Научная статья на тему 'Общие положения криминалистической характеристики должностных преступлений коррупционной направленности'

Общие положения криминалистической характеристики должностных преступлений коррупционной направленности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1996
329
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОЛЖНОСТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / ПРИЗНАКИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ТИПОВАЯ МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ / MISCONDUCTS OF CORRUPTION NATURE / CRIMINALIST CHARACTERISTICS / EVIDENCE OF CRIME / STANDARD METHOD OF INVESTIGATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Букаев Н. М.

Данная статья посвящена криминалистической характеристике должностных преступлений коррупционной направленности. На основе анализа положений действующего законодательства Российской Федерации выделяются признаки, которые позволяют определить должностные преступления коррупционной направленности. Исходя из этого автором дается определение рассматриваемого вида преступлений. Анализируются элементы криминалистической характеристики должностных преступлений коррупционной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Букаев Н. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The general provisions of the criminalist characteristics of misconducts of corruption nature

The article is devoted to the general provisions of the criminalist characteristics of misconducts of corruption nature. Basing on the analysis of existing legislation provisions the author distinguishes the features which let to define the misconducts of corruption nature and gives the definition of such crimes. Besides, the elements of the criminalist characteristics of misconducts of corruption nature are analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «Общие положения криминалистической характеристики должностных преступлений коррупционной направленности»

52

Раздел 4. Совершенствование деятельности правоохранительных органов

Раздел 4. Совершенствование деятельности правоохранительных органов по раскрытию и расследованию преступлений

общие положения криминалистической характеристики должностных преступлений коррупционной

НАПРАВЛЕННОСТИ

Н.М. Букаев

(профессор кафедры уголовно-процессуального права и криминалистики Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина, доктор юридических наук, профессор; [email protected])

Данная статья посвящена криминалистической характеристике должностных преступлений коррупционной направленности. На основе анализа положений действующего законодательства Российской Федерации выделяются признаки, которые позволяют определить должностные преступления коррупционной направленности. Исходя из этого автором дается определение рассматриваемого вида преступлений. Анализируются элементы криминалистической характеристики должностных преступлений коррупционной направленности.

Ключевые слова: должностные преступления коррупционной направленности, криминалистическая характеристика, признаки преступления, типовая методика расследования.

Криминалистическая характеристика должностных преступлений коррупционной направленности позволяет систематизировать сведения о значимых признаках данных преступлений для разработки типовой методики расследования.

При всем различии уголовно-правовых характеристик и квалификации должностных преступлений коррупционной направленности, все они входят в одну родственную в криминалистическом отношении группу преступлений. При этом для них характерно сходство не только в части ряда важных элементов и признаков криминалистических характеристик, но и принципов, подходов, средств их расследования.

Понятие «должностные преступления коррупционной направленности» в уголовном законе не употребляется. До настоящего времени в России нет действующего нормативного акта, в котором прямо говорилось бы о том, что следует понимать под коррупционными преступлениями. К сожалению, принятый 25 декабря 2008 г. Федеральный закон «О противодействии коррупции» не решил данной проблемы, хотя для этого была возможность (см., на-

пример, ст. 8 проекта Федерального закона «Основы законодательства об антикоррупционной политике» [1]).

Так, в ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» установлено, что под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами [2].

Таким образом, анализируя указанный федеральный закон, можно выделить признаки, которые позволяют определить коррупционные преступления. К ним относятся:

1) нанесение ущерба государственной власти, интересам государственной службы и службы в органах местного са-

Юридическая наука и правоохранительная практика моуправления. Традиционно такие преступления именуются должностными. Как отмечает Д.А. Семенов, они представляют собой уголовно-правовое проявление коррупции [3]. Полагаем, опосредованно такой ущерб могут причинить любые преступления;

2) совершение действий вопреки интересам общества или государства государственным (муниципальным) служащим или иным публичным служащим, либо служащим коммерческой или иной организации (в частности, служащим международной организации), которые носят незаконный (противоправный) характер и позволяют получать какие-либо блага (в том числе имущество, услуги или льготы). Как представляется, они могут совершаться при формальном следовании интересам общества и государства. Извлечение собственной выгоды, пишет Э.В. Талапина, может происходить при формальном соблюдении законодательства, и даже при его точном исполнении, при надлежащем выполнении своих должностных обязанностей (взятка за более быстрое исполнение обязанностей, которое в целом отвечает интересам общества, коррупционная стимуляция предоставленного законодательством права выбора служащего и пр.). Все эти обстоятельства, по мнению Э.В. Тала-пиной, затрудняют квалификацию коррупционных нарушений, поскольку в законе сделан акцент на незаконность действий служащего, что оставляет безнаказанными так называемые легальные действия коррупционной направленности [4]. В связи с этим следует согласиться с автором в том, что определение коррупции должно быть закреплено в законе и представлять собой социально-юридическое понятие;

3) наличие у совершившего коррупционное преступление признаков лица, принадлежащего к одной из категорий, указанных в примечании к ст. 285 УК РФ (исключение составляют субъекты: воспрепятствования осуществлению избирательных прав - п. «а» и «б» ч. 2 ст. 141 УК РФ (в случае совершения соответствующего деяния путем подкупа); нарушения порядка финансирования избирательной кампа-

нии кандидата - ст. 141.1 УК РФ; активного подкупа участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов и пассивного подкупа спортсменов (ст. 184 УК РФ); дачи взятки должностному лицу (ст. 291 УК РФ); активного коммерческого подкупа (ч. 1 или 2 ст. 204 УК РФ); провокации взятки или коммерческого подкупа с целью шантажа (ст. 304 УК РФ); подкупа свидетелей, потерпевших, экспертов и переводчиков (ч. 1 ст. 309 УК РФ), которые подлежат ответственности вне зависимости от наличия у них служебного статуса) [5];

4) направленность умысла у виновного на совершение коррупционных действий (бездействия), которые причиняют ущерб интересам общества и государства;

5) наличие у виновного корыстной или иной личной заинтересованности, которая может носить и неимущественный характер.

Таким образом, коррупционные преступления характеризуются следующими признаками: нарушаются законные интересы государственной власти, государственной, муниципальной и иной службы; должностное лицо действует с корыстным мотивом для получения выгод материального или неимущественного характера для себя и иных лиц. Однако авторы в своих определениях не указывают, что данными преступлениями могут нарушаться не только законные интересы государственной власти, государственной, муниципальной и иной службы, но и права граждан.

Перечисленные выше отличительные признаки исследуемых преступлений представляются существенными для решения различных вопросов, возникающих в ходе расследования, в том числе для определения круга обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу, и методов решения этой задачи. Однако при всей их значимости они еще не позволяют составить целостного представления о полном комплексе важных для теории и практики расследования признаков, в которых проявляется сходство, близость анализируемых деяний.

Раздел 4. Совершенствование деятельности правоохранительных органов

54

Результаты сравнительного анализа криминалистических характеристик отдельных видов преступлений, входящих в указанную группу, свидетельствуют об их сходстве в части основных сторон механизма следообразования, источников информации, необходимой для установления обстоятельств совершенного преступления. Такое сходство не является случайным. Оно обусловлено проявлением специфических для всех анализируемых преступлений, единых по своей сути закономерностей. Важнейшими, определяющими среди них являются, во-первых, закономерная связь этой группы преступлений с деятельностью должностного лица; во-вторых, закономерности осуществления этой деятельности и ее отражения в документах; в-третьих, последствия - «...существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых интересов общества или государства». Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ по делу в отношении гр. К. указала на то, что недопустимо ограничиваться общими формулировками, а следует устанавливать, «...в чем конкретно выразился ущерб, причиненный гражданам и организациям, и кому он причинен» [6].

Деятельность должностных лиц, осуществляющих постоянно, временно или по специальному полномочию функции представителя власти либо выполняющих организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, возникает, изменяется и прекращается на нормативной основе. Законы, постановления, приказы и другие нормативные правовые акты определяют, во-первых, функции и количество ее участников, предмет их деятельности, ее цели и задачи, средства достижения этих целей и задач, сам процесс и результаты; во-вторых, внутренние (субординационные, функциональные и т.п.) и внешние связи должностных

лиц с гражданами и организациями; в-третьих, условия, в которых осуществляется реализация должностных обязанностей.

Поскольку рассматриваемые преступления совершаются в процессе деятельности должностных лиц, то способ их совершения и отражения во многом предопределяется действием закономерностей объективной действительности и внутренних психических процессов и состояний должностного лица, детерминирующих решение совершить преступление. Полагаем, именно этим и объясняется тот факт, что основными типичными источниками сведений, данных, используемых при расследовании должностных преступлений коррупционной направленности, являются: 1) юридические и физические лица, непосредственно взаимодействующие с должностным лицом; 2) документы, отражающие незаконную деятельность должностного лица и деятельность граждан и организаций, и другие материальные объекты, выступающие в качестве предметов, результатов указанной деятельности и средств реализации ее целей; 3) результаты оперативно-розыскной деятельности, заключения и показания специалистов, осуществляющих документальные и иные проверки, административно-правовые расследования (служебные расследования и разбирательства), заключения и показания судебных экспертов.

С учетом этого должностные преступления коррупционной направленности могут быть определены как общественно опасные противоправные деяния, совершаемые должностным лицом из корыстной или иной личной заинтересованности, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Изложенное дает основание для вывода о том, что в криминалистическую характеристику должностных преступлений коррупционной направленности целесообразно включать данные о личности должностных лиц; предметах, целях, мотивах, средствах и способах их преступной деятельности; допущенных при этом нарушениях норма-

Юридическая наука и правоохранительная практика тивных актов, регламентирующих деятельность должностных лиц; общественно опасных последствиях содеянного; уголовно-релевантной информации, ее типичных носителях и источниках, механизме подготовки, совершения, сокрытия и отражения преступлений; объектах, взаимодействующих при этом; об отраслевой, видовой и внутривидовой специфике деятельности должностных лиц, о ее нормативном регулировании, об обстановке, в которой она осуществляется, а также данные о пространственно-временных и причинно-следственных связях и отношениях внутреннего и внешнего порядка, характерных и для функционирования государственных и муниципальных органов и учреждений, и для связанных с ней преступлений.

Таким образом, все виды рассматриваемых преступлений объединяет сходство следующих обстоятельств:

- общая область реализации деятельности должностных лиц;

- специальный субъект - должностное лицо;

- криминальная активность указанных субъектов реализуется в связи с решением задач и обязанностей путем нарушения установленных уголовным законом запретов или (и) путем нарушения правил нормативного характера, регулирующих осуществляемый вид деятельности;

- деятельность указанных субъектов сопряжена с функционированием государственных и муниципальных органов и учреждений;

- ключевым средством достижения преступного результата при этом служит деятельность, направленная на сокрытие, вуалирование незаконного характера де-

ятельности, либо осуществление деятельности на законных основаниях за незаконное вознаграждение;

- сходство в основных, принципиальных чертах механизма подготовки, совершения, сокрытия и отражения преступной деятельности;

- сходство типичных носителей и источников отражательной (следовой) информации.

Приведенные обстоятельства предопределяют объединение данных преступлений в единую группу для формирования типовой методики расследования.

1. Проект федерального закона «Основы законодательства об антикоррупционной политике». М.: ЮрИнфоР, 2001.

2. О противодействии коррупции: федер. закон от 25 дек. 2008 г. № 273-ФЗ: ред. от 11 июля 2011 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228; Рос. газ. 2011. 15 июля.

3. Семенов Д.А. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления // Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: учебник / под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева. М., 2009.

4. Талапина Э.В. Комментарий к законодательству Российской Федерации о противодействии коррупции. М., 2010.

5. Лунеев В.В. Уголовное право. Актуальные проблемы теории и практики: сборник очерков. М., 2010.

6. Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. № 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.