Секция 4. Искусствоведение
Starkova Nadezhda Olegovna, Kuban State University, candidate of science in Economics, associate professor, International economics and management department
E-mail: [email protected]
Analysis of formation and development of art market and art business
Abstract: Definition and essence of the concept of art market and art business have been done. The stages of development and formation of the world art market, its current state, particular qualities and main elements have been described.
Keywords: art market, art business, culture, artist, artwork, gallerist, auction, сollectioner.
Старкова Надежда Олеговна, Кубанский государственный университет, кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и менеджмента E-mail: [email protected]
Анализ становления и развития артрынка и артбизнеса
Аннотация: Раскрыты понятия и сущность артрынка и артбизнеса. Рассмотрены этапы развития и становления мирового артрынка, описаны его основные элементы, охарактеризованы современное состояние и особенности.
Ключевые слова: артрынок, артбизнес, культура, художник, произведение искусства, галерист, аукцион, коллекционер.
По мере развития общества развивалась сфера культуры, которая всегда играла большое социальное и экономическое значение для развития отдельных стран и мира в целом. Наличие тесной связи культурного, общественного, эстетического и экономического развития обусловлено существованием иерархии человеческих потребностей. Сначала человек удовлетворяет свои физиологические потребности, затем потребность в безопасности, любви, уважению, далее актуальным для него становится удовлетворение эстетических потребностей, потребностей познания и самоактуализации. Ориентируясь исключительно на первичные потребности людей, любая экономика в итоге заходит в тупик [2], она может развиваться только тогда, когда она преодолевает естественные потребности людей и начинает стремиться к удовлетворению культурных потребностей общества.
В современном обществе большинство людей вполне удовлетворят свои амбиции, останавливаясь на четвертом уровне — уважения. Это имеет отношение не только к обывателям, но и к большому числу современных бизнесменов и инвесторов. Верхние уровни иерархии, в общем случае называемые потребностью в самовыражении или потребностью в личностном росте, предназначены для той части общества,
которая уже достигла ступени уважения, но нуждается в совершенствовании развития личности.
Руководствуясь, данной логикой, артбизнес, являющийся неотъемлемой частью культурной сферы развитого общества, направлен на удовлетворение потребностей, людей, стремящихся к развитию, и без понимания этого не возможно его существование. Инвестирование в искусство всегда и во все времена являлось делом не только доходным, но и весьма уважительным, подтверждавшим не только уровень благосостояния владельца предметов искусства, но и его интеллектуальный, общественный и культурный статус. В последнее время данное направление инвестиционной деятельности приобретает еще большую актуальность, свидетельством чему являются данные ведущих аналитических компаний, специализирующихся в конкретной сфере [8]. Возрастающий интерес к артбизнесу со стороны инвесторов и практиков создает предпосылки для системного изучения данного явления.
Создавая уникальное в своем роде произведение искусства, художник реализует свои яркие творческие способности, с одной стороны, и рассчитывает на определенное материальное вознаграждение, выступая как производитель некоего продукта, с другой стороны. Это порождает проблему материальной
27
Section 4. Study of art
оценки того, что относится к продуктам духовной деятельности человека. Формируется особый вид взаимодействия между талантливым человеком, создавшим неповторимый, не тиражируемый в массовом количестве продукт, и теми людьми, которые стремятся стать его обладателями [3]. Как любой предмет, предназначенный для продажи, произведение искусства нуждается в людях, обеспечивающих отношения обмена между создателем этого произведения и покупателем. Данный вид отношений находит отражение в термине «артбизнес».
В общем смысле под артбизнесом принято понимать вид экономической деятельности по оценке и распространению произведений искусства. Однако раскрытие глубинного смысла данного явления представляет определение артбизнеса, как инициативной экономической деятельности, связанной с получением прибыли за счет удовлетворения потребностей личностного развития, эстетического и культурного совершенствования потребителя. Сферой осуществления данной деятельности является артрынок. Артбизнес и артрынок — необходимые элементы развития цивилизованного общества. По мнению специалистов, артрынок можно назвать зеркалом социально-культурных процессов, происходящих в обществе.
Этот рынок представляет собой систему культурных и экономических отношений, определяющих:
- сферу предложения и спроса на произведения искусства;
- денежную стоимость произведений искусства;
- специфические виды услуг, связанные с обслуживанием этого рынка.
Важной особенностью рынка искусства заключается в том. что он представляет собой не только производство, выражающееся в создании художественных ценностей и их сбыте, но и экономический механизм отбора, обращенный к регулярной переоценке системы художественных ценностей. Такая переоценка и, соответственно, ее результаты — ценообразование, денежная стоимость и доступность основана на собственных регулятивных механизмах поступления, отбора и канонизации новых ценностей, а не на вкусах потребителя, как это происходит на рынках массового или кустарного производства товаров.
Артрынок — это всегда поле борьбы различных сил, позиций, стратегий, направленных как на обновление, трансформацию, так и на сохранение сложившегося порядка вещей, это сложное многоуровневое явление, в нем интегрируются большое количество субъектов, которые осуществляют все процессы его
актуализации. Основными субъектами артрынка являются производители (художники) и потребители (публика). Между главными субъектами в разное культурно-историческое время существовала группа посредников, которые к сегодняшнему дню максимально дифференцировались. Чтобы раскрыть сущность артрынка необходимо рассмотреть особенности его формирования и функционирование на различных временных этапах, а также основные функции и структуру артрынка.
Зачатки художественного рынка существовали еще в Древнем Риме, где проводились первые зафиксированные аукционы по продаже предметов искусства [4], а становление современного артрынка прошло ряд этапов.
Первый этап связан с фактом появления рынка произведений искусств. Это произошло в конце XVII века в Англии. Эта страна является родиной артрынка потому, что именно в этой стране статус художника стал впервые определялся торгами, то есть показателем, состоящим из цены на работу и количества проданных работ. В других развитых в культурном плане странах, таких как Франция, Италия, Испании XVII и XIX веках статус художника определялся степенью его признания в различных салонах или среди ценителей из числа аристократов [5, 312]. Прогрессивная в экономическом плане британская модель приобрела популярность и распространилась на национальные артрынки США, Германии и Голландии. Популярность британской модели можно связать с протестантской этикой раннего капитализма, господствовавшей в данных странах, на основании которой любой продукт, который производится (в том числе и произведение искусства), имел возможность быть адекватно оценен. Очевидно, что покупка и продажа произведений искусства существовала на протяжении всей истории искусства. Но только по окончании буржуазной революции появились условия, способствующие формированию рыночной экономики, а, следовательно, и артрынка.
Существуют сведения о том, что первый большой аукцион произведений искусства был организован в 1693 [7]. Целью его организации было, прежде всего развлечение, а не получение больших доходов. Тем не менее аукционы приобрели большую известность среди британской элиты в конце XXVII начале XXVIII веков. Исследователи полагают, что первый аукцион, произведений искусств, ориентированный на коммерческие цели был проведен в Лондоне в 1754 году, общая сумма продаж
28
Секция 4. Искусствоведение
оказалась рекордной по тем временам и состави-ла16069 гиней [6].
Значительный приток капитала в артрынок наблюдается, начиная со второй половины XVIII века. Основную часть продаж того времени составляли работы малоизвестных авторов. В начале XIX века формирующийся артрынок выдвинул спрос на произведения Великих мастеров, таких как Леонардо Да Винчи, Рембрандт, Рубенс. Высокие продажи работ мастеров прошлого явились побуждающим мотивом для ряда современных авторов начать выставлять свои работы на торги. Коммерческие цели пришли на смену целям поиска богатых покровителей, без поддержки которых художники просто не могли ранее существовать. Однако современные авторы не могли рассчитывать на значительную выгоду от реализации своих работ на аукционах, так как предпочтение отдавалось работам широко известных авторов.
Начало второго этап развития артрынка относят к середине XIX века. В это время в Европе начала формироваться структура художественного рынка, которая включала в себя торговцев произведениями искусства, дилеров, галереи, выставки, аукционы, распродажи, издание каталогов и специальных журналов, рекламу, художественных критиков, коллекционеров и музейных специалистов. Данный этап развития артрынка характеризуется также увеличением капиталовложений в современных авторов, которые иногда даже вытесняли старых мастеров. Начиная со второй половины XIX века произошло разделение артрынка на две сферы — сферу продаж мастеров прошлого и сферу продаж современных авторов. Обе эти сферы активно конкурируют между собой, но институционального разделения между ними не наблюдалось вплоть до 2012 года. До этого периода на всемирно известных аукционах «Sotheby’s» и «Christie’s» одинаково активно продавались работы Великих мастеров и представителей современного искусства. В широко известном всем знатокам артсферы списке тысячи наиболее высоко оцененных в мире произведений искусства — Skate’s Top 1000, созданном международной компанией Skate Press, работы современных авторов соседствуют с произведениями Великих мастеров Золотого века. Однако в последнее время наметилась тенденция того, что в первую десятку наиболее оцененных рынком работ попадают преимущественно работы современных авторов. Так находящийся на первом месте в списке триптих «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда», написанный Фрэнсисом Бэконом в 1969 году в Лондонском Королевском колледже
искусств был продан 12 ноября 2013 года на аукционе Christie’s всего через шесть минут после начала торгов за 142 404 992 долл. США. В то время как самая дорогая на настоящий момент работа мастера Золотого века великого Питера Пауля Рубенса «Избиение младенцев» занимает только тринадцатое место в списке. Она была продана на аукционе Sotheby’s 9 июля 2002 года за 76 671 280 долл. США [9].
Также в XIX веке изменился и класс потребителей дорогостоящего искусства. На смену аристократии пришли богатые представители буржуазии. Посредством приобретения дорогостоящих произведений искусства они хотели повысить свой капитал, а также продемонстрировать свою власть в поле распределения экономического капитала. Подобная ситуация имела место и в парижских салонах [1, 511].
Важной особенностью данного этапа стало расширение арт-рынка. На торги стали выставляться не только работы современных авторов (в основном, британцев и голландцев), британские коллекционеры заинтересовались и французской современной живописью. Популярностью пользовались работы Жана-Батиста Камиля Коро (1796-1875), Розы Бонер (1822-1899), Ораса Верне (1789-1863), преимущественно пейзажи. Тем не менее, французские авторы на данном этапе не могли конкурировать с британскими живописцами, мастерами портретного жанра. Именно портреты в конце XIX века оценивались рынком наиболее высоко. Среди известных английских и шотландских мастеров особым признанием современников пользовались работы Томаса Лоренса (1769-1830), Джозефа Мэллорда Уильяма Тёрнера (1775-1851), Томаса Гейнсборо (1727-1788), Джорджа Доу (1781-1829).
К началу XX века общемировой артрынок окончательно сложился. Уже на этапе становления и эволюционного развития рынок предметов искусства имел все признаки достаточно конкурентного рынка, участники которого имели приблизительно одинаковые возможности и не могли оказывать серьезного влияния на уровень цен. Рынок предметов искусства совершил за указанный период переход от хаотичного, сильно фрагментированного рынка к хорошо организованной системе товарного обращения произведений искусства со специфическими принципами функционирования, осуществляющей распространения и перераспределения культурных ценностей в обществе. Современный артрынок имеет развитую инфраструктуры, систему мониторинга и оценки, показывает высокую норму доходности,
29
Section 4. Study of art
в последнее время даже превышающую доходность фондового рынка.
Еще в период становления артрынка выделились основные мировые центры торговли предметами изобразительного искусства — Лондон и Париж в Европе, Нью-Йорк в США которые сохранили этот статус и по сей день.
Таким образом, к настоящему моменту артры-нок уже полностью сформировался и существует как
специфический механизм, обеспечивающий функционирование художественной сферы в рыночных условиях и, опираясь на взаимодействие искусства и экономики, представляет собой сложное многоуровневое явление. В нем интегрируются большое количество субъектов, которые осуществляют все процессы его актуализации, отношения между которыми осуществляются в рамках высокоорганизованной и развитой системы мирового артбизнеса.
Список литературы:
1. Антиквариат: энциклопедия мирового искусства/Ген. ред. Х. Маллалью. - М.: Белый город, - 2001. - 640 с.
2. Арт-рынок и арт-бизнес//Библиографический потрал. 2008.URL: http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2. cgi?Rdqutusoqg.
3. Арт-рынок в России и CHX//Artmers. Проект американского информационно-аналитического агенства ArtMarketEconomicResearch. - 2007. - URL: http://artmers.com/ru/RussianEvents.html
4. Арт-бизнес в России — кот в мешке или идеальное вложение денег?//Избранные статьи о едином художественном рейтинге. - 2001. - URL: http://rating.artunion.ru/article16.htm
5. Верман К.: История искусства всех времен и народов. - М: АСТ, - 2010. - 944 с.
6. Койфмам В. Сотбис, Кристис и другие. Всё об аукционах//Международный интернет-портал «Русский глобус», № 8, - август 2011. - URL: http://www.russian-globe.com/N114/Koyfman.SotbisKristi.htm
7. Ранинен И. Рекордные торги Christie’s. Старые мастера и живопись XIX века, 11.12.2009. Good Life. URL: http://www.thegoodlife.ru/art/1513-christie_dec.html
8. Skate’s TOP 1000 general indicators. - URL: http://www.skatepress.com/_index.php?cat=27.
9. Skate’s TOP 5000 by nominal value. - URL: http://www.skatepress.com/_index.php?cat=92
Tyurikova Yulia Mikhailovna, The Moscow state academic art institute named after V. I. Surikov, Postgraduate student, The Department of History of Art «Fine art, decorative and applied art and architecture»
E-mail: [email protected]
Images of time in the Romanesque churches of the XI — XII cc. in the west of France (Saintonge-Poitou)
Abstract: This article is dedicated to the representation of Signs of Zodiac and Labors of Months in the monuments of the region of Poitou-Charentes, on the example of three churches in the Western France: the Assumption of the Virgin in Fenioux, St. Nicholas, Civray and Saint- Pierre, Aulnay.
The subject of this article lies at the intersection of several areas of art studies of the Middle Ages: particularly, the history of medieval art, especially architecture, sculpture, history of astrology, medieval symbolic and history of the image of Signs of Zodiac, Labors of Months, seasons and works.
This work clearly shows us that the examined images of time in the calendar cycles of the Romanesque art belong to the same regional tradition that unites not only composition and artistic solution Labors of Months, but also the stylistic peculiarities.
Keywords: the Middle Ages, the Romanesque art, the region of Poitou-Saintonge (Poitou-Charentes), the Assumption of the Virgin in Fenioux, St. Nicholas, Civray, Saint- Pierre, Aulnay, Labors of Month, Signs of Zodiac.
The pictorial tradition in the development of the in the Western France: the Cathedral of Dormition
theme of time and calendar cycles in Western Euro- of the Mother of God in Fenioux, the Saint Nicolas
pean art was studied on the materials of three churches Cathedral in Civray and the Saint Pierre cathedral in
30