Научная статья на тему '8. 2. Обязательные элементы криминалистической характеристики должностных преступлений'

8. 2. Обязательные элементы криминалистической характеристики должностных преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1487
322
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОЛЖНОСТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / MALFEASANCES / THE CRIMINALISTIC CHARACTERISTIC / KINDS OF CRIMES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шахназаров Эммануил Михайлович

Проблематика должностных преступлений выступает в качестве крайне актуальной в свете нового этапа борьбы с коррупцией, на который, с учетом крайне жесткой и, при этом, конструктивной, позиции представителей высшей власти, в российском обществе возлагают большую надежду. Обязательными элементами криминалистической характеристики должностных преступлений при этом выступают типичная исходная информация, типичная информация о личности преступника и типичная информация о механизме должностного преступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шахназаров Эммануил Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Obligatory elements of malfeasances criminalistic characteristics

The problematics of malfeasances represents itself as the extremely actual in the light of a new stage of a fight against corruption on which, with allowance for the extremely rigid and, thus, constructive, items of representatives of the higher authority, in the Russian company assign the big hope. As compulsory figures of the criminalistic characteristic of malfeasances the typical initial information, the typical information on the person of the criminal and the typical information on the malfeasance mechanism thus act.

Текст научной работы на тему «8. 2. Обязательные элементы криминалистической характеристики должностных преступлений»

8.2. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Шахназаров Эммануил Михайлович, аспирант. Место учебы: Московский государственный педагогический университет. E-mail: [email protected].

Аннотация: Проблематика должностных преступлений выступает в качестве крайне актуальной в свете нового этапа борьбы с коррупцией, на который, с учетом крайне жесткой и, при этом, конструктивной, позиции представителей высшей власти, в российском обществе возлагают большую надежду. Обязательными элементами криминалистической характеристики должностных преступлений при этом выступают типичная исходная информация, типичная информация о личности преступника и типичная информация о механизме должностного преступления.

Ключевые слова: должностные преступления; криминалистическая характеристика; виды преступлений.

OBLIGATORY ELEMENTS OF MALFEASANCES CRIMINALISTIC CHARACTERISTICS

Shakhnazarov Emmanuil Mihajlovich, postgraduate student. Place of study: Moscow State Pedagogical University.

Annotation: The problematics of malfeasances

represents itself as the extremely actual in the light of a new stage of a fight against corruption on which, with allowance for the extremely rigid and, thus, constructive, items of representatives of the higher authority, in the Russian company assign the big hope. As compulsory figures of the criminalistic characteristic of malfeasances the typical initial information, the typical information on the person of the criminal and the typical information on the malfeasance mechanism thus act.

Keywords: malfeasances; the criminalistic characteristic; kinds of crimes.

Проблематика должностных преступлений выступает в качестве крайне актуальной в свете нового этапа борьбы с коррупцией, на который, с учетом крайне жесткой и, при этом, конструктивной, позиции представителей высшей власти, в российском обществе возлагают большую надежду.

Как заявил Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в интервью информационному агентству «Рейтер», «Коррупция как системный вызов, как угроза национальной безопасности, как проблема, которая порождает неверие граждан в возможности государства навести порядок и обезопасить граждан от всякого рода преступных поборов, от необходимости платить деньги за те услуги, которые они не заказывали. С коррупцией, естественно, связана и необходимость укрепления правоохранительной системы, судебной системы, то, чем мы сейчас тоже начали заниматься» .

Бесспорно, огромное значение для борьбы с коррупцией играет научно-методологическое обеспечение

1 Источник: Официальный сайт президента Российской Федерации. Режим доступа: [http://www.kreml.org/interview/184884514].

эффективного расследования и раскрытия должностных преступлений.

Ключевым моментом в разработке методики расследования должностных преступлений выступает формирование комплексной и исчерпывающей их криминалистической характеристики. Для этого требуется четко уяснить сущность категории криминалистической характеристики преступления, что приобретает огромное значение в свете имеющихся проблем и противоречий как теоретического, так и прикладного характера.

Понятие «криминалистическая характеристика»

впервые введено в научный оборот Л. А. Сергеевым, который определил криминалистическую характеристику как «обстоятельства, характеризующие преступление, так и взаимосвязи между их группами». К числу таких обстоятельств автор отнес способ совершения, условия, в которых было совершено преступление, особенности обстановки, объекта преступного посягательства, субъекта и субъективной стороны преступления2. Подобная дефиниция и сформированная на ее основе система структурно-логических взаимосвязей ценна, в первую очередь, самим фактом попытки теоретического осмысления интересующей нас категории.

Важнейшим вопросом выступает собственно состав криминалистической характеристики отдельного преступления и групп преступлений. Здесь также не наблюдается единство мнений среди исследователей.

В.И. Куклин определяет криминалистическую характеристику преступлений как «... совокупность взаимосвязанных сведений о механизме и способах совершенного преступления и его последствиях, личности потерпевшего и преступников, месте и условиях содеянного и иных структурных элементах, способствующих определению направления, криминалистических средств, приемов и методов раскрытия, расследования и предупреждения отдельных видов преступле-ний»3.

Полагаем, что криминалистическая характеристика отдельных видов преступлений должна представлять собой некую информационную систему; данная система должна быть комплексна, определенна, взаимообусловлена; она должна быть типовой и, наконец, с практической точки зрения, она должна быть реализуема и гибка (то есть может быть трансформирована оперативно в условиях возникновения и формирования новых составов или их разновидностей).

Формируя криминалистическую характеристику должностных преступлений, следует исходить из анализа определяющих факторов и источников криминалистических методических рекомендаций. За основу должен приниматься подход, согласно которому системой источников формирования криминалистических рекомендаций выступает триединство элементов: нормы права; обобщенные данные следственной практики, критерии их истинности и эффективности; достижения науки и техники.

Думается, что основными взаимосвязанными и взаимообусловленными элементами типовой криминалистической характеристики должностных преступлений выступают:

1) типичная исходная информация о должностном преступлении;

2 См.: Сергеев Л.А. Расследование и предупреждение хищений, совершаемых при производстве строительных работ: Автореф. дис... канд. юрид. наук. - М., 1966.

3 Куклин В.И. Методика расследования отдельных видов преступлений. - Иваново: ИвГУ, 1983. С. 46.

2) типичная информация о личности преступника;

3) типичная информация о механизме преступления, в том числе:

- типичные способы подготовки, совершения и сокрытия преступления и следы, возникающие в результате применения этих способов;

- типичные способы противодействия расследованию данной категории преступлений.

Типичная исходная информация позволяет следователю точнее сориентироваться в существе события, требующего расследования. Только типичные признаки, характерные для всех преступлений одного вида, будут способствовать выделению типичных следственных ситуаций, складывающихся на каком-либо этапе (первоначальном, последующем, заключительном) процесса расследования 4.

Полагаем, что исходная информация о должностных преступлениях должна отвечать следующим характеристикам.

Во-первых, это должна быть информация, которая дает основания полагать, что совершенное противоправное деяние (или, в отдельных случаях, деяние, которое потенциально может быть совершено), совершено в системе государственной (муниципальной) службы Российской Федерации либо управления хозяйствующим и иным субъектом вне зависимости от целей его деятельности (т.е. как коммерческой, так и некоммерческой организацией).

Во-вторых, информация должна нести прямые или косвенные признаки того, что данное деяние, вероятнее всего, совершено (готовится быть совершенным) должностным лицом. Кроме того, как правило, типичная исходная информация также может нести признаки коррупционности совершенного деяния или деяния, готовящегося быть совершенным.

Недавно принятый Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ст. 1) под коррупцией понимает злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; равно как и совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

В наиболее общем смысле коррупцию можно определить как использование должностным лицом своего положения в целях получения личной выгоды.

Третьим обязательным признаком информации о должностных преступлениях должно выступать наличие сведений о том, что такое деяние совершено из коррупционных мотивов (использование должностным лицом своего положения в целях получения личной выгоды), либо по причине некомпетентности должностного лица. Причем фактор некомпетентности по своей природе может найти отражение лишь в следах уже

4 Рубцов И.И. Типичная исходная информация о преступлении как один из элементов криминалистической характеристики преступлений // Сборник трудов Санкт-Петербургской юридической академии. Ежегодный научно-практический журнал. - 2005. -№ 1 (1). С. 65.

5 Российская газета. №4823. 30 декабря 2008 г. (в текущей редакции).

совершенных деяний, потому как отслеживать все возможные проявления недостаточной компетентности должностных лиц представляется нецелесообразным.

Весь массив типичной исходной информации о должностных преступлениях, можно условно разделить на шесть блоков:

1) по времени поступления;

2) по объему информации;

3) по субъектам;

4) по источникам информации;

5) по субъективной стороне;

6) по критерию множественности деяний.

По времени поступления весь массив информации о должностных преступлениях можно разделить условно на информацию: о готовящемся преступлении; о недавно совершенном преступлении; о преступлении, совершение которого произошло достаточно давно.

Вторым критерием разделения типичной информации о преступлениях выступает ее объем. По критерию значимости всю первичную информацию о должностных преступлениях можно разделить на информацию: явно (прямо) указывающую на наличие в действиях лиц признаков должностного преступления; косвенно указывающую на наличие в действиях лиц признаков должностного преступления; указывающую на наличие в действиях лиц признаков иных составов должностного, наряду с указанным (т.н. возникновение проблемы первичной квалификации); указывающую, скорее, на отсутствие в действиях лиц признаков должностного преступления.

Специфика объекта посягательства, латентность должностных преступлений, невозможность преодолеть как коррупцию, так и некомпетентность в деятельности должностных лиц окончательно и в краткие сроки, предполагает, как правило, поступление такого объема информации, который в достаточной степени указывает на наличие либо отсутствие в действиях лиц признаков должностного преступления.

Субъектами исходной информации о должностных преступлениях могут выступать: граждане; учреждения и организации, в которых осуществляет свою деятельность конкретное должностное лицо, в лице их представителей, равно как и представителей контролирующих органов, созданных внутри данной конкретной организации (учреждения), либо вышестоящими по отношению к данной организации (учреждению) органами; коллеги (сотрудники) соответствующих должностных лиц; должностные лица коммерческих, иных организаций, равно как и государственных и муниципальных органов, в рамках которых подозреваемое в совершении или подготовке совершения должностного преступления лицо не занимает свою должность; органы внутренних дел, выявившие преступление в ходе оперативно-розыскной деятельности; общественность и СМИ; контрольные и надзорные органы, созданные вне учреждения (организации), в которой осуществляет свою деятельность соответствующее должностное лицо.

Источниками информации о должностных преступлениях, как правило, выступают заявления о совершенном или (реже) о готовящемся преступлении, еще реже - явка с повинной; публичная информация, в том числе - в СМИ; материалы оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов; материалы результатов проверок и иных контрольных и надзорных мероприятий, совершенных наделенными на то правомочиями органами; сообщения о должностных

преступлениях, поступившие в виде анонимных заявлений, а также донесений, и не обличенные в процессуальную форму заявления о совершении преступления, хотя и близкие к такому по содержанию.

По субъективной стороне, отдельно можно выделить: информацию о преступлениях, имеющих явную коррупционную направленность; информацию о преступлениях, очевидно совершенных по причине некомпетентности должностного лица; исходную информацию, не дающую возможность установить корыстную направленность должностного преступления.

По критерию множественности деяний можно выделить информацию о единичном должностном преступлении, либо о продолжительном, а также множественном характере должностных преступлений. Так как многие должностные преступления, особенно в условиях их низкой выявляемости, совершаются неоднократно, следователь зачастую имеет дело именно с такой информацией. Кроме того, постоянно совершая должностные преступления, соответствующему должностному лицу становится все тяжелее сокрыть следы своей деятельности.

Вторым обязательным элементом криминалистической характеристики должностных преступлений выступает информация о личности преступника.

По нашему мнению, личность преступника, совершившего должностное преступление - это совокупность социально значимых свойств личности, образовавшихся в процессе её публично-управленческой деятельности и обуславливающих использование ею для достижения преступных целей средств, порицаемых с позиции действующего уголовного законодательства.

Основными критериями, обобщающими информационную картину представлений о личности «должностного» преступника, выступают:

1) социально-демографические характеристики (критерии);

2) уголовно-правовые характеристики.

Обобщенно, среди лиц, совершающих должностные

преступления, можно выделить следующие типы.

Первый тип составляет группа лиц, для которых совершение должностных преступлений составляет сформировавшуюся сферу деятельности, ставшее своеобразным родом занятий.

Второй тип представляет собой некоторую модификацию первого типа. Здесь речь идет о лицах, систематически совершающих должностные преступления, которые, между тем, не обладают существенно высоким служебным статусом, либо выступают в качестве соисполнителей в деяниях, совершаемых лицами из первой категории; либо, не обладая достаточными властными полномочиями для осуществления эффективного противодействия расследованию преступления, стремятся максимально тщательно скрывать следы совершаемых преступлений.

Третий тип характеризуется отсутствием достаточных ценностных установок, непониманием своей роли и своего места в системе государственного (муниципального) управления.

К последнему, четвертому типу, следует отнести лиц, впервые совершивших должностное преступление; совершить его они могут как исходя из корыстных мотивов, так и под влиянием других обстоятельств, вплоть до невнимательности, неопытности, самонадеянности.

Наконец, третьим обязательным элементом криминалистической характеристики должностных преступ-

лений является типичная информация о механизме преступления. Здесь следует выделить три важных особенности:

- во-первых, механизм совершения коррупционных деяний и механизм совершения «некомпетентных» деяний существенно отличаются друг от друга;

- во-вторых, в рамках групп коррупционных и иных деяний механизмы совершения должностных преступлений, во многом, сходны;

- в-третьих, совершая должностное преступление неоднократно, на что нами указывалось ранее, лицо склонно постепенно вырабатывать модель механизма совершения преступления. Это относится к коррупционным действиям.

Наиболее общими характеристиками механизма совершения должностного преступления выступают: типичная обстановка; типичные следы; типичная информация о способах подготовки и совершения преступления; типичные способы противодействия

расследованию должностных преступлений.

Список литературы:

1. Источник: Официальный сайт президента Российской Федерации. Режим доступа: [http://www.kreml.org/interview/184884514].

2. См.: Белкин Р.С. Курс советской криминалистики. Криминалистические средства, приемы и рекомендации. М.: Академия МВД СССР, 1977. Т. 3. С. 183-193; Колесниченко А.И., Коновалова В.Е. Криминалистическая характеристика преступлений. Учеб. пособие. -Харьков: Юрид. ин-т., 1985.; Радаев В.В. Криминалистическая характеристика преступлений и ее использование в следственной практике. - Волгоград: ВСШ МВД СССР, 1987; Андреев И.С., Грамович Г.И., Пору-бов И.И. Криминалистика. Учеб. пособие / Под ред. Н.И. Порубова. - Минск: Вышейшая школа, 1997. С. 180-181; Рубцов ИМ. Криминалистическая характеристика преступлений как элемент частных методик расследования. Автореф. дисс.... канд. юрид. наук. - СПб: Ун-т МВД РФ, 2001 и др.

3. См.: Сергеев Л.А. Расследование и предупреждение хи-щений, совершаемых при производстве строительных работ: Автореф. дис... канд. юрид. наук. - М., 1966.

4. См.: Васильев А.Н., Яблоков Н.П. Предмет, система и теоретические основы криминалистики. - М.: МГУ, 1984. С. 116.

5. Видонов Л.Г., Бидонов В.Л. К вопросу о криминалистической характеристике преступлений и закономерных связях между ее элементами // Криминалистическая характеристика преступлений. Сб. науч. трудов.

- М: ВИИПиПП, 1984. С. 97.

6. Густов Г.А. Понятие и виды криминалистической характеристики преступлений // Криминалистическая характеристика преступлений. Сб. науч. трудов. - М.: вИи-ПиПП, 1984. С. 43. Куклин В.И. Методика расследования отдельных видов преступлений. - Иваново: ИвГУ, 1983. С. 46.

7. Хаванский С.Н. Основы криминалистической характеристики преступного уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с организации: Автореф. дис... канд. юрид. наук. - М., 2006. С. 12-13

8. Рубцов И.И. Типичная исходная информация о преступлении как один из элементов криминалистической характеристики преступлений // Сборник трудов Санкт-Петербургской юридической академии. Ежегодный научно-практический журнал. - 2005. -№ 1 (1). С. 65.

9. Российская газета. №4823. 30 декабря 2008 г. (в текущей редакции).

Рецензия

на статью Шахназарова Эммануила Михайловича «Обязательные элементы криминалистической характеристики должностных преступлений»

Борьба с коррупцией, бесспорно, является важной деятельностью государства в лице правоохранительных органов. Причем данная деятельность осуществляется во всех странах с различной экономической и политической обстановкой. На сегодняшний момент коррупция является «болезнью общества» и существенно тормозит экономический рост и развитие страны.

В ходе борьбы с должностными преступлениями огромное значение необходимо уделить научному осмыслению индивидуализирующих данного рода преступления признаков, а также методов раскрытия указанных преступлений. Рецензируемая работа имеет в этом смысле определенное научное значение, но и практическую пригодность. Работе делается анализ точек зрения на признаки криминалистических преступлений. Определяется состав криминалистической характеристики должностных преступлений. Автор предлагает считать определенную информацию типовой формой криминалистической характеристики должностных преступлений. Определяет критерии, которым должна отвечать информация о должностных преступлениях. Автор делает анализ источникам информации о должностных преступлениях. И подытоживая статью, автор предлагает считать криминалистическую характеристику преступлений как научно разработанную и обоснованную систему данных о взаимообусловленных и взаимосвязанных криминалистически значимых типичных признаках преступления, отражающихся в виде специфических следов, обуславливающих разработку и применение соответствующих криминалистических средств, приемов и методов в целях эффективного предупреждения, раскрытия и расследования очередного аналогичного преступления.

Безусловно рецензируемая статья заслуживает того, чтобы она была опубликована в основных рецензируемых журналах.

к.ю.н., Главный юрист ОАО «БИНБАНК» В.С. Петров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.