Научная статья на тему 'Комплексная программа профилактической коррекционной и реабилитационной работы с учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья'

Комплексная программа профилактической коррекционной и реабилитационной работы с учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1734
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛА / УЧЕНИК С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА / КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА / РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ РАБОТА / SCHOOL / STUDENT WITH DISABILITIES / CORRECTIONAL WORK / REHABILITATION WORK / PREVENTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полянских Л. В., Калашникова Л. Р.

В статье представлено описание структуры и возможного содержания комплексной программы профилактической, коррекционной и реабилитационной работы с учениками с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полянских Л. В., Калашникова Л. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексная программа профилактической коррекционной и реабилитационной работы с учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья»

Л.В. Полянских

социальный педагог, МБОУ СОШ№51, г. Краснодар

L.V. Polyanskih social worker, school № 51, Krasnodar Л.Р. Калашникова учитель-логопед, МБОУ СОШ№51, г. Краснодар

L.R. Kalashnikova speech therapists, school № 51, Krasnodar

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ И РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. В статье представлено описание структуры и возможного содержания комплексной программы профилактической, коррекционной и реабилитационной работы с учениками с ограниченными возможностями здоровья. Annotation. The article describes the structure and content of a possible comprehensive program of preventive, corrective and of the rehabilitation work with students with disabilities.

Ключевые слова: школа, ученик с ограниченными возможностями здоровья, профилактическая работа, коррекционная работа, реабилитационная работа. Key words: school, a student with disabilities, prevention, correctional work, rehabilitation work.

Пояснительная записка

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с Федеральным образовательным стандартом второго поколения, направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

В основе коррекционной работы лежит единство четырех функций: диагностики проблем, информации о проблеме и путях ее решения, консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы, помощь на этапе решения проблемы. Организационно-управленческой формой коррекционного сопровождения является медико-психолого-педагогический консилиум. Его главная задача: защита прав интересов ребенка, диагностика по проблемам развития, выявление групп детей, требующих внимания специалистов, консультирование всех участников образовательного процесса.

Программа составлена учителем-логопедом МБОУ СОШ №51 Калашниковой Лялей Рифовной и социальным педагогом МБОУ СОШ №51 Полянских Ларисой Владимировной.

Программа рассмотрена на заседании Методического совета школы, утверждена директором школы и рекомендована к реализации в коррекционных классах VII вида.

Цель программы

Оказание помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Задачи программы

1. Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья.

2. Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.

3. Создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.

4. Осуществление социально-педагогической, психологической, логопедической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

5. Разработка и реализация индивидуальных и групповых занятий для детей с выраженным нарушением физического и психического развития.

6. Обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррек-ционных услуг.

7. Реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

8. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по психологическим, логопедическим, социальным, правовым и другим вопросам.

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

- соблюдение интересов ребёнка

- системность

- непрерывность

- вариативность

- рекомендательный характер оказания помощи.

Направления работы

- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса -обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Характеристика содержания

Диагностическая работа включает:

- своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;

- диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

- комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля: учителя, педагога-психолога, учителя-логопеда, врача-педиатра, врача-психиатра.

- изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся, испытывающих трудности в обучении и в общении, с ОВЗ.

- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка испытывающих трудности в обучении и в общении, с ОВЗ;

- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка испытывающего трудности в обучении и в общении, с ограниченными возможностями здоровья;

- анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающая работа включает:

- выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

- организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

- системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;

- коррекцию и развитие высших психических функций;

- развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;

- социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах;

- всестороннее развитие коммуникативных возможностей с целью успешной социализации данной категории учащихся.

Консультативная работа включает:

- выработку совместных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;

- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;

- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Информационно-просветительская работа предусматривает:

- различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы),

- проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

Этапы реализации программы

Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.

I этап (май-сентябрь). Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.

II этап (октябрь-май) Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.

III этап (май-июнь) Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.

IV этап (август-сентябрь) Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

Механизм реализации программы

Механизм взаимодействия психолого-педагогический консилиум, психологическое, логопедическое и педагогическое сопровождение.

Механизм реализации:

1) Предшкола

2) Коррекционные группы

3) Индивидуальный и дифференцированный подход

4) Индивидуальное обучение (обучение на дому)

Социальное партнерство:

Городская медико-педагогическая комиссия (МБОУ ЦДК «Детство» г. Краснодар); МБУЗ Детская городская поликлиника № 3; Родительская общественность.

Требования к условиям реализации программы

Психолого-педагогическое обеспечение:

- обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;

- обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);

- обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);

- обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;

- развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и физического развития.

Программно-методическое обеспечение

В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы коррекционно-развивающие программы и планы работы (психолога, логопеда, социального педагога) (см. приложения), инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности социального педагога, педагога-психолога, учителя-логопеда.

В случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и физического развития по индивидуальному учебному плану целесообразным является использование специальных (коррекционных) образовательных программ.

Материально-техническое обеспечение

Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально-технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекци-онно-развивающую среды образовательного учреждения.

Информационное обеспечение

Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов.

Диагностическое направление

Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.

Задачи (направления деятельности) Планируемые результаты Виды и формы деятельности, мероприятия Сроки (периодичность в течение года) Ответственные

Психолого-педагогическая диагностика

Первичная диагностика для выявления группы «риска» Создание банка данных обучающихся, нуждающихся в специализирован ной помощи. Формирование характеристики образовательной ситуации в ОУ Наблюдение, логопедическое и психологическое обследование; анкетирование родителей, беседы с педагогами сентябрь Социальный педагог, классный руководитель Педагог-психолог Учитель-логопед

Углубленная диагностика детей с ОВЗ, цетей-инвалидов Получение объективных сведений об обучающемся на основании диагностической информации специалистов разного профиля, создание диагностических "портретов" детей Диагностирование Заполнение диагностических документов специалистами (Речевой карты, протокола обследования) сентябрь Педагог-психолог Учитель-логопед

Социально - педагогическая диагностика

Определение уровня организованности ребенка, особенностей эмоционально-волевой и личностной сферы; уровень знаний по предметам Получение объективной информации об организованности ребенка, умении учиться, особенности личности, уровню знаний по предметам. Осуществление динамического наблюдения за учащимися с ОВЗ, согласно решению ПМПК Выявление нарушений в поведении (гиперактивность, замкнутость, обидчивость и т.д.) Анкетирование, наблюдение во время занятий, беседа с родителями, посещение семьи. Составление характеристики. Динамическое наблюдение Сентябрь-октябрь В течение учебного года Социальный педагог, классный руководитель Педагог-психолог Учитель-предметник Учителя начальных классов, учитель-логопед, педагог-психолог

Коррекционно-развивающее направление

Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

Задачи (направления) деятельности Планируемые результаты Виды и формы деятельности, мероприятия. Сроки (пе-риодич-ность в течение года) Ответственные

Психолого-педагогическая работа

Обеспечение педагогического сопровождения детей с ОВЗ, цетей-инвалидов Планы, программы Разработать индивидуальную программу по предмету. Разработать воспитательную программу работы с классом Осуществление педагогического мониторинга достижений школьника. сентябрь Учитель-предметник, классный руководитель Социальный педагог

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обеспечить психологическое и логопедическое сопровождение детей с ОВЗ, детей-инвалидов Позитивная динамика развиваемых параметров 1.Формирование групп для коррекционной работы. 2.Составление расписания занятий. 3. Проведение коррекцион-ных занятий. 4. Отслеживание динамики развития ребенка До 10.10 10.10-15.05 Педагог-психолог Учитель-логопед

Профилактическая работа

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов Разработка рекомендаций для педагогов, учителей и родителей по работе с детьми с ОВЗ. Внедрение здоровьесбере-гающих технологий в образовательный процесс Организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение, профилактику здоровья и формирование навыков здорового и безопасного образа жизни. Реализация профилактических программ Осуществление контроля за своевременным проведением лечебно-профилактических мероприятий с учащимися, имеющими отклонения в здоровье В течение года Педагог- психолог Учитель- логопед Зам.директора по УВР Социальный педагог Школьный врач Педагог- психолог

Консультативное направление

Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся

Задачи (направления) деятельности Планируемые результаты. Виды и формы деятельности, мероприятия. Сроки (периодичность в течение года) Ответственные

Консультирование педагогов 1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы. 2. Разработка плана консультативной работы с ребенком, родителями, классом, ра- Индивидуальные, групповые, тематические консультации По отдельному плану-графику Специалисты ПМПК Учитель-логопед Педагог-психолог Заместитель директора по НШ

ботинками школы

Консультирование обучающихся по выявленным проблемам, оказание превентивной помощи 1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы. 2. Разработка плана консультативной работы с ребенком Индивидуальные, групповые, тематические консультации По отдельному плану-графику Специалисты ПМПК Учитель-логопед Педагог-психолог Заместитель директора по НШ

Консультирование родителей 1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы. 2. Разработка плана консультативной работы с родителями Индивидуальные, групповые, тематические консультации По отдельному плану-графику Специалисты ПМПК Учитель-логопед Педагог-психолог Заместитель директора по НШ

Информационно — просветительская работа

Цель: организация информационно-просветительской деятельности по вопросам инклюзивного образования со всеми участниками образовательного процесса

Задачи (направления) деятельности Планируемые результаты. Виды и формы деятельности, мероприятия. Сроки (периодичность в течение года) Ответственные

Информирование родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам Организация работы семинаров, тренингов. Информационные мероприятия По отдельному плану-графику Специалисты ПМПК Учитель - логопед Педагог - психолог Заместитель директора по НШ Другие организации

Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания данной категории детей Организация методических мероприятий Информационные мероприятия По отдельному плану-графику Специалисты ПМПК Учитель - логопед Педагог - психолог Заместитель директора по НШ другие организации

Направления работы специалистов Педагогическое сопровождение

Направления Задачи Содержание и формы работы Ожидаемые результаты

Диагностическое 1.Сбор диагностического инструментария для проведения коррекционной работы. 2.Организация педагогического сопровождения детей, чье развитие осложнено действием неблагоприятных факторов. З.Установление объема знаний, умений и навыков, Изучение индивидуальных карт медико-психологической диагностики. Анкетирование . Беседы. Тестирование. Наблюдение. Создание «карты проблем» Создание аналитической справки об уровне сформиро-ванности УУД. Диагностические портреты детей.

выявление трудностей, определение условий, в которых они будут преодолеваться. 4.Проведение комплексной диагностики уровня сфор-мированности УУД.

Коррекционное 1.Преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности. 2.Овладение навыками адаптации учащихся к социуму. 3.Развитие творческого потенциала учащихся. 4.Создание условий для развития сохранных функций; формирование положительной мотивации к обучению; 5.Повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения; коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферы; 6.Формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности; воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков. Проведение групповых и индивидуальных коррекци-онных занятий. Все виды коррекционных работ должны быть направлены на развитие универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных. Содержание и формы кор-рекционной работы учителя: - наблюдение за учениками в учебной и внеурочной дея-гельности (ежедневно); - поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями; - составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ОВЗ при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребёнка. - составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося (вместе с психологом и учителями-предметниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликви-цации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления кор-рекционной работы; - контроль успеваемости и поведения учащихся в классе;

- формирование микроклимата в классе, способствующего тому, чтобы каждый учащийся с ОВЗ чувствовал себя в школе комфортно;

- ведение документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.);

- организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие.

Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:

- формирование УУД на всех этапах учебного процесса;

- обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять;

- побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;

- установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;

- использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;

- максимальное использование сохранных анализаторов

Самообразование и повышение квалификации педагогических кадров

Содержание и формы работы Срок исполнения

Изучение методической литературы по коррекционной педагогике и социальной психологии В течение года

Анализ научной и практической литературы для составления или разработки коррекционно-развивающих рабочих или авторских программ В течение года

Выбор темы по самообразованию В течение года

Прохождение курсов повышения квалификации 1 раз в три года

Прохождение аттестации на соответствующую квалификационную категорию 1 раз в пять лет

Список источников:

1. Постульгина Е.В. Развитие диалогической речи у слабослышащих детей на I ступени обучения. Тамбов, 2007.

2. Капитовская О.А. Развитие диалогической речи у детей с речевыми нарушениями. КАРО. Спб, 2005.

3. Методическое пособие и рабочие материалы для деятельности психолого-медико-педагогических консилиумов и консультаций. Москва. 2000.

4. «Вестник образования» № 22. Ноябрь 2012. «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы»

5. Крыжановская Л.М. Психолого-педагогическая реабилитация подростков. Москва. Владос. 2008

6. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. Москва. Владос. 2005

7. Департамент молодежной политики Краснодарского края. Проблемы современной семьи и пути их решения. Краснодар. 2009

Нормативно-правовая база:

8. Закон Российской Федерации «Об образовании»;

9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

10. СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

11. Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);

12. О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

13. Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);

14. Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);

15. О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.)

16. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.