Научная статья на тему 'Оценка инвестиционной привлекательности и тенденций развития современного артрынка'

Оценка инвестиционной привлекательности и тенденций развития современного артрынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
438
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ДОХОДНОСТЬ / РИСК / АРТРЫНОК / ИНДЕКС / ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Старкова Н. О., Басараб В. Н.

В статье проведено исследование состояния и перспектив развития современного артрынка на основе избранных оценочных индикаторов. Дана характеристика артиндексов, проанализирована динамика их значений в сравнении с динамикой одного из ведущих индексов фондового рынка. В результате проведенного анализа выявлены высокие темпы роста капитализации, доходности и инвестиционной привлекательности артрынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка инвестиционной привлекательности и тенденций развития современного артрынка»

УДК 330.322:338.242

ОЦЕНКА

ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ И ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО АРТРЫНКА

Н. О. СТАРКОВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и менеджмента Е-mail: n. starkova@mail. ru Кубанский государственный университет

В. Н. БАСАРАБ,

экономист финансового отдела Е-mail: sviktoriya@yandex. ru ООО «Краснодар Водоканал»

В статье проведено исследование состояния и перспектив развития современного артрынка на основе избранных оценочных индикаторов. Дана характеристика артиндексов, проанализирована динамика их значений в сравнении с динамикой одного из ведущих индексов фондового рынка. В результате проведенного анализа выявлены высокие темпы роста капитализации, доходности и инвестиционной привлекательности артрынка.

Ключевые слова: инвестиции, доходность, риск, артрынок, индекс, произведения искусства.

Настоящий период развития мировой экономики характеризуется стремительным развитием артрынка. Спрос на предметы искусства возрастает как со стороны отечественных, так и иностранных покупателей, растет и развивается инфраструктура артрынка, а вместе с тем и интерес к нему как к сфере выгодного инвестирования. Кризис 2008 г. показал, что инвестиции в произведения искусства являются реальной возможностью сохранения и преумножения капитала, в отличие от популярной недвижимости и предметов роскоши, сильно упавших в цене в тот же период. В этих условиях анализ тенденций и перспектив развития одного из наибо-

лее инвестиционно привлекательных рынков мировой экономики существенно актуализируется как в прикладном, так и в теоретическом аспектах.

Современное состояние и перспективы развития рынка произведений искусства можно проанализировать с помощью специальных индексов артрынка, разработанных на основании доступной статистической информации по объемам продаж артактивов, а также сведений специализированных баз данных. Обслуживание современного артрын-ка осуществляет ряд международных институтов (табл. 1). Подход к созданию артиндексов отличается от традиционно используемых при разработке индексов акций, облигаций и товаров. Это связано с нерегулярностью торговли и различиями в характеристиках объектов, которые появляются на рынке. В основе расчетов артиндексов лежит информация о стоимости покупки (продажи) одного и того же объекта в течение определенного промежутка времени. С помощью артиндексов можно отслеживать динамику цен на произведения искусства как для артрынка в целом, так и для различных его сегментов. В настоящее время наиболее распространенными в среде зарубежных экспертов артбизнеса и

Таблица 1

Публичные компании артрынка по состоянию на 31.10.2011 [9]

Компания Биржа/валюта Цена акции Доходность, % Среднегодовая доходность за 2011 г., °% Рыночная капитализация, млн долл.

Sotheby's NYSE / долл. 35,22 27,7 -21,7 2 379

Artprice. com Paris / евро 48,44 51 307,9 310

Artnet Frankfurt / евро 5,7 2,3 -19,1 32

Collectors Universe NASDAQ / долл 15,35 4,5 10,4 121

Stanley Gibbons London / фт. ст. 2,70 -9,5 5,9 68

MCH Group Zurich / швейцарский франк 44,44 4,9 -12,4 230

Mallett London / фт. ст. 1,03 0,9 -1,1 14

Abbey House Warsaw / польский злотый 5,85 2,7 331,5 59

Noble Investments London / фт. ст. 2,78 -0,5 44,3 43

Sobranie Fotoeffect Moscow / руб. 17 404,8 6,9 -2 490

Art Vivant Tokyo / йена 2,42 0,8 -18,9 37

Seoul Auctions Seoul / южнокорейская вона 2,88 13,3 -30 49

Shinwa Art Auction Tokyo / йена 415,8 5,8 9,9 24

западных инвесторов являются индикаторы оценки доходности произведений искусства: нью-йоркский Мей-Мозес индекс (Mei-Moses All Art Index), миланский Габриус артиндекс (Gabrius Art Index), аналитический ресурс artprice. com, индекс Международной корпорации ArtNet, индекс Артсейлз (Art Sales Index), британско-швейцарский Цюрих арт энд антикс индекс (Zurich Art and Antiques Index), художественный индекс Skate's Art Stocks Index (SASI) [1].

Самый популярный на сегодняшний день в мире Mei-Moses All Art Index был разработан американскими профессорами школы бизнеса Леонардо Стерна при Нью-Йоркском университете Джанпингом Мейем и Майклом Мозесом [10]. Этот индекс обобщает сведения о повторных продажах (продажах одних и тех же предметов искусства в некотором временном интервале), совершенных крупнейшими аукционными домами Кристис и Сотбис (Christie's, Sotheby's) с 1950 г., включая цену покупки и цену продажи [5]. В 1993 г. У. Гоецман использовал модель Мея и Мозеса для разработки десятилетнего индекса искусства, в расчете которого используются данные о картинах, проданных два или более раз с 1715 по 1986 г. Была создана база данных, состоящая из 3 329 ценовых пар, что позволило ее исследователям проверить две главные гипотезы эффективности инвестирования в искусство. Первая гласит о том, что наибольшую доходность владельцу приносят дорогие картины старых мастеров, а вторая - о том, что цены продажи для идентичных картин в различных местах в то же самое время должны быть одинаковыми. Эта

гипотеза полностью подтверждена составителями индекса.

В настоящее время Mei-Moses All Art Index насчитывает свыше 13 000 пар повторных продаж, и примерно 1 000 ежегодно включаются дополнительно [10]. В методике расчета индекса используются данные по покупке-продаже на рынке работ старых мастеров, импрессионистов и современных авторов [6]. Ежегодный Mei-Moses All Art Index предоставляет данные об оценке доходности и риска от инвестирования в искусство, что позволяет сопоставить эти сведения с аналогичными характеристиками финансовых активов, таких как акции и облигации [10].

В течение 50 лет (с 1953 по 2003 г.) Mei-Moses All Art Index рос в среднем почти такими же темпами, как и американский фондовый индекс S&P 500: Mei-Moses All Art Index показал среднегодовую доходность инвестиций в произведения искусства на уровне 12,06 %, S&P 500 - на уровне 11,7 %. Однако в пиковый 2007 г. Mei-Moses All Art Index значительно превзошел S&P - 20 % против 5, 5 % [2].

Исследование современного артрынка сегодня невозможно без специализированных баз данных: ArtNet, Art Sales Index, Artprice, Skate Press и других [3], предоставляющих пользователям профессиональный анализ рынка, тенденций, различные комментарии, служащие ориентиром для инвесторов и экспертов.

Исследовательской группой Skate's Art Market Research, созданной международной компанией Skate Press, составляется список тысячи наиболее высоко оцененных в мире произведений искусства -Skate's Top 1000 (табл. 2). В отдельных рейтингах

фигурируют 100, 300, 500 картин, которые были проданы более чем один раз на открытом рынке в течение этих лет. А в ноябре 2011 г. Skate's презентовал список Top 1000, включающий уже 5 000 произведений искусства [7].

Этот список составляется и обновляется Skate's на основании разработанной компанией методологии сбора и обработки ценовой информации о предметах искусства и расчета ряда производных индикаторов (табл. 3), по состоянию которых можно оценивать основные тенденции артрынка, например неуклонный рост стоимости самых дорогих произведений искусства. Так, несмотря на сокращение объемов продаж на артрынке во второй половине 2008 г., стоимость работ, входящих в Top 1000 в начале 2009 г., сохранила практически докризис-

ный уровень - 13 млрд долл. В ноябре 2011 г. ее значение возросло до 15,8 млрд долл. (табл. 4). Общий оборот аукционного дома Sotheby's в 2008 г. составил 4,86 млрд долл., а Christie's - 5,1 млрд долл. [8]. Это обстоятельство является еще одним подтверждением того, что в периоды экономических потрясений искусство приобретает наибольшую привлекательность для крупных инвесторов как активы, гарантирующие возврат вложенных средств в полном объеме. По мнению аналитиков, капитализация артрынка прямо пропорциональна его ликвидности. Высокий уровень ликвидности способствует вовлечению в оборот возрастающих объемов денежных капиталов. А ликвидность ар-трынка прямо пропорциональна уровню развития его инфраструктуры.

Таблица 2

Десять лидирующих произведений искусства в списке Skate's Top 1000 по состоянию на 19.11.2011 [13]

Художник Картина Цена, долл. Дата продажи

Пабло Пикассо Обнаженная, зеленые листья и бюст 106 482 496 03.05.2010

Пабло Пикассо Мальчик с трубкой 104 168 000 04.05.2004

Альберто Джакометти Шагающий человек I 103 689 992 02.02.2010

Пабло Пикассо Дора Маар с кошкой 95 216 000 02.05.2006

Густав Климт Портрет Адели Блох-Бауэр II 87 936 000 07.11.2006

Фрэнсис Бэкон Триптих 86 281 000 13.05.2008

Винсент ван Гог Портрет доктора Гаше 82 500 000 14.05.1990

Клод Моне Пруд с кувшинками 80 549 392 23.06.2008

Пьер Огюст Ренуар Бал в Муленде ла Галетт 78 100 000 16.05.1990

Петер Пауль Рубенс Избиение младенцев 76 671 280 09.07.2002

Таблица 3

Динамика финансовых показателей Skate's Top 1000 с 2001 по 2005 г. [15]

Показатель 2001 2002 2003 2004 2005

Капитализация, млн долл. США 7,197 7,525 7,840 8,367 8,814

Годовой темп роста, % 100 105 109 116 122

Годовой рост, млн долл. - 328 316 527 447

Годовой индекс прироста Top 1000, %о - 5 4 7 5

Годовой оборот Top 1000, млн долл. 674 605 553 936 896

Индекс годового оборота Top 1000 92 83 76 128 122

Ценовой порог вхождения в список, долл. 2 862 500 3 080 921 3 228 767 3 515 660 3 746 000

Индекс ценового порога 100 108 113 123 131

Таблица 4

Основные индикаторы Skate's Top 1000 и Top 5000, рассчитанные в номинальном выражении по состоянию на 21.10.2011 [13, 16]

Индикатор Значение для Top 1000 Значение для Top 5000

Капитализация рынка, долл. 15 873 310 896 30 305 151 667

Средняя цена работы, долл. 15 873 311 6061 030

Ценовой порог вхождения в список, долл. 7033 636 2 098 500

Индекс масштаба рынка 669 669

Индекс повторных продаж 0,75 0,147

Индекс проседания рынка 0,28 0,15

Каждое значимое произведение искусства, которое появляется на рынке (на крупных артаукци-онах или выставках), учитывается в списке Skate's. Все сделки, совершенные на рынке артобъектов, отражает индекс повторных продаж Skate Press - Index of repeat sales. Эта информация позволяет экспертам и участникам рынка быстро ориентироваться не только в его стоимостном диапазоне, но также анализировать данные о предполагаемой ликвидности и доходности по аналогии с другими работами из списка. Активно использует аналог оценки Skate Press, основанный на работе коллегиальной группы при взаимодействии с крупными частными банками и их клиентами, измеряет эффективную доходность произведений искусства.

Повторные продажи создают ценовой ряд, состоящий из двух значений, что позволяет извлечь ценную информацию об эффективной ставке доходности искусства на основе завершенных сделок. Эффективную годовую норму рентабельности (ERR) Skate Press использует в качестве метрики фактической инвестиционной доходности инвестиций в искусство [11]. В годовой норме рентабельности отражается фактический доход, полученный от инвестиций в искусство - чистые комиссионные, выплаченные аукционному дому до уплаты налогов и учета издержек хранения. Основываясь на списке повторных продаж, Skate Press рассчитывается средневзвешенная ERR для самых знаменитых артобъектов (табл. 5). В 2009 г. нулевой и отрицательный показатели ERR явились нормой на аукционном рынке за счет спада продаж, обусловленном рецессией. Кроме того, в 2009 г. произошел сдвиг в балансе сил со стороны продавца к покупателю по всем сегментам артрынка, которые отразились как на сокращении

премии покупателя аукционными домами, так и на увеличении комиссии продавца.

Разработанный индекс Skate's Art Stocks Index (SASI) отражает динамику котировок акций компаний, получающих большую часть своих доходов и прибыли от операций с произведениями искусства и обслуживания артрынка. Этот индекс рассчитывается ежедневно на момент закрытия торгов на всех фондовых биржах, где размещены ценные бумаги арткомпаний. Помимо SASI, Skate Press ежедневно осуществляет корректировку Skate's Investable Art Stocks Index (SIASI) который рассчитывается по выборке из SASI данных о доходности компаний, объемы продаж которых превышают определенный уровень. Скорректированный индекс SIASI предназначен специально для торгуемых на бирже индексных фондов и ценных бумаг, свободно торгующихся на биржах подобно акциям (Exchange Traded Fund, ETF), а SASI для - для нформирования инвесторов и аналитиков о состоянии и основных тенденциях артрынка.

Динамика индекса SASI и американского фондового индекса S&P 500 в сложившихся условиях рынка в период 2005-2011 гг. представлена на рис. 1, из которого следует, что в период с сентября до ноября 2005 г. оба анализируемых индекса были практически на одном и том же уровне. При этом, начиная с ноября 2005 г. значение SASI устремилось вверх, такая тенденция развивалась вплоть до апреля 2006 г., в мае произошло незначительное снижение значения индекса. Дальнейшее функционирование артрынка сопровождалось незначительным колебанием цен в рамках стабильного роста. Самые высокие значения доходности артакций были зафиксированы в сентябре - октябре 2007 г. Значения S&P в период с сентября 2005 г. по август

Таблица 5

Средневзвешенная ERR для самых знаменитых артобъектов по состоянию на 24.11.2011 [14]

Период Год создания Количество повторных продаж Средняя цена покупки, долл. Средневзвешенная ERR, % Средний период хранения картины, г.

От Ренессанса до Классицизма 1487-1866 4 3 880 638 7,54 5,1

Возрождение и Импрессионизм 1867-1887 43 7 376 700 1 9,2

Неоимпрессионизм, Венецианский 1888-1903 35 5 191 086 0,36 8,4

Ренессанс, Набизм, Фовизм, Модерн

Кубизм, Экспрессионизм 1904-1921 53 5 670 558 3,47 8,2

Сюрреализм и абстрактное искусство 1922-1946 24 4 846 241 4,77 6,9

Поп-арт 1947-1970 51 2 741 907 7,26 8,1

Постмодернизм 1971-2002 18 2 608 997 23,13 5,4

Другие повторные продажи Нет 13 4 203 940 -0,24 7,7

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения ' 11

300

250-

200

150-

100

50-

2005

2006

2007

2008

2009

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2010

2011

Skate's Art Stocks Index

S&P 5 00

Рис. 1. Динамика цен Skate's Art Stocks Index и S&P 500 за 2005-2011 гг, млн долл. [9]

2006 г. оставались практически на одном уровне, а затем начали незначительно расти. Несмотря на то, что в период с ноября 2005 г. по сентябрь 2008 г. оценки SASI и S&P демонстрировали значительное превышение доходности артрынка по сравнению с фондовым, точки их наивысших значений пришлись на сентябрь 2007 г., после чего динамика обоих индексов стала демонстрировать спад вплоть до февраля 2009 г. Август 2008 г. стал критической точкой как для SASI, так и для S&P. Начиная с этого времени наглядно видно, как разразившийся мировой финансовый кризис отразился на рынке культурных ценностей и на фондовом рынке.

Начавшийся с кризиса ликвидности и общего сужения денежной массы, он неизбежно привел к падению покупательной способности в общемировом масштабе. В результате, начиная с августа 2008 г. произошло снижение оборотов и фондового рынка, и рынка искусства. Это отразилось не только на резком снижении SASI и других артиндексов, но и на S&P 500, и на общих показателях финансового года. Так, с августа 2008 г. по январь 2009 г. значения SASI и S&P 500 колеблются приблизительно на одном и том же уровне, демонстрируя незначительный перевес в пользу котировок акций фондового рынка. Самые низкие значения обоих индексов были зафиксированы в феврале 2009 г., в этот период их значения практически совпадали. Одновременно достигнув минимальных значений, оба индекса

постепенно начали расти приблизительно одинаковыми темпами. Показатели за январь - февраль 2009 г. свидетельствуют о возобновлении деловой активности на артрынке - по ведущим сегментам аукционных торгов в среднем продано 75 % выставленных лотов, большая часть была реализована выше верхних эстимейтов [14]. Начиная с ноября 2009 г. индекс артрынка резко устремился вверх, в то время как фондовый индекс хоть и продолжил рост, но смог достичь своего предкризисного значения только в мае 2011 г.

Помимо индексов, отражающих динамику мирового артрынка, существует семейство индексов, разработанных российскими специалистами. Это ARTIMX (ART Investment Market Шех), которое представляет собой набор интегральных показателей, характеризующих относительную величину цены условно усредненного произведения искусства на определенный момент времени (табл. 6). Расчет производится по данным о результатах продаж на основных мировых аукционах. Точкой отсчета является расчетная средняя величина стоимости предметов искусства в 2000 г., приведенная к базовому уровню индекса, принятого за 1 000 пунктов.

Для расчетов индексов ARTIMX анализируются данные о результатах продаж около 3 млн лотов с 12 тыс. аукционов. Общий индекс ARTIMX характеризует интегрированное состояние мирового рынка искусства, а также подмножества ARTIMX

0

Таблица 6

Значение индексов артрынка ARTIMX [4]

Индекс Название Значение индекса Изменение Значение индекса Изменение

на 22.11.2011 к 21.11.2011, °% на 22.11.2010 за год, °%

ARTIMX Мировое изобразительное искусство 41 863,41 -0,02 1 457,72 27,83

ARTIMX Painting Мировая живопись 1 771,86 0 1 266,97 39,85

ARTIMX Graphics Мировая графика 41 836,56 -0,06 1 319,05 39,23

ARTIMX-RUS Русское изобразительное искусство |2 398,14 -1,13 1 978,94 21,18

ARTIMX-RUS Painting Русская живопись |2 294,44 0,04 1 808,26 26,89

ARTIMX-RUS Graphics Русская графика |2 707,48 -4,78 2 816,91 -3,88

ARTIMX Oldmasters Старые мастера 41 660,93 -21,78 2 002,63 -17,06

ARTIMX 41 470,85 -0,63 1 119,42 31,39

Impressionism&ModernArt

ARTIMX ContemporaryArt Современное искусство 41 903,85 -1,12 2 596,62 -26,68

Painting и ARTIMX Graphics, рассчитываемого соответственно для живописи и графики.

Отдельно определяются индикаторы традиционно выделяемых направлений - ARTIMX Old masters (оценивает работы старых мастеров), ARTIMX Impressionism & Modern Art (оценивает работы импрессионистов и искусство ХХ в.), ARTIMX Contemporary Art (оценивает современное искусство).

Кроме общемировых показателей в семейство входят индексы для русского искусства: ARTIMX-RUS (общий), ARTIMX-RUS Painting (русская живопись) и ARTIMX-RUS Graphics (русская графика), при расчете которых, помимо данных о мировых продажах, учитываются результаты торгов российских аукционов. При этом из рассмотрения исключаются

работы, относящиеся к категории повышенного инвестиционного риска, т. е. предметы искусства, по отношению к инвестиционной привлекательности которых существуют серьезные разногласия среди экспертов, а также если требуются дополнительные экспертизы для окончательной атрибуции или определения инвестиционной привлекательности.

Динамика индекса ARTIMX с января 2001 по октябрь 2011 г. представлена на рис. 2. Максимального значения индекс достиг в августе 2008 г., после чего, как и многие другие индексы, стал резко падать вплоть до конца 2009 г., после начал уверенно расти.

В марте 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. индекс ARTIMX вырос на 3 9,19 %. Это произошло благодаря вновь возросшему, по

Рис. 2. Динамика индекса ARTIMX за 2001-2011 гг. [4]

J f *

ч < 2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Рис. 3. Динамика индекса ARTIMXba за 2001-2011 гг. [4]

мнению экспертов [12], интересу к предметам искусства со стороны инвесторов.

Кроме ценовых индексов ARTIMX в качестве дополнительных инструментов для инвесторов используется семейство индексов ARTIMXp (ARTIMX profit), отражающих доходность с инфляционной коррекцией на основе индекса потребительских цен Consumer Price Index (CPI), публикуемого в отчетах по прогнозам финансовых тенденций - Financial Trend Forecaster. Также интересными индикаторами являются индексы покупательской активности ARTIMXba (ARTIMX buying activity), представляющие собой усредненную величину текущего соотношения количества проданных и выставленных на продажу лотов на основных мировых аукционах, выраженную в процентах.

Динамика индекса ARTIMXba с января 2001 по октябрь 2011 г. представлена на рис. 3. Максимального значения индекс достиг в октябре 2007 г. и вплоть до августа 2008 г. колебался на уровне высших оценочных значений, когда покупатели произведений искусства проявили максимальную покупательскую активность, а затем резко снизился к началу в 2009 г. в связи с мировым экономическим кризисом. Начиная с 2010 г. ARTIMXba, так же, как и другие индексы, демонстрирует рост покупательской активности.

На основании проанализированного материала можно сделать вывод о том, что современный мировой артрынок развивается достаточно быстрыми темпами, значительно опережая фондовый рынок

по оценкам доходности. Цены на артобъекты сохраняют стабильность даже в условиях кризиса и нарушения устойчивости большинства мировых рынков. В долгосрочном периоде наблюдается четкая тенденция роста цен на предметы искусства и в отличие от большинства традиционных активов фондового рынка в периоды экономических спадов инвестиционная привлекательность искусства повышается. Это связано с гарантией возврата вложенных средств в артактивы, которую обеспечивает их высокая рентабельность.

Отмеченные тенденции в совокупности с хорошо развитой инфраструктурой артрынка, доступностью специализированных баз данных и системы индикаторов оценки состоянии и перспектив развития артрынка способствуют повышению его конкурентоспособности и привлекательности не только для коллекционеров и ценителей, но и для крупных инвесторов фондового рынка, рассматривающих предметы искусства в качестве эффективных объектов для инвестирования.

Список литературы

1. Альтернативные инвестиции - артрынок. Биржевые статьи. Журнал для трейдеров, форекс аналитика, обучение. URL: http://fortrader. ru/ artides_forex/altemativnye-mvestitii-art-rynok.htmL

2. Альтернативные инвестиции: Пикассо бросает вызов S&P. К2К News. URL: http://www. k2kapital. com/articles/16/26194.

3. Арт-инвестиции и арт-бэнкинг. Бизнес и банки. URL: http://finanal. ru/010/art-investitsii-i-art-benking?page=0,0.

4. Индексы артрынка ARTIMX. URL: http:// artinvestment. ru/indices/artimx/?ffc 1=/charts/0_1_ 0_0_0_0_0_0_0_0&ffc2=/charts/6_1_0_0_0_0_0_0_ 0_0.

5. Мортина К. Д. Артрынок и его привлекательность для инвесторов // Финансовые рынки. 2009. № 19.

6. Музей личных инвестиций. URL: http:// www. gif. ru/themes/kunstbazar/art-manual/25-10.

7. О компании Skate's. Официальный сайт. URL:http://www. skate press. com/?c-a t=15.

8. Рынок произведений искусства. URL: http:// www. reasonablefinance. ru/predmeti-iskusstva/rinok-proizvedeniy-isskustva. html.

9. Art stocks and Funds. Art Stocks (publicly traded companies in the Art Industry). URL: http:// www. skatepress. com/index. php?cat=2.

10. Mei J., Moses M. Art as an Investment and the Underperformance of Masterpieces // American Economic Review. 2002. № 5.

11. Monthly art investment ideas from Skate's Art Market Research. URL: http://www. skatepress. com/files/Skates_Art_Industry_Investment_Report_ Jun_2011_English. pdf.

12. Prices disconnected from market reality?. ArtMarketlnsight, Nov 2011. URL: http://web. artprice. com/AMI/AMI. aspx?id=Nzg3NTM0Njg3MjkzNDk=

13. Skate's TOP 1000 by nominal value. URL: http://www. skatepress. com/_index. php?cat=24.

14. Skate's TOP 1000 investment returns by art period. URL: http://www. skatepress. com/_index. php?cat=26.

15. Skate's TOP 1000 general indicators. URL: http://www. skatepress. com/_index. php?cat=27.

16. Skate's TOP 5000 by nominal value. URL: http://www. skatepress. com/_index. php?cat=92.

^t^nsil ■ - i___

fc & ii ifjii

mm » i i

■ „ • m§

Санкт-Петербург Отель Кортьярд Марриотт 2-ая линия В.О. 61/30

Северо-Западный Юридический Центр

ОСОБЕННОСТИ

МЕЖДУНАРОДНЫХ

КОНТРАКТОВ:

как защитить собственные интересы?

Как урегулировать убытки из-за поставки некачественного товара

Как избежать дополнительного внимания контролирующих органов Как оформить расчеты с иностранными контрагентами не денежными средствами

В каких случаях следует использовать нерезидентные компании.

Вопросы для обсуждения:

-Заключение и исполнение международного контракта. Проверка контрагентов. Выбор применимого права. Споры о качестве товаров.

-Правила Инкотермс. Новые базисные условия. Преимущества старой редакции. Конфликт с таможенным кодексом.

-Подконтрольные нерезидентные компании. Анонимность. Обмен информацией между налоговыми и другими органами.

-Тенденции судебной практики по спорам с Росфиннадзором. Ответственность за невозвращение валютной выручки.

-Налогообложение операций в рамках ВЭД. Изменения в администрировании НДС по внешнеторговым операциям. Практика применения соглашений об избегании двойного налогообложения.

Регистрация и дополнительная информация:

Тел. (812)633-31-53 Анна Тетюшина, Александр Наке Условия участия на www.urcentr.ru

16 февраля 2012 года

Семинар для участников внешнеэкономической деятельности

К выступлению приглашены:

Талимончик Валентина Петровна

Специалист в области международных отношений, лауреат премии "Кто есть кто. Ведущие юристы России" по специализации ВЭД, доцент кафедры международного права СПБГУ.

Шевцив Олег Степанович Директор департамента типовых процедур ЗАО "Северо-Западный Юридический Центр", ведущий специалист по международному планированию, докладчик международных семинаров и конференций Бухарцев Сергей Николаевич Заместитель председателя Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа

(уточняется)

Климова Вера Владимировна

Главный государственный налоговый инспектор УФНС по Санкт-Петербургу, Советник государственной гражданской службы Российской Федерации Зкласса

(уточняется)

Модератор: Комаров Владимир Николаевич Управляющий партнер «ЗАО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Северо-Западный юридический центр»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.