УДК 376.37(571.122)
Биксина М. В.
Biksina M. V.
СИСТЕМА СОПРОВОЖДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
SCHOOLCHILDREN SUPPORT SYSTEM IN CONDITIONS OF INCLUSIVE ENVIRONMENT
В статье описывается опыт работы МБОУ СОШ № 8 имени А.Н. Сибирцева города Сургута ХМАО - Югры по организации психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся с особенностями в развитии в условиях инклюзивного образования. Описана система сопровождения, выделены трудности и способы их преодоления.
The article describes the organization of psychological, pedagogical, medical and social support for students with disabilities in conditions of inclusive education in school No. 8 n. a. A. N. Sibirtsev, Surgut, KhMAO-Ugra. The support system is considered; the problems and their solutions are highlighted.
Ключевые слова: инклюзивное образование, дети-инвалиды, дети с трудностями в обучении, дети с ОВЗ, сопровождение, адаптированная образовательная программа.
Keywords: inclusive education, disabled children, children with learning difficulties, children with disabilities, support, adapted educational program.
В статье представлен опыт МБОУ СОШ № 8 по сопровождению школьников в условиях инклюзивного образования.
Включение детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в общеобразовательную среду, их совместное обучение и воспитание с обычно развивающимися детьми на равных составляет методологическую основу инклюзивного образования.
Основной вопрос заключается в том, как сделать, чтобы и ребенок с ОВЗ, и нормально развивающиеся дети в полной мере реализовали образовательные потребности и получили определенный социальный опыт (цель).
Процесс включения ребенка с ОВЗ в общеобразовательную среду ставит перед педагогами, специалистами, администрацией образовательной организацией вопросы: как учить? чему учить?
Поэтому в школах необходима система сопровождения школьников в условиях инклюзивного образования.
В нашей образовательной организации инклюзивно обучается 93 ребенка (это дети с задержкой психического развития, тяжелыми нарушениями речи).
Осуществляют работу в данном направлении следующие участники образовательных отношений: администрация, председатель психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК), классный руководитель, учитель-предметник, педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог.
В таблице 1 приведены те трудности, с которыми сталкиваются специалисты в ходе работы с детьми с ОВЗ, а также пути выхода из них.
Таблица 1
Трудности и пути решения проблем по обучению детей с ОВЗ
Трудности Пути решения
Недостаточное внешнее научно-методическое сопровождение Сопровождение процесса обучения научным руководителем высшей школы
Недостаточно разработана методика обучения Разработка учебно-методического комплекса по отдельным предметам для разных категорий учащихся
Низкая компетентность родителей Усовершенствование системы работы с родителями
Отсутствие системы взаимодействия с учреждениями профессионального образования Создание системы взаимодействия с учреждениями профессионального образования
В таблице 2 представлена система работы школы. Она состоит из следующих блоков:
1. Разработка адаптированной образовательной программы (далее - АОП) и разновидностей данного вида программ является тем инструментом, который дает ребенку с ОВЗ возможность получения доступного качественного образования с учетом его индивидуальных особенностей. На школьной ПМПК обсуждаются компоненты индивидуального образовательного маршрута, цели, задачи, сроки выполнения. Затем учитель-предметник разрабатывает программу с учетом особенностей ребенка, педагог-психолог и учитель-логопед разрабатывают коррекционно-развивающее направление.
2. Адаптация технологий и методик преподавания. Руководитель ПМПК проводит тематические заседания по изучению новых технологий и методик работы с детьми с ОВЗ.
3. Адаптация содержания учебного материала. На школьной ПМПК осуществляется корректировка содержания учебного материала. Учитель-предметник подбирает формы, средства, методы образовательного процесса, электронные средства, ученые пособия по своему предмету, направленные на выявление и использование субъективного опыта ученика, раскрытие индивидуальных особенностей, выстраивание индивидуальной траектории развития через реализацию АОП. Специалисты психолого-педагогического и медико-социального сопровождения (далее - ППМС) составляют рекомендации для участников образовательного процесса.
4. Мониторинг развития учащегося. Каждые полгода на школьном совещании обсуждается динамика развития и обучения каждого обучающегося с ОВЗ, корректируются формы и методы работы с ним. Каждый педагог и специалист представляет промежуточные результаты работы учащегося на заседании консилиума службы ПМПС. Эти же результаты заносятся в «Карту сопровождения обучающегося с особыми возможностями здоровья», в которой отражаются все особенности, успехи и достижения обучающихся с ОВЗ. Структура карты: 1. Общие сведения о ребенке. 2. Заключение ПМПК. 3. Общие сведения о семье. 4. Особенности анамнеза. 5. Физическое развитие. 6. Особенности индивидуально-личностного развития ребенка. 7. Развитие деятельности. 8. Речевое развитие. 9. Состояние психических функций. 10. Результаты освоения образовательной программы. 11. Готовность к школьному обучению. 12. Психолого-медико-педагогическое сопровождение.
5. Оценочная деятельность. В силу своих особенностей обучающиеся инклюзивно дети не могут оцениваться так же, как остальные дети. В школе разработано и утверждено положение об оценивании учебных результатов учащихся с ОВЗ. Специалисты и педагоги вносят предложения при разработке положения, корректировке
оценочных индикаторов для учащихся с ОВЗ с учетом их индивидуальных возможностей. Они отражаются в карте достижений.
6. Расписание занятий, формирование учебного плана. У каждого обучающегося инклюзивно ребенка есть индивидуальный учебный план, расписание занятий, которые содержат дополнительные коррекционные и внеурочные занятия. Эти занятия помогают ему успешно обучаться наравне с нормативно развивающимися детьми.
7. Организация работы школьного консилиума. ПМПС-консилиум является тем органом, который сопровождает, координирует и контролирует всю работу по обучению и сопровождению ребенка с ОВЗ.
8. Проведение коррекционно-развивающих занятий. Педагог-психолог и учитель-логопед проводят индивидуальные и групповые коррекционные занятия с обучающимися с ОВЗ в соответствии с планом и учебным графиком. Программы специалистов составляются в соответствии с результатами индивидуальной диагностики и направлены на коррекцию как отдельных, так и общих дефицитов в развитии ребенка. Кроме того, предусмотрены групповые занятия, направленные на формирование благоприятной среды в классе.
9. Организация индивидуальных занятий, организация внеурочной деятельности. Учителя-предметники также в соответствии с учебным планом и графиком проводят индивидуальные занятия по предметам и занятия внеурочной деятельности, где ребенку оказывается помощь в освоении общеобразовательной программы по тем темам, которые он еще не изучил или в которых испытывает трудности.
10. Социализация обучающихся. Основная задача воспитательной работы и внеурочной деятельности - поддержание контактов ребенка, оказание помощи в социализации. Для этого проводится работа по включению детей с ОВЗ в рабочие группы на уроках, практических занятиях, а также во внеурочную деятельность с учетом их возможностей и интересов наравне с нормально развивающимися детьми.
11. Работа с родителями. Вся работа школы проводится в тесном сотрудничестве с родителями и законными представителями. Родители не только знакомятся с результатами проделанной работы, но и принимают участие в формировании учебного плана, в обсуждении стратегий развития своего ребенка. Благодаря этому решается проблема низкой компетентности родителей.
12. Профориентация. Немаловажным моментом в процессе сопровождения ребенка с особыми возможностями здоровья является профориентация. Она проводится с учетом индивидуальных особенностей здоровья, возможностей ребенка и реальной ситуацией с профессиональным образованием в городе. Не секрет, что система профессионального обучения детей с ОВЗ закреплена законодательно, но еще не отработана практически. Поэтому приходится индивидуально договариваться с представителями профессионального образования, чтобы дети были устроены в колледж и в полной мере социализировались в обществе.
Таким образом, благодаря грамотной организации психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся с особенностями в развитии, ребенок с ОВЗ овладевает базовыми знаниями и применяет эти знания в практической деятельности, чтобы успешно социализироваться, поступить в профессиональное учреждение среднего или высшего образования. Все обучающиеся с ОВЗ успешно осваивают программу, поступают в учебные заведения города и округа, но выявленные проблемы не позволяют осуществлять нам эту работу на 100%.
СИСТЕМА СОПРОВОЖДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В МБОУ СОШ № 8 ИМЕНИ А.Н. СИБИРЦЕВ А
Таблица 2
К)
о
№
Направление деятельности
Администрация
Руководитель ПМПК
Учитель-предметник
Классный руководитель
Педагог-психолог
Учитель-логопед
Социальный педагог
Разработка АОП
Утверждение п согласование с консилиумом. Контроль за реализацией программы
Утверждение н согласование программы, коррекгаровкав ходе реализации, организация консультирования специалистов Обсуждение компонентов индивидуального образовательного маршрута, его целей, задач и сроков выполнения
Разработка программы с учетом особенностей ребенка
Создание условий для успешного обучения ребенка с ОВЗ в рамках реализации программы
Разработка кор-рекционно-развивающего направления программы
Разработка
коррекционно-
развивающего
направления
программы
Организация взаимодействия с социальными службами, сопровождение, отслеживание социального благополучия
О и се и hd
В О-
Вс hd
И
В
о в
в
>
о
п
>
W
о
се
>
в в
и
И С^
н
,4даптащы технологий и методик преподавания
Обобщение и распространение педаго-гического опыта
Проведение тематических заседаний. Изучение п распространение новых технологий и методик
Использование новых технологий и методик. Разработка авторских программ, дидактических и методических ма-териалов
Анализ сформированных в УУД межпредметных компетенций. участие ребенка в жизни школы и класса, проектной деятельности. Проведение мониторинга эффективности методов и форм работы, оппсанных в индивидуальной траектории образования ребенка, внесение предложений по корректировке_
Осуществление взаимодействия с учителями-предметниками
Осуществление взаимодействия с учителями-
предметниками
Наблюдение и отслеживание результатов и комфортности ребенка
3
Адаптация содержания учебного материала
Контроль,
диагностика,
анализ
Коррекгаровка содержания материала
Выбор форм, методов, электронных средств, учебных пособий II т д
Отслеживание духовно-нравственных целей в процессе обучения
Составление рекомендаций для участников образовательного процесса
Оказание помощи в освоении программ, .ликвидация затруднений в обучении
Наблюдение и отслеживание результатов и комфортности ребенка
£ К)
Продолжение таблицы 2
№ Направление деятельности Администрация Руководитель ПМПК Учитель предметник Классный руководитель Педагог-психолог Учнгель-логопед Социальный педагог
4. Мониторинг развитая учащегося .Адаптация положения об оценивании образовательных результатов к детям с ОВЗ п детям-пнвалпдам. Анализ ито-гов независимого оценивания, внутреннего кон-трота Обсуждение роста развития п обучения, корректировка форм п методов Анализ диагностических п проверочных работп их проведение в щадящем режиме Представление результатов анализа для обсуждения, внесение предложений для улучшения результатов обучения Проведение обследования и диагностики, информирование о результатах консилиума Проведение обследования и диагностики, информирование о результатах консилиума Ведение дневника наблюдения, анализ конфликтных ситуаций, подкрепление ситуацией успеха
5. Оценочная деятельность Утверждение положения об оценивании учебных результатов су учащихся с ОВЗ Внесение предложений при разработке положения, корректировка оценочных индикаторов для учащихся с ОВЗ с учетом их индивидуальных возможностей Владение приемами оценивания УУД Проведение рефлексии, создание и поддерживание ситуации успеха у ребенка Внесение предложений при разработке положения, корректировка оценочных индикаторов для учащихся с ОВЗ с учетом их индивидуальных возможностей Внесение предложений при разработке положения. корректировка оценочных индикаторов для учащихсяс ОВЗ с учетом их индивидуальных возможностей
б. Расписание занятий, формирование учебного ппана Утверждение индивидуального учебного плана, расписание занятий Обсуждение и согласование индивидуального образовательного маршрута Проведение уроков в соответствии с расписанием Контроль присутствия ребенка на занятиях Проведение кор-рекционно-развивающих занятий согласно расписанию Проведение коррекционно-развивающих занятий согласно расписанию Сопровождение ребенка на занятия, помощь в реализации образовательных задач
Продопжеш таблицы 2
№ Направление деятельности Администрация Руководитель ПМПК Учитель-предметник Классный руководитель Педагог-психолог Учитель-логопед Социальный педагог
11. Работа с родителями Заключение договоров с родительской общественностью Информирование родителей, приглашение на заседания и консультации Информирование, консультирование, ознакомление с результатами Постоянный контакт с семьей Информирование, консультирование, ознакомление с результатами Оказание психологической поддержки Информирование, консультирование, ознакомление с результатам! Постоянный контакт с семьей
12. Профориентация Формирование комплексного плана по профориентации учащихся Организация профори-ентационной работы с обучающимися с ОВЗ и их родителями Углубление знании в соответствии с интересами ребенка Формирование предметных знаний Сопровождение в процессе профориентационной работы Ориентация в мире профессий Отбор методик для детей с ОВЗ. Изучение профессиональных возможностей обучающихся с ОВЗ Ориентация в мире профессий Информирование родительской общественности по вопросам профессиональной социальной адаптации учащихся с ОВЗ
к а
Литература
1. Анохина С. А. Психолого-педагогические особенности сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве // Инклюзивное образование: опыт, проблемы, перспективы : сб. науч. тр. по мат. Всерос. науч.-практ. Конф. (19 нояб. 2015 г, г. Стерлитамак, Республика Башкортостан) / отв. ред. Л.Б. Абдуллина, науч. ред. Т.И. Петрова. Стерлитамак : Стерлитамакский филиал БашГУ, 2015. С. 16-18.
2. Бобкова Т. С., Гороховицкая Т. Н. Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья центром психолого-педагогической медико-социальной помощи в условиях инклюзивного образования // Вектор науки ТГУ. 2016. № 3 (26). Серия: Педагогика, психология. URL : https://cyberleninka.ru/article /v/soprovozhdenie-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-tsentrom-psiholog o-pedagogicheskoy-i-mediko-sotsialnoy-pomoschi-v (дата обращения: 01.04.2018).
3. Гамаюнова А. Н., Пискайкина А. Е. Основные направления психолого-педагогического сопровождения подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Специальное образование. 2013. № 4. URL : https://cyberleninka.ru/article/v/osnovnye-napravleniya-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-podrostkov-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-usloviyah (дата обращения: 01.04.2018).
4. Организация деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в условиях реализации ФГОС для детей с ОВЗ : методические рекомендации / под общ. ред. Е.Н. Кутеповой, М.М. Семаго. М. : МГППУ, 2017. 139 с.
5. Организация деятельности системы ПМПК в условиях развития инклюзивного образования / под общ. ред. М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. М. : АРКТИ, 2015. 368 с.
6. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования : коллект. моногр. / отв. ред. С.В. Алехина. М. : МГППУ ; Буки Веди, 2013. 334 с.