Научная статья на тему 'О КОНЦЕПЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ ПОЛИЦИИ МВД РОССИИ'

О КОНЦЕПЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ ПОЛИЦИИ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
227
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ДЕЛО / АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ / ДИСЦИПЛИНАРНОЕ ДЕЛО / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЖАЛОБА / ПОЛИЦИЯ МВД РОССИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шевцов Александр Валерьевич

Актуальность: изменения действующего законодательства Российской Федерации предполагают совершенствование административно-процессуальных полномочий должностных лиц федеральных органов исполнительной власти. Концептуальное понимание административной юрисдикции как совокупности правомочий органов власти во внесудебном порядке разрешать административно-правовые споры позволяет обобщить систему взглядов на действующий процессуальный порядок разрешения административных дел, вытекающих из административных и иных публичных правоотношений. Предлагаемая авторская Концепция административной юрисдикции полиции МВД России отражает соответствующую цель, задачи, принципы, приоритеты, механизм и практические пути оптимизации административно-юрисдикционных полномочий должностных лиц органов внутренних дел. Исследуемые полномочия предусматривают применение мер административной ответственности, иных принудительных мер административно-правового ограничения, а также мер процессуального устранения разногласий между участниками административно-правовых отношений, возникающих в связи с реализацией установленных законом обязанностей и прав полиции. Цель исследования: изложить структуру Концепции административной юрисдикции полиции МВД России, определяющей цель, задачи, принципы, приоритеты, механизм реализации и пути оптимизации административно-юрисдикционных полномочий должностных лиц полиции МВД России. Методы: использованы общенаучные методы: анализ, синтез, дедукция, индукция, позволившие раскрыть особенности действующих административно-процессуальных норм российского законодательства. Выводы: в ходе исследования обосновывается утверждение о том, что концептуальное осмысление многочисленных процессуальных особенностей реализации административно-юрисдикционных полномочий должностных лиц полиции МВД России будет способствовать совершенствованию правового регулирования их административно-юрисдикционной деятельности, а также повышению состояния административно-правовой защищенности участников административно-правовых отношений. На основе результатов проводимого диссертационного исследования предлагается авторская структура Концепции административной юрисдикции полиции МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шевцов Александр Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE CONCEPT OF ADMINISTRATIVE JURISDICTION OF THE POLICE OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The relevance: changes in the current legislation of the Russian Federation suggest improving the administrative and procedural powers of the officials of the federal executive bodies. The conceptual understanding of administrative jurisdiction as a set of authorities’ powers to resolve administrative legal disputes out of court allows us to generalize the system of views on the current procedural procedure for resolving administrative cases arising from administrative and the other public legal relations. The proposed author’s Concept of administrative jurisdiction of the police of the Ministry of Internal Affairs of Russia reflects the corresponding goal, objectives, principles, priorities, mechanism and practical ways to optimize the administrative and jurisdictional powers of the officials of internal affairs bodies. The powers under study provide for the application of administrative liability measures, other coercive measures of administrative and legal restriction, as well as the measures for the procedural elimination of disagreements between participants in administrative and legal relations arising in connection with the implementation of the duties and rights of the police established by law. The purpose of the study: to describe the structure of the Concept of administrative jurisdiction of the police of the Ministry of Internal Affairs of Russia, which defines the purpose, objectives, principles, priorities, implementation mechanism and ways to optimize the administrative and jurisdictional powers of police officials of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Methods: general scientific methods were used: analysis, synthesis, deduction, induction, which allowed us to reveal the features of the current administrative and procedural norms of the Russian legislation. Conclusions: the study substantiates the claim that a conceptual understanding of the numerous procedural features of the implementation of administrative and jurisdictional powers of police officials of the Ministry of Internal Affairs of Russia will contribute to improving the legal regulation of their administrative and jurisdictional activities, as well as improving the state of administrative and legal protection of participants in administrative and legal relations. Based on the results of the conducted dissertation research, the author’s structure of the Concept of administrative jurisdiction of the police of the Ministry of Internal Affairs of Russia is proposed.

Текст научной работы на тему «О КОНЦЕПЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ ПОЛИЦИИ МВД РОССИИ»

92

АЛЕКСАНДР ВАЛЕРЬЕВИЧ ШЕВЦОВ,

заместитель начальника кафедры управления деятельностью подразделений обеспечения охраны общественного порядка центра командно-штабных учений, кандидат юридических наук, доцент Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: [email protected]

Научная специальность: 12.00.14 — административное право;

административный процесс.

УДК 342.92

Дата поступления статьи: 26 февраля 2021 г. Дата принятия статьи в печать: 10 июня 2021 г.

ALEXANDER VALER'YEVICH SHEVTSOV,

Candidate of Law, Associate Professor,

Deputy Head of the Department

of Management of Public Order Units

of the Center for Command and Staff Exercises

Management Academy of the Ministry

of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow,

Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8

E-mail: [email protected]

Scientific Specialty: 12.00.14 —Administrative Law; Administrative Process.

О концепции административной юрисдикции полиции МВД России

On the Concept of Administrative Jurisdiction of the Police of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Аннотация

Актуальность: изменения действующего законодательства Российской Федерации предполагают совершенствование административно-процессуальных полномочий должностных лиц федеральных органов исполнительной власти. Концептуальное понимание административной юрисдикции как совокупности правомочий органов власти во внесудебном порядке разрешать административно-правовые споры позволяет обобщить систему взглядов на действующий процессуальный порядок разрешения административных дел, вытекающих из административных и иных публичных правоотношений. Предлагаемая авторская Концепция административной юрисдикции полиции МВД России отражает соответствующую цель, задачи, принципы, приоритеты, механизм и практические пути оптимизации администра-тивно-юрисдикционных полномочий должностных лиц органов внутренних дел. Исследуемые полномочия предусматривают применение мер административной ответственности, иных принудительных мер административно-правового ограничения, а также мер процессуального устранения разногласий между участниками административно-правовых отношений, возникающих в связи с реализацией установленных законом обязанностей и прав полиции.

Annotation

The relevance: changes in the current legislation of the Russian Federation suggest improving the administrative and procedural powers of the officials of the federal executive bodies. The conceptual understanding of administrative jurisdiction as a set of authorities' powers to resolve administrative legal disputes out of court allows us to generalize the system of views on the current procedural procedure for resolving administrative cases arising from administrative and the other public legal relations. The proposed author's Concept of administrative jurisdiction of the police of the Ministry of Internal Affairs of Russia reflects the corresponding goal, objectives, principles, priorities, mechanism and practical ways to optimize the administrative and jurisdictional powers of the officials of internal affairs bodies. The powers under study provide for the application of administrative liability measures, other coercive measures of administrative and legal restriction, as well as the measures for the procedural elimination of disagreements between participants in administrative and legal relations arising in connection with the implementation of the duties and rights of the police established by law.

The purpose of the study: to describe the structure of the Concept of administrative jurisdiction of the police of the Ministry of Internal Affairs of

Цель исследования: изложить структуру Концепции административной юрисдикции полиции МВД России, определяющей цель, задачи, принципы, приоритеты, механизм реализации и пути оптимизации административно-юрис-дикционных полномочий должностных лиц полиции МВД России.

Методы: использованы общенаучные методы: анализ, синтез, дедукция, индукция, позволившие раскрыть особенности действующих административно-процессуальных норм российского законодательства.

Выводы: в ходе исследования обосновывается утверждение о том, что концептуальное осмысление многочисленных процессуальных особенностей реализации административно-юрисдикционных полномочий должностных лиц полиции МВД России будет способствовать совершенствованию правового регулирования их административно-юрисдикционной деятельности, а также повышению состояния административно-правовой защищенности участников административно-правовых отношений. На основе результатов проводимого диссертационного исследования предлагается авторская структура Концепции административной юрисдикции полиции МВД России.

Russia, which defines the purpose, objectives, principles, priorities, implementation mechanism and ways to optimize the administrative and juris-dictional powers of police officials of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Methods: general scientific methods were used: analysis, synthesis, deduction, induction, which allowed us to reveal the features of the current administrative and procedural norms of the Russian legislation.

Conclusions: the study substantiates the claim that a conceptual understanding of the numerous procedural features of the implementation of administrative and jurisdictional powers of police officials of the Ministry of Internal Affairs of Russia will contribute to improving the legal regulation of their administrative and jurisdictional activities, as well as improving the state of administrative and legal protection of participants in administrative and legal relations. Based on the results of the conducted dissertation research, the author's structure of the Concept of administrative jurisdiction of the police of the Ministry of Internal Affairs of Russia is proposed.

Ключевые слова: концепция; административная юрисдикция; административный процесс; административное дело; административно-юрис-дикционное производство; административное правонарушение; административно-правовое ограничение; дисциплинарное дело; административная жалоба; полиция МВД России.

Keywords: concept; administrative jurisdiction; administrative process; administrative case; administrative jurisdictional proceedings; administrative offense; administrative legal restriction; disciplinary case; administrative complaint; police of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Концептуальное понимание «административной юрисдикции» как совокупности властных правомочий во внесудебном порядке разрешать административно-правовые споры позволяет систематизировать научно-теоретические взгляды на сущность, принципы, цель и задачи, приоритеты и пути совершенствования законодательства, устанавливающего исследуемые процессуальные полномочия должностных лиц органов исполнительной власти.

Сложившиеся научные представления об административной юрисдикции и ее признаках [2, с. 798-805; 4, с. 104-113; 6; 16] могут быть положены в основу разработки нового законодательства, учитывающего современные социальные потребности общества в административно-правовой защите своих интересов.

Несмотря на предпринимаемые усилия по оптимизации действующих административно-правовых и административно-процессуаль-

ных норм, продолжает оставаться актуальным вывод профессора В. Б. Исакова, сделанный на основе образного сопоставления обыденной жизни и современного законотворчества. По его мнению, реальностям и правоустановле-ниям не всегда свойственно взаимное научное предвидение, целеполагание, а также перспективная оценка конечных результатов [7, с. 62]. К наиболее неблагоприятным триггерам такого положения дел, по мнению В. Б. Исакова, относятся «недооценка идейной, концептуальной основы» реализуемых замыслов, а также «экспромты», затягивающие формирование правовой базы и достижение позитивных результатов законодательной деятельности, на которые вправе рассчитывать участники общественных отношений.

Профессор А. Б. Агапов считает, что современному правоприменению характерна концептуальная «неоднозначность восприятия понятия юрисдикция, рассматриваемого на ос-

94

нове различных цивилистических и публично-правовых атрибутов» [1, с. 15].

Исследуя исходные методологические установки концептологии, А. Н. Конев утверждает, что «наш мир пронизан самыми разными идеями, но не каждая идея несет в себе „атомное" расщепляющее ядро главного концепта, которому под силу запустить достойную созидательную идеологию, способную одухотворять реальные социальные процессы» [8, с. 8].

Именно поэтому концептуальное понимание процессуальной деятельности в той или иной отрасли права должно выступать док-тринальным ориентиром, который определял бы стратегию как правотворчества, так и правоприменения на отдаленную и среднесрочную перспективу.

Можно предположить, что в таком случае концепция должна представлять собой некую модель позитивного преобразования, а точнее переустройства правоотношений в правотворческой и правоприменительной сферах. Назовем это абстрактно создаваемым «идеализированным образом» исследуемых правоотношений, воплощающем в себе идеи и принципы правового созидания.

Профессор Н. В. Павличенко справедливо отмечает, что таковым принципам характерно некое противопоставление «декларативности» и «концептуальности» [12, с. 58—63]. Представляется, что подобная конкуренция может рассматриваться не только в контексте «тактической» и «стратегической» значимости принципа, но и как противоположность между фактическим (должным) и нравственно ценным (сущим) положением дел.

В этом смысле переустройство должного и сущего состояния административно-процессуальных отношений необходимо в силу объективно существующей задачи создания гармоничного пространства, в котором должное стало бы сущим. А точнее, задачи, предусматривающей интеграцию представления о должном с реальным состоянием административно-про -цессуальной деятельности органов власти.

Следует отметить, что юридическое понимание термина «концепция» используется как в правотворчестве, так и в правоприменении. В таком смысле, концепция может служить характеристикой степени отражения в законодательстве происходящих общественных процессов. Именно концепцией обосновывается выбор оптимального правового видоизменения общественных отношений в наиболее приемлемом направлении.

Нередко с лексическим понятием «концепция» отождествляется некая система взглядов и представлений. В связи с этим одним из важнейших качеств концепции представляется осо-

бая систематизированность охватываемых ею правоотношений. По этому поводу сформировалось мнение о том, что концепция представляет собой «концентрат правовых идей стратегического характера» [9, с. 111] в виде разработанной государством системы представлений «...о перспективах совершенствования правовой жизни общества, о целях, задачах, приоритетах, принципах, направлениях, формах и средствах» [9, с. 110] реализации административно-правовой политики.

В итоге концепция (от лат. еопеерИо — система, понимание) представляет собой способ трактовки предмета, явления или процесса, а также руководящую идею для их системного восприятия. Для придания системности определенным идеям широко используется и иная терминология, например, «доктрина» [10, с. 62—63]. Под доктриной также понимается система идейных взглядов, формирующих представление о предметах и явлениях, устанавливающих стратегические перспективы развития современного общества.

Говоря о законотворческой деятельности, следует отметить концептуальные принципы разработки проектов федеральных законов1. Так, в концепции любого законопроекта, помимо его основной идеи, должны быть определены цели и предмет правового регулирования, круг лиц, на которых будут распространяться новые обязанности и права. Кроме того, такая концепция уточняет место право-установлений в действующем законодательстве, оценивает правовое состояние регулируемых общественных отношений, а также прогнозирует юридические последствия применения принимаемых норм.

Аналогичный концептуальный подход характерен и для правоприменительной деятельности, например, осуществляемой с учетом системы взглядов на процесс обеспечения общественной безопасности как части национальной безопасности2. Реализацию такой концепции профессор С. И. Гирько считает исключительно важной. По его справедливому мнению, актуальность и своевременность разработки концепции общественной безопасности обусловлена не только остротой проблем научно-теоретического осмысления, но и не вполне отвечающей потребностям практики степенью изученности вопросов, соответствующей правоприменительной деятельности [3, с. 48—52].

1 Об утверждении Основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов: постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2001 г. № 576 // СЗ РФ. 2001. № 32. Ст. 3335.

2 Концепция общественной безопасности в Российской Федерации: распоряжение Президента Российской Федерации от 14 ноября 2013 г. № Пр-2685. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

По мнению профессора А. П. Шергина, концептуальное научное понимание административной юрисдикции формируется на протяжении более 50 лет. Одним из первых таких научных представлений стала «Гуманистическая концепция административной юрисдикции» профессора Н. Г. Салищевой. Оказав значительное влияние на формирование современного отечественного законодательства, данная концепция «во многом предопределила дальнейшее развитие теории административной юрисдикции» [18, с. 8-16].

С тех пор предметом постоянного научного обсуждения являются высказываемые идеи о построении концепций «...не только по отраслям и институтам законодательства, но и по сферам государственно значимой деятельности» [13, с. 11]. С учетом этого профессором О. В. Гречкиной предложена авторская концептуальная модель административной юрисдикции таможенных органов, представленная в виде алгоритма последовательного проявления трех ее форм (несудебная, квазисудебная, судебная), выделенных на основе принципа «поступательного развития административно-правового конфликта» [5, с. 9].

В настоящее время назрела необходимость обоснования концептуальных основ реализации административно-процессуальных полномочий различных органов исполнительной власти. Очевидно, что, помимо научно-прикладных конструкций, подобного рода концепции могут представлять собой систему научно-практических взглядов на сущность, цель, задачи, принципы, приоритеты, механизм реализации и пути оптимизации соответствующих полномочий должностных лиц этих органов. Такая концепция должна основываться на самых прогрессивных научно обоснованных идеях, позволяющих с максимальной конструктивностью воплощать в принимаемых законах наиболее востребованные нужды современного правового социума. Таким образом, любая правовая концепция должна стать «доктринальным документом» или «четким ориентиром для субъектов правотворческого процесса на ближайшую и обозримую перспективу» [10, с. 58-59].

Профессор Т. Я. Хабриева подчеркивает важность развития системности разработки не только законопроектов, но и иных нормативных правовых актов. Особое значение в процессе планирования такого рода нормотворчества она отводит реализации концептуальных «программных ориентиров», предусматривающих взаимодействие самых различных уполномоченных законом органов и лиц, которые взаимно обеспечивают результативность правоприменительной деятельности. В качестве

аргумента Т. Я. Хабриева приводит «острую необходимость согласования» такой деятельности «по уровням и органам (лицам), задействованным в этой работе» [17, с. 85].

Такого же мнения придерживается профессор А. Н. Миронов, справедливо полагающий, что вышеуказанная концептуальная систематизация позволит избежать непродуманного правотворчества, будет способствовать исключению дублирования административно-правовых норм, а также рациональному использованию потенциала различных по статусу органов государственной власти. В результате должному правовому регулированию подвергнутся общественные отношения, «содержанием которых является необходимость разрешения административных дел или дел, вытекающих из административных и иных публичных правоотношений» [11, с. 9]. Еще одним немаловажным аргументом в пользу целесообразности разработки концепций взаимодействия субъектов реализации административно-процессуальных полномочий является очевидная возможность всестороннего научно-практического консультирования на этапе подготовки документов высочайшего качества.

Изложенный подход приемлем для обоснования структуры и содержания любой специализированной концепции [19, с. 285-295].

К их числу можно отнести и предлагаемую Концепцию административной юрисдикции (далее - Концепция) полиции Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - полиции МВД России).

Концепция представляет собой систему взглядов на осуществление должностными лицами полиции МВД России администра-тивно-юрисдикционных полномочий, связанных с разрешением индивидуальных административных дел, содержащих административно-правовой спор. Концепцией определяются цель, задачи, принципы, приоритеты, механизм реализации и практические пути оптимизации административно-юрисдикцион-ных полномочий должностных лиц полиции МВД России.

Вместе с тем Концепцией обосновывается перечень правовых мер, направленных на совершенствование осуществляемых полицией МВД России административно-процессуальных полномочий, связанных с разрешением административно-правовых споров о нарушенных запретах (предписаниях, дозволениях). Наряду с реализацией административной ответственности исследуемые полномочия предполагают применение принудительного административно-правового ограничения, иного административного принуждения, а также про-

96

цессуальное устранение разногласий между участниками административных правоотношений, возникающих в связи с реализацией обязанностей и прав должностных лиц полиции МВД России.

Целью Концепции является повышение уровня правовой защищенности участников административно-правовых отношений.

К задачам Концепции относятся:

— административно-правовая охрана личности, жизни, здоровья, общественной нравственности, общественного порядка и общественной безопасности от административных правонарушений и иных противоправных посягательств посредством оптимизации действующего административно-процессуального порядка назначения и исполнения административных наказаний;

— обличение в процессуальную форму применяемых мер принудительного административного ограничения возможности реализации права на свободу перемещения в пространстве (в форме задержания) либо уменьшения свободы иного предусмотренного законом действия (в форме обременения) в связи с возникновением угрозы общественному порядку и общественной безопасности от несвязанных намерений и (или) обстоятельств совершения противоправных деяний, которые не влекут за собой административной ответственности;

— укрепление служебной дисциплины и законности в полиции МВД России посредством оптимизации процессуального порядка наложения, исполнения и обжалования дисциплинарных взысканий;

— обеспечение безусловного права на обращение в полицию МВД России посредством оптимизации процессуального порядка разрешения административно-правовых споров и конфликтов, возникающих в области управления сферой внутренних дел государства.

Концепция реализуется на основе принципов соблюдения и защиты прав и свобод человека, законности, системности и комплексности применения мер государственно-правового принуждения, взаимодействия с иными субъектами административной юрисдикции.

Приоритетами Концепции считаются направления совершенствования административ-но-юрисдикционной деятельности полиции, связанной с осуществлением уполномоченными законом должностными лицами четырех основных административно-юрисдикционных производств: по делам об административных правонарушениях; применению принудительных мер административного правоограничения; дисциплинарным делам; обращениям, административно-правовым жалобам и спорам.

Концепция предусматривает практические пути оптимизации [14, с. 65] административ-но-юрисдикционных полномочий должностных лиц полиции МВД России. При этом под оптимизацией понимается не уменьшение количества таких полномочий, а обоснование их приемлемого правоприменительного набора [15, с. 185—194, с. 198]. Принимаемым связи с этим оптимальным решениям соответствуют меры правового и организационного характера, направленные на совершенствование четырех вышеуказанных административно-юрисдикци-онных производств:

1. К основным направлениям совершенствования производства по делам об административных правонарушениях относятся:

— апробация в законотворческом процессе критериев соответствия составов административных правонарушений правоприменительным полномочиям полиции МВД России [14, с. 28-42];

— инициирование законотворческой процедуры исключения из административно-процессуальной компетенции должностных лиц органов внутренних дел (полиции) административных деликтов, не соответствующих ее правоприменительным полномочиям [14, с. 43—56];

— универсализация полномочий по применению мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

— оптимизация административно-процессуального порядка возбуждения административных дел путем упрощения процедур установления, фиксации правонарушения и назначения административного наказания;

— исключение процессуальных процедур, не способствующих пресечению и документированию административных деликтов, установлению личности нарушителей, обеспечению своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнению принятых по ним постановлений;

— реализация регионального сегмента законодательства об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность;

— передача иным субъектам административной юрисдикции административно-процессуальных полномочий, находящихся в сфере их отраслевой контрольно-надзорной компетенции;

— исключение несвойственных полномочий, связанных с исполнением правонарушителями некоторых видов административных наказаний [14, с. 90—107];

— интеграция в законодательство об административных правонарушениях новых, в том числе альтернативных, видов административных наказаний [14, с. 57—89];

- применение электронных форм дистанционного рассмотрения административных дел, влекущих назначение предупреждения или административного штрафа.

2. К основным направлениям совершенствования производства по применению принудительных мер административного правоограничения относятся:

- научно-теоретическое обоснование административно-процессуального характера полномочий, реализуемых органами внутренних дел (полицией) в связи с непосредственным или опосредованным (информационно-техническим) , принудительно-правовым ограничением (обременением) некоторых прав и волевых устремлений участников административно-правовых отношений по причине возникновения угрозы общественному порядку и общественной безопасности от противоправных деяний и их негативных социальных последствий, которые не влекут за собой административной ответственности;

- закрепление юридического понятия «принудительное административное право-ограничение», а также соответствующего административно-процессуального порядка его реализации должностными лицами полиции МВД России;

- интеграция в административное законодательство процессуального порядка принятия и исполнения решений о применении ряда принудительных мер административного правоограничения в связи: с профилактическим воздействием в установленных законом формах3; помещением несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа4 и центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел5; принудительным препровождением6; задержанием7; реадмис-сией8; отказом или аннулированием иностранцам разрешения на временное проживание, вида на жительство, разрешения на работу (патента)9; депортацией10; реали-

3 Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: федер. закон от 23 июня 2015 г. № 182-ФЗ (ст. 6, 17) // СЗ РФ. 2016. № 26 (ч. I). Ст. 3851.

4 Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федер. закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (гл. III) // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.

5 Там же.

6 О полиции: федер. закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (п. 13 ч. 1 ст. 13) // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

7 Там же (п. 6-7, 9-12 ч. 2 ст. 14).

8 О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: федер. закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (гл. У.1.) // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.

9 Там же (ст. 7, 9, 13.2., 13.3.).

10 О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию: федер. закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ (ст. 25.10) // СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4029.

зацией процедур нежелательности пребывания (проживания)11; не разрешением въезда в страну12; лишением временного убежища13, статуса беженца14, вынужденного переселенца15, участника Госпрограммы16 и т. д.;

- устранение имеющегося в некоторых случаях исключительно подзаконного порядка регулирования административно-процессуальных полномочий должностных лиц органов внутренних дел (полиции)17, реализуемых в связи с возникновением угрозы общественного порядка и общественной безопасности от несвязанных намерений и (или) обстоятельств противоправных деяний, которые не влекут за собой административной ответственности;

- расширение правовых оснований для опосредованного применения электронных форм дистанционного административного правоограничения путем обременения ряда предусмотренных законом прав участников административных правоотношений в связи с возникновением угрозы общественного порядка и общественной безопасности (например, аннулирование электронной диагностической карты автомобиля18);

- дифференцирование правовых оснований для принудительного административного правоограничения участников административно-правовых отношений, наделенных общим, особым и специальным административно-правовым статусом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. К основным направлениям совершенствования производства по дисциплинарным делам относятся:

- законодательное установление института кумуляции дисциплинарной ответственности в целях закрепления процессуальных основ взаимодействия субъектов административно-правового и дисциплинарно-правового принуждения при отсутствии оснований для при-

11 Там же.

12 Там же. При наличии оснований, предусмотренных ст. 26 и п. 1 ст. 27.

13 О беженцах: федер. закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 (ч. 6-7 ст. 12) // Рос. газ. 1997. № 126.

14 Там же (ст. 9).

15 О вынужденных переселенцах: закон от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 (ст. 9) // СЗ РФ. 1995. № 52. Ст. 5110.

16 О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом: указ Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637 (п. 25 Государственной программы) // СЗ РФ. 2006. № 26. Ст. 2820.

17 Например, связанных с лишением свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

18 О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ (п. 10 ст. 19) // СЗ РФ. 2011. № 27. Ст. 3881.

98

влечения должностных лиц органов внутренних дел (полиции) к административной ответственности в порядке, предусмотренном ст. 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях19;

— законодательное закрепление исчерпывающего перечня поводов для возбуждения дисциплинарного дела, а также обстоятельств, исключающих, смягчающих, делающих малозначительной либо, напротив, отягчающих дисциплинарную ответственность;

— разработка механизмов обязательной и упрощенной формы проведения служебной проверки по возбужденному дисциплинарному делу;

— упрощение порядка внесудебного обжалования дисциплинарных взысканий;

— применение электронных форм рассмотрения дисциплинарных дел и назначения дисциплинарных взысканий.

4. К основным направлениям совершенствования производства по обращениям, административно-правовым жалобам и спорам относятся:

— пересмотр порядка назначения сроков рассмотрения обращений, предусматривающего их градацию от 10 до 20 дней в зависимости от содержания обращения, а также необходимости исследования дополнительных материалов;

— интеграция в законодательство последовательного административно-процессуального порядка досудебного разрешения административно-правовых жалоб и споров;

— разработка механизмов упрощенной формы рассмотрения обращений, а также разрешения административно-правовых жалоб и споров;

— применение электронных форм дистанционного рассмотрения (контроля за рассмотрением) обращений, а также разрешения административно-правовых жалоб и споров.

Реализация Концепции предполагает использование механизмов:

— формирования системы мониторинга применения полицией МВД России мер

19 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ст. 2.5) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

Список литературы:

1. Агапов А. Б. Административная юрисдикция: учебник для бакалавриата, специалите-та и магистратуры. Москва, 2019.

2. Адмиралова И. А. Административно-юрис-дикционная деятельность полиции по обеспечению прав и свобод граждан // Административное и муниципальное право. 2015. № 8.

3. Гирько С. И. К вопросу о реализации концепции общественной безопасности Рос-

административно-правового принуждения, а также принудительного административного правоограничения, которая предусматривает ведение банков данных о лицах, в отношении которых осуществляются соответствующие административно-юр исдикционные производства;

— совершенствования законодательства в части, касающейся административно-процессуальных полномочий должностных лиц, осуществляющих административно-юрисдикци-онные производства;

— создания правовых и организационных условий для укрепления взаимодействия полиции МВД России с иными субъектами административно-процессуальной деятельности;

— исследования передового, в том числе международного опыта, в сфере применения полицией мер административно-правового принуждения.

Реализация Концепции будет способствовать:

— повышению уровня правовой защищенности участников административно-правовых отношений при разрешении правовых конфликтов (споров);

— совершенствованию системы правового регулирования административно-юрисдик-ционной деятельности полиции МВД России, связанной с осуществлением производства по делам об административных правонарушениях; производства по применению принудительных мер административного правоогра-ничения; производства по дисциплинарным делам; производства по обращениям, административно-правовым жалобам и спорам;

— охране правоотношений, связанных с обеспечением служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел (полиции);

— безусловному соблюдению прав участников административно-правовых отношений на обращение в органы внутренних дел (полицию) по поводу разрешения и (или) устранения возникающих разногласий в связи с реализацией установленных законом административно-правовых норм.

References:

1. Agapov A. B. Administrativnaya yurisdikciya: uchebnik dlya bakalavriata, specialiteta i magis-tratury. Moskva, 2019.

2. Admiralova I. A. Administrativno-yurisdik-cionnaya deyatel'nost' policii po obespecheni-yu prav i svobod grazhdan // Administrativnoe i municipal'noe pravo. 2015. № 8.

3. Gir'ko S. I. K voprosu o realizacii koncepcii obsh-chestvennoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii // Administrativnoe pravo i process. 2019. № 9.

сийской Федерации // Административное право и процесс. 2019. № 9.

4. Головко В. В. Административно-юрисдик-ционная деятельность: вопросы понятия и содержания // Правоприменение. 2018. Т. 2. № 1.

5. Гречкина О. В. Административная юрисдикция таможенных органов Российской Федерации: теоретико-прикладное исследование: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Москва, 2011.

6. Дугенец А. С. Административно-юрисдик-ционный процесс: монография. Москва, 2003.

7. Исаков В. Б. Стадии подготовки проектов законов // Законодательная техника / под ред. Ю. А. Тихомирова. Москва, 2000.

8. Конев А. Н. О новом подходе к поиску концептуального ядра идеологических основ уголовного судопроизводства // Труды Академии управления МВД России. 2020. № 2 (54).

9. Коробова А. П. Понятие и структура правовой политики // Российская правовая политика: курс лекций / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. Москва, 2003.

10. Марченко М. Н. Вторичные источники ро-мано-германского права: прецедент, доктрина // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2000. № 4.

11. Миронов А. Н. Административно-процессуальное право: учебное пособие. 2-е изд., пе-рераб. и доп. Москва, 2020.

12. Павличенко Н. В., Тамбовцев А. И. Принцип конспирации в оперативно-розыскной деятельности: концептуальность У 8 декларативность // Труды Академии управления МВД России. 2019. № 2 (50).

13. Правотворчество и технико-юридические проблемы формирования системы российского законодательства в условиях глобализации: сборник статей / под ред. С. В. Поле-ниной, В. М. Баранова, Е. В. Скурко. Москва, 2007.

14. Совершенствование системы административных наказаний и порядка их назначения: аналитический обзор / А. В. Шевцов, А. С. Ускова, А. В. Семенистый и др. Москва, 2019.

15. Совершенствование системы административных наказаний и порядка их назначения: учебное пособие / А. В. Шевцов, А. С. Ускова, А. В. Семенистый и др. Москва, 2019.

16. Сорокин В. Д. Административный процесс и административно-процессуальное право. Санкт-Петербург, 2002.

17. Хабриева Т. Я. Концепция развития законодательного процесса // Концепции разви-

4. Golovko V. V. Administrativno-yurisdikcion-naya deyatel'nost': voprosy ponyatiya i soder-zhaniya // Pravoprimenenie. 2018. T. 2. № 1.

5. Grechkina O. V. Administrativnaya yurisdikciya tamozhennyh organov Rossijskoj Federacii: te-oretiko-prikladnoe issledovanie: avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk. Moskva, 2011.

6. Dugenec A. S. Administrativno-yurisdikcionnyj process: monografiya. Moskva, 2003.

7. Isakov V. B. Stadii podgotovki proektov za-konov // Zakonodatel'naya tekhnika / pod red. Yu. A. Tihomirova. Moskva, 2000.

8. Konev A. N. O novom podhode k poisku konceptual'nogo yadra ideologicheskih osnov ugolovnogo sudoproizvodstva // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2020. № 2 (54).

9. Korobova A. P. Ponyatie i struktura pravovoj politiki // Rossijskaya pravovaya politika: kurs lekcij / pod red. N. I. Matuzova, A. V. Mal'ko. Moskva, 2003.

10. Marchenko M. N. Vtorichnye istochniki roma-no-germanskogo prava: precedent, doktrina // Moscow State University Bulletin. Seriya 11. Pravo. 2000. № 4.

11. Mironov A. N. Administrativno-processual'noe pravo: uchebnoe posobie. 2-e izd., pererab. i dop. Moskva, 2020.

12. Pavlichenko N. V., Tambovcev A. I. Princip kon-spiracii v operativno-rozysknoj deyatel'nosti: konceptual'nost' VS deklarativnost' // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2019. № 2 (50).

13. Pravotvorchestvo i tekhniko-yuridiches-kie problemy formirovaniya sistemy rossij-skogo zakonodatel'stva v usloviyah globali-zacii: sbornik statej / pod red. S. V. Poleninoj, V. M. Baranova, E. V. Skurko. Moskva, 2007.

14. Sovershenstvovanie sistemy administrativnyh nakazanij i poryadka ih naznacheniya: anali-ticheskij obzor / A. V. Shevcov, A. S. Uskova, A. V. Semenistyj i dr. Moskva, 2019.

15. Sovershenstvovanie sistemy administrativnyh nakazanij i poryadka ih naznacheniya: uchebnoe posobie / A. V. Shevcov, A. S. Uskova, A. V. Semenistyj i dr. Moskva, 2019.

16. Sorokin V. D. Administrativnyj process i admin-istrativno-processual'noe pravo. Sankt-Peter-burg, 2002.

17. Habrieva T. Ya. Koncepciya razvitiya zakonodatel'nogo processa // Koncepcii raz-vitiya rossijskogo zakonodatel'stva. Moskva, 2004.

18. Shergin A. P. Gumanisticheskaya koncepciya administrativnoj yurisdikcii Nadezhdy Geor-gievny Salishchevoj // Aktual'nye problemy i perspektivy administrativnogo prava i ad-ministrativno-processual'nogo prava: sbornik nauchnyh statej. Moskva, 2019.

тия российского законодательства. Москва, 2004.

18. Шергин А. П. Гуманистическая концепция административной юрисдикции Надежды Георгиевны Салищевой // Актуальные проблемы и перспективы административного права и административно-процессуального права: сборник научных статей. Москва, 2019.

19. Шергин А. П. Полиция в системе субъектов административной юрисдикции // Конституция Российской Федерации и современный правопорядок. Московская юридическая неделя: материалы XV Международной научно-практической конференции: в 5 ч. Москва, 2019.

19. Shergin A. P. Policiya v sisteme sub"ektov ad-ministrativnoj yurisdikcii // Konstituciya Rossijskoj Federacii i sovremennyj pravopo-ryadok. Moskovskaya yuridicheskaya nedelya: materialy XV Mezhdunarodnoj nauchno-prak-ticheskoj konferencii: v 5 ch. Moskva, 2019.

Для цитирования:

For citation:

Шевцов Александр Валерьевич. О концепции административной юрисдикции полиции МВД России // Труды Академии управления МВД России. 2021. № 2 (58). С. 92-100.

Shevtsov Alexander Valer'yevich. On the concept of administrative jurisdiction of the police of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2021. № 2 (58). P. 92-100.

100

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.