МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070
4. Гапанович А.В. Профессионализм заказчика как принцип контрактной системы в сфере закупок / А.В. Гапанович // Юрист. - 2014. - № 12. - С.16-20.
5. Гусева Т.А. Государственный и муниципальный контроль в сфере государственных (муниципальных) закупок / Т.А. Гусева // Конкурентное право. - 2014. - № 2. - С. 43-45.
6. Евтушенко В.И., Аксенова Е.Ф. Нарушения в сфере проведения государственных и муниципальных закупок: об усилении ответственности должностных лиц / В.И. Евтушенко, Е.Ф. Аксенова // Конкурентное право. - 2014. - № 2. - С.38-40.
7. Лапина Е.Б. Вопросы управления эффективностью в сфере государственных закупок / Е.Б. Лапина // Администратор суда. - 2014. - № 2. - С.34-39.
8. Новый закон о контрактной системе не сделал госзакупки более эффективными: экономия по итогам 2014 г. снизилась на 2% [Электронный ресурс] Счетная палата Российской Федерации [сайт]. - URL: http://www. ach.gov.ru/press_center/news/21438 (дата обращения 03.05.2015).
9. Лезина Е. В контрактной системе много неисполнимых норм [Электронный ресурс] Ведомости [сайт]. -URL: http://www. vedomosti.ru/press_center/news/21438 (дата обращения 03.05.2015).
© Н.Г. Медведева, 2015
УДК 343.9
С.Н. Муратшина
Аспирантка Институт права Башкирский государственный университет г. Уфа, Российская Федерация
КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАССЛЕДОВАНИЯ КОРРУПЦИОННЫХ
ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Аннотация
Данная статья посвящена криминалистической характеристике коррупционных преступлений. В статье рассмотрены основные элементы криминалистической характеристики преступлений коррупционной направленности, к которым относятся способы совершения коррупционных преступлений, обстановка совершения преступления, личность преступника, цели и мотивы совершения преступления.
Ключевые слова
Коррупционные преступления, способ совершения и сокрытия преступления; обстановка совершения преступления; личность преступника; цели и мотивы совершения преступления.
На сегодняшний день коррупционные преступления относятся к наиболее общественно-опасным преступлениям. По оценкам Генеральной прокуратуры РФ эти преступления подрывают авторитет власти, наносят наибольший ущерб экономике страны, подрывают демократические ценности и моральные устои. В этой связи одним из важнейших направлений деятельности органов прокуратуры на сегодняшний день выступает принятие решительных мер к усилению борьбы с коррупцией, своевременному выявлению и пресечению корыстных злоупотреблений служебными полномочиями государственными и муниципальными служащими, повышению уровня организации и осуществления надзора за исполнением законодательства в системе государственной, муниципальной, воинской службы, повышению эффективности деятельности следственных аппаратов по расследованию уголовных дел коррупционной направленности.
Одни авторы понимают под коррупцией социальное явление, которое характеризуется тем, что государственные и иные служащие, используя свои служебные полномочия, личный авторитет и возможности, обогащаются за счет заинтересованных лиц путем подкупа - продажности [2, с. 12-14].
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070
Другие ученые считают, что коррупцию необходимо рассматривать в широком и узком смыслах. В широком смысле данная категория означает злоупотребление публичной властью ради частной выгоды (взяточничество, лоббизм, фаворитизм, протекционизм, служебные хищения, иное превышение, бездействие или злоупотребление политической или экономической властью из корыстной или иной личной заинтересованности в публичном или частном секторе). В узком юридическом смысле коррупцию рассматривают как подкуп, т.е. получение должностным лицом или служащим незаконной имущественной или неимущественной выгоды в связи с его должностным положением или служебной деятельностью[4, с. 12].
Огромное значение криминалистической характеристики расследования коррупционных преступлений состоит в том, что знание всей совокупности ее элементов позволяет построить модели возможных преступлений, высказать гипотезы о наличии неизвестных еще элементов, т.е. предвидеть всю совокупность подготовки, совершения и сокрытия преступления, а также характеристику личности виновных.
Многие авторы представляет криминалистическую характеристику преступлений как:
1.Информацию о характеризуемом виде преступления и определенных, связанных с ним явлениях;
2.Информацию, отражающую характерные признаки преступлений;
3.Информацию, имеющую значение для раскрытия и расследования преступления.
Наиболее точное определение, содержащее необходимые и основные признаки, изложено Л.Л. Каневским, который под криминалистической характеристикой понимает «взаимосвязанную совокупность индивидуальных особенностей определенной категории преступлений, характеризующих обстановку, способ и механизм совершения и сокрытия преступления, личность преступника и потерпевшего, которые имеют значение для выявления, расследования и раскрытия преступлений» [3, с. 74].
С учетом вышеизложенного, в структуре криминалистической характеристики коррупционных преступлений, целесообразно рассматривать следующие элементы: сведения о способе совершения и сокрытии преступления; сведения об обстановке совершения преступления; сведения о личности преступника; цели и мотивы совершения преступления.
Способ совершения преступления является центральным звеном в криминалистической характеристике преступлений. Его выявление позволяет раскрыть содержание совершенных противоправных деяний, определить и разработать средства, методы и алгоритмы расследования. Это утверждение в полной мере относится и к коррупционным преступлениям.
Способы рассматриваемого вида преступлений в большинстве случаев состоят из операций по подготовке, выполнению действий, непосредственно направленных на достижение преступных целей, и по скрытию совершенного деяния.
Способ совершения коррупционного преступления состоит из двух частей - совершение должностного или служебного действия и получение незаконной материальной выгоды для себя или близких либо удовлетворение других личных интересов.
Должностные и служебные действия могут выполняться субъектами как с нарушением правил, установленных нормами права, так и без такового. В большинстве случаев это связано с предоставлением заинтересованным лицам требуемых документов, составлением, визированием, утверждением, регистрацией документов, отражающих контакты участников коррупционного преступления, а также совершением конкретных операций.
Для сокрытия преступлений рассматриваемой категории, прежде всего, маскируется противоправный характер выполняемых чиновником должностных или служебных действий. В этих целях используются пробелы в законодательных актах, принимаются решения о внесении в них изменений, чтобы создать благоприятные возможности для коррупционных деяний; выполняемым противоправным действиям придается вид законных путем ссылки на неприменимые в данном случае нормы; проводятся формальные обсуждения, выполняются другие процедуры, а также составляются и используются фальсифицированные документы, содержащие фактические основания для совершения должностных или служебных действий.
Некоторые действия по сокрытию совершаются за пределами способа совершения коррупционного преступления. Уже после начала проверок законности выполненных действий, ранее составленные
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070
документы могут фальсифицироваться или уничтожаться. В практике встречаются и случаи установления коррупционных связей с лицами, осуществляющими ведомственные или вневедомственные проверки, а также досудебное производство по фактам должностных либо служебных злоупотреблений.
Обстановка совершаемого общественно опасного деяния определяется как обстоятельство, условие существования чего-нибудь. Обстановка совершения коррупционных преступлений отличается ярко выраженным своеобразием. Определяющее значение в ее содержании имеют не столько пространственно-временные условия, сколько порядок осуществления должностных и служебных полномочий чиновниками учреждений, организаций и предприятий, функционирующих в различных сферах деятельности. Среди организаций в первую очередь выделяются органы государственной власти и местного самоуправления. Кроме того, отмечу государственные и негосударственные предприятия и учреждения, осуществляющие деятельность в различных отраслях промышленности, торговли, образования и т.д.
Место совершения рассматриваемых преступлений различается по социальному назначению. Необходимо отметить, что обычно это служебные кабинеты должностных лиц. Некоторые преступления такого рода совершаются в учреждениях по предоставлению различных услуг: кафе, ресторанах, а также в автотранспортных средствах.
Под временем совершения коррупционных преступлений понимается определенный, достаточно продолжительный отрезок времени - от пару дней до нескольких лет.
Субъекты коррупционных преступлений обладают специфическими свойствами личности. Среди них, прежде всего, выделяются лица, занимающие определенное должностное либо служебное положение. В зависимости от их положения в системе управления они могут быть классифицированы на две группы: руководители и рядовые исполнители. В свою очередь, первая группа субъектов может быть разделена на руководителей высшего, среднего и низшего уровня.
Значительная часть субъектов коррупционных преступлений обладают хорошо развитыми коммуникативными качествами. Многие из коррупционеров весьма наблюдательны, знают психологию, что позволяет им вовлекать в коррупционную деятельность других участников. Должностные лица, как правило, способны быстро оценить сложившуюся ситуацию, принять решение в соответствии с условиями реальной обстановки, а также обладают другими свойствами развитого логического мышления. В силу своей социальной роли эти лица имеют достаточно высокий образовательный уровень, как правило, имеют высшее специальное образование. Довольно высокий образовательный уровень всегда сопровождается наличием существенных пробелов в их нравственном воспитании, а также предполагает наличие необходимых им экономико-правовых знаний, которые могут обусловливать сложность выполняемой ими преступной деятельности и способы ухода от уголовной ответственности.
Возрастная характеристика лиц, совершивших преступления, коррупционной направленности позволяет констатировать положения о криминологической активности различных возрастных групп. Так, среднестатистический возраст лиц, занимающихся коррупционной деятельностью, составляет от 30 до 50 лет. По большинству показателей, характеризующих образ жизни, поведение их существенно не отличается от поведения законопослушных граждан. У 70% осужденных хорошие отношения в семьях, они положительно характеризуются по месту работы, имеют достаточный материальный уровень.
В личности преступников преобладают элементы корысти, стяжательства, неразборчивости в средствах повышения материального положения и получения легкой наживы, безответственности и правового нигилизма.
Большинство коррупционных деяний совершается группами лиц. Иногда коррупционные связи между ними устанавливаются еще до совершения преступлений с использованием субъектами своего должностного или служебного положения. Они представляют собой отношения, устанавливаемые и поддерживаемые чиновником для выполнения им в необходимый момент должностных, служебных действий в пользу конкретных лиц, которые противоречат интересам службы.
Сведения о наиболее распространенных целях и мотивах совершения преступлений используются для эффективного поиска преступника. Коррупционные преступления совершаются с прямым умыслом из корыстной или иной личной заинтересованности.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070
Мотив корыстной заинтересованности предполагает желание незаконно получить деньги, имущество, материальные блага, имущественную выгоду без незаконного изъятия государственного или иного чужого имущества и безвозмездного обращения его в свою собственность или пользу других лиц или иную имущественную выгоду либо желание освободиться от выплат, материальных обязательств.
Иная личная заинтересованность может выражаться в стремлении извлечь выгоду неимущественного характера, руководствуясь такими побуждениями, как карьеризм, угодничество, протекционизм, семейственность, месть, ревность, зависть, желание приукрасить действительной положение вещей, оказание взаимных услуг, сокрытие своей некомпетентности.
Таким образом, криминалистическая характеристика преступлений коррупционной направленности, это система криминалистически значимых сведений о типичных, закономерно связанных между собой элементах определенных категорий преступлений и условиях их совершения. Список использованной литературы:
1. Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-Ф3 (ред. от 30.03.2015, с изм. от 07.04.2015) // СЗ РФ 17.06.1996. № 25. ст. 2954
2. Абрамовская О.Р. Противодействие коррупционной преступности в органах государственной власти и местного самоуправления (криминологический аспект): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск. 2011. С. 12 - 14.
3. Каневский Л.Л. Криминалистические проблемы расследования и профилактики преступлений несовершеннолетних. Красноярск. 1991. 357 с.
4. Марьина Е.В. Коррупционные преступления: отраслевое и межотраслевое согласование норм: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Самара. 2010. С. 12.
© С.Н. Муратшина, 2015
УДК 349
Е.И. Павлова Ю.А.Ягупова
Преподаватель, студент Хакасского филиала Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) г.Абакан, Российская Федерация E-mail: [email protected]
МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ, КАК ОСНОВНАЯ МЕРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
СЕМЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ.
Аннотация
Материнский (семейный) капитал как основная программа стимулирования рождаемости, включающая в себя комплекс мер административной, финансовой, социальной поддержки молодой семьи в России. Реализация данной программы в регионах.
Ключевые слова
Материнский (семейный) капитал; форм государственной поддержки; Республика Хакассия;
республиканский материнский капитал.
Демографическая проблема является одной из самых противоречивых социальных проблем современной России. Низкая рождаемость и отсутствие материальной поддержки семей с детьми стали рассматриваться как основные причины кризисной демографической ситуации. Многие молодые семьи не могли решиться на рождение детей не только вследствие серьезности данного шага, но и из-за отсутствия возможностей их обеспечить, дать им достойное образование и жилье. Для решения данной проблемы была предложена программа стимулирования рождаемости, включающая в себя комплекс мер административной,