Научная статья на тему 'СИСТЕМА СОПРОВОЖДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ'

СИСТЕМА СОПРОВОЖДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
277
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / ДЕТИ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ / ДЕТИ С ОВЗ / СОПРОВОЖДЕНИЕ / АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Биксина Марина Викторовна

В статье описывается опыт работы МБОУ СОШ № 8 имени А.Н. Сибирцева города Сургута ХМАО - Югры по организации психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся с особенностями в развитии в условиях инклюзивного образования. Описана система сопровождения, выделены трудности и способы их преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Биксина Марина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOLCHILDREN SUPPORT SYSTEM IN CONDITIONS OF INCLUSIVE ENVIRONMENT

The article describes the organization of psychological, pedagogical, medical and social support for students with disabilities in conditions of inclusive education in school No. 8 n. a. A. N. Sibirtsev, Surgut, KhMAO-Ugra. The support system is considered; the problems and their solutions are highlighted.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА СОПРОВОЖДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ»

УДК 376.37(571.122)

Биксина М. В.

Biksina M. V.

СИСТЕМА СОПРОВОЖДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

SCHOOLCHILDREN SUPPORT SYSTEM IN CONDITIONS OF INCLUSIVE ENVIRONMENT

В статье описывается опыт работы МБОУ СОШ № 8 имени А.Н. Сибирцева города Сургута ХМАО - Югры по организации психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся с особенностями в развитии в условиях инклюзивного образования. Описана система сопровождения, выделены трудности и способы их преодоления.

The article describes the organization of psychological, pedagogical, medical and social support for students with disabilities in conditions of inclusive education in school No. 8 n. a. A. N. Sibirtsev, Surgut, KhMAO-Ugra. The support system is considered; the problems and their solutions are highlighted.

Ключевые слова: инклюзивное образование, дети-инвалиды, дети с трудностями в обучении, дети с ОВЗ, сопровождение, адаптированная образовательная программа.

Keywords: inclusive education, disabled children, children with learning difficulties, children with disabilities, support, adapted educational program.

В статье представлен опыт МБОУ СОШ № 8 по сопровождению школьников в условиях инклюзивного образования.

Включение детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в общеобразовательную среду, их совместное обучение и воспитание с обычно развивающимися детьми на равных составляет методологическую основу инклюзивного образования.

Основной вопрос заключается в том, как сделать, чтобы и ребенок с ОВЗ, и нормально развивающиеся дети в полной мере реализовали образовательные потребности и получили определенный социальный опыт (цель).

Процесс включения ребенка с ОВЗ в общеобразовательную среду ставит перед педагогами, специалистами, администрацией образовательной организацией вопросы: как учить? чему учить?

Поэтому в школах необходима система сопровождения школьников в условиях инклюзивного образования.

В нашей образовательной организации инклюзивно обучается 93 ребенка (это дети с задержкой психического развития, тяжелыми нарушениями речи).

Осуществляют работу в данном направлении следующие участники образовательных отношений: администрация, председатель психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК), классный руководитель, учитель-предметник, педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог.

В таблице 1 приведены те трудности, с которыми сталкиваются специалисты в ходе работы с детьми с ОВЗ, а также пути выхода из них.

Таблица 1

Трудности и пути решения проблем по обучению детей с ОВЗ

Трудности Пути решения

Недостаточное внешнее научно-методическое сопровождение Сопровождение процесса обучения научным руководителем высшей школы

Недостаточно разработана методика обучения Разработка учебно-методического комплекса по отдельным предметам для разных категорий учащихся

Низкая компетентность родителей Усовершенствование системы работы с родителями

Отсутствие системы взаимодействия с учреждениями профессионального образования Создание системы взаимодействия с учреждениями профессионального образования

В таблице 2 представлена система работы школы. Она состоит из следующих блоков:

1. Разработка адаптированной образовательной программы (далее - АОП) и разновидностей данного вида программ является тем инструментом, который дает ребенку с ОВЗ возможность получения доступного качественного образования с учетом его индивидуальных особенностей. На школьной ПМПК обсуждаются компоненты индивидуального образовательного маршрута, цели, задачи, сроки выполнения. Затем учитель-предметник разрабатывает программу с учетом особенностей ребенка, педагог-психолог и учитель-логопед разрабатывают коррекционно-развивающее направление.

2. Адаптация технологий и методик преподавания. Руководитель ПМПК проводит тематические заседания по изучению новых технологий и методик работы с детьми с ОВЗ.

3. Адаптация содержания учебного материала. На школьной ПМПК осуществляется корректировка содержания учебного материала. Учитель-предметник подбирает формы, средства, методы образовательного процесса, электронные средства, ученые пособия по своему предмету, направленные на выявление и использование субъективного опыта ученика, раскрытие индивидуальных особенностей, выстраивание индивидуальной траектории развития через реализацию АОП. Специалисты психолого-педагогического и медико-социального сопровождения (далее - ППМС) составляют рекомендации для участников образовательного процесса.

4. Мониторинг развития учащегося. Каждые полгода на школьном совещании обсуждается динамика развития и обучения каждого обучающегося с ОВЗ, корректируются формы и методы работы с ним. Каждый педагог и специалист представляет промежуточные результаты работы учащегося на заседании консилиума службы ПМПС. Эти же результаты заносятся в «Карту сопровождения обучающегося с особыми возможностями здоровья», в которой отражаются все особенности, успехи и достижения обучающихся с ОВЗ. Структура карты: 1. Общие сведения о ребенке. 2. Заключение ПМПК. 3. Общие сведения о семье. 4. Особенности анамнеза. 5. Физическое развитие. 6. Особенности индивидуально-личностного развития ребенка. 7. Развитие деятельности. 8. Речевое развитие. 9. Состояние психических функций. 10. Результаты освоения образовательной программы. 11. Готовность к школьному обучению. 12. Психолого-медико-педагогическое сопровождение.

5. Оценочная деятельность. В силу своих особенностей обучающиеся инклюзивно дети не могут оцениваться так же, как остальные дети. В школе разработано и утверждено положение об оценивании учебных результатов учащихся с ОВЗ. Специалисты и педагоги вносят предложения при разработке положения, корректировке

оценочных индикаторов для учащихся с ОВЗ с учетом их индивидуальных возможностей. Они отражаются в карте достижений.

6. Расписание занятий, формирование учебного плана. У каждого обучающегося инклюзивно ребенка есть индивидуальный учебный план, расписание занятий, которые содержат дополнительные коррекционные и внеурочные занятия. Эти занятия помогают ему успешно обучаться наравне с нормативно развивающимися детьми.

7. Организация работы школьного консилиума. ПМПС-консилиум является тем органом, который сопровождает, координирует и контролирует всю работу по обучению и сопровождению ребенка с ОВЗ.

8. Проведение коррекционно-развивающих занятий. Педагог-психолог и учитель-логопед проводят индивидуальные и групповые коррекционные занятия с обучающимися с ОВЗ в соответствии с планом и учебным графиком. Программы специалистов составляются в соответствии с результатами индивидуальной диагностики и направлены на коррекцию как отдельных, так и общих дефицитов в развитии ребенка. Кроме того, предусмотрены групповые занятия, направленные на формирование благоприятной среды в классе.

9. Организация индивидуальных занятий, организация внеурочной деятельности. Учителя-предметники также в соответствии с учебным планом и графиком проводят индивидуальные занятия по предметам и занятия внеурочной деятельности, где ребенку оказывается помощь в освоении общеобразовательной программы по тем темам, которые он еще не изучил или в которых испытывает трудности.

10. Социализация обучающихся. Основная задача воспитательной работы и внеурочной деятельности - поддержание контактов ребенка, оказание помощи в социализации. Для этого проводится работа по включению детей с ОВЗ в рабочие группы на уроках, практических занятиях, а также во внеурочную деятельность с учетом их возможностей и интересов наравне с нормально развивающимися детьми.

11. Работа с родителями. Вся работа школы проводится в тесном сотрудничестве с родителями и законными представителями. Родители не только знакомятся с результатами проделанной работы, но и принимают участие в формировании учебного плана, в обсуждении стратегий развития своего ребенка. Благодаря этому решается проблема низкой компетентности родителей.

12. Профориентация. Немаловажным моментом в процессе сопровождения ребенка с особыми возможностями здоровья является профориентация. Она проводится с учетом индивидуальных особенностей здоровья, возможностей ребенка и реальной ситуацией с профессиональным образованием в городе. Не секрет, что система профессионального обучения детей с ОВЗ закреплена законодательно, но еще не отработана практически. Поэтому приходится индивидуально договариваться с представителями профессионального образования, чтобы дети были устроены в колледж и в полной мере социализировались в обществе.

Таким образом, благодаря грамотной организации психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся с особенностями в развитии, ребенок с ОВЗ овладевает базовыми знаниями и применяет эти знания в практической деятельности, чтобы успешно социализироваться, поступить в профессиональное учреждение среднего или высшего образования. Все обучающиеся с ОВЗ успешно осваивают программу, поступают в учебные заведения города и округа, но выявленные проблемы не позволяют осуществлять нам эту работу на 100%.

СИСТЕМА СОПРОВОЖДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В МБОУ СОШ № 8 ИМЕНИ А.Н. СИБИРЦЕВ А

Таблица 2

К)

о

Направление деятельности

Администрация

Руководитель ПМПК

Учитель-предметник

Классный руководитель

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Социальный педагог

Разработка АОП

Утверждение п согласование с консилиумом. Контроль за реализацией программы

Утверждение н согласование программы, коррекгаровкав ходе реализации, организация консультирования специалистов Обсуждение компонентов индивидуального образовательного маршрута, его целей, задач и сроков выполнения

Разработка программы с учетом особенностей ребенка

Создание условий для успешного обучения ребенка с ОВЗ в рамках реализации программы

Разработка кор-рекционно-развивающего направления программы

Разработка

коррекционно-

развивающего

направления

программы

Организация взаимодействия с социальными службами, сопровождение, отслеживание социального благополучия

О и се и hd

В О-

Вс hd

И

В

о в

в

>

о

п

>

W

о

се

>

в в

и

И С^

н

,4даптащы технологий и методик преподавания

Обобщение и распространение педаго-гического опыта

Проведение тематических заседаний. Изучение п распространение новых технологий и методик

Использование новых технологий и методик. Разработка авторских программ, дидактических и методических ма-териалов

Анализ сформированных в УУД межпредметных компетенций. участие ребенка в жизни школы и класса, проектной деятельности. Проведение мониторинга эффективности методов и форм работы, оппсанных в индивидуальной траектории образования ребенка, внесение предложений по корректировке_

Осуществление взаимодействия с учителями-предметниками

Осуществление взаимодействия с учителями-

предметниками

Наблюдение и отслеживание результатов и комфортности ребенка

3

Адаптация содержания учебного материала

Контроль,

диагностика,

анализ

Коррекгаровка содержания материала

Выбор форм, методов, электронных средств, учебных пособий II т д

Отслеживание духовно-нравственных целей в процессе обучения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Составление рекомендаций для участников образовательного процесса

Оказание помощи в освоении программ, .ликвидация затруднений в обучении

Наблюдение и отслеживание результатов и комфортности ребенка

£ К)

Продолжение таблицы 2

№ Направление деятельности Администрация Руководитель ПМПК Учитель предметник Классный руководитель Педагог-психолог Учнгель-логопед Социальный педагог

4. Мониторинг развитая учащегося .Адаптация положения об оценивании образовательных результатов к детям с ОВЗ п детям-пнвалпдам. Анализ ито-гов независимого оценивания, внутреннего кон-трота Обсуждение роста развития п обучения, корректировка форм п методов Анализ диагностических п проверочных работп их проведение в щадящем режиме Представление результатов анализа для обсуждения, внесение предложений для улучшения результатов обучения Проведение обследования и диагностики, информирование о результатах консилиума Проведение обследования и диагностики, информирование о результатах консилиума Ведение дневника наблюдения, анализ конфликтных ситуаций, подкрепление ситуацией успеха

5. Оценочная деятельность Утверждение положения об оценивании учебных результатов су учащихся с ОВЗ Внесение предложений при разработке положения, корректировка оценочных индикаторов для учащихся с ОВЗ с учетом их индивидуальных возможностей Владение приемами оценивания УУД Проведение рефлексии, создание и поддерживание ситуации успеха у ребенка Внесение предложений при разработке положения, корректировка оценочных индикаторов для учащихся с ОВЗ с учетом их индивидуальных возможностей Внесение предложений при разработке положения. корректировка оценочных индикаторов для учащихсяс ОВЗ с учетом их индивидуальных возможностей

б. Расписание занятий, формирование учебного ппана Утверждение индивидуального учебного плана, расписание занятий Обсуждение и согласование индивидуального образовательного маршрута Проведение уроков в соответствии с расписанием Контроль присутствия ребенка на занятиях Проведение кор-рекционно-развивающих занятий согласно расписанию Проведение коррекционно-развивающих занятий согласно расписанию Сопровождение ребенка на занятия, помощь в реализации образовательных задач

Продопжеш таблицы 2

№ Направление деятельности Администрация Руководитель ПМПК Учитель-предметник Классный руководитель Педагог-психолог Учитель-логопед Социальный педагог

11. Работа с родителями Заключение договоров с родительской общественностью Информирование родителей, приглашение на заседания и консультации Информирование, консультирование, ознакомление с результатами Постоянный контакт с семьей Информирование, консультирование, ознакомление с результатами Оказание психологической поддержки Информирование, консультирование, ознакомление с результатам! Постоянный контакт с семьей

12. Профориентация Формирование комплексного плана по профориентации учащихся Организация профори-ентационной работы с обучающимися с ОВЗ и их родителями Углубление знании в соответствии с интересами ребенка Формирование предметных знаний Сопровождение в процессе профориентационной работы Ориентация в мире профессий Отбор методик для детей с ОВЗ. Изучение профессиональных возможностей обучающихся с ОВЗ Ориентация в мире профессий Информирование родительской общественности по вопросам профессиональной социальной адаптации учащихся с ОВЗ

к а

Литература

1. Анохина С. А. Психолого-педагогические особенности сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве // Инклюзивное образование: опыт, проблемы, перспективы : сб. науч. тр. по мат. Всерос. науч.-практ. Конф. (19 нояб. 2015 г, г. Стерлитамак, Республика Башкортостан) / отв. ред. Л.Б. Абдуллина, науч. ред. Т.И. Петрова. Стерлитамак : Стерлитамакский филиал БашГУ, 2015. С. 16-18.

2. Бобкова Т. С., Гороховицкая Т. Н. Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья центром психолого-педагогической медико-социальной помощи в условиях инклюзивного образования // Вектор науки ТГУ. 2016. № 3 (26). Серия: Педагогика, психология. URL : https://cyberleninka.ru/article /v/soprovozhdenie-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-tsentrom-psiholog o-pedagogicheskoy-i-mediko-sotsialnoy-pomoschi-v (дата обращения: 01.04.2018).

3. Гамаюнова А. Н., Пискайкина А. Е. Основные направления психолого-педагогического сопровождения подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Специальное образование. 2013. № 4. URL : https://cyberleninka.ru/article/v/osnovnye-napravleniya-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-podrostkov-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-usloviyah (дата обращения: 01.04.2018).

4. Организация деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в условиях реализации ФГОС для детей с ОВЗ : методические рекомендации / под общ. ред. Е.Н. Кутеповой, М.М. Семаго. М. : МГППУ, 2017. 139 с.

5. Организация деятельности системы ПМПК в условиях развития инклюзивного образования / под общ. ред. М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. М. : АРКТИ, 2015. 368 с.

6. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования : коллект. моногр. / отв. ред. С.В. Алехина. М. : МГППУ ; Буки Веди, 2013. 334 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.