Научная статья на тему 'Некоторые особенности механизма совершения преступлений коррупционной направленности'

Некоторые особенности механизма совершения преступлений коррупционной направленности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1385
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕХАНИЗМ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / MECHANISM OF A CRIME / ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / INFORMATION MODEL / ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ПРЕСТУПЛЕНИЯ / THE STAGES OF THE FORMATION OF MECHANISM OF CRIMES / ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ УЧАСТНИКИ ПРЕСТУПНОГО СОБЫТИЯ / DIRECT AND INDIRECT PARTICIPANTS OF A CRIMINAL OFFENCE / ПРЕСТУПЛЕНИЯ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / CORRUPTION CRIMES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кустов А. Н.

В статье описываются на основе типовой модели механизма преступления информационная модель механизма преступления коррупционной направленности, типичные способы подготовки, непосредственного совершения и сокрытия последствий преступления; рассматривается поэтапное формирование механизма таких преступлений, свойства и признаки участников преступного события.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some features of the mechanism of corruption offences

The information model of corruption crimes mechanism is described on the basis of a typical model of crime mechanism as well as the typical ways of the preparation, carrying out crimes and concealing the consequences of crimes; the gradual formation of the mechanism of such crimes, the properties and characteristics of a criminal event are also considered.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности механизма совершения преступлений коррупционной направленности»

НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ

проблемы

А.М. КУСТОВ,

заведующий криминалистической лабораторией, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации (Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации)

Некоторые особенности механизма совершения преступлений коррупционной направленности

На основе типовой модели механизма преступления в статье описываются информационная модель механизма преступления коррупционной направленности, типичные способы подготовки, непосредственного совершения и сокрытия последствий преступления; рассматриваются поэтапное формирование механизма таких преступлений, свойства и признаки участников преступного события.

Механизм преступления, информационная модель, этапы формирования механизма преступления, прямые и косвенные участники преступного события, преступления коррупционной направленности.

Информационная модель любого механизма преступления, на наш взгляд, поможет следователю, дознавателю, эксперту, прокурору, судье решать следующие задачи: объяснять факты, явления, обладающие признаками преступления; давать уголовно-правовую оценку исследуемому событию и правильно квалифицировать деяния правонарушителя; устанавливать и объяснять пространственно-временные и причинно-следственные связи в исследуемом событии; обнаруживать такие связи между действиями участников события и теми изменениями, которые произошли в материальной обстановке; понимать механизм следообразования; определять направление поиска неизвестных материальных последствий, а по систематизированной криминалистически значимой информации — преступника, неустановленных свидетелей и косвенных участников преступного события или потерпевшего; определять направление поиска похищенного имущества, вещественных доказательств и иных

носителей криминалистически значимой информации о самом преступлении и его участниках; планировать программу дополнительного исследования и тактику судебного следствия и т. д.

Основными элементами механизма преступлений коррупционной направленности [1] считаются деятельность (реже — отдельные действия и движения) субъекта преступного события (преступной группы, группы лиц по предварительному сговору, организованной группы, преступного сообщества с учетом свойств, навыков и умений их членов); комплекс (совокупность) действий, поступков и иных движений потерпевшего (жертвы преступления с учетом ее свойств и признаков); комплекс (совокупность) действий, поступков и иных движений лиц, оказавшихся косвенно связанными с преступным событием; отдельные элементы обстановки, используемые участниками преступного события, и предмет преступного посягательства [5, с. 44].

В качестве основных признаков, позволяющих отнести то или иное деяние к преступлениям коррупционной направленности, выступают специальный субъект преступления — должностное лицо; факт использования указанным субъектом своего должностного положения, социального статуса или личных связей в ущерб интересам осуществляемой им государственной службы; корыстная мотивация, предполагающая преследование личных имущественных или неимущественных интересов (в последнем случае это может быть продвижение по службе, месть, реализация различных духовных потребностей и т. д.), а также интересов иных лиц или организаций [2].

Механизм данных преступлений формируется (складывается) из трех этапов: начально-

4

го, основного и завершающего [4, с. 58—61], и каждый из них может рассматриваться в качестве целостного, относительно самостоятельного процесса, в известной мере автономного вида целенаправленной человеческой деятельности, сочетающей организационные, познавательные и конструктивные моменты.

Начальный этап. Механизм преступлений коррупционной направленности формируют следующие обстоятельства.

1. Действия будущих преступников. Преступник — это, как правило, специальный субъект (например, указанный в диспозиции ст. 315 УК РФ), представитель власти, государственный служащий, служащий государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации. Сюда примыкают лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации.

В конкретном составе преступления (например, предусмотренном ст. 290 УК РФ) признаки субъекта преступления конкретизируются указанием на такое должностное лицо, которое, хотя и не обладало полномочиями для совершения действия (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, но в силу своего должностного положения могло способствовать исполнению такого действия (бездействия) другим должностным лицом, либо получило взятку за общее покровительство или попустительство по службе.

Согласно уголовному закону приготовлением к преступлению (на начальном этапе формирования механизма преступления) признается приискание или приспособление средств или иное умышленное создание условий для будущего совершения преступления [3].

В криминалистическом плане соответствующий этап интересен системой действий и последствиями, отобразившимися на носителях информации. В частности, на начальном этапе в определенных ситуациях (в 26,5 % случаев по делам, где имелись подготовительные действия) происходит устное информирование субъектом других лиц о желании совершить действие в пользу заинтересованного лица, хотя преступник еще не приступил к осуществлению запланированных преступных действий. Умысел может проявляться также в совершении действий не криминальных, но направленных на подготовку к преступлению.

Приготовление к преступлению выражается в совершении активных действий, направленных на обеспечение возможности выполнения задуманного преступления. Уголовный кодекс расширил перечень условий, создаваемых для совершения преступ-

ления и характеризующих приготовление. Помимо приспособления средств совершения преступления приготовление может также выражаться в приискании соучастников, сговоре на совершение преступления, что свидетельствует о тщательной подготовке к преступлению.

2. Действия будущего потерпевшего. Потерпевшими по уголовному делу о коррупции могут быть как юридические, так и физические лица.

В регламентирующих документах, подготовленных руководителями организаций (учреждений) могут быть допущены неточности, искажения или пробелы, которые в последующем провоцируют коррупционные проявления, о чем свидетельствует и анализ принимаемых нормативных правовых актов.

Юридические лица (учреждения, организации, предприятия и т. д.) в своей производственной или организационно-управленческой деятельности допускают дефекты или пробелы, которые изучаются будущим преступником и в дальнейшем учитываются при подготовке и совершении преступления.

На начальном этапе формирования механизма преступления значима и роль потерпевшего — физического лица. Действия будущего потерпевшего бывают целенаправленными (провокационными, рискованными) и нецеленаправленными (неосторожными, неосмысленными).

3. Косвенные участники криминального события. Другими лицами, случайно втянутыми в преступное событие, на начальном этапе формирования механизма преступления могут быть совершены действия по приготовлению или сокрытию преступления, даже в случае, когда вышеуказанные лица не являются соучастниками преступления и не знают о преступной деятельности виновного (например, дача специальных консультаций по организационным и правовым вопросам, предоставление во временное пользование средства транспорта и связи, денежные суммы, материалы по документации, бланки документов и других предметов и услуг).

Основной этап. Для него характерны следующие признаки.

1. Действия преступников. Наиболее существенным из них, отражающим коррупционную направленность преступлений, является использование лицом своего служебного положения и связанных с ним полномочий при наступлении последствий, указанных в законе (например, существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства).

Основной этап формирования механизма преступления имеет следующую особенность: все действия преступника совершаются компактно, они не «разорваны» во времени.

Способы совершения коррупционных преступлений бесконечно разнообразны: от примитивных и явных в виде получения взяток до сложных и завуалированных в виде участия должностных лиц, их родственников и близких лично или через доверенных лиц в различных сферах предпринимательской деятельности, а также коррумпированности должностных лиц высшего уровня, участвующих в законотворчестве — лоббирующих законы за вознаграждение и т. д.

С учетом разнообразия способов совершения коррупционных преступлений успех расследованию будет обеспечен тогда, когда следователь не ограничится доказыванием только факта дачи-получения взятки, но и тщательно исследует обстоятельства, предшествовавшие указанному факту, а также действия преступников, направленные на распоряжение полученной выгоды, сокрытие следов деяния.

Для должностных преступлений [6] характерно следующее:

— временное заимствование или использование государственных или общественных денежных средств не по назначению, в частности, нецелевое использование бюджетных средств, прокручивание их в коммерческих банках, использование не предусмотренных правовыми актами преимуществ в получении кредитов, ссуд, приобретении ценных бумаг, недвижимости, иного имущества;

— оказание содействия и поддержки в создании при федеральных и муниципальных предприятиях коммерческих структур с целью «перекачивания» средств этих предприятий на счета определенных фирм;

— передача федеральной и муниципальной собственности по заниженным ценам предпринимательским структурам, минуя продажу через аукционы;

— заключение контрактов, убыточных для государства;

— необоснованное использование преимуществ для себя и своих близких, включая использование в личных или групповых целях предоставленных для служебной деятельности помещений, средств транспорта и связи, электронно-вычислительной техники, денежных средств и другого государственного или муниципального имущества (в частности незаконная сдача в аренду за низкую плату);

— незаконное использование служебного положения в процессе приватизации государственных или муниципальных пред-

приятий в целях приобретения их в частную собственность или завладения значительным числом акций самим чиновником, близкими ему или иными частными лицами, в чьих интересах действует должностное лицо;

— участие в деятельности коммерческих предприятий в качестве учредителей, руководителей и оказание таким образом протекции при решении производственных проблем;

— предоставление необоснованных льгот и преимуществ материального характера (премий, надбавок, повышенных ставок оплаты труда и т. п.) отдельным сотрудникам;

— эксплуатация труда подчиненных в личных интересах (например, при ремонте или строительстве квартиры, дома, дачи);

— присвоение результатов труда подчиненных;

— принятие необоснованных решений, издание незаконных актов, применение необоснованных мер дисциплинарной, административной, материальной ответственности к физическим или юридическим лицам (например, неоднократное издание приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности с целью избавиться от неугодного сотрудника, издание приказов о сокращении штатов с нарушением установленного порядка);

— непринятие мер к нарушителям, что провоцирует совершение еще более грубых нарушений;

— попустительство, содействие, непринятие мер к правонарушителям, консультирование работниками налоговых инспекций, правоохранительных органов по вопросам уклонения от уплаты налогов и банковского контроля, предоставление должностными лицами служебной информации банков, бирж, инвестиционных фондов, налоговой инспекции, прокуратуры, полиции, фальсификация материалов документальных ревизий или аудиторских проверок, удостоверение фальсифицированных налоговых деклараций, инструктаж по поводу поведения в правоохранительных органах, разработка систем защиты от обвинения и мер противодействия следствию;

— отказ в регистрации конкурентов заинтересованных лиц, в выдаче им лицензий на право заниматься определенной деятельностью, предоставление структуре, коррумпировавшей государственного служащего, монопольного права торговли, например газовым оружием, нефтепродуктами, редкоземельными элементами;

— содействие методам недобросовестной конкуренции на потребительском рынке, выражающееся в юридическом и экономическом

б

подавлении конкурентов лиц, подкупивших должностное лицо (налоговое, арбитражное, следственно-судебное подавление).

Анализ представленной прокуратурами субъектов Российской Федерации информации показал, что предметом преступлений коррупционной направленности, совершаемых должностными лицами органов исполнительной власти и местного самоуправления, как правило, являются сферы распределения бюджетных средств, земельных правоотношений, недвижимости, а также оказание услуг с использованием служебного положения.

Субъекты сами выбирают время, место, способ совершения преступления, но в то же время они ограничены обстановкой, которая либо создает объективную возможность для совершения преступления, либо затрудняет или даже делает невозможной преступную деятельность.

В процессе совершения преступления и после него преступник, как правило, осуществляет действия по сокрытию преступного события: уничтожает (полностью или частично) материальные улики — различные материальные следы и другие вещественные доказательства, маскирует свои действия, т. е. изменяет представление о способе подготовки или совершения преступления, а также о своей личности, фальсифицирует документы и факты, создает ложную информацию, последовательно совершает действия в различных местах и в разное время, изменяет средства, инсценирует другое преступление и т. д.

2. Действия потерпевшего. Потерпевший (физическое лицо) во время действий преступника оказывает противодействие или остается пассивным, а также после психического воздействия со стороны преступника может совершать действия, облегчающие виновному реализацию своего преступного замысла. Одним из опасных способов сокрытия преступления, применяемых потерпевшим, является недонесение, несообщение им о фактах преступного посягательства на его права и законные интересы в правоохранительные органы.

3. Косвенные участники преступления. Отдельные из перечисленных действий в период основного этапа формирования механизма преступления могут совершать лица, случайно втянутые в преступное событие и не предполагающие, что являются его косвенными участниками.

Завершающий этап. Этот этап формирования механизма преступления в большинстве случаев характеризуется наступлением результата преступной деятельности, возникновением материального и иного ущерба

и действиями по сокрытию (в случаях, когда действия по совершению и сокрытию охватываются единым замыслом) не только последствий, но и самого события преступления (в материальных преступлениях).

В основном действия преступников направлены на распоряжение полученной выгодой, сокрытие следов своей криминальной деятельности. Наступившие последствия преступления характеризуются следующим образом: преступник извлек выгоду от результатов преступления; произошли внешние или структурные изменения в организации деятельности ведомства (учреждения), технологии производства, праве на собственность или иные последствия; произошли изменения в структуре юридического лица (системе организации и управления, учета и контроля; технологических или экономических показателей; документооборота и бухгалтерского учета и т. д.).

В отдельных случаях названный этап может отсутствовать, например, в ситуациях, когда преступная деятельность субъекта пресечена или прекращена на предыдущих этапах формирования и реализации механизма преступления.

Список литературы

1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»: Федеральный закон РФ от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ // СПС Гарант.

2. Расследование коррупционных преступлений: методич. пособие. М., 2005.

3. Башмаков И.С. Особенности первоначального этапа расследования коррупционных преступлений, совершаемых представителями местной власти. Екатеринбург, 2006.

4. Гончаренко Т. С. Понятие, виды и механизмы коррупции с точки зрения правовых институтов // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2007. № 3—4.

5. Убийство: частные методики расследования: курс лекций / под ред. А.М. Кустова. М., 2010.

6. Федорова Е.И., Федоров А.В. Юридическая оценка и квалификация коррупционных преступлений. Курск, 2006.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.