Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПОЛИЦИИ МВД РОССИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ НЕКОТОРЫЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННЫЕ ПРОИЗВОДСТВА'

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПОЛИЦИИ МВД РОССИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ НЕКОТОРЫЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННЫЕ ПРОИЗВОДСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
223
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ / ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / ДИСЦИПЛИНАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПРОИЗВОДСТВО ПО ЖАЛОБАМ / ПРОИЗВОДСТВО ПО ПРИМЕНЕНИЮ МЕР АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ОГРАНИЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шевцов Александр Валерьевич

В статье изложены современные особенности правового регулирования полномочий должностных лиц полиции по осуществлению четырех основных административных производств, входящих в структуру административно-юрисдикционного блока теоретической конструкции административного процесса полиции МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE MODERN LEGAL REGULATION OF THE POWERS OF POLICE OFFICIALS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA, CARRYING OUT SOME ADMINISTRATIVE-JURISDICTIONAL PROCEEDINGS

The article describes the modern features of the legal regulation of the powers of police officials to carry out the four main administrative proceedings that are part of the administrative-jurisdictional block of the theoretical structure of the administrative process of the police of the Ministry of Internal affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПОЛИЦИИ МВД РОССИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ НЕКОТОРЫЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННЫЕ ПРОИЗВОДСТВА»

Особенности современного правового регулирования полномочий должностных лиц полиции МВД России, осуществляющих некоторые административно-юрисдикционные производства

АЛЕКСАНДР ВАЛЕРЬЕВИЧ ШЕВЦОВ,

заместитель начальника кафедры управления деятельностью подразделений обеспечения охраны общественного порядка

центра командно-штабных учений, кандидат юридических наук, доцент (Академия управления МВД России) E-mail: Shevtsov72@yandex.ru

Features of the modern legal regulation of the powers of police officials of the Ministry of Internal affairs of Russia, carrying out some administrative-jurisdictional proceedings

ALEXANDER VALERIEVICH SHEVTSOV,

Deputy Head of the Department of Management of Public Order Units of the Center for Command and Staff Exercises, Candidate of Law, Associate Professor (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

E-mail: Shevtsov72@yandex.ru

УДК 342.9

Аннотация. В статье изложены современные особенности правового регулирования полномочий должностных лиц полиции по осуществлению четырех основных административных производств, входящих в структуру административно-юрисдикционного блока теоретической конструкции административного процесса полиции МВД России.

Ключевые слова и словосочетания: административный процесс; административная юрисдикция; производство по делам об административных правонарушениях; дисциплинарное производство; производство по жалобам; производство по применению мер административно-правового ограничения.

Annotation. The article describes the modern features of the legal regulation of the powers of police officials to carry out the four main administrative proceedings that are part of the administrative-jurisdictional block of the theoretical structure of the administrative process of the police of the Ministry of Internal affairs of Russia.

Keywords and phrases: administrative procedure; administrative jurisdiction; proceedings on administrative offenses; disciplinary proceedings; complaints proceedings; proceedings on the application of administrative and legal restrictions.

Особенности современного правового регулирования административно-процессуальных полномочий должностных лиц полиции МВД России проявляются в ходе деятельности указанных субъектов правоприменения, состоящей в последовательном совер-

шении ими предусмотренных процессуальных действий.

В современной юридической литературе можно встретить различные теоретические подходы к пониманию структуры административно-процессуальной деятельности [15].

Характерный ей отраслевой вид юридического процесса (административный процесс) связан с реализацией административно -властных полномочий. Именно поэтому профессор В. Д. Сорокин характеризовал его как «...урегулированный правом порядок разрешения индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления» [14, с. 204]. Последователь его научных идей, профессор А. И. Каплунов, классифицировал основные теоретические модели административно-процессуальной деятельности [1, с. 16]. Одну из таких моделей впервые обосновала профессор Н. Г. Салищева, применяя так называемый «комплексный (на основе юрис-дикционного) подход к пониманию административного процесса» [12]. В соответствии с этим теоретическим подходом административная юрисдикция [17] представляет собой один из видовых блоков административного процесса, состоящий из четырех основных административно-юрисдикционных производств [16]:

— по делам об административных правонарушениях;

— по применению принудительных мер административно-правового ограничения;

— по дисциплинарным делам;

— по обращениям, административно-правовым жалобам и спорам.

Производство по делам об административных правонарушениях (далее — ПДОАП) является одним из девяти основных направлений деятельности полиции МВД России1, соответствующие процессуальные полномочия регламентированы Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях2 (далее — КоАП РФ) и федеральным законодательством. Так, при обнаружении факта нарушения установленных административно-правовых запретов или предписаний законом предусмотрена обязанность полиции документировать обстоятельства такого факта3 и в пределах своей компетенции осуществлять ПДОАП4. Для этого закон наделяет должностных лиц правом составления протоколов и иных процессуальных документов5, пред-

1 О полиции [Электронный ресурс]: федер. закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ. Ст. 2. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

2 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3 О полиции [Электронный ресурс]: федер. закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ. П. 2. Ч. 1. Ст. 12. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4 Там же. П. 11. Ч. 1. Ст. 12.

5 Там же. П. 8. Ч. 1. Ст. 13.

назначенных для сбора доказательств и подтверждения обоснованности и законности применения процессуально-обеспечительных мер, предусмотренных главой 27 КоАП РФ. Полиция может задерживать лиц, в отношении которых ведется ПДОАП6 для обеспечения своевременного и объективного рассмотрения дел об административных правонарушениях (далее - ДАП)7.

Современное правовое регулирование полномочий должностных лиц полиции МВД России при осуществлении ПДОАП характеризуется поступательной оптимизацией процессуальных процедур установления, фиксации каждого противоправного деяния, рассмотрения ДАП и назначения административного наказания. Оптимизация указанных процессуальных процедур подразумевает уменьшение количества процессуальных действий. Исследуемые полномочия реализуются на различных этапах и стадиях ПДОАП, связанных: с административно-процессуальным документированием деликта; возбуждением ДАП, в том числе в связи с применением обеспечительных мер; с реализацией процедур рассмотрения ДАП; с обращением к исполнению и непосредственным исполнением выносимого при этом постановления.

Суть современного административно -процессуального документирования состоит не только в заполнении формализованных бланков процессуальных документов, предусмотренных КоАП РФ, но и в применении средств электронной визуализации обстоятельств различных административных деликтов и правомерности соответствующих действий должностных лиц полиции в ходе ПДОАП8. В этом смысле современное административно -процессуальное документирование предполагает непременную интеграцию в ПДОАП определенных технических действий, с помощью которых можно получить наиболее полную информацию о противоправных деяниях, влекущих административную ответственность. В результате такие технические действия позволяют более точно оценить общественную опасность деликта и объективно квалифицировать правонарушение [5].

Следует отметить, что, относясь к исчерпывающему числу поводов для возбуждения

6 Там же. П. 5. Ч. 2. Ст. 14.

7 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. Ст. 27.3. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8 О полиции [Электронный ресурс]: федер. закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ. Ч. 3. Ст. 11. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

ДАП9, административно-процессуальное документирование не является непосредственным моментом возбуждения дела10. В таких случаях производство возбуждается как раз в ходе рассмотрения материалов документирования.

Особ енности административно -право -вого регулирования полномочий полиции на последующих стадиях ПДОАП связаны с ее административно-юрисдикционной компетенцией [11, с. 72]. Вместе с тем численность сотрудников полиции, вовлеченных в осуществление ПДОАП, явно несопоставимо с достаточно большим объемом возложенных на них полномочий. Это обстоятельство позволяет предположить целесообразность снижения административно-процессуальной нагрузки путем исключения некоторых излишних функций [13, с. 141]. Так, анализ административно-правовой регламентации процедуры назначения наказания в виде административного штрафа свидетельствует о том, что должностные лица полиции реализуют ряд непроцессуальных функций, связанных с созданием условий, необходимых для последующего взыскания штрафа с правонарушителя. Имеют место некоторые проблемы административно-правового регулирования порядка реализации процедуры удовлетворения ходатайства привлекаемого к ответственности лица об изменении места рассмотрения материалов ДАП. Вместе с тем удовлетворение подобного рода ходатайств должно учитывать условие, при котором административные дела о правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность (далее — ОП и ОБ)11, рассматриваются не по месту жительства лица, а исключительно по месту их пресечения.

Совершенствованию процессуального порядка привлечения к административной ответственности способствует изменения оснований для административного расследования, представляющего собой процессуальный инструмент решения задач ПДОАП по отдельным категориям противоправных проявлений. В связи с этим дополнительного административно-правового регулирования требует порядок и основания отнесения ДАП к категории, требующей административного расследования, а также исключения возможности произвольного расширения перечня оснований для при-

9 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. Ч. 1. Ст. 28.1. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

10 Там же. ч. 4 ст. 28.1.

11 Там же. Гл. 20.

менения вышеуказанной усложненной формы административного производства.

Совершенствование административно-правового регулирования полномочий по рассмотрению ДАП обусловлено необходимостью создания условий для более результативного взаимодействия участников ПДОАП [18]. К одному из таких основных условий относится всесторонняя информатизация административно-процессуального взаимодействия всех субъектов административной юрисдикции и суда.

Исследованные особенности административно-правового регулирования ПДОАП позволяют утверждать о целесообразности:

— разработки нового административно-процессуального порядка отнесения к доказательствам по ДАП результатов документирования противоправных проявлений, полученных с использованием технических средств фиксации, в т. ч. являющихся предметами личной экипировки должностных лиц, осуществляющих ПДОАП;

— унификации электронных образов процессуальных документов (протоколов, определений, постановлений и т. д.), используемых в ПДОАП;

— интеграции унифицированных электронных образов процессуальных документов в систему электронного межведомственного взаимодействия субъектов административной юрисдикции;

— уточнения оснований для реализации процессуально-профилактической процедуры вынесения представления об устранении условий и причин административно-деликтного поведения.

Производство по применению принудительных мер административно-правового ограничения представляет собой деятельность по возбуждению и разрешению дел, предусматривающих «...реализацию право-ограничений, лишений и обременений, характеризующих содержание меры принуждения» [1, с. 193]. Особенности применения административного принуждения в деятельности должностных лиц полиции отражают два основных подхода к пониманию его сущности. Первый из них характеризует принудительное административно-правовое ограничение как исключительно административно-процессуальную деятельность уполномоченных должностных лиц органов исполнительной власти, связанную с необходимостью разрешения административно-правовых споров (конфликтов), которые не влекут административной ответственности, но вместе с тем требуют реализации административ-

но-процессуальных действий и решений, направленных на ограничение (обременение) прав участников общественных отношений [3, с. 19-20; 10, с. 132, 329]. Поскольку с этой точки зрения административному принуждению свойственна процессуальная природа, его принято рассматривать как административное производство, имеющее административ-но-юрисдикционный характер [2, с. 410-411]. Второй подход основан на дифференциации применяемых полицией мер административного принуждения на административно-процессуальные и административно-процедурные. Так, профессор А. И. Каплунов к административно-процедурному порядку реализации административного принуждения относит все известные административно-принудительные меры за исключением мер административной ответственности, а также некоторых мер административного предупреждения, процедурный порядок реализации которых «в виде конкретных правоохранительных действий» не нашел закрепления в диспозициях устанавливающих их правовых норм [1, с. 188-189].

Однако в любом случае особенность производства по применению принудительных мер административного правоограничения проявляется в том, что оно предусматривает административно-процессуальную форму разрешения правовых конфликтов (споров), сопровождающихся возникновением угрозы ОП и ОБ от не связанных с влекущими административную ответственность намерениями и (или) обстоятельствами совершения противоправных деяний.

Суть данного производства состоит в реализации уполномоченными должностными лицами полиции административно-процессуального порядка ограничения возможности реализации права на свободу перемещения в пространстве (в форме задержания) либо уменьшение свободы иного предусмотренного законом действия участника общественных отношений (в форме обременения) до принятия необходимого процессуального решения. При этом речь идет не просто об ограничении (отмене или умалении) прав и свобод как таковых, а условий, целей, пределов и сроков их действия. Точнее говоря, не об ограничении прав и свобод, а об ограничении их реализации [4, с. 580-583]. В результате под административным правоогра-ничением следует понимать принудительное ограничение возможности реализации права на свободу перемещения в пространстве либо временное обременение иных предусмотренных законом прав до принятия необходимого процессуального решения в связи с возникно-

вением угрозы ОП и ОБ от не связанных с влекущими административную ответственность намерениями и (или) обстоятельствами противоправного деяния.

Правовое регулирование производства по применению принудительных мер административного правоограничения осуществляется на основе федеральных законов, устанавливающих полномочия полиции по ограничению возможности реализации физическими или должностными лицами своего права на свободу перемещения в пространстве либо временного обременения иного предусмотренного законом действия со стороны та-кихлиц.

К полномочиям, реализуемым должностными лицами полиции МВД России при осуществлении административно-юрисдикционного производства по применению принудительных мер административного правоограничения, относится процессуальное оформление: протокола о задержании12; материалов о профилактическом воздействии (в формах беседы, объявления официального предостережения, учета, надзора и специальных мер)13; материалов о помещении несовершеннолетних в СУВУЗТ14 или в ЦВСНП15; решений об отказе в выдаче либо аннулировании разрешения на временное пребывание16 и вида на жительство17; материалов для принятия решений о нежелательности пребывания (проживания)18 или о неразрешении въезда19; решения об отказе в выдаче (аннулировании) разрешения на работу20; решения об аннулировании ранее выданных виз, разрешений на работу, патентов21; материалов

12 О полиции [Электронный ресурс]: федер. закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ. Ч. 14, 15. Ст. 14. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

13 Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ. Ст. 6, 17. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

14 Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Электронный ресурс]: федер. закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ. Гл. III. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

15 Там же. Гл. 111.1.

16 О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ. Ст. 7. Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

17 Там же. Ст. 9.

18 О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию [Электронный ресурс]: федер. закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ. Ст. 25.10 Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

19 Там же. Ст. 26; ч. 1 ст. 27.

20 О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ. Ст. 13.2. Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

21 Там же. Ст. 13.3.

о реадмиссии22 или о депортации23; решений о лишении статуса беженца24 или временного переселенца25; решений о лишении временного убежища26 или свидетельства участника Госпрограммы27.

Приоритетами правового регулирования производства по применению принудительных мер административно-правового ограничения является устранение исключительно подзаконного порядка регламентации некоторых административно-процессуальных полномочий должностных лиц полиции, а также интеграция в федеральные законы, содержащие иссл едуемую административно - юрисд икци-онную компетенцию, единого процессуального порядка оформления решения об административно-правовом ограничении.

Производство по дисциплинарным делам представляет собой процессуальную форму реализации юридической ответственности28 субъектами дисциплинарной власти29. Дисциплинарное принуждение применяется в связи со служебными проступками подчиненных участников административных правоотношений30, а также при нарушении ими некоторых административно-правовых предписаний31.

В основу предложенной научной классификации признаков [9] противоправных посягательств, являющихся основанием для дисциплинарного принуждения [8], положена административно-процессуальная природа применяемых правовых норм. Так, административно-процессуальный характер дисциплинарного принуждения проявляется в возбуждении юрисдикционного производства при соверше-

22 Там же. Гл. У.1.

23 О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию [Электронный ресурс]: федер. закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ. Ст. 25.10 Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

24 О беженцах [Электронный ресурс]: федер. закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-1. Ст. 9. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

25 О вынужденных переселенцах [Электронный ресурс]: федер. закон от 19 февраля 1993 г. № 4530-1. Ст. 9 (действующая редакция). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru.

26 О беженцах [Электронный ресурс]: федер. закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-1. Ч. 6, 7. Ст. 12. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

27 О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом [Электронный ресурс]: указ Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637. П. 25. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

28 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. Ст. 50. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

29 Там же. ч. 3, 4, 6 ст. 51.

30 Там же. Ст. 49.

31 Там же. Ст. 2.5.

нии дисциплинарного проступка; свободы выбора вида дисциплинарного наказания; достаточности доказательств; справедливости защитного механизма правосудного доступа. Именно поэтому задачи дисциплинарного производства коррелируют с задачами иных административ-но-юрисдикционных производств [1, с. 174].

Основу административно-правового регулирования производства по дисциплинарным делам составляют положения закона о службе в ОВД32, дисциплинарного устава ОВД33, а также уточненного порядка организации службы34 и служебной проверки35.

В правоприменительной деятельности используются две формы исследуемого производства, предусматривающие устное либо письменное (приказ) назначение дисциплинарного наказания. Упрощенная форма этого производства предусматривает лишь две процессуальные стадии: разбирательства по факту дисциплинарного деликта, а также объявления дисциплинарного наказания. Обычному же дисциплинарному производству свойственны уже четыре стадии: возбуждения; принятия решения; исполнения акта о применении взыскания; пересмотра в случае обжалования.

Особенностью исследуемого производства является то, что оно начинается с проверки информации о дисциплинарном деликте. На основе истребуемого объяснения по факту неправомерного действия (бездействия)36 дается его юридическая квалификация. С учетом решения субъекта дисциплинарного принуждения проводится служебная проверка (разбирательство)37, оформляемая соответству-

32 О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении измененийв отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ. Гл. 7. Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

33 О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]: указ Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. № 1377. Гл. 6. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

34 Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]: приказ МВД Росси от 1 февраля 2018 г. № 50. Разд. 11. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

35 Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]: приказ МВД России от 26 марта 2013 г. № 161. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

36 Кодекс Российской Федерации об ад министративных правонарушениях [Электронный ресурс]: федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. Ч. 8. Ст. 51. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

37 Там же. Ст. 52; Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]: приказ МВД России от 26 марта 2013 г. № 161. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

ющим заключением. Для рассмотрения (разрешения) дисциплинарного дела указанное заключение докладывается должностному лицу, уполномоченному назначать дисциплинарное наказание. По общему правилу, изучив представленные материалы дела с учетом процессуальных правил и сроков38, указанный субъект дисциплинарной власти утверждает заключение служебной проверки39, а также дает поручение о подготовке приказа о назначении дисциплинарного взыскания. Особым процессуальным основанием для разрешения дисциплинарно-коррупционных деликтов является доклад о результатах антикоррупционной проверки либо специальные комиссионные реко-мендации40.

В последующем исследуемое производство ведется субъектом дисциплинарной власти41. Им реализуются действия по объявлению, приведению в исполнение и учету наложенного дисциплинарного взыскания42. Следует отметить и особенность процессуального механизма обжалования акта о применении дисциплинарного взыскания43. Она состоит в том, что такая процессуальная процедура возможна не до, а после фактического вступления в силу решения о дисциплинарном принуждении44.

Как уже было отмечено, исследуемое административное производство осуществляется субъектами дисциплинарной власти, а применяемые ими меры дисциплинарного принуждения «обогащают правовые принципы, которым должен соответствовать позитивный правопорядок в государстве» [9].

Производство по обращениям, административно-правовым жалобам и спорам ведется с учетом безусловной реализации конституционных гарантий прав каждого на индивидуальные или коллективные обращения в органы публичной власти45. Административно-правовая

38 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. Ст. 51. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

39 Там же. Ч. 8. Ст. 52.

40 Там же. Ст. 51.1.

41 Там же. Ч. 9-17.

42 О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]: указ Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. № 1377. Гл. 6,7. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

43 О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]: указ Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. № 1377. Гл. 8. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

44 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. Ч. 8. Ст. 51.1. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

45 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными

основа деятельности ОВД по осуществлению этого производства содержится в законодательстве о порядке рассмотрения обращений граждан46, а также в ряде подзаконных положений (инструкций) об организации этой работы47, а также о приеме, регистрации и разрешении информации о противоправных деяниях48.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особенностью исследуемого производства является то, что порядок регистрации, рассмотрения и разрешения предложений и заявлений физических и юридических лиц предусматривает три последовательные процессуальные стадии. Стадию возбуждения производства характеризуют этапы приема, первоначальной обработки, регистрационного учета обращений49 и принятия решения о порядке их рассмотре-ния50. Стадия рассмотрения обращений включает подготовку материалов и их рассмотрение по существу51. Такие процессуальные процедуры необходимы для определения юридического статуса каждого из рассматриваемых обращений: «поддержанное», «неподдержанное», «разъясненное»52. С учетом определенного таким образом статуса обращения по нему принимается обоснованное решение53, а на завершающей стадии производства обеспечивается его дальнейшее исполнение.

Особенностью рассмотрения устных и письменных обращений, содержащих в себе признаки противоправных деяний, является применение специального порядка их разрешения. Такого рода обращения подлежат регистрации в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (КУСП)54.

в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.). Ст. 33. Доступ

из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

46 О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

47 Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]: приказ МВД России от 12 сентября 2013 г. № 707. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

48 Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 1 февраля 2018 г. № 50.

49 Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 12 сентября 2013 г. № 707. Разд. 4, 5.

50 Там же. Разд. 6.

51 Там же. Разд. 7.

52 Там же. П. 112.

53 Там же. П. 113, 146.

54 Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации

и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних

дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях: приказ

МВД России от 29 августа 2014 г. № 736. П. 4.

Исследуемому производству характерна специфика процессуального разрешения административно-правовых жалоб и споров в сфере публичного управления. Профессор Ю. М. Козлов указывал на особую (двойственную) административно-юрисдикцион-ную и судебную природу разрешения спорных управленческих вопросов [7, с. 183]. При этом профессор А. Б. Зеленцов справедливо полагает, что публичный административно-правовой спор представляет собой разногласия «...по поводу различно понимаемых взаимных прав и обязанностей и (или) законности административных актов» [6, с. 170]. В этом смысле определенная часть таких жалоб и споров может разрешаться должностными лицами ОВД в рамках исследуемого квазисудебного (юрисдикционного) производства55. Основная же часть публично-правовых жалоб и споров подлежит судебному разрешению в административно-исковом производстве по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов управления56.

Исследуемому административно-юрис-дикционному производству по рассмотрению административно-правовых жалоб и споров характерны четыре аналогичные последовательные процессуальные стадии: возбуждения производства; рассмотрения и принятия решения по жалобе или спору; его возможного обжалования, а также окончательного исполнения.

Особенности исследуемого производства характеризуют достаточно четкие сроки реализации соответствующих процессуальных процедур57. Кроме этого, возбуждение производства сопровождается решением субъекта административного управления о возможности принятия жалобы или спора (отказа в их принятии), о передачи по отраслевой подведомственности либо об объективном разъяснении инициатору всего перечня законных средств защиты оспариваемых интересов. Особенностью являются и признаки факультативности (необязательности) обжалования решения, принятого по жалобе

55 О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ. Ст. 4, 5. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

56 Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ. Гл. 22. Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс.

57 О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ. Ст. 8, 12. Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

или спору58. В процессе реализации такого права заявитель может обратиться в вышестоящий по подчиненности орган, в прокуратуру либо отстаивать свои интересы в административно-исковом порядке59. Немаловажной особенностью исследуемого производства является и то, что исполнение принятого решения может сопровождаться возмещением причиненных убытков и взысканием понесенных расходов60.

Исследование особенностей правового регулирования полномочий должностных лиц полиции МВД России по осуществлению 4-х перечисленных административных производств позволяет сделать следующие выводы.

1. Исследуемые административные производства (по делам об административных правонарушениях; по применению принудительных мер административно-правового ограничения; по дисциплинарным делам; по обращениям, административно-правовым жалобам и спорам) являются элементами структуры административно-юрисдикционного блока теоретической конструкции административного процесса полиции МВД России.

2. Современному правовому регулированию полномочий по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях характерна происходящая оптимизация процессуальных процедур установления, фиксации обстоятельств административных деликтов, рассмотрения административных дел и назначения наказаний в виде предупреждения или административного штрафа. Оптимизация процессуальных процедур подразумевает исключение сопутствующих непроцессуальных действий, что позволяет перераспределить высвобождающийся временной и служебный ресурс на профилактику противоправных деяний.

3. Правовое регулирование полномочий по осуществлению производства по применению принудительных мер административно-правового ограничения предусматривает возможность принятия соответствующего процессуального решения в связи с возникновением угрозы общественному порядку и общественной безопасности от не связанных с влекущими административную ответствен-

58 Там же. Ст. 5.

59 Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ. Гл. 22. Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс.

60 О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ. Ст. 16. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

ность намерениями и (или) обстоятельствами противоправного деяния. Приоритетами правового регулирования является устранение исключительно подзаконного порядка регламентации некоторых административно-процессуальных полномочий должностных лиц полиции, а также интеграция в законодательство единого процессуального порядка оформления решения об административно-правовом ограничении.

4. Правовое регулирование полномочий по осуществлению производства по дисциплинарным делам обеспечивает применение субъектами дисциплинарной власти взысканий за допущение подчиненными участниками правоотношений дисциплинарных нарушений, а в ряде предусмотренных законом случаев - за совершение административных правонарушений. Перспективами правового регулирования является законодательное закрепление единого административно-процессуального порядка осуществления производства по дисциплинарным делам, разработка алгоритма упрощенной формы проведения служебной проверки, уточне-

ние порядка возбуждения дисциплинарного дела в связи с невозможностью привлечения должностного лица полиции к административной ответственности на общих основаниях, дальнейшее развитие института кумуляции административной и дисциплинарной ответственности.

5. Правовое регулирование полномочий по осуществлению производства по обращениям, административно-правовым жалобам и спорам позволяет реализовать процессуальный порядок их рассмотрения и разрешения, а также устранения разногласий, возникающих в связи с реализацией административно-правовых норм. Приоритетами правового регулирования является пересмотр подходов к исчислению (градации) сроков рассмотрения обращений в зависимости от их существа, законодательное закрепление административно-процессуального порядка досудебного разрешения жалоб и споров, а также разработка упрощенного порядка осуществления данного административно-юрисдикционного производства.

Список литературы:

1. Административно-процессуальное право: учебник / под ред. д-ра юрид. наук, проф. А. И. Каплунова. 2-е изд., перераб. и доп. Санкт-Петербург, 2017.

2. Административное право: учебник / под ред. Ю. М. Козлова, Л. Л. Попова. Москва, 1999.

3. Административный процесс: учебник для бакалавриата и магистратуры / Н. Г. Са-лищева, Д. С. Дубровский, С. З. Женетль, М. А. Штатина. Москва, 2015.

4. Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Стари-лов Ю. Н. Административное право: учебник для вузов. 2-е изд., изм. и доп. Москва, 2005.

5. Дугенец А. С. Административная деликт-ность в России: состояние, динамика и средства противодействия // Административное право и процесс. 2004. № 1.

6. Зеленцов А. Б. Административно-правовой спор: вопросы теории: монография. Москва, 2005.

7. Козлов Ю. М. Административное право: учебник / Ю. М. Козлов. 2-е изд., перераб. и доп. Москва, 2004.

8. Николаев А. Г. Дифференциация дисциплинарных проступков // Образование. Наука. Научные кадры. 2018. № 1.

9. Николаев А. Г. Соблюдение социальных и правовых ценностей в дисциплинарном принуждении // Проблемы внедрения результатов инновационных разработок и пути их решения: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (Саратов, 14 сентября 2019 г.). Стерлитамак, 2019.

10. Панова И. В. Административно-процессуальное право России. 3-е изд., пересмотр. Москва, 2012.

11. Правовое обеспечение оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел // Аналитический обзор. Москва, 2018.

12. Салищева Н. Г. Проблемные вопросы административного процесса // Административное право и административный процесс: актуальные проблемы / отв. ред. Л. Л. Попов, М. С. Студеникина. Москва, 2004.

13. Совершенствование системы административных наказаний и порядка их назначения: учебное пособие / А. В. Шевцов, А. С. Уско-ва, А. В. Семенистый, В. А. Милехин, В. В. Кирюхин, А. Г. Николаев, Б. И. Ларионов, Е. М. Краснова. Москва, 2019.

14. Сорокин В. Д. Административно-процессуальное право: учебник для юридических высших учебных заведений / подгот.

А. И. Каплунов. 2-е изд., перераб. и доп. Санкт-Петербург, 2008.

15. Шевцов А. В. К вопросу о теоретико-правовых основах осуществления сотрудниками органов внутренних дел административно-юрисдикционных производств // Административное право и процесс. 2016. № 8.

16. Шевцов А. В. К вопросу о месте административной юрисдикции в структуре административного процесса полиции МВД России // Актуальные проблемы полицейского права: материалы международной научно -практической конференции, посвященной 100-летию со дня образования Омской академии МВД России (Омск, 1 июня 2020 г.) Омск, 2020.

17. Шевцов А. В. О содержании понятия «административная юрисдикция полиции МВД России» // Труды Академии управления МВД России. 2020. № 1 (53).

18. Шевцов А. В. К вопросу о перспективах правового регулирования полномочий должностных лиц полиции в сфере осуществления производства по делам об административных правонарушениях // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права (Сорокинские чтения): сборник статей по материалам международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 27 марта 2020 г.). Санкт-Петербург, 2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.