Научная статья на тему 'Особенности современного нефтеперерабатывающего комплекса РФ'

Особенности современного нефтеперерабатывающего комплекса РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
847
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нефтепереработка / топливо / рынок / олигополия / конкуренция / нефтепродукты / мировой рынок / цена / модернизация / oil refinery / fuel / market / oligopoly / competition / petroleum / world market / price / modernization

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Старкова Надежда Олеговна, Голубев Никита Васильевич

Исследованы основные особенности современного нефтеперерабатывающего комплекса в РФ. Обозначены его основные проблемы и сформулирована приоритетная задача развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of modern refinery complex of Russian Federation

Basic features of modern refinery complex in Russia have been researched. Its basic problems have been marked and its priority goal of development have been formulated

Текст научной работы на тему «Особенности современного нефтеперерабатывающего комплекса РФ»

Section 12. Economics and management

The set of theories given in Table 1 reflecting only a part of existing approaches to description of informal roles highlights advantages and disadvantages of each theory. Identification of existing approaches allows to optimize the process of research and choice of framework for solving the set problems.

«Theory of role division in a team» developed by American psychologist R. Meredith Belbin, who dedicated ten years to study the environment necessary for successful team performance, marks itself out of the other theories considered above. Belbin managed to create a framework evidenced by a considerably huge amount of experimental data. The basis of the methodology is a scientific theory of role behavior of people and their interaction with a team. The theory of role division in a team proposed by the author is a universal instrument easy to understand and to apply within

the framework of the conducted research. The model allows to provide detailed individual recommendations with regard to development of a team potential by a particular individual and also includes a developed diagnostic and methodological framework.

Notwithstanding several advantages, the following problems are to be solved within a student group for application of this model: firstly, the questionnaire should be revised for the purposes of application in a student environment; secondly, assessment of the influence of individual profile of organizational culture on the group profile should be revised.

An increase in index of regression coefficient between the adjusted detached area and objective indicators qualifying academic performance of students may serve as a proof of validity of the proposed assumptions.

References:

1. Antonov A. P., Sibileva V. Y. Analysis of influence of organizational culture on academic performance of students.// MANazmenta EKOnomika Journal of MANagement and ECOnomics. - ISSN 1337-9488. - MANEKO: 2014.01.

2. Adzies I. Management./Mismanagement Styles. - M.: Alpina Business Books, 2009. - 200 p.

3. Bazarov T. Y., Yeremin B. L. Human resources management: College textbook - 2nd revised and enlarged ed. - M: UNITY, 2006. - 560 p.

4. Belbin R. Meretith. Team Role Summary Descriptions. [online]//[Electronic resource]. - Available from: http://www. belbin.com (2012-2014 BELBIN Associates).

5. Myers-Briggs Isabel, Piter. MBTI. Type Indicator. Gifts Differing. Business psychologists. - 2010. - 320 p.

6. Cameron K., Quinn R. Diagnosing and changing organizational culture./Translated from English ed. by I. V Andreeva. -SPb: Piter, 2001. - 320 p.

7. Mescon M., Albert M., Khedouri F. Management. - M.: Delo, 1999. - 800 p.

8. Margerison C., McCann D., Davies R. Focus on team appraisal.//Team performance management an international journal. - 1995. - vol. 1, № 4.

9. Moreno J. L. Sociometry and the science of man. - New York: Beacon House, 1956. - 156 p.

10. Schindler R. Grundprinzipien der Psychodynamik in der Gruppe (Basic principles of psychodynamics in a group)/ Psyche, 11. - 1957/58. - 314 p.

Starkova Nadezhda Olegovna, Kuban State University, candidate of science in Economics, associate professor, International economics and management department E-mail: n.starkova@mail.ru

Golubev Nikita Vasilievich, Kuban State University, undergraduate of International economics and management department E-mail: neki492@gmail.com

Features of modern refinery complex of Russian Federation

Abstract: Basic features of modern refinery complex in Russia have been researched. Its basic problems have been marked and its priority goal of development have been formulated.

Keywords: oil refinery, fuel, market, oligopoly, competition, petroleum, world market, price, modernization.

188

Features of modern refinery complex of Russian Federation

Старкова Надежда Олеговна, Кубанский государственный университет, кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и менеджмента E-mail: n.starkova@mail.ru Голубев Никита Васильевич, магистрант кафедры мировой экономики и менеджмента

E-mail: neki492@gmail.com

Особенности современного нефтеперерабатывающего комплекса РФ

Аннотация: Исследованы основные особенности современного нефтеперерабатывающего комплекса в РФ. Обозначены его основные проблемы и сформулирована приоритетная задача развития.

Ключевые слова: нефтепереработка, топливо, рынок, олигополия, конкуренция, нефтепродукты, мировой рынок, цена, модернизация.

Нефтяная отрасль всегда имела наиважнейшее значение для экономики России, сохраняя высокую долю в формировании доходной части национального бюджета. С точки зрения развития экономики ее роль сложно переоценить, однако так же сложно и оценить в реальном выражении на основе статистических данных в виду ряда сложностей, связанных с их сопоставлением. Так, приводимые Минэнерго, ФСГС и нефтяными компаниями данные по одним и тем же позициям, оценивающим объем производства, переработки, реализации и т. д. могут существенно разниться и представляться в несопоставимых данных (м3, тн, руб.). Частично этот факт объясняется тем, что производство нефтепродуктов в России и их сбыт были в известной степени выведены отечественными производителями за пределы досягаемости официальной статистики [8], что было вызвано следующими проблемами отрасли:

- практика продаж нефтепродуктов внутри непрозрачной структуры вертикально-интегрированных нефтяных компаний;

- нелегальная торговля нефтепродуктами (это относится как к нелегальному экспорту нефтепродуктов на более рентабельные западные рынки через страны СНГ и Балтии, так и импорту дистиллятов из Беларуси, Азербайджана, Украины, Казахстана и Украины (цены на нефтепродукты в этих странах зачастую ниже, чем в России), который практически никак не отражается в официальной статистике);

- воровство нефтепродуктов (по данным экспертов рынка до 10 % от общего объема прокачиваемых через систему дистиллятов [12]), учитываемое как часть транзакционных издержек поставщика.

Отраслевая и региональная статистика потребления нефтепродуктов также содержит много пробелов, в то же время, если проанализировать данные приводимые Минэнерго о поставках нефтепродуктов с НПЗ в регионы России (без учета продаж нефтепродуктов, производимых малыми предприятиями) можно увидеть, что рост потребления нефтепродуктов (автомобильного бензина, дизельного топлива и топочного мазута) характерен для

тех субъектов РФ, которые отличают наиболее высокие темпы экономического роста.

Основными нефтепродуктами, производимыми в РФ, являются авиационное топливо, бензины, дизельное топливо, мазуты, битумы и масла (гидравлические, индустриальные, компрессионные, моторные, трансмиссионные, трансформаторные, турбинные и др.

В отрасли действуют 28 крупных нефтеперерабатывающих заводов (мощность от 1 млн.т/год), мини-НПЗ и заводы по производству масел. Протяженность магистральных нефтепроводов составляет около 50 тыс. км. и нефтепродуктопроводов — 19,3 тыс. км. [6]. При этом большая доля рынка нефтепродуктов сосредоточена под контролем общероссийских нефтяных компаний: «Лукойл», «Роснефть», «Газпром» [3], и др., которые часто диктуют собственные условия и в отсутствии конкуренции влияют на установление цен [1]. В отсутствие конкуренции, размер прибыли, зарабатываемой нефтяными компаниями на реализации нефтепродуктов на внутреннем российском рынке, явно чрезмерен. Так, за последние за три года цена на бензин АИ-95 выросла на 12 рублей. Ровно 5 лет назад литр 95-го стоил в среднем по стране 24,7 рубля за литр, сегодня — 36,5 [12].

Помимо особенностей ценообразования, современный рынок нефтепродуктов высоко дифференцирован. Исторически сложилось так, что нефтеперерабатывающие мощности недостаточно равномерно распределены по территории РФ. Так, в Поволжье и на Западном Урале находится около 50 % нефтеперерабатывающих производств, в Центральном районе — 18 %, в Сибири — 16 % [4]. При этом Северо-Западный, дальневосточный и Южный федеральный округа имеют наименьшее число НПЗ, несмотря на то, что они признаны наиболее перспективными с точки зрения экспорта нефтепродуктов. Все это приводит к увеличению нагрузки на системы транспортировки нефтепродуктов, увеличению «транспортного плеча», сдерживанию экспорта российских нефтепродуктов.

Неравномерность распределения мощностей находит свое отражение и в уровне загрузки заводов. Так, в Центральном, Приволжском, Сибирском и Южном

189

Section 12. Economics and management

федеральном округах мощности НПЗ задействованы в среднем на 78-90 %, а в Северо-Западном и Дальневосточном — остро ощущается дефицит перерабатываемых активов. Средняя загрузка нефтеперерабатывающих предприятий по РФ колеблется от 75 до 82 %, для сравнения — в развитых странах она составляет 90-95 %.

Различия рынка нефтепродуктов на уровне регионов проявляются не только в уровне их обеспеченности данным видом ресурсов, темпах прироста платежеспособного спроса и стабильности поставок на рынок, но и в динамике цен, которые также существенно различаются в зависимости от региона. Так, по данным ФСГС РФ, проводившей еженедельный мониторинг цен на нефтепродукты, в 2010-2012 гг. разброс цен на отдельные виды нефтепродуктов составлял по регионам более 50 %, достигая по отдельным товарным позициям 62,5 %. При этом по данным Российского топливного союза, разница в потребительских ценах на бензин автомобильный марки АИ-93 и АИ-95 в субъектах РФ при изучении в помесячном разрезе глубокие разрывы. Так, в 2010 г. она составила 2,0 раза, в 2011 г. — 1,7 раза, в 2012 г. — 1,5 раза, в 2014 — 1,6. В ценах производителей аналогичное соотношение составило 1,6, 1,7 и 1,5 раза соответственно [7].

Еще одна особенность российского нефтеперерабатывающего комплекса — отсутствие на большинстве заводов необходимых вторичных процессов переработки: изомеризации, алкилирования, гидрокрекинга, современных методов каталитического реформинга и др. Значение коэффициента Нельсона российских нефтеперерабатывающих заводов (характеризует сложность нефтепереработки, наличие вторичных процессов, и соответственно, способность завода выпускать высококачественные нефтепродукты) в среднем оценивается в 4,3, тогда как среднемировой уровень составляет 7,1. В США этот показатель составляет 10,8, в Западной Европе — 7,4, в республиках бывшего СССР (кроме России) — 4,8 [8]. Для сравнения: новый индийский экспортноориентированный НПЗ затраты на строительство которого составили 9 млрд. долл. и проектной мощностью 27 млн. т/год, строительство которого планируется в Джамнагаре, будет шестым в мире по проектной мощности, а по коэффициенту Нельсона (14,5) одним из самых сложных, а на НПЗ «Wilmington», принадлежащий компании «Shell» и расположенный близ Лос-Анджелеса, который перерабатывает тяжелую сернистую нефть в экологически чистые нефтепродукты, соответствующие жестким стандартам штата Калифорния, имеет коэффициент Нельсона 16,4.

На протяжении длительного времени стратегия российских вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) в целом отличалась от стратегии международных нефтяных компаний, которые делали ставку на глубокую переработку нефти и основные доходы получали

именно от продажи нефтепродуктов. Главным для России вплоть до середины 2000-х гг. традиционно был не внутренний рынок, а экспорт. Российские ВИНК долгое время рассматривали нефтепереработку и внутренний рынок нефтепродуктов как своего рода побочный бизнес, и практически не развивали другие сегменты интегрированной цепочки бизнеса за исключением производств первого передела. Они считали, что им выгоднее экспортировать сырую нефть, чем поставлять нефтепродукты на внутренний рынок и на экспорт, что было справедливо, учитывая низкое качество и, соответственно, относительную дешевизну на мировом рынке российских нефтепродуктов.

Однако в настоящее время государство, следуя мировым стандартам [10], повышает требования к качеству нефтепродуктов, вводит новые стандарты. Добиться такого качества бензина Евро-4 и Евро-5 на технически устаревших отечественных НПЗ очень сложно и нерентабельно, по эффективности они сильно отстают от мировых показателей. Так, в США из одной тонны нефти получают 420 литров бензина, а в РФ только 140 [5]. Поэтому в Энергетической стратегии России до 2030 г. в числе наиболее острых проблем топливно-энергетического комплекса страны особо отмечено слабое развитие производства энергоносителей с высокой добавленной стоимостью, в том числе светлых нефтепродуктов и расширенный вывоз энергетического сырья нулевой или низкой степени переработки.

Выявленные особенности современной нефтеперерабатывающей отрасли явно указывают на то, что в этом стратегически важном для страны комплексе назрела острая необходимость модернизации не только производственных мощностей, но и всей системы управления. Падение цен на нефть на мировом рынке в 2014 году еще раз выявило наличие многих системных проблем: несовершенство рыночной инфраструктуры; нерациональное размещение нефтеперерабатывающих мощностей; монополизация отрасли [9], недобросовестная конкуренция за счет олигополистического сговора трех крупнейших игроков на рынке [11]; наличие диспропорций между внутренними ценами на основные энергоносители и их одновекторная зависимость от мировых цен (рост цен на мировом рынке стимулирует повышение внутренних цен на топливо в РФ, тогда как падение мировых цен снижением внутри страны не сопровождается [2]). Рассмотрение всего спектра накопившихся вопросов выходит за рамки отдельной отрасли, повышая их значимость до государственного уровня, в связи с чем приоритетной задачей развития отечественной экономики на современном, достаточно непростом этапе, должно явиться формирование эффективного механизма инновационного развития нефтеперерабатывающей отрасли РФ с соблюдением принципов рыночной конкуренции и рациональности использования невоспроизводимых ресурсов.

Список литературы:

1. Воронов А. А., Глухих Л. В., Рыбальченко Р. В. Конкурентная устойчивость промышленных предприятий: определение и управление.//Вопросы экономики и права. - 2012. - № 46. - С. 71-74.

190

Features of mutual relations of subjects of art market and art business

2. Индексы цен на нефтепродукты. Информационное агентство Kortes-Thomson Reuters.//[Electronic resource]. - Available from: http://www.kortes.com/index/

3. Козырь Н. С. Реструктуризация бизнеса и оценка его стоимости.//Наука и экономика. - 2010. - № 2. - С. 95-99.

4. Куницына Н. Н., Савцова А. В. Региональные экономические системы: цикличность и неопределенность динамики. - Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 2008. - 184 с.

5. Никулина О. В., Ладыгина Е. И. Системы качества как основа успешного бизнеса.//Качество. Инновации. Образование. - 2013. - № 2 (93). - С. 50-55.

6. Официальный сайт Министерства энергетики РФ./ДЕкЩгаше resource]. - Available from: http://minenergo.gov.ru

7. Официальный сайт Российского топливного союза.//[Electronic resource]. - Available from: http://www.rfu.ru/

8. Оценка общего потребления энергии во всех регионах РФ. Эколого-энергетическое рейтинговое агентство « Интерфакс-ЭРА».//[Electronic resource]. - Available from: http://interfax-era.ru/reitingi-regionov/2009/obshchee-potreblenie-energii

9. Старкова Н. О., Кизим А. А. Управление маркетингом промышленных предприятий.//Экономика устойчивого развития. - 2012. - № 9. - С. 183-189.

10. Старкова Н. О. Перспектива интеграции России с ЕС.//Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). - 2010. - № 32. - С. 63-71.

11. Старкова Н. О., Рзун И. Г., Польшикова К. С. Рынок автомобильного топлива России. Тенденции, перспективы, прогноз.//Проблемы современной экономики. - 2014. - № 22-2. - С. 191-197.

12. Шевченко И. В., Логинов А. Е. Энергетические стратегии в условиях глобализации.//Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2006. - № 6. - С. 27-32.

Starkova Nadezhda Olegovna, Kuban State University, candidate of science in Economics, associate professor, International economics and management department E-mail: n.starkova@mail.ru Petrov Nikolai Evgenevich, undergraduate of International economics and management department

E-mail: npetrov.ht@gmail.com

Features of mutual relations of subjects of art market and art business

Abstract: Basics of art market and the art business have been studied. Character of economic relations between main subjects of art market has been defined. Their roles and responsibilities in promotion and sales of art product and implementation of marketing communications have been determined. Most common forms and features of the relationship between artist and gallery in modern Russian art market have been identified.

Keywords: art market, art business, artist, gallery, image, reputation, marketing communications.

Старкова Надежда Олеговна, Кубанский государственный университет, к. э. н., доцент кафедры мировой экономики и менеджмента

E-mail: n.starkova@mail.ru Петров Николай Евгеньевич, магистрант кафедры мировой экономики и менеджмента

E-mail: npetrov.ht@gmail.com

Особенности взаимоотношений субъектов артрынка и артбизнеса

Аннотация: Исследованы основы артрынка и артбизнеса. Определен характер экономических отношений между основными субъектами артрынка. Установлены их роли и функции в процессе продвижения, продажи продукта творчества художника осуществлении маркетинговых коммуникаций. Определены наиболее распространенные формы и особенности отношений между художником и галереей в условиях современного российского артрынка.

Ключевые слова: артрынок, артбизнес, художник, галерея, имидж, репутация, маркетинговые коммуникации.

191

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.