ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТИВНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ИНКЛЮЗИВНОЙ ШКОЛЫ
С. И. АКСЁНОВ, кандидат педагогических наук, доцент, и. о. заведующего кафедрой общей и социальной педагогики НГПУ им. К. Минина [email protected]
Е. А. СЛЕПЕНКОВА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики НГПУ им. К. Минина [email protected]
О. А. МИТЯСОВА, директор МБОУ «Школа № 54» (Нижний Новгород) [email protected]
Т. Г. ШЕКУНОВА,
заместитель директора МБОУ «Школа № 54» (Нижний Новгород) [email protected]
Статья посвящена организации образовательной среды в инклюзивной школе на примере МБОУ «Школа № 54» города Нижнего Новгорода. На основе анализа опыта многолетней работы данной образовательной организации делается вывод о том, что педагоги школы целенаправленно, комплексно организуют адаптивно-развивающую среду для детей, успешно реализуя средовой подход в своей практической деятельности, что позволило достичь значительных позитивных результатов.
The article is devoted to the organization of the educational environment in an inclusive school on the example of MBOU «School № 54» in Nizhny Novgorod. Based on the analysis of the shcool experience it is concluded that teachers purposefully organize the complex adaptive-developing environment for children, successfully implementing the approach in their practice. It allows to significant positive results.
Ключевые слова: средовой подход, адаптивно-развивающая среда, инклюзивная школа Key words: environmental approach, adaptive-developing environment, inclusive school
В последние годы, по оценкам многих исследователей, в педагогической науке значительно повысился интерес к средовому подходу как важнейшему методологическому подходу исследования, хотя многие его аспекты в настоящее время еще недостаточно проработаны [1; 4; 7].
По мнению одного их ведущих специалистов в это области Ю. С. Мануйлова, сущность средового подхода заключается в признании среды не просто условием и фактором развития и формирования личности, а действенным средством этого процесса. Эта позиция в свою очередь позволяет более эффективно управлять влиянием среды в ходе воспитания человека [4]. Средовой подход рассматривается им как инструмент опосредованного управления развитием и формированием личности ребенка [3].
Использование средового подхода в педагогических исследованиях помогает более объективно оценить значение всех факторов в изучаемом педагогическом процессе. Применение идей средового подхода в педагогической практике позволяет эффективнее решать конкретные задачи развития и воспитания детей в различных условиях. Рассмотрим это на примере инклюзивной школы.
Мы полностью разделяем мнение одного из специалистов в области инклюзивного образования Л. Е. Олтаржевской о том, что инклюзивная школа отличается от обычной не только подходом к обучению детей с особенностями развития, но и особой адаптивно-воспитательной средой, создающей условия для обучения,
развития и социализации всего многообразия учащихся, независимо от их психических и физических возможностей [5].
Идеи целесообразности организации инклюзивного образования детей с ОВЗ в настоящее время получили в нашей стране широкое распространение. Практически все специалисты в области коррекци-онной педагогики и психологии убеждены в том, что инклюзивное образование является эффективным средством социализации детей с многими видами нарушений в развитии [8; 2]. Постепенно идеи инклюзивного образования укрепились и в педагогической практике.
Этой гуманистической идеей руководствовался директор школы № 54 Нижнего Новгорода А. М. Кирпичев, когда в конце 1990-х годов в образовательной организации открылись первые коррекционные классы для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Сегодня накопленный опыт и гуманистические традиции организации педагогического процесса в условиях инклюзивного образования развиваются под руководством директора О. А. Митясовой.
В последние годы значительно расширилась сфера оказываемых образовательных услуг. В 2016 году школа получила официальный статус «инклюзивная школа». В настоящее время это крупный центр инклюзивного образования в Нижнем Новгороде. Из 28 классов 17 являются обычными, а в 11 классах обучаются дети по адаптированным общеобразовательным программам. Стоит отметить, что и в общеобразовательных классах
Предварительно педагогами был тщательно изучен опыт зарубежных инклюзивных школ Америки, Англии, Швеции и первых отечественных аналогичных школ. С 2016 года реализация инклюзивного образования в образовательной организации сопровождается участием в проекте «На урок вместе!».
также есть дети, которые обучаются по адаптированным программам.
В классах для детей с ОВЗ школа реализует несколько видов адаптивных образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Дети с ОВЗ разделены на несколько нозологических групп по видам нарушений:
3 слепые и слабовидящие дети;
3 глухие и слабослышащие дети;
3 дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (АДА);
3 дети с задержкой психического развития (ЗПР);
3 дети с расстройством аутистиче-ского спектра;
3 дети с тяжелыми множественными нарушениями.
Такая тщательная дифференциация позволяет более вариативно подходить к организации педагогического процесса и практически для каждого ребенка с ОВЗ выстраивать индивидуальный образовательный маршрут с необходимой коррек-ционной направленностью. Отметим, что для реализации каждой адаптивной образовательной программы имеется все необходимое материально-техническое оснащение.
Чтобы обеспечить коррекционно-раз-вивающее обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, в школе оборудованы:
3 три кабинета логопеда;
3 кабинет дефекто-лога;
3 ресурсная комната (для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья); 3 гимнастический зал (для лечебной физкультуры);
3 кабинет психолога, в котором имеется зона (для психоэмоциональной разгрузки);
3 игровая комната;
3 кабинет технического труда (универсальная мастерская);
3 медицинский и процедурный кабинеты;
3 кабинет социального педагога.
Все они оснащены необходимым материально-техническим оборудованием и методическими материалами, а также средствами, способствующими организации адаптивно-развивающей среды для детей с различными видами нарушений в развитии.
Так, в целях коррекции нарушения речи кабинет логопеда снабжен зеркалами, логопедическими зондами, специальными книгами, текстами, карточками, мультимедийным тренажером «БОС» и т. д.
Для детей с задержкой психического развития в кабинете дефектолога имеется оборудование, способствующее сенсорному развитию по методике М. Монтессо-ри (геометрические фигуры, мелкий счетный материал, карточки с изображением различных предметов и др.).
Кабинет психолога для коррекции психоэмоциональной сферы детей с аутизмом оснащен необходимым оборудованием и учебно-дидактическими материалами, которые позволяют осуществлять коррекционную деятельность по программам «Арт-терапия», «Сказкотерапия», «Фитотерапия», «Трудотерапия».
В каждом кабинете есть современное мультимедийное оборудование — компьютеры, ноутбуки, планшеты, интерактивные доски, проекторы и т. д.
Следует подчеркнуть, что предварительно педагогами был тщательно изучен опыт зарубежных инклюзивных школ Америки, Англии, Швеции и первых отечественных аналогичных школ. С 2016 года реализация инклюзивного образования в образовательной организации сопровождается участием в проекте «На урок вместе!» при поддержке компании IKEA Centres Russia, совместно с региональной общественной организацией людей с инвалидностью «Перспектива», Нижегородской региональной общественной организацией
поддержки детей и молодежи «Верас», департаментом образования администрации Нижнего Новгорода.
В школе разработана теоретическая модель комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования на основе средового подхода. Психолого-педагогическое сопровождение определяется в ней как целостная системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития ребенка в образовательной среде. Целями психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в общеобразовательной организации, являются обеспечение его оптимального развития и успешная социализация.
Основной субъект в данной модели — это ребенок с ограниченными возможностями здоровья, который, по заключению психолого-медико-педагогической комиссии, нуждается в организации специальных образовательных условий, а также в адаптированной образовательной программе. Кроме того, под субъектами инклюзивного образовательного пространства понимаются остальные учащиеся, родители и педагоги.
Модель включает в себя тщательно разработанную схему организации учебно-воспитательного процесса, деятельности службы психолого-педагогического сопровождения, систему взаимодействия с родителями и окружающим социумом.
В соответствии с разработанной моделью организация педагогического процесса в инклюзивной школе имеет свою специфику. Комплектование 1 -х классов детьми, которым необходимо создание особых образовательных условий в обучении, осуществляется весь предшествующий год. Дети вместе с родителями проходят обследование в психолого-медико-педагогических комиссиях (ПМПК) областного и территориального (районного) уровней. В Советском районе Нижнего Новгорода
ПМПК функционирует на базе школы № 54. Дети, которым комиссия рекомендует обучение по адаптированным программам при создании особых образовательных условий, по желанию родителей принимаются в данную школу, где процесс обучения организуется в соответствии с рекомендациями ПМПК.
Центром организации специализированного педагогического процесса является психолого-педагогический консилиум. В него входят заместитель директора, курирующий инклюзивное образование,—Т. Г. Шекунова и специалисты службы сопровождения — три учителя-логопеда, два учителя-дефек-толога, два педагога-психолога, социальный педагог и классные руководители, а также тьюторы детей с ОВЗ.
Психолого-педагогический консилиум работает в течение года по направлениям:
3 диагностическое;
3 консультативное;
3 коррекционно-развивающее.
Диагностическое направление деятельности включает тщательную психолого-педагогическую диагностику детей и условий их семейного воспитания. Особенно интенсивно она проводится в сентябре. Повторная диагностика, на которой фиксируются достигнутые результаты и вносятся необходимые коррективы, организуется в апреле — мае.
Консультативная работа — осуществляется специалистами службы сопровождения для всех участников педагогического процесса: детей, родителей и педагогов. Каждый специалист имеет график своих консультаций.
Коррекционно-развивающее направление включает весь комплекс коррекцион-но-развивающей работы в психолого-педагогическом сопровождении детей, групповые и индивидуальные занятия. Каждый ребенок полноценно обучается и в соответствии с рекомендациями получает
Целями психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в общеобразовательной организации, являются обеспечение его оптимального развития и успешная социализация.
Школа является экспериментальной площадкой НГПУ им. К. Минина по теме «Интерактивные технологии психолого-педагогического просвещения родителей в работе классного руководителя».
все необходимые психологические процедуры.
Важнейшей функцией консилиума является разработка индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) для каждого ребенка, включающего:
3 учебный план;
3 индивидуальные коррекционные задания в соответствии с видом ОВЗ;
3 внеурочную групповую деятельность в кружках, секциях и других внеурочных воспитательных мероприятиях (событиях).
Обратим внимание на то, что в этой деятельности дети с особыми образовательными потребностями не замыкаются в узких рамках своего класса. Кроме кружковой работы, они принимают участие в общешкольных воспитательных мероприятиях, таких как новогодние праздники, традиционные семейные соревнования «Папа, мама и я — спортивная семья» и многие другие. Дети с ОВЗ наравне со всеми участвуют в различных городских творческих конкурсах учащихся и нередко в этих конкурсах одерживают победу. Так, в 2019/2020 учебном году победителем городского конкурса рисунков «Животные русского леса» стал учащийся с ОВЗ. На городском конкурсе детского технического творчества первое место с поделкой «Макет улицы Рождественской» также занял учащийся с ОВЗ. На региональном конкурсе «Искусство без границ» пятеро учащихся с ОВЗ стали его победителями.
Таким образом, расширяется сфера социальных контактов детей с особыми образовательными потребностями, усиливается развивающий эффект окружающей образовательной среды, дети стимулируются к самостоятельной активной творческой деятельности. Следует подчеркнуть, что педагоги школы уделяют большое внимание воспитанию у детей с нормативным развитием доброжелательного, толерантного отно-
шения к детям с ОВЗ и систематически над этим работают.
Школа активно и целенаправленно сотрудничает с родителями учащихся. С этой целью были созданы Родительский клуб и Совет отцов. Для просвещения и информирования родителей проводятся консультации, готовятся документы, оформляются стенды с рекомендациями и советами от специалистов, родители информируются о значимых мероприятиях в образовательной организации. На общешкольных собраниях подводятся итоги взаимной деятельности, транслируются социальные видеоролики, которые являются результатом совместного творческого труда родителей, учащихся и педагогов школы.
Первым шагом привлечения родительской общественности к реализации инклюзивного образования стала работа Совета школы. Представители родительской общественности детей с ограниченными возможностями здоровья и родители детей с нормативным развитием принимают общие решения, делятся опытом, советуются и обсуждают планы совместных мероприятий. В родительских собраниях по теме «Инклюзивное образование в нашей школе» участвуют представители общественных организаций, обществ инвалидов, медицинских организаций.
Школа является экспериментальной площадкой НГПУ им. К. Минина по теме «Интерактивные технологии психолого-педагогического просвещения родителей в работе классного руководителя». На базе школы апробируются тренинговые технологии организации психолого-педагогического просвещения родителей, которые классные руководители используют в проведении родительских собраний. Этот опыт отражен в одной из наших публикаций [7].
В результате реализации всего комплекса мероприятий и усилий педагогического коллектива и родителей, по итогам успеваемости, ежегодно более 7 % учащихся рекомендуется переход с обу-
чения по адаптированной программы на обучение по общеобразовательной программе. Успехи нижегородской инклюзивной школы признаны и на общероссийском уровне: в 2019 году МБОУ «Школа № 54» заняла третье место на Всероссийском конкурсе инклюзивных школ «Лучшая инклюзивная школа России».
Изучая опыт педагогического коллектива данной образовательной организации,
мы убедились, что эффективность ее работы заключается в том, что педагоги целенаправленно создают адаптивно-развивающую среду для детей с особенностями развития в условиях инклюзии, совместного обучения со сверстниками с нормативным развитием. Это создает дополнительные возможности для успешной социализации и более разностороннего развития детей с ОВЗ.
ЛИТЕРАТУРА _
1. Евстифеев, А. В. Исторические аспекты реализации средового подхода в педагогической науке / А. В. Ев-стифеев // Вестник военного университета. — 2010. — № 3 (28). — С. 31—34.
2. Калашникова, С. А. Содержание оценки инклюзивной образовательной среды родителями обучающихся: показатели и индикаторы / С. А. Калашникова // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. — 2015. — № 2 (3). — С. 86—91.
3. Мануйлов, Ю. С. Концептуальные основы средового подхода в воспитании / Ю. С. Мануйлов // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. — 2008. — Т. 14. — № 4. — С. 21—27.
4. Мануйлов, Ю. С. Среда в вопросах и ответах / Ю. С. Мануйлов // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. — 2015. — № 1 (31). — С. 12—18.
5. Олтаржевская, Л. Е. Мониторинг в системе управления развитием адаптивно-воспитательной среды иклюзивной школы /Л. Е. Олтаржевская //Ученые записки Российского государственного социального универ-ситеата. — 2011. — № 8. — С. 146—148.
6. Проблемы и ресурсы семей, воспитывающих детей с тяжелыми, множественными нарушениями в развитии / Н. И. Отева, Н. Н. Малярчук, Г. М. Криницина, Е. В. Пащенко // Вестник Мининского университета. — 2019. — Т. 7. — № 2. — URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/viewFile/988/725 (дата обращения: 30.06.2020).
7. Слепенкова, Е. А. Особенности организации психолого-педагогического просвещения родителей в инклюзивной школе / Е. А. Слепенкова, С. И. Аксёнов // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. — 2019. — № 2 (48). — С. 222—226.
8. Фролова, С. Л. Реализация средового подхода к воспитанию: история и современность / С. Л. Фролова// Мир науки, культуры, образования. — 2015. — № 4 (53). — С. 108—110.
В 2020 году в издательском центре учебной и учебно-методической литературы Нижегородского института развития образования вышло в свет издание:
Синяя птица: Сборник программ по подготовке к школе / Сост. О. Ю. Дедова. 266 с. (Растем вместе).
В сборнике представлен опыт педагогов Нижнего Новгорода и Нижегородской области, участников инновационной деятельности «Разработка и апробация программно-методического обеспечения подготовки детей к школе в соответствии с ФГОС ДО и ФГОС НОО» (2016—2019 годы).
В авторских программах отражена специфика образовательной деятельности каждой школы и сделан упор на создание эмоционально привлекательных образов, которые помогут мотивировать детей к обучению в школе. ч_У