Научная статья на тему 'Характеристика личности служащего органа местного самоуправления, совершающего преступления, связанные со спецификой его работы'

Характеристика личности служащего органа местного самоуправления, совершающего преступления, связанные со спецификой его работы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
162
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / СЛЕДОВАТЕЛЬ / ОРГАН МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / УГОЛОВНОЕ ДЕЛО / ХАРАКТЕРИСТИКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЛИК / ДОЛЖНОСТЬ / СЛУЖАЩИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Данильян Александр Сергеевич, Данильян Элина Сергеевна

В статье рассмотрен один из элементов криминалистической характеристики преступлений личность преступника. Авторы исследовали совокупность социально обусловленных признаков, черт, свойств и связей, которые характеризуют личность преступника. Авторами рассмотрена социально-демографическая и нравственно-психологическая характеристика личности служащего органа местного самоуправления, совершающего противоправные действия. На основе анализа следственной практики создана информационная модель представителя органа местного самоуправления, совершающего преступления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Данильян Александр Сергеевич, Данильян Элина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характеристика личности служащего органа местного самоуправления, совершающего преступления, связанные со спецификой его работы»

УДК 343.985.5

Данильян Александр Сергеевич

кандидат юридических наук,

доцент кафедры криминалистики

Краснодарского университета МВД России,

[email protected]

Данильян Элина Сергеевна

кандидат юридических наук,

доцент кафедры криминалистики

Краснодарского университета МВД России,

foxelina@mail. ru

Alexander S. Danilyan

Assistant Professor of a Chair of Criminalistics of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia, Master of Law [email protected] Elina S. Danilyan

Assistant Professor of a Chair of Criminalistics of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia, Master of Law foxelina@mail. ru

Характеристика личности служащего органа местного самоуправления, совершающего преступления, связанные со спецификой его работы

The Characteristic of Office Employee's Personality of Institutions of Local Government, Committing Crimes, Connected with Specificity of his Job

Аннотация. В статье рассмотрен один из элементов криминалистической характеристики преступлений - личность преступника. Авторы исследовали совокупность социально обусловленных признаков, черт, свойств и связей, которые характеризуют личность преступника. Авторами рассмотрена социально-демографическая и нравственно-психологическая характеристика личности служащего органа местного самоуправления, совершающего противоправные действия. На основе анализа следственной практики создана информационная модель представителя органа местного самоуправления, совершающего преступления.

Ключевые слова: личность, расследование преступлений, следователь, орган местного самоуправления, уголовное дело, характеристика, психологический облик, должность, служащий.

Annotation. One of the element of crime criminal characteristic the personality of criminal is considered in this article. The authors investigated the whole complex of social conditioned signs, traits, characteristics and relations which describe the personality of criminal. Socio-demographic and moral- psychological characteristic

of office employee's personality of institutions of local government committing illegal actions is considered by the authors. Information model of representative of institutions of local government, committing crimes is created on the basis of analysis of investigation practice.

Key words: personality, crime investigation, investigator, institutions of local government. criminal case, characteristic, psychological make-up, post, office employee.

Для успешной работы по расследованию и раскрытию коррупционных преступлений, совершенных представителем органа местного самоуправления, важным источником для следователя являются сведения о личности преступника как одного из элементов криминалистической характеристики преступления. Данные о представителях органов местного самоуправления, совершающих противоправные действия, представляют собой ценную информацию для процесса раскрытия и расследования преступления.

Для полного и всестороннего расследования уголовного дела необходимо знание следователем, оперативным работником характеристики лиц, совершивших противоправное действие. Для этого нужно изучить подробно личность, совершающую данные деяния. Личность преступника характеризуется совокупностью социально обусловленных признаков, черт, свойств и связей, которые условно можно объединить в две группы.

К первой группе следует отнести такие признаки, которые присущи личности вообще, а приобретают они криминалистическое значение только при рассмотрении их через призму совершения преступления. Это, например, социально-демографические признаки (пол, возраст, семейное и должностное положение, образование и т. п.). Вторую группу образуют признаки, черты и свойства, которые прямо или косвенно связаны с совершением преступления и обуславливают или объясняют его совершение. В эту группу могут входить социально деформированные убеждения, установки, ценностные ориентации [1, с. 60].

Рассмотрим социально-демографическую характеристику. При изучении следственной практики было установлено, что на момент привлечения к уголовной ответственности возраст субъекта преступления от 30 до 35 лет составил 22%, 36-40 лет - 14%, 41-45 лет - 7%, 46-50 лет - 22%, 51-55 лет -14%, 61-65 лет - 21%. В результате проведенного нами анкетирования следователей Краснодарского края были получены следующие данные: 64% преступлений совершены мужчинами, 36% - женщинами. Это связано с тем, что в органах местного самоуправления на руководящие должности в большинстве случаев назначаются мужчины, поэтому женщины совершают в количественном выражении меньше преступлений.

В результате обобщения следственно-судебной практики И.С. Башмаков установил, что 65% коррупционных преступлений совершено мужчинами[2, с. 34]. Высокий образовательный и интеллектуальный уровень представителей органов местного самоуправления, совершающих преступления, их материальное положение не являются препятствием на пути

совершения противоправных действий. При анализе образовательного уровня коррумпированных представителей органов местного самоуправления приходим к выводу, что большинство преступлений (более 70%) совершаются лицами с высшим образованием, около 20% имеют среднее профессиональное образование. Проанализировав следственную практику, приходим к выводу, что во всех преступлениях прослеживается корыстная заинтересованность. Это означает, что как бы не действовало должностное лицо в интересах определенного гражданина, группы или юридического лица, оно обязательно принимает решения, совершает служебные действия или придерживается выгодной для коррумпированных его субъектов линии поведения, исходя из собственной выгоды, независимо от того, сейчас ли она будет извлечена, в ближайшем будущем или в отделении[3, с. 50].

Значительную роль при изучении личности подозреваемого (обвиняемого) играет семейное положение. Так, по материалам изученных уголовных дел 64% лиц находились в браке, 36% не были женаты или были разведены, причем женщины, привлеченные к ответственности, находились в браке. Семейное положение подозреваемых лиц начинает проявляться на последующем этапе, а точнее после привлечения в качестве обвиняемого, супруги должностных лиц начинают оказывать противодействие органам предварительного расследования. Поэтому на основе анализа материалов архивных уголовных дел с учетом выявленных закономерностей создана информационная модель представителя органа местного самоуправления, совершающего преступления, для которой были выбраны следующие закономерности:

1. Наличие судимости. Установлено, что к уголовной ответственности привлекаются ранее не судимые лица.

2. Пол. Чаще всего привлекаются к ответственности мужчины, поскольку женщины не ставят своей целью достижение высоких должностей и более привязаны к семье.

3. Образование (лица, имеют высшее или среднее профессиональное образование).

4. Возраст. Как выяснилось в ходе исследования, возраст не имеет существенного значения для представителя органа местного самоуправления, совершающего противоправные действия: на момент привлечения к уголовной ответственности возраст субъекта преступления составил от 30 до 35 лет - 22%, 36-40 лет - 14%, 41-45 лет - 7%, 46-50 лет - 22%, 51-55 лет - 14%, 61-65 лет -21%.

5. Наличие регистрации по месту проживания. Данный факт не влияет на поведение обвиняемого (подозреваемого) в ходе расследования уголовного дела, но по изученным архивным уголовным делам все субъекты противоправной деятельности имели регистрацию по месту постоянного проживания.

6. Семейное положение. Установлено, что 64% лиц состояли в браке, 36% не были женаты или были разведены, причем женщины, привлеченные к ответственности, находились в браке.

7. Категория преступления. При изучении уголовных дел установлено, что представители органов местного самоуправления совершают умышленные преступления различной степени тяжести.

Таким образом, на основе анализа указанных закономерностей можно сформулировать следующую модель обвиняемого - представителя органа местного самоуправления: ранее не судимый мужчина, имеющий высшее или среднее специальное образование, состоящий в браке и совершивший умышленное преступление различной степени тяжести. Данную модель следует использовать следователю, прежде всего для решения вопроса об избрании соответствующей меры пресечения в целях предотвращения уклонения обвиняемого от следствия и предотвращения оказания давления на подчиненных лиц, которые являются свидетелями.

При воссоздании психологического облика лица, являющегося представителем органа местного самоуправления и совершившего преступление или способствующего его сокрытию, существенна информация о его отношениях с родственниками и коллегами с целью овладеть информацией о его привычках, профессиональных навыках, способности владеть собой в сложных ситуациях, изобретательности и других качествах. Е.Ф. Коновалов отмечал, что «наблюдается определенная зависимость выбора способа укрытия имущества и от таких свойств личности, как пол, возраст, образование, опыт (в том числе преступный), волевые качества, интересы, увлечения и др.»[4, с. 40].

При изучении следственной практики субъектами данной категории преступлений были:

- глава органа местного самоуправления;

- заместитель главы органа местного самоуправления;

- начальники управлений (отделов, отделений, групп) органа местного самоуправления или их заместители;

- рядовые сотрудники управлений (отделов, отделений, групп) органа местного самоуправления, наделенные определенными обязанностями согласно своей должностной инструкции.

При расследовании уголовных дел в отношении представителей органа местного самоуправления необходимо истребовать характеристики с места работы и места жительства подозреваемого (обвиняемого) лица, которые в 99% случаев положительные. Это связано с тем, что указанная категория лиц обладает коммуникабельностью, дисциплиной, высоко организованная.

Для нравственно-психологической характеристики данной категории лиц свойственны отрицательное отношение к государственным или общественным интересам, приоритет личных нужд, стремление к незаконному обогащению, реализации своих корыстных целей любым противоправным путем.

Субъекты рассматриваемой категории высоко профессиональны, коммуникабельны, обладают хорошими организаторскими способностями, инициативны, данные качества позволяют им скрывать следы своей преступной деятельности.

Данные о личности преступника, использованные при раскрытии и расследовании противоправного деяния помогают оперативному сотруднику и следователю принять законное решение по уголовному делу.

Таким образом, личность преступника является важным и неотъемлемым элементом криминалистической характеристики преступлений, совершенных представителями органа местного самоуправления. Данные о личности представителя органа местного самоуправления, совершившего противоправное действие, необходимо исследовать и использовать при раскрытии и расследовании отдельных групп (видов) преступлений. Зная личность преступника, оперативный сотрудник, следователь смогут выявить закономерности в поведении обвиняемого на различных стадиях предварительного следствия и в суде.

Литература:

1. Баженов А.И. Досудебное производство по делам о преступлениях против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления: дис. ... канд. юрид. наук. Калининград., 2009. С. 60.

2. Башмаков И.С. Особенности первоначального этапа расследования коррупционных преступлений, совершаемых представителями органов местной власти. М.: Юрлитинформ. 2007. С. 34.

3. Кушниренко С.П. Особенности расследования взяточничества. СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры РФ. 2002. С. 50.

4. Коновалов Е.Ф. Розыскная деятельность следователя. М., 1973. С.

40.

Literature:

1. Bazhenov A. Pre-judicial execution on cases about crime against state power, state service's interests and service in institutions of local government. dis... master of law. Kaliningrad, 2009. P.60.

2. Bashmakov I.S. The peculiarities of primary stage investigation of corruption crime, committed by representatives of institutions of local government. M.: Yurlitinform, 2007. P.34

3. Kushnirenko S.P. The peculiarities of bribery investigation. SPb.: St. Petersburg Law Institute of General procurator' office of RF, 2002. P.50

4. Konovalov E.F. Searching activity of investigator. M, 1973. P.40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.