строительству жилища, предоставлению льготных кредитных карт на обслуживание предприятия, в пользу которого должен совершить какие-то действия коррумпированный чиновник, разовая или систематическая оплата услуг, предоставление их бесплатно или по заниженным ценам.
Достаточное распространение получили такие приемы подкупа, как подарки к юбилейным датам, торжествам и так называемая спонсорская помощь. Первые из названных приемов достаточно распространены и нередко преподносятся в связи с общегосударственными, профессиональными или территориальными праздниками, которых в нашей стране отмечается значительное количество[3].
Спонсорская помощь в ряде случаев также оказывается при подготовке и проведении каких-то разовых мероприятий или торжеств. Иногда она вуалируется под деятельность благотворительных фондов, в которые заинтересованные лица должны внести взнос, чтобы добиться требуемого для себя решения. В некоторых ситуациях заключаются разовые договора об оказании спонсорской помощи. Полученные таким образом деньги изымаются коррумпированными чиновниками в виде премий, заработной платы в этих же фондах, выплатами на лечение и т.д.
Так, например, муниципалитет г. Е. требовал от предпринимателей окончания строительства и сдачи важных объектов к юбилею города Е. Однако для этого все предприниматели обязаны были внести в Фонд по проведению дня города взнос от150 до 250 000 руб. который был образован рядом с их организациями. Полученные средства использовались для премирования и приобретения подарков для сотрудников администрации города[2].
Некоторые субъекты рассматриваемых коррупционных преступлений получают незаконное вознаграждение не лично, а договариваются о его выплате своим родственникам, близким.
Сотрудники структурных подразделений администрации местных органов совершают мошенничества в ходе выполнения различных операций по обмену имущества низшей стоимости на дорогостоящее. При этом, получая желаемое, названные сотрудники либо совсем не передают свое имущество, как это предусмотрено соглашением, либо передают неравноценное приобретаемому.
Некоторые руководители администраций муниципальных образований и их структурных подразделений совершают хищения путем начисления и получения незаконных разовых или систематических денежных выплат: надбавок за фактически не выполняемые работы и не имеющиеся звания, премии за операции, в которых не принимали участие, и т.п.
Так напрмер, Сухих О.Ю. на основании распоряжения главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за №к, трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ, постановления администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О переименовании МБОУ <данные изъяты>» занимал должность директора <данные изъяты> В силу своих должностных обязанностей, Сухих О.Ю. осуществлял оперативное управление имуществом, разрабатывал и утверждал в пределах своих полномочий штатное расписание и структуру учреждения, должностные обязанности работников; контролировал рациональное использование бюджетных ассигнований, внебюджетных средств;
осуществлял прием на работу и расстановку кадров; формировал фонд оплаты труда; устанавливал заработную плату работников образовательного учреждения в пределах финансовых средств учреждения; утверждал надбавки и доплаты к должностным окладам работников образовательного учреждения; устанавливал согласно Положению о премировании порядок и размеры премирования работников образовательного учреждения; утверждал графики работы и педагогическую нагрузку работников образовательного учреждения, тарификационные списки и графики отпусков, то есть являлся должностным лицом, обладающим организационно-распорядительными полномочиями.
ДД.ММ.ГГГГ, осуществляя преступный умысел на совершение служебного подлога, путем внесения в официальные документы заведомо ложных сведений, с целью получения личных материальных благ, находясь в здании <данные изъяты> расположенном по адресу <адрес>, Сухих О.Ю. издал приказ № от ДД.ММ.ГГГГ о приеме ФИО5 на работу в качестве рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту здания с ДД.ММ.ГГГГ в Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «<данные изъяты> с оплатой по 4 разряду ЕТС, постоянно, по основному месту работы, с окладом <данные изъяты> рублей 00 копеек и северной надбавкой 50 %, районным коэффициентом 1.3, с испытательным сроком 3 месяца, и заключил с ФИО5 фиктивный трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ, о приеме последнего на работу на вышеприведенных условиях, осознавая при этом, что ФИО5 фактически возложенных на него обязанностей выполнять не будет.
Далее, продолжая осуществлять свой преступный умысел, Сухих О.Ю., с целью получения заработной платы причитающейся ФИО5 приказал секретарю <данные изъяты>» ФИО6, введенной в заблуждение относительно трудоустройства ФИО5 и, неосведомленной об истинных намерениях Сухих О.Ю., в официальные документы -табели учета использования рабочего времени, ежемесячно вносить сведения о выходе ФИО5 на работу, количестве отработанных им дней и часов, подавать ему табели учета рабочего времени для утверждения, которые Сухих О.Ю. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ежемесячно утверждал, тем самым вносил в официальные документы заведомо ложные сведения.
Так, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, находясь в здании <данные изъяты> расположенном по вышеуказанному адресу Сухих О.Ю. осознавая, что ФИО5 фактически возложенные на него трудовым договором и должностной инструкцией обязанности не выполняет, с целью получения заработной платы, причитающейся последнему, подписал приказы, которые налагали определенные права и обязанности, а также влекли юридические последствия, тем самым являлись официальными документами [6].
В результате служебного подлога, совершенного директором <данные изъяты>» Сухих О.Ю. из корыстной заинтересованности, на основании вышеперечисленных приказов, содержащих заведомо ложные сведения, изданных и подписанных последним, фактически не работающему в <данные изъяты>, и не имеющему законных оснований на указанные начисления ФИО5, с учетом всех обязательных вычетов были перечислены денежные средства в общей сумме <данные изъяты> рублей 32 копейки из бюджета муниципального образования <адрес>.
Кроме того, Сухих О.Ю. занимая должность директора <данные изъяты> являясь должностным лицом, обладающим организационно-распорядительными полномочиями, в ДД.ММ.ГГГГ года, находясь в своем служебном кабинете, расположенном по адрес <адрес>, с целью хищения денежных средств, принадлежащих муниципальному образованию <адрес> края, путем обмана, а именно фиктивного трудоустройства своего знакомого ФИО5 в <данные изъяты>» и получения за него заработной платы, используя свое служебное положение, издал приказ № от ДД.ММ.ГГГГ о приеме ФИО5 на работу
с ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> рабочим по комплексному обслуживанию и ремонту здания и заключил с ФИО5 трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ. После чего ФИО5 открыл счет в подразделении № ОАО «Сбербанк России», и в ДД.ММ.ГГГГ согласно ранее достигнутой договоренности передал Сухих О.Ю. банковскую карту с пин-кодом для доступа к открытому счету.
Сухих О.Ю. осуществляя свой преступный умысел, направленный на хищение денежных средств, принадлежащих Муниципальному образованию <адрес> края, путем обмана, используя свое служебное положение, в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ежемесячно начисляемую ФИО5 по документам, которые содержали заведомо ложные сведения, заработную плату, перечисленную на банковский счет ФИО5 №, открытый в подразделении № ОАО «Сбербанк России», снимал в банкоматах и тратил на личные нужды. Всего Сухих О.Ю. было похищено со счета ФИО5, денежных средств в размере <данные изъяты> рублей 67 копеек, которыми он распорядился по своему усмотрению, причинив Муниципальному образованию <адрес> края материальный ущерб в размере <данные изъяты> рублей 67 копеек.
В ДД.ММ.ГГГГ года Сухих О.Ю. занимая должность директора <данные изъяты> являясь должностным лицом, обладающим организационно-распорядительными полномочиями, используя свое служебное положение, находясь в кабинете, расположенном по адресу <адрес>, с целью хищения денежных средств, принадлежащих муниципальному образованию <адрес> края, путем обмана, а именно путем предоставления заведомо ложных документов в МКУ «Управление социальной сферой» о списании денежных средств, на приобретение <данные изъяты> призов в связи с проведением ДД.ММ.ГГГГ XVII традиционного открытого первенства <адрес> по вольной борьбе памяти основателя вольной борьбы в <адрес> ФИО7, не ставя индивидуального предпринимателя ФИО8 в известность относительно своих преступных намерений, предложил последнему обналичить денежные средства в размере <данные изъяты> рублей путем перечисления на его расчетный счет указанной суммы.
Продолжая реализовать свой преступный умысел, ДД.ММ.ГГГГ Сухих О.Ю., используя свое служебное положение, дал устное распоряжение секретарю <данные изъяты>» ФИО6 изготовить приказ о перечислении бухгалтерией денежных средств в размере <данные изъяты> рублей на приобретение призов в связи с проведением ДД.ММ.ГГГГ XVII традиционного открытого первенства <адрес> по вольной борьбе памяти основателя вольной борьбы в <адрес> ФИО7 Затем, Сухих О.Ю., обеспечил изготовление контракта на приобретение карт памяти от ДД.ММ.ГГГГ, сметы расходов премирования участников, и дал устное распоряжение ФИО16 предоставить указанные документы в МКУ «Управление социальной сферой». После этого, на основании указанных документов МКУ «Управление социальной сферой» ДД.ММ.ГГГГ перечислило денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей на банковский счет индивидуального предпринимателя ФИО8, которые последний получив в отделении банка, в то же день, т.е. ДД.ММ.ГГГГ встретившись с Сухих О.Ю. у гаража № гаражного кооператива <данные изъяты>», расположенного в <адрес>, передал последнему. Сухих О.Ю., похитив, таким образом, денежные средства в размере <данные изъяты> рублей, путем обмана, распорядился ими по своему усмотрению, причинив Муниципальному образованию <адрес> края ущерб в размере <данные изъяты> рублей [6].
Хищения с использованием должностного и служебного положения работниками предприятий и организаций при органах местной власти также совершаются в форме присвоения и растраты. Способы этих хищений довольно многообразны и зависят от сферы деятельности предприятия. В наиболее общем виде способы присвоения и растраты можно разделить на совершаемые с применением мер по сокрытию содеянного или без такового. Кроме того они классифицируются по созданию источника, резервов ценностей для
последующего расхищения: создание пересортицы, завышение объемов и стоимости выполненных работ; прием ценностей без оформления приходных документов; составление бестоварных документов на расходование денежных средств и имущества; присвоение денежных средств под предлогом возврата клиентам или фальсификации записей в платежных документах и т.п [3].
В большинстве случаев совершения коррупционных преступлений сокрытие реализовывалось на всех стадиях осуществления преступного замысла. Как уже упоминалось, сокрытие такого рода деяний нередко заключалось в использовании условий обстановки, исключающих преждевременное разглашение планов участников коррупционного деяния, утаивание от окружающих характера планируемых и совершаемых преступлений.
В этих же целях по всем видам коррупционных преступлений используются документы, содержащие данные, не соответствующие действительности, устно сообщаются ложные данные о наличии оснований для совершения служебных действий, утаивается другим образом информация о коррупционном характере собственных действий. Для утаивания и маскировки участия в такого рода деяниях руководителей разного ранга привлекаются посредники и нижестоящие исполнители, составляются документы от имени других лиц.
Сокрытие в виде самостоятельных действий, не входящих в состав способа основного коррупционного преступления, реализуется, как правило, после его выявления. Иногда такие операции выполняются при получении коррупционерами информации о надвигающейся опасности разоблачения. В такой период названные субъекты прежде всего пытаются уничтожить, фальсифицировать, изъять изобличающие их документы. Такому воздействию подвергаются, прежде всего документы, отражающие выполнение действий вопреки интересам службы. Когда это не удается, могут быть предприняты попытки склонения соучастников и других лиц, которым могут быть известны обстоятельства выполнения служебных действий, к даче ложных показаний или умолчанию о фактах коррупции.
Описанные действия выполняются при получении сведений о готовящихся проверках со стороны контрольно-ревизионных или правоохранительных органов, а также в ходе проведения проверочных мероприятий. Возможно осуществление таких действий и в ходе предварительного расследования.
Не исключен и вариант использования субъектами коррупционных преступлений своего служебного, должностного положения для оказания давления на лиц, осуществляющих проверку иди предварительное расследование. При оказании данного противодействия расследованию названные субъекты используют уже имеющиеся коррупционные связи или пытаются наладить новые. Следует отметить, что особенностью противодействия расследованию такого рода деяний является то, что в него вовлекаются другие должностные лица, не имеющие никакого отношения к расследуемому деянию. Вышестоящие руководители в подобных ситуациях пытаются спасти «честь мундира», скрывая таким образом собственную халатность. Нижестоящие сотрудники рассчитывают таким образом сохранить или улучшить свое служебное положение, либо просто не хотят по разным причинам принимать участие в расследовании. Некоторые просто опасаются, что выявление коррупции приведет к кадровым изменениям, которые коснутся и их самих.
Должностные лица стремятся также оказать давление и на субъектов, передавших незаконное вознаграждение. Им разъясняется, что они будут лишены приобретенных незаконно прав, имущества и т.д. Кроме того, им угрожают, что они также будут привлечены к ответственности.
Список литературы:
1. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-Ф3 (ред. от 20.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018).
2. Башмаков И.С. Особенности первоначального этапа расследования коррупционных преступлений, совершаемых представителями органов местной власти : дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2006. С. 58-69.
3. Евдокимов С.Г. Криминалистическая характеристика присвоения и растраты// Курс криминалистики в 3-х томах, т.З, Криминалистическая методика: методика расследования преступлений в сфере экономики, взяточничества и компьютерных технологий, - СПб, 2004, с.86-87.
4. Зуйков Г.Г. Криминалистическое учение о способе совершения преступления, Дисс.докт.юрид.наук, М., Академия МВД СССР, 1970, С. 305.
5. РосПравосудие [Электронный ресурс] https://rospravosudie.com/vidpr-ugolovnoe/region-krasnoyarskij -kraj -s/act-
%D0%B2%D0%B7%D1%8F%D1%82%D0%BA%D0%B0-q/section-acts/ точка доступа 10.11.2017.
6. РосПравосудие [Электроный ресурс] https://rospravosudie.com/court-leninskij-rajonnyj -sud-g-murmanska-murmanskaya-oblast-s/act- 100661834/Режим доступа 15.11.2017
7. Сергеев А.Л. Криминалистические основы первоначального этапа расследования должностных преступлений, совершаемых в сфере деятельности органов местного самоуправления: диссертация...канд. юридических наук: 12.00.12, 2017.С. 182184.
8. Черкесова А.А. Взяточничество и коррупция: вопросы раскрытия и расследования//Российский следователь, 2005, №8.
УДК 340
DOI 10.1555/2409-3203-2018-0-13-40-44
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КРИМИНАЛИСТИКИ В РОССИИ
Сорокун Павел Владимирович
к.и.н., заведующий кафедрой теории и истории государства и права ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ Ачинский филиал Россия, г. Ачинск Журавлева Ольга Сергеевна магистрантка направления 40.04.01 "Юриспруденция" ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ Ачинский филиал Россия, г. Ачинск
Краткая аннотация: Статья раскрывает историю появления и развития криминалистки как отрасли науки. В работе создана попытка проанализировать и рассмотреть этапы развития и становления криминалистики как самостоятельной юридической науки. Также некоторые характерные особенности присущие для каждого периода развития криминалистики, включая настоящее время.