Данильян Александр Сергеевич
кандидат юридических наук, Краснодарский университет МВД России (e-mail: [email protected])
Данильян Элина Сергеевна
кандидат юридических наук, Краснодарский университет МВД России (e-mail: [email protected])
О способах совершения преступлений
представителями органов местного самоуправления
В статье рассмотрены способы совершения преступлений представителями органов местного самоуправления, проанализирована следственная практика. Раскрыто понятие способа совершения преступления; исследованы подготовительные действия при совершении преступлений представителями органов местного самоуправления.
Ключевые слова: следователь, преступление, орган местного самоуправления, расследование, следственная практика, способ, подготовка, маскировка, след, документ.
A.S. Danilyan, Candidate of Law, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected];
E.S. Danilyan, Candidate of Law, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]
About the ways of fulfillment of the crimes by representatives of local governments
The ways of fulfilment of the crimes by representatives of local governments are considered in this article, investigative practice is analysed. The authors have analysed concepts of a way of crime commission. They have listed preparatory actions at fulfilment of crimes by representatives of local governments.
Key words: investigator, crime, body of local self-government, investigation, investigative practice, way, preparation, masking, trace, document.
На протяжении последних десятилетий в нашей стране активно распространяется негативный факт - коррупция, которая внедряется во все сферы жизнедеятельности государства и общества. В современной России коррупция приобрела такой размах, что угрожает безопасности государства, нормальному функционированию власти, верховенству закона, правам человека, справедливости. Преступления, совершенные представителями органов местного самоуправления, обладают высокой латентностью, и при расследовании уголовных дел данной категории возникает ряд проблем: установление статуса должностного лица, определение его полномочий, правильная квалификация совершенного деяния и др. Однако при изучении следственной практики было установлено, что расследование уголовных дел данной категории осуществляется не на должном уровне, оно находится в прямой зависимости от уровня криминалистического
обеспечения самого процесса расследования. Кроме того, отсутствует система научных знаний о таких преступлениях [1, с. 5].
Расследование преступлений, совершенных представителями органов местного самоуправления, является одним из сложных вопросов криминалистической методики, так как данные лица совершают преступления из корыстной либо иной личной заинтересованности, тем самым нарушают права и законные интересы граждан или организаций, охраняемые законом интересы общества или государства, и такие преступления «включают в себя сразу несколько составов, каждый из которых может рассматриваться и как самостоятельное деяние, и как часть другого преступления, что вызывает существенные затруднения» [1, с. 5]. Успех расследования преступлений, совершенных представителями органов местного самоуправления, во многом определяется умением следователя составить криминалистиче-
143
скую характеристику преступления, ключевым элементом которой является способ совершения преступления. Способ совершения преступления - это обусловленный целым рядом субъективных и объективных факторов комплекс действий субъекта (субъектов) по подготовке, совершению и сокрытию преступного деяния [2, с. 346].
Г.Н. Мудьюгин разделяет криминалистические понятия способов совершения преступления и сокрытия преступления. Первое он определяет как комплекс действий, совершаемых преступником в определенном порядке и направленных на достижение преступной цели. Второе - как комплекс действий, преследующий вспомогательную цель по отношению к способу совершения преступления - скрыть преступление от окружающих, в первую очередь от следственных органов, уклониться от ответственности за содеянное [3, с. 65].
А.Н. Колесниченко о способе совершения преступления писал: «Это образ действий преступника, выражающийся в определенной последовательности, сочетании отдельных движений, приемов, примененных субъектом. Способ совершения преступления характеризуется не только внешней стороной отдельных движений и приемов, но и их содержанием, характером» [4, с. 18].
Способ совершения преступления - это система действий, операций, приемов, направленных на достижение противозаконной цели и объединенных определенным периодом времени.
Способ совершения включает в себя систему действий по подготовке, совершению и сокрытию преступления, детерминированную условиями внешней среды и психофизическими качествами личности, связанными с избирательным использованием соответствующих средств и условий места и его времени [5, с. 305]. И.А. Возгрин определил способ совершения преступления как систему взаимосвязанных и взаимообусловленных действий, включающих его подготовку, непосредственно совершение и сокрытие, с помощью которых преступник достигает своей цели [6, с. 358]. Данная позиция обоснована и подтверждается следственной практикой.
Способы совершения преступлений представителями органов местного самоуправления зависят от отрасли их деятельности, профессионального опыта, образования, от занимаемой должности, от обстановки, от полномочий по трудовому договору, от практики, сложившейся в данном субъекте, регионе, от личности самого преступника.
К подготовительным действиям при совершении преступлений представителями органов местного самоуправления необходимо отнести разработку плана совершения противоправных действий, поиск соучастников, орудий, средств, необходимых для совершения данных действий, выбор удобного места и благоприятного времени для достижения преступной цели.
Составление и подписание различных документов, а в некоторых случаях их согласование либо утверждение в различных подразделениях требуют от виновного лица проведения ряда подготовительных действий. К данным действиям можно отнести подготовку бланков (если бланки строгой отчетности, то их изготовление с помощью оргтехники), фальсификацию и оформление документов, подписание их в установленном порядке уполномоченным лицом либо проставление подложной подписи от данного лица. В ходе изучения следственной практики установлено, что в 35% случаев уполномоченные лица подписывают документы «не читая», в остальных случаях происходит склонение, введение в заблуждение уполномоченных лиц с целью принятия противоправного решения, а нередко данные лица вступают между собой в преступный сговор и совершают аналогичные преступления. Так, например, гр. К., являясь заведующей общим отделом администрации, в своем рабочем кабинете, имея доступ к официальным документам и печати поселения, изготовила и собственноручно заверила подложное свидетельство о праве собственности, в котором указано, что земельный участок принадлежит ей, и, собрав весь необходимый пакет документов, предоставила для регистрации права собственности на данный участок (Архив Динского районного суда Краснодарского края. Уголовное дело № 218349/2011).
В органах муниципального самоуправления при оформлении документов сложилась установленная практикой и нормативными актами процедура оформления различных документов, которая связана с составлением, изучением, проверкой и подписанием их. Данный механизм подталкивает виновного к подысканию соучастников среди лиц, занимающихся составлением документов, проверкой, подписанием, а это, в свою очередь, относится к подготовительным действиям совершения преступления. В тех случаях, когда должностное лицо уполномочено визировать определенные документы, оно не прибегает к помощи посторонних лиц и не подыскивает соучастников, а самосто-
144
ятельно выполняет все действия, необходимые для совершения преступления. Например, гр. Я., являясь заместителем главы администрации, заведомо зная о незаконности выделения себе земельного участка, решил завладеть им. Используя свое служебное положение, он изготовил и собственноручно подписал за главу администрации подложное постановление о закреплении за собой бесплатно земельного участка в собственность. После, собрав необходимый пакет документов, предоставил его и получил свидетельство о праве собственности на данный участок (Архив Динского районного суда Краснодарского края. Уголовное дело № 118575/2010).
В практике известны случаи, когда руководители пытаются скрыть свое участие в совершении противоправных действий, для этого они пытаются заинтересовать своих подчиненных или работников из другого отдела в выполнении определенных противоправных действий за незаконное вознаграждение. К соучастникам относятся: руководители служб, отделов, помощники главы администрации, советники, заведующий сектором административно-хозяйственной части администрации, заведующий пресс-службой и др. Руководитель -организатор совершения преступления -возлагает всю ответственность на своих соучастников, а в ходе следствия дает показания о том, что не осведомлен о преступных действиях данных лиц. Например, глава администрации одного из поселений Краснодарского края гр. Б. вступил в сговор с гр. П., работающим в администрации муниципального образования, и совместно они изготовили фиктивные постановления главы сельского округа о закреплении земельных участков в собственность за различными лицами (Архив Динского районного суда. Уголовное дело № 118483/2010).
Работники органов местного самоуправления совершают хищения денежных средств из бюджета района, города, края или какого-либо имущества, стоящего на балансе. При совершении подобных преступлений необходимо учитывать полномочия субъекта по распоряжению данным имуществом либо денежными средствами. Согласно действующему законодательству любое движение товарно-материальных ценностей должно быть отражено в документах бухгалтерской отчетности. Поэтому при совершении противоправных действий, касающихся движения бюджетных денежных средств либо имущества, стоящего на балансе органа местной власти, соучастниками преступления являются бухгалтерские работники
данного муниципалитета, так как без их участия невозможно провести различные операции и незаконно получить денежные средства в кассе муниципального органа и в подчиненных ему подразделениях.
Примером могут служить материалы уголовного дела в отношении гр. С., работающего заведующим сектором административно-хозяйственной части муниципального органа, который на протяжении нескольких месяцев по предварительному сговору со специалистом отдела бухгалтерского учета и отчетности внес в официальные документы бухгалтерской отчетности заведомо ложные сведения, искажающие их действительное содержание, и получил из кассы денежные средства (Архив Следственного отдела ОМВД России по Север-скому району. Уголовное дело № 879931/2008).
Непосредственное совершение преступлений представителями органов местного самоуправления включает в себя следующие действия: выполнение служебных, должностных обязанностей и получение незаконного вознаграждения или противоправное приобретение права на имущество, ценности, которые принадлежат иным лицам либо государству.
Незаконное вознаграждение может быть получено должностным лицом за совершение законных действий, входящих в его должностные обязанности. Например, гр. К., занимая должность главного специалиста отдела градостроительного контроля, 18 июня 2010 г. в дневное время, находясь в своем рабочем кабинете, получил взятку в виде денег в сумме 20000 рублей за выдачу разрешения на установку наружной рекламной конструкции от гр. Ш. (Архив Кореновского районного суда. Уголовное дело № 783721/2010).
К традиционным действиям, совершаемым представителями органов местного самоуправления, относятся изготовление и использование подложных (фиктивных) документов. В результате изучения следственной практики установлено, что представители органа местного самоуправления принимают решения, утверждая различные документы, при этом они осведомлены в том, что документы подложные. Сами представители власти могут участвовать в изготовлении либо лично изготавливать, в приобретении различных документов, в которых содержатся фиктивные сведения. Участие данных лиц заключается в оказании содействия в получении документов, они непосредственно их выдают, вносят изменения в другие документы, которые содержат достоверные сведения, и т.д. В следственной практике Крас-
145
нодарского края известен случай, когда специалист администрации сельского поселения гр. Б. изготовила несколько десятков дубликатов фиктивных постановлений главы сельского округа о закреплении разных земельных участков за гражданами, внесла изменения в похо-зяйственную книгу, тем самым совершила серию мошенничеств (Архив Динского районного суда. Уголовное дело № 918965/2009).
При анализе преступлений, совершаемых представителями органов местного самоуправления, установлено, что данные лица после выполнения определенных действий получали незаконное вознаграждение: в 93% случаев им передавались денежные средства, а в остальных 7% случаев другое вознаграждение (передача права собственности на земельный участок, перерегистрация права собственности на автомобиль, оказание различных услуг). Выявлено также, что некоторые руководители отделов местного самоуправления или структурных подразделений совершают хищения следующим образом: начисляют и получают различные разовые выплаты, либо премии, либо надбавки за невыполненные работы, начисляют заработанную плату лицу, которое фактически не выходит на работу и не выполняет обязанности по занимаемой должности, и т.д. Например, директор муниципального учреждения гр. Б. 31 июля 2009 г., находясь в своем рабочем кабинете, достоверно зная о том, что имеется вакантная должность культорганизатора, собственноручно составила ложное заявление о приеме на работу на данную должность гр. П. и поставила от своего имени соответствующую резолюцию. После составила приказ о приеме на работу гр. П. и внесла в штатное расписание заведомо ложные и не соответствующие действительности сведения. Заработной платой распоряжалась по своему усмотрению (Архив Тихорецкого районного суда. Уголовное дело № 179068/2010).
Хищения с использованием должностного и служебного положения работниками предприятий и организаций при органах местной власти также совершаются в форме присвоения и растраты. Способы этих хищений довольно многообразны и зависят от сферы деятельности предприятия. В наиболее общем виде способы присвоения и растраты можно разделить на совершаемые с применением мер по сокрытию содеянного или без такового. Кроме того, они классифицируются по созданию источника, резервов ценностей для последующего расхищения: создание пересортицы, завыше-
ние объемов и стоимости выполненных работ; прием ценностей без оформления приходных документов; составление бестоварных документов на расходование денежных средств и имущества; присвоение денежных средств под предлогом возврата клиентам или фальсификации записей в платежных документах и т.п. [7, с. 4-5]
При изучении следственной практики установлено, что в 35% изученных дел применялось сокрытие преступления, представляющее собой умышленные действия, заключающиеся в утаивании, маскировке, фальсификации, уничтожении доказательственной информации и ее носителей с целью уклонения виновного от уголовной ответственности. Сокрытие субъектами противоправной деятельности реализовывалось на всех стадиях осуществления преступного замысла. Сокрытие по рассматриваемой категории преступлений заключается в использовании условий обстановки, утаивании от окружающих характера планируемых и совершаемых преступлений. В этих же целях используются документы, содержащие фиктивные сведения, сообщения умышленно ложных сведений с целью совершения определенных служебных действий, утаивания либо уничтожения какой-либо информации о совершенных служебных действиях противоправного характера.
При раскрытии и расследовании преступлений, совершаемых представителями органов местного самоуправления, следователь, оперативный работник сталкиваются с определенными трудностями, так как в большинстве случаев данные противоправные действия совершаются без свидетелей, происходит маскировка следов. Однако, несмотря на старания преступников, следы все равно остаются. Следы по данной категории преступлений бывают как идеальные, так и материальные. Материальными следами по данной категории преступлений являются предметы преступления, их упаковка, ярлыки, почтовые переводы, вклады в банках, фото- и видеоматериалы, которые свидетельствуют о контакте субъектов преступной деятельности или о самом совершении преступления, различные документы, в которых отражены действия данных субъектов противоправной деятельности, следы рук, следы химических веществ на руках и т.п.
Анализ следственной практики показал, что представители органов местного самоуправления, совершая противоправные действия, скрывая их, оставляют следы в подлинных и сфальсифицированных документах.
146
1. Крюков В. В. Методика расследования должностных преступлений коррупционной направленности: дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2011.
2. Криминалистика: учеб. для вузов / под ред. И.Ф. Герасимова, Л.Я. Драпкина. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2000.
3. Васильев А.Н., Мудьюгин Г.Н., Якубович Н.А. Планирование расследования преступлений. М, 1957.
4. Колесниченко А.Н. Общие положения методики расследования отдельных видов преступлений. Харьков, 1965.
5. Зуйков Г.Г. Криминалистическое учение о способе совершения преступления: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1970.
6. Криминалистика: учеб. / под ред. Т. А. Седовой, А.А. Эскархопуло. СПб., 1995.
7. Гаврилина З. Т. Характеристика способов хищений: понятие, классификация и значение для расследования // Руководство для следователя / под ред. П. А. Алейника, О.В. Сороки. 2-е изд., перераб. М., 1982.
1. Kryukov V.V. Methods of investigation of official malfeasances of a corruption orientation: diss. ... Candidate of Law. Chelyabinsk, 2011.
2. Criminalistics: textbook for high schools / ed. by I.F. Gerasimov, L.Ya. Drapkin. 2nd ed., rev. and augm. Moscow, 2000.
3. Vasilev A.N., Mudyugin G.N., Yakubovich N.A. The planning of crime investigation. Мoscow, 1957.
4. Kolesnichenko A.N. General regulations of an investigation technique of separate kinds of crimes. Kharkov, 1965.
5. Zuykov G.G. Criminalistics doctrine about the way of crime commission: diss. ... Dr of Law. Мoscow, 1970.
6. Criminalistics: textbook / ed. by T.A. Sedov, A.A. Eskarhopulo. St. Petersburg, 1995.
7. Gavrilina Z.T. The characteristic of ways of plunders: concept, classification and value for investigation // The guide for the investigator / ed. by P.A. Aleynik, O.V.Soroka. 2nd ed., rev. Мoscow, 1982.
147