Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ (НА МАТЕРИАЛЕ МБОУ «СОШ № 26» Г. КУРГАНА)'

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ (НА МАТЕРИАЛЕ МБОУ «СОШ № 26» Г. КУРГАНА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / внеурочная деятельность / воспитательная работа / индивидуальный образовательный маршрут / гражданская идентичность / education / extracurricular activities / educational work / individual educational route / civic identity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н Ф. Усынина, Ю В. Алексеева, Е А. Хомутникова

В статье раскрываются особенности организации современной внеурочной деятельности и воспитательной работы в условиях общеобразовательного учреждения, приводится анализ организации подобной работы на примере МБОУ «СОШ № 26» г. Кургана. В статье представлены данные исследований педагогов о разработанных ими новых формах и методах осуществления внеурочной деятельности, направлениях реализации воспитательной работы школ, приводятся сведения об их апробации и эффективности, соответствии новаций требованиям федерального государственного образовательного стандарта, изменениям в социально-культурной сфере. В статье приведен анализ состояния внеурочной деятельности и воспитательной работы в МБОУ «СОШ № 26» г. Кургана, выделены сильные и слабые стороны в организации педагогической деятельности в указанных направлениях, представлены рекомендации по совершенствованию внеурочной деятельности и воспитательной работы для данной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н Ф. Усынина, Ю В. Алексеева, Е А. Хомутникова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF MODERN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES AND EDUCATIONAL WORK IN A GENERAL EDUCATION INSTITUTION (BASED ON THE MATERIAL OF MBOU “SECONDARY SCHOOL NO. 26” OF KURGAN)

The article reveals features of organization of modern extracurricular activities and educational work in conditions of a general education institution, provides an analysis of the organization of such work with regard to MBOU “Secondary school No. 26” in Kurgan. The article presents some research data of teachers on the new forms and methods of extracurricular activities, directions of educational work, provides information on their effectiveness, compliance with the requirements of the Federal State Educational Standard, changes in the socio-cultural sphere. The article provides an analysis of the state of extracurricular activities and educational work in the MBOU “Secondary school No. 26” of Kurgan, highlights strengths and weaknesses in the organization of pedagogical activity in these areas, provides recommendations for improving extracurricular activities and educational work for this educational institution.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ (НА МАТЕРИАЛЕ МБОУ «СОШ № 26» Г. КУРГАНА)»

нами был организовал мини-консилиум, на котором мы обсудили результаты проведенного обследования. На основе анализа результатов исследования мы разработали программу взаимодействия логопеда и специалистов СРП в области речевого развития детей раннего возраста с ОВЗ. Для специалистов службы ранней помощи, работающих с детьми с ОВЗ, мы предложили анкету, состоящую из 20 вопросов, направленных на выявление уровня педагогической компетентности в области речевого развития детей с ОВЗ. На основании анализа результатов анкетирования учитель-логопед дал рекомендации каждому специалисту по направлениям работы в области речевого развития. Далее специалисты совместно с логопедом разработали план коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста с ОВЗ в области речевого развития. В плане предусматривалось включение в игровые сеансы различных игр, упражнений, заданий по речевому развитию, а также видеосъёмка занятия с целью дальнейшего анализа на мини-консилиуме.

Например, нами было предложено музыкальному руководителю использовать на своих занятиях элементы логоритмики; инструктору АФК, ЛФК - проводить комплекс упражнений для развития функции внешнего дыхания и нервно-мышечного аппарата; социальному педагогу - организовывать досуговую деятельность воспитанников в виде игр и упражнений для развития речи; медицинскому работнику - проводить оздоровительно-профилактические и закаливающие мероприятия; учителю-дефектологу на своих занятиях включать игры и упражнения для развития речи; педагогу-психологу использовать приёмы для развития выразительности речи, развитие мимики.

Учителем-логопедом параллельно проводились занятия с детьми раннего возраста с ОВЗ по развитию звукопроизношения; обогащению объема пассивного и активного словарного запаса; формированию грамматического строя речи. Периодичность игровых сеансов следующая: подгрупповые сеансы проводились 2 раза в неделю, индивидуальные - 1 раз в неделю. Количество сеансов - 22 (11 подгрупповых и 11 индивидуальных). Продолжительность сеансов - 1 (8-10 минут).

Библиографический список

Кроме этого, была организована работа с родителями через организацию различных форм очных и дистанционных консультативных мероприятий с целью повышения их мотивации и активному включению в коррекционно-развивающий процесс. На протяжении четырёх месяцев организовывались собрания, на которых родители совместно со специалистами анализировали результаты проведённой работы, им давались рекомендации, был организован обмен мнениями, обсуждение видеофрагментов проведённых сеансов. По истечении пяти месяцев мы провели контрольное обследование уровня развития речи детей раннего возраста по уже использованной методике Мастюковой Е.М. и Московкиной А.Г.

По данным результатов исследования мы выявили, что в экспериментальной группе уровень развития речи у двоих детей (33%) находятся на уровне ниже среднего, а у остальных четырёх детей (67%) выявлен средний уровень. В контрольной группе мы видим, что уровень развития речи у троих детей (50%) находится на среднем уровне, у троих детей (50%) находится на уровне ниже среднего. Высокий и выше среднего уровни развития речи ни у кого из детей обеих групп не зафиксированы.

По результатам контрольного этапа обнаружена положительная динамика в развитии всех компонентов речи детей раннего возраста с ОВЗ, это подтверждает результативность системы комплексной коррекционно-педагогической работы в данном направлении. На заключительном этапе эксперимента мы провели мини-консилиум, где специалистами СРП были проанализированы результаты, состоялся обмен мнениями о проделанной работе, отмечены успехи, трудности и проблемы и намечены направления дальнейшей коррекционной работы специалистов в области речевого развития детей раннего возраста с ОВЗ.

Таким образом, после проведённой опытно-экспериментальной работы можно сделать вывод, что результаты исследования показали положительную динамику в уровне речевого развития детей раннего возраста с ОВЗ и уровне развития педагогической компетентности специалистов в области речевого развития. Предложенная нами система работы подтверждает свою эффективность и требует дальнейшей реализации.

1. Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. Москва: Просвещение, 1986.

2. Разенкова Ю.А. Информационно-методические материалы по ранней помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья. Москва: ФГБНУ «ИКП РАО», 2016.

3. Разенкова Ю.А. Служба ранней помощи как форма оказания психолого-педагогической и медикосоциальной помощи семьям с проблемными детьми младенческого и раннего возраста. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2010; № 2 (35-44).

4. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов. Москва: Издательство «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2006.

5. Мастюкова Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. Москва, 2003.

References

1. Pechora K.L. Detirannego vozrasta v doshkol'nyh uchrezhdeniyah. Moskva: Prosveschenie, 1986.

2. Razenkova Yu.A. Informacionno-metodicheskiematerialyporannejpomoschisem'yamdetejsogranichennymi vozmozhnostyamizdorov'ya. Moskva: FGBNU «IKP RAO», 2016.

3. Razenkova Yu.A. Sluzhba rannej pomoschi kak forma okazaniya psihologo-pedagogicheskoj i medikosocial'noj pomoschi sem'yam s problemnymi det'mi mladencheskogo i rannego vozrasta. Vospitanie i obuchenie detej s narusheniyamirazvitiya. 2010; № 2 (35-44).

4. Podlasyj I.P. Pedagogika: 100 voprosov- 100 otvetov. Moskva: Izdatel'stvo «VLADOS-PRESS», 2006.

5. Mastyukova E.M. Semejnoe vospitanie detej s otkloneniyami v razvitii. Moskva, 2003.

Статья поступила в редакцию 26.05.23

УДК 378

Usynina N.F., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Director of the Institute of Pedagogics, Psychology and Physical Education, Kurgan State University (Kurgan, Russia), E-mail: kgu_pf@mail.ru

Alekseeva Yu.V., MA student (Management in Education), Institute of Pedagogics, Psychology and Physical Culture, Kurgan State University; teacher-organizer, MBOU "Secondary School No. 26" (Kurgan, Russia), E-mail: alekseevayuliya26@mail.ru

Khomutnikova E.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Pedagogy and Methods of Teaching Humanitarian Disciplines, Kurgan State University (Kurgan, Russia), E-mail: ea7878@mail.ru

FEATURES OF MODERN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES AND EDUCATIONAL WORK IN A GENERAL EDUCATION INSTITUTION (BASED ON THE MATERIAL OF MBOU "SECONDARY SCHOOL NO. 26" OF KURGAN). The article reveals features of organization of modern extracurricular activities and educational work in conditions of a general education institution, provides an analysis of the organization of such work with regard to MBOU "Secondary school No. 26" in Kurgan. The article presents some research data of teachers on the new forms and methods of extracurricular activities, directions of educational work, provides information on their effectiveness, compliance with the requirements of the Federal State Educational Standard, changes in the socio-cultural sphere. The article provides an analysis of the state of extracurricular activities and educational work in the MBOU "Secondary school No. 26" of Kurgan, highlights strengths and weaknesses in the organization of pedagogical activity in these areas, provides recommendations for improving extracurricular activities and educational work for this educational institution.

Key words: education, extracurricular activities, educational work, individual educational route, civic identity

Н.Ф. Усынина, канд. пед. наук, доц., директор института педагогики, психологии и физической культуры ФГБУ ВО «Курганский государственный университет», г. Курган, E-mail: kgu_pf@mail.ru

Ю.В. Алексеева, магистрант, ФГБУ ВО «Курганский государственный университет», педагог-организатор МБОУ «СОШ № 26» г. Кургана, г. Курган, E-mail: alekseevayuliya26@mail.ru

Е.А. Хомутникоеа, канд. филол. наук, доц., ФГБУ ВО «Курганский государственный университет», г. Курган, E-mail: ea7878@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ (НА МАТЕРИАЛЕ МБОУ «СОШ № 26» Г. КУРГАНА)

В статье раскрываются особенности организации современной внеурочной деятельности и воспитательной работы в условиях общеобразовательного учреждения, приводится анализ организации подобной работы на примере МБОУ «СОШ № 26» г Кургана. В статье представлены данные исследований педагогов о разработанных ими новых формах и методах осуществления внеурочной деятельности, направлениях реализации воспитательной работы школ, приводятся сведения об их апробации и эффективности, соответствии новаций требованиям федерального государственного образовательного стандарта, изменениям в социально-культурной сфере. В статье приведен анализ состояния внеурочной деятельности и воспитательной работы в МБОУ «СОШ № 26» г Кургана, выделены сильные и слабые стороны в организации педагогической деятельности в указанных направлениях, представлены рекомендации по совершенствованию внеурочной деятельности и воспитательной работы для данной школы.

Ключевые слова: воспитание, внеурочная деятельность, воспитательная работа, индивидуальный образовательный маршрут, гражданская идентичность

Академические знания находятся в центре внимания общеобразовательных учреждений. Но для многих учеников участие в мероприятиях вне класса -это то, что им нравится больше всего.

Занятия спортом, клубы и другие внеурочные мероприятия имеют преимущества, выходящие за рамки удовольствия, которое они доставляют Эти занятия помогают обучающимся развиваться личностно, социально и интеллектуально. Они могут даже помочь школьникам достичь своих академических и профессиональных целей.

В современной школе организуются с обучающимися различные виды и формы педагогической и воспитательной деятельности. Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) закреплены базовые нормативные требования к самой системе - как урочной, так и внеурочной - и внешкольной деятельности. В ФГОС понимается под внеурочной деятельностью такая образовательная деятельность, которая реализуется в формах, отличающихся от классно-урочной формы. Помимо этого такая деятельность направляется педагогами на достижение метапредметных и предметных, а также личностных результатов в обучении и воспитании.

В целом внеурочная деятельность представляет собой такую образовательную активность, которая находится вне рамок урока или учебного занятия и проходит также и вне класса, но в своем содержании обращается к массиву материала, который заложен основной образовательной программой.

Актуальность обусловлена тем, что в наше время внеурочная деятельность во всем массиве школ России осуществляется в рамках следующих базовых направлений, исходя из структуры личности и ее генезиса: духовно-этическое, общеинтеллектуальное, оздоровительно-спортивное, социальное, общекультурное. Все эти направления реализуются на базе конкретной программы в соответствии с требованиями, выдвинутыми ФГОС.

Воспитательной школьной системой охвачен весь педагогический процесс, ею интегрируются учебные занятия, внеурочная жизнь школьников, общение, влияние на становление личности различных сред: природной, социальной и предметно-эстетической.

С октября 2015 года существовало общественно-государственная организация детей и юношества «Российское движение школьников», а с 2022 года начало работу РДДМ «Движение первых». Работа данных организаций нацелена на повышение уровня патриотического воспитания, формирование у школьников уважительного отношения к миру и личной ответственности.

После введения в силу Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся» встает вопрос о создании единой системы организации воспитания в образовательных организациях различного типа, а именно:

- расширено само понятие «воспитание»;

- всем образовательным организациям различных уровней предписывается максимальное обеспечение по решению задач воспитания (в учебных программах, программах деятельности вне уроков, дополнительном образовании, других формах воспитательной работы вплоть до создания развивающей среды для воспитания).

Новые цели воспитания направляются на приобщение детей и юношества к национальным базовым ценностям с учетом современных условий в экономике и обществе, социальных вызовов, целей и задач трансформации общественного устройства. Главным ориентиром воспитания становится национальный идеал воспитания в России.

Цель исследования - изучить особенности современной внеурочной деятельности и воспитательной работы в общеобразовательном учреждении.

Задачи исследования:

1. Проанализировать современные научные публикации по проблемам внеурочной деятельности и воспитательной работы в общеобразовательном учреждении.

2. Рассмотреть специфику внеурочной деятельности и воспитательной работы МБОУ «СОШ № 26» г Кургана.

3. Дать рекомендации по совершенствованию внеурочной деятельности и воспитательной работы в МБОУ «СОШ № 26» г Кургана.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем систематизированы актуальные подходы к организации внеурочной работы и воспитания в общеобразовательных учреждениях, отраженные в современных публикациях педагогов-новаторов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что представленные в нем новые подходы к решению задач внеурочной работы и воспитанию обучающихся могут быть применены в практике деятельности общеобразовательных учреждений на различных уровнях.

Следует отметить, что для воспитательной работы главной целью в школе является создание таких условий для обучающихся, которые стимулировали бы у них активную жизнедеятельность, гражданское самосознание и самореализацию в обществе, максимальное удовлетворение потребностей детей и подростков в их культурном, интеллектуальном и этическом развитии. Требованием нашего времени является организация педагогических действий, направленных на всестороннее развитие детей и подростков. Это требование возводится в дидактический принцип (базовое из правил) всего процесса обучения, который подразумевает разностороннее влияние на детей и подростков через обучение, воспитание и развитие. Реальность же такова, что организация школьной программы в урочной форме в недостаточной степени раскрывает потенциал личности обучающегося и, скорее, направлена на получение им конкретного объема в знаниях. В этой связи возрастает роль и значение внеурочной воспитательной работы в условиях школы, которая не просто насыщает обучающегося информацией, зна-ниевой парадигмой, но и стимулирует различные стороны его личности для развития, саморазвития путем определенных педагогических действий и влияний.

По мнению В.М. Абжалимовой и Р.Х. Шереметова, все внеурочные мероприятия в условиях общеобразовательной школы можно разделить на несколько видов, исходя из задач и целей их проведения (рис. 1) [1].

\

Развитие психологических качеств обучающихся:

любознательности, воли, инициативности, настойчивости, любви к труду, усидчивости

. Задачи и цели внеурочной воспитательной работы в школе [1]

Развитие креативности обучающихся

Расширение и углубление приобретаемых обучающимися на уроках знаний

Задачи и цели внеурочной воспитательной работы в школе

Рис. 2. Формы внеурочной воспитательной работы в школе [1]

Цели и задачи внеурочной воспитательной работы в школе позволили В.М. Абжалимовой и Р.Х. Шереметову выделить и затем классифицировать актуальные формы внеурочной воспитательной работы, регламентированные нормами ФГОС (рис. 2).

Среди существующего многообразия форм воспитательной работы (внеурочной и внешкольной) наиболее часто в практике присутствуют кружки (где обучающиеся получают дополнительный пул знаний по выбранному ими предмету, формируя тем самым у себя как соответствующие умения, так и навыки), всевозможные клубы по интересам (с работой при них органов самоуправления, при наличии собственной символики и атрибутов), коллективная творческая деятельность в виде студий, лабораторий, мастерских, различных школ (позволяющих выявить и обозначить раннюю креативную направленность, развивать способности обучающихся).

В новых условиях цели и задачи воспитательной работы и внеурочной деятельности преломляются на практике различным образом.

Прежде всего, повышается роль вовлечения родителей в воспитательные процессы образовательного учреждения. Об этом пишет Т.К. Осекова в своем исследовании проблем взаимодействия педагогов и родителей на ниве учебно-воспитательной деятельности в условиях школы [2].

Т.К. Осекова справедливо замечает, что у родителей остается все меньше времени, чтобы разделить его со своими детьми, и все выше приоритет заработка, обеспечения детей едой и одеждой. Но эта тенденция пагубна для роста личности ребенка.

В своем исследовании Т.К. Осекова приводит опыт «Школы матерей», открывшейся при экспериментальной гимназии для родителей. В ходе участия родителей в программе, реализуемой в объеме 60 часов, ими было получено целостное представление о воспитании. Учитель начальной школы может предоставить родителям собственные знания в целях повышения у них педагогической грамотности.

Сотрудничество между учителями и родителями организуется задолго до начала учебных занятий. Учитель, по мнению Т.К. Осековой, подводит родителя к тому, чтобы тот всегда мог прийти в школу добровольно, узнать о ходе обучения ребенка, это обеспечивает бесперебойность связи между учителем и родителями.

Помимо традиционных форм в работе с родителями (собрания, лекции, конференции, открытые уроки, родительская школа, дни открытых дверей, мастер-классы и др.), целесообразно, как считает Т.К. Осекова, проводить и нетрадиционные: дискуссии на определенную тему, психотренинги, дебаты, консультации, тренинги, анализ педагогических практик, игры, мобильное общение, онлайн-обучение, родительский клуб и др. Успехи в обучении возможны только при условии организации тесной связи и постоянной коммуникации между учителем, родителями и детьми, на основе взаимопонимания [2].

В то же время представляется необходимым развивать индивидуальные особенности, помогать реализоваться персональным личностным потребностям обучающихся во внеурочной деятельности и в ходе воспитательной работы.

Еще одна цель организации внеклассных занятий заключается в дополнении обязательных и факультативных курсов обучения в школе. Эта миссия дополняет учебную программу опытом, который невозможен в обычных аудиториях школы. Таким образом, такие мероприятия, как студии, танцы, школьный совет, шахматы, стенгазеты и спортивные секции, расширяют возможности для общего процесса обучения, а также являют собой полезные занятия в свободное для детей и подростков время. Эти не связанные с предметом занятия дополняют и обогащают даже самые инновационные программы обязательных и факультативных курсов.

Важной целью всего процесса обучения является интеграция знаний. Бесспорно то, что внеклассные занятия носят интегративный характер, поскольку

они связывают воедино многие области знаний и опыт. Они не содержат абстрактных и изолированных фрагментов обучения, а, скорее, синтезируют многие аспекты реальных жизненных ситуаций.

Программа внеклассных мероприятий еще и потому эффективна, что она особым образом решает задачи современной социокультурной жизни. Реальная жизнь в окружающем мире серьезно ограничена рамками официальной классной комнаты. Насыщенная программа внеурочных мероприятий может устранить разнообразные барьеры и обеспечить индивидуальное и групповое взаимодействие в естественной среде.

Программа внеурочной деятельности предлагает обучающимся возможность участвовать в управлении через школьный совет, консультативные группы преподавателей и организованные совместно мероприятия. Школьный совет по самоуправлению предоставляет возможности для получения административного опыта посредством планирования, организации, инициирования и контроля многих аспектов школьной жизни.

С помощью консультативных групп учителей создается консультативное подразделение - источник, из которого вытекает совместная деятельность, где, благодаря руководству, устанавливаются надлежащие отношения между учителем и учениками, в некотором роде аналогичные семье, команде или отделу в организации. Благодаря клубам, очным видам спорта, которые являются частью предметных дисциплин, обучающиеся развивают командную работу и сотрудничество - идеалы конкурентоспособности в демократическом обществе.

В этой связи представляет интерес опыт ГС. Николаенко о продвижении индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ), которые представляют собой создание таких педагогических ситуаций, которые предусматривают совместное с обучающимися планирование программы их внеурочной деятельности [3].

В свою очередь, ИОМ представляет собой персональный путь развития и реализации личностного потенциала (интеллект, эмоции и воля, творчество, деятельность, этика) обучающегося в соответствии с его личностными предпочтениями и потребностями.

Разработка ИОМ основывается на принципах свободы в выборе, саморазвитии, сотрудничестве и организации поддержки педагога. Событийная карта возможностей школьного пространства воспитания становится полем для построения ИОМ, указанное пространство предстает вариативной системой векторов ИОМ внеучебной деятельности, которые обладают необходимыми возможностями и условиями для индивидуального выбора обучающимся своего персонально-событийного пути. А карта возможностей включает в себя комплекс устойчивых объединений и кружков для учеников школы.

По опыту ГС. Николаенко, воспитательная работа по ИОМ с обучающимися приводит к таким результатам, согласно которым наблюдается форсированность в формировании духовно-нравственных основ личности, развитие творческой индивидуальности, рост уровня воспитанности (даже в подростковом возрасте!). Таким образом, методика ИОМ может быть использована для решения широкого круга школьных воспитательных задач [3].

Особо растет в наши дни значение гражданского воспитания детей. Не секрет, что сегодня очень многие из обучающихся имеют неявные ориентиры в сфере этики, что проявляется в искажении представлений о том, что есть добро и зло, что есть справедливость, что означает быть гражданином. По мнению Д.О. Чукариной, формирование гражданских основ личности, идентичности обучающихся следует воспитывать еще в начальной школе по нескольким направлениям: духовно-нравственному, политико-правовому (изучение законов, знакомство с личностями политиков, информирование о важных событиях страны), историческому (история и культура нашего государства), патриотическому, трудовому (участие в общественных делах), экологическому. С этой целью необходимо подключать во внеурочной воспитательной деятельности содержание различных предметов, прежде всего, русского языка, литературы [4].

Рио3.СистемавоспитательнойдеятельностивМБОУ«СО111 №26»г. Кургана

Процесс формирования у обучающихся гражданской идентичности проводится в таких формах, га к рассказы,беседы, кругль ie столы, праздники, проекты, конкурсы, экскурсии. Как считает Д.О. Чукарина, воспитательная работа должна проводиться неединичн ыооПрззом,ны я сеемык, поазосер ныл коспоязсо. Наилучшим образом формирования гражданской идентичности у детей является создание для воспитрмелврей |пабнры пырна, кыозорыйохорли ео есе кв^ы мероприятий, а й^г^^ино зим с резолниыелызыефокзрзтмтиве! , кроснны рр

Д.О. Чукариной вторит Т.А. Евсеева, которая считает, что школа может использовать в достижезыипепур висыимрзия гдждазстйспзыствлобукбющзс-ся их общественную деятельность, вовлекая детей и подростков в системные школьные объединрннсрррщихссПлОС), адддртживзя влг^дм^^н^1^^ двджетдЯв тем самым создавая на практике условия для роста готовности и умений у обучающихся защищазс мак свозсррака, теи и г^зва дзyгизоюопо [5]

Таким обр^^см, пс^^ырмз^ыкзаы^йвветточеов дтт^г^ьыоспви зосеиты-ния школьников ссaпмтсс в^^мевь^^ и инке^стыезададт, ивхо^ пзрбмиркyлт-турных условий рсaоыведзия личности к^ы^^Зп подрдпзксв.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Кургана «СреднзявДщeоЫpaебвaвдлтз а я шосла з° дйс от крвто о19ЫЛглдпы зга учредителем является муниципальное образование «город Курган» в лице администрации гомозз Кдкгапа. В сеотпезвтмсв в липаззиеё М^гЭУ^^С^й^Зй № Зс» осуществляет образовательную деятельность по общеобразовательным программам начального оЖфсга, c^cнрк^c^сылмLмeг^ и мрeдвнгл(пoлPбгo) общего oíí-разования с норыртидкыми еро нммйрмвмeныя 4гыыы, блеви с^с^де. В дчеЫноо плане школы со^юдаессп пе [оечмвй^е^ых п^дстров, мдны1пум часдв натх изучение, опредемйeмыxMодссaлызылбaлиcпым рдоныaзoм. Oодeзбыь-ный компонент реализуется полностью. Объем часов, определенных на изучение предметов рабочими жpoгсрммaмк,еедтдeрcтнсeлyчeбзoмрплавy№келы.пзо формировании учебного плана весьма широко и обзорно реализуются интересы, разноплановые рагфдсы оазчающихся, в м^кжзстх^с^с^п^!^^й (изыи представителей). Вариативная часть составляемого учебного плана (школьный компонент) включает индивидуально-групповые занятия, курсы по выбору, элективные курсы.

Воспитательная деятельность в МБОУ «СОШ № 26» включает следующее (рис. 3).

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательной работе в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс.

Внеклассные занятия в школе являются неотъемлемой частью всего образовательного процесса, обеспечивая реализацию индивидуальных потребностей учащихся и возможность выбора широкого спектра мероприятий, направленных на их наиболее полное развитие. Каждый вид внеклассной деятельности -творческая, познавательная, спортивная, трудовая, игровая - обогащает опыт повседневного коллективного взаимодействия школьников в определенных аспектах, что в целом оказывает значительный образовательный, равно как и воспитательный, эффект.

Время, отведенное на внеклассные занятия, используется по желанию ребят и их родителей (законных представителей) и для обычных образовательных мероприятий, таких как посещение клубов, секций, экскурсий, праздников и учреждений культуры.

В соответствии с целью и задачами внеурочной деятельности в школе и на основании социального заказа родителей в МБОУ «СОШ № 26» определена и

реализуется оптимизационная модель внеурочной деятельности на основе опти-мизациивсех внутреннихресурсовобразовательного учреждения.

Преимущества данной модели - в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в школе. Оптимизационная модель предполагает, что в реализации программы принимают участие все педагоги школы (учителя, педагоги-организаторы, социальный педагог, педагоги-психологи и др.).

Внеурочная деятельность в МБОУ «СОШ № 26» организована по 5 направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общекультурное, общеинтеллектуальное, в таких формах, как экскурсии, кружки, спортивные секции, акции, социальные проекты, профориента-ционные встречи, беседы, уроки мужества и т. д.

Система дополнительного образования в МБОУ «СОШ № 26» представле-на11кружками и 5спортивными секциями(табл.1).

Дополнительное образование направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.

Таблица 1

Система дополнительного образования вМБОУ«СОШ №26»

Наименование творческого объединения, спортивнойсекции Количество часов Количество учащихся Классы

«Народная песня в современной и эстрадной обработке» 3 28 5, 9, 10

«Творческая мастерская» 2 25 5 «Д», 7 «Г», 5 «Б»

Клуб «Феникс» 4 50 8 «А», 8 «В»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Театральный» 4 38 10 «Б»

«Национальные спортивные игры» 1 25 1 «З»

«Художественная роспись» 2 16 3 «И», 4 «Ж», 2 «Ж»

«Школа Лидера» 2 16 5, 6, 7, 8, 9, 10

«Бисероплетение 2 21 3 «Ж»

«Валеология» 2 24 1 «З»

«Мини-футбол» 3 16 7 «Д»

«Спортивные игры» 2 20 5, 6

«Юный краевед» 2 20 8

Спортивный клуб «Стимул» 4 40 5, 6

«Шахматы» 3 25 3 «И», 4 «Ж»

«Юные инспектора движения» 2 24 5 «Д»

«Фантазия» 3 55 3

Помимо этого, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 26» города Кургана имеет статус муниципальных инновационных (внедренческих) площадок по темам:

1) «Клуб семейного чтения как эффективная форма сотрудничества педагогов, родителей и детской библиотеки по повышению читательских компетенций обучающихся»;

2) «Возможности театральной педагогики в образовательном пространстве».

В МБОУ «СОШ № 26» ведётся сотрудничество с детским (подростковым) центром «Мостовик». Педагоги дополнительного образования проводят занятия в творческих объединениях и спортивных секциях на базе школы (табл. 2).

Таблица 2

Творческие объединения, спортивные секции, преподаваемые на базе МБОУ «СОШ № 26» иными организациями

Наименование творческого объединения,спортивной секции Количество часов Количество учащихся Классы

«Футбол» 4 15 1, 2

«Театральные ступеньки» 6 15 7, 8

«Хрустальные нотки» 12 12

«Вокал» 6 30 1, 2

«Хрустальные нотки» 14 6 Дети ОВЗ, индивидуальные занятия

«Классический танец» 3 15 1, 2

«Классический танец» 3 15 2, 3

Хореография «Чайка» 8 12 5-8

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 26» города Кургана имеет статус региональной инновационной площадки (пилотной) по теме «Организация ранней профориентации школьников средствами УМК «Профессиональный компас».

В МБОУ «СОШ № 26» функционирует два спортивных клуба и один клуб семейного чтения. Работа этих объединений ведётся на достойном уровне. Члены клубов являются участниками и победителями конкурсов и соревнований различного уровня.

Изучив систему воспитательной работы МБОУ «СОШ № 26» и внеурочную деятельность школы, мы пришли к выводу, что клубная деятельность обладает значительным потенциалом в целях повышения эффективности внеурочной деятельности. Помимо этого, представляется целесообразным введение практики индивидуальных образовательных маршрутов для детей и подростков, усиление гражданской составляющей внеурочной деятельности, организацию совместной работы с родителями школьников, исходя из положительного опыта педагогов других регионов.

По результатам исследования можно сделать следующие общие выводы: представленная система воспитательной работы и внеурочной деятельности в МБОУ «СОШ № 26» отличается достаточно традиционной структурой.

Библиографический список

Среди положительных моментов можно отметить сотрудничество школы с внешними организациями в деле воспитания (центр «Мостовик»), организацию обучающихся к участию в социальных проектах, участие школы в инновационных (внедренческих) муниципальных площадках. Вместе с тем не стоит останавливаться на достигнутом результате и следует внедрять в практику работы школы с обучающимися новые подходы воспитательной и внеурочной деятельности, часть из которых описана в исследовании.

Таким образом, отмечается высокая степень достижения цели проведенного исследования, решение задач исследования в полном объеме.

Анализ состояния внеурочной работы и воспитательной деятельности в МБОУ «СОШ № 26» показал, что существует ресурс и возможность внедрения новых форм и методов работы педагогов по внеурочному направлению в существующую систему аналогичной деятельности.

Теоретическая и практическая значимость итогов работы заключена в том, что как теоретические положения (веления времени, отраженные во ФГОС), так и анализ практических исследований педагогов России свидетельствуют о том, что назрела необходимость существенно обогатить содержание внеурочной и воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях, к тому же существуют эффективные исследования, подходы, готовые к практической реализации на местах.

Перспектива дальнейших исследований состоит в том, чтобы ориентироваться на меняющиеся запросы общества к содержанию воспитательного процесса и внеурочной работы с обучающимися, соответственно, вовремя разрабатывать новые формы и методы работы, модифицировать существующие и стараться оперативно внедрять инновации в образовательный процесс.

Итак, организация воспитательной школьной внеурочной деятельности обучающихся, включая досуг, в каждом образовательном учреждении традиционно была (а также и остается) значимой сферой работы педагогов. Занятия с детьми, проводимые в дополнение к обычным урочным формам, общение с ними в различных видах свободной обстановки всегда были необходимы, а иногда и критически важны для развития личности ребенка, его этических качеств и творчества. Они помогают обучающимся сблизиться со своими педагогами, поэтому важны и для взрослых участников, классного руководителя.

Внеурочные мероприятия являются неотъемлемой частью образования в России. Они хорошо интегрировались в повседневную жизнь школы. Общественная деятельность, занятия спортом и все многочисленные виды досуга стали частью ценностей и добродетелей не только российского образования, но и в целом социокультурной ситуации в стране. Программа внеурочных мероприятий, помимо основных своих задач, обогащает собой и всестороннюю, сбалансированную и расширяющуюся учебную программу за счет усиления знаний, дополнения обязательной учебной программы и программ по выбору, интеграции знаний.

Все участники подобных мероприятий узнают друг друга лучше, могут устанавливать между собой хорошие отношения, открывать и неожиданные (как для учеников, так и для педагогов) привлекательные стороны личности в окружающих.

Совместная деятельность в подобных формах позволяет войти участникам воспитательного процесса в счастливые моменты единения, совместных переживаний, влияя на то, чтобы учитель и его ученики стали на всю жизнь близкими друзьями, единомышленниками.

1. Абжалимова В.М., Шереметов РХ. Формы и методы внеклассной работы в школе как обязательная составляющая воспитательной работы в условиях современного ФГОС. Педагогическое образование: теория, практика и перспективы развития: сборник статей II Международной научно-практической конференции. Астрахань, 2022: 106-108.

2. Осекова Т.К. Современные проблемы во взаимодействии педагогов и родителей в организации учебно-воспитательной деятельности в школе. Историко-педагогиче-ские чтения. 2022; № 26: 322-327.

3. Николаенко ГС. Индивидуальные образовательные маршруты внеучебной деятельности как эффективный инструмент повышения качества воспитательной работы в современной школе. Педагогическая перспектива. 2023; № 1: 33-41.

4. Чукарина Д.О., Генадис М.Е. Формирование гражданской идентичности в начальной школе средствами воспитательной работы. Вопросы педагогики. 2020; № 11: 380-383.

5. Евсеева Т.А., Бондаренко С.Н., Лешкова Д.И. Особенности работы по гражданскому и патриотическому воспитанию школьников во внеурочной деятельности: из опыта работы. Наука и образование сегодня. 2021; № 3: 47-50.

References

1. Abzhalimova V.M., Sheremetov R.H. Formy i metody vneklassnoj raboty v shkole kak obyazatel'naya sostavlyayuschaya vospitatel'noj raboty v usloviyah sovremennogo FGOS. Pedagogicheskoe obrazovanie: teoriya, praktika i perspektivy razvitiya: sbornik statej II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Astrahan', 2022: 106-108.

2. Osekova T.K. Sovremennye problemy vo vzaimodejstvii pedagogov i roditelej v organizacii uchebno-vospitatel'noj deyatel'nosti v shkole. Istoriko-pedagogicheskie chteniya. 2022; № 26: 322-327.

3. Nikolaenko G.S. Individual'nye obrazovatel'nye marshruty vneuchebnoj deyatel'nosti kak 'effektivnyj instrument povysheniya kachestva vospitatel'noj raboty v sovremennoj shkole. Pedagogicheskaya perspektiva. 2023; № 1: 33-41.

4. Chukarina D.O., Genadis M.E. Formirovanie grazhdanskoj identichnosti v nachal'noj shkole sredstvami vospitatel'noj raboty. Voprosypedagogiki. 2020; № 11: 380-383.

5. Evseeva T.A., Bondarenko S.N., Leshkova D.I. Osobennosti raboty po grazhdanskomu i patrioticheskomu vospitaniyu shkol'nikov vo vneurochnoj deyatel'nosti: iz opyta raboty. Nauka i obrazovanie segodnya. 2021; № 3: 47-50.

Статья поступила в редакцию 25.05.23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.