Научная статья на тему 'Административно-юрисдикционная деятельность полиции МВД России'

Административно-юрисдикционная деятельность полиции МВД России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2728
339
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ПОЛИЦИИ / ПОЛИЦИЯ / ОБЯЗАННОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кильдебаев Ильшат Ильгамович

В статье раскрываются формы административной деятельности полиции, акцентируя внимание на наличии связи между формой и содержанием административной деятельности органов внутренних дел, как и между всеми иными видами деятельности органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Административно-юрисдикционная деятельность полиции МВД России»

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО, ФИНАНСОВОЕ ПРАВО, ИНФОРМАЦИОННОЕ _ПРАВО_

АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПОЛИЦИИ МВД РОССИИ Кильдебаев И.И.

Кильдебаев Ильшат Ильгамович - магистрант, кафедра гражданского права и процесса, юридический факультет, Стерлитамакский филиал Башкирский государственный университет, г. Стерлитамак

Аннотация: в статье раскрываются формы административной деятельности полиции, акцентируя внимание на наличии связи между формой и содержанием административной деятельности органов внутренних дел, как и между всеми иными видами деятельности органов внутренних дел.

Ключевые слова: административная функция полиции, полиция, обязанности сотрудников полиции.

Административно-юрисдикционная деятельность полиции МВД России предусматривает строительства правовых условий для лиц федерального органа исполнительной власти и его территориальных органов, чтобы те успешно выполняли свои должностных обязанностей в области административно-процессуальных полномочий. Необходимо отметить, что современные административно-процессуальные полномочия должностных лиц полиции МВД России не ограничиваются сферой производства по делам об административных правонарушениях. Административно-процессуальные нормы исполняемые сотрудниками полиции возлагают на них порядок наложения, исполнения и обжалования дисциплинарных взысканий, рассмотрения обращений граждан, подачи административного иска об установлении административных ограничений в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы.

Современная конструкция административного процесса, построена на теоритическом уровне, полиции МВД России включает следующие моменты:

а) три основных административно-юрисдикционных производства (по делам об административных правонарушениях, по жалобам и дисциплинарным взысканиям);

б) административные процедуры, не содержащие спора о правах индивидуальных административных дел в области публичного управления сферой внутренних дел;

в) административно-исковое производство по административным делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из МЛС.

Анализируя значение административно-правового статуса (далее - АПС) субъектов правоотношений, осуществляющего широкий спектр исследуемых административно-процессуальных полномочий, следует сказать о мнениях ученых, которые считают, что АПС включил в себя целевые, организационные, должностные, оценочные и иные право установления.

Мнение о такой блоковой системе является не единственным и универсальным. Отмечая главное отличие АПС административного органа от АПС гражданина, учеными названо повышенная необходимость в защите прав и законных интересов в первую очередь гражданина. Современный взгляд говорить об императивности суждения, об эволюции теории административного процесса.

АПС выше упомянутых субъектов имеют отраслевой характер. При применении модели АПС следует учитывать, отраслевой характер модели. Сама модель состоит

53

из 4 основных блоков: блок обязанностей (включая установленные в форме ограничения и запретов); блок прав; блок административных субъектов правоотношения; блок гарантий.

Блок административных субъектов правоотношения закреплено за сотрудниками полиции, они стали субъектами административно-правовых отношений в области публичного управления в системе внутренних дел государства. Субъектность правоотношений имеет место в период службы в органах внутренних дел (далее -ОВД), параллельно с этим определяя возможность должностного лица полиции использовать административно-процессуальные полномочия при осуществлении всевозможных административных производств и при осуществлении широкого круга административных процедур.

Блок обязанностей закрепил за должностными лицами полиции определенный беспристрастным правом в рамки соответствующего поведения при возникновении административно-процессуальных правоотношений.

Законодателем было установлено условия прохождения службы в ОВД, полномочия полиции, а также порядок рассмотрения обращений граждан. Соответствующие должностные лица к обязанностям, которых отнесены регистрация и проверка обращений граждан, в том числе содержащих основания для возбуждения производства по делам об административных правонарушениях, производства по жалобам либо дисциплинарного производства. Обязанность реализации административно-процессуальных полномочий был связан с рассмотрением обращений граждан и организаций, включена в пункта 17 части 1 статьи 12 Закона «О службе в ОВД РФ»[2, с. 7020].

Обязанность сотрудников полиции, исполняющих производство в соответствии с главой 6 Дисциплинарного устава ОВД, затрагивает случаи совершения дисциплинарный проступок и предупреждение о недопустимости его совершения (п.38). В случае совершения дисциплинарных проступков, начальник требует письменного объяснения с нарушителя (п. 37). Ходатайство о наложении на сотрудника дисциплинарного взыскания проводится в трехдневный срок (п. 42). В случае привлечения сотрудника к дисциплинарной ответственности за пребывание на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, для подтверждения этого факта, следует руководствоваться результатами медицинского освидетельствования или показаний двух свидетелей нарушения (п. 49).

Обязанности сотрудников внутренних дел в области производства по делам об административных правонарушениях регулирован КоАП РФ. Следует также обратить внимание на не процессуальных обязанностях, включенных в ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О полиции»[3, а 900], которые имеют отношение к административно-процессуальной деятельности. Прибыть незамедлительно на место совершения административного правонарушения, если необходимо пресечь противоправное деяния и, конечно же, задокументировать обстоятельство с сохранением следов происшествия (п. 2). Оказать первую помощь пострадавшим лицам (п. 3). Выявить причины и условия административных правонарушений и принять меры по их устранению (п. 4). Исполнить судебные решения о производстве иных административно-процессуальных действий (п. 9). Проводить экспертизы по делам об административных правонарушений (п. 18). Также закон обязывает каждого сотрудника полиции пресекать административные правонарушения независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени суток (ч. 2 ст. 27). Данные действия являются для сотрудников полиции неотъемлемой частью административно-юрисдикционной деятельности.

Административные процедуры, включающие в себя регистрацию, разрешение и т.д., имеют позитивную направленность. Как и административные процедуры, так и административные производства, реализуются в процессуальной форме, во время осуществлении процедуры издается ненормативный акт в пределах выполнения

54

задачи по оказанию публичной услуги полицией. Существуют 37 основных административных процедур, которые относятся к полномочиям должностных лиц полиции, имеющих регулятивный, исполнительно-распорядительный характер.

Реализация большого количества полномочий полиции МВД России, исходящих от выполнений государственных функций в области публичного управления в сфере внутренних дел государства. Так статья 27 Федерального закона «О полиции» обобщил обязанности сотрудников полиции. Но в некоторые из них относятся к сфере административно-процедурной деятельности, к таковым относятся: пункт 1 указывающий на обязательность знания базовых нормативно-правовых актов, которые регулируют деятельность органов внутренних дел. Пункт 2 выполнения служебных обязанностей соответствующей должностной инструкции. Пункт 5 Соблюдения прав и законных интересов участников административно-правовых отношений. В кругу обязанностей сотрудников полиции МВД России также входят: Пункт 12, соблюдение установленных административно-правовых ограничений и запретов, связанных со службой в полиции, а также требования по служебному поведению сотрудника полиции. Пункт 7, поддержание уровня квалификации, необходимой для надлежащего выполнения служебных обязанностей, а также для выполнения административно-юрисдикционных и административно-процедурных полномочий. Пункт 8, неразглашение сведений являющихся гос. тайной или сведений частной жизни гражданина затрагивающий его честь и достоинства, а также ставших известным в связи с исполнением административного производства или административных процедур.

Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан» устанавливает административно-процессуальные правила по разрешениям обращений граждан. Также одновременно предусматривает определенные права должностного лица, который осуществляет производство по жалобам. Жалобы могут содержать просьбу о восстановлении и защите нарушенных прав, свобод и законных интересов. В статье 12 Федерального закона, установлен порядок исчисления сроков рассмотрения жалоб, включает также право уполномоченного должностного лица в особых случаях продлевать срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, при этом обязательно уведомив об этом заявителя.

В статьи 51 Федерального закона «О службе в ОВД Российской Федерации» можно найти административно-процессуальные нормы, которые содержат нормы о правах должностных лиц полиции, уполномоченных осуществлять дисциплинарное взыскание. Пункт 3 регулирует порядок наложения дисциплинарного взыскания, в данный документ фактически фиксирует полномочия руководителей органов внутренних дел по реализации данной меры административно-правового воздействия. Пункт 4 предусматривает право нижестоящего руководителя в рамках своих компетенций наложить дисциплинарное взыскание, а если не имеет право налагать, то ходатайствует о наложении дисциплинарного взыскания перед вышестоящим руководителем. Пункт 5 налагает право вышестоящего руководителя изменить или отменить дисциплинарное взыскание, если оно не соответствует тяжести совершенного дисциплинарного проступка сотрудником ОВД.

Кроме норм КоАП РФ, права должностных лиц в осуществлении производства по делам об административных правонарушениях содержатся в положении ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции». При возбуждении административного производства сотрудник полиции имеет право на идентификацию личности гражданина (п. 2). Вызвать его (их) в отдел полиции, а в случае уклонения от явки по вызову, подвергнуть к принудительному приводу и потребовать документальные сведения (п. 3, п. 4). Посещать соответствующие органы власти и управления, общественные организации для собрания документальных сведений и ознакомления с персональными данными гражданина (п. 5). Составление административно-процессуальные документов (п. 8). Внести предложения об устранении условий и

55

причин противоправности (п. 12). Интересен и права на применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, как принудительное сопровождение, в том числе и несовершеннолетних (п. 13, п. 15). Доставление лиц утративших способность самостоятельно передвигаться и ориентироваться в окружающей обстановке в медицинские учреждения для освидетельствования (п. 14). Проводить личный досмотр (п. 16). Производить регистрацию, аудио- и видеосъемку, фотографировать, дактилоскопировать лицо, задержанных по подозрению в совершении преступления (п. 19).

Права сотрудников органов внутренних дел в области административно-искового производства также регулируются в главе 29 КАС РФ[1, ^ 1391]. И затрагивает подачи в суд административных исковых заявлений связанный с административным надзором (ч. 3 ст. 270). Неявка при рассмотрении судьей административного дела об административном надзоре тоже следует отнести к правам сотрудников полиции (п. 5, п. 6 ст. 272), конечно только в том случае, когда до начала процесса присутствие должностного лица признан судом обязательным.

Административно-процедурная деятельность содержится в огромном количестве нормативно-правовых актов (законах, административных регламентах и т.д.) и реализуют государственную функцию. К такой функции относятся и предоставление гражданам государственных услуг. Также большое количество нормативно-правовых актов регламентирующих деятельность органов внутренних дел закрепляют права должностных лиц полиции МВД РФ, и они включают соответствующие административно-правовые нормы процессуального характера. Статья 28 Федерального Закона «О полиции» регулирует основные права сотрудников полиции, и там же можно найти и в сфере осуществления административно-процедурной деятельности. Содержать надлежащих организационно-технических условий для деятельности в этой области (п. 1). На получение информации и материалов для реализации деятельности (п. 5). На доступ, в связи с выполнением обязанностей, к государственным, муниципальным органам, общественным объединениям и прочим организациям (п. 7).

Список литературы

1. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 08.03.2015. № 10. Ст. 1391.

2. Федеральный закон РФ от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 30.11.2011. № 49. Ст. 7020.

3. Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», ст. 2 // Собрание законодательства Российской Федерации. 14.02.2011. № 7. Ст. 900.

4. Бекетов О.И., Опарин В.Н., Сургутское В.И. Сфера внутренних дел и современная система правоохранительных органов России // Российский юридический журнал, Екатеринбург, 2018. № 1 С. 137-142.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.