Научная статья на тему 'РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И ПРИМЕНЯЕМЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В МБОУ СОШ № 15 Г. НЕРЮНГРИ'

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И ПРИМЕНЯЕМЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В МБОУ СОШ № 15 Г. НЕРЮНГРИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / СЕМЬЯ / УЧАЩИЕСЯ / ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ / СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ / ЖИЗНЕННО-ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / EDUCATIONAL ACTIVITIES / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / FAMILY / STUDENTS / FORMS OF INTERACTION / INTERACTION BETWEEN TEACHERS AND PARENTS / EDUCATION SYSTEM / VITAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамедова Лариса Викторовна, Сафарова Нармин Абид Кызы

В современном мире часто встречается проблема во взаимодействии педагогического коллектива с семьями учащихся, для решения данной проблемы, нами было проведено исследование на базе МБОУ СОШ № 15 в городе Нерюнгри. Исследование было направлено на выявление конкретных проблем во взаимодействии педагогов и родителей МБОУ СОШ № 15. Для исследования нами была использована комплексная диагностика родителей учащихся. В исследовании приняли участие родителей детей с 1 по 5 классы в количества 214 человек. Комплексная диагностика, которую мы использовали, помогла нам выявить роль образовательного учреждения в воспитании у учащихся жизненно-важных качеств, также были определены виды учебной и внеурочной деятельности, которые пользуются спросом в воспитательной деятельности МБОУ СОШ № 15 города Нерюнгри. Так как комплексная диагностика состояла из блоков, заключительный блок состоял из вопросов, с помощью которых мы смогли определить формы взаимодействия между педагогическим коллективом и родителями. Также в заключении нами были рассмотрены ожидания родителей от воспитательной работы, которая проводится в образовательном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мамедова Лариса Викторовна, Сафарова Нармин Абид Кызы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESUITS OF A STUDY TO IDENTIFY PARENTS ‘ SATISFACTION WITH EDUCATIONAL ACTIVITIES IN AN EDUCATIONAL INSTITUTION AND THE FORMS OF INTERACTION BETWEEN FAMILY AND SCHOOL IN MBOU SOSH № 15. NERYUNGRI

In the modern world, there is often a problem in the interaction of the teaching staff with the families of students. to solve this problem, we conducted a study on the basis of MBOU SOSH No. 15 in the city of Neryungri. The study was aimed at identifying specific problems in the interaction of teachers and parents of MBOU SOSH No. 15. For the study, we used a comprehensive diagnosis of students ‘ parents. The study involved parents of children from grades 1 to 5 in the number of 214 people. The comprehensive diagnostics that we used helped us identify the role of the educational institution in educating students of vital qualities, and also identified the types of educational and extracurricular activities that are in demand in the educational activities of MBOU SOSH No. 15 in Neryungri. Since the complex diagnostics consisted of blocks, the final block consisted of questions with which we were able to determine the forms of interaction between.

Текст научной работы на тему «РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И ПРИМЕНЯЕМЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В МБОУ СОШ № 15 Г. НЕРЮНГРИ»

Результаты исследования по выявлению удовлетворенности родителей воспитательной деятельностью в образовательном учреждении и применяемые формы взаимодействия семьи и школы в МБОУ СОШ № 15 г. Нерюнгри

Мамедова Лариса Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования ТИ(ф) «СевероВосточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» E-mail: larisamamedova@yandex.ru

Сафарова Нармин Абид кызы,

студент кафедры педагогики и методики начального образования ТИ(ф) «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», г. Нерюнгри, Россия, E-mail: narminag_99@mail.ru

В современном мире часто встречается проблема во взаимодействии педагогического коллектива с семьями учащихся, для решения данной проблемы, нами было проведено исследование на базе МБОУ СОШ № 15 в городе Нерюнгри. Исследование было направлено на выявление конкретных проблем во взаимодействии педагогов и родителей МБОУ СОШ № 15. Для исследования нами была использована комплексная диагностика родителей учащихся. В исследовании приняли участие родителей детей с 1 по 5 классы в количества 214 человек. Комплексная диагностика, которую мы использовали, помогла нам выявить роль образовательного учреждения в воспитании у учащихся жизненно-важных качеств, также были определены виды учебной и внеурочной деятельности, которые пользуются спросом в воспитательной деятельности МБОУ СОШ № 15 города Нерюнгри. Так как комплексная диагностика состояла из блоков, заключительный блок состоял из вопросов, с помощью которых мы смогли определить формы взаимодействия между педагогическим коллективом и родителями. Также в заключении нами были рассмотрены ожидания родителей от воспитательной работы, которая проводится в образовательном учреждении.

Ключевые слова: воспитательная деятельность, образовательные учреждения, семья, учащиеся, формы взаимодействия, взаимодействие педагогов и родителей, система воспитания, жизненно-важные качества.

Перед началом проведения исследования по данной теме, нами были рассмотрены проблемы воспитания. В психолого-педагогической науке, а также в практике является необходимость сотрудничества образовательного учреждения с семьями учащихся, так как объединившись, все ценности и требования, которые относятся к воспитательной деятельности будут реализованы. Но в реальной жизни форма такого сотрудничества встречается крайне редко. Про необходимость сотрудничества семьи и учебного заведения в обучении и воспитании подрастающего поколения в педагоге начали говорить еще в начале ХХ века. Рассмотрев научные труды нами было установлено, что первые ученые, которые начали научно описывать вопрос гармонизации влияющих на ребенка воздействий со стороны были Н.И. Пирогов и П.Ф. Лесгафт [4, с. 45-46]. В своих научных трудах они описывали «распространение педагогических знаний среди родителей основным направлением в педагогической деятельности» [4, с. 182].

Следующим педагогом, который отметил важность взаимодействия между образовательным учреждением и семьей был В.А. Сухомлинский. В своих научных трудах он писал о том, «успех в воспитательном процессе складывается из того насколько взаимозависимость педагогических работников и родителей, осознается и реализуется каждой стороной» [6, с. 176].

Далее в 80-90-х годах ХХ в. М.М. Поташник и Ю.К. Бабинский изучали взаимодействие ОУ и семьи, как часть системы школьного воспитания. Они считали, что, «связь между сторонами воспитательного процесса способствует оптимизации воспитательной работы, а также повышает ее эффективность, и гармонизирует всю систему школьного воспитания» [1, с. 245-246].

Делая выводы по выше изложенной информации, можно сказать, что проблема взаимодействия между педагогическим коллективом, учениками и их родителями была рассмотрена достаточно подробно. Но, целью нашего исследования является выявление способов организации по взаимодействию педагогического коллектива с семьями учащихся, так как в современном мире довольно таки сложно организовать данный процесс. Для того чтобы начать исследования, мы выявили цепочку взаимодействий участников образовательного процесса и получили по итоги три

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

связи: учитель-ученик, учитель - родитель, родитель-ребенок.

Перед началом исследования мы разработали основные правила взаимодействия между образовательным учреждением и семьями учащихся, и получили следующие правила: необходимо повышать авторитет родителей перед своими детьми; в отношениях с родителями у детей должны быть сформированы доверительные отношения к их воспитательным возможностям; с помощью образовательного учреждения должен повыситься уровень педагогической культуры у родителей; родители должны принять активную позицию в воспитании своих детей.

Как мы уже упоминали выше, цель проведения комплексной диагностики заключалась в том, чтобы определить степень взаимодействия между современным образовательным учреждением и семьей, и в ходе исследования установить, нужные формы взаимодействия, которые будут применяться позже между педагогическим коллективом и семьей. Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 15 в городе Нерюнгри, все исследование проводилось на добровольном участии и по итогу в данном исследовании было заинтересовано 214 родителей. Для того, чтобы составить комплексную диагностику мы использовали анкеты, которые были разработаны Е.Н. Степановым, А.А. Андреевым, Л.В. Байбородовой [5, с. 87-89].

Содержательные блоки, использованные в комплексной диагностике:

1) оценка роли образовательного учреждении в воспитании у учащихся жизненно-важных качеств у детей;

2) виды внеурочной деятельности, направленные на воспитательную работу в школе, в которых применяет участие учащиеся;

3) формы взаимодействия между педагогическими работниками и семьями учащихся.

По итогу у нас получилось три содержательных блока, ответы по данным блокам давали родители.

В первом блоке нам было важно получить по итогу, реальную оценку роли МБОУ СОШ № 15, а именно оценку деятельности в воспитании у учащихся жизненно-важных качеств.

Первое что нами было рассмотрено это - поведенческие качества, а именно, дисциплинированность, активность, ответственность, общепринятые манеры поведения, коммуникабельность.

Вторым шагом мы рассмотрели компетентности, которые используется в реальной жизни: жизнерадостность; интеллект; самоконтроль; самоанализ; амбициозность; образованность.

Третье, что было нами рассмотрено - морально-психологические качества личности.

На первом этапе исследования родители долж-° ны были выбрать какие качества личности воспи-" тываются в стенах школы и поставить балл в ка-

о

g кой степени это происходит. Для выставления S оценки предлагалась пятибалльная система, где Ü 5 баллов означало, что все происходит в полной

мере, 4 балла - в значительной, три балла - на достаточном уровне, 2 балла - в незначительной степени, 1 балл - практически не воспитывает.

В таблице 1 представлены результаты по данному исследованию.

Таблица 1. Значение школы в воспитании жизненно-важных качеств у подрастающего поколения

Школа Поведенческие качества Жизненные компетентности Морально-психологические качества личности

МБОУ СОШ № 15 г. Нерюнгри 4.7 4.5 4.1

Средний показатель по школе 4.4

По результатам исследования можно пронаблюдать благоприятное отношение родителей к организации и проведению воспитательной работы в ОУ. Также по результатам исследования можно сказать, что у образовательного учреждения в приоритете стоит воспитание морально -психологических качеств личности.

Вторым этапом в нашем исследовании было определить какая внеурочная деятельность проводится в МБОУ СОШ № 15 г. Нерюнгри. Также родители должны были отметить ту внеурочную деятельность, в которой их ребенок активно принимает участие. В школе реализуются следующая внеурочная деятельность: гражданско-патриотическая, общественно-полезная, спортивно-оздоровительная, изобразительная, досугово-развлекательная. Результаты опроса представлены в таблице 2.

Таблица 2. Виды воспитательной деятельности в общеобразовательном учреждении и степень участия в них учащихся в (%)

Школа Виды деятельности Реализация в школе Участие учащегося

МБОУ СОШ Спортивно-оздоровительная 63 42

№ 15 Общественно-полезная 52 38

Гражданско-па-триотическая 54 32

Изобразительная 64 46

Досугово-развле-кательная 62 49

По итогам данного исследования, в котором родителям необходимо было отметить ту внеурочную деятельность, которую посещает их ребенок, нами было выявлено, что лидирующее место занимает спортивно- оздоровительная деятельность, на втором месте изобразительная деятельность и третье место занимает досугово-развле-кательная деятельность. Менее привлекательными оказались гражданско-патриотическая и обще-

ственно-полезная деятельность, со слов родителей, данный вид деятельность не особо интересует детей, так как по большей части они проводятся в форме факультативов.

Следующим этапом мы рассмотрели, как происходит взаимодействие между участниками образовательного процессе. Для этого нами были подобраны формы взаимодействия, которые используются в МБОУ СОШ № 15, и родители должны были отметить в каких формах они принимают участие. В бланк ответов нами были подобраны следующие формы взаимодействия:

1) родительское собрание;

2) индивидуальное консультирование;

3) проведение открытых уроков;

4) вызов родителей в общеобразовательное учреждение;

5) встреча с семьей учащегося в домашней обстановке;

6) совместная подготовка и проведение внеклассных мероприятий;

Результаты по данному блоку исследования представлены в таблице 3.

Таблица 3. Формы взаимодействия педагогов с родителями

Школа Формы взаимодействия педагогов с родителями Количество выбор в%

МБОУ Родительское собрание 98

СОШ № 15 Индивидуальное консультирование 53

Проведение открытых уроков 25

Вызов родителей в общеобразовательное учреждение 31

Встреча с семьей учащегося в домашней обстановке 3

Совместная подготовка и проведение внеклассных мероприятий 36

По результатам данной работы родители взаимодействуют с педагогами в ходе родительского собрания больше всего. Следующей формой взаимодействия оказались индивидуальные консультирования.

Небольшой процент мы можем увидеть при такой форме взаимодействия как совместная подготовка и проведение внеклассных мероприятий.

После проведенного исследования нами были сформулированы советы для педагогического коллектива по оптимизации воспитательной работы в образовательном учреждении и взаимодействию с семьями учащихся.

Нами были предложены следующие варианты:

1) педагогические работники должна активизироваться и начать организовывать внеклассные мероприятия, в которых будут принимать участие не только родители, а также учащиеся и педагоги.

2) стараться привлечь родительский коллектив к организации и проведению школьный мероприятий для своих детей;

3) каждому родителю, педагог должен организовывать ежемесячно индивидуальную консультацию.

Касательно воспитательной работы, нами было предложено:

1) Увеличить количества кружков и секций;

2) проводить групповые занятия с психологом для всего класса;

3) организовывать встречи с интересными людьми;

4) развивать социальную активность. Подводя итоги нашего исследования можно

сказать, что несмотря на то, что на общем уровне мы получили достаточно высокий уровень удовлетворенности родителей воспитательной деятельностью в учебном заведении, проведенное исследование показало ряд некоторых серьезных проблем, которые требуют модернизации системы воспитательной работы в школе:

1) значимость образовательной функции школы над воспитательной;

2) незначительная роль учебного заведения в воспитании у детей поведенческих качества и жизненных компетенции личности;

3) проблема заинтересованности детей в различные виды воспитательной деятельности в виду их социальной пассивности, лени, отсутствия любознательности;

4) в ходе воспитательной деятельности все решения принимаются взрослым, очень редко присутствует ситуация выбора для детей;

5) основной формой взаимодействия педагогического коллектива с родителями по-прежнему остается родительское собрание.

Делая вывод можно сказать, что определение и признание в современной школе проблем по взаимодействию с семьей должно стать первым шагом на пути к оптимизации задач, методов и форм сотрудничества педагогов с родителями. И на наш взгляд главным ориентиром при этом, должно стать принятие ценности диалогического взаимодействия.

Литература

1. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М.: Просвещение, 1988.- 362 с.

2. Байбородова Л.В. Современные технологии воспитания. - М. Академия, 2007.- 165 с.

3. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты. - М.: Педагогика, 2003.- 287 с.

4. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 2008.- 452 с.

5. Степанов Е. Н., Байбородова Л.В. Воспитательный процесс: изучение эффективности. -М.: Сфера, 2000.- 128 с.

6. Сухомлинский В. А. О воспитании. - М.: Политическая литература, 2008.- 285 с.

7. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания. - Спб.: Питер, 2005.- 366 с.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

RESUITS OF A STUDY TO IDENTIFY PARENTS ' SATISFACTION WITH EDUCATIONAL ACTIVITIES IN AN EDUCATIONAL INSTITUTION AND THE FORMS OF INTERACTION BETWEEN FAMILY AND SCHOOL IN MBOU SOSH № 15. NERYUNGRI

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Mamedova L.V., Safarova N.A.

North-Eastern Federal Institute of MK Ammosova

In the modern world, there is often a problem in the interaction of the teaching staff with the families of students. to solve this problem, we conducted a study on the basis of MBOU SOSH No. 15 in the city of Neryungri. The study was aimed at identifying specific problems in the interaction of teachers and parents of MBOU SOSH No. 15. For the study, we used a comprehensive diagnosis of students ' parents. The study involved parents of children from grades 1 to 5 in the number of 214 people. The comprehensive diagnostics that we used helped us identify the role of the educational institution in educating students of vital qualities, and also identified the types of educational and extracurricular activities that are in demand in the educational activities of MBOU SOSH No. 15 in Neryungri. Since the complex diagnostics consisted of blocks, the final block consist-

ed of questions with which we were able to determine the forms of interaction between.

Keyword: educational activities, educational institutions, family, students, forms of interaction, interaction between teachers and parents, education system, vital qualities.

References

1. Babansky Yu.K. Pedagogika. - M.: Prosveshchenie, 1988.362 p.

2. Bayborodova L.V. Modern technologies of education. -M. Akademiya, 2007.- 165 p.

3. Kojaspirova G.M. History of education and pedagogical thought: tables, diagrams, reference notes. - M.: Pedagogy, 2003.- 287 p.

4. Pirogov N.I. Selected pedagogical works. - M.: Pedagogy, 2008.- 452 p.

5. Stepanov E. N., Baiborodova L.V. Educational process: the study of effectiveness. - M.: Sphere, 2000.- 128 p.

6. Sukhomlinsky V.A. About education. - M.: Political literature, 2008.- 285 p.

7. Shchurkova N.E. Applied pedagogy of education. - St. Petersburg: Piter, 2005.- 366 p.

o d

u

O

CM

o

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.